Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто восемнадцатая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто восемнадцатая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто восемнадцатая)

 

 

СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Одиночество только иллюзия, всё время в жизни так или иначе оказываешься среди людей, и как-то хочется выглядеть получше, но не особо выделяясь, чтобы не затеряться, но и не привлекать к себе внимание пристального внимания, так и крутимся постоянно среди людей молча, неприметные, смотрим под ноги, чтоб случайно не оступиться наедине с собой, с мыслью о том, что с рождения и до последнего дня каждый из нас находиться в одиночестве, постоянно живя среди людей, что есть истинная иллюзия, с собой не расстаёшься ни на мгновение, а среди людей ты невольно за собой наблюдаешь, не замечая этого.

 

ВСЕ МЫСЛИ О ВЕСНЕ

Когда застывшая природа снегами нас пугает вновь, я вижу солнечные воды весны, когда во всём цветёт любовь, и соловей поет ночами, трепещет сердце вновь и вновь, когда бессонными ночами передо мной плавно плывут облака воспоминаний, и вспыхивают заревом все мысли о весне, мои иль те, что в книгах я читала, пусть так, но нынче они моими стали, их надо записать, и мы уже друзья, а на востоке появилась света полоса, возможно, солнце откликнулось на мысли о весне.

 

ОТБОР

Мало ли что в голове у тебя крутится, озвучивай только приятное для собеседника, постоянно занимайся отбором, прежде чем произнести вслух что-либо, согласно предписаниям Фёдора Тютчева, мол, люблю в начале весны и грозу, и птиц щебетание, и нежную зелень, и небес прозрачность, люблю, и точка, об остальном молчи, чувства свои скрывай, отбор - надёжная защита от ран душевных, он защитит твой внутренний мир от ненужных уколов и сердечных ран, сохранит гармонию в отношениях.

 

ПОБЕЛЕЛО ВСЁ ВОКРУГ

Вдруг, и всегда это вдруг, не разглядеть ничего вокруг, даже деревья с домами исчезли под театральными белыми чехлами, да и зрителей не стало в метели почестей и славы, всё заметает вечности снежность, не безнадёжно только для тех, кто пишет и ничего не видит, и не слышит, потому что в другом мире льётся песня его, как из глубокого колодца античного снега, которой приоткрыл свою пелену для умеющего перемещаться из реальности в вечность, где нет времён, а есть только тексты и все живущие в ней – современники.

 

ДИНАМИКА

Сидят старушки на скамейке перед подъездом с одной целью - остановить время, которое они всю жизнь старались увидеть, но так и не разглядели, а рядом ребёнок катает машинку, вот вам динамика жизни в простой картинке, которая постоянно меняется на их глазах - наступили холода, опустела скамейка, а с появлением весенних ручейков и громким щебетом птиц на скамейке вновь появляются любительницы остановить время, а ребёнок уже на велосипеде кружит, вызывая у них удивление и вечный вопрос: «Куда спешит время?»

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЗИМУ

Если уж говорить о жизни вообще, то в ней совершается постоянное возвращение в зиму, в это оригинальное время года, когда не мешает думать утопающая в цветах природа и, куда ни посмотришь, всюду - чёрные строчки по белому полю, полнейшая сосредоточенность на возвращении в книгу, зима для написания и чтения, которой дана холодная красота, чтобы ты не упивалась внешним богатым разноцветьем красоты, то и дело гонит нас колючим ветром и метелями к очагу, к теплу и пляскам огня, чтобы записать бегущие строчки, ведь возвращение в зиму означает встречи с вдохновением, встречи с собой в тишине.

 

НА РАЗНЫХ ВОЛНАХ

Останавливает меня дама, с которой в конце девяностых мы иногда выгуливали вместе собак, и начинает долго, очень долго, очень подробно рассказывать о важном событии, связанном с поездкой на поезде на три недели куда-то, я чувствую в каждом её слове некое для неё откровение, всё впервые, такое невероятное событие, что с собой брать, что её там ждёт, возможно судьбоносное знакомство, для меня же это - сплошные банальности, причём я спешу, но прервать не решаюсь, чтобы не обидеть её, судорожно ищу выход, произношу: «Извините, вон машина за мной», - киваю в сторону проспекта и бегу, не оглядываясь, понимая, что мы с ней находимся на разных волнах.

 

СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ

После пика возбуждения из-за разных неприятностей часа через два наступает состояние покоя, кажется, это сама нервная система, помимо твоей воли, управляет тобой, как бы говорит тебе, что всё произошедшее уже произошло, но не имеет никакого значения, что есть высшая цель жизни, которая направит тебя туда, куда нужно, и ты смотришь на случившееся в другом ракурсе, понимаешь, всю нелепость случившегося, которое, можно будет использовать в тексте, а мысли возвращают тебя к творческим планам, пальцы спешат по клавишам, ты загораешься в работе, и вместе с ней состояние покоя, как возвращение к твоей настоящей жизни, снисходит на тебя.

 

НАКОПЛЕНИЕ

Вещами обрастают люди за долгие годы так, что и в без того тесных квартирах не протиснуться, а я с необычайным усердием коплю рассказы, обязательно выдавая «на-гора» по рассказу в месяц, таким образом складывается моя жизнь в параллельной реальности «чистого разума», а с вещами материальными расстаюсь с лёгкостью невероятной, бывает так, что ищу полдня то, что месяц назад вынесла, а когда вспоминаю об этом, то обхожусь без этой вещи и не сожалею о ней, накопление ценю только интеллектуальное и творческое, потому что в просторной квартире и дышится и пишется свободно.

 

ОДНО И ТО ЖЕ

Один Новый год отметили, так нате вам второй, и до третьего дойдёте по этой дороге, в итоге всё пропадёт, мир упадёт, глаза закроются, все люди смоются, таково повторение, наука учения, для тех, до кого не доходит, но они день и ночь под окнами ходят, стуча каблуками, напоминая, что они с нами и, как обычно, ничего не успевают, спешат, суетятся, не только окружающих, себя не слышат, поэтому и говорят одно и то же - встретили Новый год, Рождество, Старый Новый год, устали, тут на работу пора, а там к отпуску следует готовиться, только вышли на работу после отпуска, а тут опять начинается подготовка к Новому году, не жизнь, а бесконечный праздник.

 

ПЕЧАЛИ

Обычно печали мы не ждали, а получив, осознали, что они приходят из далёкой дали, до которой рукой подать, человек повсюду нам друг и брат, и каждый желает получать радость, а не печаль, очень жаль, что без них в жизни никак не обойтись, самое удивительное для меня то, что через какой-то период времени нередко воспоминания о них вызывают тёплые чувства, ведь всё это опыт, воспитание духа, без печалей и радости не оценишь, всё, что происходит с нами в жизни делает нас мудрее.

 

СНЕЖИНКА

Как выглядит снежинка? Как описать её нежность и оригинальность, воздушность, красоту, весёлый нрав, и что самое удивительное, как этому чуду неизвестного творца удаётся укутать пушистым одеялом невероятных размеров и сохранить от суровых морозов землю, растения, живописную картину, радующую нас в остальные времена года, вот и пытаюсь внимательно рассмотреть хотя бы одну или две, из тех, что присели на черной перчатке, но они мгновенно игриво исчезнув, унесли свою тайну, мысль о том, что двух одинаковых снежинок не существует, приводит меня в восторг, что за чудесный художник их создаёт, и вот на ресницах моих задержалась снежинка, а на фоне темнеющего неба кружится фатой небесной бесконечное множество хрупких, нежных, кажущихся прозрачными снежинок, спешащих, соединившись, создать невесомый покров ослепительного полотна и, падают мягко, беззвучно на ветви и землю это волшебное зимнее чудо - снежинки.

 

ПОСТЕПЕННОСТЬ

Само вращение стрелок часов по кругу подсказывает методику творчества - плавно и постепенно делай каждый день одно и то же, пиши по 700 знаков ежедневно, причём всю жизнь, методика почти невыполнимая, но надо хотя бы попытаться начать, постепенно, день за днём сочленять слова в потоки, на таком уровне, чтобы не стыдно было заглянуть в глаза Антону Павловичу, чтобы достижение вершин мастерства стало неотъемлемой частью твоей жизни, так это станет потребностью, и будет происходить естественно, как гигиена и еда, тогда творчество станет смыслом, удовольствием, счастьем, без него жизнь потеряет смысл.

 

ВСЛУХ

Давно заметила, что многие люди произносят вслух всё то, что крутится у них в голове, не задумываясь. Особенно это происходит часто в случайных уличных перебранках, когда анонимы чувствуют себя как бы в безопасности, предполагая, что их не знают. Мысль о том, что необходимо научиться контролировать свою внутреннюю речь, и на волю выпускать только то, что не будет ранить окружающих, им даже неведома, тем более, понимание того, что и личная жизнь их, в таком случае, сложится иначе.

 

ФИЗИОЛОГИЯ

Физические существа постоянно интересуются поддержанием здоровья, заботятся о здоровом питании, об отдыхе, о сне, при малейших нарушениях стараются их исправить в меру сил и умений, жизнь течёт в неустанных заботах о физическом состоянии, когда главными словами становятся «врач» и «лекарства», в результате, настолько погружаются в эту тему, что кроме заботы о физиологии не существует иных интересов, так их тело проходит во времени определённый срок и незаметно исчезает, уступая дорогу другим телам…

 

НЕ РЕАГИРОВАТЬ

Легко сказать, не реагировать, но ты же устроен приёмником всего, что творится вокруг, отключиться от волнообразного влияния среды почти невозможно, особенно, когда шкала чувствительности поднимается вверх и достаточно малейшего повода, чтобы отреагировать на неприятную ситуацию, особенно неуместного слова, но есть единственное спасительное средство не реагировать - собственное творчество, когда все локаторы души направлены на собственный бесконечный текст, живущий в иной реальности, в которой отсутствуют раздражители окружающей жизни.

 

ПОХОДКА

Многолюдно на центральных улицах. Все куда-то идут, но у всех разная походка - широким уверенным шагом отличаются, в основном, солидные мужчины, но есть и женщины аналогичного типа, легко идут, торопливо, едва касаясь земли, очаровательные девушки и молодые женщины, скользя по сторонам кокетливым взглядом, бредут в наушниках, погружённые в смартфоны-телефоны, странные люди, в которых не сразу определишь пол, сомневающиеся и любопытные идут с поворотами вокруг своей оси, пожилые двигаются с приостановкой. Поток этот, движущийся с разной скоростью, постепенно стихает лишь к концу дня, чтобы с рассветом возобновиться.

 

КАК СЛАДКО СПИТСЯ

Поздним вечером глаза закрыла на мгновенье под колокольчики Густава Малера, а когда открыла, то утро снежное встретило меня за окном, как сладко спится с музыкой прекрасной, вся ночь равна одной минуте беззаботной, а музыка мне дарит столько счастья, сил и жажду слушать вновь и вновь любимых композиторов, которые так щедро нам подарили музыку небес, за это я их постоянно благодарю и всякий раз она меня спасает от жизненных невзгод и испытаний, даря любовь и творческую радость. Как сладко спится под звуки музыки!

 

ОСТОРОЖНОСТЬ

Не спеши делать первый шаг от подъезда на тротуар, там ледок, припорошенный снежком, не грохнуться бы, ступай осторожно, коварство нашей зимы известно, из года в год мы с ней играем в осторожность, а она наблюдает, и то дождём землю поливает, то морозом сковывает, а потом легким, весёлым снежком припорошит всё вокруг, замаскирует и проверяет нас на осторожность. Здесь дело не в том, что быстро идёшь, а во внимании и сосредоточенности, например, задумалась - рука уже сломана, на птиц засмотрелась - лежишь, барахтаешься на спине, тут осторожность просто необходима.

 

ЖИВОПИСНОЕ

Зелёным словом выкрашу я землю, получится трава, а жёлтыми вкраплениями дам одуванчики лужайке, потом слегка накрою всё пушистым словом, которое в народе зовется просто «снег», затем смешаю бледно-голубой я с цветом гейнсборо (это название оттенка светлее бледно-серого меня пленило), таким я вижу небо, оставлю маленькое пятнышко небесного оттенка, и направлю луч, который посеребрит лужайки часть, там снег уже на жемчуг стал похож, макнула кисть я в алый цвет, чтобы оставить яркий след, но пальцы разжались сами, кисть выпала из рук, как будто не желая гармонию нарушить вдруг.

 

ГРУППОВОЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Известно, что человек смертен и, как говорит Воланд, «смертен внезапно», конечно, смерть человека, особенно внезапная, с глубокими переживаниями воспринимается не только близкими, друзьями, но и окружающими, это событие волнует настолько, что разговоры о смерти длятся какое-то время, потом стихают, скорбь, острота потери и память остаются только у близких, а после их ухода об этом забывают, бывает и так, что через какое-то время вдруг воспоминания к внезапно умершему вспыхивает вновь, но уже в связи с интересом к произведениям его, о которых кто-то узнал совершенно случайно, заинтересовался и поделился этим, далее выясняется, что ушедший не «ушёл», а воскрес в творениях своих, стал бессмертным, в отличии от многих смертных.

 

ПАЛЬЧИКИ

Да, я о женских пальчиках, которые требуют ежедневного тщательного ухода, ведь им приходится трудиться постоянно, выполняя бесчисленные виды работ, если же хозяйка играет на музыкальном инструменте, то и массаж не помешает, маникюр ведь не просто необходимо делать регулярно, но и следить за ним постоянно, а ухоженные пальчики так и просят, чтобы их колечками украсили, на протяжении всей жизни вкусы у обладательниц пальчиков меняются.

 

ЗАНАВЕС

Глаза, как занавес, открою и увижу новый акт спектакля жизни, волшебный режиссер даёт мне указания, куда пойти и где остановиться, какую реплику подать актёру из массовки, закрою и, мгновенно, переношусь в свой мир, единственный, неповторимый, а там идут один за другим совершенно непредсказуемые эпизоды, в которых тайны явно скрываются от всех, да, мои тайны, которые ни придумать, ни увидеть с открытыми глазами невозможно, мои глаза есть занавес, отделяющий мир реальный от ирреального, но оба они меня притягивают, сохраняя равновесие

 

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Вся жизнь - бесконечная цепь впечатлений, особенно остаются в памяти трагичные переживания, связанные, главным образом, со смертью близких, родителей, что во многом способствует глубокой переоценке ценностей, философским размышлениям, ведь, по сути, расставание с дорогим человеком вообще не заживаемая рана, потеря друзей, впечатления эти то и дело возникают перед тобой, но незаметно происходит смягчение в отношении их, впечатления боли стихают, приходит смирение, а потом появляется незримая связь с ними, которая дарит возможность чаще обращаться к счастливым впечатлениям, которые дарят силы и мудрость.

 

ВОСПИТАНИЕ ВКУСА

С детства с жадностью погружалась в книги, которые возвышали мою душу, и это, конечно, классика, потому что мастер никогда не будет принижать читателя, даже если у него встречается негатив, но позитив всегда его перекрывает, тем более, мастер не будет описывать подробно жестокие сцены, он непременно оставит луч света, а уж описание природы, цвета, запахов подаются так, что завораживают, в этом смысле первым открытием для меня была «Степь» Чехова, меня настолько поразила эта повесть, что я постоянно перечитываю её, и особенно тогда, когда нужно справиться с минорным настроением, конечно, и Лев Толстой не может не восхищать своим вниманием к деталям, или «клейкие листочки» Достоевского, которые всегда со мной. Воспитание вкуса происходило очень незаметно, как бы само собой, просто книги на полке в нашем шкафу стояли правильные.

 

ДИАЛОГ И КОММЕНТАРИЙ

Для яркости рассказа необходима индивидуализация речи персонажей, но авторский комментарий к ним всегда подчеркнуто интеллигентен, окрашен личностью автора, ну, вот, для примера, фрагмент из моего рассказа «Поня»: «Гранюшка, поди-тко ко мне, где ты?» - «Иду, мамынька, сейчас уроки допишу», - ответил высокий детский голос из глубины дома. Через несколько минут в комнату, слегка прихрамывая, вошла в цветочках и ленточках худенькая девочка лет десяти». Высказывания персонажей я окрасила самобытностью, до выразительности в слове «мамЫнька», а сама комментирую точно так, как веду всю авторскую речь. Индивидуальность речи существенно обогащает портрет персонажа.

 

СХЕМЫ НА ЭКРАНЕ

Иногда думаешь, что сценарии сколачивают доморощенные сапожники, не имеющие понятия о сапожном деле, потому что схематичность выпирает из всех кадров, наскоро смонтированных лишь для того, чтобы отбить кассу, даже неловко за актёров, вечная злодейка-подруга, измены, беременность, сохранение которой, непременно, под угрозой, выяснение кто отец ребёнка, зависть, измены и прочие страдания, достаточно взглянуть на краткое содержание любой серии , чтобы понять, что ничего не меняется, просто сценарии становятся всё примитивнее, при этом растёт количество фестивалей, на которых они друг другу призы вручают, даже неловко становится, когда они говорят о мастерстве. Я это к тому, что подобное кино к искусству вообще отношения не имеет, но красноречиво демонстрирует падение вкусов и нравов.

 

В ПРИПОДНЯТОМ НАСТРОЕНИИ

После прочтения «Архиерея» Чехова само собой возникает приподнятое настроение, что я не одна такая, что меня поняли до моего рождения, что никто не знает меня, что со мною происходит, кроме Чехова. Даже родная мать не верит в то, что её сын был архиереем, стесняется и сомневается, но и гордится, а в глубине души думает, поэтому тихо и робко говорит об этом, сердце моё сжимается каждый раз, когда перечитываю рассказ этот, а приближаясь к его концу, морально готовлюсь, чтобы не заплакать, в то же время испытывая приподнятое настроение от мастерства и глубины Антона Павловича, который так лирично поведал историю, в которой каждый почувствует свою судьбу.

 

ОТ ДНЕЙ КОРОТКИХ ДО ДЛИННЫХ

Только рассвело спешу насладиться хотя бы естественным светом, тороплюсь выглянуть на улицу, пока собралась, все неотложные дела завершила, день открылся, щедро он через окно дарит свет свой, но едва размечталась о неспешной длительной прогулке, как он уже почти мгновенно погас, и всё-таки какое-то радостное чувство не отпускает, ведь заметно уже, что пошло движение навстречу длинным дням, что солнце всё чаще будет согревать нас после суровых морозов, метелей и мрака.

 

РАДУШИЕ

Радушие принадлежит к тем качествам, которые неизменно вызывают взаимность. Приветливость, гостеприимство, сердечное, ласковое отношение не могут не нравиться, обладатели подобных качеств даже внешне отличаются от замкнутых, придавленных ворохом проблем людей, конечно, быть радушной везде и во всем невозможно, однако в этом и кроется сила людей, обладающих подобным качеством, бывает, что те, к кому обращено радушие, злоупотребляют таким отношением, но подавлять в себе все позывы негатива необходимо, этому, приходится учиться всю жизнь. Искреннее радушие, к сожалению, встречается всё реже, отношения нынче всё чаще преобладают деловые, а то и прохладные.

 

РАБОТА И ТВОРЧЕСТВО

Многие путают работу с творчеством, поскольку считают, что на работе они творят, то есть творчески подходят к делу, но вот наступает час икс, выход на пенсию, роботу сменил отдых, а творчества нет…, ведь творчество истинное не оплачивается (не денег для) и на «него» не надо ездить каждый день на метро, творчество с тобой (я говорю о литературе), в тебе и под рукой, если его нет и увлечений то же, настроение постепенно начинает портиться, накатывают обиды, воспоминания о работе, на которой и без тебя дела обстоят хорошо, что делать со временем непонятно, хорошо тем, кто с книгой не расстаётся, но не всё же время заниматься бытом, некоторые спохватываются, вспоминая, что когда-то мечтали о том, чтобы записать какие-то события, садятся, день прошёл, а лист бумаги по-прежнему чист, нужно научиться писать слова, ведь превратить устную речь в письменную непросто, так начинается творческий процесс у тех, кто настойчиво пытается учиться.

 

 

"Наша улица” №267 (2) февраль 2022

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/