Нина Краснова "Странички живого журнала разных лет"


Нина Краснова "Странички живого журнала разных лет"
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

СТРАНИЧКИ ЖИВОГО ЖУРНАЛА РАЗНЫХ ЛЕТ

 

15.07.2012
Я - НЕ АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ, А СКОРЕЕ - ЖЮЛЬ РЕНАР, ЮРИЙ КУВАЛДИН И ЭМИЛЬ СОКОЛЬСКИЙ

Узнала я из Интернета, что Эмиль Сокольский иногда чувствует себя Алексеем Толстым, а иногда - Ниной Красновой, что в нём уживаются оба эти человека, совершенно разные по своему... стилю жизни. И порадовалась за Эмиля, как за гармонично развитую личность.
___________

Эмиль Сокольский (emil sokolskij)
А я ведь знаю таких людей, как Алексей Николаевич Толстой, их очень немного, и они меня восхищают! Хотя это не их заслуга: такой стиль жизни объясняется особенностями психики. Ведь есть же такое определение – «лёгкий человек»…
От Толстого нельзя было услышать: я занят, работаю. К нему приходили без предупреждения. И тогда он отставлял пишущую машинку, выражая радость: люблю, когда мешают! – вступал в беседу, шёл на прогулку с гостем…
Но с другой стороны, как говорила Нина Краснова, люди словно существуют для того, чтобы мешать писателю работать: всё время дёрг-дёрг его, дёрг-дёрг… И меня восхищает, как бесхитростно и точно это выражено.
Вот во мне как-то умудряются уживаться два человека: иногда я Алексей Толстой, иногда – Нина Краснова.
__________

НинаКраснова
"Стиль жизни объясняется особенностями психики"? Но и "особенности психики", наверное, объясняются "стилем жизни" и условиями жизни. Условия моей жизни - далёкие от условий жизни графа Алексея Толстого - были таковы, что они не располагали к творчеству, потому что я с детства всё время находилась в тесном физическом пространстве, и всё время среди большого количества людей, в рязанском подвале площадью двенадцать квадратных метров, где нас с мамой, моими старшими братьями и моей старшей сестрой, а потом ещё и с семьей старшего брата, его женой и их сыном, было так много, что "посевкой не промешать", как говаривала моя матушка, и ни у кого из нас, в том числе и у меня, не было своего уголка, своего эмоционального пространства, и в круглосуточном детсаду, куда я ходила с двух до семи лет, и в школе-интернате, где я училась с первого по восьмой класс и где народу было ещё больше, и мне с детства постоянно не хватало одиночества, то есть уединённости. И поэтому мне теперь не хватает этого всю жизнь. И меня не тянет в коллективы, туда, где много людей, хотя по роду своей литературной деятельности мне приходится часто выходить в свет, бывать и выступать на разных литературных мероприятиях, - меня всё время из всех коллективов тянет к себе домой, в свои четыре стены, где я могу находиться в уединении, а значит в своей стихии творчества, и чувствовать себя совершенно свободной и независимой, какой я никогда не чувствую себя в коллективе. И поэтому я не люблю, когда кто-то вторгается в моё эмоциональное пространство, в мой дом, который есть моя крепость, и когда кто-то нарушает мою атмосферу творчества, в которой я люблю находиться. В этом смысле я - не Алексей Толстой, а скорее - Жюль Ренар, которому никогда не было скучно с самим собой, и в этом смысле я скорее - Юрий Кувалдин, которому тоже никогда не бывает скучно с самим собой и со своими литературными героями, а если Эмиль Сокольский в этом смысле иногда чувствует себя Ниной Красновой, то я еще и Эмиль Сокольский.

 

15.07.2013
ПУШКИН: "ТЫ - ЦАРЬ, ЖИВИ ОДИН..."

Анна Гедымин
Бродский соглашается с Пушкиным: "Ты - царь, живи один". Как это контрастирует с нынешней мышиной возней и сетованиями по поводу не-попадания (или недостаточного попадания) в литературную (а больше - финансовую) тусовку!
Нина Краснова
Это очень хороший завет Пушкина: "Ты - царь, живи один!" Но как раз цари-то никогда и не живут и не бывают одни, они вечно окружены свитой, огромным количеством слуг, гувернеров, придворных людей, государственных деятелей и своими охранниками, которые стоят за каждой дверью и сидят за каждым кустом и которые следят за каждым шагом царя (а сейчас еще и пользуются для этого видеокамерами). Самые несвободные, самые зависимые от всех люди - это цари и президенты. И еще так называемые "звезды".  Они даже в своих дворцах и особняках и на своих виллах живут, как в общежитии, с целым штатом обслуживающего персонала. И не могут побыть сами с собой. И к тому же обязаны все время выходить в свет (и на ТВ) и показывать себя там и тусоваться с себе подобными, чтобы не выпасть из обоймы «звезд». Вот уж кому не позавидуешь - так это им.
Жить одни, в полном уединении, могут только отшельники, в том числе и отшельники в миру. И творческие люди, писатели, художники, которые любят творить, а не тусоваться в разных кругах, и не любят быть у всех на виду.
Анна Гедымин
Я думаю, тут имеется в виду отсутствие равных. Живи один - без равных поблизости. А челядь вроде как не в счет. ))
Нина Краснова
Я согласна с тобой, Анечка. И я понимаю, что хотел сказать Пушкин. Но именно "челядь" чаще всего и не дает царю чувствовать себя свободным и независимым человеком, досаждая ему, как мошкара, от которой не отмахнешься.

08.06.2011
КУВАЛДИН О ЛИТЕРАТУРЕ И НОМЕНКЛАТУРЕ

А ну-ка открою я «Нашу улицу» № 1 2005 года на странице 69 и посмотрю, что пишет там Юрий Кувалдин в своём рассказе «Остальное», прочитаю один абзац:
«Есть литература, а есть номенклатура. Литература делается превосходными, бескорыстными художниками по любви. Номенклатура везде и всюду ставит рогатки деньгами, чтобы себе взять побольше, себе, в свой кожаный бумажник, в свой чемодан, на покупку модной сантехники, португальского марочного портвейна, сервелата, икры, дорогой обуви, машины, дачи, костюмов, четвертинок, покупок гробов для себя и родных и близких, покупать. Как только они покупают гроб и ложатся в него, то мгновенно исчезают с лица земли и из памяти народной. А в памяти народной живут те, кто денег за свои произведения не получал, кто изгонял торгашей из храмов. Вот на продаже достижений бессмертных нищих художников и барствует номенклатура от литературы, от искусства, от интеллектуалов, недоразвитые люди, дети известных людей, по блату занимающие места в иерархической лестнице по распределению материальных благ. Они очень умело захватывают власть везде и во всем, они усредняют любое талантливое начинание, они канонизируют сами себя на время биологического существования. Их тьмы и тьмы...»
Каждый, кто прочитает этот абзац, может легко определить, что кто из писателей у нас – литература, а кто – номенклатура от литературы, от искусства.

6.05.2020
ЗОЛОТОЙ ПЯТАК
Виктор Боков говорил: «Никогда не надо показывать всем или кому-то сразу всё, что у тебя есть, – так сказать, все свои сокровища (у любящего человека – это его чувства, у поэта – это (еще и) стихи, у богача – это его деньги). Покажи для начала всего один пятак, один, но золотой пятак. Чтобы заинтересовать кого-то тем, что у тебя есть».

3.05.2020
РУКОПИСИ И КНИГИ

Когда я читаю письма Чехова или Есенина, или Блока, или Тургенева, или других наших классиков, и того же Пушкина… или дневники наших литературных классиков, например, дневники Алексея Толстого или Льва Толстого… я задаюсь вопросом: а кто сохранил для истории и для читателей эти письма и дневники, и вообще все их сочинения, которые могли бы пропасть и в огне революций, и в огне войн, и даже и в мирное время, без всяких войн и революций, могли бы элементарно попасть на помойку? И кто не просто сохранил это бесценное наследие, но и, как сказала бы моя матушка, «произвёл его в дело», чтобы всё это стало книгами, которые мы читаем?
Это сохранил народ? Нет. Это в первую очередь сохранили конкретные люди, в каждом случае разные, причем не обязательно самые близкие люди конкретных авторов, родственники или лучшие друзья, а кто-то, в руках у кого всё это оказалось и кто не порвал на клочки и не сжёг и выбросил всё это, как макулатуру, а сохранил, чтобы сделать достоянием народа, который мог бы иметь и хранить это достояние.
Вот этим людям мы должны бы сказать спасибо и поклониться. Хотя мы зачастую даже не знаем, как их зовут.
…А кто-то, и мне приходилось видеть это во дворе своего дома, в Перове, выбрасывает, выносит на помойку даже и не рукописи классиков, а их книги, в прекрасных переплётах, целые собрания сочинений… и Гоголя, и Достоевского, и Толстого, и Стругацких, и Агату Кристи, и иже с ними, чтобы они не занимали в квартирах лишнюю площадь, лишнее место. Значит, отцы собирали эти книги, которые в советское время были дефицитом и которые даже по подписке не каждый мог купить, а дети, которым не хватает свободной жилплощади, выбрасывают всё это. И точно так же они обошлись бы и с рукописями классиков… если бы эти рукописи вдруг оказались у них, у этих гомо-не сапиенсов.


12.06.2011
РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ХУДОЖНИЦЫ НИНЫ КРАСНОВОЙ

…Я ложусь спать, как правило, в третьем или даже в четвёртом часу ночи, сижу за компьютером, делаю ночью, вернее – доделываю, всё то, чего не успела сделать днём, привожу в порядок свой фотоархив, который прибавляется и прибавляется у меня почти каждый день, с каждым новым литературным мероприятием, или отвечаю на электронные письма, или пишу и дописываю какие-то свои стихи или пишу странички своего ЖЖ или что-то ещё, или сбрасываю со своего рабочего стола – с экрана монитора – на запасной жёсткий диск лишние файлы, чтобы не перегружать ими свой ноутбук, который не выдерживает объёмов моей работы, а утром я не могу встать рано и быстро настроиться на новую работу и взяться за неё с утра пораньше... пока раскачиваюсь и пока настраиваюсь, бывает, проходит полдня, и я опять не успеваю сделать многое из того, что собиралась, и опять засиживаюсь до ночи...
Вообще-то я по своей биологии сова. У меня прилив всех творческих и физических сил появляется ближе к вечеру и к ночи. И поэтому я ночью не могу уложить себя спать, а утром не могу поднять себя. Могу, конечно, и поднимаю, но с трудом. И становлюсь жаворонком. Делаю легкую зарядку, умываюсь, завтракаю и сажусь за компьютер писать что-нибудь своё и думаю: как хорошо, что я на пенсии и мне не надо идти на службу и я могу сама распределять своё время и свои дела на день, как хочу, и всё делать в свободном полёте.

18.06.2013                                                                                                                                                                       БУКВАЛИСТЫ

Я не люблю буквалистов, которые сидят с лупой и рассматривают твой текст через лупу и которые, в отличие, например, от китайских мудрецов из рассказа Кувалдина "Шопен" видят и замечают у тебя не то, что нужно видеть и замечать, а нужного, главного не видят и не замечают. Они видят, например, какую-нибудь твою несущественную опечатку, которая не играет в тексте совершенно никакой роли (потому что даже неграмотному человеку ясно, что это опечатка, а не ошибка), или какое-нибудь твое несущественное
для ткани и общего рисунка твоего текста отступление от факта, или какую-то твою тоже несущественную неточность, которая тоже не играет никакой роли в общем характере твоего текста... Эти буквалисты похожи на людей, которые смотрят на картины импрессиониста и видят там только хаотичные мазки живописца, которые кажутся им мазнёй, а не видят самой картины и не могут оценить ее по достоинству, или которые смотрят на лицо человека и замечают на нём только какие-то прыщики, угорьки, морщинки, бородавочки, мелкие изъянчики, а не видят лица в целом и не могут оценить красоту этого лица.
Буквалисты (я здесь не кидаю камень в огород корректоров) - это нехудожественные люди. Их еще называют блохоловами, которые сидят и ловят блох в текстах... и даже не понимают, что какие-то опечатки, оговорки и неточности в тексте и какие-то отступления от фактов могут быть особыми достоинствами текста и делать его более художественным и более эмоциональным и психологически более убедительным и более правдивым, чем так называемая правдивая писанина, где каждая буква и каждый факт жизни на месте, а читать там нечего, потому что самого текста - как художественного проявления личности автора - там нет.
Вознесенский говорил, что у поэтов, писателей, творческих людей бывают гениальные ошибки. Но у буквалистов, говорю я, развивая эту его мысль, таких ошибок никогда не бывает.


30.05.2020
ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ У МЕНЯ ДОМА С ПОЛКИ УПАЛ ЧЕМОДАН

В районе Охотского моря произошло землетрясение силой в 8 баллов и докатилось аж до самой Москвы, но уже силой не в 8 баллов, а в 2. Никто в Москве от него не пострадал, но у некоторых домов, даже у таких несокрушимых, как сталинские, потрескались стены, а в некоторых квартирах качались люстры. У меня ни с того ни с сего накренился большой картонный короб с рукописями, который стоит около моего рабочего стола, на тумбочке, и с крышки короба чуть было не посыпались на пол все стопы книг, которые лежат на крышке короба... я вовремя удержала их, потому что в это время находилась около стола. А когда я легла спать, у меня в коридоре ни с того ни с сего упал с полки старый чемодан и наделал много шуму. Я не думала и не подозревала, что это всё - из-за землетрясения, о котором узнала только на другой день, когда включила телевизор и стала смотреть программу "Вести". А может быть, это всё случилось и не из-за землетрясения, а из-за моего Домового, который иногда любит поиграть у меня дома с какими-то моими предметами и немножко похулиганить, чтобы я обратила на него свое внимание и положила ему конфету в вазочку .

...А за день до этого в Тульской области прошёл смерч и сорвал крыши с восьми домов и побил стекла в некоторых домах... А может быть, это играл и хулиганил уличный Домовой?

19.07.2009

НЕСЕНИЕ КРЕСТА В ГАЛЕРЕЕ НА СОЛЯНКЕ С КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ

(Александр Трифонов "Несение креста", холст, масло, 73 х 96 см, 1996 год) 

Художник Александр Трифонов - единственный на всю Россию и на всю планету молодой художник, у которого есть картины с сюжетом из Библии "Несение креста" и который увидел в этом сюжете вечный, не устаревающий великий символ, современный для любого времени и для нового тысячелетия.
Причем Трифонов написал эти картины в своем собственном авангардном, новаторском стиле, не подделываясь под художников прошлого. И совершил революционный переворот в вечной теме - сделав своим героем не привычного Христа в привычном образе Христа, а Человека, в котором есть Бог и который выполняет на земле свою особую высокую миссию, как Христос, но который внешне не похож на всеми узнаваемого Христа и у которого нет никаких специальных опознавательных знаков сына Божьего, ни нимба над головой, ни тернового венца на голове. Этот Человек - художник, писатель, который подобно Богу сотворяет свой мир и населяет его своими героями. Он, как Христос, обречен на непонимание и насмешки окружающих его людей, на Иудины поцелуи близких, на муки мученические во имя искусства, но несет и несет свой крест, который под силу только ему. Собственно говоря, это - символический портрет Кувалдина, нарисованный его сыном, знающим его лучше всех.
Одна такая картина (1998) висит в редакции журнала "Дружба народов" у Александра Эбаноидзе. Там современный Христос похож чуть ли не на дебила, который в глазах зрителей и выглядит дебилом, придурком, с головой без мозгов... Он идет один по своей дороге и зачем-то волочет на себе большой и тяжелый крест, который этого героя никто не просит нести, а любой нормальный человек давно бросил бы или разрубил бы на дрова и истопил бы ими печку, чтобы получить от этого какую-то прагматическую пользу для себя.
Вторая картина (2000) есть в одном из альбомов Трифонова. Там этот крест несут все, и нельзя разобрать, кто Христос, а кто не Христос. Христос есть в каждом человеке, во всех людях, даже в таких, которые вообще на людей не похожи.


24.07.2009

ХРИСТОС-ПТИЦА  ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА

В редакции журнала Юрия Кувалдина "Наша улица", которая одновременно является и художественной мини-галерей Александра Трифонова, с постоянной экспозицией там его картин, недавно появилась новая его картина "Несение креста" (2004), но Христос там выступает не в облике человека, а в облике священной египетской птицы Тот, или Ибис, изобретателя письменности, языка, магии, который символизирует собой писателя, летающего птицей в небесах, витающего в облаках, то есть человека, окрыленного мечтами и творческими планами, о котором можно сказать, что он - птица высокого полета и о котором не скажешь, что эта "птичка Божия не знает ни заботы, ни труда". Изумителен небесный фон картины и сочетание его с охристым цветом птицы и с коричневым крестом...
До такого решения темы "Несения креста" - до изображения художника в свободном полете, который и в полете, представляющемся кому-то с земли легким, несет свой тяжелый, неподъемный для других крест, не додумался ни один художник мира, кроме Трифонова.
Собственно говоря, это - новый символический портрет Кувалдина, выполненный в авангардном стиле. Да и портрет самого художника. А крест ему может пригодиться для использования его в качестве мольберта или для изготовления подрамника.


30.06.2013
"ШОПЕН" ЮРИЯ КУВАЛДИНА
Читала я в 1-м (158-м) номере "Нашей улицы" за этот год рассказ Юрия Кувалдина "Шопен". И очень смеялась над главным героем этого сочинения, над Уваровым, когда он поздно ночью вышел из дома своего друга-музыканта  на улицу, прогуляться... но смеялась я не потому, что он вышел поздно ночью из дома своего друга на улицу, а потому, что он вышел на улицу прогуляться в носках, причем зимой. Смеялась я над ним и в то же время переживала за него, потому что он же мог простудиться. А когда за ним погнался маньяк с ножом и гнался за ним по всем улицам и подворотням города, я распереживалась еще больше, потому что маньяк же мог убить его (и слава Богу, что не убил и что герой успел вернуться домой к своему другу). А вообще-то герой вышел на улицу не потому, что решил прогуляться, а потому, что почувствовал себя неприкаянным и одиноким в гостях у своего друга, который не понял, что гостю негде ночевать этой ночью и не к кому голову преклонить и что он нигде не находит себе места, не только у себя дома или у кого-то еще, а вообще не находит себе места в этом мире и везде чувствует себя не в своей тарелке.


Рассказ наполнен психологизмом и абсурдностью, и разнообразными художественными достоинствами, и музыкой, и контрастностью веселых и грустных нот, и чередованием этих нот, и философскими рассуждениями - например, рассуждениями о человеке, который "умеет видеть то, что нужно видеть, и не замечать ненужного" и который "смотрит туда, куда следует смотреть, и пренебрегает тем, на что смотреть не стоит". - Да это автор о самом себе говорит словами китайского мудреца. Это сам Кувалдин умеет видеть то, что нужно видеть в жизни, в литературе, искусстве и в людях, и не замечать ненужного, и смотреть туда, куда следует смотреть, и пренебрегает тем, на что смотреть не стоит.
...У меня в Перове - а значит во всем мироздании - сейчас ночь. И тишина. И внутренняя музыка Шопена из рассказа Кувалдина "Шопен", который ассоциируется во мне с картиной художника Александра Трифонова "Шопен".

10.06.2013
ЮРИЙ КУВАЛДИН: МЫ ИДЁМ К СВОЕМУ БУДУЩЕМУ...

В одной из недавних записей Юрия Кувалдина в его Интернет-Дневнике (в Живом Журнале) меня потрясла одна его очень простая по своей формулировке и очень суровая по своей неоспоримости и очень красивая по своей художественной точности, отточенности и выразительности мысль (которую я сейчас цитирую по памяти, то есть не дословно): мы идём к своему будущему со скоростью 60 минут в час.
Мы - это все люди, все жители Земли, а не только жители Москвы или жители России, каждый из нас, каждый, кто когда-то родился, идём, движемся, летим, несёмся к своему будущему со скоростью 60 минут в час... А будущее, к которому мы идём, движемся, летим, несёмся, у всех, у каждого из нас одно - физическая смерть, в том числе и у тех, кто уйдёт в Бессмертие, в которое нельзя уйти, миновав свою физическую смерть.

 

 

"Наша улица” №261 (8) август 2021

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве