Андрей Голота “Кукольник Хартс” рассказ

Андрей Голота “Кукольник Хартс” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Андрей Вячеславович Голота родился 22 апреля 1966 года в городе Крымске, где и живёт сегодня. Первые публикации появляются в районной газете «Призыв» в середине 80-х годов. Продолжая регулярно печататься в некоторых газетах и журналах Кубани, в частности в журнале «Звезда Черноморья», поработал по многим рабочим специальностям, окончив Краснодарский институт культуры, работает руководителем театральной студии в родном городе, затем журналистом местных и краевых газет, научным сотрудником музея. В дальнейшем был главным редактором молодёжной газеты «Крымск», в1995-ом году издаёт свой первый небольшой сборник «Вифлеемская звезда», печатается в коллективном сборнике «Опалённая земля», самиздатом выходят сразу два сборника – «Начало» и «Его мадонна» (2001г.), затем «Голос» (2004г.), «Многоточие» (2005г.), и «Храм души» (2007г.), который стал совместным с дочерью Ниной, и в него вошли стихи и проза с 1986-го по 2007 г., статьи и сценарий «Чистейшей прелести чистейший образец», посвящённый А.С. Пушкину, в 2008 г. издаётся детский сборник стихов и сказок «Папины книжки», и в этом же году Андрей публикуется в краевом альманахе «Патриот», в который вошли стихи авторов Славянского, Крымского и Красноармейского района. В 2009-ом году выходит сборник «Цвета жизни», который составлен из стихов и прозы ранее не опубликованной. Это также ретроспекция с 1986 г. по 2009 г. В нём опубликована историческая повесть «Юность царя», описывающая события в Причерноморье, Крымском районе, в древней Горгиппии две тысячи лет назад. В 2010-ом году издан поэтический сборник «Кружева», где большое место выделено древнеславянским легендам и сказам. В ноябре 2011-го публикация в журнале "ЛЕГЕНС".,"ВЕЛИКАЯ ЭПОХА", "МЕНЕСТРЕЛЬ"В 2014-ОМ,"Иртыш - Омь" в 2015-ом, в журнале "Южная звезда" (Ставрополье)
В 2012 ВЫШЕЛ НОВЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК"ГАРМОНИЯ ХАОСА", В 2014-м вышел поэтический сборник "ЧАСТЬ ВЕЧНОСТИ". В "Нашей улице" публикуется с №199 (6) июнь 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Андрей Голота

КУКОЛЬНИК ХАРТС

рассказ

 

«Здравствуйте, дорогой Юрий Александрович (Кувалдин. - ред.)! Высылаю вам мистическую вещь, с посылом к Иннокентию Тарабаре. Мой старинный друг. Там у него две роли противоположные. Мы читаем друг друга... Надеюсь, что прочтёт...»
Андрей Голота

 


Станция, похожая на простуженного бездомного, серым комочком ютится у промасленной «железки». Маленькая, и ветхая, но гордая и торжественная, с памятью о былом «ренессансе», со снопами колосьев и виноградом на облезлых стенах.
Пёс с подбитой лапой наперевес, на трёх конечностях проковылял через вокзальную площадь по каким-то своим неотложным делам. Пошёл второй час ожидания поезда… Вокзал живёт своей жизнью. Вялые назойливые мухи липнут к осоловевшим потенциальным пассажирам… Ожидание… Ожидание…
Тяжёлые стеклянные двери, поставленные, вероятно, совсем недавно, потому, что они не вписывались в общее настроение и атмосферу вокзала, с шумом открылись и, покашливая в кулак, вошёл, немного сутулящийся человек в несвежей фетровой шляпе и с чемоданом в руках. По всему было видно, что этот чемодан пропутешествовал со своим хозяином тысяч сто километров. Пройдя в зал, человек, секунду оглядевшись, расположился в свободном кресле. Теперь его можно разглядеть получше. Это высокий мужчина средних лет в таком же стареньком, как шляпа и чемодан, плаще, имевшем, вероятно, когда-то синий цвет, а теперь выгоревший и засаленный.
Из-под низко опущенной шляпы поглядывали усталые глаза незнакомца, и губы его трогала еле заметная улыбка, а лицо снова становилось невозмутимым, и словно застывшее на фотографии.
Гудок снаружи возвещал о том, что ожидание было не напрасным. На перрон потянулись многочисленные пассажиры. Они как будто вспомнили, что куда-то едут. Человек с чемоданом энергично сорвался со своего места и направился к выходу. В этом пригородном поезде из четырёх вагонов, оказалось, довольно сложно отыскать свободное место. Впереди всех пробился в вагон человек с чемоданом. Между ним и проводницей втиснулся молодой человек с «дипломатом». Проводница, надрывая билеты, выкрикивала что-то охрипшим голосом пассажирам, напирающим сзади. Молодому человеку досталось место рядом с незнакомцем в оживлённой жёсткой плацкарте. Поезд двинулся… Человек с чемоданом так же молча сидел, глядя в одну точку.
Когда на полпути молодой человек вышел проветриться и покурить в тамбур, то вернувшись уже не нашёл своего странного соседа. Люди входили и выходили на пустынных полустанках. Четверо пассажиров - какая-то молодая женщина со спящей на коленях девочкой, тоже дремала, интеллигентного вида пожилая женщина, очень похожая на учительницу начальных классов, грустно смотрела в окно; паренёк в джинсовой куртке спал, и постоянно заваливался на плечо «учительнице», на что та с досадой двигала плечом, и всё больше и больше «врастала» в стену у окна, мужик с клеткой, в которой он вёз голубей какой-то непонятной породы, с когтистыми мохнатыми лапками, сидел рядом с молодым человеком, сменив пассажира с чемоданом. В вагоне становилось просторней, а потому всё тише.
За окном темнело, и кромка неба на горизонте горела ярким розовым огнём. Но вскоре последние рубцы «шагреневой кожи» исчезли и стало совсем темно, ведь поздней осенью темнеет быстро, а на дворе стоял конец ноября. Кромка вагонного окна проглатывала деревья, телеграфные столбы, погружённые в ночь чёрные кусты у насыпи летели с большой скоростью в никуда, мелькали редкие огоньки домов…
Казалось всё это исчезало бесследно и существовало только секунды. Там за окном время сошло с ума и спешило к какой-то своей предельной точке, своей цели, одному ему ведомой и желанной. Здесь же в душной коробке вагона часы и минуты вяло плавали и тонули, словно осенние листья в тихом тёмном пруду. Тусклый матовый свет падал на стекло, и на нём оживали неясные очертания этого застывшего в безвременье мирка. Молодой человек видел в окне своё отражение, сквозь которое летела ночь…
Она насквозь пронизывала глаза. Это было лишь отражение - бестелесное, прозрачное и невесомое, послушное, как кукла - марионетка в умелых руках кукловода. Он улыбался, а в ответ ему тут же расплывалось в улыбке лицо напротив. Лишь мысли его были неподвластны верному бестелесному слуге. Он оставался хозяином, и в этом ощущении абсолютной власти было что-то по -детски забавное и захватывающее. Он играл с этим фантомом за стеклом и, увлёкшись игрой, поначалу не обратил внимания на то, что человек, которого он видел на вокзале, снова сидит у противоположного окна. Он видел его отражение в окне и даже не оборачивался назад. Он внимательно, всё с той же еле уловимой улыбкой смотрел из-под шляпы, и молодой человек отвёл взгляд и стал смотреть прямо перед собой… «Учительница» так и не смогла заснуть, деликатно отодвигая, навалившегося ей на плечо паренька, и недовольно морщилась. Боковым зрением молодой человек заметил, что у противоположного окна никого нет. Оба сиденья у столика пусты…
Он снова повернулся к окну, и… лёгкая дрожь пробежала вдоль позвоночника, а дыхание на секунду остановилось…
- Что с вами? - услышал он голос соседки. - Вам нехорошо?
Этот вопрос, нарушивший тишину, был обращён к нему и окончательно выбил из колеи. Он подумал, что нужно что-то ответить, но язык не слушался. Тогда он просто покачал головой, глядя в окно… Там за стеклом продолжал сидеть человек. Он сидел и улыбался уже открыто и с удовольствием.
Попутчица смотрела на молодого человека с возрастающим любопытством и даже страхом. Он повертел головой, оглядывая купе; снова глянул в окно. ОН был там! Молодой человек встал, вернее, вскочил, больно ударившись затылком о верхнюю полку, и под прицелом удивлённых глаз старушки - «учительницы» стремительно направился в тамбур.
В голове сидела одна мысль - так не бывает! «Всё это только мои фантазии, ведь старушка тоже смотрела в окно, но ничего не видела… наверное! Но что может служить причиной этих галлюцинаций? Чёрт!.. Необходимо отдохнуть, принять душ, наконец… Не хватало мне ещё в «кукушкино гнездо» загреметь…»
Остальную часть пути он проехал в тамбуре, и выйдя на вокзале, с наслаждением вдохнул прохладный вечерний воздух. Аллея, по которой он шёл, была похожа на плохо освещённый тоннель, а потолком этого тоннеля были кроны деревьев, посаженные по обочинам. Шаги гулко отдавались в тишине…
- Разрешите прикурить? - рубануло сзади словно обухом.
Он вздрогнул от неожиданности и, остановившись, наверное, слишком резко обернулся… Перед ним стоял тот самый незнакомец и улыбался, держа в руке незажжённую сигарету.
«Ну, это уж слишком, - подумал он. - И откуда ты взялся на мою голову!...»
Не сразу от волнения нашёл зажигалку и подал ему, чуть было, не уронив её.
- Мерзкая погода, - сказал незнакомец, прикурив и отдавая зажигалку. - Спасибо… Пора бы снежку…
Молодой человек только качнул головой и принуждённо улыбнулся. Успев сделать всего несколько шагов, снова услышал за спиной глухой голос:
- В такую ночь всегда случаются чудеса… Вы верите… в чудеса?
Продолжает идти молча и не оборачиваясь.
- Напрасно, - сказал незнакомец, словно самому себе, но в то же время отвечая. - Иногда происходят прелюбопытнейшие вещи… Хотя бы вот сегодня…
Остановившись, молодой человек снова обернулся к нему.
- Что сегодня?...
- А почему вы так взволновались? - спросил он.
- Ничуть… - ответил тот, глядя на него в упор…
Опять эта странная улыбка… Казалась она не сходила с его обветренных губ ни на секунду.
Помолчав, он глубоко затянулся и выдохнул с дымом:
- Сегодня в поезде…
Противный ком подкатывал к горлу и мешал говорить.
- О чём это вы? - неестественным хриплым голосом спросил молодой человек. - И перестаньте, наконец, улыбаться! На мне нет ничего смешного!
- Ты смешон, когда мнишь себя хозяином самого себя! - вдруг зло сказал незнакомец. - Я докажу тебе это.
- Послушайте, нельзя ли повежливей? Вы же видите, что я не желаю с вами разговаривать. Сначала вы попросили у меня прикурить, а теперь несёте всякую чушь, которую я обязан выслушивать! Я спешу домой…
 
…Проснулся он совершенно разбитым… Проспал долго, почи до обеда. Наскоро перекусив, вышел прогуляться по городу. Серебристой пылью сыпался мелкий холодный дождик, то и дело срывался мокрый снег. Сидеть бы в такую погоду дома за чашкой чая, запеленавшись в плед, но домой идти не хотелось. На автобусной остановке заметил афишу, которая призывала:
«ВСЕХ, КТО ЛЮБИТ ТЕАТР, ПРИГЛАШАЕМ НА УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ!
КУКЛЫ-ЛЮДИ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИКОГО КУКОЛЬНИКА ХАРТСА!
ТОЛЬКО ТРИ ДНЯ!»
«Просто Карабас - Барабас какой-то,»- подумал он. И вспомнилась старая сказка. Тут же представил размалёванный балаганчик, толпу зевак и толстую кассиршу в окошке кассы.
Выходной пропадал, нужно было куда-то деваться от дождя, и он направился в местный Дворец Культуры. Именно сегодня, как выяснилось из афиши, будет первое представление этого… Хартса… «Странное имя, а может быть фамилия, ни на что не похожая…»
Народ в зале постепенно прибывал, и вот уже четверть его была заполнена, а после второго звонка он был уже полон…
Зрелище на самом деле удивительное… Большие полутораметровые куклы двигались по сцене, словно живые, движения их были плавны и неторопливы. Руководил этими послушными актёрами человек стоящий на подиуме в глубине сцены. Невозможно было разглядеть его лицо; свет падал сзади, и поэтому виден был только тёмный силуэт.
Куклы повторяли все движения этого человека. Казалось, к каждой из них были протянуты незримые нити, которые заставляли их двигаться. Обворожительная музыка и поистине волшебный танец. Это было похоже на какой-то древний магический ритуал без единого слова. Очень трудно поймать сюжетную линию… Человек медленно сходил с подиума на сцену к куклам, он уже среди них… Он продолжает действо, смысл, которого кажется понятен только ему одному. На нём одет серебристый костюм, плотно облегающий высокое, хорошо сложенное тело. Лицо всё также прячется в тени, но вот мощный аккорд музыки… и прожектор осветил лицо…
Человек показал лишь ужасную маску какого-то туземного племени. Не отрывая глаз, молодой человек смотрел в чёрные глазницы маски, появилось неприятное ощущение подмены. Он вдруг почувствовал жалость к самому себе и непонятный животный страх. Так бывает во сне, когда он, словно сливается с явью, в которой тебе угрожает смертельная опасность. Ты хочешь кричать, бежать, но силы покидают тебя….
Отвести взгляд уже не возможно, музыка становится всё громче и жёстче, а движения кукольника и его немых актёров медленнее. Они двигаются, словно в вязкой прозрачной массе, не поспевая за бешеным ритмом. Время, казалось уходит у них из под ног.
Всё существо втягивается в какую-то огромную бездонную воронку. «Я не вижу её, я её ЗНАЮ. Мне всё больше хочется войти на сцену и окунуться в этот танец! Музыка уже звучит где-то в потаённых глубинах мозга и манит, манит… Маска хохочет… Что там за пропастью глазниц? Я ничего не вижу!.. Мелькнула мысль - а что ощущают остальные?!» Но эта мысль не отвлекала - она стала постепенно чужой и чуждой, словно крик прохожего, обращенный совсем не ко мне. Осталось одно - его зовут так и он должен туда идти. Он знал, что ничего не произойдёт, он знал, что находится под чьей-то властной охраняющей рукой, и это приносило спокойствие и уничтожало чувство страха. Он доверялся этой власти и готов был выполнять любую её волю, лишь бы только испытать сильнее этот, рождающийся страх. Он стал рабом, но ему становилось всё приятней осознавать это добровольное рабство. Сопротивляться не было ни желания, ни смысла. Но этот «КТО-ТО» решил убедить ещё раз, что пути назад больше нет, и холодный скользкий страх снова вползал, как змея под одеяло.
- Хватит! - закричал молодой человек и испугался собственного голоса. - Хватит! Отпусти меня!...
Сквозь туман на него смотрело лицо в очках, человек вглядывался ему прямо в глаза…
- Ну, слава Богу, очнулся…
- Что произошло? Где я? - спросил он, ещё не до конца понимая, где он находится и что это за люди рядом с ним.
- Всё в порядке, - ответил человек в очках, - вам вероятно стало плохо… И часто это бывает с вами?
- Что? - не понимал он.
- Вы кричали, - ответил человек в очках, - а потом упали без сознания прямо в зале….
- Ах, да… этот спектакль, - смутно вспоминал он.
- Спектакль закончился. Все давно разошлись. Вы пробыли без сознания некоторое время.
- А вы кто? - спросил молодой человек. - Где я?
- Это кабинет директора Дворца Культуры, - ответил человек в очках. - А я врач. Меня вызвали сразу же. Вам нужно отдохнуть…
Он вдруг снова потерял сознание… А когда очнулся, то по прежнему застал рядом доктора.
- Мне кажется, необходимо выяснить, что же всё-таки вызвало ваш припадок?
- Всему виной этот проклятый… Этот странный спектакль, доктор. Другой причины я не нахожу. Раньше я не жаловался на здоровье, тем более, что касается психики… Я актёр… Недавно вернулся из продолжительных гастролей… Концерты, знаете… Вынужденно… Скорее всего это просто усталость, с которой я сам постараюсь справиться… Мне нужно немного отдохнуть.
- Я тоже так думаю, и поэтому через недельку… Только через недельку просил бы вас навестить меня… Вам нужно вспомнить всё, что с вами произошло… Мне сказали, что вы кричали… Что?...
- Я не помню… Мне запомнилась только… маска… Потом этот сумасшедший танец на сцене… Затем… Нет… Не помню!..
- Жаль… Желательно изучит все подробности.
Молодой человек поднялся, но, пошатнувшись, прикрыл глаза и снова присел на стул.
- Что вы прикажете теперь мне надеть, доктор? Мундир Наполеона или генеральский китель? А может мне пойдёт балахон Пьеро в маске?
- Ваша ирония частично оправдана… Знаете, я работаю врачом давно, и директор мой друг, а театр моя слабость, но моя первая страсть психиатрия… Кстати о масках… Под маской человек иногда испытывает психические изменения. Вам ли не знать, как актёру, что человек в маске очень часто мастерски исполняет свою роль. Он уже не помнит себя и будто превращается в раба, робота, который полностью подчиняется персоналу маски… Как вы себя чувствуете?
- Гораздо лучше…
- Так вот… Религиозные маски встречаются во всех культурах и известны с незапамятных времён. Для наших предков они, вероятно играли важную роль в религиозной и общественной жизни. Как бы мы ими не пользовались: для важных целей или пустяков и ради забавы, маски обладают потусторонней силой…
- Всё это очень любопытно, доктор… Но на мне то ведь нет маски! Нет!!!
- Вы уверены?..
- То есть?.. Не говорите загадками…
- Ничуть…
- Я не сумасшедший! Чёрт побери!..
- Да все мы немного… Почему вы пошли на этот спектакль? Вас не утомил театр? Выпить рюмочку коньяка… Вы женаты?...
Он покачал головой
- Давно нет…
- Приятное женское общество вам не помешает… Почему вы пошли в театр?
Он задумался.
-…Не знаю. Вчера я ехал в поезде с одним странным человеком, а потом мы встретились снова…
- Любопытно, любопытно…
Молодой человек рассказал ему всю историю….
- А вы не допускаете мысли, - сказал доктор, выслушав, - что человек с чемоданом и … кукольник - одно и то же лицо? Этот ваш незнакомец прибыл в город вечером, в его чемодане могли быть те самые куклы…. Мы до сих пор с вами не знакомы…
- Сергей…
- Алексей Петрович… Вот моя визитка… Я жду вас через недельку! А СЕЙЧАС НАДО ОТДЫХАТЬ, ОТДЫХАТЬ… И никакого татра!
Они вышли на улицу. Было уже поздно. Спектакль закончился…. Садясь в машину, доктор вдруг предложил:
- Садитесь в машину. Я подвезу вас домой. Так будет спокойней и мне и вам…
- Благодарю, доктор, мне совсем рядом…
- Садитесь, садитесь… Я теперь чувствую ответственность за вас.
Сергей, наконец, садится в машину, и она, сорвавшись, уносит их в ночь…
Стоявший до этого в темноте проходного двора, выходит под тусклый свет фонаря человек в плаще и низко надвинутой на глаза шляпе. Когда он прикуривает сигарету, то кажется, звук зажжённой спички отдаётся эхом на пустой ночной улице. Он молча смотрит в ту сторону, куда ушла машина…

***
...В театре идёт репетиция. На сцене Сергей и Диана - его партнёрша по спектаклю. Сцена из «Маскарада» Лермонтова, не ладится. Путаются и забываются слова. А один раз Сергей даже, споткнувшись, падает на сцене. Режиссёр в отчаянье громко вскрикивает из глубины тёмного зала:
- Стоп! В чём дело?! Мне сегодня объяснит кто-нибудь? Серёженька, если вы устали, то вполне могли бы не приходить на репетицию, но вы в первом составе!...  Спектакль, чёрт меня подери через месяц!
- Валерий Дмитриевич, я наверное в самом деле устал. У меня вчера был очень трудный день. Через паузу режиссёр, вставая с места, подходит к рампе. Он не выговаривает букву «Р» и получается прононс.
- Ну, что случилось, Серёжа? В разгар подготовки спектакля я отпускаю вас с концертом… У вас финансовые проблемы… Бог мой!.. Я вхожу в ваше положение. В чём дело?
- Я не могу сегодня работать… Разрешите мне взять отпуск … за свой счёт!
- Естественно, за ваш, Серёженька! Естественно! … Три дня! И тема закрыта! … (к остальным актёрам, ожидающим выхода) Так… Прогоняем вечерний кусок … Диана! Вы тоже свободны на сегодня!
Диана спускается со сцены, и уже в фойе театра догоняет Сергея.
- Серёжа!
Он оборачивается.
- Серёженька, что с тобой?
- Этот вопрос мне задаётся сегодня, наверное, третий раз. Почему ты ушла?
- Меня Валегик отпустил.
Она рассмеялась, а Сергей невольно улыбнулся, потом, проведя ей по руке, сказал:
- Пойдём ко мне? ...
- Пойдём …
Они садятся в машину Дианы и уезжают.

***
Они несколько секунд лежат молча в постели, а за окном - там ещё белый день, но пейзаж однообразный; «колодец» двора, в котором какой - то человек возится с машиной, старушки сидят на лавочке… Накинув халат, он курит, а Диана ещё лежит в постели и смотрит на него.
Сергей: Чего ты боялась в детстве?
Диана (подумав): Наверное, того, чего и сейчас - одиночества…
Сергей: А ещё? ...
Диана: Наверное ничего больше … А почему ты спросил?
Сергей пожал плечами, продолжая смотреть в окно. Диана продолжила:
- Знаешь, был однажды такой день, когда я осталась совсем одна…. Мне было тогда лет двенадцать…. Родители куда-то уехали, уж куда, не помню. Весь день я была на улице, но когда стемнело и мои друзья начали расходиться по домам, я должна была отправиться домой, в пустую квартиру…
- Ну и что?...
- Представляешь?.. Как это ни странно, но в такой ситуации я оказалась впервые. До поздней ночи смотрела «ящик», а тогда, сам знаешь, выбор был небольшой - две программы, а о ночных и речи быть не могло… Так вот, пока не появилась эта идиотская рамка. Похожая на рожицу, и противно гудящая, я была спокойна, а потом…
- И что потом?.. - спросил Сергей. Улыбнувшись.
- Вот тебе весело!.. А потом наступила ТИШИНА. Я долго не могла уснуть, слушая тиканье часов и… как сердце колотится…. Никогда этого не забуду! Не помню как отключилась, но мне всё время казалось, что СТРАХ имеет… Как тебе объяснить…
- Плоть и форму.
-…Наверно… Он всегда стоит где-то за спиной, или за запертой дверью.
- Страх стоит за стеной…
Сергей произнёс эту фразу медленно, отделяя каждое слово, будто пробуя на вкус, словно делая шаг за шагом в неизвестность. Потом обернулся к Диане. Она улыбнулась.
- Какой-то ты квёлый сегодня. Тебе нужно срочно выпить…
- Только вместе с тобой, - согласился Сергей.
Принесённая початая бутылка коньяка разливается Сергеем по маленьким рюмочкам, разрезается лимон. Диана уже сидит на кровати в коротеньком шёлковом халатике, а Сергей, пристроившись у её ног, на полу, с блюдцем, на котором дольки лимона.
- За что будем пить? - спросила Диана.
- Давай за тебя, моя БОЖЕСТВЕННАЯ! Кажется так переводится твоё имя с латыни…
- Не знала, что ты увлекаешься латынью…
- Да… Так… Результат изучения странички в одной «жёлтой» журзетке.
- Ну, что ж, с удовольствием выпью за себя «божественную»!
Они рассмеялись и выпили, и тут же в квартире раздался звонок…
- Кого это принесло, - недовольно сказал Сергей, неохотно поднимаясь и жмурясь от кислоты….
Когда он вернулся в комнату, то держал в руках свёрток, обвязанный простой бечёвкой. Он в том же игривом настроении, но немного удивлён.
- Вот… Нашёл под дверью, - сказал он, попробовав свёрток на вес. - Что-то лёгкое!...
- Давай откроем, - с интересом поддержала Диана.
- А вдруг там бомба!.. - рассмеялся Сергей.
Разрезав бечеву ножиком, они обнаружили там…маску!.. Он а очень похожа на оригинальную маску какого-то африканского народа. Сработана искусно, но настроение Сергея вдруг резко меняется. Он с силой швыряет её на пол.
- Чёрт! Будь она проклята!!...
Диана в недоумении наклоняется за ней, чтобы поднять, но Сергей останавливает её:
- Не трогай!
Диана, немного испугавшись самой реакции Сергея, пытается его успокоить, но он, кажется, не на шутку взволнован.
- В чём дело, Серёжа?! Это всего лишь маска… Кто-то пошутил… Кстати, она, наверное очень дорогая…
Она снова пытается её поднять…
- Не смей! - закричал Сергей.- Прошу тебя!
Он вваливается в кресло. Кажется, силы покинули его буквально в несколько секунд. Он затравлен и даже неадекватен. Взглянув на стоящую посреди комнаты Диану, он хрипло вздыхает:
- Уходи, Дина, милая!.. Я прошу тебя… Уходи!.. Да уйдёшь ты наконец!...
Содрогнувшись от крика и едва оправившись, Диана спросила
- Мне можно хотя бы одеться?
- Только побыстрей, пожалуйста…
 
Пока Диана одевается, Сергей наливает себе коньяк и выпивает подряд две рюмки, не закусывая.
Она, наконец, одевшись, подсаживается к нему на «корточках», и, перехватив очередную налитую рюмку, ставит её на столик.
- Ещё в театре заметила, что ты не в себе… Что-то случилось, Серёжа?...
Через небольшую паузу, глядя на неё в упор тупым взглядом, Сергей, стараясь говорить спокойно, ответил:
- Я не знаю… Пока не знаю, но быть кому-то рядом со мной сейчас опасно… Я чувствую это… Кажется ЗНАЮ… Уходи… Пожалуйста…
Она уходит, но остановившись в дверях, обернулась…
- До завтра, - сказал Сергей, не обернувшись.
Щёлкнул замок двери, и он остался один. Взгляд падает на телефон… Он отыскивает в кармане костюма визитку доктора… Набирает номер… Долгие гудки… Он нервничает… Наконец!..
Звонок застаёт Алексея Петровича на кухне. Он сам готовит себе ужин, так как он холостяк. Квартира его, как и кухня, так же «холостяцкая». Оторвавшись от сковороды, он на третий-четвёртый звонок берёт трубку в прихожей.
- Да… Я слушаю…
- Алексей Петрович?..
- Да я слушаю… Сергей?.. Почему такая срочность?.. Если… Постойте!.. Это не телефонный разговор… Да… Я понимаю… Я жду вас немедленно… Адрес в визитке.
Положив трубку, он закурил здесь же в прихожей, но, сделав пару затяжек, смял сигарету в пепельнице, прошёл на кухню…


***
Сергей и Алексей Петрович сидят у него на кухне. На столе сковорода с жареной картошкой и бутылка водки. Алексей Петрович, разливая водку по рюмкам, бросил взгляд на Сергея. Затем, подняв свою «стопку», сказал:
- Ну, что ж, за встречу!...
- Простите, но мне уже как-то хватит, - ответил Сергей, отставляя рюмку.
- А я выпью… День был трудный… Я слушаю вас…
Сергей молча достал из пакета маску и подал доктору.
- У у-у… Любопытная вещица, - оживился тот. - Откуда она у вас?
- Мне подкинули её сегодня под дверь, - ответил Сергей. - Кто это был, я не знаю. Позвонили, и когда я открыл, то обнаружил вот это…
- Скажите, а мог это сделать кто-то из ваших друзей? Ну просто пошутить… У?..
- Хороши шуточки… А, впрочем… В самом деле… Ничего особенного. Я бы даже сказал, дорогой подарок… Но кто? Я ума не приложу… Учитывая последние события…
- Вы связываете эту маску как-то с… Как его звали… Ну, кукловода…
- Хартс…
- Да. Именно… Странное имя… Хартс… ХАРТС…с…т… р…а…х… Страх… Вот что это… Ваш собственный страх. Ко хочет им воспользоваться… Если не сам кукольник.
- Доктор, НО У КАЖДОГО ЕСТЬ СВОИ СТРАХИ… Почему Я?!...
- Давайте всё же выпьем, и успокоимся… Нам это скоро очень понадобится…
Вдруг послышался характерный звук скользящего по мокрому стеклу пальца. Доктор и Сергей замерли, вслушиваясь. Сергей взглянул в окно, и с ужасом прошептал:
- Смотрите, доктор…
На мокром окне сами собой появлялись слова вывернутой наизнанку фразы: «Йонетс аз тиотс хартс».
Сергей встал и, посмотрев в окно, увидел во дворе большую куклу, которую вначале принял за человека с неестественно большой головой, широким от уха до уха, улыбающимся ртом. Кукла, махая рукой, неторопливо уходила.
Сергей как-то сразу обмяк и присел на табурет у окна. Подошёл доктор.
- Прочтите эту фразу наоборот, - сказал он. - Получается: «Страх стоит за стеной».
- Чего он от меня хочет?.. - не выдержал Сергей.
- А вот этого вы не узнаете никогда, пока не встретитесь с ним лицом к лицу.
- Я так понимаю, он бросает мне вызов… Глупость какая! Что же мне делать?...
- Остаётся только ждать… А вот эта ваша маска… Считайте её… «чёрной меткой».
- Но это… Нелепо, глупо… Почему я?! Что он хочет от меня - этот …Хартс?!!!.
- Я повторяю - ждите! То, что сейчас произошло, не может быть просто фокусом. Вы наверное заметили, что мы на третьем этаже… Я не видел ещё летающих людей, и пишущих пальцами на стёклах. Это выходит за пределы понимания…
Сергей сам налил себе водки и, выпил рюмку, не закусывая, сел, обхватив голову руками.
- Этого не может быть, доктор, - произнёс он. - Так не бывает… Я никогда не верил в эту мистическую муть. Я всё списывал… на расстройство психики, на собственное больное воображение…
- Собственно, так оно и есть, - подтвердил доктор.
- Не понимаю, - посмотрел на него Сергей.
- Я попытаюсь вам объяснить, - продолжал тот. - Обычные измерения пространства: долгота, ширина и высота, но существуют другие измерения «сотворённых предметов». Пресловутое «четвёртое измерение» можно назвать «измерением вибрации». Этот факт хорошо известен современной науке. От высших проявлений до низших - всё вибрирует в разной степени, в зависимости от уровня измерения. По видам энергия распределяется на семь планов. Высший охватывает все остальные шесть подэтапов. Энергия столь высоко организованна, что она обладает многими характеристиками «жизни», но которая не известна учёным и людям обычного традиционного мышления. Я думаю, что есть существа, подобные богам, называйте их как хотите… Но именно они пользуются этой энергией в полной мере…
- Доктор, вы сами- то верите во всё это?
- Я повторяю - каждая мысль, эмоция или душевное состояние обладают соответствующим типом вибрации. Когда объект достигает определённой степени вибрации, его молекулы распределяются на исходные элементы или атомы. Все проявления мысли, эмоций, разума, воли и желания, любого душевного состояния сопровождаются вибрациями. Часть их стремится к воздействию на разум других существ путём индукции. Власть одного разума над другим!
- Значит я «зомби»,- удручённо произнёс Сергей.
- Пока не будем так категоричны…
- Пока, - усмехнулся он.
- И не станем цепляться за слова… Вам нужно больше отдыхать и отвлекаться. Вы работаете сейчас?
- Нет, я взял выходные, - ответил Сергей. - У меня остаётся один день.
- Проведите его с пользой, - посоветовал доктор. - Выберетесь на природу.
- Спасибо, доктор! Я, наверно, пойду сейчас домой…
- Простите, что не могу вас подвезти… Сами понимаете… - Он кивнул на полупустую бутылку. Проведя к двери, он выпустил Сергея, а сам снова пошёл на кухню. Надптсь на стекле почти совсем исчезла, стекая неровными струйками к раме. Доктор закурил и долго смотрел в тёмное окно. Во дворе показалась фигура Сергея, которая медленно уходила из поля света фонаря в темноту…
- Один день, - произнёс в задумчивости доктор, - Всего один день…
 
СОН СЕРГЕЯ
Пустынная улица провинциально городка, посреди которой в растерянности стоит Сергей… Старая полуразрушенная церковь неподалёку, туман, опадают последние листья с деревьев… Сначала он идёт, озираясь внимательно вокруг, а затем, подгоняемый каким-то странным гулом, отдалённо напоминающим музыку, бежит в никуда. По дороге ему встречаются люди, идущие навстречу, но они молчат… среди них он узнаёт доктора, Диану, которая никак не реагирует на его обращения к ней. Она уходит в туман, он проглатывает её… Сергей снова в растерянности, но вдруг слышит голос: «СЮДАААА, СЮДАААААА…»
Он бежит дальше, стараясь не оглядываться, потому, что ему всё время кажется, что за ним кто-то гонится… Вскоре из тумана появляется небольшое здание с яркой иллюминацией «ХАРТС». Неоновая надпись переливается всеми цветами, а здание также горит крашенными лампочками. Дверь открывается, позванивая колокольчиком. Вот он уже перед ней… Несмело входит…
Это зеркальный аттракцион. Сотни зеркал подвешены на верёвочках… Они чуть покачиваются, создавая коридор. Сергей идёт по этому коридору, постепенно понимая, что это лабиринт!.. Неуверенно идёт он по нему, видя везде своё многочисленное отражение…
-Не так легко от меня избавиться?!.. Ну, ну… Не стоит волноваться! Ты сделаешь, что я попрошу?!!!!
Это был голос Хартса! Сергей теперь узнал бы его из сотни голосов
- Чего ты хочешь? - спросил он.
- Тебя Всего! - ответил Голос и рассмеялся. Я - это ТЫ! ТЫ - это Я! Я НАСТОЛЬКО ЗАСЛОНИЛ ТЕБЯ, ЧТО ТЫ НЕ СПОСОБЕН УВИДЕТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ! Ты всё-таки слаб и не способен на поступок! У ТЕБЯ УЖЕ НЕТ СВОЕГО я. Я лишь ПОЗВОЛЯЮ тебе говорить! Ты кукла! Кукла, которая делает жалкие потуги быть человеком! Ну, что ты можешь сказать мне на это?! Говори! Ничтожество, называющее себя человеком! Это всего лишь шаг к завоеванию ваших душ! Ваш страх перед прошлым - отражение вашего будущего!..
Проходя по коридорам лабиринта, пытаясь вырваться из него, и уже заблудившись, Сергей видел теперь кроме своего отражения, лопающееся и двоящееся изображение Дианы, доктора, людей из поезда; женщину с ребёнком, учительницы, голубятника…. Они смеялись гулким раскатистым смехом Хартса, где-то в переходах, в темноте мелькает и его силуэт… Сергей бежит туда, натыкаясь на зеркала и, наконец из груди его вырывается крик отчаянья:
- Отпусти! Я сделаю всё, что ты захочешь!
- Конечно! Ты видишь?.. Они все здесь! Тебе не будет скучно. Какое это счастье - успокоиться, забыть о том, что надо принимать какие-то решения. Н Е СТОИТ БОРОТЬСЯ СО СТРАХОМ ПЕРЕД ПЕРВЫМ ШАГОМ! Всё будет зависеть только от меня! Не стоит больше напрягать мозг! Смотри!
Маленькие фигурки людей поднимали и опускали руки, шагали вперёд и назад марионетками, подчиняясь возвышавшемуся над ними и улыбающемуся Хартсу. Он потягивал за ниточки, и с каждым движением звучала ломанная странная музыка…
Из всей этой жуткой процессии на первый план постепенно выходит Диана. Она протягивает руки Сергею…
- Серёжа… СЕРЁЖА… Проснись… Проснись…
Гулким эхом отдаются в голове и дробятся слова…
Всё отчётливей лицо Дианы… Он просыпается в комнате у себя дома. Оказывается, он спал, не раздеваясь на диване… «Серёжа… Серёжа…»
Он приходит в себя и привстаёт на диване:
- Это ты… Который час?..
- Уже почти полдень… - над ним стояла Диана. - Что с тобой случилось? Ты хорошо себя чувствуешь?
- Нормально. Сегодня нужно в театр…
- Я потому и пришла… То есть… Я очень волновалась. Всё нормально.
В мозг словно впиваются картины сна6 пустынная улица, густой туман, в корый уходит человек со спины напоминающий Хартса. Сергей догоняет его, поворачивает… МАСКА!!!
Снова возвращается в реальность… Диана сидит в кресле… Знакомая маска брошена на столе… Голова просто разламывается от боли, он охватывает её руками. «Сейчас всё пройдёт…»
- Слушай, - сказала Диана. - У нас с тобой ещё пол дня. В театре мы можем быть завтра. Есть предложение вытащить тебя куда-нибудь на природу. Ты как?
- Принимается… Иначе меня просто разорвёт пополам….
Одна половинка моя! Шучу это я так… Ну? Поехали?
…………………………………
Они едут в машине по петляющей трассе. Вскоре по обе стороны дороги мелькают деревья, деревья, деревья…., приютившиеся на крутых склонах.
- Давно нужно было вырвать тебя из твоей конуры. Через пол часика будем у моря…
«Деревья ночью шумят на берегу пролива.
Видимо дождь: ибо навряд ли ива,
Не говоря, - сосна, в состоянье узнать в потёмках,
В мелкой дроби листа, в блеске иглы в подтёках
Ту же смутную воду, данную вертикально…»
- Бродский, - сказал Сергей.
- Тебе нравится? - спросила Диана.
- Мудрёно…

«…Осознать это может только спальня
С её опытом всхлипывания, либо -
Голые мачты шведских
Яхт, безмятежно спящих в одних подвязках,
В одних подвесках сном вертикали,
Привыкший к горизонтали,
Комкая мокрые простыни в фагердале».

- Красиво, - подумав, сказал Сергей. - Не знал, что ты любишь Бродского…
- Совсем недавно, - ответила Диана, - ко мне попала по случаю серия книг с его стихами от 70-го по 96-й… Потрясающий поэт..
Диана, - вдруг сказал Сергей.
- Что?.. - спросила Диана.
- Прости меня. Я накричал на тебя…
- Забудь, - ответила она. - Захочешь - всё сам объяснишь… Ведь так?...
- Я люблю тебя, - вдруг сказал он.
- Я ЗНАЮ… Я ТОЖЕ… Вот смотри, замечательное местечко… Здесь и остановимся.
Как - то незаметно пространство вокруг, словно раскрылось. Медленно переместившись со страницы альбома с репродукциями Айвазовского. Всё больше открывалась широкая гладь моря…
Они уже сидят, обнявшись на бревне, когда-то вынесенном морем. Холодно, но не ветрено.
- В последний раз, - заговорил Сергей, я был у моря в это время года лишь в детстве… Да и то по несчастью… Вот здесь… Совсем недалеко.
Всплывают картины из детства: У моря стоит, глядя в горизонт, мальчик. Под сильным ветром он кидает камни в набегающие, обрушивающиеся с шумом волны. На лице его то ли капли моря, то ли слёзы. Запахиваясь в курточку, съёжившись от холода, он замирает и подолгу смотрит вдаль, но там только чайки и ветер… Чайки, словно бумажные змеи, зависли в небе, сопротивляясь ветру. По берегу издалека к нему бежит женщина и зовёт его: «Серёжа! Серёжа!..»
Мальчик сквозь шум, наконец, услышал голос и, резко обернувшись, взглянул в сторону, откуда раздался голос. Она, подойдя ближе, сказала: Серёжа, к тебе мама приехала!»
Мальчик, бросив очередной поднятый камень на землю, просиял и, вскрикнув «мама!», бросился бежать по берегу…
Он уткнулся в грудь мамы, и обнимал её крепко, он просто ухватился за неё и не отпускал! Уже в палате больницы он плакал и просил:
- Мама, мамочка! Забери меня отсюда… Я хочу домой! Мамочка…
- Малыш, - говорила мама, - врач сказал, что ещё нужно потерпеть недельку. Солнышко, я тоже соскучилась…
Почему ты так долго не приезжала?! Мама, со мной в палате какие-то странные люди… Они всё время молчат. А когда я обращаюсь к ним, они не отвечают… Врач сказал, что они «глухонемые»… Я хочу домой, мамочка! Я совсем здоров…
- Я поговорю с врачом, - ответила мама, - я обязательно поговорю…
Я пробыл в больнице ещё пять дней и за эти дни успел возненавидеть запах лекарств, эту атмосферу аквариума с протухшей водой..
- Ты серьёзно болел? - спросила Диана.
- Да так… - ответил Сергей,- Что-то с почками… Меня ведь и в армию по этому поводу не взяли… А знаешь, один из глухонемых в палате мне очень понравился… Его все дети любили. Он просто мастерски делал из дерева такие движущиеся фигурки медвежат, зайчиков, а мне сделал «вертухая»… Такой акробат- марионетка на турнике. Как-то там хитро подёргиваешь за верёвочки, а игрушка крутит «солнце», делает подъём переворотом… Потом она уже дома сломалась…
- Тебе было жаль?...
- Чего?
- Что игрушка сломалась?
- Да не помню… У меня вообще в детстве было очень много игрушек.Я вспомнил сейчас как ты рассказывала о своём страхе одиночества… Мне тогда очень хотелось домой! Вот уже год как нет моих отца и матери…
- Но это совсем другое, - с грустью произнесла Диана.
- Так я и не успел на похороны, - продолжал Сергей. - Был на чёртовых гастролях! А СООБЩИЛИ МНЕ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ…. Телеграмма пришла… Я встретил сестру, возвращавшуюся с кладбища… Они погибли в автомобильной катастрофе… Хоронили в закрытых гробах… Давай поедем… Тебе, наверно, холодно…
Диана покачала отрицательно головой, уткнувшись в плечо Сергею. Начинало смеркаться и первые в этом году снежинки тихо и несмело слетали из высокой неоглядной дали хмурых небес. Диана, подержав ладонь шепнула: «Снег… Первый…»
- Это может быть добрым знаком, сказал Сергей.
- Снег - это всегда добрый знак, - подтвердил Сергей. - Даже говорить не хочется… Просто молчать и слушать тишину, смотреть… Становится холодно… Ты замёрзла. Нам надо ехать.
- Ты опять куда-то спешишь…
- Поехали. Я всё расскажу по дороге…
………………………………
Они сидят в машине у дома доктора… По лобовому стеклу вправо и влево ёрзают «дворники» сметая липкий мокрый снег, с противным скрипом, падающий крупными хлопьями… Диана закуривает как-то нервно, да ещё зажигалка вспыхивает на третий-четвёртый раз…
- Нужно быть полной дуррой, - заговорила она, - чтобы не почувствовать, что с тобой!.. Эта маска!.. Всё, что ты мне рассказал, не укладывается у меня в голове… Мистика! Какой-то кошмарный сон!
- Если б это был сон, - вздохнул Сергей. - Надо что-то делать, но не знаю ЧТО!
- Мне вообще казалось, - продолжила Диана, - что мы полностью доверяем друг другу! Почему ты молчал?!
- Я должен был справиться один. И ввязывать тебя в эту историю я не имею права.
- Ты рассказал мне всё. И теперь другого выхода у тебя нет. С этой минуты я тебя не оставлю. И мы сейчас вместе пойдём к этому твоему доктору… И пожалуйста!.. Не надо возражать…
- Слушаюсь и повинуюсь, о Божественная, - попытался он шутить.
- Вот так-то лучше, - улыбнулась Диана
- Только прошу тебя, - попросил Сергей, - будь осторожна.
…………………………………………
Подход к двери доктора, они сразу заметили, что она чуть приоткрыта. Осторожно, под тиканье часов с маятником, висящих в прихожей, они проходят в квартиру. На кухне вскипает чайник, «выплёвывая» кипяток на пол. Выключив его, Сергей окликает доктора, но в ответ только тишина. Они проходят в одну комнату - там его нет, в другой комнате дверь закрыта. Сергей стучит в неё - снова тишина. Открывая её, они вместе с Дианой отшатываются, так как из проёма выскакивает молнией кошка и убегает… Переведя дыхание, проходят в комнату… Диана стоит чуть за Сергеем, но, вдруг, вскрикнув, и хватая его за рукав, прячется за него.
На кресле у рабочего стола доктор. Он повёрнут к ним спиной, но рука, свободно висящая держит маску… Ту самую!!!
- Серёжа, - прошептала Диана,- он мёртв?!
Сергей молча подходит к креслу, и Диана остаётся в дверях. Сергей подходит к креслу со стороны, и видит доктора, сидящего со стеклянным взглядом. В ГЛАЗАХ ЕГО ЗАСТЫЛ УЖАС. Другая его рука вероятно что-то писала, так как из неё выпала ручка. Сергей, дотронувшись пальцами до шеи доктора, через пару секунд выдохнул:
- Мёртв… Как к нему попала маска?.. Я унёс её с собой, когда был здесь…
- «Страх стоит за…» - прочёл он на листке.
Диана несмело подходит к нему, не отрываясь смотрит в лицо доктора, а затем словно стряхивает с себя это наваждение.
- Это сделал ОН??! - вскрикнула она вдруг.
- Не знаю, - сказал Сергей, привлекая её к себе и успокаивая, - Эта маска… Наверное нам нужно отсюда уходить…
ГОЛОС, заполнявший комнату, и звучащий, словно бы они находились в огромном зале с прекрасной акустикой, прозвучал неожиданно громко и заставил их вздрогнуть.
ГОЛОС: Ты можешь уйти отсюда, но от себя ты не в силах…
- Это ты, Хартс?! - , крикнул Сергей в пустоту.
ГОЛОС: Это твой страх! Он живёт в тебе, а я только его отражение! Ведь тебе страшно сейчас!..
- Я ненавижу! - кричал Сергей.
ГОЛОС: Я знаю. Ненавидеть - это одно из проявлений страха, это такая попытка защититься от него. Ты помнишь мальчика и слёзы у моря?...
- Прочь! Я нена…
ГОЛОС: Ну, вот снова ты меня радуешь, мой мальчик!
- У тебя ничего не получится! - продолжал Сергей. -Я не боюсь тебя!...
ГОЛОС: Боишься! Боишься!...
- Если ты… Отражение, почему я не вижу тебя?! Появись! Или ты тоже…
ГОЛОС: Ну, что же…. Я сам хотел этого. Хотя мы уже встречались с тобой… Помнишь вокзал и …. Сон? А как же Диана? Она тоже боится?
- Будь ты проклят! - крикнула Диана. - Я не боюсь тебя! Появись! И покончим с этим!...
ГОЛОС: Вы сами этого хотели!!! Сыграем! Но по моим правилам! Приглашаю вас на маскарад!..
………………………………………
В огромном светлом зале для балов оказываются в одно мгновение Сергей и Диана и ещё десятки танцующих пар. Все они в масках и изысканных костюмах. Танцуют, словно во сне - медленно, да и сама музыка, как бы стекает вязким туманом отовсюду и ниоткуда… Сергей и Диана тоже в масках и красивых костюмах. Они медленно идут среди танцующих пар, но никто не обращает на них внимания. В противоположном конце зала на возвышенности в золочёном резном кресле восседает ХАРТС.
- Я прошу вас расслабиться и развлекаться! У меня для вас есть несколько приятных сюрпризов! - сказал Хартс.
- Здесь не слишком весело, - сказал, оглядываясь. Сергей. - Где мы? И как мы здесь оказались?
- Ненужные и лишние вопросы, - бросил небрежно Хартс.
- Делай то, что задумал скорей, - сказала Диана.
- Ну, что же… Я искренне хотел, чтобы вы приятно провели время… -, начал Хартс. - Для начала, извините, мне придётся лишить вас общества друг друга!
Он хлопает в ладоши… Сергей оказывается в объятиях какой-то женщины в маске, которая увлекает его в танце, всё так же медленно. Но уверенно. Его воля подчинена этой маске… Они одни в пустом зале...
- Кто вы? - спросил Сергей.
- Когда-то ты знал меня, - ответила тихо женщина,- но Время бывает очень хрупкой вещью. Часто мы убиваем в памяти то, что вызывает чувство стыда, с чем жить невозможно и бессмысленно.
- Вы говорите загадками, - сказал Сергей.
- Загадками? - маска как будто усмехнулась… - Я осталась одна тогда, и мы не встречались больше никогда! Дверь осталась открытой, я бежала вслед!.. Я просила остаться!!..
- Лена! - вскрикнул Сергей, вдруг вспомнив. - Этого не может быть!
- Вот ты и вспомнил, - и маска снова словно погрустнела. - Но многое осталось за тобой, как остаются следы на свежевыкрашенном полу…
- Ты жестока! У меня не было другого выхода!- крикнул снова Сергей. - Я… Я не виноват!
- Ты говоришь мне о жестокости… - Сказала маска. - Смотри!!!
Где-то в середине пустого зала вдруг появляется белая ванна…
- Что это?- спросил Сергей.
- Ты на самом деле хочешь знать промолвила маска тихо.
Они мгновенно оказываются у ванны и то, что увидел в ней Сергей, потрясло его! Он невольно отшатнулся… В красной от крови воде лежала девушка с перерезанными венами!....
- Ты утверждаешь, что я жестока, - продолжала маска. - Тебе нечего сказать? Почему ты молчишь?!
- Кто ты?! - дико закричал Сергей, пытаясь сорвать маску с лица девушки…
В это время Диана оказалась по воле Хартса на пустынной улице… В странном городе, будто сошедшем с полотен Поля Дельво… Тротуары, мощёные булыжником, масляные фонари, люди молчаливые и одинокие ей навстречу, безучастно взглядывали на неё и проходили мимо…
- Скажите, где я?- спрашивала Диана.
Она хватала многих за руку, нот они как - то вяло освобождались, и шли в одном направлении, сойдясь в группу, идущую по алее к горизонту… Диана направилась за ними….
 
СЕРГЕЙ И МАСКА
- Кто я?! Если хочешь - твоя Совесть! - Ответила Маска. - Ты мог хотя бы иногда из жалости не рубить всё одним ударом!.. Тебе страшно теперь?!...
- Послушай, «совесть»! Почему ты в маске? - Спросил Сергей. - Да и какое право!..
- Право?! - Перебила его Маска. - Ты будешь мне сейчас говорить о моём праве?! Ты по-прежнему боишься! Боишься принять ответственность на себя за жизнь другого человека. Всё, к чему ты прикасаешься, ломается, словно в неумелых руках неопытного ребёнка! За тобой ПУСТОТА! И страх перед будущим, который стоит за стеной!
Сергей, стоя на коленях, и схватившись за маску, хрипло выдохнул:
- Убери ЭТО! Прошу тебя! УБЕРИ это!!!
- Как пожелаешь, - спокойно ответила Маска. - Ты хотел увидеть моё лицо… Смотрии!!!
Всё исчезло и так же мгновенно сменились декорации. Он один… На самом краешке ужаса, о который далеко внизу бьётся разъярённое штормовое море. Сергей едва не срывается, посмотрев вниз. Отойдя от края, стоя под сбивающим с ног ветром, он кричит:
- Где ты?!
……………………………………………
Диана по- прежнему в своём странном месте вдруг замирает, прислушиваясь. Кажется её кто-то позвал… Это Сергей…
- Серёжа-а-а… - произнесла она, словно в никуда.
Вдруг голос за спиной заставляет её обернуться. Это Хартс. Он тоже в маске.
- Его здесь нет, - сказал он спокойно. - Сейчас он очень далеко, но и настолько близко, как не был ещё никогда.
- Зачем ты делаешь это с нами? - спросила Диана. - И к чему эти маски… В чём суть твоей игры?..
- «…У маски нет ни души, ни званья нет, есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.»
Знакомы ли вам эти строки?
- Я люблю его…, - ответила Диана. - Я знаю, что и он тоже.
Любовь!.. - рассмеялся Хартс. - Что вы знаете о ней… Мне сотни миллионов лет!!! Именно я знаю, что движет человеком! Страх! Ты всегда боялась остаться одна! Как тогда, в детстве, и затем уже взрослой женщиной. Я ВСЕГДА БЫЛ РЯДОМ С ТОБОЙ.
- Ты маска умная, а тратишь много слов!- С усмешкой сказала Диана.
- Браво! - Захлопал в ладони Хартс.- Ну что же, я тоже люблю театр. Эти люди… Они направляются на мою очередную премьеру. Я приглашаю и вас, ведь вы туда направлялись? Прошу! Я предоставляю вам главную роль в моём спектакле!..
- Не-э-э-э-т! - вскрикнула Диана.
…………………………………
Серей оглядывается, кругом только скалы, бушующее море и ветер, ветер, сбивающий с ног. Сквозь него голос Лены: «Серёжа, помоги мне! Я не хочу умирать… Серёжа…» Стоя на широком плато, он слышит её голос везде, снова и снова пытаясь сорвать маску и, наконец это ему удаётся. Он бросает её с силой о землю. Маска вспыхивает ярким ослепительным огнём и превращается в лёгкий пепел, сдуваемый ветром… Из груди вырывается стон боли: «Лена! Где ты?!»
И снова голос зовёт его уже где-то рядом: «Серёжа, помоги мне… Я здесь… Мне больно…» Обернувшись, Сергей видит перед собой женщину, снявшую маску. Это Лена… Она в том же платье, развивающемся на ветру.
- Помоги мне… - плачет она. - Мне больно…
- Как тебе помочь? - спрашивает Сергей. - Что я должен сделать?
- Иди ко мне….
Сергей идёт к ней, и вот уже касается её рук… И вдруг за спиной звучит голос Хартса:
- Ты можешь умереть… Это опасно. Берегись! Ты уже ничего не исправишь…
- И это говоришь мне ты, - ответил Сергей, - Я сделаю, то, что должен сделать, и ты меня не остановишь…
- А как же Диана? - спросил Хартс.
- Диана…- остановился Сергей.
- Ведь она жива, - продолжал Хартс. - И вы могли бы быть счастливы. Я отпущу вас. Я устал…
- Серёжа… - шептала настойчиво Елена.
…………………………… 
Диана на сцене под светом софитов и рампы, свет которой скрывает зрительный зал. Кажется, там бездонная пропасть. На сцене их двое - ОНА И ХАРТС.
Диана: «Сюда. Сюда, на помощь! Умираю.
Яд, яд - не слышат…, понимаю,
Ты осторожен… никого… нейдут,
Но помни! Есть небесный суд,
И я тебя убийца проклинаю»
Хартс: (Горько смеясь)
«Проклятие! Что пользы проклинать?
Я проклят Богом. (подходит)
Бедное созданье,
Ей не по силам наказанье».
(Театрально складывает руки) Бледна! (Содрогается притворно)
Но все черты спокойны, не видать
В них ни раскаянья, ни угрызений…
Ужель…»
………………………………………..
- Это единственный выход, - Сказал Сергей. - Теперь мне по- настоящему ничего не страшно! И ты сам! Ты даже смешон! ТЫ уже ничего не сможешь сделать!...
Он делает шаг вперёд!..
…………………………………………
Хартс: (на сцене, подходя к Диане)
«Нет, нет, - не говори, тебе уж не поможет
НИ ложь, ни хитрость. Говори скорей;
- Я был обманут… Так шутить не может
Сам ад любовию моей!
Молчишь? О! Месть тебя достойна…
Но это не поможет, ты умрёшь…
И будет для людей всё тайно, - будь спокойна!...»
Диана: Теперь мне всё равно…
Она срывает маску и шагает в темноту зала, протягивая руки перед собой.
Сергей, сделав шаг, подходит всё к той же пропасти и срывается в неё…. Чередуется мельканье солнца, приближающаяся вода и тьма, всё смазалось на несколько секунд…. И вот их просто бросает кто-то в объятия друг друга…
……………………………………………
Они снова в квартире доктора. Оглядевшись, они понимают, что одни….
 - Так всё это было только иллюзией. - наконец сказал Сергей.
 - Не думаю, чтобы ВСЁ, - в сомнении произнесла Диана. - Где доктор?..
В прихожей послышался шум и стук захлопнувшейся двери. Сергей и Диана насторожились и замерли, глядя на дверь… В комнату вошёл, чуть подвыпивший доктор. Не замечая ни кого и перелистывая на ходу книгу. Он так увлечён… И ВДРУГ, ПОДНЯВ ГЛАЗА:
 - О, вот так сюрприз! Друзья мои! Серёжа!.. Но. Позвольте…
 - Диана…
 - Замечательно! - продолжал доктор изливать поток комплиментов. - Э-э-э… Божественная!.. Серёженька… У вашего покорного слуги сегодня День Рожденья. И вы как раз кстати. Я тут по соседству к товарищу заглянул… По маленькой, знаете ли… Он мо  й бывший коллега… Вы кстати. У меня кое-что припасено… Я вернулся то почему…Дверь забыл закрыть и книгу вот…
 - А у нас тоже День Рожденья, - улыбаясь сказала Диана.
Доктор смотрит непонимающе, а затем немного плутовато:
 - У обоих?.. Серёжа, как ваши дела? Вы должны мне всё рассказать.
 - У обоих День Рожденья!- весело сказал Сергей. - Ну что ж, доставайте свои припасы! Для начала…
……………………………………………
На улице стоит человек и долго смотрит в окно доктора, где слышен смех и громкие голоса. Только его ноги видны, прикрытые ниже колен плащом. Он не освещён… Под ноги падает недокуренная сигарета и человек уходит, оставляя следы на первом снегу…

 

 

"Наша улица” №263 (10) октябрь 2021

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/