Нина Краснова "Автографы Пастернака Вознесенскому"


Нина Краснова "Автографы Пастернака Вознесенскому"
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

АВТОГРАФЫ ПАСТЕРНАКА
ВОЗНЕСЕНСКОМУ


В рамках фестиваля «Voznesensky Festival», состоявшегося в Переделкине в Доме творчества 21 мая 2022 года и приуроченного ко Дню рождения, к 89-летию поэта, параллельно с этим, в Доме-Музее Бориса Пастернака открылась экспозиция – материалы из архивов Бориса Пастернака и Андрея Вознесенского, посвященные взаимоотношениям двух поэтов и любезно предоставленные Зоей Богуславской.
Эта экспозиция – с автографами Пастернака Вознесенскому, написанными на книгах и фотографиях перьевой ручкой или авторучкой, синими чернилами - небольшая, но очень значительная и исторически ценная - была размещена на площадочке между первым и вторым этажом, на столиках со стеклянными витринами…
Здесь и видавшая виды, зачитанная до дыр (кем? и Пастернаком, и Вознесенским) книга Гёте «Фауст», с пожелтевшими листами, похожими на древнерусские, пергаментные. А на ней, на предтитульном листе, на форзаце, вот такой автограф Бориса Пастернака, написанный 2 января 1957 года, на другой день после встречи Бориса Леонидовича с 23-летним Андреем и во время новой встречи с ним

Автограф на книге Гёте «Фауст» 2 января 1957 г.:

 

2 го января 1957 года, на
память о нашей вчераш-
ней встрече у нас днем,
1 го января. Андрюша,
Вы прелесть! То что
Вы так одарены и
тонки, то что Ваше
понимание вековой пре-
емственности счастья,
называемой искусством,
Ваши мысли, Ваши вкусы,
Ваши движения и поже-
лания часто так совпа-
дают с моими – большая
радость и поддержка
мне. Верю в Вас и Ваше
будущее. Обнимаю Вас
Ваш Б. ПАСТЕРНАК

Это по существу мини-эссе Пастернака об Андрее, с любовью к своему ученику. (Расположение строк и пунктуацию этого автографа, как и следующих, я воспроизвожу в печатном варианте такими же, какие они есть в рукописном.)
Здесь же – на другом столике, под стеклянной витриной - и автограф на книге неизвестного автора:

Автограф на книге неизвестного автора 22 января 1956 г.*:

 

Я Вас очень люблю
Андрюша и желаю Вам в эти дни
счастливого осуществ-
ления лучшего, что
Вы пожелаете и
задумаете.
Б. ПАСТЕРНАК

  1. января 1956 г.

Кому бы не хотелось получить такой автограф от знаменитого поэта, с такими словами и с таким пожеланием!
Здесь же и две фотографии Бориса Пастернака с его автографами на обратной стороне – вертикальная и горизонтальная.
На вертикальной он в темном костюме с жилеткой и в белой рубашке с пестрым галстуком, стоит на фоне окна, распахнутого в сад с деревьями. Причем рама окна – в таком ракурсе, в котором она имеет неправильную форму и выглядит авангардной.

Автограф на вертикальном фото 2 марта 1958 г.:

 

2 марта 1958 г.
Андрюше
Вознесенскому
в дни моей болезни
и его бешеных
успехов, радост-
ности которых не
мешали мне чувство-
вать мои мучения

Б. ПАСТЕРНАК
2 марта 1958
Москва, больница

А на горизонтальной фотографии, где Пастернак сидит в кресле у себя на даче, среди своих картин, висящих, на стене, автограф еще более развернутый.
 

Автограф на горизонтальном фото 2 марта 1958 г.:

2 марта 1958
Не люблю я этой уродливой карточки. Но так
как она на карточке, то именно на ней я Вам сделаю длин-
ную надпись. Я – в больнице. Слишком часто стали по-
вторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпа-
ло с Вашим вступлением в литературу, внезапным,
стремительным, бурным. Я страшно рад, что до
него дожил. Я всегда любил Вашу манеру
видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал
что ей удастся быть услышанной и признан-
ной, как надо. Тем более рад я этой неожиданности
и Вашему творчеству. Тогда и мое дело
не совершенно погибнет, так мне все
это близко.
Андрюше Вознесенскому на
добрую память
   Б. ПАСТЕРНАК


Автографы очень много говорят об их авторах, об их характере и человеческих качествах и творческих способностях и интеллекте. Бывают очень банальные, безликие автографы. У Пастернака они оригинальные, личностные, написанные конкретному адресату, которые нельзя переадресовать кому-то ещё.   
Я сфотографировала все автографы Пастернака на свой фотоаппарат «CANON», а дома, сидя за компьютером, расшифровала их. Кстати, почерк у Пастернака специфический, не каждому понятный от слова до слова, от буквы до буквы, и тоже много о чем говорит, но мне он весь понятен.
А если бы Зоя Богуславская не сберегла архивы Андрея Вознесенского, то где бы они были? Спасибо ей, которая сберегла,сохранила их. Низкий поклон ей за это, как и за создание Музея и Культурного центра и Фонда Андрея Вознесенского, и за всё другое, что она сделала и делает для истории литературы и вообще для культуры, в том числе и своими книгами. Не зря ей присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Представлены в экспозиции Дома-Музея Пастернака и гранки эссе Андрея Вознесенского «Небо Бориса Пастернака», с пометками корректора и с восклицательным знаком около афоризма «Гении точны, как путеводители»(!).
Представлена и тетрадь Пастернака с его рукописными текстами и с его же пометками в них.
О документах и архива Андрея Вознесенского и о взаимоотношениях двух поэтов рассказывает посетителям экскурсовод, юная девушка Александра Ксенфонтова и пресс-релиз у дверей:    


ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВА АНДРЕЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО
С творчеством Бориса Пастернака Андрей Вознесенский познакомился, когда ему было всего десять лет – отрывки из военной поэмы, напечатанные в газете «Правда», произвели на мальчика неизгладимое впечатление. В 1947 году четырнадцатилетний начинающий поэт решил написать своему кумиру. На удивление, Пастернак, обычно игнорирующий подобные письма от восторженных читателей и никогда не искавший себе учеников, в ответ пригласил Вознесенского к себе и дал прочитать рукописи со своими последними поэтическими произведениями, а также, только что законченную, первую часть романа «Доктор Живаго». Так начались близкие дружеские отношения между двумя поэтами с разницей в возрасте в 43 года. Для Вознесенского эта встреча стала судьбоносной. Он не только смог познакомиться со многими крупными фигурами поэтического круга Москвы тех лет, но и испытал значительное влияние Пастернака на свое творчество. Однако, как отмечают некоторые исследователи, влияние Пастернака отразилось даже не столько в стилистике стихов Вознесенского – Вознесенский всячески избегал указаний на чуждые влияния и сознательно выкорчевывал их следы – сколько в самом духе его поэзии, в её внутренней интонации. В литературном поведении Вознесенский так же сознательно и целеустремлённо следовал пастернаковским примерам и урокам, помогал молодым, печатал, снабжал предисловиями и хвалебными отзывами, отправлял за границу, когда мог. Объясняя эту необычную дружбу, Вознесенский вспоминал: «Он был одинок в те годы, отвержен, изнемог от травли, ему хотелось искренности, чистоты отношений, хотелось вырваться из круга – и всё же не только это. Может быть, эти странные отношения с подростком, школьником, эта почти дружба что-то объясняет в нём? Может быть, он любил во мне себя, прибежавшего школьником к Скрябину? Его тянуло к детству. Поэты поддерживали тёплые отношения вплоть до самой смерти Пастернака в 1960 году. На смерть своего старшего товарища Вознесенский напишет такие строки:

Зияет дом его.
Пустые этажи.
В гостиной – никого.
В России – ни души.
ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ОТТЕПЕЛИ

Я подарила директору пастернаковского Дома-Музея Ирине Ерисановой тематический номер своего альманаха «Эолова арфа» - «анДРЕеВО ДРЕВО», где есть страницы и об отношениях Пастернака и Вознесенского, и об отношениях Вознесенского с шестидесятниками. А потом вознесеновед Сергей Мелентьев сфотографировал меня на крыльце Дома-Музея и сказал:
- На этом самом крыльце Андрей Вознесенский сидел и плакал, когда хоронили Пастернака, а хоронить его не пошел, чтобы не видеть его в гробу, мёртвым…

29 - 31 мая 2022 г.,
Москва

 

"Наша улица” №271 (6) июнь 2022

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве