Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто двадцать первая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто двадцать первая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную
страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто двадцать первая)

 

 

ПЕРЕДЫШКА

Жизнь интенсивна даже в том случае, когда я пассивна, день постоянно клонится к вечеру, и сразу ни с того ни с сего является утро, просто какие-то невероятные скорости, так что необходима передышка, а для этого я останавливаю ход часов, вообще прячу все часы, чтобы в тишине складывать новые фразы в рассказ, в котором время стоит на месте, нет ни заката, ни восхода, никто никуда не торопится, просто стоит в поле одинокий человек и внимательно вглядывается вдаль, внимательно рассматривает облака, пытается расслышать в тишине малейшие звуки от движения крылышек стрекоз, но они стараются шевелить ими бесшумно…

 

СПОСОБНОСТЬ К УДИВЛЕНИЮ

Целеустремлённые люди стремятся напрямую к цели, бегут на работу, не замечая ничего вокруг, катят тележки в магазин, чтобы набрать продуктов побольше, да подешевле, и тоже не видят ничего вокруг, не интересуются ничем, кроме повседневных проблем, дел, событий, лишь редкие счастливцы понимают жизнь как процесс прекрасного, они удивляются самым простым вещам - солнечному лучу, хмурому утру, чириканью и суете воробьёв после долгого зимнего молчания, робкому весеннему ручейку после продолжительных морозов, каждое событие и изменение в природе, и пусть для большинства спешащих по кругу всё это мелочь,но счастливцев удивляет и вдохновляет красота в обычной жизни, но именно поэтому подобная способность к удивлению побуждает к творчеству.

 

НАД ВОДАМИ

Меня не было, но мой дух уже носился над водами, призывая выйти из воды и сразу заговорить, чтобы назвать все вещи мира своими именами, я откликнулась на сей призыв, и не перестаю называть вещи мира, коих вокруг такое множество, что мне жизни не хватит, чтобы дать название каждой, учитывая, что постоянно появляются всё новые вещи, о которых в пору  моего рождения невозможно было даже мысли допустить, а поверхность вод на земле столь велика, что всю её окинуть взором никак я не могу, настолько мир огромен и изменчив, что нет конца его преображению и явлению невиданных вещей.

 

ПАМЯТЬ ЧУДЕСА ТВОРИТ

Не даёт мне память скучать, удивляет меня своей непредсказуемостью и подвижностью, творит, что хочет, мои просьбы нередко игнорирует, при этом внезапно демонстрирует мне такие случаи минувшего, что я буквально теряюсь, пытаясь вспомнить всплывающие из глубины ситуации, о которых, казалось бы, совершенно забыла, но постепенно появляются размытые картинки, затем -  четкость, и невероятным образом я оказываюсь в далёком прошлом, переживаю глубокую обиду, вздрагиваю от порывов резкого холодного ветра, несмотря на тёплый весенний день за окном, слышу свой голос настойчиво повторяющий слова: «Хочу, чтобы этого не было, хочу забыть это как страшный сон!» В минуты печали память всегда достаёт из глубины смешные случаи… 

 

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ

Сквозь плотно сомкнутые веки проник ослепительный луч, мгновенно прервав дивное путешествие на лодке по изумрудному озеру, поверхность которого была столь спокойна, что напоминала огромное зеркало, веки сами распахнулись, я зажмурилась от яркого света, заполнившего комнату, что было неожиданно после предыдущих мрачных пасмурных дней, мне так захотелось на прогулку по любимым переулкам, по которым я истосковалась после долгой изматывающей холодной зимы, поддавшись желанию, я оделась легко, как в детстве, когда солнце вводило меня в заблуждение так часто, но, забыв об этом, я поспешила навстречу манящей весне, а там услышала щебет скворцов, что совершенно лишило меня благоразумия, порывы зимнего ветра не привели меня в чувство. Ни времени, ни холода я не замечала, вдруг в считанные минуты небо покрылось тяжёлыми тучами и началась метель, порывы ледяного ветра гнали меня всё дальше от дома, я изо всех сил им сопротивлялась, дрожа от холода. Метель разыгралась не на шутку, но тут показался сверкающий огнями спасительный трамвай.

 

ЗАМЕЧАНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Неприятно слышать замечания в свой адрес, думаю, не только мне, тем более советы, когда их не просят, если же человек корректно поправляет мои оговорки или неточности речи, я всегда благодарю за это, сама же позволяю себе поправлять не знакомых или особенно обидчивых знакомых крайне редко. Правильная, грамотная, образная речь доставляет удовольствие и желание общаться, в противных случаях неправильное произношение или использование слов не по назначению вызывает желание поправить собеседника, но я сдерживаюсь, однако, на мой взгляд, безграмотная речь или неправильное ударение сотрудников радио и телевидения в эфире, которые в последнее время слышатся всё чаще, совершенно недопустимы.

 

ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВИНОВАТОЙ БЕЗ ВИНЫ

То и дело задумываюсь о чувстве вины, переживаю, пытаюсь анализировать, почему это происходит, что это за чувство? Раз оно периодически появляется у меня, значит, оно знакомо каждому человеку. Хочется понять, в чём моя вина, но ответ ускользает, а покоя нет. Пролистываю страницы минувших дней, вспоминаю разные истории, их немало. Обижала я, обижали меня и просили прощения, и прощали, но это чувство вины - другое, оно не поддаётся определению, неужели это вина за первородный грех, которую каждый несёт из поколения в поколение и нет надежды на прощение? Возможно, это чувство ниспослано нам свыше для того, чтобы мы не успокаивались, совершенствовались, не останавливались на достигнутом, воскресный колокольный звон Замоскворечья успокоил меня.

 

ИМИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читая сообщения о том, как в поте лица трудятся наши чиновники, всё больше убеждаюсь в том, что все их усилия направлены только на обеспечении себя любимых и бесчисленной армии своих близких и далёких родственников, что такие понятия как компетентность и порядочность им неведомы. Создаётся такое впечатление, что их выводят где-то по специальной технологии. Век бы с ними не общаться. Но они никому не позволят спокойно жить, найдут способ досадить своими поправками и редакциями законов каждому. Количество различных департаментов растёт с каждым днём, как трава после дождя. Смотришь на сайте, какие документы нужно иметь в ту или иную контору, приходишь в МФЦ с ними и узнаёшь, что в этом, конкретном случае начальник требует дополнительно ещё какую-то справку или документ, или не две а три заверенные копии документа, а не одну и т.д., при этом твои персональные данные, о которых так пекутся государственные слуги, мошенники благополучно получают своими путями именно через МФЦ. Нынче образы чиновников Гоголя, Достоевского и Булгакова - просто ангелы в сравнении с нашими чиновниками. Каждый, кто попал на государственною службу, считает своим долгом придумать какое-нибудь препятствие, для граждан, чтобы им усложнить жизнь и подчеркнуть важность своего места, так государственная служба у нас стала сомой надёжной и прибыльной. Самое остроумное при этом – непосильная борьба с бюрократией , которая только способствует их неуклонному росту, особенно наглядно это наблюдается в медицине, когда больной человек с температурой под 39 градусов, должен явиться в поликлинику за медицинской помощью лично и прежде чем получить доступ ко врачу поставить свою подпись предварительно дважды на каждой бумаге написать полностью свою фамилию, число, месяц год рождения, подпись и её расшифровку, а войдя в кабинет врача проделать это ещё 3 раза, после чего соответственно протоколу лечения созданному чиновниками, которые к медицине отношения не имеют, без всякого осмотра, выслушав указания доктора, можно на такси за свой счет, спасибо благодетели за разрешение, вернуться домой. Не сомневаюсь в том, что рост количества чиновников с введением оцифровки сведений о каждом гражданине страны, увеличится в разы, ведь необходимо будет проверять бессчётное количество раз сведения, которые появляются на мониторе при наборе персонального кода о человеке, возникающего на мониторе! В имитации бурной деятельности нет предела совершенству!

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПРОМЗОНЫ

Лет пять назад, случайно, я оказалась в промзоне Котляково, где воздух настолько пропитан выхлопными газами большегрузных машин, что я представила себя частью бензобака, каково же было моё удивление при виде деревьев, которые героически пытались противостоять натиску промзоны, в сочетании с унылыми сплошными заборами, которые оживляла лишь ажурная колючая проволока, напоминающая гирлянду, протянутую поверх них, пытаясь найти выход из этого унылого места , не имеющего лица, я с изумлением обнаружила, что названия улиц и переулков, так же унылы и однообразны - Котляковская улица, первый, второй, третий Котляковские переулки, Котляковский тупик, одноимённый проезд - голова у меня закружилась, я прислонилась к красавцу каштану, который неведомо как оказался в этом унылом месте, и с изумлением услышал птичьи трели, обнаружив, что здесь живут скворцы, трясогузки, ну и, разумеется, лучшие птицы на свете вороны и воробьи. Нынче же я вновь попала в промзону Котляково и не поверила глазам своим, передо мной стояли разноцветные башни жилых домов, окружённые благоустроенными территориями и детскими площадками, ничто не напоминает кошмара прошлого.

 

ВЕСЕННЯЯ МЕТЕЛЬ

Последнюю неделю солнце столь щедро одаривало всё вокруг своим теплом и яркостью, что я поспешила убрать зимнюю одежду и настроилась на весеннюю погоду и соответственно светлое настроение, но очередное утро меня разочаровало унылой серостью и неприветливостью, затем по мере усиления холодного, сурового ветра началась метель, буквально за пару часов всё вокруг занесло снегом, что было совершенно неожиданно после продолжительного тепла, бурного таяния снега и птичьих звонких голосов.  Я запрокинула голову, надеясь увидеть хотя бы малейший намёк на то, что противоборство зимы с весной закончится в пользу весны, но тщетно. Снежинки летели с невероятной скоростью заметали малейшие островки заглянувшей на несколько дней весны, замолкли птицы, опустели улицы. Снегопад с невероятной скоростью унёс все надежды на скорое торжество весны. Метель.

 

АТМОСФЕРА СЧАСТЬЯ

Который день нет душе моей покоя, смута хозяйничает в ней, вытеснила бесцеремонно атмосферу счастья и так же, как зима, не желает уходить, всё норовит спорить, а ведь споры ни к чему хорошему не приводят, сколько раз убеждалась в этом. Я всё чуда жду, а оно всё никак не приходит, следовательно вера моя в него не достаточно сильна, чудеса в природе происходят постоянно, а я их не замечаю, всё жду, пытаясь заглянуть за горизонт, спешу куда-то, поэтому не вижу красоты и многообразия цвета облаков, оттенков зелени травы, освобождающейся от остатков мокрого снега, не слышу как бегут ручьи, звенит капель,  не радуюсь возвращению скворцов, вот уж чудо из чудес, стоило услышать их голоса, как атмосфера счастья вытеснила смуту из души, подарила ощущение полёта, осталось только крыльями взмахнуть!..

 

ЖАЖДА ВЕРЫ

Стою у малого собора Донского монастыря у чугунной надгробной плиты могилы Петра Яковлевича Чаадаева, нашего замечательного сумасшедшего. «Я очень огорчен, любезнейший друг, что покидаю Москву…»  В России все умные люди идут по этому разряду, поскольку у власти оказываются всегда дураки. Это Фёдор Тютчев 14 июля 1851 годы писал Чаадаеву, что он покидает Москву. «Я очень огорчен, любезнейший друг, что покидаю Москву…»  Слова эти перекликаются со знаменитым возгласом Александра Грибоедова: «Прочь из Москвы, сюда я больше не ездок». Незадолго до этого Фёдор Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Наш век», актуальное и для наших дней:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры - но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня! - Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.."

10 июня 1851

 

САМОКОПАНИЕ

Вглядываюсь в темноту, пытаюсь разглядеть предметы в комнате, которые выглядят так таинственно. Картинки прошлого мелькают без всякой системы – прошлое, настоящее и нечто мною прежде не виданное, неужели это будущее? Пора разобраться, что со мной происходит, навести порядок в голове, время от времени я пытаюсь делать это, но каждый раз что-то меня отвлекает, вероятно для того, чтобы я вернулась в реальность. Сколько неожиданностей и печальных событий произошло в моей жизни меньше, чем за месяц, но я справилась, черпая силы в безмятежном прошлом, что всякий раз спасает меня в минуты отчаяния. Сколько близких и верных, любящих проводила я в последний путь. Куда исчезла вера в свои силы, откуда появились бесконечные сомнения и страхи, куда исчезла лёгкость бытия, понять не могу. Ночные сомнения и страхи не дают покоя.

