Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто четырнадцатая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто четырнадцатая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто четырнадцатая)

 

 

ОБЫКНОВЕННЫЙ ДЕНЬ

Незаметно складывается судьба, она не кем-то намечена, как полагают люди, это только взгляд назад вроде бы говорит о том, что именно такова твоя судьба, это такие предсказания, иногда и тебя хотят разместить в прокрустово ложе известных судеб, но моя судьба в моих руках, и она постепенно складывается из цепи моих дел, поступков, ошибок на протяжении всей жизни, потому что судьба выстраивается, а не даётся свыше, и состоит из обыкновенных дней, когда дышишь, читаешь, думаешь и пишешь, вот, когда я начинаю получать удовольствие от написанного, начинаю очередной рассказ, та пальца бегут по клавиатуре, а на мониторе появляются слова, которые благодаря письменному слову не исчезают, а живут своей жизнью, пройдёт время, кто-то, прочитав мои книги, скажет: какая интересная судьба.

 

СТАРЫЕ МАСТЕРА

Если мы говорим «старые мастера», то подразумеваем высочайшее мастерство, у старых мастеров не может быть иначе, потому что они равнялись на высшее искусство, идущее от Всевышнего, неслучайно они вдохновляют бесчисленные поколения творческих людей на служение искусству, что способствовало развитию цивилизации через всесильное слово, невзирая на все трудности и преграды. Произведения старых мастеров - вечная вершина, манящая представителей новых поколений на создание своих художественных миров.

 

ОРКЕСТР

В дивном парке расцветает мир чудес, раздаются птичьи трели, слышна дивная мелодия, подумала, что она в душе моей звучит, но нет, в волнении спешу навстречу ей, и вижу огромный симфонический оркестр играет под открытым небом у древнего прекрасного дворца, как будто неземная музыка Всевышнего соединилась с голосами хора, и льется красота гармонии с небес, сближая небо и землю в единое пространство гармонии покоя и красоты, как будто нет ни горя, ни страданий, есть только счастье веры и любви, в немыслимом блаженстве осуществлённой мечты.

 

ПРИЛИВЫ

Не только о воде с её приливами, но и весь человек подобен воде с приливами и отливами, не известно отчего совершается прилив хорошего настроения, за которым следует обязательный отлив, который может затянуться, стоит только слабость проявить, но от этого легко избавиться, если открыть книгу, к которой потянется рука, уж она-то чувствует, что именно тебе нужно в данный момент, чтобы испытать прилив невероятного желания вновь заниматься любимым делом, которое и есть твоя цель, смысл, удовольствие.

 

СЕЙЧАС

Наша жизнь понимается только как сейчас и здесь, но ты же была тогда там, в далеке далёком, и надо надеяться, будешь потом, только не вторю Тютчеву о том, что жизнь есть сон, что «Казалось раньше: жизнь - игра, // Сейчас день на день стал похожим. /// Что изменить в судьбе мы можем?», - а знаю, что сейчас открою книгу, попаду в магию текста, и окажусь в иных временах и пальцы сами потянуться к клавиатуре, заполняя белый лист, и я окажусь в том далёком времени сей же час.

 

ТОРОПЛИВОСТЬ

Прежде думала, что я одна такая торопливая, но в течении жизни наблюдаю торопливость у многих, а большинство знакомых сетует на то, как будто кто-то толкает их всю жизнь в спину, столько нужных дел ежедневно требуют внимания, что просто времени не хватает ни на что, поэтому я постоянно пыталась следовать мудрому совету Омара Хайяма: «Кто понял жизнь… Тот больше не спешит… // Смакует каждый миг и наблюдает… // Как спит ребенок… Молится старик… // Как дождь идет, и как снежинка тает…», - но попытки наблюдать и созерцать мне редко удавалось реализовывать, но когда я прочитала мудрый совет Анны Андреевны Ахматовой, что нужно делать одно дело в день, то стала всё успевать, потому что теперь у меня ежедневно есть только одно дело - писать, вот я и справилась с торопливостью.

 

ЧУВСТВО ЦЕЛОГО

В раздробленном сознании, прикованном к частностям, не удается добиться чувства целого, вот взять и увидеть, например, всю свою жизнь от рождения до смерти, но при слове «смерть» все шарахаются в стороны, как будто их смерть не касается, говорить о ней не принято и неприятно, а ведь в разные периоды жизни почти каждый думающий человек стремится любой вопрос, проблему рассмотреть и обдумать со всех сторон, в целом, и только тогда принимает решение, в жизни же каждый сознательно, а то и интуитивно стремится к целостности, даже не задумываясь об этом, да и братья наши меньшие с рождения обладают чувством целого, не подозревая этого, и тем людям, которым удаётся реализовывать его, живут содержательнее и дольше.

 

КОРОБКА КОНФЕТ

Во времена оны коробка конфет, подаренная на день рождения, производила фурор, потому что это была не просто коробка, а невероятный факт, что её для тебя в стране тотального дефицита, достали, да ещё и такую оригинальную, а то и импортную - счастье! Нынче я вхожу в фирменный кондитерский магазин, внимательно рассматриваю наборы всевозможных конфет, зефиров, пастилы, печенья и понимаю, что ничего не хочется, наелась, но всё же покупаю двести грамм горьких трюфелей, ведь их теперь производят трёх сортов, чтобы поставить в изящную вазочку во время кофепития, а коробки практически не покупаю, даже в подарок, наступило время здорового питания, употребление сладкого большинство людей избегает, дарить коробки тоже сегодня не принято, а подарки всё чаще предпочитают деньгами.

 

ВОРОТНИЧОК

Воротничок невероятно украшает блузки и платья, в отличие от банального круглого выреза, который обезличивает девушек и дам, превращая бесчисленные расцветки кофт и платьев в «мешки» с вырезом, абсолютно обезличивая нас, последние годы, с грустью смотрю на этот кошмар, вызванный только жаждой экономии производства и жаждой наживы. Лет двадцать назад можно было подобрать себе одежду с разными вариантами воротников: строгих стоячих, как рубашечных, так и с округлыми удлинёнными краями, воротниками в виде банта или галстука, стоячими-отложными, воротниками-апаш, шалевыми воротниками и бесконечными вариантами фантазийных воротников, украшающих образ женщин, подчёркивающих их индивидуальность, но захожу в магазины и хочется плакать от однообразия круглых вырезов.

 

ЭКСПРЕСС

Роют во всех концах города метро, прерывают движение по старым линиям, взамен пускают автобусные экспрессы, но это всё равно не то, но есть экспрессы, тоже автобусные, идущие через всю Москву, словно экскурсионные, но это - обычные рейсовые автобусы, которые появились в последние 2-3 года, с целью предоставить возможность жителям города увидеть Москву, ведь многие из них, перемещаясь в метро, практически, не видят столицы, а многие и не знают её, а на экспрессах это возможно, поскольку они делают немного остановок, перемещаются по выделенной полосе, пронизывая прекрасный во всех отношениях центр, и на них можно москвичу почувствовать себя туристом по местам детства и юности.

 

ПЕРЕЗАГРУЗКА

Что-то пошло не так, и сразу возникает паническое состояние, ведущее к ненужным поступкам, метаниям, а ведь надо постараться просто на время отключиться, и не спеша перезагрузить себя, воспринимая неприятность как сбой компьютера, но мысль об этом теплится где-то в глубине, а на самом деле я начинаю истерить, звонить и делать всякие глупости, спасает, обычно, совет со стороны и, когда недоразумение исправлено, я с горечью понимаю, что могла бы сама догадаться, если бы сдержала охватившую панику, но, увы, перезагрузка в моей голове наступает только после паники.

 

СЁСТРЫ

Вспоминаешь о сёстрах, рисуешь в памяти события детства, но всё равно возвращаешься к тем сёстрам, которых три, и не можешь избавиться от них, такова сила классики, когда после прочтения пьесы мои сёстры и я каждый день повторяли слова: «В Москву, в Москву…» - не обращая внимания на слова родителей, что в Москве и без нас людей хватает, что главное не место жительства сменить, а стать человеком, но разве можно переубедить трёх девочек, уверенных в своей правоте, мы одна за другой уехали учиться в Москву - в МГУ, МГТУ, МГИК - пришлось маме поменять квартиру, чтобы мечты наши сбылись, такова сила искусства.

 

МЕЧТА ПОЭТА

Выражение «мечта поэта», бывшее в ходу в советское время, окрашивалось нескрываемой иронией, когда кто-то говорил, что мечтает о холодильнике, например, или о стиральной машине, то есть о тех обычных вещах, которых не было в свободной продаже, но если вдуматься, то в этой идиоме содержится самый серьёзный смыл, когда поэт мечтает, например, войти в историю мировой литературы, но обыватель не дремлет, он стремится всё высокое опошлить, изо всех сил старается опустить поэта на землю, вот и пошло «мечта поэта», адресованное творческой личности выражение это означало пренебрежительное отношение к человеку и делу его жизни.

 

САМООБЛАДАНИЕ

Эта вещь почти недостижимая - самообладание, иначе говоря, обладать собой не в силах смертный, только есть одно стремление к чувству равновесия с собой, так успокаиваю я себя, когда под влиянием эмоций совершенно теряю самообладание, к которому стремлюсь многие годы, восхищаясь теми, кто владеет собой в самых непредсказуемых, невероятных ситуациях, не могу сказать, что попытки мои абсолютно безрезультатны, но так или иначе всё чаще мне удаётся справится с собой, ведь самообладание - качество необходимое для сохранения себя в противоречивом творчестве, поэтому я безмерно уважаю тех мастеров, которые не взирая ни на что владеют им.

 

СУЕТА

В суете сует проходит день, то одно надо сделать, то другое, и всё такое маленькое, мизерное, вроде крошки со стола смахнуть, вымыть чашку с ложкой, постирать портьеры, погоняться по квартире за внезапно влетевшей в форточку то ли молью, то ли бабочкой ночной, и тут звонит, конечно, телефон, во время разговора, вспоминаю, что обещала позвонить приятельнице, но тут звонят в дверь, пришла соседка, не виделись больше месяца, ничего-то я не успеваю, а собиралась ещё до обеда в магазин сходить, записаться на стрижку, ох, уж эта суета, но постоянно преодолевая её, сижу, пишу.

 

ДО СИХ ПОР

Хорошо ощутить себя в понимании, я-то дожила до сих пор, как будто тут была финишная ленточка на беговой дорожке, но смотришь, прибыв на станцию под названием «до сих пор», понимаешь, что нет ни ленточки, ни беговой дорожки, ни самой станции, ни многих дорогих сердцу родных и близких, моя жизнь - за спиной, там детство, книги, юность, любовь, молодость, институт, друзья, ночные бесконечные бдения и разговоры, путешествия, театры, концерты - посмотрела по сторонам и так мне грустно стало, но тут взгляд мой остановился на полках с книгами, в это мгновение я ощутила счастье, сбылась моя мечта - читай, пиши своё, гуляй - ты свободна, наступила новая упоительная жизнь в тексте.

 

ИЗУМЛЕНИЕ

Именно в изумление приходит ум от вскочившего в него неизвестного доселе события, ведь ум работает по принципу сравнения и запоминания, а тут ум кричит, мне: «стоп, я из-ум-лён, не может вода тянуться к огню, ведь это может погубить её…», а внутренний голос, ему возражая, отвечает, что мотыльки ночные летят на свет охотно, не думая о гибели, возможно ум их спит, или отсутствует совсем, но изумление есть стимул к развитию, ведь риск порой способствует открытиям чудесным, так после из-ум-ления приходят откровения, ум мой дорогой.

 

ВИТАЛИ МЫСЛИ

Витает в голове что-то само по себе, и всё-то люди называют мыслями, вроде идти в магазин или нет, стирать ли бельё сегодня, или перенести на завтра, конечно, я утрирую, но подобных «мыслей» в голове витает столько, что до настоящих мыслей, о вечности, судьбе, смысле творчества, дело не доходит, стоит подобные «мысли» перевести в повседневные дела, обеспечивающие жизнедеятельность и довести их до автоматизма, как в голове начинают роиться самые невероятные и разнообразные мысли, с которыми есть только один способ справиться - начинать их записывать, а потом как-то незаметно возникают из написанного интересные, а то и художественные мысли, которые витали в глубине головы.

 

ГОДЫ

Годы мои, годы, как много, кажется, вас за спиной, но стоит на эту тему поразмышлять, как все эти годы спрессовываются в один час, и как это происходит, понять почти невозможно, но мысли об этом не оставляют, возвращаются то и дело, вот нынче, открыла глаза со словами из песни, что «…годы летят, наши годы, как птицы, летят // И некогда нам оглянуться назад», - только время для того, чтобы оглянуться есть, а значит, следует смотреть вперёд, а оглянуться я ещё успею, потому что сейчас лучше пускай моя героиня объяснит мне, почему вся её жизнь спрессовалась в один час.

 

СОЗДАНИЯ УМА

Ум создаёт реальность, да ещё такую, что становится реальнее жизни, стоит только вспомнить мальчика в красной рубашке, едущего в повозке по степи, и прислушаться к тихому женскому пению, когда все спали, до чего живописно писатель передаёт не только красоту и дыхание степи, ночного неба, рассвет, но и запахи, и звуки, - способность впитывать красоту окружающего мира и воспитывать душу - неистощимый источник работы по постижению созданий ума, ведь всё то, что мы с любовью впитываем, читая, видим и слышим есть пища для совершенствования мира, какой ум, таковы и его создания.

 

РЕФРЕН

Когда как бы с другого бока посмотришь на жизнь, то понимаешь, что она сплошной рефрен, повтор и даже в рифму иногда, всё есть рефрен, как жизнь каждого из нас, так и общества, идём по кругу - рождаемся, учимся стоять, ходить, читать - повторяем ошибки не только свои, но и чужие, во всём рефрен, иногда только кажется, что рефрен отсутствует в восприятии и развитии ума, ведь учат нас по одной программе, а вырастают разные люди, читаем одни и те же книги, но мнения - разные, говорим об одном и том же, а согласия нет, но и здесь повсеместно клише, клишированное мышление, всюду штампы и банальности, и особенно рефрен заметен в общественной жизни.

 

ГРАНЬ

Я сплю наяву, иногда так мне кажется, когда не понимаю, как из одной точки города я попала в другую, стою, смотрю, и ничего не узнаю, хотя потом постепенно картинка как бы проясняется, я вижу подсвеченную вечерними огнями кирпичную стену Высокопетровского монастыря, сижу на скамейке на Петровке, пытаясь обнаружить грань между сном и явью, когда же мне это почти удаётся, кто-то ласково касается моей щеки, открываю глаза и встречаю тревожно внимательный взгляд любимого кота, зажмуриваюсь, пытаясь понять грань между действительностью и сном, но тут мой верный друг, мяукая, зовёт меня на завтрак.

 

МИМОЛЁТНОЕ

Время день ото дня постоянно набирает скорость, превращаясь в мимолётное, и я всё чаще ощущаю это, пролетая по жизни, потому что день превратился в секунду, а год в несколько минут, и как же тут уловить важное, и как это важное отличить от мимолётного, в котором и содержится важное, а так хочется придержать стрелки, чтобы дух перевести, понимая невозможность повлиять на мимолётность неукротимого времени, включаю компьютер и живу себе не спеша, читая, а то и отпускаю пальцы свободно скользить по клавишам, наблюдая чудо появления слов, благодаря которому мимолётность начинает жить в текстах.

 

БА-БЕ-ЛОН

Когда один персонаж перетекает в другой, а тот в третий, который устремляется в бесконечность, то ощущаешь и себя невероятной пассажиркой с чувством шаткости времени на «Пароходе Бабелон». Афанасия Мамедова, стилистически выверенный глаз которого даёт буквально стереоскопический образ времени, напоминая мне проникновение в глубины времён персонажей романа Юрия Кувалдина «Избушка на ёлке», когда прадед героя оказывается на приёме у императора Александра II для согласования проекта реформы по освобождению крестьян. Точно так же действуют персонажи великолепного писателя Афанасия Мамедова, расширяющего свой роман до явления красного гения революции Льва Давидовича Троцкого. Все мы дети Вавилонской башни, все мы напеваем Ба-Бе-Лон!

 

ВОЛНЫ ЛЕСОВ

Когда смотришь с высокого этажа, то видишь прекрасные, почти морские, волны лесов, хотя они идут и от окраины к центру Москвы повсюду, просто я многочисленные новостройки не замечаю, а вся нахожусь в пленительной зелени волн лесов, любуясь богатством оттенков и игрой цвета, слушаю тихий шелест листьев, сетующих на ветры и дожди, вынуждающие их покидать ветви, я пытаюсь их успокоить, напоминая о колесе жизни, грядущей встрече весной, ведь всё возвращается вновь, их тихий шелест постепенно стихает, как морской прибой, волна за волной.

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Само слово «действительность» говорит о том, что в ней действуют, то есть ходят, бегают, говорят и даже танцуют, но та же действительность, перенесённая мастером в книгу, приобретает несколько иное значение, она становится вечностью, оставаясь в тексте в настоящем, написала и в этот момент сомнения, неизменные спутники мои, нахлынули на меня, но я настояла на своём, ведь  в момент чтения читатель становится частью текста писателя, лично я вхожу в него так глубоко, что ощущаю себя и автором и частью живописных и поэтических картин и всеми героями, и даже предметом, точнее, переношусь в действительность самостоятельно существующего текста.

 

ЧЕРНИЛА

Всё детство было связано с чернилами, которыми исписывала школьные тетради, водя по строчкам металлическим пером, с каким удовольствием и вниманием выбирала я перья, не сомневаясь в том, что от пера зависит что и как я напишу, теперь-то я знаю, что за это отвечают пальцы, нынче они решают, какие буквы и в какой последовательности нажимать на клавишах, мне повезло, что я не носила чернильницу в школу, а то бы не только руки, манжеты на форме и нос приходилось бы оттирать, наверное, и волосы у меня были бы фиолетовыми, объяснения о том, что дело не в чернилах, а в аккуратности, что писатели вообще писали прежде гусиным пером, не помогали, дружба с чернилами не сложилась, поэтому шариковые ручки я приветствовала с восторгом, а рукописи авторов, написанные чернилами, вызывают у меня искренний восторг и уважение.

 

БАРХАТНОЕ

Не бархатные ткани, но бархатное небо, нежнейшими оттенками стекающее в бархатное море, не бархатный ветерок, а ласкающий, вдохновляющий текст, созданный из невероятно доброжелательных, вселяющих веру в себя, добро и любовь слов, которые творят истинные чудеса, лаская слух бархатной нежностью, обволакивая тело бархатным воздухом, а мысли сами складываются в струящееся бархатное полотно.

 

ПОРА НАСТАЛА

Сколько себя помню, постоянно стремилась дожить до той поры, когда буду я совершенно счастлива, наивность молодости, тогда даже сомнений не было в том, что такая пора никогда не настанет, а счастье есть стремление к чему-то большему чем настоящее, но для того, чтобы оценить, что давно уже пора моя настала, нужно пережить потери и разочарования, осознать, что молодости не хватает мудрости и опыта, а до этого было ой как далеко, вот настала та желанная пора - оценить щедрость судьбы, любовь, доброту, поддержку, тепло и нежность, опыт привёл к тому, что появилось желание ежедневно не только погружаться в художественной мир, создаваемый писателями, но и самой выражать себя в тексте - пора счастливая настала .

 

ЖАЛОБНОЕ

Умение самостоятельно справляться с обидами, горестями, неприятностями дано немногим. В себе хранить их люди не умеют, разбираться в причинах тем более, спешат сразу рассказать другим, чтобы легче стало, не задумываясь о том, что жалобные откровения эти никуда не денутся, но испортят настроение выслушивающему, настроят на жалобную волну, перекроют не только его хорошее настроение, а то и нарушат планы, потому что слушатель почувствует невольно свою вину, ощутит свою беспомощность, потому что со стороны любая жалоба производит совершенно другое впечатление, порой слушателю очевидно, что ты обиженный тоже виноват, но сказать тебе об этом не решится, расстроится, а жалобщик продолжит грузить собеседника не замечая ничего, уверенный в своей правоте, со словами, что ему стало легче.

 

 

"Наша улица” №263 (10) октябрь 2021

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/