Андрей Голота “Сёстры” рассказ

Андрей Голота “Сёстры” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Андрей Вячеславович Голота родился 22 апреля 1966 года в городе Крымске, где и живёт сегодня. Первые публикации появляются в районной газете «Призыв» в середине 80-х годов. Продолжая регулярно печататься в некоторых газетах и журналах Кубани, в частности в журнале «Звезда Черноморья», поработал по многим рабочим специальностям, окончив Краснодарский институт культуры, работает руководителем театральной студии в родном городе, затем журналистом местных и краевых газет, научным сотрудником музея. В дальнейшем был главным редактором молодёжной газеты «Крымск», в1995-ом году издаёт свой первый небольшой сборник «Вифлеемская звезда», печатается в коллективном сборнике «Опалённая земля», самиздатом выходят сразу два сборника – «Начало» и «Его мадонна» (2001г.), затем «Голос» (2004г.), «Многоточие» (2005г.), и «Храм души» (2007г.), который стал совместным с дочерью Ниной, и в него вошли стихи и проза с 1986-го по 2007 г., статьи и сценарий «Чистейшей прелести чистейший образец», посвящённый А.С. Пушкину, в 2008 г. издаётся детский сборник стихов и сказок «Папины книжки», и в этом же году Андрей публикуется в краевом альманахе «Патриот», в который вошли стихи авторов Славянского, Крымского и Красноармейского района. В 2009-ом году выходит сборник «Цвета жизни», который составлен из стихов и прозы ранее не опубликованной. Это также ретроспекция с 1986 г. по 2009 г. В нём опубликована историческая повесть «Юность царя», описывающая события в Причерноморье, Крымском районе, в древней Горгиппии две тысячи лет назад. В 2010-ом году издан поэтический сборник «Кружева», где большое место выделено древнеславянским легендам и сказам. В ноябре 2011-го публикация в журнале "ЛЕГЕНС".,"ВЕЛИКАЯ ЭПОХА", "МЕНЕСТРЕЛЬ"В 2014-ОМ,"Иртыш - Омь" в 2015-ом, в журнале "Южная звезда" (Ставрополье)
В 2012 ВЫШЕЛ НОВЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК"ГАРМОНИЯ ХАОСА", В 2014-м вышел поэтический сборник "ЧАСТЬ ВЕЧНОСТИ". В "Нашей улице" публикуется с №199 (6) июнь 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Андрей Голота

СЁСТРЫ

рассказ

 

Двоюродные сёстры… То есть, не родные… Не совсем. Но это с какой стороны смотреть. Родные вдвойне, ведь если не осталось уже никого рядом… Хотя, когда вокруг кипела жизнь, то ближе людей всё же не было. С детства раннего Люба младшенькая со старшей Нелей, которая родилась в середине войны. Мать она помнила плохо, да и отца погибшего тоже. Осталась она одна с бабушкой, заменившей ей мать и отца. Лет с пятнадцати пошла работать на зерновую базу. На весовой по двенадцать часов справлялась ловко с жёстким шоферьём. Домой в хутор частенько приходилось добираться ночью через лес, через овраги, и по, едва заметным тропкам…
Там ждала её бабушка с сестрой и её мужем, вернувшимся с фронта только в начале пятидесятых. Семья у него образовалась в Донбассе, где он , демобилизовавшись, пошёл работать на шахту. Но вот не сложилось, и он вернулся. Простила его жена Надя, а вскоре дочь у них родилась. Жили сёстры душа в душу. Подрастала Люба, буквально на руках у Нелли, даже пример брала с неё во всём. Но из глухой деревеньки, которая, всё более становилась тесной для неё, тянуло Любу в большой город. Для начала уехала вместе с сестрой в райцентр, когда та вышла замуж и уже работала на большом заводе. Повзрослев, сорвалась и в столицу Края, и тоже устроилась работать на ткацкую фабрику. Жизнь в общаге ей нравилась… Она обрастала подружками и друзьями, да и сама прирастала к ним. Приезжала к сестре в гости всегда с подарками, а сына сестры полюбила, как родного. На каникулах он всегда с ней…
Море, развлечения, городская жизнь: та самая, настоящая. Мать в деревне, к тому времени живущую там одну, навещала тоже часто, и снова с племяшом Вовкой. А там лес, пруд, заманчивые бесконечные холмы… А что же за ними?... Как это манило всегда! Там и у него появились друзья. Именно там он увидел другую сторону жизни, именно там всё в новые краски.
Жили по горло в работе, часто захлёбываясь ею, но всё же находили время на встречи. Жили одной семьёй, хотя часто просто выживали по велению тех же изменчивых времён. Рождались дети, внуки подрастали сквозь тернии, а с ними рождались и новые заботы, переживания…
Годы брали своё безжалостно. Сёстры не молодели… Уже внуки взрослели… После смерти матери младшенькая поселилась в деревне, вышла замуж и ухаживала за хозяйством. Звонки от неё к Нелли стали поступать всё реже и реже, да и приезды теперь случались только по необходимости выехать в город. Но уж если приезжала, то со всевозможными вкусностями из деревни: кабанчика закололи, а вот от курочек, а вот инжир, яблоки, сливы… Но это всё реже, реже… Нет, не о подарках этих скучала Нелли. Всё хуже она чувствовала себя на восьмом десятке… Ноги ходили плохо… После смерти мужа её ещё больше подкосило. Она осталась с сыном, который по возрасту уж приближался к пенсии, да и внучка заходит…
Сын допоздна на работе. Каждый день в томительном ожидании.
…А какие застолья со всеми домашними бывали под виноградником над двором!... Всё в памяти, словно блестящие кусочки смальты в мозаике жизни. Нет… Ничего не кончилось, но день за днём ложилась какя-то прохладная тень на отношения… Будто облако закрыло солнце, и не хочет уходить…
С утра Нелли решила позвонить сестре, чтобы поздравить с Днём Рождения. Таила надежду, что позовёт, пришлёт сына на машине за ней… А уж лучше бы приехала к сестре сама, ведь она у себя принимает достойно, стараясь порадовать чем-то особенным вкусным.. Готовить она умела и любила. Приглашения не случилось… Это стало последней каплей, в буквальном смысле брызнули слёзы из глаз… Вскрикнула только: «Спасибо, сестрица! Празднуй!..» Бросила трубку и долго сидела на утренней, ещё тёплой кровати, подперев голову руками. Ничего не хотелось делать, хотя по обыкновению она не любила сидеть на одном месте и бездействовать. Всегда найдёт себе занятие… Готовка, уборка, а то и выйдет в магазин неподалёку, помогая себе тросточкой.
Так сидела она, может полчаса, а может больше… И всё не избавиться от мыслей тёмных. Упало на душу зёрнышко обиды. Но надо вставать и что-то делать… Ничего не приходит в голову. Так бывало очень редко, чтобы пол дня прошло за перечитыванием лечебных журналов и у телевизора… Да ещё в мыслях… Хотелось бы уж правнуков, хоть напоследок поняньчить….
После полудня звонок в дверь… Кто бы это мог быть!.. Открыла, как обычно, не спрашивая. Сестра стояла у полрога с сумкой в руках, и довольно увесистой…
- Впустишь, сестра? - спросила она. - Сумка тяжёлая…
- Проходи, - посторонилась Нелли, и Люба вошла.
- Как всегда, не спрашивая, отрываешь, - вздохнула она, раздеваясь. - Всегда отчаянная была…
- Мне уже нечего бояться, - проговорила она, проходя за сестрой на кухню. - Украсть у меня нечего, а кому я нужна… Решила всё-таки навестить старуху, выжившую из ума.. Не стоило.
- Ну, уж и не совсем выжившую, - грустно улыбнулась Люба.
- Ходила я тут как-то к юристу, - продолжала Нелли. - Надо было на сына завещание составить… Пора, пора… А там у них к психиатру посылают на освидетельствование. Прихожу, сажусь.. Какие-то дурацкие вопросы задаёт… в общем, справку выписала. Уже ухожу, а у дверей спрашиваю: «Мне теперь с этой справочкой к психиатру?» А она мне со смехом: «Женщина, я у вас эту справочку сейчас заберу! К юристу вам! До свидания…»
Сестра тоже рассмеялась, раскладывая из сумки на стол продукты… Здесь пакет с куриными яйцами, шмат сала свежего и большой пакет селёдки.
Работала Люба в последнее время на рыбзаводе вместе с сыном… Вот… Перепадало кое-что для себя и сестры.
- Спасибо, - тихо сказала Нелли, присаживаясь на стул, - сейчас картошечки сварим… У меня огурчики ещё есть, да рулет мясной.
…Вот они уже за столом нехитрым, да завидным. Достали початую бутылочку красного, ещё от прошлой встречи.
- Беда у меня, - начала Нелли с грустного. - Ты же знаешь, что Стаса моего похоронили на ветеранской линии. Он ведь узник малолетний… В оградке место-то ещё есть, а меня туда «заселять» не хотят… Не положено!... Люба, мы больше полвека вместе прожили! А теперь что?!.. Разлучают нас, Люба! У меня в голове не укладывается. Больно же… Я ведь не прошу там отдельную квартиру… Я же с ним хочу!.. Да и сыну потом удобно будет. А это через администрацию, через Совет ветеранов… Я так думаю, что дело и выше дойдёт… Ну это не глупость?!.. А ведь обиделась я на тебя, сестра…
Люба взглянула на неё, только пожав плечами.
- Время у меня щас такое, - наконец сказала она. - Старший внук школу заканчивает, а куда-то надо его определять… Он вообще-то уже определился в автомеханики. Хочет в колледж идти, а младший каждый день со школы… Его накормить надо…
- Послушай, - вскинула Нелли руки кверху. - У всех у нас были и раньше проблемы, заботы о детях, работа бесконечная. Люба, это не причина. Холодно, понимаешь?... Вот тут холодно…
Она приложила руку к груди, и слёзы выступили на глазах. Люба сидела молча, словно не находя, что ответить.
- А помнишь, как бабушка тебе задание дала, - наконец спросила она. - Траву на грядке вырвать?
- Помню конечно, - ответила Нелли. - И грядка-то была луковая… На травку похожа. Так я всю эту «травку» повырвала и курам отдала. Бабушка так и присела: «Доця, шо ж ты наробыла!..»
- Так зато куры сыты, - рассмеялась Люба. - Есть нам, сестра, что вспомнить. Не хотела я тебе, сестра рассказывать… Думала, так вот со мной и уйдёт… Ты же помнишь, как отец твой выпивал… Через день, два вдрызг. Так вот как-то тебя в доме не было… Хотела бабушка, молодая тогда ещё. Сапоги хотела снять у него, а он ногой как пнёт!.. Да прямо ей в грудь. Через всю хату пролетела. Как только жива осталась…
- Так значит, - помолчав произнесла Люба. - позже у неё и отняли!... Нелечка, как же он мать доставал… Но он мой отец. Уж какой был… Я плохо помню его, но очень хорошо помню мамины слёзы. И ведь замуж - то больше не вышла. Да просто не было у неё никого кроме меня и нескончаемой работы в колхозе.
…Свободна только вода, да вот огонь, в краткие моменты его жизни. Н е свободен только человек. Ответственность за родных и близких. Как это отпустить? Как отпустить себя? Влететь и забыть?... Оставшись с грузом, который придётся нести.
Досмотрели сёстры всех родных и близких, не задумываясь о том, а надо ли… Жили так, как велела совесть. Это совсем не высокие слова. Жили так, как дышали и пели…
- А давай-ка бабушкину, сестра, - пригубив красного, сказала Нелли. - А то вот сын говорит: Не поют в этом доме песен давно…
- Запевай, - поддержала Люба.
И полилась понемногу песня из той прошлой жизни…

А как была я молода,
Белолица, да ясноглаза...
Ой, текут года, как реки вода…
Я была тогда не целованная ни разу.
Ой, ходил, ходил он за мной,
Говорил, Что любит навеки.
Только быть мне всегда одной,
А года… года-то , как реки…

…Лилась песня… Подёрнулись глаза влагой, но это была грусть, переплетённая с радостью. Радость того, что они вместе. Эта радость момента единения. Как же много было всего в этой длинной, но такой короткой жизни. Так часто дни впроголодь, но в праздники веселье и достаток… Так всегда было , и пусть продлится…
- Как же мне сына жалко, сестра, - помолчав, сказала Нелли. - Уж я - то знаю, как это тяжело каждый день по десять-двенадцать часов работать. Очень он устаёт. Я вижу… Хотя он и не признаётся. А ведь годы - то уже тоже…
- Главное, что он у тебя есть, - отвечала Люба, - А ты у него… Ты помнишь руки моей мамы? Ведь кора дерева краше! С ранней юности в поле, в колхозе, а дома по хозяйству до заката. И меня приучила. Я ведь на ферме десять лет проработала.
- Не дай Бог нашим детям и внукам подобную жизнь, - вздохнула Нелли. - Хотя… Не жаловала нас судьба, но и мы на неё не жаловались… Трудно жили! Да! Но ведь весело! А может , потому что молоды были…
…Посидели ещё немного, но Любе уже пора на автобус… Слёзно обнялись, попрощались, и снова старшая сестра прошла в спальню. Близился вечер. Скоро сын вернётся с работы, и будет с кем поговорить.
Не прошло и месяца, как Нелли обнаружила в почтовом ящике конверт… В нём оказался тот самый документ - разрешение на подзахоронение… Тут же позвонила Любе поделиться….
«Живи ещё долго, сестра, - услышала она в трубке, - на радость нам и детям…»
Так крепко и спокойно она ещё не спала, как этой ночью…

 

 

"Наша улица” №266 (1) янврь 2022

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/