Нина Краснова "Разрозненные «заметы» сердца моего"


Нина Краснова "Разрозненные «заметы» сердца моего"
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

РАЗРОЗНЕННЫЕ
«ЗАМЕТЫ» СЕРДЦА МОЕГО

 

«ИЩИ И ОБРЯЩЕШЬ»

Иногда бывает такое: ты ищешь-ищешь у себя дома какую-то нужную тебе вещь, и никак не можешь найти её… Она потерялась. Моя матушка говорила в таких случаях, что эту вещь спрятал, засунул, «забельшил» куда-то Домовой, специально, чтобы поиграть с тобой и посмеяться. И вот ты ищешь-ищешь эту вещь и никак найти не можешь. А вместо неё вдруг находишь какие-то другие вещи, которые ты когда-то искала и найти не могла и уже и забыла про них, и вдруг находишь их и радуешься им сильнее, чем тем вещам, которые ты ищешь и которые потом всё равно, может быть, найдутся, когда ты перестанешь их искать. Тогда Домовой подбросит их тебе, положит на самом виду. И ты обрадуешься им. Но, может быть, они уже станут и не нужны тебе тогда.
…И такое бывает не только с вещами, а с чем-то более важным для тебя. Ты ищешь в жизни что-то такое, без чего не представляешь себе своей жизни, и вдруг находишь что-то другое, и это другое оказывается для тебя намного важнее и нужнее и ценнее, чем то, что ты искал(а). 

 

ОБЕЗЬЯНКА С РЕШЕТОМ ОРЕХОВ

В пятом классе Рязанской восьмилетней школы-интерната я стала изучать французский язык, и всегда получала по нему пятёрки.
И был в учебнике по французскому языку рассказик, который очень запомнился мне. Рассказик про обезьянку, которая шла по джунглям и несла решето с орехами и вдруг споткнулась о корягу, и один орех выпал у неё из решета и покатился под горку… обезьянка прыгнула за ним, нагнулась, чтобы поднять его, и просыпала всё решето, и потеряла все орехи. Это очень поучительный художественный рассказик, он вспомнился мне, когда я оказалась в положении той обезьянки, только не с орехами. Ах, почему он не вспомнился мне вовремя? С'est bien dommage (очень жаль).
Зря я получала пятёрки по французскому языку, который ничему не научил меня.

 

 «ДАВАЙ ПОЧАЙПИЕМ!»

От моей матушки я знаю, что в рязанском селе Солотче, где она родилась и жила до шестнадцати лет, был среди разных простонародных, диалектных глаголов такой глагол-кентавр - «чайпить», синоним глагола «чаёвничать», образовавшийся, «сращённый», как сказала бы моя матушка, из двух слов: из существительного «чай» и глагола «пить»; а был ещё и производный от этого глагола - глагол-анаграмма «почайпить» (попить чай).
- Приходи ко мне «чайпить», приходи ко мне «почайпить», - говорила, например, соседка соседке.
Или:
- Давай «почайпием» (чай попьем), - говорила жена мужу, наливая из самовара ему и себе чай в расписные чашки.
Или:
- Ты «чайпиешь» (чай пьешь)? «Чайпий», «чайпий» (чай пей, чай пей), - говорила бабушка внучке.
Или:
- Ну ты уже «почайпила» (попила чаю)? - говорила мать своей дочке или дочка говорила своей матери. - Как хорошо мы «почайпили»!
Я не знаю, сохранился ли до нашего времени этот странный, забавный глагол в Солотче, в языке солотчинцев. Скорее всего - нет. Там теперь появилось много других слов, в том числе иностранных. Но он сохранился в моей памяти, от моей матушки, и нет-нет да и даёт знать о себе и так и просится на язык:
- Давай «почайпием»? - так и хочется мне сказать кому-нибудь из близких людей, когда мы сидим у меня дома за столом.   

 

ПРАБАБУШКА С КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ЧАСТУШКАМИ

Моя матушка рассказывала мне про свою бабушку, а мою прабабушку по линии моего дедушки, про Аксинью Гавриловну Кузовкину:
- Она была «прикудЕсная», с «прикудЕсами» (то есть с причудами). Например, когда она качала в зыбке и баюкала мою младшую сестру или моего младшего брата, она пела не колыбельные песни, а частушки, на мотив колыбельных песен. Причём озорные частушки. Например:

Старик старай - одни мощи,  (Старай - то есть старый)
Хрен отрезал, бросил во щи.

Старик старай кашу поел,
Ой, черепушку на хрен надел.

(Черепушку - это значит миску, тарелку.)

Она пела такие «колыбельные», когда никого не было дома, в избе. Споёт одну такую, «оглянётся» вокруг себя, нет ли кого в избе, и засмеётся, и спрячет лицо в рукав и захихикает: «Хи-хи-хи! Ой-ё-ёюшки!..» - И поёт дальше, про жительницу Солотчи по прозвищу Логуниха (то есть лгунья, которая считалась ведуньей):

Во дворе собака воет.
Логуниха жопу моет.

Во дворе собака брешет.
Логуниха жопу чешет. (Расчёсывает гребнем)

За рекой далёко слышно:
Логуниха замуж вышла.

(Это значит - Логуниха помылась, причесалась, привела себя в порядок, «прихорошИлась» и вышла замуж. А на самом деле эта Логуниха никогда и не выходила замуж.)

- Вот такие колыбельные пела моя бабушка, - говорила мне моя матушка. -  Споёт одну такую, «оглянётся» вокруг себя, нет ли кого в избе, засмеётся, захихикает и поёт дальше. А я иногда сидела за печкой, и меня бабушка не видела. И я, не вдумываясь в слова этих «колыбельных», слышала, что она поёт. И запомнила всё это.   

 

«НА ТО И ЩУКА, ЧТОБЫ КАРАСЬ НЕ ДРЕМАЛ»

Как никогда много развелось мошенников всех категорий в наше аховое время. Они, словно хищные хитроумные рыбы с ненасытной пастью, так и охотятся за наивными, простодушными карасями и так и подстерегают их на каждом шагу, чтобы поймать и слопать, не оставив от них ни рожек, ни ножек, ни плавников.
- На то и щука, чтобы карась не дремал, - такую вот поучительную поговорку слышала я от моей матушки. 

 

АФЕРИСТ
Народные массы надул аферист.
Про это со сцены сказал афорист:
У МАСС
нет УМА-С.
Такие вот шуточные строчки написала я когда-то. Не хватает порой ума и нашим народным массам в целом, и отдельно взятым гражданам. И мне - тоже.

 

ДОБРОТА И НЕДОБРОТА

Римма Казакова написала мне когда-то в своём посвящённом мне стихотворении:

Доброты в тебе немерено -
Все ошибки оттого.

Я тогда впервые подумала: а ведь и правда, многие ошибки в своей жизни мы совершаем от доброты своей, по доброте и широте душевной (то из жалости и любви к кому-то и из сочувствия кому-то, то из альтруизма своего).
И с годами я убеждаюсь в этом всё больше и больше - в том, что многие ошибки в своей жизни мы совершаем от доброты своей. И начинаю приходить к выводу, что доброта бывает хуже недоброты (как простота бывает хуже воровства) и может принести много зла и вреда и нам самим, и тем людям, которые окружают нас и которым мы хотели сделать добро, а в результате принесли им зло. 
То есть не зря говорится: не делай добро - не получишь зло. Конечно, бывает, что делаешь добро - и получаешь добро. Но всё же, когда ты хочешь сделать добро, по своей доброте душевной, подумай: не совершишь ли ты ошибку и не принесёшь ли ты вместо добра зло себе и кому-то.

 

БОГ В ПОМОЩЬ

Бывает так, что ты ждёшь помощи конкретно откуда-то и конкретно от кого-то, а она приходит совсем не оттуда, откуда ты ждёшь её, и совсем не от тех, от кого ты ждёшь её, не от родных и близких людей, не от друзей и знакомых, а совсем от незнакомых или малознакомых людей, от которых ты не ждал и не надеялся получить никакой помощи.
Не зря говорится: Бог в помощь. Он посылает тебе свою помощь через людей, и далеко не всегда через самых и родных и близких, и не с той стороны, откуда ты ждал помощи.

 

«ЧУДИЩЕ ОБЛО И ОГРОМНО»

Вчера утром села я на кухне пить чай с лесным мёдом. И вдруг слышу: у меня за окном во дворе воет и ревёт страшным воем и рёвом какое-то животное, на весь двор и на всё Перово, как через звукоусилительные колонки. Что за животное? Собака не собака? Бык не бык? Вроде как медведь, но не медведь… да и откуда у меня в Перове взяться медведю, да и быку?
«Если это чья-то собака, то почему хозяин не уведёт её домой, чтобы она не пугала жителей? - думаю я. - Да нет, это не собака и не медведь… и не бык… а вроде как какое-то доисторическое животное… динозавр не динозавр?.. ящур не ящур? Какое-то «чудище обло и огромно»…
Перешла я из кухни в комнату, чтобы не слышать его. А там оно за окном комнаты ещё сильнее воет и ревёт… И вроде как не на земле, а в небесном пространстве…
И оказалось, что это никакое не животное, а какое-то техническое устройство…
Рабочие у меня за окном делают капитальный ремонт детской поликлиники, меняют крышу и весь фасад здания… и вот подключили для этого какое-то техническое устройство, которое пилит железо и ревёт и воет на весь двор и на всё Перово, или, как говорится, на всю Ивановскую...  

 

КРАСНЫЕ ДНИ КАЛЕНДАРЯ

В ноябре было много дней рождений у моих литературных друзей, то есть у каждого был всего один день рожденья, «который бывает только раз в году», но, поскольку у Александра Тимофеевского он был 13 ноября, у Юрия Кувалдина 19 ноября, а у Маргариты Прошиной 20 ноября, то получилось много дней рождений, и мы отпраздновали их в фейсбуке. Причем с песнями в исполнении Анатолия Шамардина, «В городском саду», «Где ж ты, мой сад», «Моя любимая», «Утомлённое солнце», которые он пел 10 лет назад на 65-летии Юрия Кувалдина в Галерее АЗ, где все мы тогда как раз и были, «и вот опять», через 10 лет, он пел для нас те же самые песни, правда, уже только в видеозаписи того славного вечера, за которую спасибо Александру Трифонову и Дмитрию Григорьеву, и теперь находился рядом с нами уже виртуально, но ведь и все мы теперь (в период ковидной пандемии) - и Тимофеевский, и Кувалдин, и Прошина, и я - находились в фейсбуке рядом друг с другом виртуально (каждый - у себя дома, в самоизоляции). И создавалось ощущение, что мы опять все вместе, не виртуально, а реально, как на том вечере в Галерее АЗ, в своём кругу, «в кругу равных», если говорить словами Юрия Кувалдина, и Анатолий, который покинул земной мир 7 лет и 7 месяцев назад, опять с нами, как 10 лет назад, живой и здоровый, целый и невредимый, и в отличной вокальной форме.
Когда-то у меня сочинились о нём такие стихи:

 

СОЛИСТ ОРКЕСТРА УТЁСОВА
АНАТОЛИЙ ШАМАРДИН

1.
Из оркестра Утёсова ты - «тенорист»*.
Путь в искусство не прост у тебя и тернист.
И певца сладкозвучней не сыщешь окрест.
А плохого не взяли бы в это оркестр.

2.
Представитель русского бельканто,
Знающий и Бебеля, и Канта,
Анатолий Шамардин -
Это просто шарм один!
_________
* «Тенорист» - тенор (устар.).

 

 

АКСИОМА: «ЧЕЛОВЕК ЖИВ, ПОКА О НЁМ ПОМНЯТ…»

«Человек жив, пока о нём помнят»… Эта аксиома давно стала крылатой фразой, а эта крылатая фраза давно стала аксиомой.
Но когда о человеке помнят? Когда память о нём сохраняется не только в сердцах и душах людей, но ещё и в книгах, в его книгах, если он писатель, или в чьих-то ещё, если он не автор, а герой этих книг, и в картинах, если он художник или модель художника, и в песнях, если он певец и композитор… и в фотографиях, и в фильмах и видеозаписях…
Люди, которые знали его и помнят о нём, тоже умрут, а книги, картины, песни, фотографии, фильмы, видеозаписи и другие носители памяти останутся, и тогда другие люди, которые народятся и которые не знали его, тоже будут знать его и помнить о нём. И он будет жив. 

 

ТИПИЧНЫЙ НЕТИПИЧНЫЙ ГЕНИЙ ЮРИЙ КУВАЛДИН

Андрей Яхонтов в «Московском комсомольце», в своем эссе, посвященном 75-летию Юрия Кувалдина, назвал нашего дорогого юбиляра «нетипичным гением». Но разве гении бывают типичными? Все гении - нетипичны, и типичны только в одном: в том, что они гении. Вот и Юрий Кувалдин такой типичный нетипичный гений! Да здравствует Юрий Кувалдин!!!
Я хочу выйти на сцену и прочитать в его честь вот эти свои стихи, которые читала 10 лет назад, в компании наших друзей, в Галерее АЗ, на его 65-летии:

ЮРИЮ КУВАЛДИНУ

Он один такой у нас в литературе.
Он кувалдой путь в Бессмертье пробивает.
Он - герой великих дел, Геракл в натуре,
И всегда в отличной форме пребывает.

Высший орден должен быть ему присвоен.
Жизнь без подвигов - смешнее анекдота.
И один, как говорится, в поле воин,
Если он притом Кувалдин, а не кто-то!

2011 г.

 

МНОГАЯ ЛЕТА ЮРИЮ КУВАЛДИНУ!

«Где мои 17 лет?» - спрашивал Владимир Высоцкий, когда ему было уже далеко за 17. «Где мои 75 лет, когда я был совсем молодой?» - спрашивал Виктор Боков, когда ему было 95 лет.
Юрию Кувалдину 19 ноября 2021 года исполнилось 75 лет - это ещё не многая лета, особенно на фоне Вечности. И я, как и все его друзья-товарищи, поздравляю его не только с этой датой, а со всеми его книгами и томами, и со всеми номерами журнала «Наша улица», и со всеми книгами авторов «Нашей улицы» и «Книжного сада», и со всеми фильмами о литературе и о своих собратьях, то есть со всеми великими свершениями и успехами, с которыми он пришёл к этой дате!!! И желаю ему мно-о-гая, мно-о-гая лета впереди и новых полуюбилеев и юбилеев и новых великих свершений во славу литературы, во славу Слова!
И желаю, чтобы через многая лета Юрий Кувалдин в день своего очередного Дня рождения спросил: «Где мои 95 лет, когда я был совсем молодой?»

 

 

13 НОЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ТИМОФЕЕВСКОГО!

Дорогой Сашечка Тимофеевский! Сегодня День твоего рожденья, который бывает у тебя «раз в году» в течение уже 88 лет и с которым я и
поздравляю тебя от всей души, желая, чтобы еще в течение многих-многих лет мы вместе с тобой и со всеми твоими и нашими общими друзьями и миллионами твоих почитателей отмечали раз в году «твой день рожденья» под твою песню Крокодила Гены!
Когда тебе было 80 лет, я сочинила вот такое четверостишие в твою честь:

ВЕЧНЫЙ ПОЭТ И ВЕЧНЫЙ РЕБЁНОК

Александру Тимофеевскому

Вечный поэт-ребёнок
Восьмидесяти лет.
Вечный поэт-ребёнок
Восьми-десяти лет.

