Юрий Резник "Профессионал" рассказ

Юрий Резник "Профессионал" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Резник Юрий Вячеславович родился 17 июня 1961 года в городе Краснодаре. Окончил Кубанский государственный университет, факультет художественной графики. Живёт в Москве и Краснодаре.
Профессиональный художник: живописец, график, декоратор. Член Союза художников России и Творческого Союза художников России. Постоянный участник художественных выставок с 1984 года: более ста выставок в России (в том числе в Государственной Третьяковской галерее) и за рубежом. Восемнадцать из них - персональные. Награжден Золотой медалью от ТСХ РФ «За вклад в отечественную культуру». Работы приобретены и находятся в Художественном Фонде Туркменистана, в Тамбовской областной картинной галерее, в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, в собраниях московских галерей «Слон», «Союз Творчество», «Два», «Восточная галерея», в собрании краснодарской галереи «Доротея», а также в частных коллекциях более двадцати стран мира. Работал художником в цирке, преподавателем в Детской художественной школе, арт-директором в художественной галерее, арт-консультантом в журнале, ведущим проектов в дизайн-студии. Стихи и проза - как ещё одна форма творчества. Печатался в ряде изданий в России и за рубежом. Автор поэтического сборника «Сплошная лирика» («Галерея», Москва, 2000г.). Публикация подборки стихов в альманахе «Отражение» (Гатчина, 2008г.), в литературном журнале «Горст» (Санкт-Петербург, 2009г.), в альманахе «Золотая строфа» (Москва, 2009г.), в сборниках «ПероН» (Нижний Новгород, «Юникопи», 2016г.), «Благослови любовь навеки» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2016г.), «Россыпью жемчужной…» (Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 2017г.), «Восторг души» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2017г.), «Золотой томик стихов» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2017г.),   Прозаические произведения в электронном журнале «Мурана» (2011г.), в литературных журналах «Новый Карфаген» (Краснодар, 2012г., 2014г., 2017г.), «Клаузура» (Москва, 2013г., 2014г,, 2016г.), «Великороссъ» (Москва, 2013г.), «Эрфольг» (Москва, 2013г.), «Родная Кубань» (Краснодар, 2015г.), «Союз писателей» (Новокузнецк, 2017г.), «Великолепная десятка» (Рязань, 2017г.), «Интеллигент русского мира» (Медийная группа «Интеллигент», 2018г.), в г-тах «Интеллигент» (Москва, 2013г.), «Тайное и явное» (Краснодар, 2013г.), «Наша Гавань» (Окленд, Новая Зеландия, 2013г., 2014г.), в литературных сборниках «Коты, кошки и котята!» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2014г.), «Новые сказки» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2014г.), «Кото-собачий разговорник для людей, призраков и ангелов» (Санкт-Петербург, «Шико-Севастополь», 2015г.), «Фантастический театр» (Санкт-Петербург, «Шико-Севастополь», 2016г.), «Малая вселенная» (Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 2017г.), «От имени любви» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2017г.), «Фронтовые будни» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2017г.), «Сказки волшебного лотоса» (Владивосток. Дальневосточный федеральный университет, 2017г.), «Мурмуары. Жизнь замечательных котов» (Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 2017г.), «Неисправимая ошибка» (Новокузнецк, «Союз писателей», 2018г.), «Когда цветет лотос. Детские сказки» (Владивосток. Дальнаука. 2018г.). Также, в разные года, для ряда периодических изданий писал статьи.
Член Клуба мастеров современной прозы «Литера-К» при литературно-публицистическом журнале «Клаузура». Шорт-лист Международного литературного «Гайдаровского конкурса - 2016» в номинации «рассказ или сюжетно законченный отрывок более крупного произведения». Арзамас. Диплом лауреата литературного конкурса «Новые имена» литературного портала «Что хочет автор?» Международного Союза писателей «Новый современник» (зима 2015 - весна 2016): Победитель конкурса в номинации «Проза». Москва - Рязань. Диплом лауреата международного творческого конкурса «Неисправимая ошибка» в номинации «Проза». 2017 г. Самара.
Грамота ФКУ «Российский государственный архив литературы и искусства» за участие в литературном конкурсе по мотивам рассказа К. Г. Паустовского «Старая рукопись», посвященного 125-летию со дня рождения писателя. 2017 г. Москва. Диплом за 3-е место в VII Международном литературном конкурсе, посвященном памяти писателя К. М. Симонова и 750-летию образования города Могилева в номинации «Малая проза». 2017 г. Могилев. Диплом номинанта IX этапа литературной премии журнала «Союз писателей». 2017 г. Новокузнецк. Призер Всероссийского ежегодного литературного конкурса «Герои Великой Победы - 2017». Москва.

 

вернуться
на главную
страницу

Юрий Резник

ПРОФЕССИОНАЛ

рассказ

 

Говорят, что с опытом приходит уверенность. Может быть и так, но только это не про меня. В моем случае – все наоборот. Профессиональный художник, я пишу картины более четверти века, но с каждым годом все больше и больше чувствую и понимаю, что покидает меня эта самая уверенность.
Чистый холст, натянутый на подрамник, стоит на мольберте, а я лежу на диване напротив и боюсь на него смотреть. Ворочаюсь из стороны в сторону, придумываю всевозможные отговорки, лишь бы только оттянуть время, оправдать собственное бессилие, признаться в собственных страхах. Да, да: я стал бояться белого холста! Он пугает меня своей девственной белизной и нужно иметь мужество, чтобы сделать первый мазок.
Гляжу в потолок, а сам с грустью вспоминаю те времена, когда замазывал один холст за другим и картинам не вел счета. Молодость мешала мне долго раздумывать и мучиться над работой. Я трудился по двенадцать часов в сутки. И так каждый день. Все давалось легко и просто. Все получалось. Пусть не ровно, иногда лучше, иногда хуже, но не до такой же степени, чтобы бояться холста!
Помню, в детстве я боялся темноты. И то, – поначалу, пока не подстраивался глаз. Стоило маме щелкнуть выключателем, как мое воображение начинало рисовать всевозможные картины. Через задернутые шторы комната освещалась слабо и когда в полумраке еле-еле проступали очертания предметов, а по стенам бродили синеватые тени, то и впрямь можно было увидеть то, что нафантазировал. Я часами не мог уснуть, разглядывал сказочных персонажей, и ни капельки не сомневался в их существовании, вот только не мог объяснить себе толком, как это они ухитряются проникать в мою комнату.
С тех пор я стал подвержен влиянию собственных фантазий. Я терзался и мечтал, и поэтому рисование для меня стало наилучшим выходом. Судьба сама выстраивала ломаную линию, по которой, пробираясь от одной точки к другой, я незаметно и попал на этот путь. Не порази меня в шестилетнем возрасте запах ластика, подаренного бабушкой и стирающего мои каракули, стал бы я художником? Или – чуть позже – запах медовой акварели… Остались ли еще у кого-нибудь подобные воспоминания?! А я вот живу с этим уже столько лет, значит это мое, это моя жизнь!
Выбрав свой единственный путь, я словно нацепил крылья. Увлекшись рисованием, я стал посещать художественную школу. Я рисовал всем, что попадалось: карандашами, акварелью, тушью, мелками и даже масляной краской (мне не терпелось почувствовать себя настоящим художником). Я понимал, что теперь мне нужно многому научиться. Записался сразу в несколько библиотек и занялся своим самообразованием.  И вот, однажды я получил большую моральную поддержку. От кого бы вы думали? От самого Леонардо да Винчи! Мне попалась небольшая книжица, в которой великий художник советовал начинающим живописцам тщательно изучать и исследовать любую вещь, любое явление. Его мысль была примерно следующего содержания: надо рассматривать стены, камень; на них можно увидеть причудливые пейзажи, горы, долины, реки, деревья. Можно увидеть битвы, движущиеся фигуры, выразительные лица…
Тогда-то я и поверил окончательно, что все-все можно понять, растолковать, и как говорится, прочитать. В природе есть нечто недоступное человеку – это ее бесконечное разнообразие. Вообразить только какие краски переливаются на крыльях бабочек, сверкают в минералах, окрашивают венчики цветов, перья птиц, осеннюю листву… У каждой вещи есть свой язык. Каждая кроет в себе свой нрав, как человеческий характер. И вот подобно тому, как археолог может сделать важный вывод по одному случайно найденному предмету или даже детали, так и любая вещь может многое поведать о себе. Надо только уметь предрасположить ее, и, конечно же, научиться понимать ее язык.
Мне даже не могло и присниться, что из моих детских страхов, из моей детской любознательности и пытливости когда-нибудь выйдет что-то серьезное. А ведь по сути это и было воображение и тяга к познанию.
Шли годы, я постигал премудрости ремесла и ничего не боялся. Я был дерзок, окрыленный идеями. Что мне ошибки?! Ошибки – считал я, – необходимый художественный опыт по пути создания великого. А в том, что я создам непременно что-то значимое, великое – не было ни каких сомнений. Это сейчас я такой умный, а тогда голова просто раскалывалась, и я чувствовал себя в состоянии какой-то полуодури.
Теперь я знаю, как писать картины, а также про многое другое, необходимое знать любому уважающему себя художнику. Я умею обращаться с кистью, как никто другой. Я – специалист в этой области. Профессионал. Я всю жизнь изучал премудрости этой профессии. Положил всю свою жизнь на это изучение. И кто, если не я, теперь может этим похвастать?! Теперь я даже знаю, что бывает и такое, когда – хоть убей! – картина  не идет. Работа не доставляет удовольствия, не приносит радость. Создание картины превращается в тягостную обязанность, а в голову лезут тяжелые мысли. Они давят на меня всей массой своей правды. Мысли о том, что за последние годы я столько насоздавал, что не знаю, куда все это девать; и нужно ли еще создавать что-то новое? Что жизнь моя проходит зря.  Что вот, прошел еще один день, а я не могу и не хочу писать, что-либо делать, а дней у меня осталось так мало. Что талант ушел, и был ли он вообще?! Может быть, я только тешил собственное тщеславие? Я пуст, настолько пуст, что, скорее всего уже никогда больше ничего стоящего не напишу. И слезы накатываются на глаза от бессилия. И так жалко становится самого себя, что вдруг становится противно.
Я лежу уже достаточно долго, пытаюсь воссоздать понятность и ясность, но упускаю что-то главное и важное. Ох уж эти муки творчества!… Это только на первый взгляд кажется, что художник этакий счастливчик. Сторонний наблюдатель не знает – ему даже невдомек, – каким испытаниям подвергается изо дня в день честный художник. Сам он ничего не скажет и не объяснит. И вообще, нужен ли художнику язык? Великая ошибка просить художника рассказать о себе и своем творчестве. Наверное, отсюда развелось огромное множество разглагольствующих художников, сумевших «навешать лапши» на уши доверчивых слушателей. Еще есть непобедимая армия искусствоведов, подбрасывающая всевозможные догадки на счет того или иного художника и его творчества. А телевидение, газеты, журналы! – показывают, пишут, смущают разум рассказами. Не интересно ли узнать, что секрет творчества Энди Уорхола кроется в его гомосексуальности? Или всех устраивающий миф о бедности Ван Гога! Благодаря ему сложилось ложное представление о «настоящем художнике», который непременно должен быть бедным и голодным. Пресловутая улыбка Джоконды не дает покоя несколько веков подряд ни одному поколению искусствоведов. Как жаль, что в свое время не нашлось никого, кто мог бы спросить «что значит ее улыбка» у самого Леонардо. Уверен, что великий итальянец приятно бы удивился, и, вероятно что-нибудь придумал. Его объяснение осело бы на страницах всеобщей истории искусства, стало бы догмой, но волновало бы лишь узкий круг специалистов. Разве не является неразлучной спутницей всех шедевров недосказанность и тайна?  И неважно: было ли это в действительности или это всего лишь искусно сочиненная кем-то легенда, а в большинстве случаев – не художником.
Как часто мне приходилось выслушивать всевозможные рассуждения на счет моего собственного творчества. Поражали фантазией даже обычные пересказы содержания картин. Чего только там не видел иной ценитель!
Я никогда не старался разуверить такого зрителя, потому что, наверное, и сам не был уверен до конца в неправильности его восприятия. На самом деле, кто знает, где истина – у художника или зрителя? Творя, я как художник естественно хотел сказать свое слово, но с последним ударом кисти картина начинает свою собственную жизнь. Как дети, вырвавшиеся из родительского гнезда: разве можем мы знать, какая их ждет судьба?! От чьих фантазий будет зависеть их жизнь? Кого они будут огорчать или радовать?
Тем, кто не знает, открою тайну: написать картину – совсем не простое дело. Вся штука в том, что художнику никто никогда не поможет, не возьмет кисть и не напишет за него, даже не покажет, как надо писать. Это он должен сам. Он один, как песчинка в космосе. Чтобы стать настоящим художником, нужно держаться, терпеть и ждать. Творчество, конечно же, трудное занятие. Это работа, работа и еще раз работа. Тяжелая, по каторжному трудная работа, которая вытягивает из художника все жилы. И этот труд зачастую становится его крестом. Вспомним Микеланджело, который не щадя себя собственноручно отбивал молотком мраморные блоки для своих будущих скульптур. Подолгу работая в Карраре, он недосыпал и забывал о пище, «довольствуясь лишь куском хлеба».
Кто-то из моих «коллег» обвинит меня в том, что я сгущаю краски, срываю радужные покрова с их благодатного труда. Пусть! Я знаю, в каждом большом городе есть сотни, тысячи самозванцев, возомнивших себя художниками, потому что скуки ради, намазав несколько картинок, они на каждом углу уже расхваливают свои мертворожденные шедевры. Сейчас я думаю не о них. Сейчас я думаю о художниках, которым творчество – как воздух. Которым творчество – как крест. Которых нельзя назвать счастливчиками, потому что их жизнь – не сахар. Но, несмотря на свои несчастья, неудачи и срывы, они любят свою профессию. Так выпало на их долю, и они выбрали этот путь. На этом пути испытываются на прочность убеждения. Руководит ли художником высшая цель или корыстная, тщеславие, жажда денег, подлинное и поддельное, вечное и сиюминутное. Только этим и различаются пути. Важно, что сам для себя определил тот или иной художник. Он сам выбирает и несет свой крест.
И еще я подумал вот о чем: разве человеку, действительно счастливому, может прийти в голову заниматься искусством? Будь у каждого из нас хорошая жизнь, неужели бы мы нуждались в искусстве? Когда настоящее нам больше ничего не дает, мы начинаем придумывать собственный мир. Не в нашей власти перестроить мир, как нам хочется, но у нас есть богатейшие возможности свободной творческой игры. Помните, как в детстве каждый из нас мечтал стать кем-то поочередно: плотником, машинистом, капитаном дальнего плавания, космонавтом. Потом, наконец-то став взрослыми и выбрав себе по душе профессию, которая и становится единственной на всю жизнь, мы об остальных забываем. Могу сказать с полной уверенностью, что только профессия художника – моя профессия – может на протяжении всей жизни восполнять любые детские мечты. Оставаясь наедине с холстом, я могу доверить ему все свои фантазии. Только здесь я могу быть одновременно и капитаном дальнего плавания и космонавтом; посещать далекие и невиданные страны, опускаться в морские пучины и бороздить воздушные пространства. Чтобы совершить все это в действительности – одной жизни не хватит!
Художник создает свой мир, в реальность которого, в случае таланта и удачи, он может убедить и других людей. Говорят же, что в Лондоне туманов не было, пока не появились «Лондонские туманы» на картинах Клода Моне. Как в любой работе, так и в работе художника, важен конечный результат. И поэтому художника оценивают не потому, что он говорил о себе, и не потому, что о нем говорили другие, – а по тому, как он написал.
Ну вот, кажется, подошел к концу еще один день, а я так и не принялся за картину. Ни один мазок не испортил сегодня белизны холста, но наступит утро, и я знаю, вечный соблазн творчества снова не будет давать мне покоя. Будет вновь манить, вдохновлять, пугать…

 

 

"Наша улица” №266 (1) январь 2022

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в
интернете (официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/