Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".
вернуться
на главную страницу |
Нина Краснова
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В УЗКОМ КРУГУ
НА КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
репортаж
Зоя Богуславскай и Андрей Вознесенский.
1.
- Я уже три дня отмечаю свой день рожденья, а сегодня, сейчас буду отмечать его уже четвёртый день, то есть уже четвёртый раз, - с присущим ей тонким юмором сказала Зоя Богуславская, Зоя Борисовна, когда появилась в ресторане при гостинице «Краун Плаза» (Crowne Plaza), в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной, куда пригласила своих близких людей, в основном девочек из Фонда имени Андрея Вознесенского, среди которых оказалась и я, и целых четыре Наташи, и одна Настя, и одна Алёна, и один мужчина - Юрий. Кое-кто не смог прийти.
- Важно, чтобы в компании женщин был мужчина, и он у нас есть, - с удовлетворением произнесла Зоя, когда мы все сели за большой круглый, искусно сервированный стол, я - рядом с ней, а Юрий - напротив неё.
Мы все назначили его нашим тамадой, или председателем застолья. Но тамадой всё равно была сама Зоя, героиня вечера, виновница торжества, именинница, вся такая светлая, с сияющими глазами, внимательными, проницательными и добрыми, и со своей фирменной короткой причёсочкой, почти совсем не накрашенная, лишь немножечко припудренная, в бледно-беловато-голубоватом платье из хлопчатобумажной ткани, с длинным лёгким оранжевым шарфом, свободно обмотанным вокруг шеи, неофициозная, домашняя, невероятно милая. Она попросила у меня зеркальце, посмотрелась в него, чтобы увидеть себя со стороны, как она выглядит («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: «Я ль на свете всех милее?») и обратилась ко всем нам:
- Пусть каждый расскажет, что хорошего у него произошло за последнее время.
Кто-то что-то начал рассказывать, но всем нам хотелось не самим говорить, а слушать Зою, а если и говорить, то не о себе, а о ней, какая она хорошая, и поздравлять её с днём рождения.
2.
- А мы ничего не выпьем? - с лукавинкой в глазах спросила у нас Зоя Богуславская.
Выпьем, выпьем! На столе было много напитков, правда, ничего спиртного: клюквенный морс в графинах, минеральная вода в бутылках… Мы налили в свои фужеры кто что и стали по очереди произносить тосты в честь Зои и пить свои напитки и закусывать их всеми блюдами, которые были на столе, а на столе были очень изысканные блюда, словно с картин художников-натюрмортовцев, и салаты с оливками, маслинами, сыром и помидорами…
- Помидоров грузинских и черри пусть будет много! - пожелала Зоя. Их было много. Как и всего другого. Ешь - не хочу, как говорится.
Я по европейскому гороскопу - Рыба, не хищная, но с аппетитом съела солёную красную рыбку. Зоя подложила мне ещё одну в мою тарелку. Потом угостила меня варёным угрём:
- Нина, я очень люблю эту рыбу. А кто ест её первый раз, тот может загадывать желание.
Я загадала, потому что никогда раньше не ела угря:
- Плавал, плавал он в реке и попал к нам… Знал бы он, Зоенька, к кому на стол он попадёт…
Зоя попросила официанта подать ещё порцию угря...
Но главное состоит не в том, что мы пили и ели, а в том, как приятно мы все общались в своём узком кругу.
3.
Зоя сказала нам - кто в эти дни поздравлял её с днём рождения. Много-много-много кто… кто только не поздравлял. Мэр Москвы Сергей Собянин… Зураб Церетели… Евгений Миронов… Владимир Машков, он прислал ей большо-о-е письмо.
4.
Зоя стала вспоминать свою жизнь и рассказывать нам о ней и о себе, а рассказчица она великолепная, как и писательница:
- Во время войны я была очень долго, полтора года, перевязочной сестрой (медсестрой) у тяжелораненых. Сколько лет прошло с тех пор. Это было самое тяжелое для меня время. Особенно, когда надо было делать гнойную перевязку раненым и отдирать от их ран прилипшие и присохшие бинты. Я научилась делать это так, чтобы человек не чувствовал диких мучений. И потом все перевязочные госпитали, пункты, в которых я работала, говорили: «Вот сестричку Зоечку позовите сюда, к нам». Все медсестры отдирали бинты медленно, осторожно, а надо делать это быстро. И я вот так, одной рукой (Зоя показывает, как. - Н. К.) прижимала край бинта к ране, а другой рукой быстро (резко) отдирала бинт, чтобы раненые не успевали испытать боль.
Так что я была медсестрой - это раз. Дальше… Я была машинисткой - это два. Радисткой - это три. Преподавательницей, учительницей - это четыре. Дальше… Щас скажу… Я была технологом, работала на каком-то станке…
- Это гдей-то и когдай-то вы работали на станке? - поинтересовалась одна из участниц нашего «круглого стола». - Вы нам про это не рассказывали. Что санитаркой, медсестрой вы были, это вы рассказывали, я помню, а про станок (что вы работали на нём) не рассказывали.
- А почему я должна всё о себе рассказывать?
- Вы работали на станке во время войны?
- Да.
- На военном заводе?
- Нет. Я забыла, как он назывался. На каком-то заводе я работала, технологом, во время войны, вот так… но не на военном, а на простом заводе…
Зоя Богуславская тихонько напевает:
Все пройдет все прокатится,
Вышьем новое платьице
И пойдё-о-м…
У меня вообще жизнь очень богатая (событиями), очень насыщенная. И я очень много пережила всего…
Значит… на станке (технологом) я работала. Медсестрой в госпиталях я работала, простой палатной медсестрой, а потом окончила 2-месячные курсы и работала перевязочной сестрой… Дальше… что я еще делала?
- А расскажи, Зоя, как иностранцы за границей хотели взять тебя с собой, чтобы ты играла им на рояле, - предложила Зое одна из четырёх Наташ, её племянница, Наташа Скрыпник.
- Да нет, этого не было, а было вот что. - И Зоя рассказала нам, что было: - Я ехала вокруг Европы… и там вдруг местный оркестр сыграл «Подмосковные вечера». И я, естественно, стою и: да-да-да, да-да, да-да-да, да-да - напеваю (эту песню). Я тогда неплохо пела. И вдруг подходит ко мне директор международного корабля и говорит: «У нас к вам очень выгодное предложение. Мы вас оставим у себя солисткой. А на обратном пути - и вы никому не скажете в Советском Союзе, что вы были с нами, - мы вас подсадим на ваш же корабль, который идет в Советский Союз…» Но Зоя отказалась от такого предложения.
Рассказала нам Зоя Богуславская и о своих внуках и правнуках:
- Я уже бабушка и прабабушка.
- Бабушка - это почётный семейный титул (а не возрастной), и прабабушка - тоже, - констатировала я.
- Да, - согласилась со мной Зоя, Зоя Борисовна.
Много чего рассказала нам Зоя Богуславская. Причём в таком легком, доверительном стиле. Только не говорила о самой себе, что она - выдающаяся писательница, прозаик, эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед, автор культурных проектов в России и за рубежом, заслуженный работник культуры Российской Федерации (2019), почётный член РАХ, муза и опора всемирного поэта Андрея Вознесенского, хранительница памяти о нём, учредительница Фонда и Культурного Центра имени Андрея Вознесенского, покровительница талантов, великая женщина, сильная, благородная и мудрая, которой нельзя не восхищаться! И не хвалилась своими заслугами перед Отечеством, как это делают те, у кого на самом деле нет никаких заслуг.
5.
Зоя Богуславская обладает отличным чувством юмора и отличным чувством слова. Когда племянница Зои попросила её:
- Зоя, а расскажи, как ты была членом комиссии по (…) премиям.
- Я никогда не была членом, - ответила Зоя, такая же интеллигентная филологическая «хулиганка», как Андрей Вознесенский.
Браво, Зоя!
6.
Зоя рассказала нам один экстраординарный случай:
- Еду я недавно с моим водителем по Солянке. Вдруг водитель говорит мне: «Посмотрите направо». Я смотрю направо и вижу: по этой Солянке едет на одноколесном велосипеде Дима Быков…
- Быков? Такой толстячок? И едет на одноколесном велосипеде? - удивились мы.
- Да, на одном колесе… И, конечно, он привлекал к себе внимание всей Солянки.
Да, привлекать к себе внимание он любит. Даже и вот таким экстраординарным способом. Но для этого надо уметь кататься на одноколесном велосипеде, которые сейчас входят в моду и называются моновелосипедами.
В связи с этим Зоя сообщила нам интересную информацию:
- Я никогда не каталась на одноколесном велосипеде (и не умею на нём кататься). Но я с 17-ти лет умела ездить и ездила на машине. Самые первые женщины в нашей стране, которые стали ездить на машинах, это я и артистка Ирина Мирошниченко. Сначала у меня была «Победа», потом - «Волга», потом «Жигули». Милиционеры (когда я ехала по улицам) отдавали мне честь.
- О!
7.
Зоя Богуславская очень наблюдательная и всё замечает:
- Алёна, у тебя новая причёска, она тебе идёт. Ты подстриглась, подкоротила волосы. Я могла бы тебя не узнать.
Да уж, кого-кого, но Алёну с любой её причёской, как и вообще безо всякой причёски, Зоя никогда не могла бы не узнать. И Алёна знает это. Во всех причёсочках Алёна хороша, как и сама Зоя со своей фирменной причёской, которую она носит с юности.
- Настя, а у тебя новый пиджак… - Зоя не сказала: он идёт тебе, Настя. Но мы услышали это в тоне голоса Зои и в подтексте фразы, и Настя услышала и заулыбалась и засмущалась.
8.
- Я очень рада, что мы собрались здесь и я могу видеть всех вас вместе, - сказала нам Зоя Богуславская.
А мы же никогда раньше не собирались все точно в таком вот составе. С девочками из Фонда имени Андрея Вознесенского.
Она предложила нам выпить за всех нас и за тех, кого нет с нами, кто не смог прийти на праздник. За Анечку-роженицу, у которой родилась дочка, и за другую Анечку, которая не пришла, потому что приболела и сидит дома с температурой… и за Шамиля и его жену, которые находятся далеко от Москвы, на даче, прячутся там от ковида… и за других наших друзей… И мы пили и за них, и за семью Зои и за весь ее род, корни которого уходят в глубины веков, и за её сына Леонида Богуславского…
(«Кстати, ночью - 20 апреля - он будет выступать в телепередаче Познера… - сообщила нам Зоя, и пошутила: «И зачем туда пригласили моего сына Лёньку, а не Машкова?»
Ну, так всенародным артистом Машковым никого не удивишь. Он - звезда экрана - часто выступает по телевизору. А почему бы не послушать, что говорит «о времени и о себе» и о чем-то ещё деловой человек Леонид Богуславский?
…Передача с ним получилась, между прочим, очень и очень интересная, и Леонид, отвечая на вопросы Познера, показал себя разносторонне развитым, интеллектуальным человеком, который обо всём имеет свои собственные - очень нестандартные - суждения и мнения. Ну так он же - яблочко от яблоньки.
К примеру, отвечая на вопрос, можно ли считать успешным художника (например, Ван-Гона или Модильяни. - Н. К.), у которого при его жизни никто не купил ни одной картины, а после эти картины стали стоить огромных денег, Леонид Богуславский сказал:
- Успех в таком обыденном понимании… он - зачастую - приходит (к художнику, как и к писателю, художнику слова. - Н. К.) после жизни. Но это тоже нормально. И такого художника можно считать успешным. Потому что сбылась его мечта, сбылось то, о чем он мечтал. А он мечтал писать выдающиеся картины (пусть только сам для себя) на запредельном высоком уровне. А то что люди оценили их уже после его жизни… ну, так бывает. )
И ещё Зоя предложила нам выпить за всех, кому сейчас плохо, в отличие от нас, которым сейчас так хорошо сидеть всем вместе в элитном ресторане за «круглым столом», в уютном уголке, и отмечать день рождения Зои.
И, конечно, мы пили и за Андрея Вознесенского и иже с ним, за тех, кто находится на Небесах, но виртуально присутствует и в нашей жизни, и за нашим столом.
А новая сотрудница Фонда, новенькая Наташа, высокая, стройная, улыбчивая девушка-шатеночка в полосатой (тельняшистой) кофточке, куратор праздника, произнесла тост за Фонд, чтобы «его наследие приумножалось и преумножалось и чтобы Фонд и дальше работал на благо нашей культуры». И за это мы тоже выпили с энтузиазмом.
9.
Появился в нашем уютном праздничном «красном уголке» шеф-повар ресторана Максим Савельев, высокий молодой мужчина яркой внешности, крепкого спортивного телосложения, смуглый, с чистым высоким лбом, с черными умными глазами и черными изогнутыми бровями, с прямым носом, с черными усами и с чёрной, аккуратно подстриженной бородой, очень колоритный, в серой форме из грубой материи - в длинном фартуке с карманами и в рубахе с рукавами до локтей - и с тёмно-серыми (похожими на продолжение рукавов) узорными татуировками на обеих руках от локтей до запястий. Живая натура для художника! Или живой («брутальный», если говорить новым языком) киногерой! Он держал в руке круглое блюдо со сладостями, и с воткнутыми в них тремя горящими палочками фейерверков:
- Зоя Борисовна! С 18-летием Вас! - Зоя всплеснула руками и засмеялась весёлым молодым смехом, а с нею и все мы. Максим ставит блюдо на стол, около Зои: - Вот Вам от нашего ресторана. - Блюдо с фейерверком! Здесь ассорти мини-десерта… малинка, клубничка, голубичка, манго… здесь и медовичок, и конфетки ручной работы… И всё это для очень хорошего человека! Поздравляю вас! Долголетия Вам и всех благ! - Максим жмёт Зое Борисовне руки. А она жмёт руки ему и, не отрывая глаз от фонтана фейерверковых огоньков, восклицает:
- Ой-ё-ё-ой! Браво! Спасибо, мой дорогой! - и хлопает в ладоши!
Все участники «круглого стола» в один голос восклицают вместе с ней:
- Как же это красиво! Это потрясающе!
Я никогда не видела фейерверков за праздничным столом, да ещё на блюде с яствами. Свечи горящие видела, а горящие фейерверки - нет.
- А что это за фейерверк такой? - наивно спросила я.
- Это фейерверк такой, - ответил Максим. И мы все засмеялись, потому что получился весёлый (тавтологический) моментик.
- Если я скажу своим (домашним), что (на моем Дне рождения) был от ресторана фейерверк, они очень удивятся! - сказала Зоя, заворожённо глядя на брызги разлетающихся фейерверковых огоньков.
Максим гасит фейерверк, убирает с блюда фейерверковые «палочки»:
- Это несъедобно. А всё остальное кушайте. Приятного аппетита!
10.
- И я хотел бы еще и шиповничек вам принести, очень полезный шиповник, с мёдом, с липой... - говорит Максим Зое и всем нам.
Зоя посылает Максиму воздушный поцелуй. Максим приносит и держит в руках высокий графин с настоем шиповника и объясняет Зое и всем нам, как делать этот настой:
- Мы нагреваем его до 70-ти градусов, добавляем в него липу, цветки и листья липы. Потому что на Руси липа вообще - уникальная вещь… она лечит человека от респираторных заболеваний и вирусов…
- Я знаю, - кивает головой Зоя, вникая в рецепт настоя шиповника.
А Максим, высококлассный специалист и профессор кулинарной науки, продолжает:
- Мы добавляем в настой ещё и тёртый имбирь, но тертый имбирь… дозировка его - всего 10 граммов (не больше)… И потом, когда настой остужается до 40 градусов, мы добавляем туда фермерский мёд… мед нельзя сильно греть, нагревать (чтобы он не потерял свои полезные качества). И потом сутки настой у нас настаивается. И только тогда он готов.
Зоя Богуславская протягивает Максиму свой узкий толстостенный стеклянный стакан, и Максим наливает ей туда настой шиповника.
- Я попробую. Всё. Спасибо большое!
«Любо-о-вь, любо-о-вь!..» -
Зоя с благостной улыбкой напевает песню. Максим, не ожидавший со стороны Зои такого проявления эмоций, такой лирической реакции на настой шиповника и, польщённый этим, не может сдержать улыбки, которая очень идёт к его серьёзному, мужественному, красивому экзотическому лицу:
- Всё. Приятного аппетита! - Максим улыбается и деликатно уходит. Мавр, как говорится, сделал своё дело.
И теперь мы дружно пьём не клюквенный морс и не минеральную воду, а настой шиповника, такой вкусный (да ещё и такой полезный), какого никто из нас раньше никогда не пил и рецепт которого мы узнали от мастера кулинарной науки и кулинарного искусства, от Максима Савельева, шеф-повара ресторана на Краснопресненской набережной. Пьём и за Максима! А у меня потом сочинилось вот такое стихотвореньице:
НАСТОЙ ШИПОВНИКА ОТ ШЕФ-ПОВАРА МАКСИМА САВЕЛЬЕВА
ко Дню рождения Зои Богуславской
и к праздничному столу
В нас поднимая праздничный настрой,
Нам принесли шиповника настой,
С цветами липы, с мёдом, с имбирём.
Берём его? Берём, берём, берём!
Такой насыщенный, полезный он и вкусный.
Вот отзыв наш о нём, и письменный, и устный.
11.
Я, видя, что наш вечер близится к своему завершению, а я всё ещё не сказала своего тоста в честь именинницы, встала и сказала от лица всех участников «круглого стола» своё слово:
- Мы бесконечно любим нашу Зоеньку, писательницу, искусствоведа, музу и опору Андрея Вознесенского (и основательницу Фонда и Культурного Центра имени Андрея Вознесенского), и покровительницу талантов…
- (Не перехвалите меня.) Моё единственное достоинство - в том, что вокруг меня - очень хорошие люди, и вот такие, как вы… - ответила Зоенька, окидывая глазами нашу компанию и подтверждая - в своем лице - аксиому: хорошие и по-настоящему большие и великие люди, хоть артисты, хоть писатели, если говорить в данном случае о творческих людях, - не высокомерны, не надменны, не заносчивы, а скромны и беспафосны, потому что знают себе цену и им не надо, в отличие от кого-то, раздувать себя до размеров лягушки, которую надувают через соломинку, и стучать себя в грудь и кричать: вот мы какие большие и великие, выдающиеся, «а вы - увы», как сказал бы Маяковский.
- Хорошее притягивается к хорошему… - сфилософничала я. - И пожелала Зое не просто долголетия и здоровья, а всего этого, но в фигуральной форме: - Пусть у вас будет впереди много дней рождения (таких праздников, как сейчас)!
- Каждый раз - каждый год - новый день рождения? (Но «только раз в году», как сказал бы Александр Тимофеевский. - Н. К.) - Зоя и тут не обошлась без юмора! Но она не имела ничего против таких новых дней рождения, один из которых мы отметили в ресторане 19 апреля 2021 года.
12.
За мной выступила ещё одна из четырёх Наташ, которая сопровождала меня на праздник, моя подруга и сестра по перу Наталия Никифорова:
- Зоя Борисовна, можно я скажу несколько слов, хотя бы два слова?
- Я не председатель, - ответила Зоя с юмором. - Председатель вон (Юрий, у него спрашивай).
- Председатель, можно (я выступлю)? Можно, председатель? - с задором обратилась Наталия к Юрию. И сказала: - Дорогая Зоя Борисовна! Я преклоняюсь перед Вами! Какое счастье сидеть с такой великой женщиной, с таким великим человеком, которая общалась с великими людьми и сама была и есть и будет великая и которую все знают, помнят и любят… И мы вспоминаем здесь всех и вся, и Андрея Вознесенского, который говорил: «Живите искренне, живите ирисно. Возвратитесь в цветы». У меня есть стихи, в которых я говорю: «И каждый цветок - человек».
Наталия процитировала свои стихи и сказала, что и все дорогие нам люди, ушедшие в мир иной, - с нами, и Андрей Вознесенский, они живут в нас, а мы живём в них. И пожелала Зое Борисовне здоровья и сказала:
- Как хорошо, что Вы, Зоя Борисовна, в тонусе (и полны энергии). Пусть Ваша энергетика и творческая инициативность проявляется в Ваших новых книгах!
На что Зоя Богуславская ответила:
- Машков в своём послании, которое он прислал мне, говорит точно то же самое, что ты говоришь: чтобы мы своими книгами и своей энергией (энергетикой) воздействовали на новые поколения и продолжали светить им и формировать их.
13.
Зоя поправила прядь волос у себя на голове и вспомнила реплики Андрея Вознесенского, связанные с волосами:
- Андрей говорил мне: «Ты никогда не будешь старой». - «Почему?» - спрашивала я у него. - «Потому что ты никогда не будешь лысой», - отвечал он. У него тогда уже намечалась на голове плешь.
Андрей Вознесенский говорил это с тонкой самоиронией в свой адрес, но всё же и с какой-то долей шутки, как я думаю. Потому что и лысый человек может быть молодым даже и в немолодом возрасте, и нелысый может быть старым даже и в молодом возрасте. Всё зависит не от лысины, не от плеши и не от возраста, а от человека, каким он сам себя чувствует.
…А Зоя Богуславская и правда никогда не будет старой, и она не старая даже сейчас, в таком своём возрасте, до которого далеко не все доживают, а вернее - мало кто доживает. Она не старая не потому, что она не лысая и что у неё целы на голове все волосы и нет никакой плеши, слава Богу, но и потому, что она очень деятельная, активная и волевая натура, которая не даёт и не разрешает себе быть старой. Она, кстати сказать, и зарядкой занимается, и йогой (какими-то специальными упражнениями), и плаванием… И сохраняет не только физическое здоровье, тьфу-тьфу-тьфу, не сглазить, но и светлый ум, и отличную память, и молодую душу, и оптимизм, и юмор, а это - да ещё в таком комплексном сочетании - важнее всего.
Она может служить примером и для старых, и для молодых людей.
14.
Кстати сказать, Зоя Богуславская сейчас работает над своей новой книгой «Халатная жизнь», где эпитет «халатная» имеет двойное значение: первое - безответственная, беспечная, молодая жизнь, а второе - халатная в прямом смысле, когда героиня достигла зрелых, преклонных лет и почти никуда не ходит, не показывается в свете, сидит дома в халате и вспоминает свою жизнь и размышляет и пишет о ней, ведёт вот такой «халатный» образ жизни.
15.
Все участники «круглого стола» подарили Зое Богуславской свои подарки. Мы с Наташей Никифоровой подарили ей наши общие подарки, а я подарила от себя ещё и второй том своей трилогии об Анатолии Шамардине и «Золотой самородок из Хасаута-Греческого», где, как и в первом томе, который я дарила Зое раньше, есть странички о ней и об Андрее Вознесенском, и приложила ко второму тому экземпляры своего альманаха «Эолова арфа», номер 6, выпущенный Юрием Кувалдиным и посвященный Андрею Вознесенскому и Зое, и фотокарточку 2005 года, где мы с Зоей на вечере Бориса Пастернака, и «Независимую газету» - Экслибрис - с моей статьей о «новых параболовцах», где есть и Зоя, и я, которую она с некоторых пор называет «параболисткой» и «грандессой» (или «грантессой» - от «гранта»).
16.
Зое Богуславской - автограф на 2-м томе моей трилогии об Анатолии Шамардине «Золотой самородок из Хасаута-Греческого»:
«Бесконечно дорогой и бесконечно любимой ЗОЕНЬКЕ БОГУСЛАВСКОЙ - моя книга о русско-греческом соловье Анатолии Шамардине и о людях, с которыми его сводила судьба и которые сыграли каждый свою роль в его жизни.
Здесь есть и Вы, и Андрей Вознесенский, рукопись которого Анатолий когда-то нашёл в Переделкине, «во рву некошеном», и вернул автору из рук в руки, а песню которого «Миллион алых роз» он пел не только на русском, но и на японском языке, а Ваше «Зазеркалье» он всегда читал и перечитывал с большим интересом и удовольствием, как и я!
Зоенька! Да хранит Вас Бог и да пошлёт он Вам много-много новых дней рождения и радостей «халатной жизни»!
Ваша Нина Краснова,
«параболистка» и «грандесса»
16 апреля 2021 г.,
Москва»
17.
Зоя Богуславская сказала нам в начале нашего праздника 19 апреля, посвящённого её Дню рождения (который у неё 16 апреля):
- Меня так много фотографировали в эти дни, что я уже не могу видеть, когда меня фотографируют. Я должна отдохнуть от этого.
И мы не стали напрягать и мучить её. Но под конец вечера я сказала:
- Зоенька, а давайте сфотографируемся с Вами на память о Вашем Дне рождения, для книги…
И Зоя не только любезно, но и охотно согласилась на это и сфотографировалась и со мной, и с «Золотым самородком…», и со всеми участниками «круглого стола», чтобы у нас осталось на память наше общее фото. И опять она не могла не свести всё к юмору:
- Потом про это фото будут говорить: «Это последнее прижизненное фото Зои Богуславской». - Дай Бог, чтобы нет (!), и чтобы оно оказалось далеко не последним!
(Нет-нет! Оно оказалось не последним, слава Богу. На фестивале «Вознесенский FEST» в Переделкине мы опять фотографировались, те, кто там был. - Н. К. 15 мая 2021 г.)
18.
А последний тост, который прозвучал за нашим «круглым столом» 19 апреля 2021 года, был вот такой тост Зои Богуславской:
- Пьем за жизнь!
И все мы, участники «круглого стола», выпили «за жизнь» по фужеру целебной настойки шиповника от шеф-повара Максима, чокнувшись нашими фужерами. И дружно проскандировали:
- Ур-р-а-а-а! Ур-р-а-а-а! Ур-р-а-а-а!
А между прочим, имя «Зоя» - в переводе с древнегреческого языка означает «жизнь». И когда мы пили за жизнь, мы пили и (опять) за Зою.
P. S.
Потом мы проводили нашу виновницу торжества до машины, в которую она села, накинув на себя клетчатый плед, и помахали нашей дорогой имениннице руками. А сами еще немножко посидели за столом и выпили чаю с десертом, с кусочками торта. И опять сфотографировались все вместе. Теперь не с Зоей, а с экземплярами тематического альманаха «Эолова арфа», номер 6, «анДРЕеВО ДРЕВО», которые я привезла с собой и раздала всем, подарила экземпляр и шеф-повару Максиму.
За этот альманах, выпущенный Юрием Кувалдиным в издательстве «Книжный сад», я в своё время получила от Фонда им. Андрея Вознесенского спецприз «За талант», а на очередном празднике Фонда (до пандемии) - премию «Парабола», «грант» на новый номер альманаха, которым (новым номером) вплотную займусь, как только доделаю и сдам в производство третий том «Золотого самородка…». Тогда включу в альманах (а пока, может быть, опубликую в «Нашей улице» у Юрия Кувалдина) и вот это своё эссе о Дне рождения Зои Богуславской, которую да хранит Бог и Ангел-хранитель!!!
А о «Параболе» у меня в 2013 году сочинились такие весёлые строчки, такой слоган:
Плохая в жизни у меня ПОРА БЫЛА,
Пока не появилась в ней «ПАРАБОЛА».
P. P. S. 9 Мая 2021 г.
Когда Зоя Богуславская приглашала меня по телефону на свой день рожденья, на понедельник 19 апреля, то сказала мне: «Мои девочки (из Фонда имени Андрея Вознесенского) организуют в ресторане «круглый стол». Я тогда подумала, что, наверное, за это будет что-то навроде конференции, серьёзное литературное мероприятие, где за «круглым столом» соберутся наши именитые деятели культуры, поэты, прозаики, критики, искусствоведы, артисты, художники, и будут говорить о творчестве Зои Богуславской и Андрея Вознесенского… И в принципе была готова к этому. «Я найду, что сказать о Зое Богуславской и об Андрее Вознесенском. И потом сделаю из этого стенографический репортаж и напечатаю его в новом номере альманаха «Эолова арфа» и ещё где-нибудь», - подумала я. Правда, у меня сейчас нет диктофона, он сломался три года назад. Но я взяла с собой тетрадь для конспектов, чтобы записывать туда шариковой ручкой (беглым почерком) речи участников «круглого стола», и взяла свой фотоаппарат с вмонтированной туда видеокамерой, чтобы фотографировать Зою и всех, и себя с нею и со всеми, а кое-что записать и на видеокамеру, которая, правда, небольшая и может работать всего минут тридцать, а потом там аккумулятор разрядится.
Но «круглый стол» оказался неофициальными и неофициозными дружескими «посиделками», на которые Зоя, как она сама сказала мне потом по телефону, специально не стала приглашать именитых:
- Мне захотелось побыть и просто отдохнуть в кругу близких, любимых людей и отметить свой день рождения с ними, и не устраивать никакого литературного мероприятия.
На этих «посиделках» неудобно мне было бы сидеть с тетрадкой и брать «на карандаш», записывать всё, что там говорилось, и поэтому я ни за кем ничего не записывала, никакие речи и реплики, и почти не пользовалась своим фотоаппаратом с видеокамерой, чтобы не превращать наши дружеские «посиделки» в какое-то мероприятие, и не смущать и не сковывать Зою и ее гостей. Но старалась запомнить всё, что происходило на Дне рождения Зои, на этом нашем празднике, а память у меня, особенно на слова, не зрительная, а вербальная, слуховая, слава Богу, хорошая, как хороший диктофон, на плёнку которого всё пишется само собой и сохраняется там.
Н. К.
6 - 7 и 9 - 11 мая 2021 г.,
Москва
"Наша улица” №259 (6) июнь
2021
|
|