Татьяна Озерова “Божьи очи" рассказ

Татьяна Озерова “Божьи очи" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Татьяна Васильевна Озерова родилась 31 декабря 1946 года в Воронеже. С 1965 года проживает во Владимире. Окончила исторический факультет Владимирского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». Автор книг: «Рисунки» (2000), «Дорога к дому» (2004), «Одноклассники», «Простые люди», (2016). Публикуется в  литературно-художественных и краеведческих альманах, газетах  Владимира.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Татьяна Озерова

БОЖЬИ ОЧИ

рассказ

 

- Что-то он на нас сердито глядит, - говорит Полинке бабушка, вытирая тряпочкой пыль с иконы Спаса.
- Почему сердито? - боязливо спрашивает она.
Бабушка молчит некоторое время, а потом, глубоко вздыхая, в раздумье отвечает:
- Надо бы его цветочками украсить…
Полинка с радостью соглашается и делает для Боженьки из бумаги цветочки, как учили их делать на уроках труда в школе. Из белой бумаги вырезает ножницами лепестки, из зеленой - листочки, закручивает края нижней части бутончика и связывает его нитками, добавляя по бокам зелень. Евдокии Степановне нравится внучкина работа, она прикрепляет цветы на тонкую веточку и укладывает ее над головой Спасителя под стекло оклада.
Они внимательно всматриваются в его глаза, и им кажется, что теперь взгляд делается добрее и приветливее, чем раньше, когда он сурово и грозно глядел на них.
До встречи со своей бабушкой, высокой и стройной, как девушка, легкой на подъём, способной без устали пройти в престольный          праздник до церкви 15 километров, Полина ни о каком Боге слыхом не слыхивала, икон не видела, в церковь не ходила. Она была абсолютно свободна в своём житье - бытье простой советской семьи, и пребывала в своем счастливом детстве, как писалось в газетах и книгах той поры.
Так случилось тем летом, что на некоторое время бабушка осталась одна и второклассницу Полю мать отправила к ней в деревню, чтобы та не чувствовала себя одинокой и чтобы внучка помогала ей по хозяйству.
В старом бабушкином доме Полинка впервые увидела иконы, горящую лампадку перед ними, узнала, что такое красный угол, услышала утренние и вечерние молитвы, вернее утренние и вечерние разговоры бабушки с Боженькой, в которых она отчитывалась перед ним о прожитом дне, о сделанных ею делах, неторопливо выговаривала свои горькие думушки и печали. Благо ей можно было поговорить с ним обо всем без утайки и от всего сердца. С бабушкой она впервые пришла в храм, и восприняла его чудесным дворцом с расписными стенами, сияющими иконами и горящими свечами.

Раньше с неба на Полинку глядела веселая рожица луны, какая была нарисована на картинках в детских книжках, теперь же, после рассказов бабушки, она видела на ней силуэты двух братьев: Каина и Авеля и жуткую картину братоубийства.
Раньше она не боялась темноты и была свободна в любом месте дома и улицы, теперь ее окружали тысячи добрых и злых духов, так и снующих вокруг неё каждую минуту. Поля с замиранием сердца, не шевелясь, лежала под одеялом, а её горячее воображение рисовало страшные картины наказания людей за грехи. Хорошо, что с возвращением к маме страхи её улеглись и рассеялись, как сказочные истории и все-таки след их остался в воспоминаниях на всю жизнь.
Мать и бабушка были сручными , то есть ловкими и ухватистыми в любой работе, они и Полину приучали к труду с ранних лет. Им было отрадно слышать от маленькой девочки такие мудрые изречения:
- Баб, давай сегодня с тобой потрудимся на все дела,- это она хотела сказать сделаем все дела, а потом продолжала ,- время-то у нас на весь день не хватит, то есть и ей было понятно, что переделать все дела им не хватит целого дня. Отдыхать бабушка совсем не умела и целый день пропадала в трудах праведных в лесу, дома и на огороде.
Иногда Евдокия Степановна доставала особый узелок и неторопливо перекладывала в нём аккуратно сложенные вещи: белый платок, кружевное тюлевое покрывало, темное платье, вышитую сорочку, чулки, иногда что-то из приготовленного заменяла на другое, как ей казалось, более подходящее к тому моменту, когда она отправится в другой мир. Делала она все это спокойно, в глубоком размышлении про себя и про свою жизнь, вслух разговаривая со своим мужем Алексеем Петровичем, советуясь с ним, понравится ли ему это платье и как он ее там встретит.

Думы мои думушки,
Вековые кумушки,
За работу спрячетесь
Днем, не обозначитесь.
Ночью же обступите
И до утра мучите…

Дед у бабушки давно умер, их дети разъехались по большим городам и редко навещали мать. Алексей Петрович был на редкость работящим и умелым плотником, дом, баня, сарай и сеновал были мастерски отстроены, да еще украшены затейливой резьбой. На всю деревню славились его ворота на две створки, поверху которых было вырезано солнышко с лучами, которое соединялось в круг при их закрытии. Поле мечталось жить тут всегда, за этими солнечными воротами, не смотря ни на какую плохую погоду.

Душа скулит и ноет,
И рвется на простор.
Из каменного дома
В уют избы простой.
Где смоляные бревна
Дух леса сберегли.
Половички цветные
Как радуги легли.
Льняной столешник гладкий
Ладони холодит,
А боженька с иконы
Пронзительно глядит.
В том доме ни соринки,
Уют и чистота.
Из запотевшей кринки
Напьюсь я молока.
И с интересной книжкой
Сбегу на сеновал,
Чтобы никто сегодня
Меня не отыскал.
Кругом витает сладкий
Дурман сухой травы.
Я помню это с детства,
Люблю его, а вы?

Бабушкин дом, двор и сад были и остались для её внуков заповедным местом, где хранится их детство, юность и зрелые годы.
На задворках сада стоял огромный тополь, на который любили забираться ребятишки и сидеть на развилке ствола скрытые пышной зеленью.
Полину за что-то, как ей казалось, незаслуженно отчитали, и она в обиде на всех забралась в любимое укромное место. Вечерело, красные закатные лучи солнца пронизывали серебристые ветви тополей, добавляли блеска их листьям, удлиняли тени деревьев сада. Полинка сидела вверху и со стороны наблюдала за всем происходящим внутри двора, её еще пока никто не хватился и не спросил:
-А где наша Полюшка-то? Куда наша девонька подевалась?
Мама и бабушка готовят во дворе ужин, собирают на стол еду: выставляют в большом блюде винегрет, нарезают хлеб, звенят чашками и стаканами. Поля сверху следит за всеми, слушает их диалоги, видит всех сразу, наверное, так и рождается в детстве писатель, собиратель и зоркий наблюдатель за всем происходящим, сохраняющий в сердце до поры до времени тот сбереженный образ, который прорастет в будущем сюжетом небольшого рассказа. Таких сюжетов в Полином сердце было много, они хранились в глубине души, потом тихонько прорастали и она, не спеша, боясь сломать тонкие веточки воспоминаний, записывала их в толстой тетради, как будто пересаживала рассаду из теплицы в открытый грунт. Они могли рождаться картинками-стихами, длинными рассказами или поучительными притчами.

День запомнился из детства,
Двор с зеленой муравой,
Я сижу на солнцепеке
Посреди земли большой.
Запах озера и солнца
Брызги, гомон у воды.
Бабушка глядит в оконце,
Чтобы не было беды.

Но солнечных дней в Полиной городской жизни явно не хватало, семья их билась в вечной нужде. В послевоенное время все жили бедно, занимали деньги друг у друга от получки до получки. В тот поздний вечер мама сидела за столом, вытянув перед собой усталые руки, и думала о том, как прожить им завтрашний день, потому, что в кошельке у нее не осталось ни копейки, чем завтра накормить своих детей она не знала.
Занятия в училище у Полины заканчивались поздно, так как много практических часов отводилось музыке, и второй специальности – рисованию. Усталая и голодная, она возвращалась домой через площадь древнего городка и шла рядом с освещенными торговыми рядами купеческих построек Х1Х века. Витрины магазинов еще горели, двери открывались и из них доносились манящие запахи хлеба, селедки и квашеной капусты.
Глядя себе под ноги, она вдруг увидела на припорошенной снегом дороге бумажную пятирублевку и не могла поверить в это счастье. Принести домой деньги в такую тяжелую для матери минуту было настоящим чудом. Мама плакала.
Детство у Полины было трудным, но окружающая природа дарила радость и наполняла счастьем. Столько чудес рядом: добрый лес, полный грибов и ягод, многочисленные речки и озеро с рыбой, высокие холмы, поросшие светлыми березовыми рощами, народные песни и сказки, одушевляющие окружающее пространство, всё готовило их быть настоящими язычниками и воспевать каждое деревцо и цветок, как божество. Никакой изысканный интерьер жилища не сравнится с лесной поляной, полной гармонии цвета, музыки и красоты. Эти главные понятия Полина усвоила на всю жизнь, душа ее запела - она начала писать стихи.
Деревня, а потом древний городок развили в Поле способность к фантазии и воображению. Она неустанно могла в мыслях улетать и поселять себя в чей-то старинный дом, «жить» старым высохшим деревом, или разговаривать с грозовой тучей, задержанной озером на противоположном от города берегу. Язычество так и билось в ее крови, она обожествляла каждую травинку и окружающие картины сами собой превращались в стихи.
Училище располагалось в здании старинного женского монастыря, с удивительными стрельчатыми окнами, каменной выкладкой узорных наличников и карнизов. Зимой, когда снег укрывал время, тогда она представляла себя монахиней, идущей на службу, свою подвижническую судьбу, женское одиночество и единение с Богом, могла бы она отказаться от мирской жизни, от семьи, веселых подружек?

Монастырская улочка,
Мягкий снежок,
Здесь по будням пустынно,
А в праздник – торжок,
На вечерню спешат
Прихожанки в платках
И теряется тропка
В снегу, как в веках.

Пропадать во времени она умела с детства. За деревней располагалось старое заброшенное кладбище, на котором маленькие холмики почти сравнялись с землей и были без крестов. День стоял какой-то особенно тёплый и солнечный и они с подружкой прибежали сюда и уселись на зелёную мягкую могилку, как на скамеечку. Птицы пели над головой, нежный ветерок гладил волосы, в руках полевые цветы, а душа -то у Полины, как древняя странница, как будто всё это было уже с ней. Длилось это время мгновение или оно длилось долго, но помнится это чувство до сих пор очень ярко - чувство безмерности земного и небесного бытия. Она в ту минуту как бы забыла время, как будто жила всегда, и верила всегда, и всё знала, ничего не зная. Душа парила как птица между землей и небом.

Прошли годы, Полина учительствовала в сельской школе, потом возвратилась в город, ходила в литературную студию, писала стихи и даже выпустила свой сборник под названием «Цветы и травы».
Бабушки уже давно нет, её большая фотография висит над письменным столом, и её глаза, как божьи очи внимательно наблюдают за любимой внучкой. Если день у Полины случается хороший, то глаза на портрете смотрят весело, а если нет, то Полина говорит про себя:
- надо бы тебе сегодня букетик подарить…

 

Владимир

 

 

"Наша улица” №271 (6) июнь 2022

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/