Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто седьмая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто седьмая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто седьмая)

 

 

ПОБУЖДЕНИЕ

Стремление сохраниться, просит живой воды напиться из вечного источника горестей и наслаждений, из великой литературы, где дева Мария роднится с Лаурой и вместе идут к Маргарите в Мансуровский переулок, спеша с ней на бал, там все бессмертны под гением тайны, я следую за ними туда, где шумит бушующее море на берегах поля в цветах, которые побуждают меня ловить слова, парящие над головой, чтобы насытится красотой из колодца вечности и обрести свободу мысли, освободиться от условностей и штампов, где классические тексты, прошедшие испытание временем, вдохновляют и зажигают.

 

РЕФЛЕКСИЯ

Я размышляю, стало быть, нахожусь во власти рефлексии, казалось бы, одно и то же значение, но буквы разные, понятно, меняя буквы, я расширяю текст, добираясь до запретного, сакрального их значения, осознание себя, своих чувств и состояний, до чего же это захватывающее занятие, но оно будет бессмысленным, если не воплотится в текст, что есть внутренние размышления с собой, любимой, которые таятся в закромах памяти, всплывая бессонными ночами, но не всегда в моменты необходимости, а стоит их записать, они, как новорожденные, начинают свою самостоятельную жизнь, приобретая глубину и многозначность.

 

ПРОЛОГ

Вся жизнь есть пролог к написанию книги, как жаль, что для того, чтобы это понять, мне понадобились долгие годы, не эфемерные фантазии и мечты, а цели и мысли, выраженные словами записанными, это не просто даёт цель и смысл жизни, но становится достоянием для других людей, придавая моей жизни ни с чем не сравнимый вкус, смысл, удовольствие, в которых переживания предшествуют каждому моему рассказу, стоит только остановиться на выборе героини, как она начинает активно участвовать в его создании, мы с ней спорим весьма эмоционально, в результате чего рождаются основные события рассказа, обозначаются черты характера героинь, а характер человека является не только прологом в творчестве, но и в моей жизни.

 

ЖИВОПИСЬ

При слове «живопись» я вижу Тициана, которого сменяет Роберт Фальк, соединяя вечности концы в кольцо искусства, внутри кольца, которое постоянно расширяется благодаря художникам новых времён, создающих свои полотна, впитав достижения великих предшественников, к которым принадлежат и Тициан, и Фальк, бессмертные в своих твореньях, как ни парадоксально это звучит для некоторых не вполне понятно, но творчество не нужно объяснять, смотри и понимай в силу собственного вкуса, у каждого произведения свой зритель и почитатель, и главным достоинством в живописи для меня является то, как художник соединяет реальное с нереальным, как оригинально работает с формой, при вдохновенной свободе письма виртуозно использует краски, светотени, проявляя гениальное умение живописно передаёт человеческие страсти, трагедии и восторги, как это делали Тициан и Фальк, работавшие в разных жанрах, обессмертив свои имена.

 

ДОЖДЛИВЫЙ ВЕЧЕР

То снег, то дождь, то снова снег, никак они не могут разобраться, вчера был снег, укутал он чёрные ветви, преобразил землю, а нынче снова дождь идёт, за окном спешат куда-то разноцветные зонтики, косые струи дождя норовят соединиться со снегом, который съёживается от соприкосновения с ними, улица темнеет в свете фонарей, чернота, навевая грусть, наводит на мысли о постоянной перемене событий, происходящих во мне и вокруг, и сама ненастная погода год из года зовёт к блаженству лета, теплу и тишине, в дождливый вечер думаю об этом и собираю мысленно ромашки на дивном берегу Москвы-реки.

 

СВЕТЛО ОТ СНЕГА

Ещё не зажглись фонари, но светится вечер от снега, как будто сама я свечусь фонариком в облаке мрачном, любуясь причудливыми линиями сугробов, которые преобразили привычный силуэт домов и улиц до неузнаваемости, взгляд мой остановился на снежной горке, с которой на ярких ледянках и ватрушках катались дети, я пыталась найти среди них санки, но их не оказалось, свет вечерний неизбежно отступал растущими тенями, но тут зажглись фонари и синий снег заиграл иным светом, картина совершенно преобразилась, а я мгновенно перенеслись на несколько десятилетий назад, ощутила колкость зимнего ветра, на глаза навернулись светлые слёзы с невозвратным ощущением детского счастья.

 

ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ

Сердце открывается от счастья соприкосновения с прекрасным, вначале совершенно неосознанно младенец восторженно изумляется при виде солнечного луча, маленького лепестка, цветочка незабудки, тянет ручки, чтобы прикоснуться, к такой красоте, сердце его открывается, но как печально было бы без прекрасного, умного, наивного и ясного, как улыбка девочки в косыночке, сердечко которой открыто красоте, доброте, любви, и если ребёнок впитывает красоту окружающего мира, растёт с открытым сердцем, то сам невольно стремится к доброте и созиданию.

 

НЕ ТОРОПИСЬ

Как хочется всё сделать побыстрее, и посидеть за книгою в тиши, но мелкие дела идут на меня стеною, и пусть идут, я говорю себе, не торопись, смахну небрежно их рукою, и в книгу снов блаженно окунусь, плыву в иных мирах, взлетаю с лёгкостью чайки, покачиваюсь на волнах воздушных без времени, без мелких дел - блаженство! Но стоит мне вернуться восвояси, как все дела вершатся незаметно, спокойно и без суеты, вот  свободна я, могу отправиться в миры писателей любимых, могу вернуться к спорам с героиней, с которой накануне выясняла смысл жизни, теперь не торопясь, я спор наш разрешила, скорее нужно написать, чтобы слова не улетели от меня в другие сны.

 

ПЕСНЯ

Открыла глаза, в комнате темно, а губы шепчут неразборчиво что-то похожее на: «Та-та та-тата та-та та-тата та та-та…», - слова крутятся в голове моей, но никак не желают, чтобы я их вспомнила, звучит во мне забытая мелодия, перебираю какие-то слова, но никак не могу вспомнить нужные, успокоиться не могу, поднимаюсь, хожу по квартире, рядом верный Алекс, тактично даёт понять, что стоит поесть что-нибудь вкусненькое, тогда всё наладится, но я кладу вкусняшки ему, а сама прилегла, вот сижу я в горнице за столом, справа - голландская печь, на столе самовар, хозяйка дома поёт песню с таким чувством, что у меня слёзы выступают на глазах: «Ты помнишь, милка дорогая, как мы гуляли до утра, вошёл в деревню было тихо, а ты сидела у окна, стучу в окошко, а ты плачешь, мамаша двери заперла…»

 

К ВЕСНЕ

Как ни пугают нас морозы, как ни старается метель, а всё идёт к весне, солнце всё чаще разгоняет тучи ослепительным светом, птицы, обласканные им, щебечут всё громче, небо все выше поднимается над крышами домов, несмотря на серьёзные холода, появляются сосульки, а временами даже капель, всё это предвестники весны. которую из года в год мы ждём с нетерпением, чтобы, встретив её, замечать признаки грядущего лета, следом за которым я буду ждать любимую осень, а потом мечтать о первом снеге, чтобы затем наблюдать приметы очередной весны.

 

Я ЗНАЮ, ЛЕТО БУДЕТ

По кругу сколько лет кручусь, и жду всегда иное время года, и в этом невероятная устремлённость, с одной стороны, к похищению собственной жизни, а с другой, если не остановить время, то попытка замедлить его бег, одно исключает другое, это очевидно, но в этом и есть суть женщины, я так чувствую, нисколько не рассчитывая на понимание. За окном моим мутная метель, морозно, студёно, а я знаю, лето будет, будут жужжать шмели и пчёлы, собирая нектар с цветов, будут цвести георгины и флоксы, шуметь тёплые дожди, греметь грозы, а я нисколько не буду сомневаться в том, что будет осень богатая на множество оттенков зелёного, желтого, красного цветов, на запахи тления и морозной листвы, осень, которая дарит нам пронзительные летние и зимние дни.

 

ПУСТЬ ОСЕНЬ ДАЛЕКА

От февраля путь к осени долог, но как бы ни искривляла я свой маршрут, приеду к ней, любимой, непременно, пока же весна сменит зиму, следом будет лето, а потом наступит моя любимая осень, в ожидании её невероятно живописной, переменчивой я зажигаю свечи, мечтая об осеннем убранстве природы, которая день ото дня преображает зелень в багряно-золотой убор, что ж, каждая осень дарит мне надежду, уверенность, придаёт невероятные силы, ведь поздней осенью я родилась, так для меня она весною стала, осенний дождь звучит как музыка, и о любви поёт холодный ветер, пусть осень далека, но она всегда в душе моей.

 

ЗИМА НЕ ЗА ГОРАМИ

Куда ты мчишься от своей зимы, обильный снег окрашивает будни, а ты уже подумываешь о следующей зиме, перескочив весну и лето с осенью, подобные стремительные мысли преследуют меня во время снегопада, когда по пушистым сугробам иду по белой аллее, деревья сливаются с землёй и небом, крупные снежинки висят на ресницах, я чувствую себя снежной дамой в стране снегов, а мысли мои уже вновь возвращаются к встрече очередного Нового года, несмотря на то, что нынешняя зима так щедра на снег и морозы, я никак не могу справится с привычкой жить в будущем, вспоминать прошлое, не замечать настоящего, никак не могу избавиться от привычки спешить в течение многих десятилетий.

 

ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ СЕБЯ

Как это нелегко забыться, оставить в стороне свои проблемы, чтобы в душу новой героине моего рассказа погрузиться и узнать, о чём же думает она, что переживает, к чему стремится, увязшая по горлышко в своих проблемах, которые для автора проблемами не являются, но постепенно погружаясь в её мир путём непрерывного диалога, порой, споров, настолько проникаешь в жизнь и образ мыслей героини, что некоторые из них незаметно входят в мою жизнь, так, отвлекаясь от себя меняюсь и я, приобретая опыт, развиваюсь.

 

ДЕНЬ ПРИБАВЛЯЕТСЯ

Темнеет значительно позднее, за окном от обилия снега становится всё светлее, настроение заметно веселее, о, как же от погоды мы зависим, ни шагу от чудес календаря, вращаюсь я с вращением земли, внемли вращенью и пиши, что день прибавляется, весна неумолимо приближается, солнце то и дело появляется, вселяя уверенность в приближение цветения, поэтому метель вызывает у меня чувство сожаления в связи с неизбежным расставанием, такая уж у меня привычка забегать мыслями вперёд, в феврале грустить о неизбежном прощании с матушкой зимой, которая в этом году балует нас и морозами, и очень хорошим снегом, о котором мы подзабыли предшествовавшей зимой, а нынче я вновь с удивлением наблюдаю как день прибавляется.

 

МАНЕЖНАЯ ПЛОЩАДЬ

До зверинца Церетели она ещё была площадью, достаточно короткий срок, не более шестидесяти лет, самой большой в пределах садового кольца, название получила по Манежу, который теперь является крупнейшим в городе выставочным залом, ничто не напоминало о том, что на протяжении веков здесь находился торговый центр с многочисленными лавками, трактирами и с церковью покровительницы торговли Параскевы Пятницы, площадь была значительно меньше и называлась Моисеевской, но в начале тридцатых годов её снесли, исчезли Обжорный переулок, Лоскутный переулок и тупик, части домов с улиц, ныне берущих своё начало на Манежной площади. Фасады зданий Манежа, Исторического музея, гостиницы «Москва», «Националя» и зданий Московского университета и ограда Александровского сада составляли единый ансамбль, обрамлявший площадь. Она вполне гармонично выглядела, как столичная площадь, в девяностые годы прошлого века были восстановлены Воскресенские ворота и часовня Иверской иконы Божьей Матери, на месте гостиницы «Москва» появился новый отель «Four Seasons Hotel Moscow», скульптуры Зураба Церетели, фонтаны, пространство площади утратило свой строгий вид соответствующий столице.

 

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Спиной к Кремлю смотрю на торговые ряды советского ГУМа. Что и говорить, архитектурный ансамбль Красной площади известен во всех уголках планеты. Некогда на ней были торговые ряды, а с прошлого века проходят военные парады и демонстрации, общественные мероприятия, концерты, временные ярмарки, здесь практически всегда многолюдно, понятно, что каждый стремится побывать на ней, попадая в Москву. Вспоминаю те времена, когда в ГУМ из самых дальних уголков страны спешили граждане, чтобы приобрести пресловутый дефицит, к которому относились практически все повседневные товары, очереди и горящие глаза посетителей производили самое яркое впечатление, для меня же самым привлекательным было и остаётся мороженое в стаканчиках. Ныне же торговые ряды превратились в бутики, которые являются по сути рекламой известных брендов, сюда приходят посмотреть на них, в магазине просторно, никаких очередей, в ненастную погоду хорошо посидеть на втором ярусе на удобной скамейке, наслаждаясь мороженным, возвращаясь к дорогим сердцу воспоминаниям.

 

СЛАВЯНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Через Малый Спасоглинищевский переулок я вышла на Лубянский проезд к скверу на Славянской площади. Когда-то, почти двести лет назад, у Варварских ворот Китай-города появилась Варварская площадь, в тридцатых годах ХХ века её переименовали в площадь Ногина, но после того, как в сквере на площади был поставлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию, площадь Ногина превратилась в Славянскую, здесь чудесный сквер, в котором особенно хорошо отдохнуть от суеты в теплые дни, представить себе далёкие времена, когда в этом месте был Васильевский луг, раскинувшийся в поймах Москвы-реки, Яузы и речки Рачки, последняя протекала по улице Солянке, а ныне заключена в трубу, как и Неглинка и томится в тьме кромешной, вместо того, чтобы своим журчаньем и прохладой остужать раскалённые камни, услаждая слух.

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

Выхожу с Петровки на Театральную площадь. Ем мороженое, хотя идёт снежок. Любуюсь заснеженным молчащим фонтаном в уснувшем сквере перед зданием Большого театра. Да, тот кто не любовался этим фонтаном, тот в Москве не бывал. Зимой Москва другая, как и планировал архитектор Бове, его творение превратилось в одну из самых узнаваемых достопримечательностей Москвы. Разумеется, центром ансамбля площади является здание Большого театра, да и здания Малого театра, торгового дома «Мюр и Мерилиз» и двух гостиниц: "Метрополь" и «Москва", способствуют этому. Дополняют картинку два сквера, разделённые проезжей частью Театрального проезда: один находится непосредственно перед зданием Большого театра, другой - через дорогу, ближе к площади Революции, в этом сквере я люблю отдыхать в тишине, любуюсь заснеженными деревьями здесь прогуливаться, особенно зимой, когда мало зевак, и никто не мешает наслаждаться мороженым, от которого я раскраснелась, даже жарко стало.

 

СУВОРОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Выхожу на станции метро «Достоевская» на Суворовскую площадь, непременно обхожу здание Театра Армии, уж очень он на меня производит сильное впечатление своем масштабом и монументальностью, истинно имперский размах! Напротив памятника Суворову на ступеньках здания окидываю взглядом площадь, приветствую заснеженный памятник великого полководца, который в солнечный зимний день выглядит так, как будто готовит войска к переходу через Альпы, где гениальный скульптор Дмитрий Тугаринов по просьбе самих швейцарцев поставил памятник полководцу, затем следую к цели моей прогулки в парк когда-то ЦДСА, а ныне Екатерининский, проведать рыжих уток, которых стараюсь навещать почаще чтобы угостить тыквенными семечками в морозы.

 

ТРУБНАЯ ПЛОЩАДЬ

Иду по Цветному Бульвару к центру, справа цирк, слева Малый Сухаревский переулок, перетекающий в Большой. У метро «Трубная» останавливаюсь, обвожу взглядом Трубную площадь, давно здесь не была, поэтому не узнаю, но что-то сохранилось воспоминаниям на милость, воображение рисует суету, шумную разноликую толпу, крики домашней птицы, рынок! Здесь во времена Чехова был рынок, особенно богатый в канун Рождества, который Шмелёв описал настолько живописно и вкусно в своём произведении «Лето господне», что каждый раз, когда я бываю на Трубе, замираю от удовольствия, чувствуя себя участницей этого события, возможно поэтому появление Центрального рынка в начале Рождественского бульвара я восприняла, как мостик к тем далёким временам так же, как и «Неглинную галерею», которая напоминает о томящейся в подземелье реке. И я, как реку, ныряю в подземелье, на станцию «Трубная».

 

БОЛЬШАЯ СУХАРЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Вот ведь парадокс, когда я бываю в районе Большой Сухаревской площади или слышу о ней, то всегда представляю Сухаревскую башню, которую знаю только по фотографиям и описаниям, а не институт Склифосовского, уж очень мне жаль, что это чудо Москвы до нас не сохранилось, но память о ней жива в названии площади и станции метро, да, множество описаний тех, кто видел это чудо, конечно фасад бывшего Странноприимного дома является украшением не только площади, но и города в целом, но я предпочитаю гулять по окрестным улицам, а, находясь на площади, вспоминаю легенды об этом удивительном сооружении, о возможности восстановления которого до сих пор не умолкают споры, я склоняюсь к мнению тех, кто предлагает её воссоздать.

 

ПЛОЩАДЬ ГАГАРИНА

Шла по заснеженной набережной Нескучного сада, а оказалась на Площади Гагарина, перед глазами моими возникли документальные кадры встречи Юрия Гагарина - какие восторженные и счастливые лица заполонили площадь тогда ещё Калужской заставы. Именно в то время она стала площадью имени первого космонавта, хотя ничто, кроме устремлённого ввысь памятника ему, с именем его не связано, но кадры и фотографии этой исторической встречи с того исторического дня, пожалуй, всегда будут вызывать восторженные чувства. Сама же площадь формировалась соответственно своему названию: «Площадь Калужской Заставы», которая в былые времена была границей города, а воспоминания о строительстве имперских фасадов двух жилых домов, символизирующих ворота в столицу, описаны в книге Александра Солженицына «В круге первом».

 

АРБАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Выхожу я по тихой улице Знаменка на Арбатскую Площадь, смотрю на памятник стоящему во весь рост на высоком постаменте Гоголю, излучающему оптимизм, который сменил «скорбного Гоголя» по прихоти «отца народов», и неизменно возвращаюсь к мысли о том, что ни один писатель в Москве не подвергался такому количеству перемещений, легенд, несправедливостей: памятник ему, который передаёт внутренне состояние писателя установленный ещё в 1909 году, перемещён в парк дома-музея Гоголя на Никитском бульваре, в том же 1909 году Арбатская площадь была переименована в Гоголевскую, но через десять лет, ей вернули прежнее название, обидно мне за Николая Васильевича, понять не могу, за что?! Мало этого, зачем две «Арбатские» станции метро, которые путают постоянно, ни могут власти переименовать одну из них в станцию «Гоголевская», это было бы справедливо.

 

ПЛОЩАДЬ АРБАТСКИЕ ВОРОТА

Всё, что связано с названием «Арбатская», может запутать любого: две одноимённые станции разных радиусов вызывают у меня недоумение, никак не пойму, что за необходимость такая пассажирам проблемы создавать, а тут писала об Арбатской площади и выяснила, что до девяносто третьего года Площадь Арбатские Ворота была частью Арбатской площади, границы их столь условны, что вызывают недоумение, понятно было бы, если это позволило бы для того, чтобы создать пространство для Гоголевской Площади, поскольку именно в усадьбе, расположенной здесь, неоднократно бывал и провёл свои последние дни Николай Васильевич Гоголь, здесь стоит памятник писателю, созданный скульптором Андреевым и архитектором Шехтелем, признанный специалистами одной из лучших скульптур на улицах столицы, а невидимые нами Арбатские ворота сохранились в текстах писателей.

 

ХОХЛОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Собственно название «Хохловская площадь» принадлежит всего лишь фрагменту Покровского бульвара, строения, фасады которых расположены на ней, числятся за переулками, в том числе на неё выходит Хохловский переулок, который связан с моей юностью, поэтому мне особенно дорог - это удивительный уголок Москвы, который хранит аромат минувших времён, но когда на площади в 2007 году приступили к строительству торгового центра, обнаружили фасад белокаменного основания Стены, местами высотой до полутора метров, с резными из белого камня архитектурными деталями, поэтому на этом месте фундаменты стены Белого города обработали защитным составом, а участок вокруг неё выложили специальным покрытием, которое хорошо пропускает воду и быстро просыхает, место это решили сохранить, как часть Белого города, теперь на Хохловской Площади можно погрузится в былые времена, музеефикация остатков укреплений Белого города на Хохловской площади была отмечена дипломом лауреата конкурса «Московская реставрация».

 

СИРОТЛИВОСТЬ

Я живу сама в себе, как и каждый человек, отданный во сласть божественной стихи бессмертия человечества, но в эти мгновения я ощущаю безмерную свою сиротливость, какими бы спасительными мыслями не оправдывала конечность собственной жизни, состояния растерянности, недоумения, обиды и масса других чувств и эмоций неизменно приводят к ощущению сиротливости, которая в результате самоанализа вызывает улыбку, когда в остатке прихожу к заключению, что в этом мире «меня никто не понимает», сознательно взяла в кавычки, понимая, что это смешно, так думает каждый, ведь вера в свою предназначение и особенность побуждает к поиску своего пути, у творческих, целеустремлённых людей, которые ежедневно следуют к избранной цели,  занятие любимым делом даёт возможность избавиться от чувства сиротливости.

 

ЖАЛОБЫ

Жалоба, произнесённая человеком в минуты отчаяния, требует безусловного внимания, привычка жаловаться отталкивает меня, вообще жалобы - вызывают у меня смешанные чувства: сочувствие, когда они исходит от человека сдержанного обычно в минуты отчаяния, желание помочь и недоумение, смешанное с раздражением, когда это - привычка привлечь внимание. Жалобы ребёнка, безусловно требует внимание со стороны взрослых, в них разобраться и объяснить ему другие формы выражения своих желаний, а также почему жалоб нужно избегать. Меня отучили жаловаться в детстве родители, один раз объяснив, что привычка жаловаться есть признание своей беспомощности и слабости. Совсем не жаловаться на свои проблемы, практически, невозможно, поэтому, начиная доверительный разговор с близкими, человек невольно переходит к жалобам на неразрешимые проблемы, получает самые невероятные советы, но потом обычно сожалеет о своей слабости.

 

 

"Наша улица” №256 (3) март 2021

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/