Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто пятая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто пятая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную
страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто пятая)

 

 

РЯДОМ

Человек постоянно находится там, где всё, что находится в этот момент вокруг него, рядом, поехал к морю, море рядом, пришел в магазин, макароны рядом, сел за стол, тарелка рядом, не будет же он дома сидеть за столом у моря, а покупать макароны в своей ванной, поэтому он перемещается в соответствие со своими желаниями в реальной жизни, в творчестве же достаточно просто сесть за стол и писать, ведь в своих произведениях человек волен всё что угодно приблизить или отдалить, перемещаться в любую точку планеты, абсолютно свободно перемещаясь в пространстве и времени, ощущая будущее рядом с прошлым и наоборот.

 

ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Главное, необходимо, чтобы порядок был в душе, чтобы стать порядочным человеком, необходимо всё делать по порядку, чтобы ничего не забыть и всё делать вовремя, в рядок запиши себе задание на день и, не перескакивая, исполняй, то же касается чтения, после чтения Мераба Мамардашвили не перескакивай на Веничку Ерофеева, а читай Пиаму Гайденко, чтобы глубже погрузиться в философскую суть бытия, в экзистенцию текста, это поможет тебе разобраться в смысле собственной жизни, упорядочить свою жизнь, создать свой мир и оставить свой след в письменном слове.

 

ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПРУД

Увидеть зеркальный пруд можно только в первые ночные заморозки, придя на бережок с рассветом, в безоблачное утро, когда первые лучи солнца начнут зеркалить по тонкой корочке льда, когда ветви деревьев, окружающих пруд, создают загадочные письмена на ней, я пытаюсь проникнуть в их тайный смысл, а утки скользят, хрустя тонким ледком, по кругу, пытаясь с первыми тёплыми лучами долгожданного светила овладеть всем пространством своего пруда, так на моих глазах манящая зеркальность и тайны непрочитанных строк исчезают в бездонной глубине.

 

ЗНАЙ КРАЙ

Все знают край, но всё равно падают, и чего им спокойно не живётся, в дружеской беседе, в прогулках под луной, так нет, скандал на скандале, обида за обидой, серьезно, а не для вида, и прямо до развода, до самого края, и падают вместе, а потом сетуют на разбитую жизнь, никак понять не хотят, что сами дошли до края, вместо того, чтобы двигаться вместе в одном направлении, при этом давать возможность свободного дыхания друг другу, набираться опыта на своих и чужих ошибках, не переступать границы дозволенного в словах, сказанных в сердцах, которые способны не только довести до края, но и разрушить до основания всю хорошее, что составляло смысл всей жизни предыдущей.

 

ВЕЧЕРНЕЮ ПОРОЙ

Зимой у нас вечернею порой весь день проходит, спасают лишь часы, чтоб уточнить положение солнца над горизонтом, да пролистать что-то об относительности всего на свете, и что-нибудь ещё, чего не знают дети, печаль и грусть в окошко смотрят, прокрадываясь на мягких лапах в комнату, пытаясь в душу заглянуть тем, кто к унынью склонен, спасает только письменная речь многоголосьем женских персонажей в саду весеннем, так вместе с ними я вдыхаю персиковый аромат, зажмурившись от света яркого цветенья, восторг воображенья мой удел, так жизнь моя проходит вечерней зимнею порой.

 

СЛАДОСТИ

От сладостей не увернуться, хотя прекрасно знаешь, что в изобилии они вокруг смущают, повсюду сладости, на ёлке шоколад, в мороженом орехи, в кино елей, и на эстраде слёзы из терпкого сиропа, ведь к сладостям ведёт не тундра, а Европа, которая во всём и виновата, «прибежище тиранов и разврата», она соблазнами и манит и пугает, создавая всё новые сладости, от желания попробовать которые нет силы воли отказаться, хожу смущённо, опустив глаза, но всё они находят способ для соблазна, люблю я сладости, вкушаю их, глаза, как котик мой, зажмурив.

 

ЗА ВОРОТА

Как прекрасно прежде было выйти за ворота, ныне же некуда выйти, потому что нет самих ворот, некому давать от ворот поворот, всё сегодня решает ворд, вот где мы пишем и дышим, вот ворд и отворил ворота, и своротил их после переворота, а в футбольные ворота наши ребята не попадают что-то, как в штрафную забегут, так зажмурившись и бьют, такое впечатление, что хотят от мяча избавиться скорее, вот мяч и летит на трибуны, а так попасть в ворота охота, но мастерства не хватает что-то, да суета каждый раз мешает, вот её-то и нужно отправить за ворота.

 

О СНЕГЕ

Чтобы понять снег, нужно потрогать его руками, положить комочек на ладонь и ждать, когда он на морозе растает от твоего тепла, напоминая о том, что и ненастье, и счастье так же коротки, как растаявший на твоей ладони снег, как только ты это осознаешь, то станешь бережно относится к каждой секунде жизни, как к снежинке, отделишь жемчуг творчества от незначительных соринок быта, станешь лёгкой и многоликой и вихрь вдохновения поднимет тебя и понесёт в свободный океан литературы, которая бережно относится к тебе, как снежинка на ладони.

 

ВО СНЕ

Во сне мне всё является стихами, в которых картины соединяются даже не по ассоциативному принципу, а как у Мандельштама, противоречиями метафор, где танцующая змея обвивает мой стан под визг железа и тёмный стон ветра, и я рдею плавниками рыбы в прозрачном, как слеза, воздухе, во сне возможности самых невероятных перемещений и словосочетаний меня нисколько не удивляют, пьянящее чувство невероятной свободы и неограниченных возможностей вдохновляет, манит порой в хмурые дни отправиться в очередное поэтическое путешествие, когда сон обволакивает меня с невероятной лёгкостью.

 

БЕЛОЕ НЕБО

Белое небо над головой, что случилось со мной в этот зимний день, тень от меня белее снега, казалось, солнца не было никогда, белого неба плавни придавливают меня к холодной земле или я во сне оказалась в белом поле, которое уходит в небо, сливаясь с ним на горизонте, нет цвета - белизна столь навязчива, столь утомительна, что я прикрыла глаза, остановилась в растерянности, не зная, куда идти, в этот момент я решила почти по-детски, что белое небо потерялось в белой зиме, зажмурилась и взмолилась, обращаясь к солнцу, показать мне путь, вдруг услышала строчки из стихотворения Арсения Тарковского: «Слышу белого облака белую речь, // Но ни слова для вас не умею сберечь, // Потому что сосудом скудельным я был. // И не знаю, зачем сам себя я разбил. // Больше сферы подвижной в руке не держу // И ни слова без слова я вам не скажу…», внезапно луч солнца пробился сквозь белую массу облаков, указывая прямую дорогу к письменному столу.

 

ЗАБЫВАЕМ

Вспомнить о тех, кого мы забываем, невозможно, на школьной доске мелом была написана тема сочинения, но само название не указано, выпавшее из памяти не существовало, как было в самом начале, когда я ходить училась и ничего не знала, жила настоящим, испытывая постоянно удивление, смешенное с восторгом, и вот прекрасное, беззаботное детство ныне окутано туманом, сохранив только отдельные яркие картинки, как кадры из фильма об абсолютно счастливой девочке, память настолько непредсказуема, что не перестаёт меня удивлять, иногда стирая совершенно моменты, которые были в далёкие времена, как казалось, судьбоносными, а теперь, когда мне напоминают о них, я ничего не могу вспомнить, но не сомневаюсь в том, что это было когда-то, всё изменилось с момента моих ежедневных записей, ведь каждая записанная фраза, способна оживить в памяти целую цепь событий.

 

МОСКОВСКИЕ МОСТЫ

Мост привлекает перейти на ту сторону, хорошо на этой, но если встречается мост, то тянет на ту, особенно висячий над Москвой-рекой Крымский мост зовёт в Парк искусств от «кольцевой» «Парка культуры», или Новоспасский мост от вокзала к монастырю, хожу по мостам из одного времени в другое, никак не могу насмотреться на невероятное смешение эпох и стилей такой разной, такой непредсказуемой Москвы, а чего стоит мосты через Яузу: с Новолефортовского моста любуюсь куполами храма Троицы Живоначальной у Салтыкова моста, с которого спускаюсь в Немецкую слободу, по Костомаровскому изящному мостику иду на Андроньевскую площадь, здесь нет парадности, здесь сохранились строения ещё с петровских времен, да и ритм совсем иной.

 

МЕНЯЕТСЯ

Для глаза незаметно, но всё меняется постоянно, вопрос во времени, которое бесконечно, но и за свою короткую жизнь замечаю изменения, в начале века Москва была в лесах, тротуары в заплатках, теперь же новоделы слились в единство городского ансамбля, в котором каждый дом и домик, невзирая на возраст, гордятся своими ухоженными фасадами, а тротуары, даже в переулках безлюдных и дворах, свидетельствуют об уважении к пешеходам, водители буквально замирают при виде их, отношения прохожих, которые тоже меняются, становятся вежливее и приветливее друг к другу, а солнечное и морозное начало зимы в этом году поменяло моё отношение к обычно хмурому, неприветливому декабрю, хожу и улыбаюсь приветствую перемены.

 

ДИСТАНЦИЯ

Жизнь как спортивная дистанция для бега марафонского, но можно медленно спешить, слагая жизнь свою в стихах, записываемых прозой, так роза радует мой глаз в присутствии мороза, какая тщетная игра идёт с банальной рифмой, в квартире африканская жара, а ёлка новогодняя в сугробы просится на волю, но на краткий миг она, сияя огоньками гирлянд, отсчитывает год за годом, напоминая о том, что с очередным её появлением в квартире дистанция сокращается, слова спешат ко мне, в надежде остаться в этом странном, костюмированном, противоречивом мире.

 

НЕ БУДУ ВОЗРАЖАТЬ

Пора, мой друг, ну, что ж, если пора, я возражать по-прежнему не буду, уверовав в поэзию, как в чудо, где я - не я, а птичка бытия, с утра пытаюсь заглянуть за горизонт, но он скрывается в туманной дымке, тревожно на душе, хочу увидеть будущее и боюсь, сомнения и страхи не дают покоя, нет, не позволю им я мною управлять, пусть музыка наполнит всё вокруг, не буду возражать, чтобы взамен печалям ко мне вернулись птицы воздушных снов моих, я с ними наяву другую жизнь реально проживаю, вот верные друзья мои, не буду возражать подсказкам их - вернуться к новому полёту.

 

ПАМЯТНИК

Аллея жизни длится бесконечно, за годом год, за веком век, струясь в потоках книг, в переживаниях сердечных, и до меня и дальше без меня. Простая мысль, но я в неё не верю. Взаимозаменяем человек, но создается личностью по книге, которую пишу при всех сейчас. В тиши аллеи я поставлю памятник поэту, которого ещё на свету нету, но он родится, вот в чём суть явлений литературных памятников, гений всегда при нас, чтоб возвеличить путь, который суждено замкнуть ему, создав мир свой, в который устремятся его читатели, которые ещё не родились, так круг за кругом создаётся великая литература, управляя жизнью на Земле.

 

ПРОХОДЯ МИМО ТЕАТРА

Проходя мимо театра, вижу въяве я сцену, где Онегин поёт о любви к Мельпомене, я играю всю пьесу во время прогулки, ибо лучшая сцена моя – переулки, такие очаровательные, такие разные, такие поэтичные, сколько страстей, признаний, обид, ссор, примирений наблюдали они безмолвно, сопереживая всем, я пытаюсь проникнуть в тайны этого театра под открытым небом, а в это время на моих глазах разыгрываются сцены из спектаклей прохожих: вот мимо меня пробежала девушка в короткой юбчонке, которая застенчиво пытается обозначить своё присутствие тонкой полоской из-под куртки, я невольно поёжилась, сочувствуя безрассудной смелости молодости, которая не обращает внимание на погоду, из-за катастрофической нехватки времени.

 

ВПОЛГОЛОСА

Говорят, что до него не докричишься, а зачем ему кричать, когда следует обратить внимание на себя, и сказать себе же вполголоса, что я лишусь голоса, если буду кричать другим, займусь собой вполголоса, сформирую свою речь, чтобы от конфликтов себя уберечь, научиться слышать себя, вполголоса обращаться к окружающим, возможно, тогда меня услышат, крик оглушает, поэтому не стоит его использовать в общении ни с кем, достаточно доброжелательно вполголоса выразить свои мысли, или желания, или просьбы, чтобы быть услышанным, вот я и стараюсь говорить вполголоса.

 

ВЕРНЫЙ

Вспоминается Аполлинер: «Когда мне случается мимо идти по дороге // За оградой я женщину вижу она // В саду неизменно гуляет одна // И мы глядим друг на друга // Она менонитка и носит упрямо // Одежду без пуговиц таков ритуал // Две штуки и я с пиджака потерял // Единоверцы мы с этою дамой», - вот, даже через незначительную деталь поэт подчёркивает значение верности, сходства интересов, поэтичного восприятия мира, и если такой человек находится, то, несомненно он становится верным, но проверяется всё же в течение долгого времени, а точнее, длиною в жизнь, встретить верного человека - подарок судьбы, который невозможно переоценить, только отвечая верностью можно сохранить его, рядом с ним ты становишься сильнее в десятки раз, ничто не может помешать изменить своей мечте в достижении поставленных целей, его поддержка окрыляет, вдохновляет.

 

НАУТРО

Вот истинная проверка душевных сил, новый день подкатил, наутро всё прежнее затмил, впереди пустота для заполнения её цепочками фраз, не на показ, а для сплетения с предшествовавшей жизнью, а за окном слева направо тянется дымчатая мантия из снежинок, рождённых в воображении, или на самом деле, при мысли о том, что каждая из них как всегда оригинальна, у меня кружится голова, я в смущении опускаю глаза, и без долгих догадок понимаю, что ночь перевернула картину, наутро написав её по-новому, когда занесенная снегом улица, печалившая меня вчера чернотой, преобразилась специально для меня, вызвав в сердце поток огня настоящего вдохновения.

 

ОПУСТЕВШЕЕ НЕБО

Опустевшее небо бывает тогда, когда его нет и не будет, когда под ногами земля, такая простая, как буква «я», но и эта буква вдруг превращается в сложную, потому что состоит из «й» и «а», и на это размышление наводит земля, которая всегда под ногами в отсутствии неба, но сколько бы я о ней не размышляла, тревога об опустевшем небе меня не покидает, что происходит, куда исчезли солнце, бездонная голубизна, облака, птицы, ветер, который не дает покоя даже опустевшему небу, то и дело поднимая высоко-высоко пустые пакеты, невольно спрашиваю я землю, в этот момент умная ворона с громким карканьем срывается с макушки березы и устремляется ввысь, как бы отвечая мне, при этом мгновенно растворяясь в опустевшем небе.

 

СЧАСТЛИВЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Жизнь счастливых женщин проходит, в основном, в семейной круговерти, в этом их предназначение, увлечение восторгом уютного круга, когда исчезает округа, и даже не возникает вопроса о счастье, поскольку он и есть в сконцентрированном круге, в котором они создают свой мир, наполненный любовью, полной самоотдачей, прекрасно, когда они это делают не требуя в замен подобных жертв от близких, поскольку в противных же случаях счастье заканчивается взаимными упрёками и разногласиями.

 

КАПРИЗНЫЙ РЕБЁНОК

Если с пелёнок ребёнок не находит общего языка с родителями, глазками смотрит, ждёт одного, а ему вечно суют другое, не разбираются, что ему мило, а что постыло, именно постылое-то и суют ему ежедневно, пытаясь успокоить, а он продолжает всячески выражать своё недовольство, родители же, вместо того, чтобы понять, чего ребёнок хочет, заинтересовать его, увлечь его творчеством личным примером или приобщая к художественным мировым произведения, либо наказывают его, либо просто отмахиваются, называя его капризным.

 

СОВЕРШЕНСТВО

Верхние точки указаны здесь, вершины манят избранников славных, творенья которых парят над горами людских самолюбий и тщетных желаний, с вершинами творчества связан язык, подумать на миг, нет пределов совершенства в литературном мастерстве, творца не страшит безбрежный океан непреодолимых, кажется, препятствий, но он их преодолевает, работая полной выкладкой каждый день, потому что достичь совершенства в своём творчестве есть смысл жизни его, а самоотдача в сочетании с волей помогают возвыситься до вершин избранников славных, произведения которых делают жизнь прекрасной, разнообразной, увлекая к творчеству молодых представителей новых поколений.

 

ТРУДИСЬ

Какое простое слово: «трудись», - но именно оно поднимает ввысь, когда не даешь себе поблажки, откладываешь в сторону все побочные дела по отношению к творчеству, когда ежедневно пишешь страницу текста, не зная ещё, куда он пойдёт, пишешь страстно, из одной любви к литературе, воспитавшей тебя, когда с головой уходишь в эту восхитительную работу, любимую, единственную, выбранную на всю жизнь, трудись, создавая свою планету из слов, чтобы стать частичкой Вселенной, которая вне времени, создай свой сад иль водопад в словах и станешь ты бессмертным.

 

СУМОЧКА

За всю жизнь у меня было столько сумочек, что невозможно их вспомнить все, но тем не менее некоторые из них запомнились настолько, что я сегодня ловлю себя на мысли, что пытаюсь найти им подобные. Чем же они привлекали меня, задумалась я, с нежностью вспоминая их, в памяти всплывает первая взрослая белая сумочка с золотым замочком, она казалась мне такой изящной, что я без конца открывала её и закрывала, чтобы услышать как замочек щёлкает, а ещё у неё был ремешок через плечо, а внутри лежал маленький кошелёк, в котором лежали пять рублей, целое состояние. Мне купили её после окончания восьмого класса, вместе с белыми туфельками, у которых был тоненький каблук, сантиметров 4-5, почти шпилька, на выпускной вечер в восьмом классе, несмотря на то, что выпускной был условный, потому что весь, практически, класс наш оставался учиться. Ощущение самостоятельности и взрослости было невероятное. Сколько счастья, ожиданий и надежд переполняли меня, так что сейчас пишу, волнуясь, как в далёком 1965 году.

 

БРЮКИ

Было время, когда дружинники останавливали женщин в брюках, считая, что это мужская принадлежность одежды, а женщинам в общественных местах в них появляться не положено, сегодня же я обращаю внимание на женщин в юбках, которые стали редкостью, а брюки настолько вошли в обиход, что превратились просто в незаменимые, совершенно вытеснили у нашей прекрасной половины платья и юбки, в частности, я голосую именно за брюки, потому что в них очень удобно ходить, причём тепло, к тому же они стройнят, благодаря им я забываю о проблемах со стрелками на колготках, которые портили настроение из-за перекосов в самых судьбоносных ситуациях. Варианты брюк множатся от сезона к сезону, только успевай примерять их.

 

В ОБЪЯТЬЯХ КОТА

Объятья с котом происходят только в мечтах, потому что Алекс мой настолько привередливый да  независимый, что эти нежности не признаёт, при этом он до того пушисто привлекательный, сладко посапывающий, шелковистый, тёплый, что правая рука моя невольно тянется к нему, а левая её останавливает, конечно, нельзя нарушать его покой, ведь это неземное существо находится в других мирах, которые мне неведомы, но до чего же хочется хотя бы одним глазком заглянуть в мир моего невероятного кота, путешествующего по Млечному пути! Но бывают редкие счастливые дни, в которые я просыпаюсь буквально в объятьях кота…

 

КИНОТЕАТРЫ

Кинотеатры вовсе исчезли из моей жизни, а в давние годы не проходило и недели, чтобы я не побывала в каком-нибудь из них: в «Ударнике» или в «Буревестнике», в «Киеве» или в «Горизонте», куда только нас не заносило, чтобы посмотреть, например, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, потрясшего нас, а уж за фильмами Феллини я готова была мчаться на другой конец Москвы, чтобы ещё раз насладиться неисчерпаемой поэзией мастера. Любимыми кинотеатрами были «Художественный» и «Кинотеатр повторного фильма», конечно, «Иллюзион», сколько счастья и удовольствия предвкушала я накануне просмотра нового или же любимого фильма, как давно это было, теперь у меня нет желания идти в кино, предпочитаю всё что захочу смотреть дома в уюте и тишине.

 

ТУФЛИ

Эта часть женского гардероба самая чувствительная, поскольку мода на обувь меняется молниеносно, а ножки постепенно, год за годом становятся всё чувствительнее. Конечно, первой моей любовью были туфли на шпильках, любовь к ним насчитывает лет тридцать, не меньше, еще подростком я прониклась убеждением, что образ девушки больше всего зависит от туфель, услышала от кого-то, возможно от знаменитой актрисы какой-то, поэтому туфли я покупала только импортные и только на шпильках, которые в результате достигали 10-11 сантиметров, меры я не знала, даже сапоги зимние были на высоком тонком каблуке, как я пережила эти беспечные молодые годы не переломав себе ноги и руки, не понимаю, это чудо какое-то, но пришла мудрая мода на удобную обувь, да и разум с возрастом пришёл, полюбила я обувь удобную, а на девушек на высоких каблуках смотрю с улыбкой, желая им сохранить здоровые ножки.

 

 

"Наша улица” №254 (1) январь 2021

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/