Алексей Некрасов-Вебер "Прощание с романтизмом" рассказ


Алексей Некрасов-Вебер "Прощание с романтизмом" рассказ

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Алексей Геннадьевич Некрасов-Вебер родился 9 июля 1959 года в Москве. Окончил Московский горный институт. Инженер-физик. В "Нашей улице" публикуется с № 3-2004, (рассказ "Пощечина"), где опубликованы рассказы "Земное и небесное" (№ 9-2004), "Кипарис во дворе" и "Река детства" (№ 11-2004), "Танцующая девушка в красном платье" (№ 89 (4) апрель 2007) и другие. Автор эссе о художнике Александре Трифонове ""Царь я или не царь?", или размышления у картины" и о писателе Юрии Кувалдине "На изломе тысячелетий" (№ 9-2005).

 

 

вернуться
на главную страницу

 

Алексей Некрасов-Вебер

ПРОЩАНИЕ С РОМАНТИЗМОМ

рассказ

 

Внучка еще только начинает говорить, но уже знает, как поставить в компьютер диск. Потом, я выбираю в меню мультик. Когда подрастет и научится читать, будет это делать сама. А пока что я «формирую повестку», и в гостях у деда девочка смотрит только старые добрые советские мультфильмы.
И вот, вскарабкавшись на мое компьютерное кресло, маленький человечек располагается поудобней, и устремляет по-взрослому серьезный взгляд на монитор. Присаживаюсь рядом на табуретку. Слежу, чтобы не полезла с кресла на подоконник, а заодно тоже смотрю. Кажется, видел все тысячи раз, знакомы каждый кадр и фраза. Но сейчас замечаешь нюансы, и ты уже не только зритель, но и аналитик…
«Гуси лебеди» - сорок седьмой год. Красивая добротная прорисовка, щемящие душу пейзажи родной природы. Все это, как генетический код, сидит в глубинах души и, есть надежда, запишется и в сознании растущего человечка. Конечно, есть и мораль. Живи в согласии с тем, что окружает: деревом, рекой и даже печкой, что здесь в сказке приобретает живую душу и голос.  Помоги, и помогут тебе. Все очень просто, но в классических сказочных канонах не отдает пошлостью, в отличие от прописанных по методичкам современных мультфильмов. А вот и Баба-Яга. Куда же без нее! Изначальное древнее зло из темной лесной чащи и дремучих языческих страхов. Но в итоге добро побеждает. И это не затасканная фраза. Смотришь и чувствуешь:
«Так все и должно быть!»
А вот и другой мультик, когда-то очень любимый. Но сейчас невольно замечаешь, что ускользало раньше. «Бременские музыканты» продукт уже другой эпохи. Она незаметно зрела в недрах старой, но не была ее развитием и естественным продолжением, а скорее антагонизмом. Сразу бросается в глаза, что прорисовкой фона создатели пренебрегают. Ландшафт передан довольно абстрактно. Вряд ли из экономии средств или потому, что рисовать к тому времени разучились. И это не погружение в милый сказочный мирок детского рисунка, как в похождениях Вини-Пуха. Скорее, природный фон сознательно упрощается, чтобы сосредоточиться на действии, и не привязывать его к какой-то местности и национальной культуре.  Правда, музыкальная тема, безупречна, и вообще все красиво и романтично. Но опять цепляют незамеченные раньше детали. Одежда «правильных героев» срисована с тогдашней молодежной моды. Не официальной, а, скорее, протестной, отголосок движения хиппи. Протеста не нашего, но и в наших краях успевшего засветиться. Ну, а юбка главной героини отдельная тема. В такой и нынче на панель не зазорно выйти. Но смотрится хорошо. Впечатляет! А вот фигурки королевской охраны, людей служивых, подчеркнуто комичны. С образом солдата из «Марьи Искусницы» защитника обиженных и сирот никак не сравнишь. Но, впрочем, это же королевские слуги. А монархия, это тирания! И вообще тема свободы проходит через мультфильм красной нитью. Свободы идеалистической пасторальной осуществимой только где-нибудь в скиту или кочевом таборе. Хотя и в таборе с иерархией, наверняка, жестко, а в скит с юбкой, как у главной героини, вряд ли пустят. Так что, призыв заведомо в никуда.
«Понимали ли это создатели фильма?»
Затронута во второй серии и тема «отцов и детей». Проблема сложная, философская, не имеющая простых решений. Здесь же все легко, играючи и, естественно, в одни ворота. Впрочем, я намеренно сгустил краски. В целом все еще вполне невинно. Мультфильм красивый музыкальный романтичный. Но вот по поводу романтики хотел бы поговорить отдельно.
Судя по тому, что было на слуху, что читал и смотрел сам, где-то с годов семидесятых романтика становилась все более популярной. Система тоже пыталась эти настроения использовать. Романтика революции, трудовых свершений, покорение севера. Кстати на последнюю тему уже в наше пост-романтическое время посмотрел замечательный фильм. «Территорию» Куваева читал еще в советские годы, но фильм понравился больше. Может, потому, что смотрел его именно сейчас, с ностальгией по ушедшему, вернее потерянному нами, миру. И я тут был не одинок, редкий случай, когда в зале после просмотра звучали аплодисменты. Но это первая эмоциональная реакция. А если, вдуматься, здесь тоска не по реальному прошлому, а по той идеализированный модели, которую порой сложно было рассмотреть сквозь пошлость быта и трескотню пропаганды. Теперь же, на расстоянии она видится лучше. Но, увы, поздно. Очищая судно от ракушек, в идиотском энтузиазме пробили и днище…
Но в те, еще не определившиеся годы, в неофициальном почете была все-таки романтика другая. По-настоящему великая задача построить идеальный мир вдруг оказалась скучной и неинтересной. Герои смешны, антигерои привлекательны и романтичны. Правда, система открытые проявления таких настроений еще сдерживала. Но отношения полов (за исключением совсем уж откровенных сцен),  не попадали под гнет цензуры, и оставляли для романтики больше шансов разгуляться. Нас призывали чаще совершать глупости и лазить к любимым в окна. « А что сделал, ты, для своей любви!»- грозно вопрошал харизматичный волшебник из «Обыкновенного чуда». Вспоминаю, как под влиянием всей этой пропаганды наделал кучу глупостей. Вел себя, как полный дурак. Даром пережог энергию души, растратил в погоне за романтическими химерами силы. Ну, да ладно, дело прошлое. Больших бед не натворил, и то, слава Бог! Но к мелодрамам отношусь с некоторых пор с недоверием. А из фильмов Марка Захарова предпочитаю «Формулу любви», где в романтический сюжет удачно вплетаются юмор и житейская мудрость.
Иногда пытаюсь анализировать случившуюся со мной метаморфозу. Наверное, противоречие житейского опыта романтическому идеалу постепенно накапливались на другой чаше весов, и в какой-то момент она окончательно перетянула. А, может, просто притупилось восприятие, и старость приглушила краски, словно поздняя осень. Но что удивительно, ностальгии по юности и весеннему разливу чувств нет. Зато один несостоявшийся идеал до сих пор обжигает болью невозвратной потери.  
«Полдень человечества», описанный у Ефремова и Стругацких.  Стать строителями этого счастливого и свободного мира, нас, вроде бы, готовили в детстве. Но может, не очень умело и искренне готовили, или задача на этой Земле и под этим Небом априори невыполнима. И все же, призрак несостоявшегося, словно видение Града Небесного, до сих пор бередит душу. Где-то далеко в вышине видятся его сверкающие чертоги, в то время как смрадное дыхание Апокалипсиса постепенно накрывает Землю. Смотрю с внучкой старые добрые мультфильмы, и в сердце стучит страх за судьбу маленького человечка. Но еще упрямее стучится в туже дверь надежда, что все будет у нее хорошо. И это, пожалуй, сильнее, чем былые страсти по романтизму.                                 


"Наша улица” №273 (8) август 2022

 

 

 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве