Нина Краснова "Разрозненные «заметы» сердца моего"


Нина Краснова "Разрозненные «заметы» сердца моего" январь 2022
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

РАЗРОЗНЕННЫЕ
«ЗАМЕТЫ» СЕРДЦА МОЕГО

январь 2022

 

ГОЛЫЕ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ

У меня дома, в моем рабочем отсеке, где я сижу за компьютером и набираю на клавиатуре свои тексты, виден за двухстворчатым окном, за стеклами, кусочек неба с ветвями деревьев, берёз и тополей. Небо сейчас белого молочного цвета, а ветви деревьев - голые, в основном коричневого и черного цвета, а из переплетения этих ветвей образуются тонкие, диспропорциональные графические узоры, которые летом и осенью прикрыты листвой и совсем не видны, а сейчас видны очень хорошо. И такой зимний пейзаж напоминает мне картины художника Александра Трифонова с его зимними пейзажами и узорами голых веток. Например, на картинах «Замок», «Зимний Тильбург», «Эйндховен»… Именно глядя на них, я когда-то подумала впервые: «Оказывается, сколько красоты в голых ветвях…» - И с тех пор, когда я иду по улице и смотрю на деревья с голыми ветками и с узорами ветвей, я думаю: «Это всё - как на картинах у Саши Трифонова».    

 

«МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ, НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ…»

Помню, моя учительница начальных классов говорила нам, своим ученикам, среди какого-нибудь урока, например, чистописания:
- А теперь все поднимайтесь из-за своих парт, вставайте, сейчас мы с вами будет делать зарядку, упражнения для пальцев. Вытягивайте перед собой обе руки и сжимайте и разжимайте ладони и повторяйте за мной вслух:

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.

И мы вместе с ней делали такую зарядку, и хором повторяли вместе с ней в такт нашим движениям эти стихи неизвестного автора, которые она знала, наверное, от своей учительницы, а та от своей и так далее. Я запомнила это на всю жизнь. И иногда, когда слишком долго сижу за компьютером и пишу свои сочинения, книгу за книгой, поднимаюсь из-за своего рабочего стола, вытягиваю перед собой обе свои руки и начинаю сжимать и разжимать ладони и в такт своим движениям произношу вслух: 

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.

 

ПАДЕЖИ

А интересно, как сейчас школьники запоминают названия и порядок падежей в русском языке? И как учителя помогают им в этом?
Моя учительница начальных классов Анастасия Григорьевна Хорохорина, в школе-интернате, где я училась с первого по восьмой класс, помогала нам вот так:
- Ребята, чтобы вы могли лучше запомнить названия и порядок падежей, вы запомните вот это двухстишие в рифму:

Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пелёнку.

Каждая первая буква каждого слова в этом двухстишии - это будет и каждая первая буква названия падежа.

Иван - Именительный падеж (есть кто, что? Иван, цветок)_
Родил - Родительный падеж (нет кого, чего? Ивана, цветка)
Девчонку - Дательный падеж (подошёл к кому, к чему? к Ивану, к цветку)
Велел - Винительный падеж (вижу кого, что? Ивана, цветок)
Тащить - Творительный падеж (доволен кем, чем? Иваном, цветком)
Пелёнку - Предложный падеж (мечтаю о ком, о чём? Об Иване, о цветке)

Не знаю, как мои одноклассники, а я на всю жизнь запомнила названия и порядок падежей, благодаря этому смешному стишочку про Ивана, который родил девчонку.
А недавно вроде как подзабыла порядок падежей, но сразу и вспомнила, как только вспомнила это, по всей вероятности, старинное - в две строки с рифмой - присловье от Анастасии Григорьевны, которое она знала от своей дореволюционной учительницы, а та знала от своей дореволюционной учительницы и так далее. 

 

СКОЛЬКО ДНЕЙ В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ?

А как меня в детстве научили запоминать, в каком месяце 30 дней, а в каком 31?
Надо сжать, например, левую ладонь в кулак и указательным пальцем правой руки пройтись по выступам косточек на левом кулаке и по впадинам между этими косточками.
1. Первый выступ (на сгибе указательного пальца около тыльной стороны ладони на левом кулаке) будет январь - 31 день.
1-а. Первая впадина за первым выступом будет февраль - 28 или 29 дней.
2. Второй выступ будет март - 31 день.
2-а. Вторая после него впадина будет апрель - 30 дней.
3. Третий выступ будет май - 31 день.
3-а. Третья впадина будет июнь - 30 дней.
4. Четвертый выступ будет июль - 31 день.

Все выступы - это месяцы, в которых 31 день, а все впадины - это месяцы, в которых 30 дней (а в феврале меньше 30-ти). 

Потом можно на этом же кулаке, а можно на другом начать опять идти пальцем по выступам кулака и впадинам между ними.
1. И первый выступ будет август - 31 день.
1-а. Первая впадина будет сентябрь - 30 дней.
2. Второй выступ будет октябрь - 31 день.
2-а. Вторая впадина будет ноябрь - 30 дней.
3. Третий выступ будет декабрь - 31 день.

Я уже не помню, кто научил меня вот так определять, сколько дней в каждом месяце. Не учительница в школе, нет. Может быть, моя старшая сестра Таня, которую кто-то научил этому, а она научила меня?

 

АВТОРСКАЯ  ГЛУХОТА

Есть в литературоведении такое понятие - авторская глухота. Она проявляется у писателей, и особенно у поэтов, когда они не чувствуют соседства одних слов с другими и не слышат, что получается в результате этого. Причем авторская глухота иногда бывает даже у гениев литературы. Например, у Пушкина.
Я помню, в детстве мне очень нравилось вот эти стихи Пушкина, которые, я читала в его трехтомнике не вслух а про себя:

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали? 
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
(…)
Встречали ль вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
(…)
Вздохнули ль вы?

Эти стихи завораживали и очаровывали меня. И своей внутренней музыкой, и своими рефренами: слыхали ль вы? встречали ль вы? вздохнули ль вы?
А когда я стала читать эти стихи вслух, там вдруг появились львы:

Слыхали ЛЬВЫ… певца своей печали…
Встречали ЛЬВЫ… певца своей печали…
Вздохнули ЛЬВЫ… внимая тихий глас…

И сразу стихотворение превратилось из лирического в комическое.
Наверное, Пушкин никогда не читал эти стихи вслух и не пел их… Иначе он увидел бы там львов…

Кстати, и у Лермонтова в его хрестоматийных стихах «На смерть поэта», которые каждый школьник знает наизусть, есть элемент авторской глухоты:

Погиб поэт! - невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!

Грех смеяться над трагическими стихами… и я не смеюсь, но что здесь слышится в третьей строке: С СВИНЦОМ в груди? - С ВИНЦОМ в груди. У поэта в груди ВИНЦО? Между прочим, винцо это заметил у поэта в груди и Женя Лесин, которому близка тема алкогольных напитков и у которого на них отличный нюх.

Анна Ахматова иногда тоже страдала авторской глухотой. Например, вот в этом стихотворении:

Не буду я делить С ТОБОЙ УДАЧУ,
я не ликую над тобой, а плачу…

Я не знаю, читала ли Анна Ахматова эти свои стихи когда-нибудь вслух… Если бы читала, то могла бы услышать, что здесь получается при сочетании слов «с тобой удачу».

Когда артистка Матвеева в спектакле «До и после» на Таганке, эмоционально, взволнованно, как того требовала её роль, кричала со сцены в зал своему партнёру:

Не буду я делить с тобой удачу! -

Мне слышалось вот что:

Не буду я делить С ТОБОЮ ДАЧУ!

Но неужели это слышалось мне одной? А зрителям и артистам и режиссёру Любимову нет? Всем, что ли, слон на ухо наступил? Если бы она хотя бы сделала голосом отбивку между словами, секундную паузу - вздох - между ними: не буду я делить с тобой… удачу… - тогда всё было бы в порядке? Но всё равно - эта строка слабая, и её нельзя поправить. Или можно? - если сделать в ней перестановку слов: «Не буду я с тобой делить удачу»? Увы, всё равно эта какая-то нескладная строка. И от перестановки слов в ней она не становится лучше, даже и без авторской глухоты.

Впрочем, авторская глухота бывает и в песнях. Например, в прекрасной песне на стихи Михаила Исаковского «Лучше нету того цвету»:

Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милая придет. (Когда милый мой придёт.)
Как увижу, как услышу,
Всё во мне заговорит.
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.

Здесь в пятой строке, откуда ни возьмись, возникли какие-то «каки»:

КАКУ вижу, КАКУ слышу

Здесь и ещё один элемент авторской глухоты присутствует. Оттого, что нет пояснительных слов, куда и к кому придёт милая или милый, получается вот что:

Лучше нету той минуты,
Когда милая ПРЯДЁТ.  (Когда милый мой ПРЯДЁТ.)

То есть милая (и милый) здесь превращается в пряху, которая, как «молодая пряха», «у окна сидит». Если бы здесь при глаголе «придёт» были пояснительные слова: когда милая (или милый) ко мне придёт, тогда этот глагол не ассоциировался бы с глаголом «прядёт», но эти пояснительные слова не влезли в строку, в песню, а Исаковскому не хватило мастерства вставить их туда так, чтобы их оттуда нельзя было выкинуть. Или ему не хватило чувства слова. 

Кто-то рассказывал мне историю о том, как Инна Кашежева один раз читала со сцены Большого зала Центрального Дома литераторов, при аншлаге, своё патриотическое стихотворение о том, как наш казак рубил врагов острой шашкой, и воскликнула громко, с боевым напором и пафосом:

Отруби лихую голову до самого плеча!

И весь зал услышал:

Отрубили ХУЮ голову!..

Но потом я узнала, что это не стихотворение Инны Кашежевой, а отрывок из поэмы Веры Инбер о Степане Разине, который Вера Инбер когда-то, тогда еще юная и неизвестная поэтесса, прочитала уже известному поэту Владимиру Маяковскому. И тот тут же услышал своим развитым поэтическим слухом то, чего не слышала она, и спросил: «А ты, Верочка, стихи-то свои вслух кому-нибудь читала?»
И вроде бы Маяковский тут же сочинил прикольный экспромт про Веру Инбер, или, как сейчас говорят, «стёб»:

Ах у Инбер, Ах у Инбер!
Что за глазки, что за лоб!
Все глядел бы, все глядел бы,
Любовался на неё б!

Правда, по другой версии это сочинил не Маяковский, а Пастернак в ответ на эпиграмму, которую Вера Инбер сочинила на Пастернака:

Лети казак,
Скачи, казак
Сруби лихую голову.

И у Пастернака его «стёб» звучал не точь-в-точь как у Маяковского, а в несколько видоизменённом виде:

Ах у Инбер, Ах у Инбер!
Что за глазки, что за лоб!
Все смотрел бы, все смотрел бы,
На неё б!

Может быть, Пастернак просто подредактировал четверостишие Маяковского на свой вкус и сделал свой вариант этого экспромта?
Я бы добавила туда, в последнюю строку повтор - «На неё б!»:

Все смотрел бы, все смотрел бы,
На неё б, на(о) неё б.

Инна Кашежева потом примеряла всё это к себе:

Ах у Инны, ах, у Инны
Что за носик, что за лоб…

Это четверостишие (все его варианты) - классический пример того, как авторская  глухота обыгрывается в стихах и превращается из недостатка в достоинство, в антиглухоту, если делается в юмористическом стиле, с юмористическим уклоном.

Кстати сказать, в моем детстве, «ребята нашего двора», а с ними и мы с моей сестрой, откуда-то (может быть, от одного из судимых жителей двора) знали и, бегая по двору, читали такое вот смешное многостишие:

Папе сделали ботинки,
не ботинки - полботинки,
папа ходит по избе,
бьёт мамашу… папе сде-
лали ботинки,
не ботинки - полботинки,
папа ходит по избе,
бьёт мамашу… папе сде-
лали ботинки…

И так далее.

Это не просто смешное, шутливое многостишие, оно и еще и полезное в том смысле, что развивает поэтический слух, чтобы у человека (и не только у детей, но и у взрослых, в том числе и у литераторов) не было орфоэпического заболевания - авторской глухоты.  

 

НОВЫЙ ДАР АЛТАЮ ОТ НИНЫ КРАСНОВОЙ
В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД 80-ЛЕТИЯ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА

1.
В четверг 9 декабря уходящего 2021 года мне позвонил из Барнаула директор ГМИЛИКА (Государственного Музея Искусства Литературы и Культуры Алтая) Игорь Алексеевич Коротков - Игорь, мой и наших с ним друзей давний друг, с которым нас когда-то, а точнее в 2011 году, 10 лет назад, связали Валерий Золотухин и Пётр Кобликов, а теперь связывают музейные дела, касающиеся архивов и вещей Золотухина из его Таганской кладовки, которые мы с Петей Кобликовым когда-то, а точнее 10 лет назад, когда администрация задумала делать ремонт в кладовке и велела Золотухину освободить её, вывезли оттуда каждый к себе домой, чтобы они не попали на помойку. Потому что для кого-то все эти вещи и архивы - хлам, а для музеев - ценнейшие экспонаты. Это надо понимать.
Зимой 2016 года, в юбилейный год 75-летия Валерия Золотухина, которого Бог унёс к себе в 2013 году, я отослала в ГМИЛИКА на имя директора Игоря Короткова 9 коробов с архивами и вещами Валерия Золотухина (и с номерами журнала «Наша улица», в которых есть материалы Таганского домового и о нём). У меня тогда ушло 2 месяца, чтобы подготовить всё это для транспортировки и сделать подробную опись содержимого всех 9-ти коробов. Алтайское представительство в Москве предоставило мне фуру, которая и увезла этот багаж в Барнаул.
А Игорь Коротков и его помощница Елена Огнева сообщили мне, что всё это стало «фундаментом» золотухинского музея, мемориального комплекса в родном селе артиста, в Быстром Истоке.

2.
И вот теперь Игорь Коротков попросил меня, чтобы я в новый юбилейный год 80-летия Валерия Золотухина прислала в Барнаул ещё кое-что из того, что я сохранила, но пока не успела отправить, потому что у меня руки до всего этого не доходили.
- Ты не делай опись содержимого коробов, - посоветовал мне Игорь. - Ты просто уложили туда всё подряд, без разбора. Это займёт у тебя час времени. А в понедельник к тебе приедет машина от Алтайского представительства и увезёт всё в Барнаул.
Нет, часа времени мне не хватит даже на то, чтобы открыть мои пластмассовые «ящики для игрушек», где хранятся у меня золотухинские «экспонаты», и чтобы подготовить для этих «экспонатов» пустые короба, выгрузив оттуда тираж моих книг «Золотой самородок из Хасаута-Греческого»… Да и вообще… я не могу свалить в короба всё как попало, без разбора, «в кучу малу»… Это же не хлам какой-нибудь, а экспонаты для музея. Их надо систематизировать, разложить по пакетам, сделать подробную опись всего этого, а что-то и сфотографировать, чтобы я знала и помнила, что я отправила в Барнаул.
То есть я должна выполнить «пятилетку в три дня», как в одном старом и теперь уже старинном анекдоте:
По радио объявили, что через три дня наступит конец света. И кто как отнёсся к этому? Кто-то решил пить все три дня, чтобы упиться «до усёру», как сказала бы моя матушка своим солотчинским языком. Кто-то решил заняться развратом, доставить себе такое удовольствие перед концом света. А рабочие одного завода взяли на себя повышенное обязательство - выполнить пятилетку в три дня!
Вот и я решила подготовить для музея минимум или максимум три короба с «экспонатами» не за два месяца и не за месяц, а за три дня! Как не только в анекдоте, но и в песне: «Партия сказала: «Надо!» - «Комсомол ответил: «Есть!»

3.
Не буду писать, как я работала все три дня без сна и отдыха… Главное, что я, так сказать, с честью выполнила своё повышенное обязательство! То есть за три дня сформировала и укомплектовала три короба с архивами и вещами Валерия Золотухина и сделала подробную опись содержимого коробов. И добавила для музеев в Барнауле и в Быстром Истоке и для моих алтайских друзей - для Игоря Короткова, для Елены Огневой и для Виталия Кирьянова несколько экземпляров своей книги «Золотой самородок из Хасаута-Греческого» об Анатолии Шамардине, который в 2011 году помогал мне перетаскивать с Таганки домой и поднимать на третий этаж тяжеленные тележки с архивами и вещами Золотухина и помог спасти и сохранить их. Спасибо, Толя! Кстати, в моей книге о «золотом самородке из Хасаута-Греческого» есть страницы и о «золотом самородке» из Быстрого Истока, и о Юрии Кувалдине с «Нашей улицей».
В понедельник, в 10 часов утра, мне позвонила представительница Алтайского представительства Елена и спросила:
- Нина Петровна, во сколько часов прислать машину к вашему дому, чтобы она приняла ваш дар Алтаю?
- В промежутке между 12 и 13 часами.
В 12.30 к моему дому подъехала «Тайота» с двумя представителями Алтайского представительства, Михаил Гумилёв и Алексей Феофанов, которые легко, быстро и радостно погрузили в машину мой дар Алтаю. И мы сфотографировались у меня на лестничной площадке, а потом и на улице около машины, в честь такого исторического события. И мои новые друзья получили от меня в подарок по экземпляру моей книги «Тайна», где есть стихи и частушки и о Золотухине, и об Алтае.

 

15 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ЛЕСИНА

Женечка дорогой! С днем рождения тебя! Как хорошо, что ты родился и что ты есть в нашей жизни и в нашей литературе! Будь всегда! И будь именно таким, какой ты есть, прекрасный, несравненный и независимый!!!!!!!! С любовью - Нина Краснова

ПРО ЕВГЕНИЯ ЛЕСИНА

1.
Любит Женя не казенаки,
а экслибрисы, книжные знаки.
Страсть питая к новинкам книжным
(параллельно и к девушкам, к нежным),
он ведет книгочейную рубрику,
просвещая и радуя публику,
с ней не скидываясь по рублику.
Он талантливо ярок, пригож,
на красивый экслибрис похож.
Женя Лесин — эсклибрис «НГ»,
он «извесен» во всем СНГ.

2.
Лесин работал до оборзения
в редакции «Книжного обозрения»,
но, доработавшись до оборзения,
ушел из «Книжного обозрения».

3.
Вся поэзия Лесина населена
интересными типами-типчиками,
словно лес урбанический птичками,
вся напичкана, населена.
Этим радует нас она,
этим самым она сильна.
Вся похожа она на ле-си-на
и на лес и на...
По сравненью с другими поэзия Лесина
ина.

4.
Поэт Евгений Лесин -
конечно же, «прелесен»,
При том, что этот Лесин
немножко куролесен.
Немножко куролесен
любимец кралей Лесин,
но тем, что куролесен,
и тем «прелесен» Лесин.

 

 

ЗАСЕДАНИЕ НЕ ПРОЗАСЕДАВШИХСЯ ЧЛЕНОВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ СП МОСКВЫ

В ноябре секретарь Союза писателей Москвы поэтесса Ольга Голованова дала мне как члену приемной комиссии читать целый мешок книг авторов, рекомендованных нашими коллегами в СПМ. Мы с нею, как всегда, посидели в офисе за чашкой кофе и, как всегда, приятно пообщались, поделились своими новостями, поговорили о своём душа в душу.
И я повезла мешок с книгами к себе домой. И читала и читала их одну за другой, одну толще другой и, кстати сказать, одну интереснее другой. И потом писала свои отзывы о них, не зная «ни сна, ни отдыха».
И вот 27 декабря, заседание приемной комиссии состоялось. Раньше все эти заседания проходили в Малом зале ЦДЛ. А на этот раз не там, а в Мессенджере и в ЧАТе. Туда и явились члены приемной комиссии, там мы все и повидались друг с другом, Елена Исаева, Эля Сухова, Рада Полищук, Юлия Покровская, Лера Манович, Михаил Вирозуб... И как-то мы все больше сблизились между собой через ЧАТ. И обсудили кандидатуры новых членов СПМ. И проголосовали почти за всех, в том числе, слава Богу, и за всех «моих», книги которых мне выпало читать.
И поздравили друг друга с наступающим Новым годом и пожелали, чтобы он был лучше, чем уходящий, и «чтобы всё плохое осталось позади, а все хорошее было впереди» (как говаривала моя матушка)!
А Фарит Нагимов принёс в ЧАТ букет нежных белых цветов, чтобы наше заседание получилось более красочным, каким оно и получилось в результате.

 

ВОЗРАСТ

Возраст - понятие относительное.  Когда мы с моей сестрой Таней в детстве играли в куклы, в семью, то бабушке в семье наших кукол было 40 лет. Нам с сестрой казалось, что это очень большой возраст, после которого уже ничего хорошего и интересного у человека быть не может, жизнь кончается после 40 лет. Но с годами я поняла, что жизнь не кончается у человека и в 50, и в 60 лет, и в 70 лет, и так далее, и даже в 90, и что в любом возрасте человек может быть молодым по своей душе и полным физических и творческих сил и всё самое лучшее и самое интересное у него может быть не позади, а впереди. Потому что в каждом возрасте у человека свои радости и свое счастье.
Когда мне было 35 лет, я написала такие стихи:

О ВОЗРАСТЕ

1.

Я всегда думала:
«Эх, было бы мне на 5 лет меньше, чем есть!»
Нет, не на 10, не на 15, а только на 5.
Сейчас, когда мне 35 лет, я думаю:
«Эх, было бы мне лет 30!» -
А в 30 думала:
«Эх, было бы мне 25!» -
А в 25 думала:
«Эх, было бы мне 20!» -
А в 20 думала:
«Эх, было бы мне 15!»

А в 15 думала:
«Эх, было бы мне 10!» -
А в 10 думала:
«Эх, было бы мне 5 лет…»

2.

Придёт время,
когда я буду думать:
«Эх, сбросить бы мне годков 15,
чтобы мне было годков 35». -
Как теперь, когда мне 35, я думаю:
«Эх, сбросить бы мне годков 15,
чтобы мне было годков 20».

Придёт время,
когда я буду думать:
«Эх, сбросить бы мне годков15,
чтобы мне было годков 50…»
А может быть, придет время,
когда я буду думать,
как одна моя старая знакомая,
живущая в новом микрорайоне:
«Эх, сбросить бы мне годков 15,
чтобы мне было годков 80».

 

СЮРПРИЗ К НОВОМУ ГОДУ

Вот радость так радость! Такая неожиданная, «нечаянная радость». Я получила от международного арт-центра "Глория" и комитета Де Ришелье во главе с президентом, учредителем и организатором проекта "Движение" Еленой Ананьевой ДИПЛОМ "ЗА ВКЛАД В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ"! Такой подарок получила к Новому году! "Не сохла, не болела" (то есть даже и не думала об этом), как сказала бы моя матушка. И вот на тебе, Нина! Я пляшу и прыгаю от радости до потолка! Спасибо всем, кто удостоил меня такой высокой награды!!!

 

ЗВОНОК ОТ АНДРЕЯ ЯХОНТОВА

На вечере памяти «хулиганствующего ортодокса» Иосифа Раскина я подарила Андрею Яхонтову свою книгу о нашем друге, певце и композиторе Анатолии Шамардине «Золотой самородок из Хасаута-Греческого», второй том.
И вот сегодня, сейчас Андрей позвонил мне и поблагодарил меня за книгу и за «тёплый автограф» и сказал:
- Книга очень хорошая, очень! Я читаю ее так… то одну главу открою, то другую… Ты молодец! Ты проделала титаническую работу, титанический труд. Как ты смогла всё это сделать? Справилась с таким объемом…
- Я сделала эту книгу, чтобы жизнь Анатолия не пропала.
- Ты сохранила жизнь Анатолию. Увековечила его. Он был добрый, светлый человек и прекрасный певец.
-У тебя есть его диски?
- Есть. Он дарил мне их.
- Он тебя очень любил! Восхищался тобой! Собирал газеты с твоими публикациями. Читал тебя, с карандашом… подчеркивал разные твои фразы… И ты так трогательно написал о нем в «Московском комсомольце» (когда Толя покинул нас). 
В книге есть глава «Анатолий Шамардин и Андрей Яхонтов».
- Да… я читал ее…
Мы с Андреем очень душевно поговорили. Он похвалил меня и за мою книгу «Ортодоксальный хулиган Иосиф Раскин». А я похвалила его ещё и за статью о Юрии Кувалдине «Нетипичный гений» в «МК», где Андрей и меня упомянул в числе авторов «Нашей улицы», в «числе хороших».
- Я смотрю, ты всё читаешь, - одобрительно сказал он.
И мы с ним поздравили друг друга с наступающим Новым годом и пожелали друг другу всего самого лучшего в Новом году. 

 

ИЗВЕСТНЫЕ И НЕИЗВЕСТНЫЕ

Сейчас в России идёт переоценка ценностей. И многие деятели литературы и искусства, которые были очень известными раньше, в советское время, и не слезали со страниц газет и журналов и с экранов телевизора и каждый божий день звучали по радио и получали разные официальные звания народных и заслуженных и Государственные премии и другие награды, вдруг сейчас оказываются забытыми и становятся такими же неизвестными, как и их неизвестные коллеги того времени. А неизвестные наоборот становятся всё более известными, даже и ушедшие в мир иной. И что получится в перспективе? Я написала об этом две строки:

Неизвестные станут известными,
А известные неизвестными.

 

29 - 30 декабря 2021 г.

 

 

"Наша улица” №266 (1) январь 2022

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве