"На пароходе Афанасия Мамедова «БабЕлон»" Библиотека им. Чехова, 9 сентября 2021 года

"На пароходе Афанасия Мамедова «БабЕлон»"
Библиотека им. Чехова, 9 сентября 2021 года
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

НА ПАРОХОДЕ
АФАНАСИЯ МАМЕДОВА
«БАБеЛОН»

Библиотека им. Чехова, 9 сентября 2021 года.
Афанасий Мамедов роман «Пароход "Бабелон"».


Библиотека им. Чехова, 9 сентября 2021 года. Афанасий Мамедов роман «Пароход "Бабелон"»
Афанасий Мамедов поведал собравшимся о реальных персонажах своего романа, который он писал более 10 лет. «Название отражает суть книги, то, что связано с ней и сюжетно, и суггестивно. Вообще, когда я даю названия своим вещам, я практически всегда исхожу из этих составляющих: название произведения - это код, это эссенция, это завязь его, если хотите, сжатая версия для удобного хранения. Название романа я долго пробовал на вкус, вспоминал «Иудейскую войну» Иосифа Флавия. Башню под самое небо… С парохода «Бабелон», отплывающего от стамбульского причала к Принцевым островам, на одном из которых квартировал Демон революции - товарищ Троцкий, начинается роман, и заканчивается он встречей главного героя с теми людьми, которые сопровождали его на «Бабелоне», следили за каждым его шагом в Константинополе, совсем недавно переименованном в Стамбул. А еще Бабелон - это Вавилон нашей жизни, со всеми ее виражами. Неприкаянной и неприкрашенной живой жизни. И у каждого времени он свой. Вавилон ХХ века оказался вместилищем трагических судеб миллионов людей, в каком-то смысле он стал отражением сорока веков нашей цивилизации. Со всеми ее переворотами, войнами, тронами, и, конечно, лагерями…»

Разгар репрессий. заговор против «отца народов», война с поляками в 1919-1921 годах, троцкист Ефим Милькин, чекисты, Баку, актрисы, любовь… Ладно, это понятно. Но… Почему БабЕлон-то?! А не Бабилон! Господа, тут Афанасий Мамедов отсылает вас к эпиграфу к своему трансцендентному роману. Вчитайтесь: «Знаков наших не увидели мы, нет больше пророка, и не с нами знающий - доколе?» (Теилим, 74:9) Вдумайтесь! Мы живём в знаковой системе, проще - в буквах. Проникая в глубины языка, Афанасий Мамедов меняет лишь огласовку. И возник почти Бабель, по отчеству Афанасия Мамедова «Исаак»! Уберём огласовку в слове «Бабелон» и получим ББЛ, огласуем несколько иначе и получим - Библия. Древние тексты писались без разбивки на слова и одними согласными, консонантное письмо.

Глеб Шульпяков представляет книгу Афанасия Мамедова «Пароход "Бабелон"».. Именно Глеб Шульпяков, в свое время уговорил Афанасия Мамедова на одном литературном вечере дать название роману «Пароход "Бабелон"»...

Глеб Шульпяков задаётся вопросом: как подступиться к новому роману? Где найти и как правильно считать коды? И смотрит в корень проблемы: «Настоящий читатель не может не быть «продвинутым», иначе это глотатель попкорна. Наверное, мои слова прозвучат как-то в разрез с тем, что происходит в современной русской прозе с ее бесконечным заискиванием, лакейством перед читателем - о читателе я почти не думаю. Вот шеф-повар - он думает о том, кто за столиком? Если это не солдатская столовая и не детский сад? Нет. И сороконожка, если начнет думать о том, для чего она ходит, запутается. Верным надо быть себе, а не читателю. Настоящий читатель только это ценит, остального у человека достаточно в области йогуртов. А чтение - это из области познания все-таки. Другое дело, что проза некоторым образом отражает современное состояние коллективного бессознательного. И это бессознательное сегодня - именно фрагментарное, колейдоскопическое, разорванное. Роман объединяет эти фрагменты в ленту».

Борис Евсеев, размышляя о романе Афанасия Мамедова «Пароход Бабелон», выявил главное - «это умело фрагментированный эпос со свободной композицией, упругим молодым текстом и сладостной эротической подоплёкой. Медитативно-повествовательная интонация романа своеобычна. Порождаемый интонацией стиль - всегда предшествует сюжету, а не слепо плетётся за ним. Роман состоит из крупных «монтажных» звеньев и поэтому в нём нет следов литературщины, порождаемых обилием «вводок» и постылых связок. Афанасий Мамедов сегодня - это бакинский Бабель с ближневосточным опытом и российским словарём. Вот почему на отворённых им «реках вавилонских», сквозь причитания, хрип и безумный хохот мы слышим в первую очередь неповторимый голос героя-повествователя, не оторопевшего от вихрей времени».

Борис Евсеев.

Александр Климов-Южин сосредоточил внимание на особой значимости романа Афанасия Мамедова «Пароход «БабЕлон»», в котором автор «со всей тщательностью воссоздаёт отстоящее время по крупицам, реставрирует прошлый век, использует пласты речи всех социальных слоёв, знание обычаев и укладов востока и запада, глубочайшая родовая память. За пятнадцать лет с начала написания романа писатель с регулярной последовательностью посещал лавку древностей, прочитал сотни специальных статей самого разного толка. К примеру, десятки медицинских. В том числе: «Принципы первичного шва», чтобы, всего-то сделать грамотную перевязку комиссару Милькину. Подолгу сидел в архивах, прорабатывал каждую мелочь, вплоть до запонок Родиона Аркадьевича. Благословен час, когда мемуары двоюродного дяди Иосифа Ефимовича Милькина попали по самому что ни на есть точному назначению, к племяннику Афанасию Мамедову. Когда-то всё с чего-то начинается. Я с сожалением перелистываю последнюю страницу. Да, это не роман-однодневка, каких пишется, не сосчитать сколько, ради премий и почестей. Пятнадцать лет прошло с момента написания первого предложения. Передо мной роман, вышедший из рамок семейной хроники на просторы значимой литературы, которому предстоит долгая жизнь, и у к которого, я уверен, будет множество читателей и поклонников. Героиня романа «Пароход «Бабелон» Ольга Аркадьевна так размышляет о творчестве: «Иногда мы делаем что-то, не имея вначале цели, просто нам приятно делать это в силу того обстоятельства, что мы видим в нашем творении красоту, мы верим, что если делать всё правильно и честно, в конце концов и цель придёт, и будет она достигнута и одобрена свыше. Правда, при одном условии: если мы перестанем придавать содеянному нами чрезмерную важность».

В литературе всё выглядит иначе, чем в жизни. Это и понятно, поскольку литература собрана в художественную форму, когда был произведён отбор согласно высокому вкусу художника, а жизнь брошена нам в неотформованном, хаотичном виде, причём без конца и без начала. Память о лучших местах молодости действует по тому же принципу, что и литература. Мы тоскуем о тех местах, где нам было очень хорошо. Но не возвращаемся туда, зная, что время обманывает нас пространством. Поэтому можно сделать вывод, что память сама по себе сродни художественной литературе.

«Больше всего ему хотелось поскорее отделаться от цитирований донесений, писем, телефонных разговоров, касавшихся окружения Чопура. Он не мог не понимать, что за одни только эти имена и правду, стоявшую за ними, его могли… Он не думал об этом. Разве станет автомобильный гонщик думать о том, что с ним случиться, если его авто влепится в какое-нибудь дерево на скорости сорок миль в час? Он думал о том, как же легко ему станет, когда он освободится от возложенного на него груза. Скажет себе самому: «Я сделал все, что смог, пусть те, кто сможет, сделают лучше». («Пароход «Бабелон»»)

Афанасий Мамедов и Маргарита Прошина.
Времена равны храму, посмотрите как это делается, времена-врм-хрм, огласовку включим и получим храм, достаточно поразмыслить над тем, что было прежде, так дойдём до той точки, когда ни букв, ни человеческой речи вообще не было, разбегались по всему земному шару африканские прародичи наши, а потом вдруг по телам, как по проводам, пошёл язык, теперь значение букв утрачено, или скрывается всеми силами государств, запрещены первослова под маркировкой «ненормативной лексики», но человеческий ум настолько изворотлив, что на месте запрещённых пошли прикрытые одеждой новые слова, а за ними другие, и всё путём замены букв, родились эвфемизмы, подобные одеждам, скрывающим наши тела, и потому блестяще на этот счёт высказалась Маргарита Прошина: «Мы живём в эпоху костюмированного зоопарка», Шекспир эту формулу сразу одобрил, как продолжение своей: «Вся жизнь театр и все мы в нём актёры».

Афанасий Мамедов и Маргарита Прошина.
Маргарита Прошина полагает, что «когда один персонаж перетекает в другой, а тот в третий, который устремляется в бесконечность, то ощущаешь и себя невероятной пассажиркой с чувством шаткости времени на «Пароходе Бабелон». Афанасия Мамедова, стилистически выверенный глаз которого даёт буквально стереоскопический образ времени, напоминая мне проникновение в глубины времён персонажей романа Юрия Кувалдина «Избушка на ёлке», когда прадед героя оказывается на приёме у императора Александра II для согласования проекта реформы по освобождению крестьян. Точно так же действуют персонажи великолепного писателя Афанасия Мамедова, расширяющего свой роман до явления красного гения революции Льва Давидовича Троцкого. Все мы дети Вавилонской башни, все мы напеваем Ба-Бе-Лон!»

Афанасий Мамедов: «Настоящая литература космополитична. Бесспорно, помнить и ценить свои корни очень важно, но пока ты не уйдешь от них, многое будет скрыто от тебя... Мне часто говорят о том, что я написал слишком автобиографический роман, но это не соответствует действительности. Любой писатель - обманщик, и обман заключается как раз в том, чтобы написать так, чтобы все подумали, что это было, а не наоборот. Для меня не существует вопроса, чему отдать предпочтение - литературе воображения или литературе факта. Самое трудное и одновременно самое интересное для меня - это из какого-то отдельно взятого факта, смещая градус, создать абсолютно художественное произведение».

Афанасий Мамедов и Борис Евсеев.

Юрий Кувалдин и Афанасий Мамедов.

Новые формы напрашиваются сами по себе. В лабиринте размышлений Афанасия Мамедова превалирует поэзия: «Как исчислить время, если теперь воскресенье не отличить от понедельника? Фарфоровыми чашками утреннего/дневного/вечернего чая? Черно-белыми фильмами эпохи Феллини с Куросавой…», или: «Как бы ни старались мы идти в ногу со временем, порою даже заглядывая вперед, нет-нет да что-нибудь упустим: это одно из наших вечных свойств. Зато какое дивное наслаждение обнаружить это упущенное и осознать, что твое случайное открытие - неслучайно». При этом хочется к чёртовой матери отбросить так называемое «содержание». Этим самым «содержанием» убили всяческую любовь к литературе в школе. Они не видели главного - формы произведения. Поясняю для любителей «содержания»: форма - это не то, что стоит за словами, а сами слова. Умеющие видеть и писать слова становятся поклонниками литературы, а некоторые из них начинают писать сами. Мы дети библиотеки. Афанасий Мамедов в одной беседе коснулся этого: «Еще в 80-х проза Борхеса мне казалась прозой будущего: короткий, до предела сжатый рассказ, несущий в себе все, когда-то написанное человечеством: от евангелий до «Улисса» Джойса. Рассказ - «весь мир в кармане», но время, которого у нас для чтения остается все меньше и меньше, идет, а рассказ как жанр, все еще остается забитым в угол, романы же, несмотря на предсказанную им скорую кончину, по-прежнему главный литературный жанр и хлеб для издателя. Однажды Борхес посетовал на то, что каждая следующая его книга выходит очень похожей на предыдущую».

Автор БабЕлона: "Дорогой Юрий Александрович, поклон низкий за замечательное эссе, за вдохновенный полет на эшелонах, которые просто так не даются, к которым надо привыкнуть!.. Какое же счастье, когда тебя понимают! Когда ты становишься "трудовой частью", "рабочей единицей", "капелькой чернил" письма-текста автора, созвучного тебе во всех смыслах, а вздрагивающая от магнитных колебаний стрелка его эссе четко указывает на Путь, по которому медленно продвигаются к Свету не чужие тебе люди. Так же как и ты, с похожими сложностями, заминками, спотыканиями, мечтами сбросить панцирь, с той же корректировкой курса после "середины земной жизни"... Станут ли эти не чужие тебе люди близкими, думается, вопрос времени. Глядя на выставленный Вами курс, больше не сомневаешься в правильности своего выбора. Более того - забываешь, что когда-то сомневался и "рубил мачты". Прощаешь себя за подобную слабость. Спасибо Вам!"


Отчёт о вечере подготовил Юрий КУВАЛДИН

 

"Наша улица” №263 (10) октябрь 2021

 

 
 

 

 

kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/