 

ТАЙНЫ СЛОВ

Смотрю футбол, команда, за которую я болею после нескольких безуспешных атак забила гол,  ликуя, я выскочила на балкон и заметила, что из стены высунулся гвоздь «нужно его сейчас забить, а то упадёт», - мелькнуло в голове и тут же пришла мысль, что в обоих случаях  я использовала одно и то же  слово «забить», да  многие слова русского языка имеют несколько значений, их многозначность даёт простор при написании текстов, чем успешно пользуются писатели, создавая новые слова или необычные сочетания, тем невероятнее обогащается языковая стилистика, и в этом, конечно, помогают пишущим словари. Сколько тайн у слов! Протянув руку, чтобы взять с полки «Толковый словарь русского языка», я обратила внимание на кисть своей руки и подумала, что художник кистью пишет картины, а мою любимую тёмно-вишневую шаль на плечах завершают мохнатые кисти. Погрузившись в чтение словаря, я  стала размышлять над вроде бы простым вопросом: зачем люди пишут, ответ известен - они сохраняют свою душу, своё искусство в текстах, из которых читатели узнают, как устроен мир, рассказывают, как появилась музыка, с чего начинается художественная литература, как художник создаёт свой собственный отличный от внешнего мир искусства. Глубокое чувство благодарности к творческим личностям охватило меня.

 

МОЁ СПАСЕНИЕ

Утро начинается у меня с музыки, едва открыв глаза, я включаю радио «Орфей», и уже не просто хожу, а пританцовывая, делаю повседневные процедуры, предвкушая новый день, настраиваюсь на то, что у меня получится всё задуманное, а неожиданности будут исключительно приятные, что случается весьма часто, неприятности боятся как огня хорошего настроения. Музыка вдохновляет, спасает и лечит меня на протяжении всей жизни, как и литература, на полках мои верные друзья - книги, которые как близкие люди окружают меня, с ними я советуюсь, делюсь всем, что происходит вокруг и набираюсь сил на преодоление невзгод. В любой жизненной ситуации музыка и книги наполняют моё сердце радостью и любовью к жизни, за это я ежедневно благодарю их создателей, посвятивших жизнь свою искусству, щедро одарив будущие поколения. Звучит музыка Малера, я слушаю пение птиц…

 

КРАСА

Мне кажется, что слово «краса» является высшей степенью красоты, достигающей такой высоты воображения, когда роса отражает весь купол ясного неба, и там золотятся колосья хлеба, и даже когда разродится гроза, краса синевы небесной и золота пшеницы перельётся в мои глаза, на земле мне нет покоя, небо синее зовёт, а над небом лес растёт, птичьи трели раздаются, аромат цветов пьянит, от красы такой  кружится неба купол ясный, голова моя, а губы шепчут, повторяя вновь и вновь: «небо я люблю тебя, жизнью я дышу, внимая красоту вокруг меня. Я люблю тебя и небо, только небо и тебя».

 

УЛИЦА ЩИПОК

Москва хорошеет, преображается, очередной раз я убедилась в этом недавно на улице Щипок, на которой не была лет десять, до чего же она преобразилась, фасады домов по обеим сторонам улицы хвалятся своими разнообразными новенькими, украшенными майоликой, фасадами, некоторые из них просто не узнать, у меня было полное ощущение того, что я в этот яркий, тёплый день невероятным образом оказалась, например в Таллине или в одном из городов Прибалтики. Какое удовольствие знакомится с преображенной улицей, дома на которой выглядят как пряничные домики из сказки. В особняках и домах, как и прежде располагаются различные учреждения – больницы, деловые центры, меня же интересовал музей Сергея Есенина в доме 24 в Большом Строченовском переулке, где работал Есенин, когда прибыл в Москву в 1912 году к отцу, который служил приказчиком. Правда Есенин недолго проработал в мясной лавке и вопреки воле отца устроился в типографию "Товарищества И. Сытина" Пятницкая ул., д. 71-73. Здесь он рассчитывал печатать свои стихотворения, и даже мизерное жалованье корректора не испугало юношу. Сотрудники корректорской не сразу разглядели в нем дарование. Невысокого самолюбивого златокудрого паренька окрестили "вербочным херувимом".

 

СВОИ РЕАЛЬНОСТИ

Каждый человек живёт в своей реальности, один умный, другой не очень, а третий вообще писать не умеет, и он, третий, требует от умного писать понятно для него, нисколько не сомневаясь в своей значимости и в том, что умный существует для того, чтобы ему всё объяснять и развлекать его, а не для того, чтобы умничать, мысль о саморазвитии, выходе из своей замкнутой реальности, читая то, что пишут умные, ему и в голову не приходит, что умный отличается от него тем, что на протяжении всей жизни читает и развивается, пытаясь узнать множество реальностей предшественников, чтобы проявить и создать свою в творчестве.

 

СОКРОВЕННОЕ

Так хочется сказать о многом сокровенном, но не могу, оно ведь на то и сокровенное, каждый скрывает его от глаз других смертных, борется с подобным желанием, в рот воды набрав, молчит, переживает, так и я, порой, страдаю, хочу выплеснуть сокровенные чувства, мысли, переживания, но неведомая сила сдерживает меня, от этого шага, истинные творца самовыражаются мудро и талантливо в творчестве, не предавая себя и помогая другим смертным найти силы, чтобы пережить нахлынувшую бурю эмоций, нащупать свой путь самовыражения, не выдавая сокровенное.

 

ОТРАДА

Прекрасных снов моих отрада находит воплощенье в слове, толково буквы выбегают, как я им рада, слова, слова, слова, когда вы превращаетесь в текст, я – ликую, в такие мгновения, жизнь отрада, а сколько текстов иных, посвятивших жизнь буквам, превращённым в слова, предстоит мне ещё узнать! От предстоящих открытий я кружусь, напевая: «Тихо буквам в черных строчках //    сжаты губы алой точкой // тайны знаков тянут ввысь //  где инако выткан смысл», - буквы как бабочки кружатся вокруг.

 

ИСТОМА

Томленье духа в множестве видений, одна я дома, милая истома владеет мной, иду во тьме, но светятся слова, алмазами играющие в небе моей истомы, состояние расслабляющего восторга и ожидание чуда вселяют уверенность в том, что тьма рассеется, слова сложатся в проникновенный текст, который станет источником нового рассказа, а сладкая истома будет навещать меня.

 

БАРД

Гитарный перебор, неспешно жизнь течёт прозрачным ручейком, мне бард одной поёт слова о грусти, о нежности и дружбе, о том, что он со мной, и я о нём пою, магия звучания слов в сочетание с мелодией создают обстановку столь доверительную в такие мгновения, что исчезает время, есть только здесь и сейчас, звучит во мне голос барда, как хочется остановить мгновение, но это невозможно, можно попытаться написать о нём, чтобы в моменты грусти иль печали вновь   перенестись в эту чарующую, целебную обстановку, вдохновиться на преодоление любых препятствий.

 

У КНИЖНЫХ ПОЛОК

Вся жизнь прошла у книжных полок, по корешкам читаю имена, как много их, писавших эти книги, и в зале тишина, настольной лампы свет, кого мне пригласить для медленной беседы из авторов, застывших по рядам на разных этажах, пожалуй, окунусь в красочную прозу Ивана Сергеевича Шмелёва: «Великая Суббота, вечер. В доме тихо все прилегли перед заутренней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые – от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные6 в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные «дорожки». В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином6 подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, - повезли в церковь можжевельник. Совсем темно…», открыла глаза, а комната моя залита светом.

 

ПРЕДАННОСТЬ ИЗБРАННОМУ ПУТИ

В каждом из нас с младенческого возраста проявляются определённые склонности, предпочтения, увлечения. Но не каждый понимает их ценность, важно помочь ребёнку, вовремя направить его на путь развития своего таланта, воспитывать в себе терпение и целеустремлённость, что придаст смысл жизни и радость бытия, мало быть образованным, знающим, умным. Без умения излагать свои мысли, общаться, слушать - таланты безвозвратно угасают. Люди со стержнем, умеющие увлекать, зажигать, убеждать, работать над собой каждый день - живут ярко и оставляют след на земле. Преданность избранному пути, плоды творчества, выраженные в знаках, есть смысл и цель их жизни.

 

ОДИНОЧЕСТВО

У моего одиночества характер сговорчивый, когда я одна, наступает время беседы с самыми преданными друзьями - любимыми писателями, к произведениям которых я возвращаюсь постоянно с момента знакомства. Перечитывая любимые книги Булгакова, Сэлинджера, Достоевского, каждый раз поражаюсь глубине текста, объёмности неповторимых, ярких образов, и всем сердцем восхищаюсь мастерством писателей. Любовь к художественному произведению для меня – дорога в мир автора, мысленно я общаюсь с ним, писатель становится моим другом, независимо от времени, в которое он жил. Одиночество мне просто необходимо, когда я пишу, потому что я ловлю еще не разгаданные мною звуки души, и опасаюсь, чтобы мне кто-нибудь в эти сладостные минуты не помешал.

 

ДЕЛАЙ ЧТО МОЖЕШЬ

Стараюсь следовать принципу делай, что можешь, а не всегда получается, не так просто из нескольких дел выбрать главное, сомнения не дают покоя, надо сказать, что самое сложное для меня - договориться с собой. Практически, на протяжении всей жизни внутри идёт нескончаемый диалог: обсуждаю свои поступки, ругаю себя за мысли, которые не всегда могу контролировать. В отношениях с окружающими стараюсь принимать людей такими, какие они есть, если отношения не складываются, значит - сама неправильно себя вела, это очень помогает в общении с разными людьми - толкнули, нагрубили случайные прохожие совершенно безосновательно, как мне кажется, я спокойно поблагодарю, или приветливо улыбнусь - действует безотказно. В таких случаях невоспитанные люди теряются. Мне всегда удаётся договариваться с людьми по самым разным вопросам в любых ситуациях. Прежде всего потому, что стараюсь расположить собеседника, быть внимательной, выслушать и понять его точку зрения. Исходя из жизненного опыта, я понимаю, что хорошее отношение ко мне определяется моим отношением к окружающему миру.

 

В ДЕКОРАЦИЯХ

Люблю декор московских улиц, идущих к центру от бульваров, и соревнуясь в буквально театральных декорациях, исполненных художником времени, и я себя постоянно ощущаю актрисой в непрекращающемся спектакле, даже без антрактов, внутренне преображаясь соответственно времени окружающих меня особняков, дворов и спящих в своём безвременье переулков, естественно сложившийся декор принимаю, а вот попытки украсить Москву бумажными цветами в виде арок и корзин не воспринимаю совершенно, столице они, на мой взгляд, не к лицу, место им на ярмарках и рынках за МКАДом.

 

ТРУД

Труд требует невероятных усилий, причём постоянных, пока забываешь о труде в самом его процессе, он превращается в наслаждение, поскольку любимый тобой труд, и вдохновляет, и возвышает тебя и уносит в океан слов неоглядный, и в эти минуты на ум сразу приходит труд Осипа Мандельштама: «Еще не умер ты, еще ты не один, // Покуда с нищенкой-подругой // Ты наслаждаешься величием равнин // И мглой, и холодом, и вьюгой. // B роскошной бедности, в могучей нищете // Живи спокоен и утешен, - // Благословенны дни и ночи те, // И сладкогласный труд безгрешен. // Несчастлив тот, кого, как тень его, // Пугает лай и ветер косит, // И беден тот, кто, сам полуживой, // У тени милостыню просит», - ведь любимый труд озаряет упоительными чувствами, как жаждой быть любимой, в процессе подобного труда ты испытываешь восторг, разочарование, беспомощность, на смену которым приходят сила и уверенность в себе, всю палитру чувств испытывает душа в труде подобном творческому полёту.

 

ЦВЕТЫ

Опять весна, опять цветы, с которыми поэт на «ты», он их великий воздыхатель, он их садовник и ваятель, но каждый по-своему трактует, вот Евгений Блажеевский: «…И мир, подустав от всемирных пожарищ,  // Смеялся и розы воскресные стриг…», - а вот Сергей Таратута: «Демократия в России, // Словно роза на камнях: // Как бы с нею ни носились, // Не один цветок зачах - // Шип становится занозой, // Пропадает аромат, // И на месте мертвой розы // Вырастает автомат…», - Вениамин Элькин видит в цветах своё: «Котинька, миленький, некогда маленький, // Стал ты сегодня большой. // Ты для меня, как для чудища аленький // Цветик с живою душой», и вовсе уж своеобразно скандирует Александр Тимофеевский: «Россия, воспевать тебя в стихах // Иль мимо проходить, не замечая - // Ты вся, как эта свалка в лопухах // И зарослях цветущих иван-чая», - но каждый поэт знает всё о мимолётности любви и необходимости ценить каждую совместную минуту, он вновь и вновь создаёт свои цветы, не только добрые иль злые, но такие, которые сведут с ума от счастья жизнь постичь до дна, порой достаточно одного лепестка, чтобы вновь вспыхнули, казалось бы, увядшие чувства, чтобы душа вновь отправилась в творческий полёт, таким невероятным свойством обладают цветы, создаваемые творческой личностью.

 

НАД РЕКОЙ

Над рекой ощущаю покой, взор мой плавно бежит вместе с водами синего неба, в ясный день цвет воды идеален, не то что в серые будни, когда взгляд печален, но и тогда память хранит миг над вечной рекой, на высоком мосту времён, соединяющих всех сущих, из воды вошедших в жизнь, подобно Афродите. Над рекой нет времени, есть только рассветы и закаты, вот первые лучи коснулись кристальной глади, озарили небесным светом берега, громкий хор птиц воспел рождение дня, вода же задумчиво продолжает путь свой в берегах, по одну сторону которых синеет лес в сладкой дрёме, а по другую, песчаные дали, на которых изредка  виднеются островки цветущих кустов, плавно помахивая крыльями, опустились на воду две чайки, едва коснулись её и кругами поднялись опять вверх, и я - чайка.

 

СОЗДАНЬЕ

Как Достоевский трепетал перед Мадонной Рафаэля, так я погружена в непостижимость сотворенья жизни. Мадонна пронизывает «Преступление и Наказание». «- Где вы меня давеча утром видели? - с беспокойством спросил Раскольников». - «- Случайно-с... Мне всё кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее... Да не беспокойтесь, я не надоедлив; и с шулерами уживался, и князю Свирбею, моему дальнему родственнику и вельможе, не надоел, и об Рафаэлевой Мадонне госпоже Прилуковой в альбом сумел написать… А знаете, у ней личико (о сестре Раскольникова Дуне) вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза? Ну, так в этом роде. Только что нас благословили, я на другой день на полторы тысячи и привез: бриллиантовый убор один, жемчужный другой да серебряную дамскую туалетную шкатулку - вот какой величины, со всякими разностями, так даже у ней, у мадонны-то (у Дуни), личико зарделось. Посадил я её вчера на колени, да, должно быть, уж очень бесцеремонно, - вся вспыхнула и слезинки брызнули..», - Раскольников отвечает Свидригайлову: «- Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитий и возбуждает сладострастие!..» Всесильная любовь правит миром. Ведь и я создание высших сил, сплетающих венок столетий, все песни спеты, но поэты рифмуют новые куплеты, ведь песни наши не допеты, а те что созданы в другие времена, ещё не поняты, поскольку слова имеют свойство открывать иные смыслы в давно известных нам строках, каждому человеку от рожденья возможности даны для созидания, лишь стоит захотеть творить, познав великие классические строки, которые сплелись в венок столетий, чтобы создать свою Мадонну, или вскрывающее подземные душевные мученья «Преступление и наказание».

 

 

 

"Наша улица” №270 (5) май 2022

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/