Татьяна Озерова “Как вырастает сугроб” рассказ

Татьяна Озерова “Как вырастает сугроб” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Татьяна Васильевна Озерова родилась 31 декабря 1946 года в Воронеже. С 1965 года проживает во Владимире. Окончила исторический факультет Владимирского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». Автор книг: «Рисунки» (2000), «Дорога к дому» (2004), «Одноклассники», «Простые люди», (2016). Публикуется в  литературно-художественных и краеведческих альманах, газетах  Владимира.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Татьяна Озерова

КАК ВЫРАСТАЕТ СУГРОБ

рассказ


Вы когда-нибудь видели, как вырастает сугроб? Как наметает и закручивает ветер острый, твёрдый гребень снежного холма, и как умелый скульптор придает ему причудливую форму спины медведя, вершину сопки или песчаной дюны. Природа прекрасна во всех своих проявлениях, она словно говорит человеку: - Твори, выдумывай, пробуй!
Всю ночь шел снег и сияющим, пышным слоем покрыл всю землю. Снежные мелодии звучали тихо и приглушенно и на каждой ветке, и листе в нахлобученных белых шапках висели, звенели и капали тающие нотки. Везде была видна проступающая графика зимы, даже следы от машинных шин выписывали свои узоры и ритмы. Стало светло и чисто, казалось, что на улице голоса зазвучали гулко и отчетливо, как в пустой комнате.
Елена Ивановна, учительница начальных классов, шла в школу по узенькой снежной тропинке, где вдвоем было не разойтись, встречные, улыбаясь, ждали и уступали друг другу дорогу. Молодые мамы останавливали своих резвых деток:
- Не торопись, дай пройти вперед старшему!
Снегопад, наверное, был волшебным, он сделал сегодня всех прохожих вежливыми. У Лены под окном в первом снегу стояла черемуха, которая, казалось, снова зацвела и похорошела.
Именно в этот день ее ученикам предстояло написать сочинение о первом снеге, передать в слове свои чувства и переживания. В голове у Елены Ивановны сами собой складывались слова, с которыми она хотела обратиться к классу:
- Итак, сейчас поговорим о снеге, о снеге первом, на который ногой ступить не смеем, боясь нарушить снега чистоту. Поговорим о том летящем снеге, который ловим на ладошку в детстве и отправляем плавить на язык. О белизне листа начала книги, которую давно ношу я в сердце, и высказать не смею, вдруг сфальшивлю случайной первой нотой на листе…
- Ну, это уж я слишком завернула, - подумала про себя Лена. Это обращение для взрослых поэтов, а не для детишек. Она любила волнующий всех приход зимы, торжественное переодевание природы в белое платье и в ее записной книжке еще со студенческих времён было записано много стихов о зиме и, конечно, о любви:
- Среди зимы я веточку согрела и та не побоялась среди зимы сердечко обнажить – зеленым листиком мне доверяя жизнь. А за окном сугробы собирались, как белые медведи, и под плач метели еще раскрылся молодой листок, и удивился, как рано я родился, не в срок, но снова в почку спрятаться не смог.
Мне так хотелось, чтобы видел ты среди зимы ту веточку весны, чтоб изумился, и замер в нежности на миг, чтобы меня постиг в короткое мгновенье, мою любовь, надежду и волнение. Зачем же всех людей ценить, съедая соль? Не только через боль видна моя душа, она и в радости всегда тебе видна.
Эти стихи давно были написаны Леной своему однокурснику, в которого она была влюблена, а он был увлечен ее подружкой. А потом любовь растаяла, как снег и от нее осталось на память всего на всего несколько стихотворений. Чего она только не вспомнила по дороге в школу. И вот урок начался, дети наизусть прочитали стихи о зиме русских поэтов, на доске висела репродукция с картины А. Пластова «Первый снег» и все дружно принялись за работу.
Елена Ивановна стояла у большого окна и смотрела на побелевший школьный двор. Снег продолжал падать, а её третьеклассники писали свои первые стихи о волшебном времени года, когда мокрые лужи становятся стеклом, когда прилетает стая красных снегирей, когда наступает самый лучший праздник - Новый год!
Недавно дети прочитали книгу В. П. Крапивина « Сказки Севки Глущенко» (главу «День рождения»), где Севка впервые сочиняет стихи, как он мучается, подбирая слова о первом снеге, а теперь им сами придется пройти это испытание. Севка Глущенко написал:

«К нам зима пришла седая.
Тихо, как во сне.          
И на шапки оседает
Белый-белый снег…

Дети притихли, они вдруг поняли, как трудно писать стихи со « снежными словами». В классе воцарилась творческая тишина, которую Елена Ивановна умела отличать от напряженной тишины скучного урока или нежелания выполнять какую-либо неинтересную работу. Она видела, как глубоко задумалась Ксения, всегда радовавшая ее своими сочинениями, как чему-то своему улыбается Сашка с первой парты и Николай в сильном волнении опять грызет ручку. Она прошлась по рядам и заглянула в тетрадку к Александру, который написал:

Кругом снежок сверкает,
Землю белой скатертью
Он покрывает.
И очень нравится зима
ребятам в 3 «Д»!

Она улыбнулась Саше и ободряюще похлопала его по плечу.
У Ксении родились веселые строчки зимней песенки, а конец получился живым и волшебным, наверное, она подглядела утром, как у дверей дома рождается зимнее чудо:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла!                      
Пушистые снежинки
Летят-летят-летят,
Спускаются на землю,
Рождается сугроб!

Николай сочинил свою версию первого снега:

Жил на свете ветерок,
Двигался он на восток….
Он принёс нам снег и вьюгу.
Засверкала вся округа.

- Ребята, я попрошу вас вырезать из голубой бумаги снежинки и в середине на них написать свои стихи. Снежинками мы украсим доску, и у нас вырастет волшебный, поэтический сугроб, который уже никогда не растает в вашей памяти.
Лена очень любила свою работу и все свои беды и радости, нерастраченную энергию молодой женщины растворяла в школе. Дети платили ей ответной любовью, а родители о другой   учительнице и не мечтали. Творческий человек заряжает творчеством окружающих людей, где бы он ни трудился: в цеху, в поле, в театре или школе. За долгую учительскую работу она узнала много секретов детского воспитания, а главное правило у нее состояло в том, что зажигать на творчество может только тот, кто будет гореть сам, который до самозабвения будет отдавать себя любимому делу. Куда только не ездил её класс, на каких выставках не побывал, кого только не приглашал к себе в гости, в каких конкурсах только не участвовали её дети, и везде побеждали и были первыми.
Ей были близки слова Ивана Бунина о русских сказках, и самыми пленительными были в них образы о неизвестном и необычном: « в некотором царстве, в неведомом государстве, за тридевять земель, за горами, за долами, за синими морями»… И вот эту сказочную манящую даль она всегда создавала на уроке и в её царстве-государстве вырастали Василисы Премудрые и королевичи Елисеи. Уж, по какому щучьему велению это произошло, но именно Елисей Королёв на московском конкурсе детских сказок завоевал первое место. Праздник был у всей школы!
Елена помнила, что в детстве предновогодние дни были самыми сказочными, когда они шили костюмы, клеили маски, делали ёлочные игрушки, собирали длинные бумажные цепи. Особенно она любила делать из цветной бумаги фонарики, придумывала им разную форму и вклеивала блестящую фольгу в их окошки, чтобы фонарики как бы «понарошку» загорались на фоне темных и густых веток ёлки.
В свой класс она приглашала профессиональных художников, которые вместе с детьми творили чудеса. Она помнила свои веселые декабри, когда друзья кричали под окном:
- Ленка, айда, сугробы мерить!
Теперь они вместе с родителями и детьми ездили в зимний лес, катались на горках, пили из термосов горячий, душистый чай, а потом рассказывали в своих рисунках о пережитой радости. Она хранит детские работы в особой папке до поры прощального звонка, когда приходит и дарит выпускникам их трогательные сочинения:
Декабрьский снег пушистый и лёгкий. Много снежинок падает на землю по вечерам. Прежде чем упасть на землю, они кружатся у фонаря. Я любуюсь, как пушистым одеялом укрываются машины и деревья. Смотрю в окно зачарованно и не слышу, как мама зовёт меня на ужин. Потом вспоминаю про уроки, выполняю их, и снова застываю у окна. Смотрю – и дух захватывает. ( Виктория)
Сегодняшний снег был добрым и весёлым. Сначала он был похож на метель. А потом успокоился, он шёл ровно и плавно опускался на землю. Снег был пушистый и ярко белый. (Тимофей)
Сегодня за окном летел первый снег. Снежинки были белые и пушистые. Некоторые красивые и крупные снежинки не успевали долететь до земли, они таяли в воздухе. Другие падали на сырую землю и тоже таяли. Первый снег – недолговечен. Но скоро похолодает. Придут настоящие морозы и выпавший снег не растает. Он укроет поля, кусты, деревья и дома. Так наступает настоящая зима. (Дмитрий)
Ура! Выпал снег! Наконец, пришла зима! Иней давно покрыл деревья белой бахромой, но без снега на земле не было зимнего настроения. (Михаил)
В летнем лагере у неё была своя поляна сказок, куда они приходили с «лисичкиным хлебом». Она расстилала перед детьми лоскутное одеяло, как ковер-самолет. и на нем они отправлялись в сказочные полёты.
Всё, что было ярким, запоминающимся в её детстве она хотела подарить своим ребятам, но время было уже другое, и она с разочарованием видела, как совсем по-другому оцениваются некоторыми детьми герои старых, добрых сказок.
- Зря они корову зарезали! - говорит Максим о сказке «Крошечка-Хаврошечка».
- Надо было свинью заколоть. А корова-то, сколько бы им прибыли принесла! Она бы им холсты-то ткала и ткала, а они бы продавали и продавали их на базаре!
Когда читали сказку Ефима Честнякова «Чудесное яблоко», где старик в лесу нашел огромное яблоко и никак не мог его увезти домой в деревню. Лесные «жители» ему говорят, что пока в лес за ним не придут все до самого маленького внучонка с нянькой, им не снять яблока с ветки.
- Зачем внучонка в лес везти?!- нетерпеливо выкрикивает Сергей, - лучше бы они за яблоком роботов послали, и делиться ни с кем не надо было бы!
О своих мечтах они рассказывали ей в своих рисунках: «Хочу быть властелином мира! Хочу быть певицей, телеведущей, хочу иметь самую большую машину, хочу жить в компьютере, хочу быть монстром, чтобы все меня боялись, хочу уехать в Турцию, хочу уехать в Финляндию». Вот тут-то Елене Ивановне приходится заниматься тонким делом, а именно, постепенно воспитывать у ребят «родиночувствие», желание помочь слабому и утешить старого.
Столько загадок они задают ей ежедневно, сразу на всё и не ответишь; столько игрушек у них, названия которых она ещё не знает, потому что все они иностранного производства из чужих мультфильмов и сказок.
И, однажды, в ответ на их загадки, она спросила у первоклашек:
- Ребята, вы, конечно, все знаете, как зовут моего отца?
- Нет! - дружно прокричал весь класс.
- Как? - удивилась она. Я с вами работаю уже целый год, и вы не знаете, как зовут моего отца? - Нет! - продолжали шуметь дети. И вдруг одну девочку осенила мысль:
- Его зовут Иван!
- Правильно! У русского человека есть не только имя, но и отчество. Как будут звать тебя Верочка, когда ты вырастешь?
- Верой Петровной!  
Вот видишь - имя своего отца ты пронесешь по всей своей жизни. И это так прекрасно! Эта память о папе будет жить с тобой всегда - это твои корни.  
Ее корни остались в одноэтажном деревянном доме, где она жила с бабушкой и дедушкой на маленькой железнодорожной станции под Саратовом с яблочным ароматным названием - Анисовка. По вечерам, сидя у окошка, Лена все время смотрела на проходящие поезда. Она привыкла к звукам проезжающих составов и засыпала, не обращая внимания на их шум и грохот. Ей было хорошо с дедушкой и бабушкой, которые её очень любили, но в глубине души она чувствовала, что не случайно смотрит на проходящие поезда, что она всё время ждет маму, которая должна за ней приехать.
Где-то совсем рядом текла большая река Волга, иногда они ездили туда купаться, река манила и пугала её своей бескрайностью и вечным живым движением. Как всегда речные дали были бесконечно прекрасны: волны, воздух, вода, горизонты, грациозные изгибы веток прибрежных ивовых зарослей, одинокий белеющий парус, опрокинутые лодки на песчаной отмели - детская память эти картины сохранила, как фотоснимки...
Даже в безветренную тихую погоду, когда Лена входила в воду, крепко держась за дедушкину руку, она ощущала по ногам и всему телу, как будто сквозь нее течет огромная бесконечная река и тащит ее за собою, как малую песчинку.
Мама и папа приехали за ней перед поступлением в школу. И как хорошо было кем-то сказано: « вот и прошла одна моя жизнь». Самое грустное и болезненное расставание с близкими людьми, друзьями, животными, деревом под окном бывает только в детстве, когда эти святые узы кажутся неразрывными, а они рвутся у тебя на глазах, душа трепещет, и плачет от безысходности.
Она, конечно, понимала, что бабушку и дедушку увидит еще раз, когда они приедут к ним в гости. А своих друзей: кота Маркиза, она уже никогда не увидит, не увидит свою подружку - соседку Люську, ее брата Генку, с которыми проводила всё свободное время, как говорят, с утра до ночи. Детство, проведённое на станции, до сих пор живет в глубине её сердца, оно оживает то грустным, то радостным днём в зависимости от обстоятельств, оно выплывает при звуке поезда, при гудке электрички, при мелькнувшей в дали голубой полоске воды.
Так уж получается, что человеческая жизнь действительно состоит из нескольких жизней, где происходят главные возрастные изменения: из девочки превращаешься в девушку из нее в женщину, меняешь платья, туфли, прически, шлифуешь характер и привычки, а душа не меняется, она только наполняется новым опытом прожитого времени. Душа хранит в себе самое заветное, радостное и горькое, все пережитое, но ни с чем она не хочет расстаться и бережет каждое мгновение.
Мартовским, солнечным днём Лена шла по улице, оглушенная звуками капели и чириканьем воробьиной стаи.         Снег таял на глазах, и было даже видно, как над сугробами колеблется тёплый воздух. За ночь они покрывались хрустальными, ледяными кружевами, но старанье зимы было напрасно, так как уже к полудню весна их расплетала, распускала и растапливала.
- Ну и пусть тают сугробы, - думала Лена,- но она почему-то верила, что один волшебный сугроб, который они вырастили в классе, никогда не растает.
Снегоуборочная машина, проехавшая мимо Лены, срезала край большого сугроба и обнажила все его зимние наслоения. Как археологи раскапывают один культурный слой за другим и видят происходящие события ушедшего времени, так и по снежным пластам можно было видеть череду снегопадов, метелей и оттепелей, разделённую черными полосками бурной городской жизни.
Вот так и заканчивалась еще одна зима, а с ней и жизнь одного сугроба: родился, вырастал, поднимался вверх, укрывал семена на газоне, берег маленькие ёлочки и декоративные кустики, дышал, таял, и оседал, а потом был срезан, заброшен в машину и увезён.
К Лене пришли строчки, родившиеся от увиденной ею картины: под мартовским настом слоями спрессованы зимние дни, как звонко сегодня ручьями сбежали за город они …

 

Владимир

 

"Наша улица” №265 (12) декабрь 2021

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/