Нина Краснова "Разрозненные «заметы» сердца моего" февраль 2022


Нина Краснова "Разрозненные «заметы» сердца моего" февраль 2022
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

РАЗРОЗНЕННЫЕ
«ЗАМЕТЫ» СЕРДЦА МОЕГО

февраль 2022

 

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОДАРОК ВИРТУАЛЬНОМУ КИРИЛЛУ КОВАЛЬДЖИ

Почему-то трагическое, как говорил мой друг Анатолий Шамардин, всегда идёт рядом со смешным и комическим. Да, почему-то это так и есть. Но и комическое иногда идёт рядом с трагическим.
На днях я нашла у себя в электронной почте сообщение от команды ЖЖ: «Ваш друг Kovaldji получил виртуальный подарок на его 17-ю годовщину в ЖЖ».
Поэт Кирилл Ковальджи - мой друг не только по ЖЖ, и не только ещё и по Фейсбуку, но и по жизни и по литературному пути, а кроме того он - мой учитель и покровитель. И он на днях получил виртуальный подарок от команды ЖЖ? Но как он мог получить его или что-то ещё, когда он 10 апреля 2017 года, покинул земной мир и уже почти 5 лет пребывает в мире ином? И сам уже стал виртуальным? И только его стихи и проза, его книги, в которые он переложил свою душу и оставил нам и которые можно взять в руки или найти в интернете, реальны… И воспоминания о нем его друзей и стихи, посвященные ему при его земной жизни и после. В том числе и мои.

Нина Краснова

ПАМЯТИ КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ
(14 марта 1930 - 10 апреля 2017)

  1. «Бронзозавр»

 

***

Поэтов многих воспитатель,
Мудрёнист он и мудренИст,
Поэт-искусствоиспытатель,
С времен советских модернист.

Шагает он без брэнда в завтра
И брынзой заедает лавр.
Он — не потомок бронтозавра,
Он — настоящий «бронзозавр»*.

29 октября 2005 г.,
Москва, Перово

_______
*«Бронзозавр» — реликтовый поэт Бронзового века, неологизм Кирилла Ковальджи (по классификации поэта, культуролога Славы Лёна, после Серебряного века поэзии наступил Бронзовый век).

  1. О книге стихов от Кирилла Ковальджи

 

***

Вот книга стихов. От кого? От Кирилла.
Я книгу открыла — поэта открыла.
Стихи у Кирилла такие лирические,
Такие они у него кириллические.

  1. На получение книги «Литературное досье»

 

***

Сказал известный критик: «Да-а, сие
«Литературное досье»
Нам о поэте этом говорит,
Что он огнем поэзии горит,
А также говорит оно о нем,
Что ярким он горит огнем.

27 августа 2010 г.,
Москва, Перово

4. Прощание с Кириллом Ковальджи в ЦДЛ и на Ваганьковском кладбище 13 апреля 2017 года

***

Жизнь прожив без суеты сует,
На себя не надевая маски,
Он ушел, покинул этот свет,
Выполнил свою программу-макси

В жизни и в поэзии…

***

Все цветы со всех лугов и клумб
На могилу Вашу мы несем.
Ваш без Вас осиротел литературный клуб,
Но осталась Ваша там печать на всем.

***

В клубе поэзии без Кирилла
Муза поэзии стала бескрыла.

26 мая 2017 г.
(по наброскам 13 апреля 2017 г.),
Москва, Перово

 

КОМПЛИМЕНТ ОТ ПОЭТА ЕВГЕНИЯ МАРКИНА: «КРАСАВИЦА НОМЕР ОДИН»

...Почему-то вспомнился мне один очень остроумный лирический комплимент моего первого литературного учителя, руководителя литобъединения «Рязанские родники», поэта Евгения Маркина, попавшего в опалу после своего стихотворения «Белый бакен» (со строкой: «Салют, Исаич!»), напечатанного в «Новом мире» в 1971 году и посвященного старшему другу Маркина Солженицыну, жившему тогда в Рязани и исключенному из Союза писателей СССР в 1969 году рязанскими членами Союза писателей, по указанию «сверху», а потом и изгнанному из СССР*...

...Мы с Маркиным стояли у стеклянных дверей автовокзала на рязанском Московском шоссе. «Дело было летом, летом» (1970 года). Нет, дело было весной, в мае. Когда на деревьях распустились листья, не темно-зеленого, а светло-зеленого цвета. Я была в своем коротком салатовом платьице-мини на тридцать сантиметров выше колен, с узорной нагрудной аппликацией из черной тесьмы и с золотистыми распущенными волосами, и в черных туфельках-шпильках с узкими носами. А Маркин – в комбинированной черно-лазурной клетчатой рубахе и в черных брюках с манжетами, тогда еще не седой, а чернокудрый. Мимо нас туда и сюда сновали пассажиры, в том числе рязанские девушки, все – словно яблочки от одной яблоньки.
- Вон идет красавица номер два, - сказал мне Маркин про одну светловолосую фигуристую девушку, которая входила в стеклянную дверь вокзала.
- Почему красавица номер два? – удивилась я. Почему красавица номер два, а не номер один?
- Потому что красавица номер один – это ты.

…А вот какой автограф написал мне Евгений Маркин на своей книге «Моя провинция» (М., «Московский рабочий», 1970), когда я уже училась в Литературном институте и приехала из Москвы в Рязань:

«Моей милой
Нине Красновой,
которую люблю, которой желаю
большой дороги в поэзию,
на которую любуюсь из Рязани.
Ты – самая яркая моя
звездочка Москвы!
Твой Женя Маркин.
10.IV.72.
________
*  Евгений Маркин  (22.08.1938 – 17.11.1979) вскоре после 1971 года тоже, как и Солженицын, был исключен из Союза писателей… а кроме того ещё и отправлен на лечение от алкоголизма в ЛТП, в Скопинский район, в 1975 году вернулся оттуда, а в 1979 году умер в возрасте 41 года. В 1988 году был посмертно восстановлен в Союзе писателей. Я тогда уже отучилась в Москве, в Литературном институте и вернулась в Рязань и вступила в Союз писателей СССР и вела (сохранившийся у меня) протокол собрания - того собрания, на котором Маркин был восстановлен рязанскими писателями в Союз писателей. Сейчас на родине Евгения Маркина, в деревне Клетино Касимовского района каждый год проходят областные праздники поэзии, а в Касимове – фестиваль «Маркинская осень». – Н. К. 27.01.2022.

 

Нина Краснова

ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ МАРКИНА**

«Видал я всех в гробу, в белых тапочках…»
Поговорка Евгения Маркина.

1.

Плачу, плачу, закусив губу.
Странно мне и горько, и не просто
Представлять, как ты лежишь в гробу,
Как несут тебя в могилу, до погоста.

Представляю, как, ведя коня Пегаса,
Деловит, в распахнутом пальто,
С перенаселённого Парнаса
Ты идёшь по Первомайке к нам, в лито.

Представляю, как сидишь среди ребят
(Тех, что по тебе теперь скорбят),
Боек, весел, байки баешь им
С привираньем небольшим.

Представляю, как читаешь вслух стихи
(Бог за них простит тебе грехи),
Как плюёшься, карьериста раскусив,
Как стоишь со мною, молод и красив.

Я могу тебя представить и иным –
От вина опухшим и бордовым,
Постаревшим, пьяным и больным,
В состоянии едва ли не бредовом,

В мятых брюках, в пиджаке чужом, потёртом,
Со звездой, погасшею во лбу…
Но никак тебя не представляю мёртвым –
Я тебя не видела в гробу.

21 ноября (15 декабря) 1979 г.,
Рязань

2.

С тобою, с не умершим, так сказать,
В автобусе, во сне, со вторника на среду,
Я ехала и не желала знать,
Куда и по какому делу еду.

Ты трезвым был и, словно бы с опаской,
Свою мне книгу лучшую читал,
Всю типографской пахнущую краской
(Ты не издал – издать её мечтал).

Я говорила, всей душой скорбя,
Дружков твоих считая палачами:
«Зачем же умер ты, не уберёг себя?»
Ты виновато пожимал плечами.

Я носовой платок искала в сумке,
Но знала: он за сном остался, здесь.
Ты говорил: «А у меня в задумке
Получше этой книги книга есть».

И снова говорила я, скорбя,
Вся в безысходной, траурной печали:
«Зачем же умер ты, зачем сгубил себя?»
Ты снова пожимал плечами.

Я в сторону глаза не отводила.
Стояли люди, пораскрывши рты.
Я ехала и вслух и про себя твердила:
«Зачем, зачем, зачем же умер ты?»

10 декабря 1979 г., 14 января 1980 г.,
Рязань
_______
**  Оба стихотворения «Памяти Евгения Маркина» напечатаны в моей книге стихов «Такие красные цветы», без посвящения поэту, стр. 49 – 51. М., «Молодая гвардия», 1984. – Н. К. 27.01.2022.

По странному совпадению судьбы, на другой день после смерти Евгения Маркина, 18 ноября 1979 года, я, окончив Литературный институт, очное отделение, и вернувшись из Москвы в Рязань, первый раз в жизни вела литературное объединение «Рязанские родники», которое когда-то вёл Евгений Маркин, и предложила всем участникам вечера почтить память Евгения Маркина минутой молчания.Н.К. 27.01.2022.

 

СОЛЖЕНИЦЫН ЗАНЯЛ В РЯЗАНИ «ДОМ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА»

«Паче всего люби родную литературу
и звание литератора предпочитай всякому другому».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
(Из письма сыну)

В мае 2019 года я приехала из Москвы в Рязань на очередной литературный фестиваль «Под небом Рязанским», как член жюри фестиваля. И попала еще и на открытие памятника Якову Полонскому, которое состоялось в центре Рязани, во дворе сельхозинститута, напротив которого, через дорогу, находится «Дом Салтыкова-Щедрина». Салтыков-Щедрин, русский писатель XIX века, журналист, редактор журнала «Отечественный записки», когда-то был вице-губернатором Рязани (1857 – 1862) и управляющим казённой палатой Рязани (1867). А в советское время, во времена моего детства, в «Доме Салтыкова-Щедрина» находилось музыкальное училище. А потом – филиал Рязанской областной публичной библиотеки имени Горького, «Щедринка», где я не раз выступала в 2000-х годах, вместе с Анатолием Шамардиным, который пел там песни на мои стихи.
И вот я узнала от моих друзей-рязанцев, от моих коллег, что вдова Солженицына, президент фонда его имени Наталья Солженицына собирается сделать в этом Доме музей Солженицына, «самый крупный в стране», и уже получила разрешение властей на это.
Она собирается захватить Дом Салтыкова-Щедрина – так сказать, выселить оттуда вице-губернатора, классика русской литературы, и вселить туда своего мужа, Александра Исаича? Она что – не могла бы купить в Разани дом под музей Солженицына и подарить этот дом-музей городу Рязани? Нет, решила отобрать у Рязани, захватить дом Салтыкова-Щедрина, не «лубяной домик», а огромный старинный особняк размером с полулицы, и выгнать оттуда законного хозяина и убрать оттуда филиал областной библиотеки, а заодно и подразделения Рязанского областного Министерства по делам культуры и туризма, которые находятся там! Какое право она имеет на это? И кто предоставил ей такое право? Рязанцы возмущаются! И пишут в сетях: «Толстым Солженицын еще не стал, но до Салтыкова-Щедрина уже… дорос?»
Даже если бы и даже если он и дорос до обоих классиков, обязательно, что ли, надо отнимать у Салтыкова-Щедрина и у рязанцев Дом Салтыкова-Щедрина, чтобы сделать в Рязани музей Солженицына? Неужели нельзя было найти в огромном городе какой-нибудь другой дом? В чем провинился перед Солженицыным и перед Рязанью Салтыков-Щедрин?!!! Или кто-то усмотрел в образе города Глупова прообраз Рязани? Кстати, сбоку от Дома Щедрина стоит памятник Щедрину. Памятник-то теперь снесут, что ли? Ему там теперь не место будет. Там теперь памятник Солженицыну, наверное, поставят, новому хозяину? Или Щедрин-памятник теперь будет охранником Дома Солженицына, чтобы кто-нибудь еще не занял его со временем?**
______
*  На ремонт здания «Дома Салтыкова-Щедрина» в Рязани уже выделено более 139 миллионов рублей и объявлен конкурс на проведение работ.
А сначала власти хотели отдать под музей Солженицына «Дом свободы», музей истории молодежного движения. Но под давлением общественности отказались от этих планов. – Н. К. 27.01.2022.
** Информация Рязанского информационного Агентства: «В среду, 14 августа 2019 года, в Рязани открылся Музейный центр имени А. И. Солженицына. Новый музей не только рассказывает о жизни и творчестве писателя, но и о Рязани и рязанцах, которые знали писателя и работали вместе с ним. На церемонии открытия присутствовали губернатор Рязанской области Николай Любимов, замминистра культуры РФ Алла Манилова, президент Русского благотворительного фонда Наталья Солженицына, член Совета Федерации ФС РФ Владимир Лукин, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор «Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына» Виктор Москвин. После торжественного открытия – символично перерезанной красной ленты – почётные гости осмотрели экспозицию, посвящённую жизни писателя на Рязанской земле. Напомним, что в городе Александр Солженицына провёл 12 лет жизни, наполненных плодотворным трудом и творчеством. Именно здесь автор написал повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела».
Что ж, остается только поздравить Рязань с новым Музейным центром литературы.  – Н. К. 27.01.2022.

 

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЭМИЛЯ СОКОЛЬСКОГО
(30.07.1964 - 1.01.2022)
Ночью 1 января 2022 года умер под Вологдой, в гостях у своего давнего друга, Эмиль СОКОЛЬКИЙ, известный писатель из Ростова-на-Дону, критик, литературовед, краевед, музыковед, член Союза писателей XXI века, зам. главного редактора журнала «Дети Ра», наш друг и всеобщий любимец читателей. Ему было 57 лет.
Он родился 30 июля 1964 года в Ростове-на-Дону, там и жил. Окончил геолого-географический факультет Ростовского государственного университета. Работал в Ростовской государственной публичной библиотеке. В 1990-х годах на ростовском радио провел на основе своей фонотеки множество передач об истории мировой эстрады 20–40-х годов.
Печатался в журналах «Наша улица», «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум АРТ», «Аврора», «Дон», «Донской временник», «Ковчег», «Научная мысль Кавказа», «Плавучий мост», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь», «Берегиня дома твоего»; в альманахах «Отечество», «Эолова арфа»; в газетах «Литературная Россия», «Литературные известия», «Независимая газета» и др.
Автор книг: «Церковная старина. Очерки истории некоторых православных храмов Области войска Донского», «Два рассказа», «Грусть по донецкой степи», «За последним поворотом», «Дон потаенный».
Эмиль Сокольский был по натуре веселый, оптимистичный человек, легкий в общении, не жалеющий добрых слов и комплиментов для своих собратьев по перу, очень активный как творческая личность и очень работоспособный, он каждый день писал что-нибудь, то одно, то другое, под девизом «Ни дня без строчки», и размещал в фейсбуке свои странички с красочными фотоиллюстрациями, рассказывал о своих путешествиях по разным городам и весям России. Об одном из них, о самом последнем, которое состоялось в Вологодской области с 31 декабря 2021 года на 1 января 2022-го, и прервалось там, как и его земная жизнь, он уже никогда не напишет. Но он столько всего написал, что читать не перечитать и нам, и нашим потомкам.
Светлая память тебе, выдающийся писатель из Ростова-на-Дону Эмиль Сокольский! А твоей маме и твоим близким — наши глубокие соболезнования.

…Вот и говори: кто молодой, а кто старый? В январе умер поэт Александр Тимофеевский, которому было 88 лет, и умер Эмиль Сокольский, которому было всего 57 лет и который, казалось бы мог еще жить и жить и творить и творить. А Зое Богуславской 97 лет. Как говаривала моя матушка: никогда не надо считать свои года. Бывает, что старый переживет молодого.
С Эмилем я когда-то познакомилась в журнале «Наша улица», где мы оба печатались. И я тогда написала такое стихотворение

ЭМИЛЬ СОКОЛЬСКИЙ

Эмиль Сокольский из Ростова-на-Дону
Приехал собственной персоной, ну да ну,

Проделав путь большой, дорогу в сотни миль,
В Москву приехал с важной миссией Эмиль.

Он в «Нашу улицу» рассказов воз привёз,
Серьёзной прозе дав существенный привес.

Харизматическим Кувалдиным пленился,
С ним вместе к Веничке сходил, не поленился,

Который в жизни был совсем не из металла,
Которого тоска до смерти измотала,

И навестил – могильной флорой оплетённого,
Среди армян захоронённого – Платонова.

В литературу приоткрыв и в вечность дверь,
Он из Москвы теперь куда поедет? В Тверь.

А после в Котлас он поедет, ну да ну.
Напишет книгу, даже, может, не одну.

14 – 16 сентября 2004 г.,

Эмиль написал, вернее успел выпустить пять книг, а написал и того больше – это сотни материалов о современной культуре, о литературе и искусстве. В том числе и целых три восторженных статьи о моих книгах и свои воспоминания о нашем друге, русско-греческом певце и композиторе Анатолии Шамардине, которого Эмиль очень ценил как певца и ставил в один ряд с выдающимися мастерами высокого искусства пения, и который тоже высоко ценил Эмиля не только как литератора, но и как певца с красивым голосом.

Вот отрывочек из моей книги «Золотой самородок из Хасаута-Греческого». Эту книгу я подарила Эмилю Сокольскому в августе 2020 года, в Перове, у меня дома, и в ней он прочитал то, что Анатолий говорил о нём на вечере в Малом зале ЦДЛ в 2011 году и то, что Эмиль слышал тогда из уст Анатолия своими ушами. – Н. К.

АНАТОЛИЙ ШАМАРДИН: «У ЭМИЛЯ СОКОЛЬСКОГО —
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ТЕМБР ГОЛОСА!»
16 сентября 2011 года в Малом зале состоялась презентация
моей книги стихов «Избранное», которая вышла в издательстве
Юрий Кувалдина «Книжный сад». Анатолий Шамардин на этом вечере спел под гитару две наши с ним песни — «Селезень и уточка» и «Я сделаюсь послушной». Я, как всегда, немножко подпела ему, сидя с Кириллом Ковальджи в президиуме. А примерно за полчаса до этого мы общались в фойе с нашими литературными друзьями, участниками вечера, среди которых был и гость из Ростова-на-Дону писатель, критик, литературовед Эмиль Сокольский. Эмиль увидел гитару в руках Анатолия и запел романс «Утомлённое солнце», потом романс «Вдыхая розы аромат». Анатолий, которому о-о-чень понравился голос Эмиля, подыграл Эмилю на своей гитаре, и, когда вышел к микрофону выступать, похвалил Эмиля при всём зале, при всём народе. И вот что сказал тогда:
«У Эмиля, у Эмиля Сокольского... вот я сегодня убедился
в этом... замеча-а-тельный тембр голоса. Мне редко нравятся
голоса. Я работал и в оркестре Утесова, и встречал очень много
певцов хороших, и даже замечательных. Но одно дело — быть хорошим певцом (хорошим в техническом смысле. — Н. К.), и другое дело — красиво петь. Красиво петь можно только красивым голосом. Вот я очень был удивлен, когда услышал танго... услышал, что Эмиль напел его удивительно красивым голосом. Оказалось, что Эмиль — человек талантливый (и в литературной сфере), и талантливый в других сферах».
Людмила Осокина, спасибо ей (!), записала всё это на своё видео и вставила в ютуб. И теперь мы можем посмотреть это видео и послушать Анатолия Шамардина, что он пел и говорил тогда.

Р. S.
А 22 ноября 2011 года Анатолий и Эмиль выступали на юбилейном вечере Юрия Кувалдина в художественной галерее А3, на фуршете. И там тоже оба пели. А Людмила Осокина, за что спасибо ей, и Дмитрий Григорьев, за что спасибо ему, и Александр Трифонов, за что и ему спасибо, засняли всё это на видео.
(См. Нина Краснова. «Золотой самородок из Хасаута-Греческого», том 2, стр. 553.)

 

11 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА!
(11.01.1938 - 27.04.2014)

Группа Памяти Анатолия Шамардина в Фейсбуке

Дорогие друзья!
Давайте вместе - за большим символическим столом - отметим день рождения Анатолия Шамардина, нашего русско-греческого соловья – певца и композитора, солиста Утёсовского оркестра 70-х годов, инязовца-полиглота, исполнителя песен народов мира на разных языках, греческом, итальянском, немецком, английском, испанском, сербохорватском, японском, армянском, украинском, а также русских песен и романсов и своих собственных на стихи современных поэтов, Виктора Бокова, Николая Старшинова, Алима Кешокова, Новеллы Матвеевой, Андрея Вознесенского, Сергея Мнацаканяна, Виктора Широкова, Валерия Дударева, в том числе и на мои стихи.
Давайте поднимем за него рюмки, фужеры, чашки и бокалы (кто что) и послушаем одну из песен в его исполнении, которую вы никогда не слышали. Я нашла ее в нашем с Анатолием фоноархиве, аудиозапись, и послала вместе с фотографиями (на выбор) нашему другу, Сергею Тарасову, администратору Группы Памяти Анатолия Шамардина. И Сергей сделал фоторяд к этой песне. И у нас получился такой музыкальный подарок и Анатолию Шамардину, и всем Вам. Ролик с японской песней «ЛИКИ ЛЮБВИ», которую Анатолий пел в 90-х годах, когда работал в элитном московском ресторане «Саппоро» на проспекте Мира, 14, куда приходили знаменитые артисты, певцы, режиссеры, политики, адвокаты, бизнесмены, специально чтобы послушать певца милостью Божьей с его редкостно красивым голосом и красивыми лирическими песнями. Сейчас на проспекте Мира уже нет этого ресторана «Саппоро», но в истории Москвы и нашей культуры и в истории жизни Анатолия Шамардина и в моей тоже, а теперь и в вашей он останется навсегда.

Про ресторан «Саппоро» я когда-то сочинила частушку, которая очень нравилась Анатолию и который читал ее всем своим друзьям по телефону и смеялся:

***
В ресторан зашли со скуки
Господа из Йокасуки,
Заказали яства всяки –
И сакэ*, и суки-яки**. 

1993 г., Москва
_______
*   Сакэ – рисовая водка.
** Суки-яки – блюдо изз мраморной баранины.

Нина КРАСНОВА
11 января 2022 г.

P. S.
В фоторяде – вы увидите и фотографии города Саппоро, и мои книги и альманахи, посвященные Анатолию Шамардину, и фотографии некоторых друзей, коллег Анатолия - музыкантов (…), которые работали с Анатолием в «Саппоро», увидите также и (…) утёсововеда Эдуарда Амчиславского, и однокашницу и подругу юности Анатолия, специалистку по французскому языку Тамару Королеву, и, конечно, меня, Нину Краснову, и (…) самого Анатолия Шамардина, а еще нашего с ним друга Эмиля Сокольского. Эмиль умер 1 января, под Вологдой, а 11 января, в день рождения Анатолия, похоронен в своем городе, в Ростове-на-Дону. Выпьем и за Эмиля.
Н. К.

 

Нина Краснова

ВЕЧЕР В «САППОРО»

Анатолию Шамардину

Вы милы, нарядны, кареоки.
Громкий микрофон у Вас в руках.
Вы поёте мне под караоке
О любви на разных языках.

И в роскошных стенах ресторана
(Жаль, что он наполовину пуст)
Так приятно слышать мне и странно
Это всё от Вас, из Ваших уст.

И, пьяна не от вина и чая,
Все признанья Ваши я ловлю,
Вам глазами молча отвечая:
«Я люблю тебя и «айлавью».

1994 г., Москва

 

Нина Краснова

КОЗЕРОЖЕЧКА

Анатолию Шамардину – Козерогу, по европейскому гороскопу

(…)
Я люблю моего Козерожечку
За его симпатичную рожечку.
Но не только, не только за рожечку
Я люблю моего Козерожечку.

1995 г., Москва

Группа Памяти Анатолия Шамардина

ДОМ-МУЗЕЙ В.Ф.БОКОВА во главе с директором музея Анастасией Остапенко и руководством Фонда творческого наследия поэта, в которое входят Татьяна Новикова, Александр Бобров и Алевтина Бокова, поздравил нашего дорогого певца и композитора Анатолия Шамардина с днем рождения! И прислал в нашу Группу запрос о дружбе, который мы приняли со всей душой и радостью!!!
Нина КРАСНОВА
26.01.2022

Дом-музей поэта В.Ф.Бокова

11 january, 2022. 09:00

11 января день рождения Анатолия Викторовича Шамардина — певца и композитора, солиста оркестра Леонида Утёсова 70-х годов.
Песни, написанные Анатолием Шамардиным, входили в репертуар ряда известных певцов и исполнителей — Эдуарда Хиля, квартета «Аккорд», Клавдии Шульженко, Ольги Воронец, Екатерины Шавриной, Ивана Суржикова и других. Он обладал голосом редчайшей красоты. Зарубежная пресса называла его «русским соловьём» и «волшебником из Москвы».
Виктор Боков очень высоко ценил и любил Анатолия Шамардина как певца и композитора, дружил с ним целых сорок лет, до конца своей жизни, в своё время изъездил с ним всю Россию, вдоль и поперёк, выступал в разных городах и весях страны, на малых и больших сценах. Анатолий Викторович создал десятки песен на его стихи и пел их везде, где только мог.
На фотографии слева направо: А.В. Шамардин, В.Ф. Боков с женой, Алевтиной Ивановной.

Виктор Боков

МОЕМУ КОМПОЗИТОРУ 
АНАТОЛИЮ ШАМАРДИНУ*


Я нашёл тебя не в крапиве!
В окруженьи серьёзных дел.
Был при встрече такой ты красивый,
Потому что красиво пел.

Тенор твой трогал сердце не пошлостью,
Не эстрадной походкой ленивой.
Не было в пенье твоём оплошности,
Чистота, благородство пленили.

Так ложились стихи на мелодии,
Так тебе было сердцем велено.
Мы нашли с тобой плодородие
И засеяли поле клевером.

Ты поёшь, все тебе аплодируют,
Значит, нравится, я это знаю,
И напев и стихи лидируют
И находят поклонников в зале.

Ну, давай, Анатолий Викторович,
Песней нашей послужим культуре.
Я надеюсь, что ты не вытравишь
Музыкальную правду халтурой!

1997 г., Переделкино
_________
*  Это одно из стихотворений, посвящённых Анатолию Шамардину при его жизни. – Н. К.

Комментарии к странице Дом-музей В.Ф.Бокова

Нина Краснова
Спасибо Дому-музею народного поэта Виктора Бокова за эту публикацию! Она растрогала мою душу!!! Желаю процветания и благодати и Божьей помощи всем сотрудникам музея во главе с директором Анастасией Остапенко, и Фонду творческого наследия Виктора Бокова, и Татьяне Новиковой, и Александру Боброву, и, конечно, Алевтине!!!
Нина Краснова
Какое счастье - видеть здесь Анатолия Шамардина, Виктора Бокова и Алевтину и стихи Виктора Бокова, посвященные Анатолию Шамардину! В день рождения Анатолия, певца и композитора, автора чудесных песен на чудесные стихи нашего с ним друга и учителя Виктора Бокова. Среди этих песен есть и песня "Алевтина", посвященная жене и Музе поэта!

 

ОТ ГУСИНОГО ПЕРА ДО КОМПЬЮТЕРА

1.
Во времена Пушкина, в XIX веке и в более старинные времена, люди, а я в данном случае говорю о поэтах и вообще о писателях, писали гусиными перьями, окуная их в чернильницы с чернилами.
Сейчас никто не пишет гусиными перьями, и нам трудно представить себе, как это можно ими писать. Ну-ка, выдерни у гуся или у курицы из хвоста перо, заостри и расщепи его и окуни в чернильницу и попробуй что-нибудь написать. Хотя бы «записку в несколько строчек» или даже в несколько слов. Вряд ли это у тебя (я имею в виду себя) это получится хорошо и быстро. Я, правда, ни разу не пробовала писать гусиным пером. Вернее, один раз когда-то попробовала и поняла, как это трудно, и подумала: а как же поэты, а тем более прозаики делали это раньше – писали и стихи и целые поэмы, и рассказы и целые повести и романы? Много ли напишешь гусиным пером?

2.  
Правда, потом, уже в XIX веке (с 1830 года), появились деревянные ручки с металлическими перьями, и все стали писать такими ручками. И Толстой писал ими свои романы… и переписывал их по нескольку раз… Например, «Анну Каренину» он переписывал 14 раз. Замучаешься делать это. Правда, переписывала-то их чисто физически его жена, графиня Софья. А он только делал там свои пометки и заставлял Софью, графиню свою, «белоручку», заново переписывать всё, чтобы ей было чем полезным заняться, да еще бывал и недоволен ею… А Достоевский свои романы не писал ни гусиным, ни металлическим пером, а надиктовывал своей жене-стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая стенографировала всё, а потом тоже, что ли, своей рукой, то есть ручкой с металлическим пером переписывала всё это?.. А если бы Софья и Анна не помогали в этом своим мужьям, великим писателям, классикам русской литературы, то, пожалуй, ни Толстой, ни Достоевский и не создали бы свои собрания сочинений в 95 томов? Слава таким женам писателей, как сказал Игорь Волгин в Доме творчества «Переделкино», на конференции, посвященной Достоевскому.
(Между прочим, когда у нас появились диктофоны, кое-кто из писателей стал надиктовывать-наговаривать тексты своих книг на диктофоны, а потом перекладывать всё это на бумагу, взяв пример с журналистов, которые пользовались диктофонами во время своей работы, когда брали интервью у кого-то.)   

3.
А следом за ручками с металлическим пером появились авторучки, которыми писать было удобнее и быстрее, чем не авторучками, а тем более гусиным пером, потому что не надо было то и дело макать-окунать их в чернильницу с чернилами. Да еще и кляксы делать, как Буратино, которого Мальвина учила писать и который окунал в чернильницу и свой нос. 

4.
А тут еще появились и пишущие машинки «Москва», «Оптима», югославская портативная машинка «Эрика», а до этого, в начале XX века, какие-то другие, «Мерцедесъ», «Elektra», а до этого, в начале XIX века, в Америке, какие-то еще. И кое-кто мог писать, перепечатывать прямо на этих машинках свои тексты. Марк Твен сам печатал на машинке свою книгу «Приключения Тома Сойера».

5.
А в 70 – 80-х годах XX века  России появились шариковые ручки с пастой, и все перешли на такие шариковые ручки. А потом появились компьютеры, и теперь писатели могут печатать свои тексты на компьютере.
Виктор Астафьев когда-то сказал Юрию Кувалдину: «Я пишу свои вещи по-старинному, рукой» (не на машинке и не на компьютере). А Кувалдин сказал ему: «Писать надо не рукой, а головой (и сердцем)».
Кстати сказать, все тексты, которые Виктор Петрович Астафьев писал «рукой», потом перепечатывала ему на машинке его жена, фронтовая подруга Марья Семеновна (Анна Григорьевна Сниткина нашего времени). А, например, Владимиру Солоухину, который тоже писал свои сочинения рукой, перепечатывала их на машинке его старшая сестра Катерина. Кстати сказать, и я перепечатывала их ему, когда умерла Катерина, и Астафьеву кое-что печатала на машинке, и еще Валерию Золотухину, потому что со студенческих лет, когда подрабатывала в машбюро Литературного института себе на жизнь, считалась машинисткой первой категории и умела разбирать все, самые сложные, почерки, и печатать без ошибок и опечаток.   
Недавно один мой товарищ, мой коллега сказал мне, что наш Президент Путин до сих пор пишет перьевой авторучкой (по крайней мере подписывает ею важные бумаги).  

6.
Я, когда училась в школе, писала простой деревянной ручкой с металлическим пером «Звёздочка», как и все ребята моего поколения. И свои дневники я писала такой ручкой, и свои стихи… записывала их в толстые – с «кожаными (дерматиновыми) обложками» - общие тетради за 44 коп. И, когда работала после окончании школы в редакции газеты» Ленинский путь», писала такой «перьевой» ручкой статьи и перепечатывала их на машинке, на тонких бежевых листах. А когда появились шариковые ручки, писала уже этими шариковыми ручками. Но чаще всего стала писать черновики простым карандашом (чтобы не тратить лишние деньги на стержни с пастой), а потом перепечатывала свои тексты на машинке.
Так я писала и письма своим литературным учителям, друзьям, сотрудникам редакций (по целому тому каждый год), когда после окончания Литературного института уехала из Москвы в Рязань и 14 лет жила в своем городе и переписывалась «с Москвой» и еще кое с какими городами и таким образом поддерживала свою связь с большим литературным миром. Так я в 1988 -1989 годах писала и свой (опубликованный потом в 2000 году Юрием Кувалдиным в журнале «Наша улица») роман-дневник «Дунька в Европе», 1126 страниц на машинке, а не на машинке, простым карандашом, с черновиками, наверное, 5000 страниц с лишним. И у меня на среднем пальце правой руки был мозоль от ручки и карандаша. Так много я всего писала. Прямо как графоман в заставке телепередачи Александра Шаталова «Графоман».

7.
А потом, когда у нас в стране появились компьютеры и я купила себе, по совету Юрия Кувалдина, компьютер, я пишу прозу только на компьютере (стихи по-прежнему ручкой, а прозу только на компьютере). Это намного удобнее, быстрее и продуктивнее. И сейчас я уже даже простую заметку не могу написать от руки, то есть могу-то, могу, но не хочу и не желаю писать ее от руки, а потом перепечатывать на компьютере, делать такую двойную работу, когда у меня и без того работы хватает. И дай Бог успеть сделать до конца жизни бОльшую часть этой работы.

Между прочим, район, в котором я живу в Москве, называется Перово – наверное, в честь гусиного пера? Вот у меня прямо сейчас из-под моего символического пера, из-под клавиатуры компьютера, на котором я пишу эту страницу, появились две такие строчки, экспромтом:    

***
Оду в честь гусиного пера
Мне давно в Перове спеть пора.

28 – 29 января 2022 г.,
Москва, Перово

 

"Наша улица” №267 (2) февраль 2022

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве