Татьяна Озерова “Мой синий троллейбус” рассказ

Татьяна Озерова “Мой синий троллейбус” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Татьяна Васильевна Озерова родилась 31 декабря 1946 года в Воронеже. С 1965 года проживает во Владимире. Окончила исторический факультет Владимирского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». Автор книг: «Рисунки» (2000), «Дорога к дому» (2004), «Одноклассники», «Простые люди», (2016). Публикуется в  литературно-художественных и краеведческих альманах, газетах  Владимира.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Татьяна Озерова

МОЙ СИНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС

рассказ

 

Раннее облачное утро, изредка пропускающее стеснительные солнечные блики, отражающиеся на угрюмых лицах пассажиров, спокойно сидящих в креслах и думающих о чём-то своём, как мне казалось, а то и просто дремлющих. При остановке на красном светофоре женщина-водитель начала кому-то по телефону простодушно объяснять, где взять свеклу и морковку для борща. Мы улыбались этой почти домашней обстановке, и на душе у каждого теплело. Лист клёна прилепился к окну и тоже поехал с нами, а потом, как мальчишка, незаметно соскочил.
Да, в древнем городе Владимире, когда-то бывшим столицей Руси, есть мой любимый маршрут тролейбуса.
Первый.
Он начинается с остановки имени поэта Алексея Фатьянова, известного не одному поколению людей нашей страны. Все мы хорошо знаем его песни, которые стали народными: «Соловьи», «Где же вы, друзья-однополчане», «В городском саду» и еще много других, и вот эта, берущая за душу:

Как всё это случилось,
В какие вечера?
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.

«Стихи совершенно прелестные. Фатьянов обладал каким-то шестым чувством, очень лиричным и ясным. В сущности, все свои самые лучшие стихи он написал экспромтом… Он был очаровательный человек в жизни, - говорил о нём композитор Никита Богословский, - веселый, неистребимый пьяница, но в пьяном виде он не буянил, он просто становился немножко веселее, никаких ни скандалов, ни падений, никаких этих экцессов не было. Выпивать он любил. И к сожалению умер очень молодым…».
Движение троллейбуса проходит через «сердце» города - его древний детинец по направлению Москва - Нижний Новгород, словно расставляя по ходу самые главные знаки прошедшего времени в образе древних архитектурных памятников: Успенского и Дмитриевского соборов, или необыкновенных по красоте городских пейзажей, отраженных в названиях остановок: Садовая площадь, Студеная гора, Золотые ворота, Соборная площадь, Князь Владимирское кладбище. На его пути находятся почти все культурные объекты, начиная от Владимирской областной филармонии (Концертый зал имени С.И.Танеева), Владимирского областного академического Театра драмы и завершая фольклорным театром «Разгуляй» на конечной остановке.
Любителям путешествий я бы предложила проехать по этому маршруту и познакомиться с нашим городом и его жителями.
Кто-то рассказал мне историю о двух демобилизованных юношах, которые возвращались после окончания службы в родной город и говорили друг другу:
- Как приедем, возьмем на вокзале такси и по домам.
- Нет, - сказал один, - поднимемся с вокзала к гостинице Владимир и проедем по городу на первом троллейбусе.
- Нет, - сказал другой, - давай уж пройдем пешком, я так соскучился по нашим улицам!
Вот и я уже много лет езжу по этому маршруту, который начал свое «движение» с 5 ноября 1952 года, «прикасаюсь плечами» к его пассажирам, моим дорогим спутникам.
Первый троллейбус живет по календарю нашего времени и все праздники отмечает вместе с нами, начиная с Нового года, когда его салон украшен елочными игрушками и яркими новогодними поздравлениями, а то и просто надписью на заснеженном окне или оттаявшим сердечком, как доброй картинкой из детства.
Люблю, когда троллейбус заполняет целый класс с учительницей, которая везёт их на экскурсию в один из многочисленных музеев, завидую им, они сегодня увидят что-то впервые: фрески гениального Андрея Рублева в Успенском соборе или каменные узоры Дмитриевского с удивительной историей полета Александра Македонского в корзине, которую поднимают в небо мифические птицы-грифоны, а может быть, они сегодня встретятся в музее Бориса Французова с его женой Юлией Николаевной и она расскажет им о великом художнике… встречи, встречи, встречи с сокровищами земли владимирской, а может. сегодня они услышат хрустальный звон из Гуся-Хрустального, увидят сказки мстерской шкатулки и узоры владимирской вышивки. Радуюсь тому, что столько прекрасного нас окружает в нашем городе!
Праздник Победы - 9 мая 2020 года - наш троллейбус отметил особенно трогательно, по салону тихо разливались песни военных лет, «и каждый помнил ту весну», и у каждого наворачивались на глазах слезы, потому что нет у нас семьи, которой не коснулась бы война. Дети, как и раньше, придумывают теперь уже о своих прадедах легенды об их подвигах, стойкости и героизме...
И в полном, и переполненном, и почти пустом троллейбусе для наблюдательного глаза есть «беленькие, черненькие и серенькие» жители, как у известного писателя И.И.Лажечникова в его одноименной повести, и каждая остановка дарит какую-то запоминающуюся встречу, о которой хочется вам поведать.
Большинство женщин держали в руках корзинки, по ним было видно садоводов, едущих за плодами своего труда. Кто-то с соседкой обсуждал нынешний урожай, кто-то болтал по мобильнику. Утро начинало новый осенний день, и впереди у каждого было много дел и забот.
Но бывает и другое настроение… вчера ехала из библиотеки домой, а рядом сидела пожилая женщина. Проезжая мимо военного госпиталя, она вдруг согнулась и отвернулась от окна.
- Что с вами? - спросила я её.
- Не могу смотреть на это здание - там умер мой молодой муж - 38 лет, - объяснила мне она свое состояние. А потом, спустя годы и сына в Чечне потеряла. Ездила туда, искала его, трупы погибших солдат перебирала в грузовых машинах, но так и не отыскала сына ни в живых, ни в мертвых.
- А родня-то у вас есть? - поинтересовалась я.
- Нет никого, одна-одинешенька на всем белом свете. И город этот мне совсем чужой, не живу, а доживаю…
Что сказать в ответ на это горе?
Положить сочувственно руку на плечо и помолчать вместе.
Я её понимаю, и у меня было такое горе.
Моя остановка стала теперь для меня совсем не радостной, так как, сойдя на ней и подходя к дому, я знаю, что там меня уже никто не ждет. Особенно тяжело было после потери сына. Жила как во сне. Сил не было ни на что, больно так, что всё время хотелось кричать, а губы всегда сжаты и не могли произнести эти страшные слова: «Саша умер».
Жила в каком-то мертвом и холодном пространстве, и входя в троллейбус, случайно коснувшись кого-то, хотелось к нему обратиться, как к близкому человеку:
- А вы знаете, что у меня случилось!?
Как у Чехова в рассказе «Тоска» Ионе Потапову с каждым хотелось поделиться своим горем:
«- А у меня на этой неделе…того… сын помер!»  
Много лет проезжая этим маршрутом, я знала, на какой остановке войдут шумные студенты авиамеханического колледжа, на стене здания которого висит мемориальная доска, установленная в честь нашего земляка-писателя Владимира Солоухина, на какой остановке сядет в троллейбус известный архитектор-реставратор И.А. Столетов, вбегут шумной стайкой студенты музучилища, выйдут у Золотых ворот студенты знаменитого факультета русского языка и литературы, где учился Веничка Ерофеев.
«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало - и ни разу не видел Кремля…»
Люблю рассматривать лица пассажиров, люблю наьлюдать за людьми, спешащими по вечерам в театр или филармонию, в эти момента лица их озарены ожиданием предстоящего праздника - встречей с прекрасным. И так бесконечная вереница встреч и расставаний, радостных и грустных воспоминаний о людях.
Когда-то рука легко опускала в автомат всего четыре копейки за проезд, и плакат : «Личная совесть - лучший контролер», - был тебе хорошо знаком, а теперь тебя встречает строгий кондуктор, и цена за билет только увеличивается год от года.
Вспоминаю еще картинки « с выставки»: в салон входит, пожилая, усталая женщина, все места заняты, оглядывая пассажиров, она сурово произносит:
- Я - с 53 года, кто мне уступит место?
- Я - с 51-говорит другая женщина с улыбкой, - садитесь, пожалуйста!
Известный литературный образ «Дамы с собачкой» наше время представило мне совсем в другом свете.
Осень, мелкий, моросящий дождь, в полупустой троллейбус входит крашеная блондинка с маленькой белой собачкой, которую прижимает к себе левой рукой. В правой руке она демонстративно держит бутылку пива «Клинское светлое», и время от времени отпивает из нее по глоточку. Дама ведет себя независимо, садится в кресло напротив всего салона, бесцеремонно разглядывает пассажиров, и как бы демонстрирует себя перед нами. Собачка иногда повизгивает и заглядывает в глаза хозяйке, та целует ее в нос. Промокшая шерсть собачки, мокрые волосы девушки, пиджак и разорванные (по моде) на коленях джинсы - все в темных пятнах от дождя. Да, трудно представить мне трогательную Анну Сергеевну в этом виде, но может какой-нибудь современный режиссер сделал бы такой «прикид» и для жены фон Дидерица? Как бы Антон Павлович Чехов или Чехонте отреагировал на эту даму?
Еще одна зарисовка с «новой русской», которая, как мне кажется, случайно попала в наш троллейбус. Она вошла в салон с нарядной девочкой лет пяти, когда все передние места были заняты пожилыми людьми.
- Где тут детские места, кто нам уступит? - требовательным голосом сказала вошедшая мама и продолжила с возмущением свою реплику: -Как только выйдут на пенсию - так все инвалидами и заделаются! Уступите! - потребовала она у сидящей у окна женщины.
Та покорно встала. Девочка не торопясь села, расправила юбочку, достала из кармана конфету и, быстро отправив ее в рот, стала равнодушно смотреть в окно.
- Ты чего творишь? Какой пример показываешь своей дочке? - вступилась за соседку другая пассажирка.
- Не надо, не беспокойтесь, я постою, - робко отвечала женщина…
Мама и дочь проехали всего три остановки, гордо, как победители, вышли из троллейбуса, оставив на душе у пассажиров досаду и разочарование.
Сегодня мы с внучкой выходим на Соборной площади. В бывшем Доме офицеров проходит весенний владимирский фестиваль творчества, каких только тут затей не увидишь, каких мастер-классов не посетишь: резьба по дереву, выжигание, плетение, изготовление кукол.
Внучка села рисовать кота акриловыми красками на картоне, установленном на маленьком мольберте. А рядом в этом же «сиреневом зале» со старинными большими зеркалами молодые люди оборудовали мастерскую «А. Кудряшов - мастер светописи». Они развесили костюмы, разложили старые игрушки - заходи, снимайся на память, через полчаса получишь черно-белую фотографию в традиционном паспарту.
Сам мастер-фотограф ходил по залу в белой рубашке и галифе, начищенных сапогах, китель офицера царской армии висел рядом на плечиках, а его молодая помощница была в платье начала 20-го века. Оба были стройны и красивы, благородны и спокойны, словно случайно попали из прошлого в этот шумный, постоянно меняющийся поток посетителей.
Мысли сразу улетели в бабушкино время, вспомнилось стихотворение когда-то написанное мною:
«Ещё не родилась я, и только бабка при царе живет и гордо носит свой живот с двенадцатым ребенком… Все старшие в Гражданскую ушли, а младшие другой войны дождались, и на полях её лежать остались, на разных войнах, на одних полях» …
Вспомнилось время отца и братьев, их военное обмундирование, меняющиеся время от времени цветные лычки и погоны, формы фуражек, ремни и портупеи.
Всё сразу вспомнилось, а тут рядом - шагни, и попадёшь в другую эпоху, и примеришь на себя прошедшее время.
Не утерпела душа и примерила это время на себя. Сфотографировались! Запечатлелись! Теперь сижу старая в окружении теней из прошлого: красивый офицер - (сын) положил ладонь на моё плечо по «фасону» того времени, невестка улыбается с фотографии, словно знакомый кадр из старого любимого фильма.
Помню студента факультета физического воспитания ВГПИ - Николая Андрианова - молодого, красивого, жизнерадостного, а теперь с грустью проезжаю мимо памятника ему, многократному чемпиону мира, Европы и СССР, заслуженному мастеру спорта СССР на остановке «Андриановский сквер».
Салон троллейбуса подобен миру коммунальной квартиры, где чего только одновременно не происходит: словно на общей кухне две пенсионерки рассказывают о своем житье-бытье, и одна каждое предложение начинает с высокого визгливого возгласа: «Ой, я операцию на глазах сделала, столько денег за нее отвалила, а вижу как и раньше - плохо! Ой, как продукты нынче подорожали, езжу на рынок, выбираю там, что подешевле! Ой!»....
В другом месте два мальчишки обсуждают домашнее задание:
- Витька, ты написал сочинение про осень?
- Написал.
- Сколько страниц получилось?
- Две.
- А у меня одна, потому что я мелким почерком писал.
- А чего у тебя-то две?
- А я еще стихи написал.
- Свои?!
- Нет, Пушкина – «Унылая пора, очей очарованье»…
- Вот здорово, а я не догадался! Ну как можно такой диалог пропустить мимо учительских ушей!
В переполненном троллейбусе у дверей зажата парочка. Спортивного вида парень, как только может оберегает девушку от тесноты и толкотни. Она смотрит на него снизу вверх счастливым и смущенным взглядом, улыбается, молчит. А он безумно рад этой встрече и тесноте, где можно наконец-то прикоснуться и даже, как бы случайно, обнять свою избранницу.
Не только пассажиры запоминаются в дороге, запоминаются хорошие и добрые водители и кондукторы.У них тяжелая и ответственная работа, где в непредсказуемых случаях, надо сразу принимать то или иное решение, когда кому-то сделалось плохо - остановить транспорт, вызвать скорую, пересадить пассажиров.
Однажды я посочувствовала кондукторше, на что она мне ответила:
- Работа, как работа, вот вы каждый день в одном помещении проводите время с одними и теми же людьми, которые вас не устраивают по каким-то причинам своего характера или поведения. А у меня, если и войдет нехороший пассажир, я всегда знаю, что он скоро выйдет, и я с ним расстанусь навсегда.
Была на нашем маршруте известная кондукторша, которая иногда тихо пела, по-своему комментировала остановки, как экскурсовод предлагая пассажирам посетить тот или иной музей, сходить в наш главный универмаг «Валентина», погулять в парке «Дружба», выразительно, как декламируя какое-то стихотворение, объявляла: «Верхняя дуброва!», « Нижняя дуброва!» Не правда ли, красиво звучат эти остановки, так хочется выглянуть из окна и посмотреть на эти дубровы.
В другой раз я везла на работу отростки герани, кондуктор - молодая женщина разговорилась со мной и предложила на завтра привезти мне ещё несколько сортов.
- Да как же мы встретимся с вами? - спросила я её.
- Приходите на эту остановку завтра в 10 утра.
- Спасибо! И всё получилось. Она даже на минутку вышла из троллейбуса и дала мне в пакете цветы, а я подарила ей свою книжку с добрыми пожеланиями.
В кабинете изобразительного искусства педагогического университета у меня было всегда много цветущих растений, на стенах висели живописные работы художников, преподавателей и студентов, а также детские рисунки, натурный фонд из подлинников народных промыслов располагался на подвесных полках и столах по периметру класса, на старинном сундуке сидели большие тряпичные куклы - все это создавало особую атмосферу творчества и домашнего уюта, когда не хотелось уходить с работы, расставаться со студентами после звонка, и кто-то шутил, входя в помещение:
- Я хочу здесь жить!
В далекой нашей юности, когда мы впервые запели песни Булата Окуджавы, самой любимой из них для всех стала песня о синем троллебусе, как мечта, что мы выплывем, что мы со всеми нашими проблемами справимся, когда рядом такие верные пассажиры-матросы, и мы построим наш мир по законам красоты, равенста и братства, мы во все это безумно верили и камертоном нашей жизни была поэзия Окуджавы, когда «не покупается доброе имя, талант и любовь».
Вот и в моем синем троллейбусе, я проживала минуты радост ного или грустного общения, ежедневно встречаясь с разноцветным потоком быстротекущей жизни, и я все-таки всегда по-окуджавски верила в пассажиров, которые всегда придут на помощь , и в длинной дороге постепенно утихнет боль потерь и разлук.

 

Владимир

 

"Наша улица” №252 (11) ноябрь 2020

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/