Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".
вернуться
на главную страницу |
Нина Краснова
СТРАНИЧКИ МОЕГО
ЖИВОГО ЖУРНАЛА РАЗНЫХ ЛЕТ
10.10.2010
Я ВСЕГО-НАВСЕГО ТОЛЬКО ПОЭТЕССА, И БОЛЬШЕ НИКТО...
...Один автор, который написал пока всего два с половиной рассказа и хочет сделать себе литературную карьеру и пытается познакомиться с влиятельными литературными фигурами, которые толкали бы и проталкивали бы его на Олимп, и думал, что я занимаю какие-то литературные посты и имею какие-то премии и хотел «подъехать» ко мне «на серой кобыле», чтобы я помогла сделать ему карьеру, а узнал, что никаких постов у меня нет и никаких премий тоже нет, и сказал мне таким тоном, будто обличал меня в каком-то преступлении:
- Ты, оказывается, всего-навсего только поэтесса, и больше никто...
(То есть ты – Никто... А я-то думал, что ты - Кто...)
Он сказал мне это с разочарованием во мне и с чувством собственного превосходства надо мной, как будто он есть Кто. А я хотела сказать ему (но... ничего я не сказала ему, как сказал бы Зощенко, а только подумала, про себя):
- А и каждый поэт есть всего-навсего только поэт, и больше никто (если он не «больше, чем поэт», как говорит «больше, чем поэт», Евгений Евтушенко). А если поэт – чиновник, то он не поэт, а (за редчайшими исключениями) всего-навсего чиновник, и больше никто.
29.09.2010
ПОЭТ ЖЕНЯ ЛЕСИН С ТАЙМЕРОМ И С ПРИНТЕРОМ...
Прочитала я в Живом Журнале у Жени Лесина за 25 августа новое стихотворение Жени Лесина, сексуально-страстотерпческое, состоящее всего из четырех строк:
Ты спала со стайером,
А потом со спринтером.
А я хожу с таймером
И ещё с принтером.
Всего четыре строки, которые можно отнести и к жанру частушки, и к жанру лирической миниатюры. Здесь "всё - гармония, всё - диво"! И блистательные дактилические рифмы: со стайером - с таймером, со спринтером - с принтером... И подвижные ритмы с трехстопным хореем в двух первых строках и с трехстопным ямбо-хореем в третьей и четвертой строках и с динамичными сбоями в середине этих двух строк... И стройная синтаксическая конструкция с синтаксическим параллелизмом... и новомодная современная лексика, и четко очерченные образы героини, которая имеет дело со спортсменами, с бегунами на дальнюю и короткую дистанции, и героя, который имеет дело не с бегунами, а с техническими приборами, нужными ему для работы... и есть конфликтная ситуация, без которой нет хорошего художественного произведения, есть трение между характерами двух героев, из которого высекается искра поэзии, и есть яркая зрительная картинка стихотворения, и игра слов и звуков, и, как всегда в стихах Жени Лесина, есть здесь серьезные чувства героя, внутренне верного своей прекрасной даме, которые он из-за своей стеснительности прикрывает фиговым листком юмора... Всё это - в стиле Жени Лесина, то есть в высоком стиле поэзии этого суперпоэта...
19.09.2010
СТИХИ КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ В "НОВОМ МИРЕ"
...Кирилл Ковальджи позвонил мне, сказал, что его стихи появились в 8-м номере журнала "Новый мир".
- Посмотри их там и скажи мне свое мнение о них...
- Но где я буду искать этот журнал, этот номер? В библиотеке?
- Он есть в Интернете, в Журнальном зале...
- А-а...
Залезла я в Интернет и нашла там в Журнальном зале стихи Кирилла Ковальджи. И прочитала их. И хотела позвонить ему и сказать ему свое мнение о них. А потом решила лучше не сказать, а написать. И написала и послала ему записочку по электронной почте:
"18.08.10, 14:03
Дорогой Кирилл!
Прочитала я в 8-м номере "Нового мира" (в Интернете, в Журнальном зале) Ваши стихи. И скажу вам о них Вашими же словами: "Это вам не фокусы физики, не хитрости химии, а (добавлю сюда определение "прекрасные") нечаянности". Рассмотрела я все "узоры" и "расцветки" Ваших стихов, со светототенями и Светониями, с игрой слов, с оригинальными поворотами и извивами мысли, с очень своеобычной ритмикой, со смесью верлибра и регулярного стиха, с легким юмором и ироничностью, с парадоксальными афоризмами и крылатыми выражениями (навроде вот этого: "Даже негр через два поколения становится Пушкиным!"), и с множеством художественных находок, и с поцелуем ангела во сне, и с книгами классиков, которые какой-нибудь "жрец евроремонта" выбрасывает на помойку, а поэт подбирает их и уносит домой и сидит в своей каморке и пишет новые книги... и получила большое эстетическое удовольствие... За которое Вам - СПАСИБО!
Я в своей каморке
за столом сижу,
книги сочиняю,
новое пишу.
Новых Вам - и Вашим почитателям и мне - прекрасных нечаянностей в форме новых стихов и книг!"
Кирилл Ковальджи в ответ написал мне записку в одно слово: "СПАСИБО!!!" - С тремя восклицательными знаками.
19.09.2010
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ...
"Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне..." -
Я, честно, говоря, забыла об этом, о том, что (если говорить стихами Пастернака из "Доктора Живаго") "сегодня Шестое августа по-старому, Преображение Господне", то есть Яблочный Спас. Но мои товарищи по литературному пути напомнили мне об этом, позвонили мне и поздравили меня с этим праздником и пожелали мне "и творчества, и чудотворства"...
...Яблочный Спас был одним из любимых праздников моего детства. В этот день моя матушка приносила с базара домой самые лучшие яблоки нового урожая - белый налив или штрефель или анис или "кориш" (сама она больше всего любила "кориш", яблочки с красно-коричневыми полосочками)...
Моя матушка никогда не ела яблок до нового урожая, до Яблочного Спаса. Потому что у неё умерло перед войной и в войну трое детей, во младенчестве, два мальчика и одна девочка, в том числе одна девочка Нина и один мальчик Слава, в честь которых она потом назвала Ниной - меня, а Славой - моего брата Славку, который родился как раз на Яблочный Спас... Она говорила:
- Если я съем до Яблочного Спаса хоть одно яблоко, то моим детишкам, которые у меня умерли и которые находятся на небе, в раю, Боженька и ангелы не дадут яблочек (так ей её бабушка в Солотче говорила, Аксинья Гавриловна Кузовкина)... Всем детишкам будут давать яблочки на праздник, а им не дадут... Поэтому я должна терпеть и не есть яблок до Яблочного Спаса, до 19 августа, и только 19 августа могу разговеться...
Вот я сейчас не помню, в течение какого времени моя матушка могла с 19 августа есть яблоки... до какого числа и месяца... до Нового года? Но я помню, что ни весной, ни летом она никогда не ела яблок из-за своих младенцев, которые у неё умерли... Боялась, что Боженька и ангелы не дадут им яблок...
А я думала: "А разве ангелы и Боженька такие безжалостные? Почему они накажут детей, отыграются на них и не дадут им яблок в раю, на небе, если моя матушка съест на земле хоть одно яблоко? Разве дети виноваты в чём-то?.. И что такого, если матушка и съест яблоко? Почему ей это нельзя?" - но я никогда не спрашивала у неё об этом.
16.10.2011
ЖЁЛТАЯ БЕРЁЗА ПОД МОИМ ОКНОМ...
"Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей..."
Октябрь уж наступил,16 дней назад. А рощи всё ещё не отряхнули листы со своих ветвей, то есть они отряхнули со своих ветвей пока ещё далеко не все свои листы (листья), и этих листов (листьев) на деревьях пока больше, чем на земле, и среди них - на ветвях - всё ещё много не жёлтых, а зелёных.
У меня под окном моего дома, около чёрной железной ограды детской белоблочной поликлиники, все тополя стоят всё ещё зелёные, а берёза - вся жёлтая, вернее - вся жёлто-охристая, от жёлтых, вернее - жёлто-охристых, листьев, и она протягивает мне в окно самую большую свою висячую ветку и помахивает ею - передаёт мне свой осенний привет в виде этой большой ветки с жёлтыми листьями, свой осенний букет.
У Есенина есть "Белая берёза под моим окном...". А у меня - не белая, а жёлтая берёза... Жёлтая берёза под моим окном...
13.10.2010
ПЕРВЫЙ СНЕГ В МОСКВЕ 2010 ГОДА ВЫПАЛ 13 ОКТЯБРЯ
...Несколько дней назад синоптики объявили, что 11 октября 2010 года, в понедельник, в Москве и во всей России выпадет первый в новом сезоне снег, и что 11 октября 2010 года будет самым холодным днем со времен ледникового периода.
...Синоптики наши, как всегда, всё слегка преувеличили и, как всегда, в чём-то немного ошиблись. Первый в новом сезоне 2010 года снег выпал не в понедельник 11 октября, а в среду 13 октября. Он шёл всё утро... И я любовалась им из своего окна... Он был мелкий-мелкий, как белая манная крупа (как манна небесная?), и такой густой, что деревья около чёрной железной ограды моего двора, высокие тополя и берёзы с зелеными и желтыми кронами и газоны с зелёной травой, покрытые сухими листьями, смотрелись сквозь него, как сквозь белую тюлевую занавеску, колеблемую сильными порывами ветра... Красота какая!
К полудню снег растаял, исчез, как если бы его и не было, и вместо него начал накрапывать дождичек и ритмично барабанить по железным карнизам окон, но он быстро кончился...
Я вышла во двор, поддев под свою вишневую курточку теплый шерстяной свитер, думая, что на улице холодная погода, если не такая, как в ледниковый период, то по крайней мере такая, как в период поздней холодной осени... но пока я дошла до метро, я вся "разжарЕлась", если говорить художественным солотчинским языком моей матушки, потому что погода была теплая, плюс 16 градусов, как я потом узнала из Интернета, если верить Интернету, как нашим синоптикам и метеорологам... или плюс 3 градуса, если верить Цельсию...
...А диктор ТВ потом сказал по ТВ, что по народной примете: если первый снег был ранним, то зима будет поздней.
20.10.2013
Я СНЯЛАСЬ НА ТВ В ФИЛЬМЕ О КОРОЛЕ ПАРОДИИ АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВЕ
На днях тележурналистка ТВ позвонила мне и предложила сняться в телепередаче об Александре Иванове, который очень высоко ценил меня как поэтессу (настолько высоко, что даже считал самой лучшей из всех молодых поэтесс, номером 1) и ни от кого не скрывал этого и говорил об этом всем своим друзьям, и сочинял пародии на меня и включал их в свои книги, и писал мне письма в Рязань…
- А как Вы узнали, что Александр Иванов имеет отношение ко мне? – поинтересовалась я у тележурналистки, пораженная тем, что она предложила мне (совершенно не медийной личности) сняться фильме о Короле пародии, о главном «смехаче» страны и ведущем популярнейшей телепередачи «Вокруг смеха».
- Мы узнали об этом из Интернета, прочитали там его пародии на Вас и Ваше – очень трогательное! – эссе о нём, которое было напечатано в журнале «Студенческий меридиан».
Вот что значит – Интернет!
Позавчера и позапозавчера я с утра до ночи читала-перечитывала все книги Александра Иванова, которые есть в моей домашней библиотеке, искала и нашла в своем суперобширном архиве журналы с напечатанными там пародиями Сан Саныча на меня, и его письма ко мне, и «Нашу улицу» с этими письмами, напечатанными там, и конверт с фотографиями работы старейшего фотографа СП СССР Николая Георгиевича Кочнева… И сделала себе «шпаргалки» с цитатами из стихов моего любимого пародиста, моего кумира…
А вчера снялась на ТВ для телепередаче о нём. Очень волновалась перед этим, потому что не так часто я выступаю по ТВ. Но когда села напротив кинокамеры, перестала дрожать и целых два часа, без разных «шпаргалок», говорила об Александре Иванове и отвечала на вопросы тележурналистки… Правда, кое-что упустила из того, что собиралась сказать… жалко… но и того, что сказала, хватит-перехватит.
В своем эссе об Александре Иванове я написала, что в Интернете летают его пародии на меня, как яркие солнечные зайчики и как его приветы мне с того света, и продолжают делать мне рекламу в литературном мире, как и раньше, когда Сан Саныч был жив…
Наверное, он на том свете прочитал моё эссе и решил вытащить меня на ТВ… и надоумил на это сотрудников ТВ, чтобы сделать мне еще большую рекламу…
Спасибо Вам, дорогой Сан Саныч, спасибо Вам, Ваше Величество, Ваша Светлость, за то, что Вы не оставляете меня милостями своими даже и там, где Вы сейчас пребываете!
4.09.2020
НАДО ИСКАТЬ СВОИХ
Я поняла, почему Есенин ругал Блока – например, в своих письмах. Потому что Блок хотя и принял его у себя и похвалил его стихи, назвав их звонкими и голосистыми, но не захотел дальше возиться с ним, устраивать его судьбу, двигать и толкать его куда-то, заниматься его культурным развитием, брать на себя ответственность за него, и послал его к Городецкому, чтобы тот позаботился о нём. И в общем-то поступил благородно, не отмахнулся от него, а направил юного поэта к тем людям, которые способны оценить его и принять в свою среду. Есенин не был ему близок. Он был для него чересчур деревенский, чересчур крестьянский поэт. И Есенин, конечно, почувствовал это и обиделся на него. Может быть, по-своему и справедливо. Но если ты не близок кому-то, чего на это обижаться? Найди тех, кому ты близок! И Блок помог ему выйти на таких людей.
12.09.2020
КАЖДОМУ ОВОЩУ И КАЖДОМУ ПИСАТЕЛЮ – СВОЁ ВРЕМЯ
Если бы Толстой умер в тридцать лет, у нас не было бы Толстого. Если бы Аксаков умер в тридцать лет, у нас не было бы Аксакова. Если бы Тютчев умер в тридцать лет, у нас не было бы Тютчева. Всё главное они написали не в молодом и юном, а в зрелом возрасте.
Каждому овощу – своё время. И каждому поэту, писателю, художнику – своё время.
25.10.2020
КАБИНЕТ ПАСТЕРНАКА
...Кабинет Пастернака в Доме-музее Пастернака, в Переделкине, - располагается на втором этаже. У самой двери стоит большой деревянный шкаф с волнообразным фризом. На крюку висит темно-серое, почти черное драповое пальто, а на нем - шерстяной шарф в крупную оранжевую и синюю клетку с голубыми полосочками между ними... Отчего у посетителей возникает ощущение того, что поэт где-то здесь, если не в кабинете, то, может быть, в какой-то другой комнате... но - здесь, в этом доме... И что он может вот-вот войти в кабинет и сказать нам: “Здравствуйте... Вы пришли ко мне? Садитесь кто куда. Сейчас я буду читать вам свои стихи”.
И я по множеству примет
Свой дом узнАю.
Вот верх и дверь в мой кабинет,
Вторая с краю.
30.10.2013
УРАГАН «СВЯТОЙ ИУДА» ОПРОКИНУЛ МОЙ ШКАФ С КНИГАМИ И ЖУРНАЛАМИ
Почти до четырех часов ночи или утра (?) я сидела работала за компьютером, приводила в порядок свой фотоархив, файлы с фотографиями. В четыре часа легла спать и едва только задремала, как услышала у себя в квартире, в простенке между кухней и коридором какой-то медленный шум и приглушённый грохот, как будто там под каким-то давлением что-то рушилось... Я подумала было, что началось землетрясение и что от этого землетрясения стена между кухней и коридором рушится, а может быть, и сам дом, блочная хрущёвка, которая построена в 1965 году и которую уже лет двадцать градопроектировщики собираются ломать, да всё никак не сломают, у них до неё руки не доходят... А оказалось, что это ни с того ни с сего рухнул мой шкаф-стеллаж, который стоял у меня в простенке между кухней и коридором, переполненный книгами и журналами, причем стоял он на тумбочке из-под трельяжа, и у этой тумбочки ножки подкосились под давлением веса книг и журналов... много лет стоял и не падал, а тут взял да и упал, с шумом и грохотом, в зал, в прогал между двумя боковыми шкафами, с антресолями, тоже переполненными книгами и журналами и разными рукописями, и завалил мне весь проход к кухне и к коридору...
Наверное, ураган «Святой Иуда», который на днях прошёл по всей Европе и натворил там много бед, а вчера дошёл до Петербурга, теперь пришёл в Москву и тряханул мой дом, и опрокинул мой шкаф-стеллаж с книгами... слава Богу, что не на меня... а то, глядишь, убил бы или искалечил бы меня всю, - подумала я.
...И вот весь день я разгребаю груды книг, журналов и рукописей и пробую ликвидировать последствия моего стихийного бедствия... Помоги мне Бог...
24.09.2012
"ТРИ ДОМА НА ВЕЧЕР ЗОВУТ..."
Лучше всего мне работается, то есть пишется, когда я сижу дома и никуда не хожу, ни на какие культурные мероприятия, ни на какие литературные вечера...
Но каждый день мои литературные друзья приглашают меня на какие-то вечера... очень уж я востребована всеми. Каждый день меня "три дома на вечер зовут"... Десять раз откажешься идти куда-то, а на одиннадцатый раз и согласишься...
8.09.2010
СБОРНИК СТЕНОГРАММ «НАШЕЙ УЛИЦЫ» - ЭТО ПЕРВАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ТАКАЯ КНИГА В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ ВСЕГО МИРА
...Вчера вошла я в Интернет, в графу "Поэтесса Нина Краснова" на Яндексе, в свои блоги, и нашла там информацию о сборнике "Наша улица" в отчётах", который вышел в 2009 году в издательстве Юрия Кувалдина "Книжный сад", но нигде не был анонсирован... Это сборник стенограмм вечеров журнала "Наша улица", тех стенограмм, которые я делала в течение почти десяти лет, с 2001 года... Правда, в сборнике далеко не все стенограммы, а примерно половина, 304 страницы мелким кеглем, почти нонпарелем. Я сохранила в них весь антураж и всю атмосферу вечеров журнала, то есть сохранила не только речи выступальщиков, интересные сами по себе, характеризующие каждого из них (и, естественно, отредактированные или подредактированные мной и выдержанные в определённом стиле моей литературной эстетики), но и психологические портреты героев и персонажей вечера, их жесты, их манеру поведения, какие-то реплики, которые звучали на сцене и из зала, с мест, и шутки, и весёлые экспромты, и безобидные перепалки участников вечера между собой, и какие-то очень выразительные моменты, незапланированные в сценарии и сюжете каждого вечера... Эти стенограммы получились как пьесы, по которым можно ставить спектакли и воссоздавать живую литературную жизнь "Нашей улицы"... Это получился - живой театр журнала с героями и персонажами на сцене и в зале... и за кулисами... и в оркестровой яме... и в ЦДЛе, и в Фонде Солженицына, и в литературном музее в Трубниковском переулке, и в художественных галереях "Кентавр", "АЗ", "На Солянке", "На Каширке", и в художественной Академии Российской, и в Театре на Таганке, и в библиотеках, и на официальной части мероприятий, и на неофициальной, на фуршетах... в кафе и ресторанах... и просто на улицах Москвы...
Я помню, Кувалдин сказал (я цитирую его не слово в слово, а своими словами, в своём вольном изложении): "Я читаю этот сборник, как художественный роман... Это получилась очень оригинальная книга, отражающая большой отрезок литературной жизни нашего времени, живую картину литературной эпохи первого десятилетия 3-го тысячелетия (и увековечившая всех авторов "Нашей улицы" - добавлю я. - Н. К.)..."
...Это первая за всю литературную историю России такая книга, которая играет в этой истории такую же существенную роль, как документы партийных съездов СССР в политической истории России.
_________
ISBN 5-85676-130-8
ББК 84 Р7
Н 37
"Наша улица" в отчётах / Материалы мероприятий журнала писателя Юрия Кувалдина "Наша улица": сборник. - М.: Издательство "Книжный сад" 2009. - 304 с.
Сборник содержит материалы мероприятий, организованных и проведенных Юрием Кувалдиным за последнее десятилетие под эгидой его журнала "Наша улица", ориентированном на серьезную художественную литературу (интеллектуальную), в котором публикуются прозаические произведения авторов, открытых Юрием Кувалдиным. Юрий Кувалдин один делает свой журнал. "Наша улица" родилась из неприятия тоталитарной "толстой" литературы, из любви Юрия Кувалдина к свободе, к прогулкам по улицам Москвы, из самодвижения жизни в прозе. Поначалу, по инерции Юрий Кувалдин полагал, что должна в журнале быть редколлегия. Скоро же писатель понял, что в деле сокровенном, коим является литература, не нужны семеро с ложками. Нужен лишь один с сошкой. С 1999 года, с момента основания, без перерыва, ежемесячно Юрием Кувалдиным выпущено уже более сотни (теперь уже около трехсот. – Н. К. 31.10.2021) номеров "Нашей улицы", что является абсолютным рекордом для издателя-одиночки во всей истории литературы. Все материалы данного сборника подготовлены поэтессой Ниной Красновой.
Редактор Юрий Кувалдин
Художественный редактор Александр Трифонов
11.09.2012
ЗНАМЕНИТЫЕ И НЕЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И ГОРОДА
Есть знаменитые и незнаменитые люди. И есть знаменитые и незнаменитые города.
Знаменитые города - как знаменитые люди. Кто-то считает, что знаменитые города и люди - лучше незнаменитых, и чем знаменитее люди и города, тем они и лучше. А это далеко не так. Или далеко не всегда так.
Незнаменитые люди могут быть несравненно лучше и интереснее знаменитых. Как и города.
Шадринск - не самый знаменитый город на карте России и на карте мира. Но какой же он хороший! И какие хорошие там люди, в том числе и представители власти. Чего не скажешь о многих более знаменитых городах и людях (в том числе и представителях власти).
КОРОНА ИЗ САМОЦВЕТОВ
Я для тебя корону смастерю,
Украшу самоцветами с Урала.
Я сны с твоим участием смотрю,
Как серии большого сериала.
Ты - сотрясатель всех ОСНОВ моих!
И мой любовный символ в ореоле!
Герой бессменный снов (О, СНОВ!) моих,
В которых ты - всегда в заглавной роли.
ПАМЯТИ ПЕВЦА И КОМПОЗИТОРА
АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА
1.
Пел для кого артист народный - соловей?
Для русской публики и для нерусской публики.
Он - достояние страны, страны своей.
Он - достояние Республики!
2.
Русско-греческого СОЛОВЬЯ
СЛАВЛЮ Я!
СОЛО этого СОЛОВЬЯ
СЛАВЛЮ Я!
3.
В красивом переплете вышел том,
С твоим портретом на обложке вышел том.
Твоя судьба артиста в томе том.
И все твое Бессмертье в томе том.
4.
Посылает с Неба мне СОЛоВУШКА
Свой любовный шлягер - СОЛО В УШКО.
1. На посещение родными могилы Татьяны в Солотче
И предстала ты пред очи Отче,
И пред ним свершила покаянье,
И нашла свое упокоенье
Тут, на светлом кладбище, в Солотче.
Проросла сиренью у оградки,
На своей могиле, как на грядке,
Уходя корнями в прах костей,
И глядишь на нас, своих гостей:
- Это плачут не мои ли
На моей могиле?
2. На сошествие моей сестры в ад
Я всю жизнь свою боялась ада…
Татьяна Краснова
Прощай, сестра! Увидимся в аду.
Когда - не знаю - и в каком в году,
Но это будет, будет это, да.
В гробу, как в лифте, я спущусь туда,
Тебя узнаю с переда и с зада
И вытащу тогда тебя из ада
И к Богу в рай за ручку отведу.
Прощай, сестра, увидимся в аду.
ПАМЯТИ АНДРЕЯ ДЕМЕНТЬЕВА
Он родился в городе Твери
И по воле Бога стал поэтом.
Бог вручил ему перо, сказал: «Твори!»
И талантом наградил его при этом.
«ЗОЛОТОЙ САМОРОДОК» ПОПАЛ В ХОРОШИЕ РУКИ – К ПОЭТЕССЕ РАИСЕ БАРОНИСКИНОЙ
1.
Во 2-м томе своей трилогии «Золотой самородок из Хасаута-Греческого» (см. стр. 205 – 208) у меня есть глава «Анатолий Шамардин – и литературная студия Николая Новикова «Ключ». В этой главе я писала о том, как поэт Николай Новиков, сотрудник «Юности», которому я в 1993 году подарила кассету с песнями Анатолия на стихи разных поэтов и на мои стихи и с песнями народов мира в его исполнении, восхищался им и давал послушать его своим студийцам, которые тоже восхищались им, и среди них – поэтесса Раиса Баронискина, для которой Анатолий стал кумиром, как когда-то – в советское время – Муслим Магомаев:
- Когда я услышала Анатолия, я была вся «очарована, околдована» им, его голосом и манерой пения, в которой есть что-то такое восточное, как в «Арабском танго» Батыра Закирова, и что-то такое необъяснимо прекрасное. Он вошёл в мою душу… - говорила мне Рая. - А потом я увидела его воочию, на вечере в библиотеке Сент-Экзюпери, и видела на вечерах в ЦДЛе, и купила там его кассету «Время Нежностей» и диски, и была счастлива, что они у меня есть и я могу слушать их… Я общалась на вечерах и с ним самим… Он такой доброжелательный человек, излучающий солнечную энергию…
Рая прочитала мне свои давние стихи, посвящённые Муслиму Магомаеву, в которых она называла Муслима Орфеем: «Как Орфей – наш Магомаев», и сказала, что их можно перефразировать: «Как Орфей – наш Анатолий».
Рая сообщила мне, что теперь, когда Николая Новикова уже нет, она посещает группу «Литпоиск», которой руководит Алла Свиридова. Мы договорились с Раей, что я проведу в этой группе презентацию своих книг об Анатолии и расскажу о нём и прочитаю свои стихи, посвящённые ему, и дам всем послушать его песни, его голос…
- Так мне он мне нравится, Толя Шамардин! – призналась она. - Он лежит у меня дома на самом виду – его диск с портретом. Я люблю слушать Толю… и слушаю его с упое-е-ением!
Рая пожелала мне скорее доделать трилогию о «золотом самородке».
Но… быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается… Я до сих пор не провела в «Литпоиске» Аллы Свиридовой вечер памяти Анатолия. Потому что всё ещё работаю над своей трилогией. Выпустила 2-й том, но пока ещё не выпустила 3-й.
2.
И вот на днях мы созвонились с Раей Баронискиной и решили встретиться с ней и встретились в её районе, на троллейбусной остановке «Платформа Новогиреево», или «Театр на Перовской». И я с удовольствием вручила ей, а она с таким же удовольствием приняла от меня 2-й том «Золотого самородка» с таким автографом:
«Моей дорогой сестре по перу
РАЕЧКЕ БАРОНИСКИНОЙ,
которая была лично знакома с героем этой книги
Анатолием Шамардиным,
о чём я написала в главе «Анатолий Шамардин
и литературная студия Николая Новикова «Ключ»!
Спасибо тебе, Раечка, за твою любовь к нашему Орфею,
который оставил нам свои прекрасные песни
и свой божественный голос!
Нина Краснова –
с любовью!
7.09.2021.
Москва»
И мы с моей сестрой по перу Раей Баронискиной посидели на скамейке, под сентябрьским солнышком, как никогда раньше не сидели, и очень хорошо пообщались, и рассказали друг другу о себе, о своих делах. И об Анатолии поговорили, и о Николае Новикове. И она показала мне альманах «Литпоиска» «Горизонт», где напечатаны ее стихи, посвящённые Николаю Новикову, похороненному в Абрамцеве, обращённые к поэту как к живому:
Помнишь? В Абрамцево летом
Выбрались как-то с тобой… -
И разве могли мы тогда знать, спрашивает у своего литературного учителя вечная его ученица и неизменная поклонница, что «Здесь обретёшь ты покой!»?
Я сфотографировала Раю с «Горизонтом» и с «Золотым самородком из Хасаута-Греческого…» И сама сфотографировалась с нею. А между прочим, у неё по каким-то её предкам, есть греческие корни. И она сочла своим долгом внести свою посильную лепту в Фонд Анатолия – «лепту библейской вдовицы», для издания 3-го тома «Золотого самородка…».
Нина КРАСНОВА
17 октября 2021 г.,
Москва, Перово
«Золотой самородок из Хасаута-Греческого», том 2 (отрывок)
Нина КРАСНОВА
АНАТОЛИЙ ШАМАРДИН - И ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ НИКОЛАЯ НОВИКОВА «КЛЮЧ»
Анатолий Шамардин никогда не выступал в литературной студии Николая Новикова «Ключ», и с самим поэтом Николаем Новиковым, сотрудником отдела поэзии журнала «Юность» 70-х, 80-х, 90-х и нулевых годов не был знаком лично. Но я была лично знакома с ним, с 1977 года, со времени своего окончания Литературного института и своего возвращения из Москвы в Рязань и со времени первой публикации моих стихов в журнале «Юность в 1978 году… и переписывалась с Николаем Новиковым, как и со всеми своими московскими литературными товарищами, учителями, редакторами, и присылала ему в «Юность» свои стихи, и не раз выступала в его литературной студии «Ключ», из которой впоследствии вышли поэты Александр Шаталов, Валерий Дударев, Ирина Алексеева, Ольга Харламова и другие. А с 1993 года, когда я переехала из Рязани в Москву, я стала ходить на литературные «посиделки» в редакцию «Юности», где собирались авторы журнала, в том числе и «ключисты». И подарила Николаю Новикову кассету с песнями Анатолия Шамардина, среди которых были и песни на итальянском, греческом, немецком и японском языках, и русские народные, и авторские на стихи Виктора Бокова, Алима Кешокова и на мои стихи. Николай Новиков, обладавший высоким музыкальным вкусом, так полюбил Анатолия, что не только сам слушал его кассету, но и давал слушать её всем, кто приходил в «Юность»… То есть Анатолий, хотя и виртуально, но выступал там ещё при Николае Новикове, задолго до того, как стал ходить туда на «посиделки» вместе со мной, правда, когда Николай Новиков уже умер.
И вот на днях мне позвонила одна из учениц Николая Новикова поэтесса Раиса Баронискина (автор моего альманаха «Эолова арфа» и материала о встрече «Ключа» с Виктором Боковым в Переделкине). Она рассказала мне, как Николай Новиков когда-то дал ей послушать Анатолия Шамардина.
Раиса Баронискина: - Я была вся «очарована, околдована» Анатолием, его голосом и манерой пения, в которой есть что-то такое восточное, как в «Арабском танго» Батыра Закирова, и что-то такое необъяснимо прекрасное. Он вошёл в мою душу… А потом я увидела его воочию, на вечере в библиотеке Сент-Экзюпери, и видела на вечерах в ЦДЛе, и купила там его кассету «Время Нежностей» и диски, и была счастлива, что они у меня есть и я могу слушать их… Я общалась на вечерах и с ним самим… Он такой доброжелательный человек, излучающий солнечную энергию…
Нина Краснова: - У меня особенное отношение к людям, которые слышали и любили Толю при его жизни… и которые общались с ним…
Раиса Баронискина: - В советское время моим кумирами был Муслим Магомаев.
..
Нина Краснова: - И у меня Муслим Магомаев был кумиром моей юности.
Раиса Баронискина: - А когда я услышала Анатолия, он стал моим кумиром.
Нина Краснова: - И у меня Толя стал кумиром и затмил и Магомаева, и всех, когда я услышала его. Я в 1995 году написала стихи об этом, они есть в моей книге «Интим»:
Я позабыла всех своих кумиров.
Ты у меня один теперь кумир!
Певец от Бога, тенор первоклассный…
Кстати сказать, Николай Старшинов, который любил Муслима Магомаева, но Толю, с которым был знаком лично, любил даже больше, чем Магомаева, говорил, что если бы Толя выступал по радио не меньше, чем Магомаев, все любили бы Толю не меньше и даже больше, чем Магомаева.
Раиса Баронискина: - У меня есть стихи, которые я посвятила Муслиму Магомаеву и в которых я называю Муслима Орфеем…
«Как Орфей - наш Магомаев».
Но и Толя - это Орфей!
Да ещё како-о-ой!
«Как Орфей - наш Анатолий»!
Нина Краснова: - А его все и называют Орфеем, а меня – Эвридикой. И я выпустила два тематических номера альманаха «Эолова арфа», 7 и 8, которые называются «Русский Орфей – Анатолий Шамардин».
Раиса Баронискина: - Оооо! Даааа?! У меня в стихах о Магомаеве есть такие строки, которые и к Анатолию относятся.
Ведь не маг и не волшебник,
А земной он человек.
Может быть, из мифов древних
К нам явился в этот век…
Нина Краснова: - Толечка и явился из древних мифов, из «мифов Древней Греции». Он же по своей маме – грек.
Раиса Баронискина: - Вон оно что-о-о…
Нина Краснова: - И, между прочим, зарубежная пресса, когда Толя выступал в Германии, называла Толю «русским соловьём» и «волшебником из Москвы».
Некоторые студийцы, питомцы, выпускники студии Николая Новикова «Ключ» были знакомы с Толей при его жизни. Например: Валерий Дударев, на стихи которого Толя написал несколько песен, когда тот ещё не был главным редактором «Юности»; Ирина Алексеева, которая, когда Толя умер, помогала мне перевозить на машине его вещи и его архив ко мне домой, чтобы ничего из этого не пропало, не попало на помойку; а Ольга Харламова не раз выступала с Анатолием и со мной в Рязани, когда приезжала туда по линии Союза профессиональных литераторов…
Мы с Баронискиной Раей решили, что надо бы мне провести в студии «Ключ» презентацию своей книги «Золотой самородок из Хасаута-Греческого» - об Анатолии Шамардине, устроить творческий вечер, музыкальным оформлением которого будут песни в исполнении этого русского Орфея, «русского соловья» с греческими корнями, этого «волшебника» и, хотя и «земного человека», но, безусловно, и мага, который действовал на людей магически своим голосом и своим пением.
25 декабря 2018 г., Москва, Перово
Р. S.
Раиса Баронискина звонит мне время от времени и всё ждёт, когда я проведу со студийцами студии «Ключ» вечер памяти Анатолия и презентацию «Золотого самородка из Хасаута-Греческого». Пока у меня до этого руки не доходят. Я работаю ещё над двумя томами «Золотого самородка…». Вот когда доделаю их, тогда и проведу в «Ключе» вечер памяти героя моей трилогии.
- Так мне он мне нравится, Толя Шамардин! Он лежит у меня дома на самом виду – его диск с портретом. Я люблю слушать Толю… и слушаю его с упое-е-ением! – сказала мне Рая на прощание. И пожелала мне скорее доделать трилогию о «золотом самородке».
5 октября 2019 г., Москва
Краснова Нина 29 сен. в 13:31
Олесенька!
А я все еще не получила СМС-ку о денежном переводе. Что они там творят, в этом сбербанке? Что они делают с деньгами? Почему разводят такую волокиту с ними?
Краснова Нина 27 сен. в 21:43
Олесенька!
Значит, завтра перевод будет на моей карте? Слава Богу. И спасибо Вам и Валере!
Пусть всё у вас и у всех нас будет хорошо!
Нина
Olesya Agarkova 27 сен. в 21:37
Добрый вечер, а мне пришла 10 мин назад, что с кор. Счета Кубани ушло на сбер! До полудня должны разместить на вашу карту
Краснова Нина 27 сент. 2021 в 20:46
Дорогая Олеся, добрый вечер!
Вы сказали, что перевод должен прийти на мою новую карту в понедельник, то есть сегодня, 27 сентября. Но он пока не пришел. И СМС-ку о переводе я пока не получила. "Опупея" продолжается, увы.
Всего нам хорошего!
Нина
Юрий Александрович Кувалдин
17 августа 2021 г., 19:58 ·
ШАМАРДИН (1938-2014)
На снимке: певец Анатолий Шамардин и писатель Юрий Кувалдин в клубе МВД на улице Дзержинского, 13. 4 апреля 2012 года.
И вот на сцену клуба МВД на Дзержинке выходит золотоголосый Анатолий Шамардин. На ту самую сцену, на которую выходил в юности Юрий Кувалдин в студии Владимира Высоцкого и Геннадия Яловича, организовавших здесь свой Молодежный экспериментальный театр из выпускников курса Павла Массальского Школы-студии МХАТ (1961). Никому в ту пору не известный очень молоденький Высоцкий именно в клубе милиции надрывно пел блатные песни, а блат по известным причинам тогда был на пике моды…
Когда Анатолий Шамардин слушал мои наставления и обращался к отечественному репертуару, пел, скажем, «Где ж ты мой сад…» или «В кармане маленьком моём есть карточка твоя…», то я готов был писать о нём в возвышенном ключе, примерно так: «Анатолий Шамардин опровергает все устоявшиеся правила тенорового сольного пения, наполняя свой возвышенный религиозный голос семантикой надмирного понимания гармонии звуков, исходящих из самых потаённых глубин души, наделённой божественной искрой гениальности, равной свечению звёзд в ночном небе, близком и одновременно недосягаемом. Я полагаю, что такой же силой убедительности в трансцендентной сущности голосового эйдоса, правда, в другом диапазоне, обладал лишь стихийный и заземлённый Фёдор Шаляпин. То что певец Анатолий Шамардин самородок, говорить не приходится, об этом сказано много и аналитично поэтессой Ниной Красновой, я лишь напомню о том, что певец поёт не сам по себе, а по воле ангелов».
Действительно, у него был ангельский голос…
Анатолий Викторович Шамардин родился 11 января 1938 года в селе Ольгино на Ставрополье, вырос в греческом селе Хасаут, недалеко от Ольгино. Окончил Горьковский институт иностранных языков, преподавал немецкий и английский языки в разных вузах страны, читал лекции по лексикологии, стилистике и истории немецкого языка. Кроме того, окончил очное отделение музыкального училища им. Октябрьской революции по классу вокала (ныне высший музыкальный колледж им. Альфреда Шнитке). В 1971 году был приглашен в оркестр Леонида Утесова в качестве солиста-вокалиста и работал в Росконцерте, в разных филармониях, объездил всю страну, пел песни народов мира и свои собственные на стихи известных поэтов и русские песни, и романсы. Выступал с концертами в Европе, в Германии, в Греции и т. д. Автор множества статей, рассказов, эссе, переводов. Печатался в журналах «Наша улица», «Огонек», «Смена», «Турист», «Юность», в альманахах «Истоки, «Эолова арфа», в «Литературной газете», в газете «Слово» и др. Член Российского Союза профессиональных литераторов.
Умер 27 апреля 2014 года.
Нина Краснова
Дорогой Юрий Александрович! Ну как же прекрасно и возвышенно Вы написали о нашем Орфее Анатолии Шамардине, подняли его до небес, до звезд! И так много сказали о нем всего на одной страничке, которую я с удовольствием включу в 3-й том своей трилогии "Золотой самородок из Хасаута-Греческого". Спасибо Вам!
ИРИНА МАСКАЕВА СО СВОЕЙ ЛЕПТОЙ ДЛЯ АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА
Через моих друзей я обретаю новых друзей. Так, например, через Александра Хорта (и Леонида Утёсова) я обрела прекрасного друга, знаменитого утёсововеда, одессита из Нью-Йорка - Эдуарда Амчиславского. А через Эдуарда Амчиславского я обрела прекрасную подругу Ирину Маскаеву из Одинцова, познакомилась с нею три года назад в Доме Пашкова на вечере Эдуарда Амчиславского, посвящённом Леониду Утёсову.
Ирина Маскаева - пианистка, певица и композитор, лауреат международных конкурсов авторской песни, член Союза писателей России и Международной Академии Русской Словесности и Академии ЛИК содружества ГЛОРИЯ… и обаятельная, интеллигентная женщина и добрый, хороший человек. Через нас с Эдуардом она познакомилась с искусством Анатолия Шамардина и, как и мы, стала его горячей поклонницей и вступила в Группу Памяти Анатолия.
Вчера она приезжала в Москву по своим делам, и мы встретились с нею в скверике около Большого театра, где последний раз встречались ровно год назад, «и вот опять», как сказал бы мастер афоризмов Черномырдин.
Ирина (хотя я не обращалась персонально к ней со своей просьбой об этом) решила внести свою посильную лепту в Фонд Анатолия, для издания 3-го тома моей трилогии «Золотой самородок из Хасаута-Греческого», и привезла мне эту лепту. А кроме того – и спелых яблочек из своего сада, и пирожки с яблочной начинкой, которые пекла сама… а ещё – маленькую бутылочку настоя из трав. Я подарила Ирине свою книгу «Тайна» и дала подержать в руках оба тома «Золотого самородка», с которыми мы и сфотографировались на скамеечке.
Тиражи этих томов - невелики, и я уже почти все разослала их в библиотеки и музеи России, где есть уголки памяти Анатолия, и на его родину послала, в Ставропольский край, на Северный Кавказ, в Хасаут-Греческий, в Карачаевск, в Черкесск, а часть - в Рязань, а часть - на Урал, а кроме того - в Грецию и в Америку… У меня остались только авторские и демонстрационные экземпляры.
Ирина показала мне журнал «Не будь зависим», где напечатаны её воспоминания о своём дяде, лётчике, и там же напечатана статья о Леониде Утёсове, который во время войны отдал свои гонорары за концерты на строительство самолёта.
- Я посылала Эдуарду Борисовичу этот журнал… Журнал понравился Эдуарду Борисовичу, - сказала мне Ирина, радостно улыбаясь.
Очень приятно мы с ней пообщались, говорили обо всем и наговориться не могли, и обменялись своими главными новостями, и расстались до следующего раза. Ей надо было срочно возвращаться к себе домой, а мне – тоже срочно - к себе. И обе мы договорились передать Эдуарду – в Мессенджере (в «личке» фейсбука) - наши приветы.
А вечером я, сидя у себя дома в окружении своих книг об Анатолии Шамардине и книг Эдуарда и Бориса Амчиславских о Леониде Утёсове, пила чай с вкусными пирожками от Ирины Маскаевой, за которые ей, как и за её вклад в Фонд Анатолия, большое спасибо!
Нина КРАСНОВА
25 сентября 2021 г.,
Москва
Ирина Маскаева
Ниночка, спасибо! Не ожидала такого подробного рассказа. Я очень была рада нашей встрече, и остаюсь под впечатлением. Книгу ТАЙНА- поглащаю. Но уточню - всех уже приглашаю на творческий вечер Нины Красновой 4 декабря в 13 ч. по адресу: г. ВИДНОЕ, ул. Заводская, д.2, в Истооико-культурный центр, где вы услышите не только интересные рассказы НИНЫ, но и увидите изумительные выступления мягкого тенора, солиста оркестра Л.О.УТЁСОВА, любимого мужа добрейшей Нины - АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА!
Ирине Маскаевой
24 сентября 2021 г.
Я, вернувшись домой, выпила чаю с твоими пирожками. Хороши твои пирожки с яблоками! Яблочки из твоего сада пока не трогаю, а только любуюсь ими. И наливку с травами пока не трогаю. Я рада, что мы с тобой сегодня встретились и немножко пообщались и пофотографировались. Я сейчас просмотрела наши фотографии. Пришлю тебе лучшие из них, а некоторые вставлю в 3-й том "Золотого самородка...". Спасибо тебе за твою лепту в Фонд русско-греческого соловья! Обнимаю тебя с любовью! Будем на связи. Будем делать великие дела, как сказал бы русско-греческий соловей, солист Утёсовского оркестра Анатолий Шамардин!
Моей дорогой подруге Ириночке Маскаевой, сестре по творчеству –
радуясь нашей встрече и желая тебе и нам всего самоголушего, чего мы достойны!
С любовью – твоя Нина Краснова
24.09.2021.
Москва, сквер у Большого Театра
СПРАВКА
Нина Краснова - поэт. Родилась в Рязани. Стихи пишет с семи лет. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). В 1979 году выпустила первую книгу стихов «Разбег» (в «Советском писателе») и была принята с нею в Союз писателей СССР. Печаталась в журналах «Юность», «Москва», «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Студенческий меридиан», «Крокодил», «Обозреватель», «Время и мы» (Нью-Йорк - Москва), «Наша улица», «Дети Ра», «Зинзивер», «Крещатик», «Другие», в альманахах «Поэзия», «День поэзии», «Московский год поэзии», «Истоки», «Кольцо А», «ЛитРос», «Русский смех», «Муза», «Эолова арфа», «Золотое руно», «ЛиФФт», «Литературные знакомства», «Яблочный Спас»», «Литературная Рязань», «Под небом рязанским», «Чаша круговая» и т. д., в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Книжное обозрение», «День литературы», «Слово», «Экспресс-газета», «Литературные известия», «Поэтоград», «Литературная гостиная» и т. д., в разных коллективных сборниках и антологиях, в том числе в антологиях «Поэзия. XX век», «Поэзия. XXI век», «Жанры и строфы современной русской поэзии». Автор более 20 книг стихов и эссеистической прозы. Главный редактор альманаха «Эолова арфа». Член Союза писателей Москвы, Союза писателей XXI века, Русского ПЕН-клуба. Лауреат премий им. Анны Ахматовой, Де Ришелье «Изумрудный Дюк», «Янтарный Дюк», «Писатель XXI века», номинант и лауреат премии «Парабола», обладатель спецприза Фонда им. Андрея Вознесенского «За талант».
"Наша улица” №264 (11) ноябрь
2021
|
|