Валерий Банных “Бумажник следует уважать” рассказ

Валерий Банных “Бумажник следует уважать” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Банных Валерий Борисович родился в 1946 г. в Краснодарском крае. Проживает в г. Ростов-на-Дону. Окончил Московский электротехнический институт в 1973 году. Специальность - разработчик радиоаппаратуры. Имеет ряд научных статей и изобретений. Прозу начал писать в 2015 году. В научно-техническом вестнике «Каротажник», (Тверь) в №279 за 2017 г. опубликована повесть «Вокруг Самотлора», а в № 291 за 2018 г. рассказы "Пожар" и "Аборигены"
В электронном журнале - "Za-Za", (Дюссельдорф, ФРГ) в 2018 - 19гг. опубликованы тринадцать рассказов. В журнале "Южная звезда", (Ставрополь) в №4 за 2019г. опубликована повесть "Мои автомобили".

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Валерий Банных

БУМАЖНИК СЛЕДУЕТ УВАЖАТЬ

рассказ

 

Многие, наверное, знают, что прототипом бумажника в средневековье являлся гульфик (у мужчин, по крайней мере). Одно только его изначальное местоположение на теле владельца указывало на важность данного аксессуара. В течение веков объём, форма и место хранения, условно так скажем - кошелька, претерпевали изменения. От упомянутого гульфика к кожаному мешочку, привязанному к поясу, затем: кошелёк, портмоне, раскладной бумажник (он же лопатник) и, наконец, барсетка (самая, кстати, неудобная вещь, а уж как её легко потерять или отнять силой, и говорить нечего).
Вспомнил анекдот. В роскошном зале известного ресторана молодой человек "кавказской национальности" сел за красиво сервированный стол и, рядом со сверкающими приборами, на белоснежную скатерть поставил маленький чемодан. Подошедший к нему безукоризненно одетый - сама элегантность - официант, в полупоклоне приветствовал гостя, а затем обратился к нему.
- Молодой человек, не могли бы вы поставить чемоданчик на пол? Думаю, так вам будет удобнее.
Несколько секунд помолчав, гость ответил.
- Ошибаетесь, дорогой. Это не чемодан, а барсетка, и мне удобней, когда она на виду.
- Извините,- резюмировал официант.
Сегодня, когда я сел за письменный стол мой взгляд случайно упал на любимый мой бумажник, подаренный мне очень давно, но не утративший, несмотря на свою древность, презентабельности и элегантности. Обычное его место в бардачке автомобиля, а тут вдруг он нагло валяется, где попало. Из натуральной, приятной на ощупь и довольно плотной, темно-коричневой кожи, с массой больших и маленьких отделений, внушительного размера - сложенный вдвое, он чуть больше денежной купюры, и с трудом втискивается в карман, что момент положительный - вынуть  незаметно такой бумажник затруднительно. Нравится он мне очень, да, кажется, и я ему тоже не безразличен, как ни странно. Несколько раз мой бумажник терялся и находился, причем не каждая потеря сопровождалась утратой его содержимого. Вот об этом хочу рассказать.

***
В доперестроечные времена (году этак в 1982), мы с Любой, моей женой возвращались из отпуска, рискнув преодолеть длинный путь (около четырёх тысяч километров - от Ростова-на-Дону до Нижневартовска) на дряхлых, видавших виды "жигулях". Главной задачей было дотянуть до родины нашей машины - Тольятти. Там мы надеялись машину основательно подлечить, чтобы она смогла не только преодолеть оставшийся путь, но и поездить ещё по Нижневартовску, в котором автомобильный сервис пока напрочь отсутствовал.
В Тольятти мы прибыли около полудня, разумно решив сначала пообедать, а потом уж заниматься ремонтом автомобиля. Зашли в кафе. На стол рядом с собой я выложил барсетку, пребывавшую тогда на пике мужской моды. Лично я восторга по поводу этого новомодного аксессуара не испытывал. Зато в жаркую погоду при одном маленьком кармашке летней рубашки, в ней удобно располагались: документы на автомобиль, бумажник с внушительной суммой, наши паспорта, какие-то справки из домоуправления, необходимые в Вартовске, сигареты и зажигалка, бумага для записей и карандаш, носовой платок, и прочие дорожные мелочи.
Вкусно пообедав, в прекрасном расположении духа приехали мы в автоцентр, где быстро договорились о ремонте.
- Хорошо, я всё понял, сделаем. Давайте техпаспорт и заезжайте,- сказал мне мастер-приёмщик.
- Сейчас принесу. В машине документы, - ответил я.
Однако в машине ничего не оказалось. Взволнованный я вернулся к жене. Спрашиваю:  
- Люба, у тебя в сумке моя барсетка?
- Да нет, конечно, - заглянув в сумку, ответила она. - Пойдем внимательно поищем в машине.
Естественно, поиски ничего не дали.
- Скажи, когда выходили из кафе, ты забирал барсетку со стола?
- Да не помню я.
- Рядом с нами за столом в кафе сидел молодой мужчина азербайджанец. Мне кажется, мы ушли, а он остался сидеть за столом, - заметила жена.
- Ну и чем нам это поможет?
- Не знаю, просто вспомнила. Но в любом случае необходимо поиски начинать оттуда. 
Приехали в кафе, зашли в зал. С первого взгляда бросилось в глаза, что стол, за которым мы обедали полчаса назад, кардинально изменился: его покрывала свежая скатерть, на которой девственно сверкали чистые приборы, молодой азербайджанец - отсутствовал, следы утраченной нами барсетки - тоже. Я подумал, что логично будет поискать человека, так аккуратно преобразившего стол, и обратился за информацией к буфетчице, задумчиво подкрашивающей за барной стойкой ярко красные губы. На секунду оторвав от губ тюбик помады, и поправив обязательную для её профессии кружевную наколку на пышной копне обесцвеченных волос, буфетчица кивнула на дверь: "Там Зина".
Зина, неопределённого возраста и с лицом человека профессионально знакомого со спиртным, на наши расспросы отвечала просто:
- Когда я убирала этот стол, на нем, кроме грязной посуды, ничиво не было.  Обычно, чиво находют, отдают у буфет. Вы у Катьки спрашивали?
- У буфетчицы? - уточнил я.
- Но! - утвердительный ответ. - До ей и йдите.
Мы возвратились к искусственной блондинке. Теперь она сама поинтересовалась у нас:
- Чиво? Потеряли чево-то?
- Да вот муж, вероятно, забыл здесь барсетку, примерно, полчаса назад,- сказала моя жена, указав пальцем на стол. 
- Ой, та мужики все лопоухие, - хитро прищурившись, ответила "Катька".
Я хотел было возмутиться столь неуважительным отношением к сильной половине человечества, но вовремя сдержался и вежливо предположил:
- Вы так загадочно улыбнулись, что это вселяет надежду на вашу помощь.
- Да нет, ничего я не видела, и помочь не могу.
- Есть одна зацепка,- сказал я,- вы не знаете мужчину кавказца, который сидел с нами?
- В бежевой кожаной куртке? - спросила она.
- Да, точно в бежевой куртке, я ещё обратила внимание на неё,- подтвердила Люба.
- Значит, это был Асад, он часто у нас обедает. И найти его легко. В двух кварталах отсюда большой магазин "Жигули", там торгуют ворованными запчастями. Поищите его в толпе.
Долго искать Асада не пришлось. Люба сразу заметила его прогуливающимся среди покупателей с открыто висящей на запястье злосчастной барсеткой. Мы подошли к нему. Он смотрел на нас, широко улыбаясь. Первую фразу произнес я.
- Асад, сам понимаешь, нам выбирать не приходится, главное - верни, пожалуйста, все документы.
- А что денег там нет? - спросил он с лёгким акцентом.
- Деньги - это на твоё усмотрение, - ответил я.
- Посмотрим,- продолжил Асад,  рассматривая фото в мом паспорте, а затем спросил, заглянув в техпаспорт автомобиля. - Номерной знак машины можете назвать?
Я назвал.
- Всё верно. Возьмите,- сказал Асад, возвращая мне пропажу, и добавил: - Можешь не волноваться, абсолютно всё на месте.
- Сколько я тебе должен? - спросил я.
- Да нисколько,- ответил он.
Я протянул ему несколько купюр по сто рублей (по тем временам хорошую сумму). Он долго отказывался брать деньги. Наконец согласился взять двадцать пять рублей. "Спасибо, вечером с ребятами пиво попью",- сказал мне Асад на прощание.

***
Два похожих приключения с бумажником, случившиеся в Ростове-на-Дону также во время отпуска, закончились не столь благополучно.  В одном случае я просто забыл его в ночном такси. Поскольку сидел я на заднем сидении, то обнаружить мою пропажу мог кто угодно - другие пассажиры, мойщик автомобиля, а может быть и таксист. Помимо денег и водительских документов в бумажнике остались паспорт и квитанция с автостоянки, где находился мой автомобиль. А как я теперь докажу, что он мой?
Утром (можете себе представить в каком настроении) я первым делом помчался на стоянку и убедился, что машина (слава богу!) стоит на месте. Еле уговорил дедушку сторожа сообщить мне телефон его начальника.  Позвонил. Договорились о встрече на стоянке в 11 часов. Встретились, познакомились. Собеседник мой коротко представился: "Миша". Он был моим сверстником и в разговоре мы обращались друг к другу то на "ты", то на "вы". Серьёзный и основательный человек Миша, с которым мы дружим, и по сей день, сразу предложил мне логичный и разумный вариант.
- Я вам верю и сочувствую. Думаю, и без утерянных документов нетрудно доказать, что автомобиль ваш,- спокойно сказал Миша.
- Да конечно, можем открыть машину, и я скажу, что лежит в багажнике, бардачке, каждом кармане дверей. Кроме того у меня есть акт купли-продажи, где указаны номера агрегатов, есть военный билет, из которого видно что я это я.
- Вот именно,- продолжал Миша,- не будем тратить время на очевидные пустяки. - Если хотите, забирайте машину, но скорее всего, вы на ней сможете доехать до встречи с первым гашником, и после этого на одну серьёзную неприятность станет больше. Давай обсудим хоть и гипотетическую, но вероятную ситуацию. Если вдруг злоумышленник, нашедший нашу квитанцию, сообразит, где стоянка и попытается уехать на машине, то он уедет - так как нет оснований не выпустить его, а требовать личные документы у водителя сторож не в праве. Короче, предлагаю: у меня на стоянке есть свободный бокс, ключ только у меня, давай твою машину туда поставим, пусть постоит пока всё устаканится, чтобы не было соблазна ездить. Забрать можешь в любой момент. И ещё, попробуй в таксопарке что-нибудь разузнать, у них есть бюро находок. Деньги, конечно, вряд ли вернешь, а документы вполне может быть.
В таксопарке, к сожалению, мне ничем не помогли. После посещения РЭО ГАИ и паспортного стола в моей душе воцарилось отчаяние. Не хочется  утомлять читателя анализом иезуитских процедур восстановления утерянных (а ещё хуже похищенных, и следует прежде доказать, что это не так) документов. Восстановление водительского удостоверения и технического паспорта автомобиля априоири было невозможно без гражданского паспорта - всё - точка.
С паспортом, в моём случае, особые сложности.
- Заявление об утрате документа следует писать в ОВД, на территории которого это произошло. После того как получите от них справку, нужно обратиться в паспортный стол по месту прописки, где и получите в течение 15-ти дней паспорт,- объяснял мне начальник паспортного стола.
- Я прописан в другой области, на крайнем севере, а здесь забронирована квартира и паспорт получен здесь.
- Тогда привезите оттуда листок убытия.
- Интересно, дадут ли его мне без паспорта и как я куплю билет на самолёт, не говоря уже о том, что мне пора возвращаться на работу? 
- Все эти проблемы меня никак не касаются. Раньше надо было думать,- повоспитывал меня начальник на прощание.
Думаю, произойди нечто подобное со мной сегодня, дело кончилось бы  инфарктом.  Да и тогда я был близок к нему, но меня спасло то, на что я в глубине души надеялся: спустя  неделю после потери я обнаружил свой бумажник в почтовом ящике, со всеми документами и запиской с перечнем содержимого - без денег, разумеется. Пожалуй, в то время люди были более отзывчивы, сострадание в душах присутствовало. Подавляющее большинство из них сегодня сказали бы вернувшему документы: "Да ты ненормальный, надо было продать каждый документ владельцу".

***
Третья наша с бумажником разлука произошла  уже в девяностые годы.  Удивительное время, когда связь криминала и власти была настолько тесной, что грань между ними практически отсутствовала - по крайней мере, на бытовом уровне.
Бумажник виртуозно вытащили у меня в толпе покупателей на центральном рынке Ростова, вытащили из заднего кармана, откуда я сам доставал его с большим трудом. Профессионалы работают на базаре: профессиональные карманники, профессиональные организаторы и руководители процесса воровства (помощники хозяина рынка), профессиональные милиционеры, с которыми воры делятся и которые прикрывают организованных воров от посягательств на них других надзирающих органов. Далее - по вертикали.
В моём случае "дознание" происходило так: довольно легко один из торгующих указал мне помощника хозяина, прилично одетого, я бы сказал даже интеллигентного, человека лет сорока пяти. Подойдя к нему, я попросил:
- Помогите мне, пожалуйста, у меня украли бумажник, где деньги и документы.
- Вы можете более точно указать место происшествия? - спросил он.
- На Подбельского, в рядах стройматериалов.
Не знаю уж, чем я ему понравился, но помощник ответил: "Попытаюсь. Фамилию назовите". Затем добавил: "Постойте пока в сторонке, я Вас позову" и принялся оживлённо беседовать по телефону. Спустя несколько минут, жестом указательного пальца подозвал меня.
- Скажите, сколько денег там было?
- Тысяч пятнадцать, - ответил я.
- Ну примерно это столько и стоит,- сказал он тоном сожаления, и добавил, - идите в отдел милиции (со стороны Будённовского проспекта), знаете где?
- Знаю, конечно.
- В десятом кабинете всё отдадут.
И действительно, возвращавший мне бумажник майор на прощанье  сказал: "Вам повезло, что наши люди сразу принесли пропажу ко мне. Другой раз будьте осторожны. Рынок - опасное место". Все документы были целы. И я сказал ему: "Спасибо, товарищ майор".

***
Последнее же по времени происшествие, даже не с бумажником, а в его присутствии, случилось лет десять назад.  Происшествие удивительное. Так что я долго терялся в догадках - кто и почему мне покровительствовал. Ну, судите сами.
Летом, в изнуряющую жару выше сорока градусов, у меня в машине не работал кондиционер, и я ездил с открытыми окнами в автомобиле. Потребовалось встретиться с партнёром, чтобы отдать ему десять тысяч рублей. На встречу я приехал, заскочив по пути в банк, где получил наличными сто тысяч. С трудом нашел место для парковки в центре города, практически на тротуаре возле условленного кафе.
Помню как, обливаясь потом, разорвал банковскую упаковку, отсчитал десять купюр и положил их в карман. Закрыв машину, зашел в благословенную прохладу кафе, где уже сидел мой товарищ, предварительно заказавший обед на двоих. Любимая холодная окрошка  ожидала меня на столе. Мы приятно побеседовали, не торопясь съели окрошку, шашлык и выпили кофе-глясе. Распрощались у входа, мой товарищ сел в свою машину и уехал, я направился к своей. И что же я увидел, подойдя к ней? О ужас! Стекло на пассажирской стороне опущено полностью, на сидении лежит раскрытым мой бумажник, обильно посыпанный  тысячерублёвыми купюрами.  Я их посчитал - ровно девяносто штук.


 

Ростов-на-Дону

 

“Наша улица” №248 (7) июль 2020

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/