А вот и продолжение этого стихотворения:

Вечный поэт-ребёнок
Восьмидесяти восьми лет.
Вечный поэт-ребёнок
Восьми-десяти-восьми лет.

Дорогой Сашечка Тимофеевский, классик поэзии! Живи! Твори! Радуйся жизни и творчеству и радуй этим всех нас!!!
Нина КРАСНОВА
13 ноября 2021 г.

 

20 НОЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРГАРИТЫ ПРОШИНОЙ!

Дорогая Маргарита!
Поздравляю тебя с Днем рождения! Ты считаешь, и очень правильно считаешь, что у тебя, кроме этого дня рождения, есть еще один - День рождения в тексте, с которого началась твоя жизнь в «Нашей улице» Юрия Кувалдина!
Желаю тебе всех радостей жизни в тексте и не в тексте! Новых отличных рассказов и эссе и публикаций! И вечного цветения, тем более, что у тебя имя цветочное!
Обнимаю тебя и шлю тебе несколько фотографий с наших праздников на «Нашей улице»!
Нина КРАСНОВА
20 ноября 2021 г.

P. S.
ПОСТСРИПТУМ (Группа «Памяти Анатолия Шамардина»)
Маргарита Прошина - автор журнала «Наша улица», «мастерица женской прозы», как называет Маргариту Прошину Юрий Кувалдин, одна из тех моих сестёр по перу, которая видела и слышала Анатолия Шамардина живьём, и на 65-летии Юрия Кувалдина в Галерее АЗ в 2011 году, и, сидя там за праздничным столом, в приятной компании наших друзей, вместе со всеми подпевала Анатолию, который пел песни на стихи Евгения Долматовского и на стихи Алексея Фатьянова и греческие песни... Была она и на вернисаже художника Александра Трифонова в Галерее «На Чистых прудах» в январе 2012 года, где Анатолий пел песни народов мира на разных языках. А потом попала на его сольный концерт в Клубе МВД 4 апреля 2012 года и под впечатлением этого чудесного концерта и золотого голоса певца написала прекрасное мини-эссе «Язык любви певца Анатолия Шамардина». Вот что значит творческая натура, которая не только чувствует прекрасное, но и старается выразить словами на бумаге то, что она чувствует!
Н. К. 22.11.2021

 

 

СЕРАЯ ПОГОДА

Когда-то я прочитала у Владимира Солоухина в одной из его книг, что он любит серенькую погодку, «с переменной облачностью», как сказали бы синоптики, и даже и с мелким моросящим дождичком, а не солнечную и яркую. И я тогда изумилась этому: как же можно любить не солнечную, не яркую, а серую погоду?
А теперь я тоже люблю такую. Она меня успокаивает, навевает мне несуетные мысли и настроения, а под дождичек и под его тихую однообразную мелодию, когда находишься дома, так приятно работать за компьютером и никуда не рваться, не бежать, не спешить и знать, что все люди сейчас тоже никуда не рвутся из дома на улицу, а наоборот идут домой, в свои пенаты. А как приятно спать ночью под легкий шумовой фон дождичка. 
А яркая и солнечная погода меня как-то будоражит и порой действует на нервы. Она вытаскивает всех людей на улицу, создаёт какую-то суетную атмосферу, когда все куда-то бегут, спешат, торопятся, боятся куда-то опоздать и не попасть, пропустить что-то такое, как им кажется, важное, значительное и прекрасное, остаться в стороне от каких событий внешней жизни…   
Эльдар Рязанов сочинил песню «У природы нет плохой погоды». Это в самом деле так: у природы нет плохой погоды. Но вот почему-то погоду, которую большинство людей считает плохой, я с годами стала любить больше, чем вроде бы хорошую.    

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

На днях говорила я по телефону с одним своим собратом по перу о профессионализме. И мы оба пришли к мысли, что профессионализм человека в какой-то сфере деятельности иногда мешает этому человеку воспринимать в целом красоту мира, красоту искусства, красоту поэзии, музыки, архитектуры… или красоту природы… или красоту души человека и красоту его чувств.
Например, пожарник приходит в театр. И вместо того, чтобы любоваться интерьером театра, красотой зала, красотой фойе, он начинает смотреть: а где тут двери и лестницы, через которые люди могут убежать на улицу и спастись от пожара, если этот пожар, не дай бог, возникнет, а где огнетушители, и есть ли они здесь.
Или, например, идёт плитоукладчик по Москве и вместо того, чтобы любоваться улицами и наслаждаться их красотой, он смотрит на собянинские плитки у себя под ногами и отмечает критическим взглядом, какие из них плохо и неправильно подогнаны друг к другу, какие треснуты, какие вот-вот отлетят, потому что плохо укреплены цементом… 
Или, например, гуляет по лесу лесник и только смотрит, какие из старых деревьев пора спилить, пока они сами не упали от ветра… а деревообделочник только и смотрит, какое дерево на что годится, на какие доски, на какую мебель… и не видит красоту природы.
Или, например, профессор музыки слушает певца или музыканта и только и знай, что ищет у него в исполнении какие-то недостатки…   
Как и профессор живописи, который смотрит на картины своих коллег и только и видит, где там что не так, по его мнению…   
Или, например, поэт-профессионал слушает и читает стихи своего собрата-непрофессионала, и отмечает, где какие у него технические погрешности в стихах, и не видит и не чувствует душу автора, красоту его чувств, которая у профессионала может не проявляться в его стихах, а у непрофессионала проявляется. 
Да, трудно бывает профессионалам с их профессионализмом... Им не хватает непосредственности, чтобы воспринимать в целом красоту мира, в котором нет предела совершенству и совершенствованию.

 

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

«Что день грядущий мне готовит?» - спрашивал Ленский в поэме Пушкина «Евгений Онегин».
Да и каждый человек в конце каждого уходящего или в начале каждого наступающего дня спрашивает если не вслух, то про себя, и если не точь-в-точь словами Ленского-Пушкина, то своими: что готовит мне новый наступающий день?
И только в конце каждого нового дня каждый человек узнаёт, что готовил ему этот новый день - что хорошего и что нехорошего? Если, конечно, человек доживает до конца этого дня.

А я в преддверии каждого нового наступающего года всегда спрашиваю себя перефразированными словами Пушкина: «Что год грядущий мне готовит?» И в течение всего года каждый день и каждую неделю и каждый месяц постепенно узнаЮ, что он готовил мне. И только в конце года узнаЮ всё.

Да и все мы так или иначе, каждый своими словами, спрашиваем себя в конце каждого уходящего года и в преддверии каждого наступающего нового года: «Что год грядущий нам готовит?» И узнаём об этом постепенно в течение всего года, и только в конце узнаём всё… если доживаем до конца года. А кто-то ведь и не доживает. Тысячи и сотни тысяч людей во всей стране и миллионы людей во всем мире не доживают до этого. 
Я желаю себе и всем своим друзьям, коллегам и всем добрым людям как можно больше всего хорошего и в уходящем старом, и в наступающем новом году и поменьше всего плохого, без которого не бывает и хорошего. И желаю всем дожить до конца старого, а потом и до конца нового года и узнать, что год грядущий нам готовил? И желаю, чтобы не было никаких пандемий и чтобы не было войны. Ведь и без всякой войны век человека короток, даже если человек живёт сто лет.

24 - 28 ноября 2021 г.,
Москва

 

 

 

"Наша улица” №265 (12) декабрь 2021

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве