Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто двадцать третья)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто двадцать третья)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную
страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто двадцать третья)

 

 

ИСТОРИЯ

Моей душой владеет история искусства, облагораживающая человека, стремящегося к счастью мирной возвышенной жизни, когда Рафаэль сливается с Христом под возвышающую музыку Чайковского, Моцарта, Баха, а в полнолуние я наблюдаю полёт Маргариты вдоль лесного берега реки, полнота божественной красоты жизни переполняет меня, реальность сливается с иллюзорностью, магические слова подхватывают меня, я устремляюсь к сияющим, манящим звёздам, чтобы затем вновь и вновь пытаться выразить чувства свои словами.

 

ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ТИШИНЕ

Так тихо в дальних уголках воображенья, что слышен шёпот лёгкого ветерка, он что-то говорит мне, но я не понимаю, поскольку славлю жизни тишину, когда сама в себе готова слышать небо, оно молчит и радуется тихо, как чутко спящее в колыбели дитя, которое просыпается при малейшем шорохе или звуке, стала чаще прислушиваться к тишине и всё больше слышу многоголосье звуков, едва различимых, но весьма выразительных, убеждаясь многослойности окружающего мира.

 

ЗЕРКАЛЬЦЕ

Я в маленькое зеркальце гляжусь, не узнаю себя, как будто впервые вижу, так нужно отстраниться, чтобы прожить жизнь моей героини, которая во мне не узнаёт себя при полном погружении в образ, мне предстоит ощутить с нею всю гамму чувств, поступки совершать, которые мне лично чужды, как поведёт она себя, мне не расскажет зеркальце, об этом нужно написать, но я пытаюсь поймать лишь взгляд её, он мне подскажет суть её души все её страхи и сомненья, в одних глазах сияет счастье, в других тоска томится, в них суть всех прежних лет.

 

МАТЬ И ДИТЯ

Идут с колясками молоденькие мамы, везут своих замечательных детей по парку, и редко кто из них представляет себя через двадцать лет, не ведая кого она катает по аллеям: рабочего, колхозника, солдата? А путь их давно уже определён потребностями государства, но каждая мама верит в то, что её ребёнок достигнет большего, у него получится осуществить то, о чём она мечтала, ведь она рядом, подскажет, направит, так из поколения в поколение многие мамы повторяют одни и те же ошибки, пытаясь предостеречь ребёнка от собственных разочарований, немногим дано понять, что необходимо воспитывать и развивать дитя, читать ему умные книги, научить писать самому о своих переживаниях, приобщать, в широком смысле, к творчеству, поэтому лишь малая часть детей добивается самостоятельности, становятся личностями.

 

ЩЕБЕТ

Какое лёгкое слово «щебет», в нём счастье жизни слышится невольно, щебечут дети с птицами на пару, щебечем мы в восторге лучших дней, когда все сходятся желанья, когда слова, лаская слух, вселяют веру в любовь, добро и мир, тогда мы крылья расправляем и отправляемся в творческие полёты, кто кистью пишет, кто-то торопиться записать мелодию, писатель словом письменным свидетельствует о наступлении гармонии вселенской, улыбки, смех повсюду слышатся, и щебет птиц слух услаждает.

 

ЧУВСТВО ЦЕЛОГО

Жизнь петляет зигзагообразно, меняя окраску сообразно чёрным и белым тонам, то тут, то там яркий эпизод перекрывается мглой нечленораздельных существ, естественно, всё улетает в никуда со скоростью капли дождя, но мне необходимо чувство целого, чтобы жизнь легла в законченную книгу, поэтому каждое утро начинается для меня с написания слов, стоит мне открыть глаза, как они уже ощущаются каскад букв на пальцах, не дают покоя,  я включаю компьютер, и руки спешат высказаться, ловко перескакивая с буквы на букву, мне остаётся лишь читать и расставлять знаки препинания, что, порой, я не успеваю делать. Ежедневные записи стали для меня потребностью, без них я теряю чувство целого, обретённое в письменном слове.

 

ЗАБЫТЬ

Сразу же после какого-нибудь несчастья  хочется его забыть, но память сопротивляется, она свеженькая, толпится на переднем крае сознания, не желает прятаться, но проходит время, и само слово «забыть» забывается, всё как бы проваливается в чёрную дыру, остаётся печаль, успокаиваешь себя тем, что жизнь продолжается, дорожишь любовью к ушедшим близким, которые продолжают жизнь вместе с тобой, они становятся защитой, источниками силы, поддержки, в душе не угасает чувство благодарности к ним, они являются совестью и советчиками и живут со мной до последнего вздоха, при этом всё плохое начисто исчезает из головы.

 

ВЫДЕРЖКА

Вот уж чего не хватает многим и мне самой, так это выдержки, не вспыхивай по пустякам, охлади чувства, собери в кулак волю, никто тебя не неволит нестись сломя голову от нового несчастья, которое в рассказе обернётся счастьем, но для этого выдержка необходима, убеждаюсь постоянно, как выручает она в моменты эмоциональных разговоров, которое совершенно не предполагают никаких проблем, но при отсутствии выдержки нередко заканчиваются обидами, а то и прекращением отношений. Научиться можно всему, в этом лично убеждаюсь постоянно, было бы желание, а вот с этим у многих проблемы, но они преодолимы, было бы желание, творческие люди очень нуждаются в ней, особенно в процессе создания художественного произведения.

 

ЧИТАТЕЛЬ

Читают в юности и молодости по необходимости обучения в школе, в вузе, отучившись большинство бросает читать книги, полагая, что никакого проку от чтения нет, надо жить «полной» жизнью, а времени и так не хватает. Из тех, кто продолжает читать, значительная часть предпочитает литературу развлекательную, детективы, про войну, читают быстро, проглатывают мгновенно и хвалятся этим, считая подобное чтение достоинством, я их называю шпагоглотателями, категория же мыслящих читателей, которые стремятся проникнуть в суть текста, чувствуют его многозначность и глубину, понимают, что книги классиков не глотают, их перечитывают в разные периоды жизни, но таких читателей совсем немного, но именно из них вырастают люди творческие, понимающие быстротечность пребывания на земле и оставляющие свой след на стёклах вечности,  своё дыхание.

 

ОДНООБРАЗНОЕ

С какой стороны на это посмотреть, ведь для одних однообразное убийственно, для других является единственно возможным образом жизни, убийственно для людей нетворческих, упоительным для художников в широком понимании этого слова, потому что истинный творец делает ежедневно одни и те же действия - создаёт свои произведения, испытывая при этом множество разнообразных чувств, в этом и состоит его смысл жизни - в создании своего неведомого непохожего на другие видение, понимание мира, его однообразное творчество в понимании окружающих утомительно и непонятно, поскольку сидеть на одном месте и делать каждый день одно и то же не могут, не испытав чувства созидания, рождения своего произведения, им не дано понять творческого человека.

 

НАРОДНОЕ

Обращаться к народу значит не обращаться ни к кому, вообще, здесь присутствует какая-то неопределённая масса, все одним и тем же образом родились, поля засеяли и собрали богатый урожай того, что создаёт человечество из поколения в поколение со всеми достижениями, ошибками, заблуждениями, вплоть до утоления жажды вершить судьбы себе подобных, ссылаясь на требования народа, о которых сам народ даже не подозревает, никак радетели народных нужд не желают мириться с тем, что их пребывание на земле конечно, мимолётно, что они могут всего лишь несколько замедлить естественные процессы развития человечества, не более того, а вот личность возвышает избранных Книгой.

 

ВПЕРЁД

Как часто с трибун восклицают: вперёд, как будто они способны пойти назад, но некоторые пытаются развернуть время вспять, что из этого получается, известно в истории - полный крах со средневековым размахом, новые поколения улыбаются, обучаются, пытаются двигаться с культурным цивилизованным миром вперёд, постепенно смиряются, исчезают, так было, так будет, изменить развитие и страсть к переменам нереально, но попытки не прекращаются, а по сути это просто замедление или топтание на месте, не более того, но мало-помалу человечество продолжает интеллектуально-культурное движение вперёд.

 

ЛУННЫЙ СВЕТ

Среди огней Москвы взгляд не видит неба, и даже оно не подразумевается, повсюду прекрасно и уютно высвечены белоколонные особняки, пилястры старинных здание, гирлянды карнизов, но стоит всё же в тихом переулке вдруг увидеть нежный свет на асфальте, как понимаешь, что это лунный свет, и вскинув голову, ты видишь именно луну безмолвную, загадочную, то и дело ты обращаешься к ней, порой даже получаешь ответы, вглядываясь в лунную дорожку внимательно, особенно дорог мне молодой месяц, тут уж я непременно загадываю желание, не сомневаясь в том, что он подскажет способ его исполнения в лунном свете, который часто заглядывает в моё окно.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Всё время перескакиваю с пятого на десятое, а ведь напоминаю себе быть последовательной, придерживаться технологии жизни, сделала первое, не бросай, проверь, что сделала качественно, только тогда переходи ко второму, нет проще методики, но жизнь диктует своё, звонит телефон, угрожает телевизор, бестактные тормозят лифт, чтобы нарушить в кабине моё одиночество, отвлекаюсь, в результате бесконтрольно начинаю суетиться, теряюсь, сбиваюсь, а когда нарушена последовательность, то и до паники недалеко, поэтому, начиная новый день, тщательно продумываю последовательность дел.

 

МИНУЕТ ВРЕМЯ

Как сладок этот миг, но он минует, вот исходи из истины - минует время, и торопись оставить след свой в нитях полотна твоей судьбы, изложенной в художественном тексте, пиши слова, они тебе подскажут как мир вокруг тебя прекрасен, как птичьи голоса целебны, подарят встречи чудесам подобные, наполнят жизнь глубоким смыслом, ты ежедневно будешь ощущать в словах всю прелесть мира, минует время. их прочтут другие и станут сами сочинять свою судьбу.

 

КОНТРАСТ

Есть сладкое, но есть и горькое, и всё мы сочетаем в пропорциях умеренных, чтобы было на сердце сразу радостно и печально, ведь таковы пропорции контраста любви, чтобы светом и нежностью своими она расцветала, сохраняя яркость чувств, не лишая свободы любящих, известно, что без воздуха любовь задыхается, а то и в муку превращается, но после жары умеренный душ приветствуется иногда тоже, когда струи воды искусственной подобны животворящему настоящему дождю, чтобы не засохли чувства, поэтому совершенно очевидно, что без контраста не обходится и само истинное творчество.

 

ВОСКРЕШЕНИЕ

Не просто воскрешается, но обретает надёжное постоянство то, что мило сердцу, вот именно в этом сущность писательства, чтобы твоя книга будущим читателям несла и мысль, и чувство собственного счастья и энергию жажды творчества, чтобы в минуты испытаний, коих никому не удаётся обойти, выразить их в словах таких, что не только тебя воскрешение исцелит, но и многих, кои в свою очередь обретут воскрешение в творчестве. Так классика воскрешает общество после периодических разрушений, вдохновляет к воскрешению и развитию цивилизации.

 

ЧАРЫ

Забыто слово «чары», но осталось очарованье очей, любимых глаз, манящий взгляд, наполненный нежностью и жаждой. Ох, эти глаза - чёрные, зелёные, синие, когда это глаза влюблённого, они излучают столь сильные чары, что зажигают того, кто встретился с ними, как огненные стрелы, они поражают в самое сердце, и случается чудо страсти, которая может испепелить, а может подарить любовь, чудо, которого жаждет каждый из нас, которое вдохновляет на творческое очарованье.

 

МИНУТЫ

Из букв слагаются слова, в которых каждая минута жизни сообщает новый смысл, ведь из минут столетия слагаются, как из обычных букв сложилась «Божественная комедия», сколько букв было высечено на камнях, написано на папирусах, коже, бумаге и других носителях даже предположить невозможно для меня. Мысли об этом вызывают восхищение и восторг, благодарность безмерная всем их авторам охватывает меня. История хранится в буквах, они свидетельствуют, а бесчисленное количество толкователей разного уровня образованности интерпретируют их в своих интересах и мере личного понимания. Вот такие мысли нахлынули на меня минувшей ночью.

 

ПО НОЧАМ

В другую сферу жизни мы попадаем по ночам, непредсказуемы её виденья, сотканные по собственным законам монтажа, стыкуются невероятные картины, вне логики, в одном лишь вдохновении художника, как они увлекательны и свободны, в них одновременно существуют все времена, происходят встречи с теми, с кем я никогда не была современником, но для меня они самые дорогие и верные друзья, ведь именно им я обязана любовью к творчеству, они подарили мне смысл и цель жизни в буквах, заворожили и вдохновили текстами своими.

 

КОЛОСОК

Золотистое собрание семян в столбике усатом на ветру, поутру пойду я собирать колоски, в которых буду видеть жизнь свою, и я ведь колосок, в котором собраны все буквы моей души, они для неё те же колоски, которые насыщают меня, как делают это колоски хлебом, да ещё дождик в жаркий день даёт напиться, солнце греет, облака плывут, колоски золотой волной переливаются, буквы в слова соединяются, как хотят, свобода!

 

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

Люди постоянно считают дни по тому или иному поводу, без этого им жизнь - не жизнь, вот, к примеру, каждый седьмой день напоминает нам не просто о выходном дне, но этот день отмечен тем, что не надо выходить на работу, то есть он «не выходной», а напоминает нам о постоянном воскресении, и это так, ведь новые существа постоянно пополняют наш мир, но уж праздновать каждый день, как воскресение душ, как-то чересчур, помнить же об этом необходимо, тем более думать о делах своих, о предназначении каждого, нести ответственность предстоит индивидуально, поэтому призыв «делай, как все» - весьма не однозначно следует принимать к исполнению, и считать дни.

 

ЛОЗА

Извилист путь моей судьбы, которая подобна лозе винограда, а иной мне не надо, ведь строчки мои, как лоза, поднимаются ввысь, обильно орошаемые великолепной прозой предшественников, вечно живущих, современников, пишущих книгу свою ежедневно, вдохновляемых музыкой, живописью, создающих тексты бессмертные, как у Константина Бальмонта в стихотворении «Лоза»: «За нежно-розовые кончики лилей, // За нежно-палевые ягоды кистей, - // За чаши белые, в которых мне дано // Вдыхать лобзанием горячее вино, - // За тело стройное, как юная лоза, // За взор узывчивый, в котором спит гроза, - // За голос вкрадчивый, как дальняя свирель, // За дар пленительный отбросить разум в хмель, - // Тебя, желанную, я в огненных строка // Являю взору, восхищенному в веках», - как лоза к лозе тянется, так и плоды творчества создают для следующих поколений картины жизни минувшей, чтобы было им, что продолжать.

 

РЕБЁНОК

Вот чистый лист, готовый к восприятию великих помыслов, достойных Алигьери, но где вы воспитатели, подобные Гомеру, ужели только хлебом довольны и вином, но нет, наш хлеб есть Слово, чтобы восстали снова великие умы на чистом листе ребёнка, загружайте его светлую головку произведениями классиков наших великих, приобщайте к музыке, живописи. Ребёнок схватывает всё на лету, чувствуя не только любовь вашу, но и внимание и желание быть его другом и собеседником, так он станет человеком, обретёт цель и смысл в творчестве.

 

ГОЛУБИ У МАНДЕЛЬШТАМА

Птичья голова Мандельштама вскинута к небу, я прихожу к поэту, слышу, как он восклицает: «О, небо, небо, ты мне будешь сниться! // Не может быть, чтоб ты совсем ослепло, // И день сгорел, как белая страница: // Немного дыма и немного пепла!», - смотрю на небо, любуюсь его переменчивостью, движением облаков, кормлю голубей, которые постоянно суетятся вокруг поэта, а в голове звучат строчки из его стихотворения о времени: «Кого ещё убьешь? Кого ещё прославишь? // Какую выдумаешь ложь? // То ундервуда хрящ: скорее вырви клавиш - // И щучью косточку найдёшь; // И известковый слой в крови больного сына // Растает, и блаженный брызнет смех...» - да, я кормлю голубей у Мандельштама, на высокой Ивановской горке, под необъятным небом Мандельштама.

 

ПО УЛИЦЕ ИДЁТ ТРАМВАЙ

Они подобны плавающим рыбам, плывут почти бесшумно, по улице скользит трамвай, почти парит по рельсам обтекаемый корпус, вступай в салон, как бы в фойе театра, в широких окнах сцена нашей жизни, идёт спектакль из жизни городской, покой и плавность в полноводной реке улицы, и люди, словно рыбки в аквариуме, плавают за окнами, так и идёт бесконечный спектакль, именуемый «жизнь», но ты - в трамвае, и на некоторое время - просто зритель, поторопись, по улице идёт трамвай…

 

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Всё в оформлении Москвы прекрасно, особенно мне по душе яркие новые дорожные знаки, и даже сам «кирпич» призывает пройти пешком его спокойно, ведь туда машинам проезд запрещён прекрасным этим «кирпичом» , особенно радуюсь я островкам безопасности на перегруженных транспортом перекрёстках, прежде было на них страшно ужасно, машины постоянно выскакивали то справа, то слева, но наступила пора уважительного отношения водителей к пешеходам, что весьма приятно, поэтому перехожу дорогу только на переходах и на «зелёного человечка». Дорожных знаков так много, что я не в состоянии их помнить, просто стараюсь быть внимательной.

 

ПУСТЕЕТ ТРОТУАР

Не тротуары стали, а проспекты, иду свободно летним жарким днём, думаю о вечном, не опасаясь столкнуться с первым встречным, они плывут, как рыбы в океане, на огромном расстоянии, исчезая так же незаметно, как появляясь, вот пустеет тротуар, под палящими лучами солнца, которое так ждали мы, а нынче пустеет раскалённый тротуар, лишь изредка мелькают как миражи, тени предшественников наших, которые воспринимают сие покрытие как неведанное чудо, но стоит приглядеться к ним, как они мгновенно исчезают, а я ступаю осторожно, чтобы не коснуться их теней, пустеет летом тротуар, спешат  все на живительную природу.

 

ТЕЛЕФОНИЯ

Мы оказались в веке телефонии, у каждого в руках свой телефончик, не то что во время «великих строек», когда на двадцать комнат в коридоре был один коллективный телефон, и очередь к нему нетерпеливых соседей стояла до обеда, поэтому разговорам по телефону предпочитали встречи, нынче можно десятилетиями не встречаться, но ежедневно часами общаться, повторяя такие важные слова, как «Ну. Ты как там…», «именно», «а он, что…», «давай…» и им подобные, при этом жаловаться часами друг другу, что времени ни на что не хватает.

 

 

 

"Наша улица” №272 (7) июль 2022

 

 


 

 

 

kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/