|
|||
Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".
|
Нина Краснова ПУТЬ ИЗ РЯЗАНСКОГО ПОДВАЛА НА ПАРНАС (Интервью Геннадия Норда с Ниной Красновой)
Геннадий НОРД: Нина, ты - землячка Есенина, родилась в Рязани… В толстенных стенах этого подвала, Училась я в школе-интернате и в простой средней школе. Потом работала пионервожатой в пионерлагере «Комета» и руководительницей кукольного кружка, ставила с детьми кукольные спектакли. Потом работала нештатным сотрудником в газете «Рязанский комсомолец» и штатным литсотрудником в районной газете «Ленинский путь», в отделе искусства, культуры и быта… Занималась при Дворце профсоюзов в литобъединении «Рязанские родники», которым руководил опальный Евгений Маркин, младший товарищ Солженицына, выпускник Литературного института, самый известный рязанский поэт после Есенина... Геннадий НОРД: А потом ты уехала в Москву… Как трудно птицей быть высокого полёта, Геннадий НОРД: И ты уехала в Москву поступать в Литературный институт… Я студентка! Я живу в столице! Я попала в семинар к Евгению Ароновичу Долматовскому и занималась у него целых пять лет. А по совместительству с этим работала при институте дворником (почти как Андрей Платонов), а ещё кладовщиком, дежурной на сигнализации и машинисткой в машбюро. Геннадий НОРД: И как сложилась дальше твоя литературная судьба? Геннадий НОРД: А как ты опять оказалась в Москве? Геннадий НОРД: Нина, расскажи поподробнее о своих литературных учителях, с которыми сводила тебя жизнь на твоём литературном пути. Нина КРАСНОВА: На моём литературном пути жизнь сводила меня с разными известными поэтами и прозаиками, которые стали моими старшими друзьями, учителями и покровителями, сыграли каждый свою хорошую роль в моей литературной судьбе. Не слыву я сроду недотрогою. Долматовский, который знал меня как скромную девушку, прислал мне в Рязань письмо, в котором «утешил» меня: «Нина! Хотя пародия и похабна до крайности, но это хорошая реклама (за которую на западе деньги платят), и она придаст тебе популярности. На ничто пародии не пишут. А Александр Иванов пишет пародии только на таких молодых поэтов, которые по-настоящему талантливы и имя которых на слуху». Геннадий НОРД: А Евгений Евтушенко сделал о тебе большую передачу на радио «Голос России». Нина КРАСНОВА: Да. Евгений Евтушенко сделал мне такой приятный сюрприз, «рязаночке-хулиганочке», незадолго до своей кончины. Благословил меня в поэзию - «в гроб сходя, благословил». В декабре 2016 года я виделась с ним последний раз, в Малом зале ЦДЛ, на собрании Русского ПЕН-клуба. Я сидела в первом ряду, а он немножко приопоздал на собрание и, хотя сесть в зале было уже негде, и яблоку было негде упасть, и курочке клюнуть было негде, прошёл в первый ряд и сел прямо со мной. И мы весь вечер сидели с ним рядом, и я подарила ему свою книгу «Тайна» (в двух томах), где есть стихи, посвящённые ему, а он написал мне свой автограф в блокнотике: «Ниночка, желаю тебе счастья и успехов в Новом году и дальше!». Геннадий НОРД: Это всё поэты разных направлений… и традиционалисты, и авангардисты… и тихие лирики, и эстрадники… И все они оценили тебя, твоё творчество по самому высшему классу. Нина КРАСНОВА: Меня всегда интересовали поэты разных направлений, разных поэтических систем. И каждый из них оказал на меня своё влияние, которое проявляется в моих стихах и которое только «слепой не заметит». И мне хотелось, чтобы меня знали и ценили разные поэты. Геннадий НОРД: Андрей Вознесенский написал о тебе в журнале «Огонёк» в статье «Музы и ведьмы XX века», где поставил тебя в один ряд с самыми лучшими музами и с самыми лучшими молодыми поэтессами XX века, и прорекламировал тебя в журнале «Обозреватель», который выходил в 134 странах мира… Нина КРАСНОВА: А в своей книге на «Виртуальном ветру» Андрей Вознесенский похвалил меня за мои частушки, которые ему, как человеку с юмором, оказались очень близки, он написал: «Озорна и целомудренна ненормативная лексика в стихах рязанской красной девицы Нины Красновой»… Ещё он сделал послесловие к моей книге «Четыре стены». А Римма Казакова - предисловие к ней, стихами, которые посвятила мне. Кстати сказать, с Риммой Казаковой и с группой Союза писателей Москвы, с Кириллом Ковальджи, Татьяной Кузовлевой… я когда-то, в 1996 году, ездила в Рязань, выступала с ними в областной библиотеке им. Горького и водила их по своему родному городу, как Сусанин, и Римма тогда подарила мне свою книгу с таким автографом: «Ниночка, мы с тобой уже никогда не расстанемся». И мы и не расставались с ней до конца. Я бывала у неё дома на улице Чаянова, там и с тобой познакомилась, Геннадий… Мы втроём сиживали за столом на кухне, ели котлеты, пожаренные Риммой, пили чай, и не только чай… очень приятно общались, ужинали, читали стихи. Я помогала ей по хозяйству, ходила в магазин и в аптеку за продуктами и лекарствами, когда она перенесла тяжёлую операцию. Тогда же я сделала с Риммой большое-большое интервью. В 2000-х годах мы с ней вели литературный кружок в музее Лермонтова… Я и сейчас не расстаюсь с ней, как и ты. Ты недавно написал о ней такие прекрасные и такие трогательные воспоминания! Геннадий НОРД: «Не смейте забывать учителей!» - говорил и писал Андрей Дементьев… И ты, как достойная ученица своих учителей, следуешь этой заповеди, Нина. Нина КРАСНОВА: Я никогда не забываю своих учителей и всех их люблю и всех благодарю за всё, что они сделали для нашей отечественной и для мировой культуры и конкретно для меня. И, кстати сказать, почти со всеми я переписывалась, и когда жила в Рязани, и когда жила уже в Москве, куда я переехала в 1992 году. Среди них не только поэты, но и писатели-прозаики. Виктор Астафьев, и певец и композитор Анатолий Шамардин, автор песен на стихи современных поэтов и на мои стихи, и автор статей и рассказов об искусстве и переводчик китайских философов и польского юмориста Януша Осенки с немецкого языка на русский, и артист Валерий Золотухин, автор двадцати книг-дневников. И всем я посвящала свои стихи и весёлые частушки. Геннадий НОРД: Прочитай некоторые из них вслух… Нина КРАСНОВА: Римме Казаковой Римма, Римма Римма,
Андрею Дементьеву С новой книгою моею
Кириллу Ковальджи Вот книга стихов. От кого? От Кирилла.
Виктору Бокову Боков спрятался в чулан
Евгению Евтушенко Он - не мелкий вам карасик, Андрею Вознесенскому (автограф на книге «Потерянное кольцо») Поэту без приставки анти, Валерию Золотухину К Золотухину на печку Ой, Золотухин, ой, Валера!
Геннадий НОРД: Александр Шаталов когда-то назвал тебя в литературной передаче на ТВ, по телеканалу «Культура», Королевой частушек. Нина КРАСНОВА: Частушки - это не главная для меня творческая линия, а побочная. Но она у меня есть. Я когда-то стала сочинять их под влиянием рязанского фольклора и моей матушки, рязанской частушечницы, и ещё - под влиянием Николая Старшинова и Виктора Бокова, которые были заядлыми собирателями народных частушек и пели их - Старшинов под игрушечную гармошку своего внука, прямо в редакции альманаха «Поэзии», а Боков - под балалайку, у себя на даче, в кругу друзей и домочадцев. И ещё по радио и в ЦДЛе, где и я выступала с ними. Геннадий НОРД: Ты когда-то выпустила сборник своих авторских частушек «Залёточка»... Нина КРАСНОВА: Да, в 2005 году. «Залёточка» - рязанский синоним слов «милёночек», «дролечка», «ягодиночка». Я выпустила этот сборник в своём художественном оформлении, со своими цветными и графическими картинками, но тиражом всего 100 экземпляров, а на руки получила только 50. Есть у меня расширенный (электронный) вариант этого сборника - «Едет Маша в Катманду». Но пока у меня нет возможности издать его. Я иногда пою свои частушки на литературных мероприятиях, отбивая легкую дробь. А певец и композитор Анатолий Шамардин сочинил свои мелодии к ним и сделал два цикла - «Озорные попевки» и «Смешные попевки» - и записал их на диск в студии и пел на наших с ним концертах. А Валерий Золотухин пел их в 2005 году на моем вечере от журнала «Наша улица» в Малом зале ЦДЛ, на какой-то свой старинный алтайский мотив. И когда в 2012 году выступал в Доме Музыки, вытащил меня на сцену, чтобы и я там спела и сплясала на пару с ним. Геннадий НОРД: Валерий Золотухин говорил, что «без Нины Красновой нельзя представить себе русскую литературу XX и XXI века». Нина КРАСНОВА: Да, он говорил это в своем видеовыступлении на моем юбилейном вечере в 2010 году, в Большом зале ЦДЛ. Геннадий НОРД: Ты когда-то написала: «Москву ничем не удивишь, // но я попробую!» А ведь ты и правда удивила Москву. Своими книгами. Среди которых и две твои книги «Интим» и «Семейная неидиллия», которые вышли в 1995 году, в издательстве «РИФ РОЙ» и за которые ты получила на турнирах Поэзии в Лужниках титул Принцессы Поэзии «Московского комсомольца» и титул Королевы любовно-эротической Поэзии России. Нина КРАСНОВА: Обе эти книги (в моём художественном оформлении, со моими графическими иллюстрациями) по-существу стали народными. Я сама продавала их на «площадях и улицах столицы», бегая по разным маршрутам и устраивая для каждого потенциального покупателя мини-концерт на 1 - 2 минуты, с чтением самых ярких и весёлых строк. И продала весь тираж «Интима», 3 тысячи экземпляров (из которых экземпляров 100 раздарила друзьям), и на «гонорар» за «Интим» выпустила «Семейную неидиллию», тиражом 5 тысяч экземпляров, и её почти всю продала (а экземпляров 500 раздарила). И на заработанные деньги хотела издать книгу частушек «Залёточка», хорошим тиражом, чтобы она кормила меня, как курочка-ряба золотыми яичками, и я могла бы сидеть на вольных хлебах и писать новые книги и «не ждать милостей от природы», и ни от кого ничего не ждать. Но дефолт 1998 года обнулил мои «капиталы», и я осталась у разбитого корыта. И с тех пор больше не продаю свои книги на «площадях и улицах столицы». Между прочим, в 90-е годы и Александр Иванов сам продавал свои книги, в павильоне «Олимпийском», а Николай Старшинов - на своих вечерах в ЦДРИ, а Валерий Золотухин продавал свои дневники в Театре на Таганке до конца своей жизни. Сергей Есенин когда-то тоже продавал свои книги - в магазине, где они лежали на прилавке. А вообще-то не дело писателя - самому (даже если у него это получается) продавать свою литературную продукцию, затрачивая на это свои золотые творческие силы, свою творческую энергию, его дело - писать. «Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник, а пироги печи (печь) сапожник». Но зато я убедилась на своём личном опыте, что мои стихи, да ещё вперемешку с частушками, нужны людям, даже таким, которые вроде бы не любят поэзию. А кто говорит, что поэзия в наше время никому не нужна, и что книги никому не нужны, тот не прав. Геннадий НОРД: Нина, но ты пишешь не только стихи, а и прозу. Нина КРАСНОВА: Да, я пишу и прозу. Потому что далеко не всё можно сказать в стихах, и даже в поэмах. Что-то - и даже очень многое - можно сказать только в прозе, и только через неё выразить себя и какие-то свои взгляды, своё отношение к кому-то или к чему-то. Но я пишу не художественную прозу, а нон-фикшен: дневники (я веду их с 11 лет, с 5-го класса под влиянием книг Анатолия Алексина, Геннадия Мамлина, Яна Ларры), пишу литературные статьи, лирическую, автобиографическую и литературоведческую, исследовательскую прозу, эссе… В 2000 году в журнале Юрия Кувалдина «Наша улица», в двенадцати номерах, с 1-го по 12-й, вышел почти весь мой роман «Дунька в Европе» - о моей первой поездке за границу, на праздник «Варшавская Осень Поэзии». В 2003 году в издательстве Юрия Кувалдина «Книжный сад» вышла моя книга «Цветы запоздалые», в которой есть не только стихи, но и моё автобиографическое эссе «Москва рязанская», и страницы о моих земляках - о поэте Якове Полонском, авторе романса «Мой костёр в тумане светит» и «В одной знакомой улице я помню старый дом», и о поэте Евгении Маркине, и эссе «Фатьянов» - о жизни и творчестве поэта-песенника Алексея Фатьянова, и эссе «Тютчев» - о жизни и творчестве поэта Фёдора Тютчева, классика XIX века… и отрывки из «Дуньки в Европе». А в 2010 году в том же издательстве вышло сразу две мои книги: «В небесной сфере» и «Имя», в которых опять же есть не только мои стихи, но и эссе о поэтах Серебряного века - о Пастернаке, Ахматовой, Цветаевой, Гумилёве, Есенине, Волошине, Тинякове (подзабытом предшественнике Есенина), а также о Мандельштаме... и заметки о прозе Кувалдина… Печатались в разных журналах, альманахах и газетах и мои материалы о Бальмонте и о моих старших друзьях и учителях - мемуары о Евгении Долматовском, о Николае Старшинове, об Александре Иванове, о Викторе Астафьеве, о Валерии Золотухине, как об артисте и как об авторе двадцати книг своего дневника… и о моих друзьях «потерянного» поколения, символов этого поколения - о Николае Дмитриеве, Александре Щуплове, Татьяне Бек, и о девяностодесятнике Валерии Дудареве, самом юном главном редакторе журнала «Юность» (хотя сейчас новый главный редактор Сергей Шаргунов - ещё юнее Дударева). Геннадий НОРД: Тебя даже называют летописцем литературной жизни, историком культурной жизни нашего времени. Нина КРАСНОВА: Называют… (Нина Краснова улыбается.) Геннадий НОРД: Нина, а ты же ещё и основатель и главный редактор альманаха «Эолова арфа». Нина КРАСНОВА: Да. Я выпустила 8 номеров альманаха «Эолова арфа», каждый из которых по своему объёму - «томов премногих тяжелей». В альманахе я стараюсь дать, показать широкую панораму современной литературы - стихи и прозу известных, маститых и пока ещё неизвестных авторов, и свои вещи. Солисту оркестра Леонида Утёсова 1. 2. Царствие ему Небесное... Геннадий НОРД: А почему ты назвала свой альманах «Эолова арфа»? Нина КРАСНОВА: А потому что меня, когда я работала в газете «Ленинский путь», все сотрудники называли Эоловой арфой: «Нина, ты Эолова арфа». - А что это такое? Я тогда узнала, что в древнегреческом мифе - это такой музыкальный инструмент, который висит на ветвях дерева и звучит и поёт от каждого лёгкого прикосновения и дуновения Бога Ветра - Эола. То есть это символ трепетной, впечатлительной, утончённой творческой натуры, и каждый творческий человек - это Эолова арфа со своими струнами души, со своей музыкой и своей песней души. И поэтому я так и назвала свой альманах, где каждый автор - это и есть Эолова арфа. Геннадий НОРД: Нина, а сейчас ты, как я знаю, работаешь над трилогией об Анатолии Шамардине, которая называется «Золотой самородок из Хасаута-Греческого». Нина КРАСНОВА: Да. И она не только о нём, но и о его окружении, о его родных и близких, о его друзьях, об известных и неизвестных людях, с которыми он был связан, и о его жизни со всеми её проблемами, и о времени, в которое он жил и работал, и об истории советского и постсоветского эстрадного искусства и нашей отечественной литературы. Геннадий НОРД: В «Золотом самородке...» немало страниц посвящено и прославленным утёсововедам Амчиславским - Борису и Эдуарду… Нина КРАСНОВА: Нельзя писать об Анатолии Шамардине и не писать о Леониде Утёсове. И нельзя писать о Леониде Утёсове и не писать о Борисе и Эдуарде Амчиславских, которые всю жизнь занимаются Утёсовым. Они написали и выпустили более десяти книг о нём, создали в Одессе музей Утёсова… они - настоящие подвижники культуры! И мне повезло познакомиться с ними. За что спасибо Утёсову и Шамардину! И ещё писателю-сатирику Александру Хорту. Геннадий НОРД: Как это получилось?
Нина КРАСНОВА: А получилось это вот так. 21 марта 2014 года, за месяц с лишним до своего неожиданного ухода в мир иной Анатолий Шамардин выступил на 1-м канале ТВ в передаче о Леониде Утёсова «Сердце поёт...», в которой принимали участие и солисты этого оркестра Бедрос Киркоров и Вадим Мулерман. И тут Анатолия заметили два прославленных утёсововеда, земляки легендарного одессита, отец и сын Амчиславские, Борис Самойлович и Эдуард Борисович, которые много лет живут в Нью-Йорке. Они очень удивились: «А почему мы не знаем такого певца - Анатолия Шамардина?.. Бедроса Киркорова знаем, Вадима Мулермана знаем, а Анатолия Шамардина - нет?» - и включили его в золотой список солистов оркестра и в свою тетралогию об Утёсове «Я родился в Одессе...», которую выпустили в 2014 году. И стали искать кого-то, кто знал Анатолия и мог бы дать им какие-то сведения о нём. И вышли на своего и нашего с Анатолием друга Александра Хорта, который посоветовал им обратиться ко мне. И я наприсылала им столько сведений об Анатолии, что их оказалось больше, чем обо всех солистах, вместе взятых, начиная с 30-х годов… И потом подарила Амчиславским и газеты, и журналы, и альманахи, и книги со своими материалами об Анатолии, и диски и кассеты с его песнями… И всё это оказалось в музее Леонида Утёсова, где Анатолию, так сказать, предоставили творческое убежище… и в научной библиотеке города Одессы. И потом Анатолий попал и в новые книги Амчиславских - «Навсегда Утёсовым остался», в Утёсовскую энциклопедию, том 1… А я получила Дипломы имени Леонида Утёсова, имени первопечатника Ивана Фёдорова и премию «Бриллиантовый Дюк» от Президента конкурса имени Де Ришелье Елены Ананьевой и членов оргкомитета Евгения Лукашова и Эдуарда Амчиславского, и премию Союза писателей Северной Америки «Старая пластинка» от Геннадия Норда, от тебя, Геннадий... - «за многолетнее изучение жизни и творчества Анатолия Шамардина, солиста оркестра Леонида Осиповича Утёсова и за публикации на эту тему в книгах и СМИ», и за серию «СВЛ». Утёсововедам Амчиславским - Борису и Эдуарду Хороши Амчиславских тома! И я рада этим томам, и Анатолий Шамардин, который теперь встретился со своим покровителем ЛОУ в Царствии Небесном! Геннадий НОРД: Нина, ты - Принцесса Поэзии «Московского комсомольца» 1995 и 1996 года, и Королева любовно-эротической Поэзии России… ты лауреат разных премий… имени Анны Ахматовой, имени Николая Рубцова «Звезда полей», а также лауреат премий «Писатель 21 века», «Артиада народов России», и лауреат фестиваля «Под небом Рязанским»… и лауреат премии «Парабола» и спецприза Фонда Андрея Вознесенского «За талант»... Нина КРАСНОВА: Да, мне это приятно, но я работаю не ради славы и наград, как говорится… и не ради денег, которых сейчас никто не платит писателям за их книги (если только ты не в шоу-бизнесе и пишешь не коммерческие книги), а просто занимаюсь своим любимым литературным делом, без которого не представляю себе своей жизни, реализовываю свои творческие возможности, заложенные в меня Богом, выполняю свою «Небесную программу», как сказал бы Андрей Вознесенский. Геннадий НОРД: Ты печаталась во всех главных литературных газетах и журналах нашей страны, которые я не буду перечислять здесь. Их можно найти и посмотреть в справке о тебе. Но ты печаталась не только в нашей стране… а во многих странах… в каких? Нина КРАСНОВА: Во всех европейских странах социалистического лагеря, в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Германии, а также в США, Израиле, Франции, Италии, Норвегии, Индии, Китае, Эфиопии, Алжире и т. д. И в некоторых бывших союзных республиках - в Латвии, Туркмении, Украине…
Геннадий НОРД: Нина, а сколько разных твоих книг уже издано в течение твоей жизни? Нина КРАСНОВА: 20 книг стихов и прозы (все - в Москве, одна в Рязани). Плюс 8 номеров альманаха «Эолова арфа», в каждом из которых как минимум 50 процентов объёма - это мои тексты, а в 6-7-8-м номерах - 90 процентов. А неизданных книг у меня ещё больше. Они - в форме бумажных рукописей и электронных версий - лежат в моих архивах, в моих запасниках и ждут своего часа. И дай Бог - дождутся «ещё при моей жизни», как сказал бы великий оптимист Анатолий Шамардин. «Поможи мне, Бог», как сказала бы моя матушка своим рязанским (солотчинским) языком. 12 - 13, 16 - 18 февраля 2021 г.,
СПРАВКА Нина Петровна Краснова - известный поэт «потерянного поколения». Родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Училась в восьмилетней школе-интернате № 1 и в средней школе № 17. 7 февраля 2021 г.
"Наша улица” №256 (3) март 2021
|
|
|
Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
|||