Нина Краснова "«Любовь разлукой проверяется...»" эссе


Нина Краснова "«Любовь разлукой проверяется...»" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

«ЛЮБОВЬ РАЗЛУКОЙ
ПРОВЕРЯЕТСЯ...»

эссе

 

1.
Наверное, на всей Земле нет ни одного человека, который не мечтал бы о любви. Каждый человек мечтает о ней и в детстве, и в юности, и в зрелом возрасте, и даже в старости, поскольку «любви все возрасты покорны и её поры благотворны».
И каждый мечтает о такой любви, которая была бы главной и единственной его любовью на всю жизнь. Но почти ни у кого не бывает одной любви на всю жизнь, а у всех бывает главная любовь в какой-то отдельный период жизни, а в другой период бывает уже другая любовь, главная в этот период жизни.
Я когда-то, в своей ранней юности, написала стихотворение о том, что «мне не надо ни денег, ни клада, ни дворцом никаких, ни хором, да и славы тоже не надо, оглушительной, словно гром», а «мне бы - верных друзей до гроба, и дороги крутой излом, мне бы - силу, бороться чтобы с существующим в мире злом» и «мне бы - много-премного неба, столько, чтобы в мечтах не унесть, и любовь обязательно мне бы, только лучшую, что ни есть». И это стихотворение неожиданно для самой меня оказалось программным и печаталось и в альманахе «Поэзия», и в антологиях молодых поэтов, и в календарях (в настенных календарях, которые раньше висели в каждом доме, толстые календари с отрывными листочками). Оно попало и в мою дипломную литинститутскую работу, защитником которой был Лев Ошанин, и он похвалил меня за мой максимализм – за то, что мне нужны не какие-то легкие увлечения и флирты, которые быстро проходят, а нужна любовь, и не какая-то такая, а «лучшая, что ни есть».
…Но до такой любви надо было дойти, чтобы повстречать её на «жизненном пути». А пока я шла к ней, я испытала много любовей, каждая из которых была большой и настоящей и каждая из которых казалась мне самой лучшей (по моим чувствам) и единственной… и каждая и была единственной в своем роде.

2.
В 14 лет у меня была любовь к мальчику из восьмого класса… в Рязанской школе-интернате № 1 на улице Гоголя, где я училась с первого по восьмой класс. Это была моя первая любовь, и о ней никто не знал, в том числе и этот мальчик, с которым мне ни разу не пришлось перекинуться ни одним словом, музыкант из художественной самодеятельности, который играл на барабане, на ударнике. Я никому не говорила о своей любви, даже своим подружкам, только писала в своём личном дневнике о том, какие чувства я испытываю к предмету моего сердца. И писала стихи, среди которых были, например, такие:

А Я ПЛАКАТЬ НЕ СТАНУ

У цветов приятых
Ночью ветер плачет.
Не поймёшь меня ты,
Не полюбишь значит.

Не поймёшь, и ладно –
Потеряешь значит.
Пусть в ночи прохладной
Только ветер плачет.

А потом мой дневник прочитала вся школа, после того, как один подлый мальчишка, который хотел поиграть со мной в салочки, а я не хотела этого, вырвал у меня из рук мой дневник, когда я сидела за партой в пустой аудитории и заполняла очередную страничку своей тайной тетради…
…А мой предмет сердца вскоре окончил восьмой класс и навсегда ушёл из школы, а потом ушёл и из моего сердца, но в памяти моей остался, как моя первая любовь.

3.
Почему-то принято считать первую любовь самой лучшей. А я не считаю так. Другие любови, которые были у меня в жизни, каждая в свой период, были намного лучше и красивее и поэтичнее. Причём самые сильные и самые плодотворные романы у меня были в основном эпистолярные, когда предметы моего сердца находились от меня «на удалёнке», если пользоваться новым языком, то есть когда они пребывали в постоянной разлуке со мной, а я в постоянной разлуке с ними. Тогда фантазиям моим не было предела, и у меня рождались такие страстотерпические стихи, которые и пишутся только на энергии сексуального воздержания:

ГРЁЗЫ

Нет милей того лица и овала,
Что на снимочке настенном, в багете.
Да неужто я вчера целовала
Этот лоб, и этот нос, и губы эти?

Да, я этого прекрасного мужчину,
Камасутровская женщина, не Нюшка,
Целовала ночь назад. И мне на ушко
Он шептал слова любви – не матерщины.

С ним ложилась я на белое ложе,
Не спросимшись у народа честнОго.
Неужели это было, о Боже?
И когда-нибудь неужто будет снова?

Каждая моя любовь длилась несколько лет и казалась мне вечной. И давала мне колоссальную творческую энергию и вдохновляла меня на большое количество стихов, которые били из меня фонтаном, как из нефтяной скважины. Но, увы, «ничто не вечно под луной». И едва только моя творческая энергия начинала иссякать и у меня возникала пробуксовка темы любви и я начинала повторяться в своих стихах, мне требовался новый поворот в жизни и новый лирический герой для моих стихов… и судьба посылала мне его… Но бывало, что я и придумывала сама себе этих лирических героев, которых в жизни у меня не было, как прозаики придумывают их для своей прозы, и у меня начинался новый творческий подъём. И рождались новые стихи, а с ними и частушки, навеянные русским и рязанским фольклором. За которые на турнирах поэтов от «Московского комсомольца» я получила титулы Принцессы поэзии, и дважды Принцессы поэзии, а потом титул Королевы эротической поэзии России, за что спасибо Верховному Магистру Сергею Мнацаканяну и Владимиру Вишневскому.  
Вот маленькая россыпь моих частушек, из которых две первые – не автобиографические, с героями, которых я придумала, а третья - автобиографическая:

ЧАСТУШКА ПРО ЕГОРА-ТРАКТОРИСТА

Под Егора-тракториста
Я разов ложилась триста.
Не искусен он в речах,
Но у него такой рычаг!

 

ЧАСТУШКА ПРО ИГНАТА

Я ложилась под Игната
На арабскую кровать.
Под Игната, под Игната
Я неплохо «подогната».

 

ЧАСТУШКА ПРО МИЛОГО

Я ли с милым не полажу?
Ляжу, с милым полежу,
Нежно нос ему поглажу,
Нежно в глазки погляжу.

А вот и мои эротические стихи, в которых, как и в других подобных стихах, я наговариваю сама на себя лишнее, выступая в роли Евы, как артистка в Театре или в кино:

РАЙСКИЙ САД

Я гуляла по райскому саду,
Пела песни на сто ладов,
Для себя находя усладу
В дегустации райских плодов.

Я была отважней, чем Ева,
Любознательней, чем она.
И у каждого райского древа
Искушал меня сатана.

На грехи мои невзирая,
На меня Господь не орал
И меня изгнаньем из Рая,
Всё видав на веку, не карал.

Я, как птичка райская, пела,
Райский сад изучила на треть.
Но запретных плодов переела
И на них не могу смотреть.

4.
Зигмунт Фрейд говорил, что человек способен любить одновременнно как минимум 8 человек, но одних, допустим, - дочерней или сыновьей любовью, например, мать и отца, других - родительской любовью, например, сына или дочь или внука с внучкой, третьих – родственнической любовью, например, своих родственников, дядю, тётю, двоюродных и троюродных братьев и сестёр, четвёртых - дружеской или приятельской любовью, например, друга или подругу, приятеля или приятельницу, пятых – сотруднической любовью, например, своих коллег, шестых – сексуальной любовью, седьмых – платонической любовью, восьмых – сексуально-платонической или платоническо-сексуальной любовью… и так далее… То есть можно любить одновременно большое количество людей… но разною любовью… не говоря о том, что можно одновременно с этим любить и весь свой народ, и свою малую и большую родину, свою страну – патриотической любовью, и другие народы и страны и всё человечество – общечеловеческой любовью…  
…Но я говорю здесь и сейчас о женско-мужской любви.
Мне приходилось слышать, что любовь – это любовь, а секс – это секс, который не всегда есть любовь и даже бывает совсем не связан с нею, он связан с животным инстинктом человека. Я никогда не понимала, как может быть секс без любви. И сейчас всё равно не понимаю, хотя знаю, что секс - это физиологический процесс, игра половых гормонов, а для кого-то – удовлетворение своих чисто физических потребностей, таких же, как потребности в еде и питье, а для представительниц известной древнейшей профессии – это ещё и профессия…    
У меня святое отношение к любви, и святое отношение и к сексу как проявлению любви, а не животных инстинктов. О чем я когда-то написала такое четверостишие:

ФОРМУЛА ЛЮБВИ

А формула любви – она проста, проста ведь.
Для этого кончать не надо МГУ.
Любовь без секса я могу себе представить,
Но секса без любви представить не могу.

 

5.
…Кстати, о любви без секса. С некоторых пор я стала считать, что это - самая высшая и, как считают экстрасенсы, космическая (!) любовь, которая основана не на удовлетворении физических потребностей, не на физической, а на душевной и духовной близости, главнее которой ничего нет на свете. Одно другому, как говорится, не мешает? Но бывает, что и мешает. Многие пары расходятся только оттого, что у них начинаются проблемы с сексом, и оба думают: значит - у нас любовь прошла, раз у нас теперь нет секса, и значит – нам надо искать себе других партнёров. И не понимают, что любовь двух людей, любящих друг друга, с годами видоизменяется, становится «сильнее страсти, больше, чем любовь», потому что они – две половины - срастаются друг с другом, становятся родными друг другу и превращаются в одно целое, и для них главная радость и главное счастье жизни состоит не в сексе, ибо «счастье возможно и без», как сказал Игорь Волгин, а в том, что они - один-единый организм, а не два человека, которые находятся рядом друг с другом.
Иосиф Раскин, человек с большим опытом любовной и сексуальной практики, на склоне лет пришёл к выводу, что женско-мужские отношения на духовном уровне намного прочнее, долговечнее и ценнее телесных отношений, о чём и пишет в своей «Энциклопедии хулиганствующего ортодокса».

6.
А что почти у каждого человека бывает в жизни много увлечений, влюблённостей, любовей, прежде чем он повстречает на своем пути главную и лучшую свою любовь, о которой мечтал всю жизнь… так они помогают ему развивать свою душу, познавать себя и людей, ценить прекрасные мгновения, вдохновляться на «дела хорошие», а поэту – писать стихи, и, может быть, подготавливают его к тому, чтобы повстречать эту свою самую главную любовь, «лучшую, что ни есть», даже если это произойдёт не скоро, и тем более, если это произойдёт не скоро. Как произошло это у меня. А ещё раньше – у Фёдора Тютчева, который писал:         

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

А Римма Казакова в 70 лет выдала такой афоризм: «Моя последняя любовь, ты – первая!», то есть самая главная и самая лучшая любовь!

7.
Трагедия жизни каждого человека состоит в том, что даже если он нашёл свою самую главную и самую лучшую любовь, если повстречал своего самого главного человека, который стал его идеальным «спутником по вселенным», кто-то из двоих покинет земной мир раньше. И если не ты, а он, то только тогда и будет ясно, насколько крепка твоя любовь к нему. О чём я написала такие строки:       

ВЕЧНАЯ РАЗЛУКА

Любовь в поступках проявляется –
Не в обоюдной страсти встречной.
Любовь разлукой проверяется,
Особенно разлукой вечной.  

29 сентября 2020 г.,
Москва

 

 

"Наша улица” №251 (10) октябрь 2020

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве