Александр Балтин "Чудо Чехова" эссе

Александр Балтин "Чудо Чехова" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Александр Львович Балтин родился в Москве, в 1967 году. Систематического образования не получил. Впервые опубликовался, как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик – в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик – в 2016 году, в газете «Литературная Россия». Член Союза писателей Москвы, автор 84 книг (включая Собрание сочинений в 5-ти томах), и свыше 2000 публикаций в более,чем 150 изданиях России, Украины, Беларуси, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Чехии, Германии, Франции, Дании, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США. Среди других произведения А. Балтина публиковали журналы «Юность», «Москва», «Нева», «Дети Ра», «Наш современник», «Вестник Европы», «Зинзивер», «Русская мысль», «День и ночь», «Литературная учёба», «Север», «Дон», «Крещатик», «Дальний Восток», «Интерпоэзия»; «Литературная газета» «Литературная Россия», «День литературы», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Труд», «Советская Россия», «Завтра», альманахи «Истоки», «Предлог», «День поэзии», антология «И мы сохраним тебя русская речь…».  Дважды лауреат международного поэтического конкурса «Пушкинская лира» (США). Лауреат золотой медали творческого клуба «EvilArt». Отмечен наградою Санкт-Петербургского общества Мартина Лютера. Награждён юбилейной медалью портала «Парнас». Номинант премии «Паруса мечты» (Хорватия). Государственный стипендиат Союза писателей Москвы. Почётный сотрудник Финансовой Академии при Правительстве РФ.Отмечен благодарностью альманаха «Истоки». Лауреат газеты «Истоки» (Уфа, 2015г). Лауреат портала «Клубочек» в номинации «Проза» (2016). Лауреат газеты «Поэтоград» в номинации «Поэзия» (2016). Победитель конкурса «Миротворчество» (Болгария, София, 2017). Лауреат газеты "Поэтоград" в номинации "Критика" (2017). Лауреат журнала "Дети Ра" (2017г.). Эссеист года по версии журнала «Персона PLUS» (2018г). Лауреат Ахматовской премии (София, Болгария, 2019г.) Лауреат газеты "День литературы" (2019г.). Победитель международного поэтического конкурса "Хотят ли русские войны?" (Болгария, 2020г.). Лауреат премии имени В. Б. Смирнова журнала "Отчий край" (Волгоград, 2020 г.). Лауреат журнала «Эколог и Я» (Беларусь, г. Гомель, 2020г). Лауреат газеты «Поэтоград» в номинации «Критика» (2020г). Лауреат газеты «Литературные известия» (2020г.). Лауреат Всероссийской премии «Левша» имени Н. С. Лескова (2021г).  Неоднократно выступал с чтением стихов на радио «Центр», в программе «Логос». На радио «Говорит Москва» стихи А. Балтина читал Народный артист СССР Е. Я. Весник.   О стихах и книгах А. Балтина писали «Литературная газета», «Юность», «Труд», «Независимая газета», «Литературное обозрение», «Литературная учёба», «Истоки», «Литературные вести», «Новый мир», «Знамя» «День и ночь», «Дети Ра», "Казахстанская правда", "Завтра", «Литературный меридиан» и др.
Стихи А. Балтина включались в программы всероссийские олимпиад для школьников старших классов; на них писались бардовские песни.  Сказка "Страна гномов" вышла отдельным изданием в Канаде. Стихи переведены на итальянский и польский языки, эссе – на болгарский и фарси.  В 2013 году вышла книга «Вокруг Александра Балтина», посвящённая творчеству писателя.

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Александр Балтин

ЧУДО ЧЕХОВА

эссе

Чехов входит (входил в более естественные, с меньшим технологичным и денежным избытком времена) в жизнь людей с детских лет - «Каштанка», отдельные юмористические рассказы…
Чехов открывал мир юмора доброго, и вместе с лукавым прищуром - как позже саркастическим острием рассекал плоть социума: когда нельзя было оным отсечь больные члены…
Галерея подхалимов, корыстолюбцев, дураков выстраивалась, чтобы, заняв свои места на сцене общечеловеческого представления, показать, как не надо жить, как не следует вести себя…
Мудрая улыбка доктора обеспечивала точность изображения; если ранние рассказы Чехова ещё не сверкали каждою фразою, то начиная со «Степи» создавалось магическое ощущение золотых словесных нитей, из которых составлялись практически все уже повести рассказы.
Чехов показал, что для построения полновесного образа не обязателен большой объём: скажем, в рассказе «Супруга» персонажи столь мощно поднимаются со страниц, что не верится, что их всего несколько…
Прогуливается по набережной дама с собачкой, ожидая того, о чём и не догадывается ещё.
Вздыхает, предчувствуя кончину, архиерей, счастлив напоследок уж тем, что повидался с маменькой, пусть и робеющей перед ним, поднявшимся так высоко.
Скрипка Ротшильда будет рыдать, оплакивая Бронзу, всю жизнь разменявшего на гробы.
Всё просто.
Всё страшно.
Лучшие люди города оказываются сумасшедшими, и паровозы двадцатого века разорят вишнёвые сады такой тёплой, уютной, барской жизни…
Суммарно произведения Чехова созидают энциклопедию тогдашней российской жизни: от деревни до городских дебрей, от любви, как физиологии, до вершин сияющих основного чувства; от делового напора, до тихих углов нищеты.
Но если это энциклопедия нравов и быта, то образы, вписанные в неё, не имеют временнЫх измерений: они давно живут среди нас, и можно увидать даму с собачкой и Гурова на соседней улице, хотя одеты они будут по-другому…
Всё теперь иначе, и, возможно, мало кому из детей читают «Каштанку», но короба метафизических драгоценностей, собранных Чеховым, остаются сверкать и переливаться, меняя к лучшему тех, кто прикоснётся к ним.

 

СКРИПКА РОТШИЛЬДА

Каждая фраза стремится стать этапом жизни, являясь её сгустком.
Вообще-то от «Скрипки Ротшильда» берёт жуть - метафизического толка: почему всё так устроено?
Кем?
Зачем?
Почему и зачем чудо жизни сводится к убогому, как старая изба, городишку, где, зажатый в тисках обстоятельств, коротает свой век основательный гробовщик?
Зачем простота жизни такова, что непременно вспомнится про воровство, которого она хуже?
Был ли у Бронзы музыкальный, исполнительский талант, который можно было бы развить, чтобы выдраться из болотистой яви?
Он записывает цену на гроб старухи-жены до того, как она скончается - и делает этот гроб, обругав перед тем врача, отказавшегося лечить.
…лечить, похоже, надо общество, причём любое, что невозможно.
Всё сухо, точно, страшно, блестяще.
Да, фразы, точно прорезанные алмазом, блестят, или от них идёт ровное золотое свечение.
Старуха умерла.
Она вспоминала девочку, но ей мерещилось это.
Яков умрёт за ней, завещав свою хорошую скрипку Ротшильду…
Слёзы, выступающие по окончанию чтения, логичны - хотя отчасти это слёзы бессилия: не помочь никому…
Хотя, как знать? Быть может, вписанные в своды бессмертия Яков, Марфа, Ротшильд обрели нечто, нам не доступное…

 

МЕХАНИЗМЫ ДРАМАТУРГИИ

«Вишнёвый сад», как вход в двадцатый век, и не способные устроиться в нём, будут перерезаны колёсами налетающего поезда.
А чаек убивать нельзя.
Вам жалко Треплева, который с не меньшим, чем у Тригорина талантом никогда не добьётся его положения, не добьётся никакого, и доктору Дорну придётся объяснять, что у него в саквояже лопнула склянка с эфиром.
Фирс, несчастьем познавший свободу, будет говорить о том, что человека забыли.
Забыли.
Скорее о нём.
Иванов тоже покончит с собой, как Треплев, словно зигзаги судьбы могут повторяться, или основные метафизические узлы завязываются в душах многих.
В жизни всё просто, говорит граф Шабельский: потолок белый, сапоги чёрные, сахар сладкий.
В жизни всё сложно, как в пьесах Чехова, в которых сам он видел комедии.
Вероятно, имея в виду человеческую комедию вообще.

 

ЧЕХОВ КАК ПОЭТ

Этого я не знаю - так начинает статью «Что такое поэзия» Иннокентий Анненский..
Тем не менее - поэзия не только организованная определённым образом речь, подразумевающая соответствующий рисунок записи: поэзия - ощущение неба, наполняющего жизнь; и - некая таинственность, разлитая в ней - почти повсюду; поэзия - тонкость мировосприятья, и сострадание малым сим, чья жизнь, как правило исполнена свинцовой необходимости, не объяснённой никем.
Поэзия наполняет прозу Чехова в высшей мере: и слоясь великолепно сделанным, всегда зримым, столь тонко играющим красками пейзажем; и пропитывая речь говорящих, и серьёзно мерцая жалостью - будь то Бронза, обречённый на гробы вместо музыки, или Каштанка, утратившая привычную жизнь…
Поэзия прозы всегда связана с жизнью в большей мере, чем поэзия, созданная записью в столбик и с рифмами, ибо люди стихами не говорят.
Поэзия Чехова сумеречна, в несколько лиловатых оттенках, и связана, пожалуй, с осенью серьёзнее, нежели с каким-то другим временем года.
…элегически падают листья, создавая необыкновенно красивый узор, и вода в пруду отливает чёрнотою и золотом.
Некто, сидящий с удочкой - ибо пойманный окунёк подарит короткий зигзаг счастья.
Мисюсь больше никогда не увидеть - и в этом тоже поэзия.
Архиерей устал от церковной жизни - как и от жизни вообще, от карьеры своей, возраста: и никогда не вернуться в детство.
Корабль выходит из порта, чтобы прийти в новый.
Человек рождается, чтобы проделать свой путь, и родиться снова, только про это второе рождение нам мало что известно.
Или ничего совсем.
Что не исключает поэзию всего, происходящего с нами, столь точно переданную прозой Чехова.

 

ЧЕХОВ И ГОРЬКИЙ

Чехов предлагая стилистику, близкую к понятию совершенство, золотому сечению - когда не комбинацию золотых нитей фраз, организующих панораму людского сообщества - и Горький, идущий из глубины народных гущь, и перерабатывающий эту руду в словесный материал - слишком разные для одного времени.
Тем не мене, история литературы, сохраняющая документы о не плохих их отношениях, свидетельствует о наличие и творческих точек соприкосновения двух классиков.
Точки эти: болевое ощущение человеческой жизни, отношение к человеку, как мере вещей, и сострадание, множимое на сожаление, что сострадание это необходимо.
Человек всегда мал - даже если серьёзно положение его в мире; человек всегда слаб, даже если стоит за ним духовная (не очень понятная, если по правде) сила.
Именно так: подспудно, подоплёкой развёртывающихся бытовых и бытийных панорам прослаивает метафизика книги Чехова и Горького; именно это сближает их.
И ещё - тоска по алмазно-прекрасной, безусловно светлой жизни, которая так и не настала, увы.

 

ДЯДЯ ВАНЯ

Старый тополь, стол, накрытый для чаепития.
Пасмурная осенняя погода.
Нервно ходящий вокруг стола Астров.
«Дядя Ваня»…самая грустная пьеса Чехова: и грусть, растворённая в мере жизненного трагизма, определяет бытование усадебного быта, где развернётся действие.
Мысли персонажей высвечивают их сильнее, чем поступки.
Выводов не будет: их предстоит сделать зрителю, читателю, тому, кто готов воспринимать вечную волну русской рефлексии.
…переворачивается уклад жизни - с тех пор, как в усадьбу вернулся профессор со второй своей женой.
Притащился…
Всем скучно.
Обрывочные реплики, будто не связанные между собой: как в жизни…
Рваная лента пьесы - вдруг, на каком-то повороте вспыхивает такой яркостью цельности, которую в жизни редко встречаешь.
…сгущается атмосфера ненависти вокруг вечно брюзжащего профессора: всех раздражает.
Жаль его?
Всех жаль…
Нежная чеховская грусть глобальна: как его любовь к малым сим, а кто не мал?
Будет психологический взрыв.
Будет выстрел.
Будет успокоение.
Будет - ощущение света, исходящего ото всего, представленного Чеховым.

 


"Наша улица” №273 (8) август 2022

 

 

kuvaldin-yuriy@mail.ru

 

адрес
в интернете
(официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/

Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве