Татьяна Озерова “Девочка с персиками” рассказ

Татьяна Озерова “Девочка с персиками” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Татьяна Васильевна Озерова родилась 31 декабря 1946 года в Воронеже. С 1965 года проживает во Владимире. Окончила исторический факультет Владимирского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». Автор книг: «Рисунки» (2000), «Дорога к дому» (2004), «Одноклассники», «Простые люди», (2016). Публикуется в  литературно-художественных и краеведческих альманах, газетах  Владимира.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Татьяна Озерова

ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ

рассказ


Когда-то в юности Ирина прочитала рассказ Александра Грина «Акварель» и долго была под его впечатлением. Герои рассказа - прачка Бетси и ее муж - кочегар Клиссон - случайно оказавшись на выставке акварелей, увидели картину, изображающую их старый кирпичный дом, увитый плющом, узнали свою скамейку, двор с разросшимися деревьями. Они никак не могли понять, что о доме, в котором они так скудно и бедно живут, «неизвестные им люди говорят так нежно и хорошо».
Она поверила в эту историю, ей казалось, что нарисуй кто-то их дом, покажи, как красиво он расположен у двух прудов в окружении высоких берез, то и жизнь внутри его измениться к лучшему. Отец с матерью перестанут ссориться, соседи будут улыбаться друг другу и у всех в душе наступит покой и тишина. Она верила в силу преображения человека через прекрасное: природу, музыку, живопись, поэтическое слово, наивно верила, что люди искусства не могут быть жестокими, подлыми, злыми, что красота всегда очищает от скверны. Верила, что Венера Милосская может выпрямлять души у Тяпушкиных, Чистоплюевых и Полумраковых.
В комнате, где они и жили с сестрой, висела репродукция с картины Валентина Серова «Девочка с персиками». Ирина так привыкла к ней, как к струящемуся свету из окна. Все в картине было знакомо и любимо ею: и девочка в розовой кофте с темным бантом, и кукла-гренадёр, и декоративная тарелка, висящая на стене, и персики, и особенный, спокойный и открытый взгляд юной особы, которая будто сейчас начнет с ней говорить или случайно спросит её о чем-то. Ожидание какого-то важного разговора с девочкой постоянно тревожило её душу и ждало своего продолжения. Ирина придумывала свою историю об этой девочке: кто ее мама, есть ли у нее братья и сестры, с кем она дружит, есть ли в их семье особые имена-прозвища? Как, например, ее младшую сестренку Светлану брат всегда называл Самсоном.
- Самсончик дома? - спрашивал он, приходя с улицы.
- Дома, дома! - отвечали мы ему.
Однажды соседка спросила Ирину:
- Я вроде всех ваших знаю: и Свету, и Леву, а кто у вас Самсон, я его никогда не видела? Ирина на ее вопрос только рассмеялась.
Это потом она прочтет и узнает, кто изображен на портрете, узнает ее судьбу, раннюю смерть, судьбу ее мужа и троих детей, увидит подлинник в Третьяковской галерее, приедет в Абрамцево и будет долго стоять перед картиной.
Пройдут годы, и Ирина Михайловна будет рассказывать своим студентам о живописи, скульптуре и архитектуре, создаст студенческий музей, где предметы декоративно-прикладного искусства: прялки и веретенца, рубели и вальки, туески и лукошки, забавные горшки, кринки и изразцы будут восприниматься ими, как предметы из русских народных сказок, а рубели, как шумовые музыкальные инструменты.
Любовь к искусству ей прививала мама - воспитательница детского сада. Она приносила домой детские рисунки, аппликации, поделки, и они всей семьёй с интересом рассматривали и обсуждали их. Кем-то восхищались, над какими-то работами смеялись до слёз, столько экспрессии, выдумки, смелой композиции, чистого, радующего цвета было в них. А еще мама умела видеть, понимать и интересно рассказывать о детском творчестве.
Как-то перед Новым годом она принесла показать им аппликации, где на синей бумаге дети приклеивали три белых кружка, красное ведерко и зелёную ёлку. Снеговику надо было еще нарисовать глаза и нос-морковку. У каждого получилась своя непохожая ни на кого работа. Кто-то аккуратно приклеил белые круги, соединив их в целую фигуру, у кого-то ёлка стояла вертикально, у кого-то - горизонтально, словно её нёс снеговик. А у одного мальчика круги были приклеены отдельно друг от друга.
- Ты почему так небрежно склеил снеговика? - спросила мама у ребенка.
- Он у меня веселится, пляшет, поэтому и комки прыгают!
Этот мальчишка интуитивно передал лихую русскую пляску «на разрыв». Вот ведь в чем был секрет его композиции, какой умница, как придумал изобразить радость движения! И так мы посвящались в каждую детскую работу. А еще их мама собирала из репродукций свою «Третьяковку» и «Русс кий музей» . Поэтому, как бы не вилась тропинка Ириной судьбы, она все равно вывела ее на работу, связанную с художественным образованием.
Защитив диссертацию, она преподавала методику изобразительного искусства на факультете начальных классов в областном педагогическом вузе. Девочки, их было большинство, в основном приезжали из районных городов, сел и деревень, где этот предмет почти не изучался или его вели случайные люди. Зарплаты в школе маленькие, поэтому талантливые выпускники художественно-графического факультета ищут себе другую более оплачиваемую работу. Этот предмет не популярен ни среди учителей, ни среди учеников. Большинство взрослых рисовать не любят, не хотят, боятся белого листа и красок. Уроки проходят скучно и неинтересно. Существовал даже такой анекдот:
- Мария Ивановна, что мы будем сегодня рисовать?
- Ведро.
- А мы его уже рисовали!
- Мы рисовали ведро ручкой вверх, а теперь будем рисовать ручкой вниз.
Ей же хотелось, как революционерке, все переустроить, всех разбудить и научить любить искусство, благо новые программы Б.М. Неменского давали такую возможность. Начинать надо с близкого, знакомого им по детству, думала она и выстраивала свою методику преподавания, опираясь на городскую среду с древнерусской архитектурой, Дом художника, многочисленные музеи и вставочные залы, а какая знаменитая на весь мир владимирская школа живописи ждала ее учеников!
Чтобы узнать их интересы, она предложила студентам такое задание: написать букву «Я» в центре листа и лучиками  подписать фамилии любимых художников, композиторов, писателей, поэтов, назвать известные памятники архитектуры и скульптуры, посмотреть на себя со стороны, увидеть свой мир, в котором они вращаются и живут. Боже, что ее ожидало: лучиков было мало, в основном музыкальные группы типа «Звери», о которых она в свою очередь ничего не знала и не слышала. В своих ответах они написали: художник - Васнецов, композитор - Чайковский, поэт - Пушкин, писатель - Толстой, сведения о памятниках архитектуры и скульптуры отсутствовали. Надо было все начинать почти с нуля. Сначала создать художественную среду, в которую им самим захочется прийти. Решили «всем миром» собрать хороший натурный фонд, а из него постепенно вырастить студенческий музей, куда она и ее подопечные чего только не принесли: книги и открытки по изобразительному искусству чугунные угольные утюги и медные самовары, вышивки и кружево, городецкие доски, гжельские чашки, радужные половички и лоскутные одеяла. И однажды кто-то при всех радостно выкрикнул: «Здесь хочется жить»!
Она любила, когда приходил новый курс, открывала их таланты, через искусство слова, музыки и изображения, раздавала им темы доклады, как роли, через которые они открывали себя и, может быть, впервые осознавали себя личностями.
Так и случилось, при рассказе одной студентки о творчестве Валентина Серова. Литературы по этой теме было много: воспоминания его друга Константина Коровина, книга Ольги Серовой «О моем отце», книга Игоря Смольникова «Девочка с персиками» и др. На доске висел портрет художника и репродукции. Уже на переменке среди девушек шло обсуждение портрета Веры Мамонтовой:
- Ну, и чего в ней хорошего, красивого? А еще все говорят шедевр! Не пойму!
Сидит, какая-то девчонка, с взъерошенными волосами, как галчонок. Она похожа, скорее на армянку, чем на русскую, и почему Серову захотелось написать именно ее? Мне так больше нравится другая его работа - «Девушка, освещенная солнцем»…
- Совсем недавно мы были такими же, как и эта девочка на картине, - начала свое сообщение Марина. Помните, как мы вели себя в 11-12 лет? Мы скорее были похожи на мальчишек, также дурачились, прыгали, орали, даже дрались и задирались с ними, а непоседу Верочку в семье прозвали Яшкой за вечное стремление быть первой в любой игре и соревновании. Это потом в нашей девчоночьей жизни наступает такой день, когда мы внимательно всматриваемся в зеркало, спрашивая себя: а кто я такая? Спрашивая маму или сестру: красивая ли я? Захочется вдруг понять, услышать и почувствовать, растет ли твоя душа вместе с тобой или так и сидит внутри не проснувшимся ребенком?
Как в сказке Андерсена гадкий утенок становится прекрасным лебедем, так и Верочка вырастет и превратится в абрамцевскую музу. Ее глаза мы узнаем в Аленушке Виктора Васнецова, в царевне подземного царства, ее он напишет молодой, прекрасной девушкой в белом платье с кленовой веткой. И на всех портретах вы увидите ее красоту, достоинство и женственность.
Вглядываясь в их молодые красивые лица, Ирина Михайловна узнавала знакомые черты Зинаиды Серебряковой - ее автопортрета «За туалетом», Верочки Мамонтовой, «Стрекозы» Репина, девушек Ренуара, Дега, «Весны» Боттичелли, а, когда они узнавали себя в величайших творениях искусства, и когда вся группа признавала их сходство, то оценка себя вырастала.
Они удивлялись, когда Ирина Михайловна через простое практическое задание: передать в цвете времена года, рассказывала, как гадалка, каждому о его характере.
- Да, Галина у нас такая, а как Вы это узнали?
- Я поняла это по выбранным ею цветам, контрасту или нюансам, фактуре и способу нанесению краски на лист бумаги. Почитайте, как психологи связывают предпочтение цвета и характер человека и все станет понятно. Да, вы и сами сейчас можете в этом убедиться. Кто в вашей группе лидер, какие краски она выбрала? А как трудно было некоторым рассказать о весне или лете только цветовым пятном, для них проще было нарисовать какой-то предмет.
Постепенно, шаг за шагом они постигали тайны изображения, ездили в московские музеи, кто-то был в Эрмитаже. Ирина неустанно водила их на выставки, обязательно небольшими группами, чтобы видеть их глаза, реакцию на картину, личное переживание от произведения. Предлагая студентке остановиться у полюбившегося произведения, беседовала с ней, почему она выбрала эту работу художника. Особенно интересны были их отклики на картины известных владимирских художников: Валерия Кокурина, Петра Дика, Виктора Дынникова, Бориса Французова, Юрия Ткачева.
Одна студентка в своем сочинении по картине В.Дынникова «Синяя бутыль» написала: «Сначала я не приняла, вернее не поняла манеру художника, потом прочитала о нем, побывала на выставке, еще раз, и для меня вдруг открылся его мир. Я уже, как завороженная стояла у его картины и додумывала историю этого цветка в бутыли, его одиночество и торжественную праздничность, кому был он предназначен, и в какую дату поставлен, его образ теперь будет долго жить со мною».
Ирина Михайловна была абсолютно счастлива, когда ее ученицы забывали о звонке и не расходились из аудитории, когда к ней прибегали старшекурсники и говорили, что соскучились, когда приходили за советом, когда приводили уже своих учеников в свой музей, когда в провинции, в сельской школе создавали свои уголки народного творчества, когда говорили ей:
- А моя мама у Вас училась!
  
После педагогической практики в школе ее подопечные буквально взрослели на глазах. На конференциях о детском творчестве были интересные сообщения и доклады. Одна студентка прокомментировала детские рисунки на тему: «Дом, в котором я живу». Ей хотелось поближе узнать своих учеников, их быт и окружение, есть у них домашние животные, спортивный уголок. Большинство её третьеклассников нарисовали свою комнату: письменный стол, стул, диван, люстру, а один мальчик, весь урок рисовал на альбомном листе кружочки, треугольники и полоски, старательно раскрашивал их цветными карандашами. Первое слово о своем рисунке всегда предоставляется автору.
- Расскажи, Серёжа, что ты нарисовал? - спросила учительница.
- Я нарисовал цветную занавеску, а внизу выставляется половичек.
Ребята засмеялись:
- Хитрый какой! Всю комнату спрятал за занавеской!
- Только потом, - продолжила студентка,- при беседе с его мамой, я узнала историю этой занавески, она меня так потрясла, что я написала стихи:

В доме страшит тишина,
Бабка в углу помирает.
За занавеской с утра
Долго и тихо вздыхает.
С ней умирает весь дом,
Запахи, краски тускнеют.
Полог цветной у окна
Жизнь поделил мою с нею.

Вот так трепетно и волнующе приоткрывается через искусство таинственный занавес души ребенка…
Во все века девчонки были модницами и любительницами покрасоваться. Ирина Михайловна приносила в класс целый пакет шалей, платков и полушалков, демонстрировала им, как носили кокошники и платки в прежние времена молодухи и замужние женщины, купеческие дочери и простолюдинки, как повязывали косынки комсомолки и поварихи, девушки 60-х годов прошлого века, тогда начиналась бурная фотосессия, которую никто позабыть уже не мог.
Любимыми и самыми «живыми» для них стали лекции и практические занятия об истории русской избы, костюма, игрушки, которые выливались в студенческие выставки декоративно-прикладного искусства. Чего на них можно было только не увидеть: глиняные игрушки, росписи деревянной посуды, городецкие доски, куклы из мочала, ниток, ткани, бумаги: панки, закрутки, столбушки, лоскутницы!
Закончился очередной спецкурс, работы у студентов были интересные, и все решили организовать выставку кукол в гостиной редакции областной газеты «Молва». Целая неделя была посвящена ее подготовке. Студенты рисовали пригласительные билеты, афиши и распечатывали их на ксероксе.
Но как оформить выставку в длинном и узком коридоре? На окнах против света - невозможно, так как куклы будут смотреться, как темные силуэты, выставочных витрин нет. Ирина была в отчаянии. Решила посоветоваться с художником из драмтеатра. Он пришел в кабинет изобразительного искусства, увидел их коллекцию прялок и швеек, плетеных из бересты кузовков и туесков, посмотрел коридор и предложил свой эскиз, до которого она не додумалась: развесить деревянные прялки на веревках по стенам. Подобные полки для книг висели в ее детстве над письменным столом брата. Студенты связали между собой вертикальные столбики прялок и гребней, на горизонтальные донца развесили старинные вышитые рушники и на них разместили кукол. Выставочный дизайн дополнили круглые березовые чурки, которые лежали и стояли на полу коридора, создавая дополнительные «сказочные» поверхности для экспонатов.
Выставка работала целый месяц. Большая общая тетрадь отзывов была полна восторгов и благодарностей от посетителей из Мурома, Покрова, Суздаля, Москвы и Владивостока. Здание, в котором находился их факультет располагался в центре города у Золотых ворот, поэтому туристам попасть на бесплатную выставку было очень удобно. Одни записи были длинными и пространными, другие – короткими: « Просто класс!», «Нет слов! Мы побывали в детстве!», « Вы делаете большое дело, воспитываете настоящих граждан, патриотов России. Счастья вам, добра, здоровья! Спасибо за радость общения с людьми с большой буквы! Успехов!
И вот завершение выставки Ирина Михайловна складывает кукол в коробки, раздает студентам их работы. Грустно, но, как сказал один великий поэт: «Не бывает напрасным прекрасное!» Запомнился отклик пожилой женщины, уборщицы: «Жаль, что выставка закончилась. Приду сюда вечером убираться, устану, уж и сил нет, и вдруг замечаю, что начинаю вдруг улыбаться, так ведь это ваши куклы меня веселили, настроение мне поднимали!»
Наступил очередной День учителя. Она приготовила для них серию репродукций русских и советских художников о детях и школе, стихи, а ее ученики почему-то сидели за пустыми столами без тетрадей, красок и альбомов. Староста встала после звонка и сказала:
- Ирина Михайловна, нам сегодня хотелось бы самим провести это занятие и поздравить Вас с нашим праздником. Разрешите?
- Пожалуйста! - с волнением ответила она.
К доске с флейтой вышла Марина, та самая Марина, которая так вдохновенно рассказывала о девочке с персиками и объявила:
- Сергей Рахманинов, «Вокализ». Переложение для флейты. Все притихли, полилась божественная музыка и у Ирины выступили слезы, которые она не могла скрыть.

 

Владимир

 

 

 

"Наша улица” №266 (1) январь 2022

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/