Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто вторая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто вторая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017) и "Явление Афродиты" (2019), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто вторая)

 

 

КАМЕННЫЕ КНИГИ

На камне высекала откровенья я, но тяжело носить мне было эти камни, потом я перешла со строчками своими на бумагу, бумажные книги, упакованные в пачки, стояли штабелями, на них сидела я, ждала, когда перевернётся мир от торжества моих творений на бумаге, но мир и глазом не моргнул, теперь я строчки высыпаю в интернет, в святую сеть Божественного единенья всех человеков на Земле, меня мгновенно читают в Америке, в Париже и в Тамбове со Стамбулом, везде они доступны, а я знакомлюсь с новыми твореньями писателей времён всех и народов.

 

ШАМПАНСКОЕ ЛЬЁТСЯ

Вся молодость в шампанском разливалась, «шампусиком» мы звали сей напиток, по каждому важному поводу, да и без повода на службе разливали игристый легко поднимающий настроение влюбчевый напиток. Нам было не до сна, можно сказать, что благодаря «шампусику» девяностые годы запомнились для меня как невероятно весёлый переворот всего и всех с ног на голову, уберёг от депрессий и болезней, вызванных крушением привычных предсказуемых дней. Все проблемы и невзгоды после искрящегося напитка, для которого наш женский коллектив приобрёл бокалы, позволяющие чувствовать себя уважаемыми умницами и красавицами, становились такими маленькими и незначительными, что о них не то что говорить, даже думать не стоило, завершались наши многочисленные посиделки тостом за то, что всё будет хорошо!

 

ЮНАЯ ЗАРЯ

Юная заря каждый день рождается вновь, так и каждый из нас, просыпается утром заново, ощущая свежесть юности, как будто ночь украла возраст, а переживания, сомнения, тревоги воспринимаются как нечто далёкое и нереальное, душа чувствует силы необъятные и радость бытия, те, кому удаётся сохранить эти чувства на весь день, переносят свою энергию на созидание, получая неописуемый восторг от самого процесса его, который есть вечный дар юной зари.

 

ВПОТЬМАХ

Сижу впотьмах, листаю мысли, мне хорошо в спокойных строчках, бегущих пред глазами в полной темноте, ничто меня не отвлекает от букв, соединяющихся в слова, сумбур был в голове, а нынче ясность наступает, дела выстраиваются в ряд, спешу их записать, мелькают пальцы по клавишам так быстро, что я не успеваю прочитать слова, такая скорость и поток сознания возможны лишь впотьмах.

 

НЕУЯЗВИМОСТЬ

Есть люди стойкие настолько, что их ничем не проберёшь. Во всём неуязвимые, они с мудростью философов в старости окидывают взглядом свою жизнь, и говорят, что вся сущность жизни спрессовалась только в две неопровержимые истины: рождение и смерть, понимая её краткость, они сосредотачиваются на одном деле, посвящая ему всё своё время, становятся настоящими профессионалами, при этом постоянно совершенствуют своё мастерство, получают истинное удовольствие от работы. Такие цельные натуры неуязвимы для всевозможных перепитий, которые постоянно возникают на жизненном пути.

 

СОЛЬ

Как много соли в океане, соль разливается по шару, где мы барахтаемся с детства в воде солёной, иногда смывая соль в реке, но пресной не может в жизни быть вода, она всегда солоновата, как будто в этом виновата морская вечная волна, она выносит нас на свет из чрева тьмы, чтобы почувствовать вкус свободного дыхания, в котором неизменно присутствует соль жизни, которая  порой бывает горькой, но горечь дарит возможность ощутить нежный вкус свободной жизни, которая возможна для каждого, кто чувствует вкус слов.

 

ДОСКА

Доска не для постройки, а для краски, кармина, охры, золота и черни, как много ликов явлены на ней, дощатый возглас к небу обращённый, доска росла, не ведая о том, что будет украшеньем храма, внимая молитвам многих поколений людей, которые приходят помолиться во славу Господа, создавшего сей мир, молить о помощи живущих, упокоении ушедших в мир иной, неведомый, пугающий, желанный. Молчит доска и внемлет, даря успокоение молящим.

 

ПОТОМКИ СПРОСЯТ

Через сотни лет от автора останутся обрывки, клочки бумаги с вереницей слов, тогда потомки спросят, удивившись поэзии и музыки сих слов, кто автор этих песен, им поможет, конечно, всемогущий, всё знающий всемирный интернет, который ныне и впредь даёт ответы на бесчисленные вопросы наши, даёт возможность постоянно развиваться, получать образование, вне зависимости от места проживания, материальных возможностей и прочих препятствий, которые во многом мы создаём себе сами, были бы желание, целеустремленность, и ежедневный созидательный труд, главное - сосредоточится на любимом деле и совершенствовать своё мастерство.

 

ЗВЕЗДА

Как ту звезду на чёрном небе называют? Не знаю я и даже не гадаю, у всех у них одно названье - счастье, которое случилось здесь со мной под утренней звездой, она такая сведущая, всевластная, что я к ней руки воздымаю, благодарю за то, что вывела из мрака в свет меня, лучом своим рисуя буквы, которые так увлекли меня, когда, едва успев родиться, с восторгом я написала первое слово, а потом стала читать, мир литературы меня потряс, и с той поры я дня не представляю без слов, которые соединяются в текст сами.

 

МНОГОЛЮДНО В БИБЛИОТЕКЕ

Для тех, кто понимает, в тишине он не один, здесь очень многолюдно, здесь просто толпы ходят персонажей. Кто говорит, что в библиотеку никто не ходит? Тот слеп и глух! Вон Вергилий Раскольникова водит по Неве в четвёртом круге ада, а в читальном зале у окна Чехов увлечённо беседует с Сэлинджером, в компьютерном зале Платонов увлечённо читает Булгакова на мониторе, а в открытом доступе Холден Колфилд заинтересовано просматривает книгу Мандельштама, снятую с полки. Я с ними со всеми, мне тесно в многолюдной библиотеке, стараясь никому не мешать, устроившись в уголке, пишу свою книгу.

 

ВПРОК

Не знаю, что пишу, но не смолкаю, я говорю с собою на листе бумаги в интернете, на облаках рисую тексты странствий, сама не зная, что хочу сказать себе, но это впрок, потом я приспособлю все быстрые заметки в какой-нибудь явившийся рассказ, так было уж не раз, текст может подсказать мне образ героини новой, он ведь написан впрок, способен на намёк, или успокоить в момент печали и тревоги, вернуть меня в реальность, вдохновить, поэтому, открыв глаза, спешу к клавиатуре, тут пальцы торопливо сами выбирают буквы, такое чудо со мною происходит.

 

ПОЕЗДА

И слышу я ритмичный стук колёс, и вижу я в окнах просторы в движении всех поездов, в которых я некогда ехала к морю, и ехала в те города, где счастье мечты притаилось, так думала я, смотрела в окно, пытаясь в картинках, мелькавших за ним, его разглядеть, и вновь отправлялась я в путь на поезде, прислушиваясь к стуку колёс, надежду лелея найти своё счастье. Однажды, вернувшись домой, включила компьютер и стала писать о том, что чувствовала я в пути жизни, так счастье своё я встретила, выстукивая, подобно колесам поезда, постоянный в своём движении текст.

 

МОРЕ

Море снится мне часто, как только о нём забываю в текучке переполненных работой, иными делами дней, море мне шепчет во сне: «Не спеши, все дела исчезают, кроме шелеста волн, с отражёнными в небе огнями человеческих сердец», - покачиваясь на волнах в прекрасных снах, я вместо чаек вижу буквы, которые, присаживаясь на гребень волн, складываются в слова, я открываю глаза, поспешно записываю их, а потом с удивлением понимаю, что это мои откровения, навеянные морем.

 

ЗНАЮТ ВСЕ НА СВЕТЕ

Знают все на свете дети, как они родятся, все за них в ответе, и каждый по отдельности, дети не игрушки, дети наши люди с умными глазами, с книгой «Отче наш», учиться любят дети у понимающих родителей, которые показывают им буквы, объясняют детям, что мир состоит из букв, которые складываются в бесконечное множество слов, а по слову создан мир в котором мы живём, посему те дети, которые понимают это, знают всё на свете.

 

НИЧЕГО НЕ ПРОШУ

Увлечённая магией строк, которые вывожу в час вечерней на алом закате, ничего не прошу ни у кого, потому что согревает меня мой огонь, превращающийся в книгу мечты, которую я пишу с момента рожденья, ведь книга эта содержит мои чаяния, надежды, воплощает мысли, которые после того, как появляются в письменном слове, реализуются в реальности, это невероятно, но живительно, только записываю здесь главное, чтобы мысли были вдохновляющими.

 

ГОЛУБИ НА БУЛЬВАРЕ

К голубям привыкли москвичи, на бульваре тут и там гуляют стайки, но стоит лишь приглядеться к какому-нибудь голубю, так поражаешься его изящной переливчатой окраске, пёрышко к пёрышку, сиренево-лиловые, золотисто-бордовые, синевато-карие, восхитительно-белые, и я люблю наблюдать за ними, слушать их курлыканье деловитое, и особенно как голубь объясняется голубке в любви! Он и нежен, и настойчив, и заботлив. Разное отношение к голубям я встречаю, но без них я Москвы не представляю.

 

ЖИВОПИСЬ УЛИЦ

Какие нежные тона московских улиц в час предвечерний, летний, томный, когда столица опустела, и ты видишь только этот пейзаж в пастозных красках, вернисаж сей для тебя, ходи, любуйся под открытым небом сим градом сказаний и легенд, в котором несочетаемые, на первый взгляд, строения различных стилей, соединяются в историях, легендах, объединяя времена, мелькающие на глазах твоих, ты переносишься из века в век, заходишь во дворы, в которых тебя встречают тени тех, с которыми ты любишь вечерами вести беседы.

 

В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Земля идёт на пониженье за древней церковью, и я иду, века минуя, и вижу каменный ларец, белёный, с маленькими оконцами, здесь сам Господь явиться может, Богоявленский монастырь, который выглядит таким наивно-прекрасным, обновлённым ныне, а ведь по преданьям камни его наблюдает смену времен и событий не менее восьми веков, конечно, он перестраивался не раз, облик его окончательно сложился в XVII веке, но трепет невольно охватывает меня каждый раз, когда его вижу, и вхожу за ограду, как бы погружаюсь в средневековье.

 

ТО, ЧТО РЯДОМ

С рожденья человек привыкает к тому, что рядом, что находится перед его взглядом, что улавливает его слух, скрип пилы, стон плакучей ивы, голоса и колыбельные песни, прикосновения материнской руки, укладывающей его спать. То, что рядом, становится его самыми ярким впечатлением у подавляющего большинства людей, являются самыми дорогими, исцеляющими в любых стрессовых ситуациях впечатлениями.

 

КОЛОС

Колос соком наливается, к земле склоняется, чтобы зёрнами вернуться в землю, прорасти и налиться колосом и, в конце концов, заговорить человечьим голосом, поведать о солнечных лучах и дождях животворящих, о холодах, сковывающих с такой силой, что только невероятная жажда жизни даёт силы дождаться, когда землю укутает пушистая, искрящаяся на солнце шуба, которая позволяет самому стойкому колосу созреть и подарить земле новые говорящие колоски.

 

ДО СИХ ПОР

Бывают в жизни встречи, определяющие твой путь, о которых помнишь до сих пор, для меня это были книги, при виде которых я испытывала трепет, предвкушая путешествие в иной, удивительный мир, в котором лежат огромные сугробы всю долгую зиму или же герои живут в загадочной Африке, а там круглый год лето, растут пальмы, можно купаться в океане, я не давала покоя родным, умоляя мне почитать, поэтому они стали учить меня чтению, когда же я, наивная, объявила, что прочитала все свои книги, которые мне постоянно дарили и покупали, и не знаю, что мне делать, меня подвели к книжному шкафу со взрослыми книгами в строгих переплётах и сказали, что мне не хватит целой жизни, чтобы прочитать всё, что написано писателями всех времён и народов, и протянули первый том Чехова из 12-ти томного собрания сочинений, я окунулась в восхитительный мир художественной литературы и до сих пор пребываю в нём, интерес мой становится всё ненасытнее, более того я стала писать, а Чехов остаётся моим лучшим другом и любимым писателем до сих пор.

 

СТЕНЫ

Как много стен в Москве, на которые то тут, то там наталкиваешься, туда нельзя, сюда нельзя, хожу вокруг них с неугасаемым интересом, пытаюсь увидеть миражи минувших времён, усталая возвращаюсь домой в родные стены, в которых всё можно, меня встречают верные друзья - книги, предвкушая чудесный вечер с ними, включаю компьютер, чтобы хотя бы кратко записать впечатления минувшего дня, а то и полутона чувств, путешествие в мир текста начинается, ничего нет лучше родных стен, в них даже невзгоды не пугают.

 

ПОУТРУ

Поутру всё представляется прекрасным, предельно ясным, без всяких посторонних деталей, уводящих тебя в дальние дали, потому что ты жив поутру, свеж, строишь планы на день в полной уверенности в том, что с лёгкостью их осуществишь, не задумываясь о том, что один телефонный звонок мгновенно их разрушит, ты даже не вспомнишь о них, потому что вихрь неожиданных событий захватит тебя полностью на ближайшие дни, хорошо помечтать о своём сокровенном поутру, и вспомнить детскую песенку: «Встану рано поутру, поутру, // всё я в доме приберу, приберу, // я полы подмету, вымою посуду, // и воды принести я не позабуду, // в тесто сахара подбавлю, // пироги я в печь поставлю. // Всё успею, всё сумею, всё сумею сделать…».

 

ВСЕ КАК ОДИН

Каждый создан по образу и подобию, все как один прошли процедуры зачатия, созревания плода и рождения, а в позапрошлом веке все умерли как один, и все как один вкушали плоды матушки-земли, а ныне питают землю-матушку, но иные покинули сей мир, не оставив следа, многие оставались в памяти близких следующих поколений, но узнаём мы о своих предшественниках из письменных источников тех, кто писал воспоминания или вёл дневник, но питательной средой для думающих и жаждущих знаний являются произведения писателей, которые побуждают единицы из каждого поколения создавать свои миры.

 

ТАКАЯ ТРАВА

Траву стригут, чтоб ковёр, стелился ровно и послушно, так и народ стригут бездушно, не признавая, что народ не трава, он понимает свои права, имеет чувство собственного достоинства, ведь даже у воспитанных и терпеливых людей терпение имеет свой предел, история это убедительно показывала не раз, но есть такие сорняки, которые случайно вырастают на месте порядочности и терпении свежей зелени, выделяясь своей высотой несуразной и воображают себя благородней изумрудной травы.

 

ЗА ХОЛМОМ

За холмом холм, за холмом дом, я знаю о том, что именно там мой дом, но пока иду, не вижу дома, труден путь на холм, крутой подъём, но его необходимо преодолеть, а потом ещё спуститься и подняться на холм следующий, а потом уже спуститься к дому, силы покидают меня, а ноги идут сами собой к родному дому, глаза мои закрываются, подбородок в грудь упирается, в этот момент я вижу тревожные глаза моего кота, я - дома, Алекс рядом, чудо!

 

ВОРОТА

Ворота закрыты, а мне необходимо войти, они такие глухие и высокие, просто монолит какой-то, некому помочь, сплошная ограда вокруг моей жизни, такой бесконечной, но очень конкретной в намеченных сроках, как быть мне, что делать, растеряно смотрю по сторонам, тут появились скворцы, невероятно смекалистые и деловые красавцы, невольно я залюбовалась ими, успокоилась, последовала за этими трудолюбивыми птицами, которые у ворот взлетели и исчезли, а я просто толкнула ворота, а они с лёгкостью распахнулись!

 

БУТОН

Сомкнуты лепестки в торжественный бутон, нераспустившийся цветок готовится к спектаклю красоты, я замираю в ожидании представления после долгой зимы и неспешной весны, поэтому бутон и не торопится раскрыться, ведь миг его явления есть чудо для людей, вот-вот тепло и свет расслабят скованность всех лепестков, которые от страха перед неизвестностью никак не могут отпустить друг друга, но стоит солнечным лучам согреть верх его лепесточков, как цветок почти неслышно раскроется всей прелестью оттенков, доверясь солнцу, так распускается любовь.

 

НЕУСТАННО ИДУ

Иду неустанно по многовековой Москве, как будто по новой иду галерее, графически чёткие шпили на фоне заката пурпурного, река разрезает пейзаж городской, восхитительные картины сменяют друг друга, ночные люди идут на покой, наступает время влюблённых романтиков, город сияет огнями, оттенки которых, отражаясь в воде, превращают его в чудо, плавно перехожу из одной эпохи в другую, я нахожусь во всех временах, и в этом смысле вне времени.

 

У СВЕТА ЕСТЬ КОНЕЦ

У света есть конец, он именуется ночью, и кто её боится, тот не находит сна, чтоб вскоре удивиться, что утро есть завершение конца, так чередуются неустанно конец с началом, тьма со светом, жизни сменяя наши, но мы-то можем тьму развеять словом, слагая из знаков вселенную симфонической мысли, простирающуюся в бесконечность, для того, чтобы младенцы вкушали светлый текст, и заискрится он во тьме кромешной, всё в нашей власти, стоит только захотеть.

 

БЫТЬ

Во что бы то ни стало на чистой памяти виньеткой быть, чтобы увидеть песни след, и по нему взлететь вверх птицей, вот что такое слово «быть» - любить, парить и песней насладиться, чтобы летать свободно в мире бесконечном слов, которых не дано пересчитать, поскольку каждый создаёт свои слова с рожденья, но только те из живущих, кто их записывает с лёгкостью виньетки птичьей, чтобы в полёте вечном в книге неба быть.

 

 

"Наша улица” №250 (9) сентябрь 2020

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/