Нина Краснова «Свои ангелы» (к 45-летию художника Александра Трифонова) эссе


Нина Краснова «Свои ангелы» (к 45-летию художника Александра Трифонова) эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную
страницу

Нина Краснова

СВОИ АНГЕЛЫ

(к 45-летию художника Александра Трифонова)

эссе

«Кто никогда не бывал» на выставках художника Александра Трифонова, нон-конформиста, Лидера Третьего Русского авангарда, тот многое потерял. Я бывала на его выставках, начиная с той, которая называлась «Конец идеологий» и которая состоялась в 1999 году в галерее «На Каширке». Там я открыла для себя этого экстраординарного, ни на кого не похожего художника. Об этом я написала в 2005 году подробное аналитические эссе, оно вышло в «Книжном саде», в коллективной книге-альбоме в рубрике «Новый русский авангард», к 30-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности Александра Трифонова, и тогда же у меня сочинились такие строки о молодом юбиляре:

Ты - художник нового века,
Ты - художник новых веков,
По-своему видящий человека,
Новый художник без новых оков.

В искусстве ты идёшь своим путём,
И вслед тебе глядят Малевич да Кандинский.

 

ЛЮДИ БЕЗ ЛИЦ
Как в жизни, так и в искусстве есть люди, которые имеют своё индивидуальное лицо и которые не имеют его, люди без лиц, безликие. Александр Трифонов такими и изображает этих людей. Вот на его картинах раннего периода - зрители в театре с масками вместо лиц, а вот сержант в фуражке и в мундире с погонами, но без лица, он держит в руке стакан водки, а вот на одной из новых картин (2016) - кардинал в своей красной мантии с канонической красной шапкой - «биреттой», он тоже и без лица, и даже без головы, и без тела, и без рук… он - это его экипировка и, так сказать, незримый святой бестелесный дух в этой экипировке…
Но и человек без лица, как такового, без внешних черт, может иметь своё (внутреннее) лицо, только не каждый способен увидеть и рассмотреть его. Александр Трифонов видит и показывает разных людей.  

ПОРТРЕТЫ
Надо сказать, что у Александра Трифонова вообще нет портретов в реалистическом стиле, на которых он рисовал бы и детально прорисовывал бы черты лица человека, как это делали и делают художники реалистического направления. Потому что он художник нового направления в искусстве, и показывает лицо человека не через внешние черты его лица, не через копирование этих черт, а через что-то другое, через какие-то символы и знаки, через какую атрибутику, характеризующую человека.
Александр Глезер назвал искусство Александра Трифонова фигуративным экспрессионизмом. Потому что Саша создает и показывает свой мир и людей, живущих в этом мире, через разные (которые, собственно говоря и присутствуют в природе) геометрические фигуры, через прямоугольники, треугольники, многогранники, через круги, овалы, ромбы, параллелепипеды, кубы, конусы, квадраты, шары, через прямые и кривые линии… и через комбинирование всего этого в том или ином порядке… и окрашивает всё это разными красками, причем использует чистые краски и не смешивает их, а сочетает одну с другой по своему вкусу и по своим рецептам. И у него получаются очень экспрессивные и очень красивые и впечатляющие картины, где главную роль играют форма и цвет, и всё это и есть содержание картин с людьми, с их внешним и внутренним миром.
Как писатель из одних и тех же слов строит разные тексты путем комбинирования одних слов с другими и окрашивает их в разные тона, так и художник, у которого свой язык красок и свой набор художественных средств.  

1.
Александру Трифонову всегда было интересно посмотреть, что у того или иного человека в голове, какие мысли, какие помыслы и замыслы, какие фантазии, какое подсознание, какие, наконец, мозги. И он нашёл для этого суперпростое и супероригинальное средство - топор Раскольникова. И стал рассекать этим топором головы персонажам своих картин (не в жизни, а на картинах «Евроремонт», «Ателье», «Змея», «Царь я или не царь», «Право на репродукцию»), вернее - слегка надрубать головы и смотреть и показывать, что там. И оказывалось, что кое у кого там ничего нет, как у деревянных чурбанов. И в конце концов он написал картину «Раскольников» (2013 и 2016), вернее два варианта картины, где на одной из них главный герой - топор с бежевой крепкой рукояткой и с блестящим темно-серым лезвием  - рассекает белую голову (белый круг-шар) подопытному персонажу в зеленом одеянии, а на другой - в красном, символизирующем кровь… Потрясающая картина! И по художественному замыслу, и по исполнению! Шедевр! Это по сути - портрет Достоевского.                 
Достоевский Александра Трифонова - это не знаменитый Достоевский Перова, висящий в Третьяковке, а это Достоевский Трифонова… и это - лучшее художественное воплощение Достоевского в Раскольникове, а Раскольникова в Достоевском.    

2.
А «Ахматова» Александра Трифонова (1996 года) - это… не Ахматова Альтмана и не её фотокопия, а… остов шаткого стула со сломанной спинкой, которая имеет форму буквы «А»… причём у стула всего три ножки, а не четыре, а сиденье представляет из себя не четырёхугольник, а треугольник. От стула, от всех его частей, на пол или на землю падает тень… и от ножек тоже, которые в сочетании со своими тенями кажутся подкосившимися ногами скакового коня… Очень сложный и многозначный образ - иероглиф, который надо разгадывать, расшифровывать…  
Ах, Ахматова! - хочется сказать, глядя на него, и спросить: а где Ахматова? Этот стул - трон поэтессы, или скелет Пегаса поэтессы… а где она сама? Её нигде нет. Пустой стул символизирует собой «поэму без героя», а точнее - без героини?.. А героиня - она же и автор поэмы - вон, оказывается, где она, в нижнем правом углу картины, вернее, там чёрная тень Ахматовой, падающая с чёрного неба на землю, то есть сама поэтесса находится на облаке (или на туче), как небожительница.    

3.   
А «Орфей» Александра Трифонова (2019) - это золотой тенор России, солист оркестра Леонида Утёсова, певец и композитор Анатолий Шамардин, который любил искусство Александра Трифонова и участвовал в выставках художника, пел там песни из своего репертуара, создавал праздничную музыкальную атмосферу на вернисажах. Он изображён в стиле фигуративного экспрессионизма Александра Трифонова… то есть в виде ярких разноцветных геометрических предметов-символов, из которых складывается условный портрет певца, здесь и белый кружок головы, профиль с открытым клиновидным ртом, от которого отделяется и летит вверх, по чёрному фону белый луч - голос Орфея, ультразвук, здесь, рядом с Орфеем, и музыкальный инструмент - лира - с белыми линиями струн, здесь и реквизиты артиста - объемный прямоугольный параллелепипед (емкость для реквизитов), и кусок красной ткани, и полусвёрнутый-полуразвёрнутый лист бумаги, клавир с нотами и текстами песен, и дощечка - мостик к сердцам зрителей-слушателей. Орфей находится на нижней, жёлто-солнечной стороне пространства картины, за которым - чёрное пространство небес и космоса, чёрный квадрат Малевича. Туда и летит голос Орфея и его песня, одинокая, проникновенная, щемяще-трогательная и прекрасная, как соната Шуберта: «Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной…»
Кстати сказать, у Александра Трифонова есть и картины с Шаляпиным, Вертинским, Ростроповичем, Бахом, Шопеном, Брамсом и Моцартом и с музыкантами и музыкальными инструментами, с гитарой, виолончелью, контрабасом, органом, арфой, и с пианино, и с фортепьяно, и с «ночными мелодиями»… - свой Большой театр… а кроме Достоевского и Ахматовой есть и Чехов, и Эдгар По, и Волошин, и Вяземский, и Кафка, и Платонов, и Мандельштам, и Кувалдин… - свой Дом литераторов… и есть танцоры и танцевальные пары со своими танцами…   
На одной из новых картин, которая называется «Танго» (2020), девушка в длинном киноварном платье танцует со своим партнёром танго, очень лирично, эротично и интимно, а на картине «Танец» (2020) девушка в туфлях на высоченных каблуках и в красной мини-юбке и в красном топике танцует со своим партнёром какой-то другой, не медленный, а быстрый танец, очень динамично и темпераментно. Саша в этих портретах сумел передать и настрой партнёров, и пластику их движений, и свой весёлый взгляд на обе пары, который передаётся зрителям, в частности - мне.   

4.
«Поэтесса Нина Краснова» Александра Трифонова (2004) - это, как и все портреты трифоновской работы, - не фотокопия внешнего вида поэтессы, а набор предметов, характеризующих её, то есть меня, они разбросаны по всему чёрному фону картины: тут и лоскуточки темно-красной, жёлтой и бежевой ткани, и длинные швейные иголки (не только для шитья, это и иголки острых шуток, юмора и иронии); тут и большие синие глаза (один - в одной части портрета, другой - в другой), причём оба разные, один наивный, а другой мудрый, они - как две рыбки, плавающие своими взглядами в стихии ночи и в стихии поэзии и сверкающие, как фонарики; тут и цветные зонтики от дождя, от непогоды, от жизненных невзгод (один - жёлто-зеленоватый, другой - темно-вишнёвый); тут и овальный светло-розовый кусок теста, из которого я сделана, а на нём - мои губы в помаде; тут и какая-то темно-коричневая, таинственная конструкция - наверное, плод моих творческих фантазий; тут и часть крышки стола, за которым я пишу свои книги… Портрет яркий, насыщенный позитивной энергией. Он висит у меня дома и радует меня. Саша Трифонов подарил мне его к моему 55-летию, в 2005 году.
А в этом году к моему круглому юбилею, к моему 70-летию, он подарил мне свою картину «Имя» (2009): на ней - в пространстве звёздного космоса - стоит фольклорная тряпичная куколка с золотыми завитыми волосами и в белом платьице с золотым орнаментом на подоле и в коричневых валенках, она играет на скрипочке и, как мне кажется, поёт песню «Сон под пятницу» на мои стихи:

Мне приснился сон под пятницу:
Я надела белу платьицу
С вышивкой по рукавам
И пошла на вечер к Вам...

Это, конечно, - я, в белом платьице, только с вышивкой не по рукавам, а по подолу…
Репродукция этого портрета была на обложке моей книги стихов и эссеистической прозы «Имя», которая вышла в «Книжном саде» в 2010 году. А теперь у меня есть и сам оригинал!

5.
 «Красная ворона» Александра Трифонова (2003) - это ворона, каких нет в природе, а в живописи у Саши она есть, на фоне Театра Российской армии, где Саша проходил военную службу. На голове у вороны - зелёная шапка-треуголка, почти как у нашего полководца Кутузова. Про эту ворону я написала, что она - «из театра Армии актриска», которая «любит акты риска», и ей нравится, что она не такая, как другие вороны и вообще птицы:  

Вся из красной краски сотворёна,
На картине вон стоит ворона.
Говорит ворона: «Кар-р, кар-р-тина классная!
Я не белая, не чёрная ворона -
Я ворона, кар-р, ворона кр-р-а-сная!»

Есть у Саши и «Ворона классическая» (2003), черно-серая, на фоне Парфенона с колоннами, есть и зелёная ворона «Наполеон» (2005), в красной треуголке, на фоне Большого театра, есть и изумрудная ворона-модница, в нарядных желтых и оранжевых тряпочках - «Золотая птица» (2007), она - как модель - попала на обложку одноимённого литературного альманаха Юрия Кувалдина.
Вон сколько у Саши Трифонова разноцветных ворон! - Целый птичник!
А недавно появилась и синяя «Ворона» (2019), дама в синем платье и с гиперболизированным коричневым носом вороны… Но это уже другая птица.

ПОСТМОДЕРНИЗМ И РЕЦЕПТУАЛИЗМ
Поэт и культуролог Слава Лён говорил о признаках постмодернизма и признаках нового направления в искусстве - Рецептуализма, искусства третьего тысячелетия, и называл самые главные из них: «тотальное цитирование классики, тотальная ирония, или пан-ирония, и рождение искусства из самого искусства». Все эти признаки есть у Александра Трифонова. Они проявляются, например, и в его картинах «Над вечным покоем» (2009), «Грачи прилетели» (2009), «Московский дворик» (2019 и 2013), причём не только летний, но ещё и зимний, и в картинах «Мадонна с младенцем» (1997), и «Блудный сын» (2012 и 2018), и «Брейгель» (2020), и «Завтрак московского комсомольца» (2002), написанных одна - под влиянием Левитана, вторая - по влиянием Саврасова, третья - под влиянием Поленова, четвертая - под влиянием Рафаэля и Леонардо да Винчи, а другие - под влиянием Рембрандта, Брейгеля, Федотова, но все до одной - не в чьем-то, а в своём неповторимом стиле… чем они особенно ценны, к тому же они позволяют любителям живописи вспомнить мировую классику, в золотой фонд которой войдут и картины Александры Трифонова, эти, и другие.   

АНГЕЛЫ
В европейской живописи все ангелы - это, как правило, маленькие мальчики, ангелочки (они же и амурчики), почти младенцы, пухленькие и жирненькие, с перетяжечками на ножках и на ручках, со складочками на животиках - и у Пуссена (в «Спящей Венере»), и у Буше (в «Юпитере и Каллисто»), и у Доменикино (во «Взятии Марины Магдалины на небо»), и у Леонардо да Винчи (в «Мадонне с цветком»), и у Мурильо (в «Отдыхе на пути в Египет» и в «Непорочном зачатии»)… а в иконописи, русской и вообще христианской, ангелы - это взрослые существа, например, ангел Златые Власы, архангел Гавриил или архангел Михаил, ангел Хранитель, есть и ангелы женского пола…   
…У художника Александра Трифонова в его живописи - свои ангелы, новаторские, они не имеют пола, они в прямом смысле святые, неземные создания. Например, «Ангел Аполлинера» (2007). Он летит со стаей таких же ангелов по небу, играя на скрипочке. У меня сочинились такие стихи о нём:
1.
По пóлю лазурного неба плыл Ангел,
Над грязью земною плыл Ангел-пылАнгел,
Со скрипкой в руках, бессловесно, молчком,
Играя на струнах тончайшим смычком,
Играя мелодию сфер неземных
Для душ не для низменных энных - иных,
Играя для неких возвышенных душ,
Лицо подставляя под солнечный душ.
2.
По небу за Ангелом я полетела.
У Ангела было не тело - полтела
От верха до пояса, было полАнгела
Без признаков пола. Бывает пол Ангела?
(…)
Был Ангел надёжным помощником Бога,
С картины художника Ангел и с блога.

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО
Библейские темы занимают в искусстве живописи Александра Трифонова своё особое место. Например, тема «Несение креста», которую он интерпретирует в разных своих картинах по-разному и которую постоянно развивает и углубляет.
Или «Искушение Святого Антония» (2020), или «Поклонение волхвов» (2018)… или тема семьи, аналогичная «Святому семейству».
У Рафаэля есть картина «Святое семейство», с нимбами над головами всех членов этой ячейки христианского общества. А у Александра Трифонова появилась картина «Семья» (2016) - там в диаграммном порядке стоят друг с другом муж, его жена и их дитё, которое повернулось к ним лицом и смотрит на них обоих, а на полу лежит в красной обложке Красная книга, куда в наше апокалиптическое время, когда рушатся традиционные нравственные ценности, стоит занести традиционную семью…
Есть у Рафаэля и «Святое семейство с агнцем (с ягнёнком)». А у Александра Трифонова появилась «Моя семья» (2019), где мадонна сидит со своим дитём, а рядом с ними в стойле - рыжая корова и серая лошадь… Эта картина вызывает у зрителей, в том числе у меня, улыбку умиления…
Когда-то я сочинила такие стихи, посвящённые Саше Трифонову:     

Пора художнику своё гнездо свивать бы,
Не век сидеть ему под маминым крылом.
Птенец подрос и стал большим орлом,
Созрел для дел великих и для свадьбы.

Его невеста, как и он, полётна,
Нельзя желать иной жены ему.
Она готовить будет ужины ему
И вдохновлять его на новые полотна…

Теперь Александр Трифонов - не только художник и «создатель миров своих», как сказал бы Гумилёв, но и глава своего святого семейства, которое да хранят святые ангелы и Господь Бог!

ПЕЙЗАЖИ
В 2005 году я написала в своем эссе об Александре Трифонове, что мне очень нравится картина Саши «Наша улица», которая может служить визитной карточкой журнала, - прелестный московский пейзаж улицы, в стиле антиакадемизма, характерного для Саши и с характерным для него же юмором, но что у Саши, к сожалению, пока мало пейзажей. Теперь же, через 15 лет у него появилось много картин с пейзажами, среди которых и летние, и зимние.   
Например, «Холмы»: зеленые холмы, с белым домиком на горизонте и с красной остроконечной крышей и светло-коричневые дорожки… Или, например, «Аллея»: длинная аллея, деревья с темно-коричневыми стволами и пышными круглыми зелёными кронами и густые круглые кусты. Или, например, «Эйндховен»: готические строения и дерево с кривыми, узорными ветками. И главное - эти пейзажи, настолько оригинальны, что их не с чем сравнить. Как и его зимние пейзажи - например, «Зимний пейзаж», «Декабрь», «Февраль», «Замёрзшая река», «На реке», «Нидерланды в снегу», «Бегство в Египет», «Вифлеем»: домики с крышами, белыми от снега, чёрные конструкции голых деревьев, белые горы и сугробы, маленькие фигурки людей и животных, собачка, ослик, парящая в небе или сидящая на ветке птичка…
Я специально просмотрела все коллекции своих открыток с репродукциями русской и зарубежной живописи, сотни репродукций картин разных художественных музеев - Русского музея, Эрмитажа, Третьяковки, музея изобразительных искусств Пушкина, Дрезденской галереи, чешской дворцовой галереи Опочно, французской, испанской, голландской, фламандской, нидерландской живописи, американского музея «Метрополитен», Рязанского, Ставропольского, Новосибирского, Архангельского, Одесского, Киевского музеев… Нигде ни у кого из художников разных времен нет ничего подобного по стилю, по комбинации, распределению и сочетанию красок на холсте, по совершенству линий и форм предметов, и по самодостаточной лаконичности изобразительных средств… И это касается всех картин Александра Трифонова! То есть пейзажи с деревьями, кустами, тропинками и дорожками и с видами каких-то новых и старых архитектурных сооружений, домов, мостов и улиц есть у каждого художника, но у каждого это всё - своё: у Шишкина с его «Лесными далями», у Поленова с его «Заросшим прудом», у Куинджи с его «Вечером на Украине»  и с «Березовой рощей», у Коровина с его «Мостиком», у Лебедева с его «Аллеей в Альбано», у Клода Моне с его «Дамой в саду», у Анри  Руссо с его «Видом моста в Севре и холмов…», у Робера с его руинной живописью - своё, а у Трифонова - своё!  
А какой чистый, ослепительно-белый снег у него в его зимних пейзажах! От этого снега исходит яркое белое сияние. Ни у кого нет такого снега, даже у Юона в «Мартовском солнце», и у Сурикова во «Взятии снежного городка», и у Кустодиева в его зимних пейзажах, и у федоскинских художников Чижова и Страхова, и у художников Севера с их айсбергами, и даже у Рокуэлла Кента…
А деревья с голыми ветками на картинах Александра Трифонова - это тоже особая тема. Они выглядят у него красивее иных цветущих садов и выполняют свою особую художественную, медитативную и экспрессивную роль. Ими нельзя не любоваться и не восхищаться, как и всеми картинами Александра Трифонова.

ОФОРМЛЕНИЕ КНИГ
Александр Трифонов - член Творческого союза художников России. В своё время окончил Московский полиграфический институт, работал в учебном театре ГИТИС, в театре Российской Армии. Много лет работает художником-оформителем в МХТ.
И он не только великолепный художник в самой высшей степени, но и такой же великолепный оформитель книг, альбомов, буклетов!
И у него свой стиль в оформлении всего этого, например, книг, которые выходят в издательстве Юрия Кувалдина «Книжный сад» и на обложках которых Трифонов помещает репродукции своих картин, - лучше этого ничего и придумать нельзя! Обложки соотносятся с содержанием каждой книги и делают её особенно красивой, привлекательной, ценной, а продукцию «Книжного сада» - узнаваемой даже с чисто внешней стороны, то есть являются фирменной маркой издательства.

Если, допустим, сделать стенд с 10-ю томами собрания сочинений Юрия Кувалдина (2006), с книгой-альбомом об Александре Трифонова «Новый русский авангард» (2005), с десятками книг авторов «Нашей улицы» - Кирилла Ковальджи, Нины Красновой, Эдуарда Клыгуля, Валерия Поздеева, Анатолия Капустина, Всеволода Мальцева, Сергея Михайлина-Плавского, Ваграма Кеворкова и самого Юрия Кувалдина (2000 - 2011), с коллективными сборниками «Новые писатели» (2003 - 2007), с альманахами «Золотая птица» и «Ре-цепт» (2008 - 2009), с альманахами «Эолова арфа» (2009 - 2013), на обложках которых - репродукции картин Александра Трифонова, получится не только уникальная библиотека в несколько рядов, но и уникальная художественная галерея, которая займёт целую стену!

А если к этому добавить сто номеров журнала «Наша улица», и книги Олега Табакова, Владимира Васильева, Александра Ширвиндта, Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Веры Васильевой, книги и буклеты о Галине Улановой, о Марке Захарове, о Викторе Розове, и буклеты о Международном Театральном фестивале имени Чехова, и много-много чего ещё в оформлении Александра Трифонова, то диву даёшься: сколько же всего он успел сделать в своей жизни, кроме того, что написал, наверное, уже тысячу картин!!!

…Саша оформил 5 моих книг стихов и прозы - «Цветы запоздалые» (2003), «Наша улица» в отчётах» (2009), «В небесной сфере» и «Имя» (2010), «Избранное» (2011), и 6 номеров моего альманаха «Эолова арфа» (2009 - 2013)!.. Я горжусь этим!

…15 лет назад я написала в своём эссе об Александре Трифонове: «…если меня разбудить среди ночи и спросить, кого из современных молодых художников я люблю больше всех, я сразу же отвечу: художника Александра Трифонова!»
И теперь, спустя 15 лет, я могу сказать то же самое!

НЕРЕАЛЬНОЕ РЕАЛЬНОЕ В ГАЛЕРЕЕ «АРТЕФАКТ»
Каждая выставка художника Александра Трифонова (а их у него с конца 90-х годов на счету уже больше тридцати!) - это яркий и незабываемый праздник искусства, искусства художника, совершенно ни на кого не похожего, испытавшего на себе влияние русской классической и зарубежной живописи, Пикассо, Малевича, Кандинского, Филонова, Модильяни, Брейгеля, Врубеля, Саврасова, Левитана, Поленова, но выработавшего свой неповторимый стиль и похожего только на самого себя, со своим лицом, со своей авторской печатью, со своим взглядом на мир, со своим мироощущением, мировосприятием, мироосмыслением, со своим чувствованием красоты и со своим собственный миром, который он создал.
Александр Трифонов - нон-конформист, фигуративный экспрессионист, лидер Третьего Русского авангарда, академик Рецептуализма, представитель неофициозного искусства живописи, обладающий главным качеством - «оригинальностью», без которой, как говорил когда-то Бенуа, нет художника (ни в живописи, ни в литературе, ни в музыке).
19 февраля 2020 года в Галерее «Артефакт» на Пречистенке, 30/2 (напротив Академии художеств), открылась новая выставка Александра Трифонова, теперь в паре с художником Юрием Петкевичем, которая называлась «Нереальное реальное». Да, такое искусство кажется нереальным, но, воплощенное в картинах, кистями и красками, оно превращается в реальное, как и всё нереальное, что есть на этих изумительных картинах.

АВТОПОРТРЕТЫ
Почти все художники писали портреты своих современников, а также и свои автопортреты. Например, Перов писал не только Достоевского или Тургенева или Саврасова, а Тропинин - не только Пушкина или своего сына, а Кипренский - не только того же Пушкина или Жуковского или Давыдова или светских дам или бедную Лизу, а Репин - не только Мусоргского или Николая Второго, а Брюллов - не только Кукольника или помещицу Салтыкову, а Венецианов - не только крестьянку с васильками или крестьянку с серпом, с косой и с граблями, а Серебрякова не только - своего мужа, своих детей и свою няню, а, допустим, Рембрандт - не только свою Саскию, но все писали и самих себя. Каждый в своей, присущей ему манере.
А художник Александр Трифонов? Он тоже написал свои автопортреты, и тоже в своей манере - в своём стиле постмодернизма и фигуративного экспрессионизма.
Автопортрет 1998 года - эклектичный, со всполохами красок, с кусками фанеры для подрамников, с мужским прямоносым профилем, словно вырезанным из картона, с какими-то непонятными предметами и с творческим беспорядком, в котором художник создает из хаоса гармонию.  
А автопортрет 2012 года - очень аскетичный, в жёлто-коричневых тонах, с минимальным количеством предметов, с деревянными заготовками для воплощения творческих замыслов художника, который в костюме приглушённого зеленого цвета стоит спиной к зрителям и, раскрыв рот, смотрит в чёрную тьму…       
Но Трифонов, как автор своего творческого мира, присутствует во всех своих картинах, и в портретах деятелей культуры, литературы, искусства, и в своих жанровых картинах, и в пейзажах… везде мы видим лицо художника, не фотокопию его внешнего лица, а его творческое лицо.
В феврале Юрий Кувалдин с оператором Сергеем Колмыковым снимал фильм «Свих в ряд», посвящённый юбилею Александра Трифонова, где снимались и Сашины друзья, его давние почитатели, поэты Александр Тимофеевский и Сергей Таратута, писатель, драматург Андрей Яхонтов, композитор Алексей Карелин, критик Александр Люсый, писательница Маргарита Прошина, художник Дмитрий Плотников, которые говорили о нем каждый своё, и я в том числе. И лейтмотивом фильма стала мысль о том, что художнику и вообще творческому человеку, чтобы найти, обрести своё лицо, нужна целая жизнь.
Александр Трифонов давно обрёл своё лицо, свой стиль и своё имя, и вырос в большого художника, которого не спутаешь ни с кем и подобного и равного, конгениального которому нет ни у нас в стране, ни в ближнем и дальнем зарубежье, где он оценен и признан в разных странах, в США, во Франции, в Италии, в Словакии, в Хорватии, как и в России! И главное - он не почивает на лаврах, а работает и работает во славу искусства, не позволяя себе и своей «душе лениться»!
С юбилеем тебя, дорогой Саша, Лидер нового русского авангарда! Новых и новых тебе творческих замыслов и проектов, и успехов в реализации всего этого! И пусть Фортуна улыбается тебе! И пусть по заслугам будет тебе и честь!

Ты прошёл свою в большом искусстве школу,
Аве, Саша! Аве, новый авангард!

23 - 25 августа 2020 г., Москва

Нина Краснова

ЮБИЛЕЙНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ ВЕНОЧЕК
АЛЕКСАНДРУ ТРИФОНОВУ

 

Из книги «Четыре стены» (Рязань, «Старт», 2008)

ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ

1.
Не соблазнясь бутылками с питьём,
Не встав на путь богемный, декадентский,
В искусстве ты идёшь своим путём,
И вслед тебе глядят Малевич да Кандинский.

Твои полотна - неокрасота.
Поздравь с отцом своим себя и с матерью.
Вся жизнь художника - несение Креста
И восхождение голгофное к бессмертью.

Над схваткой левых сил и правых сил
Путь предстоит тебе большой и долгий.
В своём искусстве ты провозгласил
Начало перемен: «Конец идеологий»,
Конец идолологий.

2.
Ты - художник нового века,
Ты - художник новых веков,
По-своему видящий человека,
Новый художник без новых оков.

3.
Дама ТРЕФ - ОНА НОВА,
Любит Сашу ТРИФОНОВА.
Но не знает Дама Треф ТаРИФА НОвоВА (нового)
На картины Саши ТРИФОНОВА.
А не то бы денег накопила,
Всю бы выставку его картин купила.

Всех королей своих прогнав и поТУРИВ,
достоинство и гордость поТЕРЯВ,
дорогу к ТрифоНОВУ НОВУ проТОРИВ,
очки свои получше проТЕРЕВ,
не знала Треф про новый про ТАРИФ,
а Трифонов не знал про эту ТРЕФ.

4.
Саша Трифонов - белая кость.
У него - волшебная кисть,
Колонковая или беличья.
Где же люлька его колыбеличья?
Он себя превзошёл по художеству,
По на всех других непохожеству.
Саше светит не посох с сумой,
А улыбка Фортуны самой.

5.
Пора художнику своё гнездо свивать бы,
Не век сидеть ему под маминым крылом.
Птенец подрос и стал большим орлом,
Созрел для дел великих и для свадьбы.

Его невеста, как и он, полётна,
Нельзя желать иной жены ему.
Она готовить будет ужины ему
И вдохновлять его на новые полотна,

Как, скажем, Врубеля - его Надежда Врубель,
И как Рембрандта, скажем, - Саския его
(Пример-то брать невесте есть с кого,
В художника влюблённой, а не в рубель).

Одно и то же их интересует,
Своих высот дано добиться им.
А если мебель вдруг понадобится им,
Художник кистью стол и стулья нарисует.

 

Из книги «Имя» (М., «Книжный сад», 2010)

К КАРТИНЕ АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА
«КРАСНАЯ ВОРОНА»

Вся из красной краски сотворёна,
На картине вот стоит ворона -
В треуголке, как какой-нибудь Кутузов.
А Кутузов не любил носить картузов.

Вся из красной краски сотворёна,
Смотрит вон на нас стоит ворона,
Нас насквозь пронзая, словно ярким лазером,
Ярким глазером своим, точнее - глазом.

Эта птица любит акты риска,
Из Театра Армии актриска,
Это образ героический и шуточный,
Не серийно-производственный, а штучный.

Вся из красной краски сотворёна,
На картине вон стоит ворона.
Говорит ворона: «Кар-р, кар-р-тина классная!
Я не белая, не чёрная ворона -
Я ворона, кар-р, ворона кр-р-а-сная!»

 

Из книги «Тайна», т. 1 (М., «Вест-Консалтинг», 2014)

ФУРШЕТ В ГАЛЕРЕЕ «НА СОЛЯНКЕ»

Александру Трифонову

На Солянке, в галерее «На Солянке»,
Не дойдёт куда до нас тайфун «Катрин»,
За столами, где бутылки, банки, склянки,
Мы фуршетствуем среди твоих картин.

Саша, Саша… Саша, хочешь кока-колу?
А наливку? А вино? А виноград?
Ты прошёл свою в большом искусстве школу,
Аве, Саша! Аве, новый авангард!

31 января 2009 г.,
Москва

 

«АНГЕЛ АПОЛЛИНЕРА»
С КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА

1.
По пóлю лазурного неба плыл Ангел,
Над грязью земною плыл Ангел-пылАнгел,
Со скрипкой в руках, бессловесно, молчком,
Играя на струнах тончайшим смычком,
Играя мелодию сфер неземных
Для душ не для низменных энных - иных,
Играя для неких возвышенных душ,
Лицо подставляя под солнечный душ.
2.
По небу за Ангелом я полетела.
У Ангела было не тело - полтела
От верха до пояса, было полАнгела
Без признаков пола. Бывает пол Ангела?
Был Ангелом он чистокровным, без пола,
И явным противником был не бейсбола
И разных других разновидностей спорта,
Не спрайта противником также, а спирта,
И секса ещё, да по пьянке при этом,
С рожденья у ангелов он под запретом.
Был Ангел надёжным помощником Бога,
С картины художника Ангел и с блога.
3.
Летела за Ангелом ангелов стая -
Святая такая, такая святая,
Летела за Ангелом ангелов стая,
Вся тая в тумане и в небо врастая.
И ангелов этих с бесплотностью тел
Художник увидел и запечатлел.

 

"Наша улица” №250 (9) сентябрь 2020

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве