Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто девятая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто девятая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто девятая)

 

 

СТРОЯТ ХРАМ

Здесь строят храм, а кто-то говорит, что это новодел, я тихо улыбаюсь, посмотрим, что скажут другие о новоделе через тысячу лет, но об этом невдомёк задумываться живущим, только краткий миг здесь и сейчас для них существует, самых главных из когда-либо живущих на этой земле, это понятно, внутреннее ощущение себя, как центра мира, свойственно практически каждому ребёнку, и со временем, к сожалению, это у многих не проходит, поэтому вдуматься в то, что есть только миг для каждого из нас «между прошлым и будущим», в который ничтожно малая часть лишь успеет создать что-то своё, у них нет времени понять, им некогда, жизнь ведь настоящее, насыщеннее важными событиями. Увы! Не стоит ничему удивляться, тем более не стоит никого ни в чем упрекать, ибо, как сказал поэт: «Каждый слышит, как он дышит…», - а храм построят, и он будет удивлять, восхищать, хранить память иных поколений, которые будут строить свои храмы, понимая, что смысл в жизни - в творчестве и созидании.

 

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ

Как хороши торговые рядя под застеклённой крышей, так все старые переулки можно накрыть стеклянным потолком, и будет сущий рай, с фонтанами и фирменным мороженым, в тепле с цветущими круглый год растениями со всех континентов Земли, я всё это так живо представила, что уже то и дело буквально нахожусь в стеклянных торговых рядах, в которых играет тихая музыка, нет машин, журчат фонтаны и небольшие водопады, вокруг приветливые лица, улыбки, смех, но никто не шумит, получая удовольствие от доброжелательности и предупредительности к окружающим, как приятно гулять в подобных рядах поздней осенью и в ненастную погоду, которая, увы, является частой гостьей у нас.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Эпоха возрождения, возрождение одуванчика вместе с возрождением природы и ты возрождаешься, пробудившись и встав с диванчика, детской поступью в три года подходишь к окошку узнать, хороша ли погода, и всё ли в порядке с Леонардо, и не спит ли ещё в апреле Боттичелли, наблюдаешь постоянное возрождение и преображение, вначале просто восхищаясь этим, а потом постепенно загораясь тем, как это чудо происходит, так постепенно процессы творческого возрождения становятся для тебя уже попытками рождения, участия в этой манящей, восхитительной творческой жизни, которая с младых лет побуждает тебя к невероятным процессам, которые можно познавать всю жизнь, возрождаясь к новым вершинам.

 

ДЕТСКАЯ ВЕСНА

Весна как игра радостей была полна, особенно ручейки, по которым все мы, дети, пускали бумажные кораблики, отправляли их в дальние плавания, конечно, сначала нужно было преодолеть бурные речные потоки и пороги, сколько волнений и переживаний, причём искренних и вполне серьёзных, так вырабатывался характер, смекалка, но без юмора поражение пережить было просто невозможно. Следующий этап детской весны для меня навсегда связан с желанием скинуть зимние атрибуты одежды с первыми лучами солнца, никакие увещевания взрослых о том, что первое тепло обманчиво, не принимались во внимание, поэтому ангина настигала в самый неподходящий момент, но и тут мы всячески пытались настоять на своём, пряча градусник с температурой со словами: «Вот градусник куда-то опять пропал!»

 

ВЕЧЕРЕЕТ

Как хорошо теперь, весною, вечереет, медленно, со вкусом, с запахами пробуждающейся земли, дни стали длиннее, и очень незаметно, с чувством, живописно, с толком, с расстановкой всё погружается в сон! Наблюдать за этим процессом - удовольствие, наслаждение, неизменно вызывает чувства восхищения и мысли о краткости и насыщенности чудес, окружающих, живущих во все времена. Мысли о вечности невольно охватывают любого мыслящего человека, время исчезает, и ты чувствуешь себя маленькой частичкой происходящего.

 

АПРЕЛЬСКОЕ НЕБО

Бездонно апрельское небо, его стало больше для нас, замученных зимними сумеречными облаками с дождями и снегом, с печально съёжившимися серыми сугробами, вызывающими тоску, смотрю ввысь с замиранием сердца, какая высота, редкие воздушные облака, похожие на белые вуали, подхваченные ветерком с прелестных шляпок красавиц, изредка промелькнут, подчёркивая красоту неоглядной синевы, и исчезнут, уступая место солнцу, которое начинает передо мной красоваться, как перед зеркалом, улыбаясь ослепительными лучами, и я буквально таю от красоты апрельского неба.

 

БЫТЬ МОЖЕТ

Хорошая связка – «быть может», и не утверждение, и не сомнение, в котором ожидание и разочарование, какое-то мелкое напоминание о шаткости жизни и всего на свете, быть может, взрослые весною стали опять как дети, а быть может, приобретут за годы испытаний мудрость и осторожность, может быть, а может не быть, главное, что выбирать каждому предстоит самостоятельно, а вот с этим у многих существуют проблемы, взять на себя ответственность, принять любой результат, проанализировать и сделать выводы способно меньшинство, в основном же, сомнениями своими изводят близких, перекладывая ответственность в тех случаях, когда что-то происходит не так как хочется на них, быть может, закладывая возможность ненужных ссор и обид, быть может...

 

СОВЕТЫ

Только чем-то поделишься с человеком, как он тут же начинает давать советы, и это понятно, он ведь родом из страны советов, которая замечательна тем, что раздает советы, даже тем, кто в них не нуждается, ведь со стороны виднее как жить, с кем жить, на что жить и стоит ли жить вообще, поэтому я с младых ногтей училась сдерживать свои попытки получить очередную порцию советов, а сама запретила себе их давать, ведь человека нужно просто поддержать в минуты огорчений, постараться повысить его самооценку, а советы абсолютно неуместны, потому что наблюдать ситуацию и переживать её - совершенно разные состояния, а советы могут только испортить отношения.

 

САДЫ

Москва в садах неспешно просыпается с апрельским солнцем, влажные сады с промытыми аллеями сияют, как Александровский сад, державный величавый, но на окраинах они попроще, вроде цветущих, благоухающих рощ среди огромных новостроек, которые заброшенные сады преображают, оживляя скучный однообразный вид жилых домов, придавая им уют, красоту и романтичность, напоминая об уходящей культуре многочисленных цветущих садов, которые окружали каждый дом, нынче же во дворах новых районов старые заброшенные сады среди асфальтовых дорожек, освещенные фонарями, напоминают о былом, воскрешая в тихие вечера шёпот влюблённых.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

К любому делу есть вступление, как в опере оркестр начинает спектакль при закрытом занавесе, когда зрители ещё не знают того, что будет, так не предугадать событий в текущей жизни, поскольку она подобна ненаписанной драме, превращающейся в водевиль, но главное - вступление в неведомое счастье или разочарование, мечты, предощущения ведь только для этого мы существуем с момента рождения, сами того не подозревая, через что нам предстоит пройти, сколько разочарований, очарований, ошибок и побед предстоит преодолеть после вступления в этот мир.

 

ЗИМНЕЕ

Первым просится в текст снег, нет без него зимнего настроения, и лучше, чтобы он медленно шёл, и не проходил, тогда, действительно, появляется настоящее зимнее произведение, крупные хлопья, музыкально кружа, падают на шляпу, воротник, на ресницы, но горячие слёзы, мгновенно превращают их в ручейки, которые стремительно несутся вниз, а героиня торопливо смахивает их колючей варежкой, которую связала бабушка из овечьей шерсти, всхлипывая, девушка мысленно обращается к бабушке, в надежде услышать ласковый голос и утешительные слова. Мысли о бабушке отвлекли от обиды, она глубоко вздохнула и воскликнула: «Боже! Какая красота!»

 

ОСЕННЕЕ

Учись прощанию у природы, она постоянно прощается, особенно красиво прощается с летом осень, которая просится на холст Левитану, не стану спорить, осеннее движение передано им с восхищением и проникновением невероятным, что позволяет мне предполагать, что к осени художник испытывал особенные чувства, ведь пронзительная красота и многообразие палитры осени значительно превосходят выразительностью и богатством другие времена года, как и осеннее настроение, которое настигает меня независимо от того, какой месяц за окном, до чего же дорого мне смешение чувств тихой грусти, лёгкой дымки печали, щемящего восторга, нежности с желанием летать, чтобы впитать все осенние оттенки.

 

ВЕСЕННЕЕ

В ожидании первой зелени появляется весеннее настроение, земля под лучами яркого солнца постепенно покрывается первыми нежными ростками, стволы деревьев на глазах наливаются цветом, появляются почки, которые буквально на глазах увеличиваются, и из них сами собой, о, чудо, мгновенно проклёвываются первые клейкие листочки, осторожно выглядывая, проверяя можно ли им распускаться, достаточно ли тепла для них, громкие птичьи голоса сообщают им, что пора уже выходить на волю, от этих звуков и запахов голова идёт кругом, и с каждым часом всё вокруг преображается, вселяя весеннее настроение, и я невольно подпеваю птицам о приходе красавицы весны.

 

ЛЕТНЕЕ

Лёгкое беззаботное настроение, как тёплого ветерка дуновение, каждый день воскресенье под пляжное настроение, с пронзительно синим горизонтом, уходящим в небо, потому что для нас лето есть победа над другими временами года, которые сыграет нам Петр Ильич, настраивая на воздушную лёгкость, улыбки, ведь каждые день лет своих следует воспринимать как подарок, невзирая на то, что и лета бывают ненастные, но года даются для того, чтобы оценить ясность мудрости, безмятежность красоты, свет поэзии и возможности творчества, которые дарит нам в наши лета лето, напоминая о других временах, в которые мы мечтаем о море, солнце, и невероятных прогулках в наши летние дни.

 

СОЛНЦЕ

Чем меньше видимся с любимым солнцем, тем больше тоскуем по нему, поглядывая то и дело на небо, с надеждой, что оно всё же преодолеет толщу туч, и вспоминая картинки его ослепительного сияния там, за облаками, которые поражают во время полетов над тучами на самолёте в ненастную погоду, без солнца жизни нет, мы это знаем с детства, принимая как данность, а вот понимания нашей связи с его лучами, светом, теплом приходит по мере взросления. да, климат наш суров и переменчив, но возможностей у каждого из нас более чем достаточно, чтобы хранить все ощущения и чувства, животворящей яркой планеты в душе своей, главное, хранить их в себе, или воскликнуть вместе с Жуковским о солнце нашей поэзии..

 

ЛУНА

Спутница ночи то и дело застенчиво показывается нам даже днём на ясном небе, но это не сон, луна в унисон поёт с нами о счастье земном, она ведь - свидетельница несметного количества признаний в любви, свиданий, клятв, счастья и печалей, на протяжении всей жизни и я обращаюсь к ней с мольбами, делюсь самым сокровенным, потому что она умеет хранить тайны, бессонными ночами я беседую с ней, вспоминая любимые строчки из стихотворения Анны Ахматовой: «Из перламутра и агата, // Из задымленного стекла, // Так неожиданно покато // И так торжественно плыла, - // Как будто «Лунная соната» // Нам сразу путь пересекла», доверяя свои самые сокровенные тайны.

 

ЗВЁЗДЫ

Звёзды мерцают на бархате ночи. Смотрю бессонными ночами на Большую Медведицу, как она далека! Ночами тёмными, ковшом свернувшись, светит мне она, и задумываюсь, вспоминая, как давно это было, когда на волнующемся занавесе я нашла её, по-детски восхитилась живыми очами, которые в таинственном мраке как живые глядели на сонную землю, тогда я полюбила лучшее украшение театра жизни - звёзды на бархате ночи, смотрят они пристально на меня, и свет их мерцающий вдохновляет, силой небесной меня укрепляют, что они видят, что они знают, тайны какие хранят, хочется в тайны проникнуть глубокие, звёзды небесные, звёзды далекие!

 

ПРЧЕСТЬ СУДЬБУ

Не к цыганке ходи, а к Достоевскому, и читай его с утра до вечера, там твоя судьба намечена и указана, с первого раза не поймешь, но, дай время, сама придешь к указанию своей судьбы через написанные знатоком душевных тайн строчки, поскольку вот уже два века представители нескольких поколений пытаются осмыслить и понять не только свою судьбу, но и тайны душ человеческих, зажигаясь страстными, провидческими текстами великого страдальца за судьбы личностей настоящих и грядущих поколений.

 

В СТОРОНКЕ

Отойду в сторонку, посмотрю на всех, то ли печалиться, то ли веселиться оттого, что пчелиным роем люди непрерывно крутятся в отдалении, выясняя взаимоотношения поколений, истерично споря по полосе размежевания, добавляя себе бесконечные страдания, и никто не понимает, что стоит лишь отойти в сторонку, чтобы начать жить ради того, для чего пришёл в этот противоречивый, невероятно разнообразный мир полный творческих открытий, вдохновенных мудрых книг, чтение которых, как животворящий луч, укажет каждому, кто умеет видеть, слышать, чувствовать и думать путь в творчество.

 

ВОСПОМИНАНИЯ

Несовпадение воспоминаний с реальными днями, канувшими в лету процесс естественный, никто не сходит туда и не проверит совпадение реальности ушедших поколений с тем, как они предстают перед нами на расстоянии, да и не следует ничего анализировать, лично мне они дороги такими, какими хранит моя память, известно, что всё происходящее с нами каждый видит, понимает, воспринимает по-своему, особенность же воспоминаний моих - преображение событий, даже не очень приятных, в реальный момент текста, когда они трансформируются в милые и приятные, потому что даже ошибки и неудачи молодости есть необходимый личный опыт, но, как говорил Мандельштам, мы до опыта приобрели черты.

 

ПОДРУГИ ЮНОСТИ

Вдруг возникли в памяти образы воздушные подруг юности, но тут же исчезли, а ведь прежде казалось, что они останутся навечно, но всё как-то в жизни происходит так быстро, что не замечаешь скорости времени, попробовала нарисовать их портреты, но к моему удивлению отношения, споры, беседы, события, пережитые вместе, вспоминаются чётко, а внешность расплывчата, вот голоса и интонации, характерные каждой, привычки, возникали в памяти мгновенно, лица же никак представить не могу, грусть и печаль с такой силой нахлынули на меня, что я открыла альбом с фотографиями, но и тут меня настигло разочарование, ведь в молодости мы не задумывались о памяти, жили настоящим, фотографироваться отказывались, считая, что фотографии искажают нашу красоту и привлекательность, поэтому, кроме выпускных общих снимков ничего у меня не сохранилось, связь с подругами моими прервалась несколько десятилетий тому назад, мы живём в разных странах, сожаления о беспечности молодости нахлынули на меня.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ

Самое длительное путешествие осуществляет сама жизнь, которая так незаметно везёт тебя от начала до конца фильма, что этого путешествия просто не осознаёшь, потому что настолько им увлечена, находясь как бы внутри него со своими переживаниями, озарениями, ошибками, переменой декораций, что постепенно меняешься сама, с одними расстаёшься на миг, а получается навсегда, а другие, которых воспринимала как простых попутчиков, постепенно становятся близкими, путешествие по собственной жизни преподносит немало неожиданностей и сюрпризов, которые, спустя время, воспринимаешь как знаки судьбы, так меня путешествие превращает в книгу, которую я читаю с детства.

 

НАРЯДЫ

Времена года диктуют моду от верхней одежды до прозрачных туник, как во времена Гомера, и женщины рады разнообразным модным, оригинальным, ярким нарядам, чтобы, как цветы в оранжерее, украшать окружающий мир, сохраняя при этом свою индивидуальность, но до чего же это непросто найти достойный наряд, который подчеркнёт все достоинства, скроет недостатки, поразит окружающих и затмит всех вокруг! Было время, когда приобрести самые необходимые вещи в магазинах было невероятно сложно, поэтому приходилось искать пути, чтобы достать, хотя бы просто приличную вещь, а потом некоторые исхитрялись преобразить её в оригинальную, поэтому проблема нарядов у многих молодых стояла на первом месте. Сколько сил, энергии и слёз тратили модницы на добычу их. Нынче всё возможно, было бы желание, умение и вкус, но к нарядам отношение изменилось, мода стала демократичной, главное требование комфорт и удобство, а я по-прежнему замираю при виде тех, кто умеет носить любой наряд, украшая его своей статью, выражением лица и походкой.

 

ВЕСЁЛЫЕ ЛЮДИ

Идут и светятся весёлые люди, никогда со слезой к тебе не придут, всегда поднимут настроение, как птицы весенние, воспитаны на чувстве положительном, цветущем, живительном, при одном лишь воспоминании о них, тем более при встрече, даже при звуках голоса настроение моё резко поднимается, а на лице возникает улыбка, я их называю живым источником вдохновения, подарком судьбы, даже покинув мир сей, воспоминания о них согревают душу, дарят силы, укрепляют желание быть достойной памяти об этих светлых весёлых людях, которые буквально возносят над унылым бытом, да и в любых других не слишком радостных ситуациях самим фактом своего существования ободряют, потому что пока я хожу по земле - они для меня живы, и я счастливо улыбаюсь.

 

КОЛОКОЛ

В старом переулке вдруг слышу звуки колокола, и сразу перемещаюсь в воображении в другие времена, к прежним поколениям, которые тоже когда-то здесь проходили, слышали звон колокола, и всем это звучание было не просто очень мило, но по особенностям колокольного звона они определяли по кому или по чему звонит колокол - торжественный многоголосый звон возвещал о победах, значительных важных событиях, переливы колоколов были особенно восхитительны в праздничные дни, а вот, услышав печальный звон, невольно тревожно прислушивались, поскольку это означало, что случилось нечто печальное, а то и страшное, и народ невольно спешил на площадь к храму во все времена, так колокольный звон московский невольно переносит меня в патриархальную Москву, которая живёт во мне, вызывает нежность и трепет.

 

МЕРА

Постепенно через разочарования, заблуждения, путём проб и ошибок, приобрела я меру в жизни и в работе, и самое главное - суть творчества - это ежедневная дисциплина жизни и труда в процессе созидания себя в страницах книги, с этого момента наступил подъём в душе моей, исчезли обиды и депрессии, появились смысл и желание ежедневной работы со словом, которое само уже диктует смысл и меру, до чего же я была поражена, когда в романе Достоевского «Игрок» буквально нынешним утром прочитала: «Мне все кажется порой, что я все еще кружусь в том же вихре и что вот-вот опять промчится эта буря, захватит меня мимоходом своим крылом, и я выскочу опять из порядка и чувства меры и закружусь, закружусь, закружусь…», - как трудно соблюдать в стихии жизни меру, но всё зависит от самой меня, я подчиняюсь мнению рассудка, который диктует меру во всём и всегда.

 

ГРЯДУЩЕЕ

Приходит в мир новый человек, с интересом смотрит вокруг - всё ему интересно, удивительно, всё меняется постоянно, он впитывает в себя впечатления, знания и не задумывается о грядущем, даже слова такого не поймёт без помощи взрослых, но однажды наступает момент понимания, что впереди длинная дорога жизни, на которой каждому человеку предстоит много событий, уроков, впечатлений, открытий, разочарований, но путь этот становится осмысленным у тех, кто понимает - ради чего он живет, чем хочет занимается, и только некоторые, впитывая плоды творчества предшественников, желают посвятить жизнь этому восхитительному процессу, говорят себе: «Ты можешь и не ждать его, грядущего, оно без спросу с каждым новым днём приходит, и чтобы не застать тебя врасплох, должна ты знать свой творческий урок, который выполнив, почувствуешь полёт исполненного долга пред собою».

 

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Тебе сказал приятное хороший человек, и ты отозвалась сердечною улыбкой, поблагодарила прохожего, который любезно уступил тебе дорогу, настроение твоё на целый день заряжает на то, чтобы быть отзывчивой на добро, вежливой, и сама с удовольствием отвечаешь окружающим тем же, отзывчивость становится для тебя естественной настолько, что превращается в одну из черт твоего характера, ты замечаешь только добрых людей, а негатив стараешься игнорировать, когда сталкиваешься с ним, то переключаешься на голоса птиц, к сожалению, с грустью замечаешь, что хорошего очень мало среди безразличных людей, тем дороже улыбки, вежливость, отзывчивость.

 

КРУГИ

И на воде круги недолговечны, и в жизни мгновенно исчезают, не сохраняясь в памяти, людской поток уподобляю воде, круги идут, друг друга поглощая, как дни, недели, времена года, так и детство, отрочество, юность мелькают насыщенные событиями, как яркими солнечными, так и печальными, а в зрелости память высвечивает только отдельные эпизоды, которые вызывают ностальгические чувства о промелькнувших днях с такой скоростью, что даже насладится ими не успела, да ещё при неожиданных встречах с людьми из безмятежного прошлого, прорисовываются такие занимательные подробности, о которых ничего в моей памяти не сохранилось, в таких случаях горечь охватывает душу, и я спешу записать промелькнувшее, чтобы удержать настоящее, которое также может исчезнуть, как круги на воде.

 

ТЕРЗАНИЯ

Вся жизнь в терзаниях идёт по пустякам, особенно прошедшие терзания, которые не стоят ни гроша, но новые опять со страстной силой изматывают душу, в тех случаях, когда человек вместо того, чтобы проанализировать их, принять как жизненный опыт и отпустить, время от времени возвращаться к ним, так страдания становятся привычкой, изводить себя душевными мучениями по любому поводу, жаловаться на свою тяжёлую судьбу, лишая себя возможности прервать терзания, перенести их в художественное произведение, показать, как можно от них избавиться, как это сделал Фёдор Тютчев: «Жизнь отреченья, жизнь страданья! // В ее душевной глубине // Ей оставались вспоминанья… // Но изменили и оне. // И на земле ей дико стало, // Очарование ушло… // Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе ее цвело. // И что ж от долгого мученья, // Как пепл, сберечь ей удалось? // Боль злую, боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез! // О, как убийственно мы любим! // Как в буйной слепости страстей // Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей!» Так что, скажу я, все терзания преодолеваются через классический художественный опыт.

 

 

"Наша улица” №258 (5) май 2021

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/