Маргарита Прошина "Новые страницы про любовь Андрея Яхонтова" эссе

Маргарита Прошина "Новые страницы про любовь Андрея Яхонтова" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017) и "Явление Афродиты" (2019), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Маргарита Прошина

НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ПРО ЛЮБОВЬ АНДРЕЯ ЯХОНТОВА

эссе

 

Заголовок у меня родился совершенно естественно, после того как я пролистала некоторые страницы истории Театра имени Ленинского Комсомола.
Здесь в 1964 году знаменитый Анатолий Эфрос поставил пьесу молодого тогда драматурга Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» с Ольгой Яковлевой в роли Наташи и Михаилом Державиным, игравшим Леву.
И вот почти через 60 лет актёр и режиссёр Андрей Соколов ставит на этой сцене пьесу Андрея Яхонтова «ЛюБоль».
Невольная возникает ассоциация с сокращением названия театра до «Ленком», а страниц про любовь до «ЛюБоль», и само собой вытекает сокращение «СССР» до «РФ».
Гаснет свет в зале.
Из глубины сцены выходит актриса Екатерина Гусева, знакомая нам как ведущая телепрограммы «Романтика романса», что шлейфом невольно тяготит, и не сразу удаётся разглядеть иную Гусеву в образе одной из героинь.
Она говорит о своей любви.
Жизнь, как фильм состоит из кадров воспоминаний.
Любовь и боль наполняют зал.
Перемещение себя в пространстве не даёт никакой возможности убежать от себя.
Как и большинство одиноких женщин, она жила манящими сердце неосуществимыми грезами о своей любви.
Тем не менее, она с завидным усердием занималась устройством личной жизни, но всё как-то не складывается.
А она любит всем сердцем его, своего героя, таким, какой он есть, и надеется на то, что всё у них получится, с наивностью девочки и верой в свои мечты.
Иван Агапов тоже уверен, что во всём мире нет ничего важнее любви, поэтому нужно любить и дарить себя. не задумываясь о том, сколько это будет продолжаться, ведь каждый из нас состоит из противоречий, сомнений, мечтаний, желаний и …
Как прекрасны вспышки всепоглощающей любви, но мир так велик и полон соблазнов, как можно лишать себя?!
Зачем?!
Ах, эти мгновения объятий и страсти, нет на свете ничего прекраснее их.
Ведь мы созданы Богом любить, и творить новых ему подобных созданий для вечной жизни, которая и есть процесс творения новых и новых созданий для непрерывности рода человеческого.
Нужно любить, наслаждаться жизнью, весельем, брать от жизни всё, что дарит удовольствие.
Терпение - смирение. Девочки желают переделать мужчину под свои мечты. Мужчина и женщина. Всю жизнь влюблённый Иван Агапов.
Андрей Соколов и Иван Агапов выпивают в купе.
Четыре лица на сцене, без имён, два друга (Андрей Соколов и Иван Агапов), две подруги (Екатерина Гусева и Светлана Илюхина), переливаются друг в друга, прямо на глазах у публики, только успевай следить кто есть кто, то он был он, а потом стал другим, который стал им, а она в это время его жена, а потом любовница, а потом наоборот, приём этот блистательно передают сарказм и метафоричность драматурга Яхонтова в постановке актёра Андрея Соколова, находка в данном случае демонстрируя его режиссёрский талант.
Что есть жизнь?
В одном из интервью актриса Светлана Илюхина сказала: «Спектакль про нашу жизнь, о том, что люди сами мешают себе быть счастливыми, как пагубные привычки меняют наши судьбы, о том, что любовь всегда связана с болью... Я играю в спектакле 16 женских образов, разные типы женщин, которые стоят на пути мужчины…»
Много написано пьес о любви.
Вообще, любовь стоит во главе угла.
А как пишутся пьесы?.
Что толкает людей писать пьесы?
У Андрея Яхонтова нашла рассуждение об этом: «Я пытаюсь понять, как человек начинает писать пьесы, как человек начинает писать повести? Это очень интересно. Одна из моих любимых книг - беседы Соломона Волкова с Иосифом Бродским. Я читал ее и с той точки зрения, вспоминая, как я себя пытался в координатах писательства вычислить, я стал смотреть: когда Бродский осознал себя поэтом? Он работал и в морге, и в геологических экспедициях. Толчком к творчеству послужила книжка Бориса Слуцкого, он решил, что он может написать лучше. Но пока был подростком даже мысли у него не было, что он - поэт. Я был в Германии и попал в церковь на встречу группы баптистов. Они стали читать Писание, это была пропагандистская акция, для простых местных жителей. Тут же показывали в проектор картинки, слайды. И проповедник говорил, что сначала было Слово, потом было то-то, то-то. И показывал. Меня поразила простота. И создал Бог то-то, и создал то-то. И показывают то оленей, то речушку. И я думал, как это безыскусно и, в общем-то, плоско. Но вдруг меня захватило это, и я подумал, Боже, да ведь это и есть та гениальная простота. Не было ничего, а вот, как все это создано, олени, слоны, реки, озера. Простота веры и есть та высшая гениальность, которая нам дана».
Очень существенны размышления о любви Анатолия Эфроса: «До Джульетты Ромео был влюблен в Розалину. Это была не любовь, а влюбленность, поклонение. А потом он увидел на балу смешную, тоненькую и не такую красивую, как Розалина, Джульетту и полюбил по-настоящему. Любовь - это нечто земное. Для Нины в «Чайке» Тригорин - знаменитый писатель, икона. Затем он приехал, и оказалось, что он несчастлив, удит рыбу, что он играет в карты, связан с Аркадиной, что нет у него своей воли. Икона превратилась в земного, обыкновенного мужчину. Это - познание мира, и оно драматично».
Вот где кроется сердцевина «Люболи» Яхонтова: идеальное не совпадает с земным!
Земное часто плохо воспитано, интеллектуально серо, профессионально уязвимо…
У меня даже кот поддавался дрессировке, правда, медленно, за год что-нибудь усваивал, вроде того, чтобы завтракать на одном и том же месте на диванчике на кухне, а уж собака у меня была и вовсе умница, её воспитанности следовало бы многим поучиться… люди же, как подумать, дрессировке плохо поддаются, и часто ведут себя хуже диких животных, вот я и вывела формулу: вся наша жизнь есть костюмированный зоопарк, каждый из нас, прежде всего, должен сам себя приучать уважительному отношению к людям, усмирять в себе животное, которое так и норовит вырваться наружу, но большинство прямоходящих настолько погружены в себя. любимых, что считают сам факт своего рождения принадлежностью к категории людей, которая с млекопитающими не имеет ничего общего, а того, что ведут себя хуже, чем дрессированные животные, не признают, не сомневаясь в том, что это даёт им право называть себя людьми.
Известно, что талант измеряется временем, потому что никуда не спешит, ведь у него впереди - вечность, но современники об этом не думают. Живут здесь и сейчас.
После пьянки приходит тоска и болезнь… Агапов и Соколов мучительно переживают эти мгновения, знакомы многим…
Писатель и драматург Андрей Яхонтов любит театр, кино, музыку, живопись, напитан мировой литературой. Проза его многогранна, остроумна, своеобразна, призывает к глубоким размышлениям, тревожит ум и сердце, вызывает добрую и не только улыбку, но почти всегда неизменно приводит к эмоциональной разрядке, что необходимо в жизни каждому из нас.
Люди нетерпеливые, жадные на скорые перемены склонны к поспешным решениям, не понимают, что истинно глубокие изменения в нашей жизни, сопровождаемые изменениями в психике и нравах, происходят медленно, необходимо тренировать себя на терпимость, взаимоуважение, на добро, умение поставить себя на место другого.
Ощутить, что этот другой чувствует или должен почувствовать, проникнуться его строем мыслей, войти в положение и обстоятельства жизни ближнего, то есть - хотя бы на время перестать быть собой. Принять то, что в жизни есть сладкое, но есть и горькое, таковы пропорции контраста любви, чтобы светом и нежностью своими она расцветала, сохраняя яркость чувств, не лишая свободы любящих, известно, что без воздуха любовь задыхается, а то и в муку превращается, но после жары умеренный душ приветствуется иногда тоже, когда струи воды искусственной подобны животворящему настоящему дождю, чтобы не засохли чувства, поэтому совершенно очевидно, что без контраста не обходится и само истинное творчество, и любовь.
Сдержанность… очень ценное качество, но жизнь настолько непредсказуема и разнообразна, что создаёт такие ситуации, в которых сдержанность покидает самого выдержанного, сильного, воспитанного человека, он срывается, его слова колючие, покрытые ледяной коркой, сбивают с ног, в сердце остаётся только боль!
А где любовь?
Вопрос риторический.
Любовь была, есть и будет, если она была искренней.
Она живёт в потаённой глубине, но имеет свойство возникать тогда, когда читатель, зритель, слушатель к этому абсолютно не готов. Стоит только допустить возможность, что в каждом из нас присутствует, если не страх, то боязнь потерять контроль над собой.
С рождения и до смерти женщины и мужчины в глубине души находятся в постоянном поиске более привлекательных и выгодных партнеров…
Пьеса Яхонтова для вдумчивого зрителя послужит, возможно, ещё одной попыткой проанализировать свои чувства и поступки, проделать работу над ошибками, а то и найти выход из сложной ситуации.
Андрей Соколов, глубоко проникнув в многогранность пьесы, по-своему ярко и талантливо передал в спектакле неразрывное сочетание Любви и Боли Андрея Яхонтова на сцене Ленкома.
Зал реагировал на постоянные перемены лиц и блистательную игру актёров: Светланы Илюхиной, Екатерины Гусевой, Ивана Агапова и Андрея Соколова с воодушевлением и овацией.

 

 

 

"Наша улица” №272 (7) июль 2022

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/