Юрий Кувалдин "Магия запечатлённого цвета" выставка "Запечатлённый цвет" художественной династии в галерее "На Чистых прудах" (7 июля - 2 августа 2022 года): Алексей Гландин /1922-1988/, Ивета Салганик /1926-1996/, Леонид Гландин.

Юрий Кувалдин "Магия запечатлённого цвета" выставка "Запечатлённый цвет" художественной династии в галерее "На Чистых прудах" (7 июля - 2 августа 2022 года): Алексей Гландин /1922-1988/, Ивета Салганик /1926-1996/, Леонид Гландин.
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Юрий Кувалдин

МАГИЯ ЗАПЕЧАТЛЁННОГО ЦВЕТА

выставка "Запечатлённый цвет" художественной династии в галерее "На Чистых прудах" (7 июля - 2 августа 2022 года): Алексей Гландин /1922-1988/, Ивета Салганик /1926-1996/, Леонид Гландин.

Вас встречает мастер новых форм художник Леонид Гландин, сын великолепного Алексея Гландина и очаровательной Иветы Салганик. 
Но прежде… Ливень идёт на выставку Гландина. Смеркается раньше времени. Грибоедов склоняется от ударяющих в его затылок молний. Грохот на Чистых стоит такой, как будто с крыш сбрасывают листовое железо. Прохожие жмутся к стене. Из-за стены дождя не видно противоположной стороны переулка.
Моря воды в Гусятниковом переулке, и в эти минуты является «богиня моря славная, - как молвил Мандельштам, -  Афина», всецело испытывая поэтичности меру, по той же причине склоняется, как к сыну, ко мне, слышите ль звуки вы, показав свою власть для примера, естественно ставшего картиной.

Всё-таки фотографичность не совсем искусство. Это чувствовали художники, а не копиисты (мастера срисовывать похоже). Похожесть - это детский сад. Искусство - это уход от реального мира с его мнимыми подобиями и властителями, почему-то только себя вписывающими в так называемую историю. Художники - Гландины и Салганик - видят то, чего не видят другие. Они работаюе так, как хотят и как умеют только они. С этого начинается художественный передовой отряд. Искусство создает другую реальность, параллельную бытовой. Смотрите, вот он, Леонид Гландин в запечатлённом цвете:

Человек рождается для искусства, как птица для полёта. У Алексея Гландина и Иветы Салганик родился сын Леонид. Он ещё не умел ни ходить, ни говорить, но сразу же взял в руки кисть, чтобы сделать мир цветным. Да, именно так воспитываются дети, направляются в мир искусства. Ты будешь художником. И он стал. Культура создаёт эпохи, но только те, которые остались далеко позади и которые затаптывали в грязь толпы современников в структуре имперских диктаторов, приспосабливавших всех и вся для своего несменяемого убогого правления, чтобы потом исчезнуть бесследно, дав в будущем светлую эпоху культуре.


Стою у картин династии Гландиных. Люблю останавливаться вообще. С годами выработалась привычка неожиданно останавливаться, задерживая взгляд на каком-то малоприметном предмете, например, на осколке стекла у гранитного цоколя здания в стиле нью-йоркского ампира на Тверской, сверкнувшего мне прямо в глаза, в то время как прохожие с некоторым неудовольствием обтекают меня, как река обтекает скалу гранита, подобных торможений в последнее время становится всё больше, и это понятно, поскольку, чтобы придать прозе выразительность, потребна гибкость, утраченная прочими прохожими, постоянно спешащими, и никуда не успевающими, конечно, в определенной мере каждого из живущих, стоит заметить, жизнь заедает, а у одиночек, типа меня, метафорика льётся через край, чем мало кто из невнимательных прохожих интересовался.

Смотрю на яркие маки в корзинке у Иветы Салганик, а ассоциации ведут меня на весенний Кара-Даг, звенящим алыми маками. Искусство объединяет, очищает, возвышает. Попадаешь прямиком в Серебряный век… Осенние цветы, весенние цветы, и летние цветы, и магазин цветы с декабрьскими розами, с последующими мартовскими мимозами, и апрельскими одуванчиками, цветочками Франциска Ассизского, переливающимися в злые цветы Шарля Бодлера, изучаемого в войсковой части на станции Энгельгардтовская рядовым Виноградовым, только офицер чмокнул губами, вытянул по-лебединому шею, встал (он был строен и подтянут), согнал складки гимнастерки назад и сказал: - "Цветы зла" вы должны выучить здесь же, на станции. Иначе вас придется отправлять в другую часть. И протянул Виноградову книжку. У того от напряжения выступила испарина на лбу. В другом бы месте он бы сам дал почитать кому следует! Так бы дал, что грамотку окончательно бы забыл. А здесь была армия. Нужно было подчиняться старшему по званию. Что в уставе записано? Правильно. Виноградов боязливо, как горячий утюг, взял книжку и отошел в сторонку, косясь на придурочного офицера».

Ивета Салганик (1926-1996)
«Особую роль в картинах художницы играет цвет - эмоционально насыщенный и энергичный, он инсталлирует у зрителя оптимизм и стремление к сотворчеству. При всей уравновешенности композиции, внешней статичности, ее работы обладают скрытой динамикой, движением, диктуемым внутренним чувством мастера.»
Искусствовед Василий Иванович Попов.
Участница зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок
В 1949 году окончила Одесское художественное училище.
В 1959 году окончила Ленинградский художественный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Диплом в театральной мастерской проф. М.Бобышова
С 1963 года член Союза Художников СССР.
Участие в выставках
1963 г. - Персональная выставка в Воронеже.
1971 г. - Персональная выставка в Подольске.
1990 г. - Поездка в Лондон по приглашению галереи David Harrington.
С 1993 г. - член Международного художественного фонда
1992-2022 гг. - Выставки династии Гландиных-Салганик в Москве.
Работы находятся в музеях, собраниях, Министерстве культуры РСФСР, в частных коллекциях России, Великобритании, США, Италии, Германии и Швейцарии.
Умерла в Москве в 1996 году

Выставка - «Запечатлённый цвет» в Галерее на Чистых Прудах продолжает цикл выставок, представляющих живописные работы художественной династии - Алексея Гландина (1922-1988), Иветы Салганик (1926-1996), и Леонида Гландина. Этот выставочный проект, как и предыдущие,: «Присутствие белого и красного», «Метаморфозы цвета», а так же «Натюрморт, интерьер», проходивший в Музейно-Выставочном комплексе Новый Иерусалим, демонстрирует различные периоды творчества и цветовосприятие каждого из художников.
Цвет, его доминирующее предпочтение на холсте, гармоничные сочетания и многоликость, часто обусловлены рефлексией художника на те или иные события.
Зачастую цвет - это лишь повод выразить восприятие увиденного, независимо от жанра  в котором работает художник.
Как сказал один из основоположников современной теории цвета Джозеф Альберс: «Цвет - самое относительное визуальное средство в искусстве».

В глазах стоит пейзаж тот самый, который в детстве видел ты, и не понять всю жизнь, почему именно этот пейзаж сохранился накрепко на диске D в твоём компьютерном мозгу, быть может, это объясняется тем, что в тот далёкий детский день что-то переключилось в твоём сознании, потому что с этого пейзажа жизнь разделилась как бы надвое, до этого ты был бессмертным, почти ангелом, а после догадался, что умрёшь, конечно, тут объяснение кроется не только в самом пейзаже, и не в твоих умственных способностях, а в какой-то хрупкости всего на свете, когда всё обернется сдержанной улыбкой, мелькнувшей над рекой лисьим хвостом солнечного луча.

Алексей Гландин (1922 - 1988)
Свою высшую жизнь натура открывала Алексею Леонидовичу Гландину через такие образные категории как свет, тон, валёр, одухотворяющие пространственную среду в любом из его произведений. Световоздушная среда и была излюбленной темой мастера. Как показывает традиция, подобная тема способна воплощаться только каждый раз заново, в оригинальных реализациях, неповторимых настроениях и состояниях и художник это очень хорошо знал. Каждая из его работ, была, в сущности, сложным ,и довольно рискованным предприятием, странствием в поисках чуда!» (Искусствовед Григорий Израильевич Климовицкий).
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом «Отечественной войны» II степени и медалями.
В 1949 году окончил Одесское художественное училище.
В 1957 году окончил Ленинградский художественный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. С 1960 года член Союза Художников СССР.
Участие в выставках
Участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок
1964г. - участник 32-го Биеннале в Венеции.
1965-1970 гг. - Председатель воронежской организации Союза художников СССР.
1971-1976 гг. - Член художественного совета и член выставочного комитета МООСХ.
1984г. - Персональная выставка в Москве, Тверская 46. Персональные выставки в городах: Одесса, Воронеж, Волгоград, Сочи, Тверь, Ленинград.
1992-2022 гг. - Выставки династии Гландиных-Салганик в Москве.
2012 - Персональная выставка «Свет весны», посвященная 90-летию со дня рождения. ЦДХ, Москва.
2012 - О творчестве художника снят фильм «Алексей Гландин. Прикосновение к свету»
Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, музеях страны, а также в частных коллекциях России, Японии, Великобритании, США, Индонезии, Испании, Германии и Франции.

Ну, как мне обойтись без Мандельштама у картин семейства Гландиных?

Осип Мандельштам

Импрессионизм

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.

Он понял масла густоту, -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалёваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

1932 г.

Писатель Юрий Кувалдин, искусствовед Григорий Климовицкий, художник Леонид Гландин (7 июля 2022 года)
Григорий Климовицкий, ярчайший искусствовед, чьё художественное чутьё всегда опережаяет установочные формулы, возвысил картины Леонида Гландина до музыкального высказывания классического стиля, подтверждая их мыслью Мартина Хайдеггера о взаимодействии знака и краски, где знаком может быть и буква, и нота.
У Мартина Хайдеггера есть чудесный этюд «О тайне башни со звоном», написанный в 1956 году. В чем же тайна? А в том, что среди мальчишек, которым доверялось звонить в колокола по праздникам был и сам маленький Мартин. Они собирались засветло в доме пономаря, их сытно кормили, а потом они все шли в башню. Мартину было интересно еще до звона раскачивать большие колокола. И нужно было делать так, чтобы каждый колокол вступал в свой черед, звучал сразу твёрдо и ясно. Вот финал этого чудесного эскиза знаменитого философа:
«Таинственный лад, соединявший и сопрягавший в целое последовательность церковных праздников, вигилий (всенощные бдения), времен года, утренних, дневных и вечерних часов каждого дня, так что единый звон проникал и пронизывал юные сердца, сны и мечты, молитвы и игры - он, этот лад, видимо, и скрывает в себе одну из самых чарующих, самых целительных и неисповедимых тайн башни со звоном, он скрывает в себе тайну затем, чтобы в непрестанной смене и с извечной неповторимостью раздаривать ее вплоть до самого последнего погребального звона, призывающего в укромные недра Бытия».
В этом этюде Хайдеггер через слова, их расстановку добивается эффекта звона колоколов, такого звона, который я слышу, воспроизводя текст про себя, шевеля губами. Это еще раз мне говорит о том, что всегда в начале любого события, явления, положения вещей стоит слово. Беда многих людей заключается в том, что они через слово сразу попадают на предмет, не замечая самого слова. Это подобно тому, как люди не замечают воздуха. А лиши человека воздуха, он тут же испустит дух. Так и без слова всё вокруг, и даже около, перестаёт существовать. Вы слышите, звучат колокола!

Леонид  Гландин
«Образная драматургия произведений  Леонида Гландина отражает неоднозначное, порой парадоксальное отношение художника к представлениям о карнавальном мире, в который мы вовлечены. Не случайно, живописец использует в своём творчестве многоликий и обескураживающий конгломерат внешних атрибутов, соответствующих нашим умозрительным представлениям о нравственных ценностях. Его произведения обладают рукотворными качествами и виртуальными свойствами, которые художник не смешивает, а объединяет сообразно собственным чувствам и логике. Концепция этих полотен соответствует и тому живописно-пластическому языку, иносказательность которого, органично сопрягается с самим характером выразительных средств, используемых мастером для достижения эффекта определенной парадоксальности самовыражения. В этой экспозиции представлены более 40 новых работ Леонида Гландина.» (Искусствовед В. И. Попов).
«Рефлексия, является на мой взгляд - определяющим фактором творческого процесса Леонида Гландина. Творчество художника, несет поисковый характер, оно не только оригинально и многомерно, но еще и находится в постоянном движении» - Искусствовед Г. И. Климовицкий.
«Я лично, увиденное, созданное автором, работами назвал бы лишь в учетной записи номенклатуре, переписи.
Сами же изображения оттуда, где пребывает сомнамбула куда-то ведомая, и оттуда, откуда она же вернулась очнувшись, полная впечатлений, эмоций, опыта нераскрытых пока разуму . Очень понравилось. Даже удивился колористике западного и прошлого, увидев современного автора.» (Levmorado Peperuda),
В 1974 году окончил Московское художественное училище «Памяти революции 1905 года».
С 1984 года член Союза Художников СССР.
В 1990 г. - Поездка в Лондон по приглашению галереи David Harrington.
С 1993 г. - член Международного художественного фонда.
Персональные выставки
Участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок
1992-1997 гг. - ЦДХ, Москва
1998-2005 гг. - Московский Международный художественный салон.
1999 г. - Автосалон Jaguar. Германия, г. Билефельд.
1999, 2009 гг. - Центральный выставочный зал. Подольск, Московская область.
2001 г. - Русский дом. Берлин, Германия.
2001 г. - Бостон. США.
2001-2014 гг. - Всероссийский выставочный центр, павильон «Культура», Москва.
2003 г. - ЦДРИ, Москва.
2003 г. - Галерея «А3», Москва
2004, 2009 гг. - Творческие командировки в Сите де Арт, Париж
2005 г. - Участник XII Международного пленэра. Кичево, Македония.
2005 г. - Русский дом. Хельсинки, Финляндия.
2007 г. - Участник выставки «Сеанс одновременной игры».  Chelsea Art Museum, Нью-Йорк.
2001 г. - «Метаморфозы цвета». Дом журналистов, Москва.
2008 г. - Выставка «Династия». Художественный центр «Картина», Москва.
2010 г. - Областное отделение союза художников России.
2010 г. - Министерство культуры Московской области.
2011 г. - Выставка «Династия». Международный художественный фонд, Москва.
2012 г. - Выставка «Пространство живописи», МГАХУпамяти 1905 года.
2013 г. - Выставка «Династия». Галерея «Замоскворечье», Москва.
2014 г. - Городской музей им. Н.И. Дубравицкого. Бологое, Тверской области
2015 г. - Выставка «Still life». Галерея Вересов, Москва.
2017 г. - Выставка «Игра цвета». Краеведческий музей, Подольск, МО.
2017 г. - Выставка «Коллекция». Из собрания династии Гландиных-Салганик. Центральный выставочный зал, Подольск, МО.
2019 г. - Выставка «Натюрморт, интерьер». Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», МО.
2020 г. - Выставка «Присутствие белого и красного». Галерея на Чистых прудах.
Работы Гландина Леонида Алексеевича находятся в 8 музеях России, в том числе: Государственный музей «Ростовский кремль», Ярославский художественный музей, Московский государственный музей народной графики, «Музейно-выставочный центр» г. Серпухова, а также в российских и зарубежных частных коллекциях.
Награды
2017. Серебряная медаль Союза Художников России.
2017. Удостоен звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
2021. Золотая медаль Союза Художников России
«Искусство замечательных мастеров Алексея Гландина (1922-1988), Иветы Салганик (1926-1996)  и Леонида Гландина - это их жизнь, их история и , конечно, неотъемлимая часть истории отечественного искусства». (Искусствовед Григорий Израильевич Климовицкий).
«Преобладающие мотивы художников династии Гландиных-Салганик в разных работах всех троих мастеров - будь то пейзажи, интерьеры, натюрморты, портреты – истинная влюбленность в многоцветие и многообразие окружающего мира во всех его проявлениях». (Доктор искусствоведенья Андрей Толстой).

Писатели Маргарита Прошина и Юрий Кувалдин. Маргарита Прошина говорит, что когда она бодрствует, то хоть как-то управляет картинами мыслей, но во сне всё идёт вразнобой, картины выходят из-под её подчинения, и подчас создаются совершенные шедевры в стиле авангардных высказываний неподражаемого Леонида Гландина, чьи вещи, уверена, создавались по принципу неконтролируемых снов. Они настолько прекрасны и невероятны, что она иногда даже плачет из-за того, что проснулась. Все попытки Маргариты Прошиной описать их словами разочаровывают её, но дело не в словах, а в тончайших нюансах, которые пока не удаются мне. Любоваться шедеврами и создавать их, увы, не одно и то же.
«Я пристально изучаю творчество Леонида Гландина, в частности, соотношения формального, художественного и семантического, рецептуального компонентов как в самом его творческом процессе, так и в восприятии зрителем работ художника». (Юрий Кувалдин).

Директор галереи "На Чистых прудах" Валекрий Новиков открывает выставку художника Леонида Гландина.
Художественная семья Гландиных составляет целую эпоху…
Мир высокого искусства возвышает человека, и здесь невольно вспоминаются строки выдающегося поэта и художника:

Максимилиан Волошин

Как мне близок и понятен
Этот мир - зеленый, синий,
Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.

Мир стряхнул покров туманов.
Четкий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.

Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.

И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.

<1902>


Охи, ахи, вздохи, наступил конец эпохи, собираем чемоданы и в Саратов к маме, но всё ещё бьётся в судорогах продолжение конца, ещё дышит тот и этот, даже по сцене ходит, инверсия лица у юнца при потере пульса, вальсируют под духовой оркестр в окружении невест те, которые закончили эпоху, но дела у них идут по-прежнему неплохо до последнего вздоха, завершающего эпоху тех, у кого на душе грех оттого, что при каждом уходе кончается эпоха, при этом никак не кончится, всё время кто-то тормозит конец эпохи, хотя дела эпохи плохи, но конца и краю не видно, поэтому очень обидно, что в марте 53-го эпоха кончилась лишь для видимости, иди сюда время, не имеющее продолжения для изучения таблицы умножения добра на зло, и тебе слишком повезло, что на тебе не кончается эпоха до последнего вздоха.

 

"Наша улица” №273 (8) август 2022

 

 
 

 

 

kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/