Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто четвёртая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто четвёртая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто четвёртая)

 

 

НЕ ОТРИЦАЙ

Того, что не понимаешь, не отрицай, и то, что тебе не нравится, не отрицай, научись проходить мимо с миной добра и спокойствия, это самая сложная наука научиться не отрицать окружающее, чтобы созидать свой мир необходимо победить желание отрицать, всё, что ты не готов понять, принять, осознать, ведь каждый из живущих для себя является центром мира, осознанно или в подсознании, принимая это, ты в полной мере ощутишь бесконечный спектр чувств, эмоций, прелесть и печаль, только так, не отрицая, возможно проникнуть в тайны бытия.

 

ПЬЮ ЧАЙ

До чего же хороши и привлекательны всевозможные коробочки с чаем разных сортов, источающие дивные ароматы, беру не спеша каждую, вдыхая аромат то одной, то другой, выбор сделать совсем непросто, но вот я определилась, чай заварен, пью свой изумительный чай, непременно без сахара, пью медленно, наслаждаясь, как будто читаю главу из романа Булгакова в тени чайной плантации на острове в Индийском океане, волны тихо нашёптывают вековые его тайны, лаская плавно ступни ног… вдыхаю чая аромат.

 

НОВЫЕ ТРОТУАРЫ

Ох уж, эти новые тротуары! Взять, хотя бы на Петровке, тротуары как проспекты, плиты мраморные просят проходить, как по паркету, или как по старой сцене древнего Большого театра на пуантах при поддержке кавалера в невесомом сольном танце. У меня даже походка становится лёгкой и скользящей, как в юности, а уж когда подморозит слегка, то я буквально руки стараюсь прижимать к телу, чтобы не взлететь. Да улицы и переулки девицы-красавицы Москвы - огромная сцена, на которой постоянно происходят самые неожиданные премьерные спектакли с происшествиями. Ходи, смотри, впитывай, наслаждайся, удивляйся, восхищайся, что я и делаю непрестанно, потому что всем сердцем люблю Москву.

 

НЕТ У МЕНЯ НИЧЕГО

Как хорошо понять однажды, что у меня нет ничего, как будто я вода, пролившаяся с неба, и в небо улетевшая с дыханием моим, остался вздох и тихая улыбка, как это сладко прошептать, что нет у меня ничего я - свободна, вокруг меня только слова, из которых они создают записи как мороз создаёт рисунки на стёклах окон, они недолговечны, но прекрасны своей краткостью существования, они восхищают и завораживают, разве это не чудо?! Самое важное то, что нет у меня ничего, а я - счастлива, птичкой-синичкой перелетаю с ветки на ветку, ловлю капли дождевые, беззаботно лакомлюсь редкими снежинками в предрассветные часы, ведь нет у меня ничего.

 

АТЛАНТЫ В ПОДСОСЕНСКОМ

Посмотрите на «наш маленький Эрмитаж» в Подсосенском переулке, на зелёный дом, в котором когда-то проживало знаменитое семейство Морозовых, с атлантами, дом был построен архитектором Михаилом Чичаговым, но, позднее помещения модернизировал сам Фёдор Шехтель, если не верите, прочтите табличку, а лучше просто полюбуйтесь лепниной, украшающей здание, рассмотрите атлантов, которые на протяжении более ста пятидесяти лет держат балкон на своих плечах. Мысленно я прохожу по залам, в создании интерьеров которых принимал участие Врубель, выхожу в зимний сад, под звуки «Картинок с выставки» Модеста Петровича Мусоргского, пытаясь угадать, кто их исполняет.

 

СМОТРИ НА ЦВЕТЫ

Чтобы было хорошо, ни о чём не говори, а смотри на цветы, даже зимой среди снега отыщи взглядом цветы, хотя бы вот за этим окном на подоконнике, герани светятся, как иконы в храме, от них невозможно глаза отвести, любуйся, вспоминай их аромат, а поморщилась, вспомни, что не очень тебя он привлекает, потому что резковатый, тогда обрати внимание на окно на пятом этаже, в котором грустит в бутылке роза, цветок так прижался к стеклу, пытаясь вырваться на свободу, а ты - свободна и можешь идти на прогулку, когда захочешь, собирайся, иди, наслаждайся красотой осеннего дня.

 

ДВЕРИ

Повсюду двери, но мы их как бы не видим, входим невидимыми сами, а двери нас видят, такова основа бытия, двери входят в нас, даже если вы в это не верите, ваше подсознание то и дело замедляет ваше поспешное стремление сделать необдуманный шаг в неведомую дверь, вы останавливаетесь вдруг и меняете маршрут, а порой вспоминаете времена, когда повторяли как заклинание слова Окуджавы «Не закрывайте вашу дверь…», нынче же у меня то и дело возникает неодолимое желание поиграть с тюремными железными дверями квартир современности, но я сдерживаю себя, понимая, что меня не поймут, но закрытые двери манят меня постоянно, вызывая едва сдерживаемое желание узнать, что находится за ними, воображение же рисует живописные красочные картины неведомых, но таких притягательных миров, однако прикоснуться,  тем более распахнуть их никак не могу решиться.

 

В СВОЁМ УГЛУ

Люблю сидеть в углу, пусть угол будет тесен, но тем он интересен, что этот угол - мой, никто не потревожит, я в высях музыкальных, немного театральных и сверх трансцендентальных, любимое словечко весёлых человечков, летаю в упоении и счастлива вполне, ведь угол сей, наполнен мною в течение многих лет, здесь живут мои героини, которые ещё только ждут, когда же появятся рассказы о них, они обижаются на меня, возмущаются, упрекая меня в недостаточной работоспособности, я даже чувствую себя несколько виноватой перед ними и обещаю исправиться, но беда в том, что новые образы возникают совершенно неожиданно и спешу за ними, забывая свои обещания.

 

ЛИНИЯ

Что может быть сильнее, глубиннее линии моих переживания, тянущихся за мною всю жизнь с детства по одной и той же линии, как будто я трамвай, идущий по одному и тому же маршруту, хочу сорваться с линии, но он с неба перстом указывает мне - смирись, понадобилось не одно десятилетие, чтобы пришло ко мне смирение, а затем я поняла, что линия моей жизни есть судьба, диктующая мне переход из жизни в книгу - это и есть моя линия, с этого момента всё встало на свои места, следуя ей, я обрела внутреннюю гармонию.

 

ЧЁЛКА

Омолодись, подружка, сбрось волосы на лоб, все будут думать, что тебе семнадцать, и красный рот в помаде будет звать того, с кем никогда не сможешь примириться, вихрь мыслей проносится порой молнией шаровой, когда стою у зеркала, понимая, что счастье не в молодости, тем более не в чёлке, которую сама себе отрезала я в двенадцать лет, она была кривой и невероятно смешной, а я видела всё совершено иначе, любовалась ею, это было так давно, как будто не со мной. Прошли молниеносно годы, и чёлка молодящаяся стала меня раздражать, мы с ней расстались, но я улыбаюсь.

 

КОРАБЛЬ

Устье Днепра шире памяти моей, и я на корабле листаю страницу за страницей, мне чудится океан любви в океане книг, сама я как страница, где раздольнее моря задумчивая грусть моя, нельзя остановиться, ведь часто кажется мне, что родилась я кораблём, а жизнь мне только снится, плыву под парусами облаков, а ветер чувств их направляет, вокруг несметное обилие оттенков синевы, смешанной с прозрачною водою и изумрудной прибрежной зеленью, исчезло время, лишь крики чаек, да шелест удивительных страниц той самой книги, что пишу я вечно.

 

СЛОГ

Логос правит мною с детства, не даёт остановиться, как в полёте птица мчится, с невозможностью остановится, ведь на то она и птица, чтобы день за днём летать, вспять судьба не воротится, в смысле, детство не вернётся, мысль простая подвернётся, испиши свою тетрадь слогом мудрым и весёлым, грустным и нежным, вечно новым, пишет жизнь без остановки, а когда думаешь о том, чтоб слог был музыкален и прекрасен, все заботы мира исчезают, и ты погружена в мир слога, в смысле, стиля, и слог и стиль, едины в мире прозы, шагнувшей в царство поэзии и музыки, которое их обогащает, придает особое звучание, усиливает и углубляет замысел бессюжетного создания, завораживает слушателей, очаровывает их, переносит в мир возвышенный, прекрасный.

 

РАЗДУМЬЕ

Сижу в раздумье - обрывать или не обрывать последний лепесток с увядшей розы, пожалуй, посмотрю ещё часок на тонкость красоты, вдыхая розы аромат, приняла решение оставить его, пусть лепесток действует по своему усмотрению, вглядываясь в него, я всё отчётливее вижу свежую розу с капельками росы на ней, следом возникают передо мной разноцветные лепестки бордовых, алых, нежных чайных, даже голубых роз, а далее уже кружат, как в калейдоскопе, связанные с ними воспоминания, о минувших событиях, навеянных чудом сохранившимся лепестком увядшей розы, как сладок этот миг!

 

ЧИТАЙТЕ

Я написала, а вы читайте, и я была когда-то той, которой давали почитать, взаимосвязь невероятная, стать смелой до того, чтобы писать самой и говорить другим, теперь меня читайте, до чего же это приятно писать самой, а потом отправлять свои тексты в свободное плавание, при этом ещё и отклики получать, больше всего удивляюсь я тому, что, перечитывая то, что было написано мной некоторое время назад, сама прихожу в изумление от собственных записей, воспринимаю их как совершенно незнакомые тексты, написанные кем-то другим, но, полагаю, так и должно быть с литературными произведениями, которые вольный птицей улетают от автора, говоря нам, что автор живёт сам по себе, как и его книги - в параллельных реальностях.

 

СМЫСЛ

Смысл кто-то ищет там, где только свет разлит по множеству страниц, для ищущего это пустота, а для души художника простор иных понятий, здесь музыка такая, что лишь всесильная весна способна щедро передать, лучами гладящее завязи соцветий, а утренней зари лучи играют красками свободно, и ты подхватываешь эту красоту, рисуя восхитительные картины словами, давая «равнодушной» природе все имена и краски, чтобы читатель, глядя на безмолвный холст, мог и своей душой возвыситься до пониманья божественного смысла.

 

БЕЛЫЙ ГОЛУБОК

Моя душа, мой белый голубок, пугается даже скрипа половицы, взлетает к потолку, он исчезает, белые крылья, белее снега, веером раскрыты, сияет пронзительная, бездонная синь, я над привычной, но такой маленькой, как будто это шарик, который улетел из московского двора, вот именно, над шариком земли парю, а то и, сделав пике, чайкой несусь над Москвой-рекой, едва касаясь воды, то опять набираю высоту, кружусь высоко над городом, любуюсь сказочным видом, невероятными сочетаниями несочетаемых строений разных веков, купаюсь в потоках ветра, а затем возвращаюсь к столу, чтобы написать о тебе, вдохновивший меня, о, мой белый голубок.

 

ПРЕДЛОГ

Какой предлог придумать, чтоб не идти туда, куда все черти хором соберутся, чтоб дьявола на царство возвести, больною притвориться, как банально, у нас больны все вместе континенты, нет, без предлога, просто не пойду и будь что будет устала я от указаний как выходить, что надевать, какую дистанцию соблюдать, уж лучше буду я слова писать, которые уже спешат, чтоб воплотится в текст, зато никто не будет мне указания давать, как жить, ведь только в тексте воплотится жизнь истинная.

 

ОКРУЖНОСТЬ

Ясна окружность, как свои пять пальцев, нас окружают кольцами дорог, большой дорогой, малой, и Бульварным кольцом, но всё равно окружность преследует меня, как кольца разводящихся супругов, которые не сберегли любовь, не понимая, что жизнь идёт по кругу, что суждено им встретиться опять, размолвки и разлуки – круги наводной глади, они  бесследно исчезают, не стоит торопиться, возможно стоит извиниться, чтобы окружность не разрушать.

 

НЕПОГРЕШИМОЕ

Великий грех провести день без новой записи, которая, соединяясь с предшествующими записями, образует массив текста, равного твоей жизни, которая будет являться единственным доказательством твоего бытия на земле, поэтому не греши - пиши, каждый день, не обращая внимания на настроение, самочувствие и прочие препятствия, которые, собственно, ты сама себе создаёшь, но как только ты начинаешь писать буквы, всё встаёт на свои места и так называемые препятствия исчезают, а текст остаётся и со временем приобретает глубину и многозначность самой жизни.

 

ФРАНЦУЗСКИЕ МОТИВЫ

Ну, как, скажите советской женщине было прожить без французской моды, французских духов, французских фильмов? Согласитесь, что это было совершенно невозможно, поэтому они искали пути приобретения себе хоть что-нибудь французского, порой, в самых неподходящих для этого местах, вопрос цены стоял на последнем месте, ведь жажда увидеть и завладеть умопомрачающим ароматом, увидеть свободные отношения между мужчиной и женщиной, в которые не вмешиваются трудовые коллективы и общественные организации, была так сильна, что французские уроки понимания жизни манили нас, толкали на самые невероятные поступки, которые в результате изнутри разрушили страну «развитого социализма».

 

УВАЖАЕМЫЕ ЛЮДИ

Задумалась я о том, много ли наберётся в твоём окружении уважаемых людей, которые одним своим присутствием на земле поднимают настроение, поддерживают, направляют к созиданию, образы дорогих мне людей, которые тактично окунули меня в бездонный мир литературы, щедро делились со мной опытом, собственно, с кем я советуюсь в сложных ситуациях, всегда со мной, несмотря на то, что многие, уже покинули сей мир, живут во мне, но есть вокруг меня замечательные друзья и даже Учитель, их поддержка, вера в меня подарили мне смелость не только писать, но и публиковать мои произведения, эти уважаемые люди поддерживают и вдохновляют меня. Низкий им поклон!

 

СТАРУШКИ

Они почти незаметны, тенью проскальзывают между бодрыми прохожими, словно кадры затемнения в кино, показывающее нам былую жизнь, напоминая о том, что и мы здесь только гости, что время имеет свойство ускорятся, я внимательно вглядывалась в их лица сколько себя помню, возможно потому, что не знала ни своих бабушек, ни дедушек, а у моего друга детства бабушка была, такая тёплая, она обволакивала нас своей любовью, рассказывала нам поучительные истории, вообще же, надо сказать, что глаза старушек, их морщины, их руки сами по себе безмолвно открывают мне истории их трудной жизни, вызывая сочувствие и нежность.

 

ОПЯТЬ МЫ В СУМЕРКАХ

Как будто и не рассветало, устало взираю за окно, как на речное дно, которого не видно, и как обидно, что солнце спряталось от нас, который час, вопрос для нас, на который нет ответа, мечтаем, как о счастье, о светлом дне, о солнце, о свободном перемещении по планете, а чиновники на всей планете до того заигрались в запреты, что, невзирая на их неэффективность, просто утратили чувство меры, нынче глоток воздуха без маски делаю украдкой в сумерках, озираясь по сторонам, при этом ни для кого не секрет, что эффективность масок этих равна их вредности, так же как резиновые перчатки - рассадник экземы и других проблем с кожей, особенно для астматиков и аллергиков, но чиновники требуют неукоснительного их использования, невзирая ни на что, бизнес для них - важнее всего.

 

ИГРА

Приемли жизнь как сложную игру, подобно шахматам, тогда иначе будешь смотреть на колкости друзей, на постоянные проблемы, вне темы дней твоих, наполненных делами, остановись, не дёргайся, подумай, а то опять получишь «сладкий» стресс, во всём ищи свою вину, мы сами «успешно» жнём плоды своих провалов, устало наблюдая мир утех, встряхнись, смотри на них с иронией, ведь это опыт твой, ты можешь всё использовать себе на пользу, уныние с печалью - прочь, создай свой мир, в котором проблемы все решаешь ты успешно, унынью места нет, ты - сам творец своих успехов!

 

ВЕСЕЛЬЕ

Ещё по рюмке и пляшите, а то все грустные сидят, сейчас добавим жару, несите самогон и холодец, и в пляс пошла квартира городская, так что под нею пляшет потолок и люстра бьётся в судорогах над головой крестящейся старушки… Вымучивать веселье ни к чему, оно должно родиться из творчески насыщенных будней, в которые не разгибаясь писал ты жизнь свою в учебную тетрадь, опять воскликнешь, хочется веселья, а строчки тянут дальше продолжать, пиши, оно придёт само внезапно, тогда веселье это обретёт бессмертье, и будет вызывать эмоции в другие времена. А над старушкой грохот, бой посуды…

 

ЗА КРУГОМ КРУГ

Среди неясных сумеречных дней опять мечта к весне тебя готовит, за кругом круг, зима, весна, и вновь зима на северных широтах, вот вам забота, посчитать круги, где нет вопроса, что за поворотом, одно и то же, как ты ни крути, то тьма, то холод, то дожди, то сырость движутся по кругу, а я мечтаю неустанно о тепле, прохладе нежной, о красоте восходов и закатов светила нашего, которое скрывается за тучами так часто, наблюдая за тем, как мы с надеждой смотрим в небо, чтобы увидеть лик его, играя с нами в прятки, оно для нас, как бы за хорошее, даже примерное поведение, выглядывает всё же иногда.

 

 

"Наша улица” №253 (11) декабрь 2020

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/