Сергей Михайлин-Плавский "Женские болезни" рассказ

Сергей Михайлин-Плавский "Женские болезни" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Сергей Иванович Михайлин-Плавский родился 2 октября 1935 года в поселке Крутое Больше-Озерского сельского совета Плавского района Тульской области. Окончил Тульский механический институт. В Москве живет с 1970 года. Печтался в журнале "Сельская молодежь" как поэт. Автор 6 поэтических книг. Прозу начал писать по настоянию Юрия Кувалдина. Постоянный автор журнала "Наша улица". В 2004 году Юрий Кувалдин в своем "Книжном саду" выпустил большую книгу рассказов и повестей Сергея Михайлина-Плавского "Гармошка". Умер 16 августа 2008 года.

Пришел в 2002 году в редакцию "Нашей улицы" никому не известный поэт Сергей Михайлин со стихами. А я стихов не печатаю. Говорю ему - приносите прозу. И он принес. Потом я ему сказал написать про избу. И он написал.
Сергей Михайлин-Плавский создает ряд типов, дающих понимание того, что есть русский характер и та самая "загадочная русская душа". Когда, чем был так сломлен человек, возможно ли его "распрямление" и "выздоровление" в России - над этими вопросами Сергей Михайлин-Плавский думает постоянно: это - широкие картины жизни и быта русской деревни, да и города, написанные живо и увлекательно. Из книги можно узнать, кажется, всё: как рубили избы и как вели засолку огурцов, какие приметы и обычаи сопровождали каждую трудовую стадию, где и когда устраивались деревенские вечеринки и еще многое, многое другое. Казалось бы, произведения Сергея Михайлина-Плавского небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета, нет в них и занимательной интриги, но они богаты писательским мастерством, добрым сердцем, умением ставить слова в нужные места со смаком, ему присуща богатая русская лексика, дух народного языка и его поэзия.

Юрий КУВАЛДИН

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

Сергей Михайлин-Плавский

ЖЕНСКИЕ БОЛЕЗНИ

рассказ

 

Нынче мужики все чашше женскими болезнями стали болеть. Прихворнул сосед, пошел к врачу, а ему - раз! - и женскую болезню присобачили.
- Ну, как, - спрашиваю, - Михалыч, чего нашли?
- Да опять, - говорит, - женская болесть причепилась - О-РЕ-ЗЕ прозывается. Раньше об такой и не слыхал-то. Грып был, да, это я сам помню. А эта О-РЕ-ЗЕ, тоись простуда по-нашему, по-простецки, самая что ни на есть женского роду болезня...
Или взять гипертонию там какую или язву. А уж язва-то самая бабская заболевания, точить и точить проклятушшая с утра и до вечера, что твоя благоверная. Ночью и то от ней спокою нету. Говорят, мол, кислота в желудочном соку разыгралась - спасу нету. Никакие таблетки не помогають. Рванешь стакан "сахарной", закусишь огурцом, тут она и унимается на время, а потом опять за свое. Водка-то, она убивает кислоту, изничтожает, значит, ее внутрях и выводит наружу. Вот тока сахар нынче стал дорогой: пузырь "дурочки" из него обходится почти двадцатку, дрожжи там, то да се. А канители скока? Затереть, потом ждать неделю, пока ухандокается, потом перегонка. Пока дождесси, слюной изойдешь. А язва-то не ждеть, в три смены, как на непрерывном производстве, жучит тебя и жучит.
Нынче прошше и дешевле спирт под названием "Фиалка" или "Мозаика" (под такими этикетками едет спиртик в Москву под носом у некоторых оранов, как будто заросли мы совсем грязью и нам нужны чистящие средства в неимоверных количествах). На оптовом рынке эту спиртягу из-под полы продають. Постоянному покупателю бутылка водки из этой "фиалки" обходится в 11 рублей и никакой канители! Развел кипяченой водой и - готово! Из литра "фиалки" пять бутылок водки получается. Откуда его тока везуть - не знаю: из Чечни, наверно, а, может, из Грузии или Афганистана.
Правда, тут есть опаска подцепить по дешевке другую женскую болезню - алкоголизьму. Ну, это уже кому как на роду написано. Один всю жизню пьет по две стопки в обед - алкоголист он? Алкоголист, тока тихий. А другой, как дорвется, так, глядишь, и валяется с мокрой мотней, и вонишша от него за версту преть, аж бабы-доярки носы зажимають. Вот до чего доводять женские болезни!
Мужские болезни намного способней. Ну, там острый хондроз. Он, правда, на женскую смахивает, на подагру. Но чего в жизни не бывает: муж да жена - одна сатана. А вот кашель чисто мужчинская болезня. Как начнет тебя колотить, особенно по утрам. Зеленой харкотиной не отплюесси, пока не сунешь в рот эту проклятую соску. Задымишь, как ГРЭС, и все прошло до следующего приступа.
Тридцать с лишним лет я курил, двадцать лет пытались лечить меня от кашля разные врачи - и все зря. Бывало, сижу к зубному, шшаку разнесло, а в это время кашель напал вероломно, как Гитлер на Советский Союз (конечно, я и сам виноват - заключил мирный договор с табаком, вон он пол-огорода занял) и долбит меня, и колотит без перерыву. Выходить из соседнего кабинета врачиха и говорит:
- Чтой-то вы, больной, сильно шибко кашляете. Зайдите ко мне на прием...
Ну и что: послухала легкие, постучала пальчиком по грудям и лопаткам. Ничего, говорит, опасного нету, и даже таблеток не выписала, а уж про курево-то и разговору не было.
Другой случай. Привязалась ко мне ишшо одна женская болезня - рожа. Рука правая покраснела и водой ее мочить нельзя. Вот где я намучился: ни умыться утром, ни в корыте помыться. Левой-то неспособно как-то.
Да. Пришел к врачу, а он мне намекает, следующий раз, мол, дашь полтинник, я тебе враз ее сниму, и дал мне целую пол-литру примочки. Я две недели мочил руку, ничего не проходит. Так и пришлось к бабке-знахарке идтить. Пошептала она, походила вокруг меня, взяла две бутылки "сахарной" и дня через три рожу эту треклятую сняло, словно чулок с женской ножки: раз и нету!
А тогда-то ишшо кашель меня забил у этого искулапа. Он мне и говорит: я, мол, твой кашель за три дня изничтожу, ты тока принеси мне справку из чахотошного диспансера. Эге, думаю, это он ишшо на полсотни напрашивается, а где они у меня, полсотенные-то? Тут печатный станок нужно пускать дополнительный, а это надоть идтить к Хрущеву за разрешением. А Хрущев, сам знаешь, на Америку ботинком по трибуне стучал. А я-то против Амерки - тьфу! - хотя и свой, русский. Так и не поехал я в Тулу за справкой и продолжал кашлять.
В последнее время докашлялся до того, что стал задыхаться. Обозлил меня кашель, да и жена подзудела. Ты, говорит, весь дом прокоптил вонючей цигаркой и ко мне скоро привяжется твоя мужчинская болесть. И тогда я, как генерал Катуков, принимаю решение. Он, генерал-то, рассказывал, в книге, когда, мол, вели на Тамбов железную дорогу, тамбовские мужики вышли к ней навстречу и молились на коленях: "Матушка загогуля, не губи Тамбов, сверни на Пензу!" Так вот и я однажды поужинал, закурил последний раз и перед женой и Богом раздавил цигарку в консервной банке и сказал: "Больше я не курю!" И за 17 лет ни разу не закурил.
Трудно мне было, конечно, в первые дни, как будто что потерял, ишшу, а сам не знаю чего. Я тогда нарочно подсаживался к курякам, чтобы подышать дымком. Меня и соблазняли, закури, мол, Василий, и что тока ни делали, но я устоял - слово ведь дал жене и Богу. Бог-то, он, может, и простил бы, а жена... Как подумаю и представлю ее укоризну, так всякая охота к куреву пропадает. А к этому времени уже и дымком чужим надышался, и тяга к зелью поуменьшилась. При куреве, оказывается, помимо тяги к никотину, как к наркоте, появляется еще потребность в жевательных движениях - во как! И мне приходилось тайком от мужиков, как мальцу, сосать мятные таблетки. Месяца полтора сосал, все боялся, засмеют мужики. Ничего, обошлось.
А что же кашель-то? Как ты думаешь? А кашель, как бросил курить, на третий день прошел начисто, как будто его и никогда не было. А ведь по пять-семь минут трепал приступами до слез из глаз и носа. Тьфу, самому и то противно. Короче, через неделю совсем я забыл про кашель. А вот из легких цельный год потом выходила желтоватая зелень, особенно по утрам. Раньше, когда курил, перейду дорогу и задохнусь, а тут стал к отходящему автобусу бегом бегать. Оказывается мужскую болезню самому победить можно. Не всякую, правда.
Вот, к примеру, диабет или сахарная болезня. Мужская она или женская, но с нею надоть всю жизню бороться. И теперь у меня половину огорода занимает цикорий с топинамбуром. Ишшо бы чернику развести, но рази дождесси, говорят, она триста лет разрастается, тогда никакой диабет меня не испужает.
Тока прошу не путать диабет с другой "сахарной болезней", как зовут ее у нас, и вызывается она сахарной "дурочкой", иначе "сахарной исклюзивной", особенно, когда эта болезня переходит в стадию падучей.
Сахарная падучая - самая женская болезня у многих мужиков нашей деревни. Причем, падучая - не просто упал мордой об дорогу, а падучая в смысле пал, как опоенный теленок, тоись истратился, допилси до казанков или деревянного бушлата. Вон Витя Длинный говорит часто: и теленок, мол, тоже не пил, не пил, да и пал, а ведь пил бы - пожил! Так-то оно так, тока смотря что пить и какими ведрами.
Ты думаешь "маленковский" стакан народ зря что ли придумал. Смешно, конечно, но это в честь Маленкова сразу после смерти Сталина. Народ обрадовался послаблению с налогами. Подумать тока: 40 килограмм мяса за год - отдай, 360 яиц - отдай, полторы тыщи рублей - отдай, а мне на трудодень - 50 грамм ржи - и весь доход. А Маленков-то Георгий Максимильяныч постановил единый налог - 7 рубликов с сотки земли. Вот от долгой нужды и устроил себе народ праздник, маленковский стакан придумал под свою широкую душу. Вместо того, чтобы дырку какую залатать в хозяйстве, в бесшабашность ударился. Это как пир во время чумы: пропади оно все пропадом, рванем по "маленковскому" - где наша не пропадала? Да Маленков и сам-то, говорят, не шибко отставал от народа.
Ну да ладно, это дело не наше. Нам бы вот землю нынче уберечь. Говорят, скоро начнут ее иноземцам распродавать да проходимцам всяким. Опять помещики появятся, уж не крепостным ли правом попахивает? Хотя вряд ли это случится: молодежь-то вся в город кинулась быстрые денежки загребать. В спекуляцию ударилась: купил-перепродал-наварил. Потом посмотрели в телевизор, сгоношили на троих - ого! - вместе мы - сила! Какая там сила, мозги-то затуманены! Это же недолгое дело: сначала пивка ("Три богатыря" - не в насмешку ли?), потом портвешка, а там и до "фиалки" недалеко. А при таком деле нужна ли она, земля-то кому-нибудь? Ее же пахать надо да засеивать. А с больной головой-то тока на похмелье тянет. Похмелился и охмуряй православных в хозяйской палатке, наваривай ему барыши. Он тебе вечером пузырь поставит.
А может и правы наши правители. Чтобы земля не пустовала, не заросла бурьяном, может, лучше продать ее, пока не поздно Гансам или другим, охочим до нашего чернозему иноверцам, и получать с них хоть малую толику, чтобы не загнуться с голоду. А при таком деле нам и армия не нужна: от кого защищаться-то и что оборонять? Пусть новые хозяева и обороняются, а нам привычней в холопах. Засосал нечестно заработанную "фиалку", пpocпался и снова в хозяйское ярмо...
Вот куда завели меня женские болезни. И есть ишшо "пьяная" болезня - ишемия прозывается. Это када голова плыветь и тебя в стороны кидаить, как после пол-литры без закуси.
А мужская болезня - стрэск, это шас везде: в любом ларьке глянул на цены и упал в обморок, телевизор включил - на тебя ствол наставлен. Кувалда в хозяйственном магазине - железяка с дыркой! - по цене на половину пенсии тянет.
Но вот аденома - самая прилипчивая к мужикам женская болезня!
Чтой-то дюже много нынче болезней развелось. И куда тока смотрит здравоохранение и другие здравомыслящие люди? И есть ли они в России нынче, здравомыслящие люди-то?

 

"Наша улица” №253 (12) декабрь 2020

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/