Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто двадцать четвёртая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто двадцать четвёртая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

 

вернуться
на главную
страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто двадцать четвёртая)

 

 

ВРЕМЕНИ НЕТ

Речь о тех, кто мается от скуки, сидят, как прикованные, у телевизора, и уверенно рассуждают о политике, об экономике, о том, «кто виноват?» и «что делать?», сообщаю им, что в Пушкинском музее открылась выставка знаменитых коллекционеров нового искусства Ивана и Михаила Морозовых, выставка продлиться до конца октября, а в ответ слышу привычные слова: «Времени нет!» Зато, кто кому изменил, кто с кем поссорился, кто с кем добро делит слушают целыми днями, ведь это нынче любимые теме передач, о концертах или книгах вообще спрашивать бесполезно, очевидно, что времени нет.

 

МЯЧ

Простое круглое изделие разнообразно в применении, особенно противоречит детям, ускользая из рук, мяч скачет, катится, хоть плачь, делает не то, что от него хотят, а то, что ему нравится, попробуй-ка заставь его слушаться, придётся тренироваться вместе с ним изо дня в день, а результат ожидаем, но не гарантирован, что особенно наглядно наблюдаю я в футболе в ожидании гола. Ох, уж этот мяч, сколько от него огорчений, но и радости, когда любимая команда добивается успеха! Только терпением, тренировками и настойчивостью можно с мячом поладить, так и в жизни всё необходимо преодолевать.

 

МОСКОВСКИЕ ОГРАДЫ

Москва закована в оградах, но москвичи не рады этому, поэтому кое-где ограды снимают, но есть произведения искусства в самих оградах, например, восхитительная ограда и ворота, отлитые из чугуна в Большом Толмачевском переулке, именно благодаря ограде, изготовленной на демидовском заводе в Нижнем Тагиле, её и называют усадьбой Демидова. Отлита ограда была в середине XVIII века крепостным мастером Д.Т. Сизовым по эскизам Ф.С. Аргунова, не сразу она стала украшением этой усадьбы, но никто не остаётся равнодушным созерцая её. Люблю разглядывать ограды Бульварного кольца, которые появились к 800-летию Москвы, особенно Страстного, Сретенского и Гоголевского, без них уже бульвары представить невозможно.

 

В ПЛЕНУ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Зимой нам хочется тепла, а в знойный летний день прохлады, и чтобы дождь прошёл по иссушенным газонам, бывает и наоборот, когда зимой мы жаждем снегопада, а летом хочется вдруг яростной жары, мы сотканы из противоречий, с которыми приходится то мириться, а то игнорировать, внутренним диалогам нет конца, они нас формируют и помогают плен противоречий преобразовывать, в сосуществование различных мнений и поступков, что приближает нас к мудрости.

 

СТЕКЛО

Через стекло невидим воздух, как и сквозь воздух не видим мы стекло, прозрачный мир весь состоит из невидимых перегородок, когда душа не видит душу даже близкого человека, но открывает её для себя словами, которые через стекло мы не только видим, но и чувствуем. Стекло же является преградой или защитой от слишком настойчивого вмешательство во внутренний мир человека, из-за хрупкости его, нужно обращаться с ним осторожно и бережно.

 

БЕЗ НАЗВАНИЙ

Не знаю, как называется этот маленький цветочек на газоне, так же как не знаю названия птички, прыгающей неподалёку, не говоря уж о бабочках, жучках и паучках, и вот ведь подумать только, все вещи в мире названы, но нам некогда погрузиться в энциклопедии, чтобы познать всё в этом мире, хотя в наивные годы юности я была уверена в том, что всё узнаю, всё прочту, уверенность моя была в ту пору беспредельна, но повзрослев, поняла, что с каждым днём увеличивается лишь количество моего незнания. Парадокс состоит в том, что по мере увеличения знаний открывается всё больше новых миров, создаваемых творческими людьми непрерывно, вызывая восхищение и неимоверное уважение к ним.

 

ПОСЛАНИЕ РИМУ

Приветствую тебя, могучий Рим, раскинувшийся от океана до океана, ты наш великий побратим, расширимся до состоянья шара, конечно, земного, но Рим во мне, и я пишу ему, соединяя море и тайгу, вдохновлённая ораторским уменьем Цицерона, написала и растерялась, потому что только на карте могу окинуть взглядом невероятные сии просторы, но пал Рим великий, однако слава его живёт в текстах многочисленных восторженных и разочарованных потомков, а границы - лишь условность, которая имеет свойство меняться, так суть моего послания в исчезновении границ, и всё для того, чтобы повсюду торжествовала мирная жизнь, и чтобы хвалиться мы могли лишь миром, добротой и красотой.

 

ЗВУКИ СКРИПКИ

Назвали этот инструмент от слова «скрип», прежде злились на радио простые люди: «Да выключи ты эту пилку дров!», - вердикт суров у тех, кто пляшет под гармошку, а для меня она не «скрипка», а «виола», звучащая волшебно для упоенья слуха моего. Искусно играющий на скрипке человек может передавать самые нежные тонкие звуки, которые не слышат те, кто не напрягают и не развивают свой слух. Какие краски она передаёт в оркестре! Без скрипки я симфоническую музыку не представляю, а когда слушаю как этот нежный, деликатный инструмент спорит с оркестром во время скрипичных концертов, то поражаюсь его возможностям.

 

ВАРИАНТЫ ПРОГУЛОК

Пойду неспешно по дуге под кронами каштанов, а после двинусь по прямой, чтобы размялись ножки, как хорошо гулять по вновь построенным аллеям, любоваться цветами яркими, вот уже тюльпаны отцвели, теперь петунии поражают своим разнообразием оттенков цвета, можно покачаться на качелях, вспомнить детство беззаботное и весёлое, с играми от рассвете до заката, как же вольготно было нам во дворах, сколько приключений, смеха, случались и обиды, но они быстро рассеивались, стоило только искренне сказать: «Извини», - хорошая привычка. Можно гулять по бесчисленным переулкам московским, которые скрывают много тайн и красоты.

 

ПЛОДЫ

Арбузы, дыни, виноград, чему я очень рада, морковь, картофель, свекла, лук, а у соседки приехал внук, и правнук, так земли плодами мы вырастаем, незаметно снегом таем, и забываем навсегда, как нас взлелеяла земля, красой и богатством убранства своего нас восхищая, плодами разнообразными вскармливая, удивляя богатством цветов и запахов, а щебет птиц, наш услаждая слух, плоды земные восхваляет! 

 

БОГАТСТВО

Посмотришь на людей, стремящихся к богатству, к приморским замкам, яхтам, самолётам, и видишь блеск богатой нищеты, с лица земли их смывает без остатка, а нищего Вийона во всех веках мы славим, потому что истинное богатство нематериально, не вещественно, оно в бессмертной параллельной реальности духа, живёт в произведениях тех, кто мастерство и жизнь свою вложив в них, создали свои фундаментальные миры, благодаря которым создана, существует и развивается культура цивилизации, преодолевая попытки тех отдельных необразованных, стремящихся к «богатству» существ остановить свои мгновенья.

 

КАМНИ

Собирали камни, разбрасывали камни, другие измерения веса, прочности и времени, Атлантида исчезла, как град Китеж, тут идёт счет на миллионы лет, когда никого нет, но каменщик строит дом, или даже тюрьму, как у Валерия Брюсова: «- Каменщик, каменщик в фартуке белом, // Что ты там строишь? кому? // - Эй, не мешай нам, мы заняты делом, // Строим мы, строим тюрьму», - а потом и тюрьму, как Таганку, сносят, и на её месте строят новый дом, а что будет потом, можно лишь предполагать, а знать нельзя, возможны любые неожиданности, от природных явлений до невероятных поступков  и открытий следующих поколений, так уж издавна повелось, что одни собирают камни, другие разбрасывают, лишь бы не забрасывали ими друг друга.

 

НАД ГОРОДОМ

Страшно взлетать над городом, он сразу становится маленьким, но там большие люди думают, что они очень большие, конечно, в переулке человек очевидно большой, а с облаков даже переулка не видно, сразу начинается океан, а за ним млечный путь, которому не видно конца, оттуда земля, если и заметна, то как маленькая точка, а всё, что на ней происходит не волнует обитателей других миров, лечу над городом и грущу, из-за того, что человечество превратилось в огромную коммунальную кухню, все кричат и никто никого не слышит…

 

ВЕТКА ЦВЕТКА

Вот ветка, не обычная ветка, а слово «ветка», и я при всём при этом волшебница, приставляю к ветке букву «ц», и сразу на ветке распустился цветок среди веток, и моё слово «ветка» преобразилось в «ветку цветка» или в «ветку цветку», теперь буква за буквой у них появится расцветка - сама ветка юная только вытянулась из мощной многолетней ветки и у неё, в отличии от ветки бывалой, цвет солнечного загара, на юной ветке появляются нежные листочки похожие на съёжившихся птенчиков, а у цветка появляется бледно-розовый оттенок, а ветка замерла в ожидании новых чудес.

 

ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ

Мы говорим: «До скорой встречи!» - но будет ли она, не знаем, а можем лишь предполагать, жизнь коротка, а скорость - вещь коварная, жизнь промелькнёт, как эшелон товарный, мчащийся под горку, поэтому свои планы и желания, не следует откладывать, чем грешат очень многие, как, впрочем и встречи с дорогими сердцу близкими и друзьями, в мыслях своих ведь мы с ними никогда не расстаёмся, поэтому не следует скупиться на нежность и ласку при встречах, слова сии согревают и придают силы в минуты разлук.

 

ХОДИТЬ

Каждый человек когда-то ползал, а потом стал учиться ходить, но не помнит об этом, он сразу взрослым прибыл на метро в центр, чтобы говорить по мобильному телефону под звоны колоколов, которые звонят по новому ползающему на коленках, который пытается подняться и задержаться на ножках, хватается за любой предмет, но никак не может устоять, плачет от досады, но тянется вверх, чтобы научиться ходить, не перестаёт в этом упражняться, в результате, получается у каждого. Подобное желание и упорство воспитывают характер, но сохранить это качество на всю жизнь удаётся немногим, тянуться вверх духа не хватает и сил, а ведь только упрямо следующие к своей цели достигают успеха, особенно необходимы эти качества в творчестве, которое предполагает целеустремлённость и самоотдачу.

 

ЧАЙКОВСКИЙ В КЛИНУ

Субботний вечер 9 июля подарил мне невероятный праздник, что в последние 2-3 года бывает крайне редко на нашем TV, прямую трансляцию гала-концерта "Ночь Чайковского", который состоялся под открытым небом на Большой поляне в усадьбе Демьяново, в Клину, что находится в 15 минутах пешей прогулки от музея Петра Ильича. С первых нот «Зимних грез», как и в течение всего концерта, я ощущала эффект присутствия там и вместе с тысячами зрителей была захвачена действием, которое воспринималось как единая композиция, объединённая отрывками их писем Чайковского, воспроизводимых актёром Игорем Петренко, бурно реагируя вместе с публикой на исполнение каждого произведения. Восхитительное пение скрипки Вадима Репина, голоса Ильдара Абдразакова и Евгении Муравьёвой, воздушность, пластика Светланы Захаровой и Артемия Белякова, других участников - всё звучало столь гармонично в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», которым дирижировал Юрий Башмет. Творчество Петра Ильича столь огромно и мелодично, что не перестаёт восхищать каждого, кто любит музыку. В финале прозвучала написанная в Клину Шестая симфония. В этот волшебный вечер я погрузилась в божественную красоту жизни, когда реальность сливается с иллюзорностью, магическая музыка подхватила меня, я устремилась к манящим, сияющим звёздам, пытаясь выразить чувства свои словами, как будто нет ни горя, ни страданий, есть только счастье веры и любви, в немыслимом блаженстве осуществлённой мечты.

 

БРЮЧКИ

Пошла на прогулку, увидела вывеску «Брюки», вошла и, увидев десятки всевозможных женских брючек, не смогла удержаться, стала мерить летние, шелковые, лёгкие и струящиеся, что в жаркий день было более чем актуально, подобрала себе просто брючки своей мечты, но они оказались несколько великоваты в двух местах, что меня расстроило, но тут хозяйка магазина меня обрадовала невероятно тем, что они подгоняют брючки на клиенток бесплатно, тут уж я приступила к примерке моделей, рассчитанных на более прохладную погоду, подобрала очень интересные, современные и тоже купила, оставив обе модели на время их совершенствования и пошла счастливая с чувством, что прогулка удалась. По дороге домой вспоминала о тех временах, когда женщин в брючках отлавливали правоверные коммунистические дружинники и буквально издевались над беднягами, как бесноватые, да, марионеткам присуща одержимость.

 

ГРОЗА

И сразу потемнело, грохнуло, что-то упало, вода с крыш полилась сплошным потоком, как будто некто на крыше стал опрокидывать вёдра прямо на голову, хорошо ещё, что я пряталась под зонтом, который на сей раз не помог предотвратить дождь, а ведь прежде, когда я брала его с собой, дождь не начинался, тут по небу с севера на юг пронеслась ослепительная змея, вскоре Зевс Громовержец разразился устрашающей тирадой в адрес тех, кто не бережёт предоставленную нам прекрасную землю, ураганный ветер ломал деревья, переворачивал машины, видимо человечеству необходимо незамедлительно заняться созиданием.  

 

РАЗГОВОР

Простое средство для успокоения - обычный разговор, пусть ни о чём, но он в звучащих словах лечит, особенно, если слушатель понимает и не перебивает тебя, великое терапевтическое средство, которое вселяет силы в минуты горечи, отчаяния и поддерживает невероятно, помогает найти свой путь, особенно, если собеседник человек мудрый, беседа с которым помогает исправить ошибки, отпустить обиды. Иногда люди, уставшие от одиночества, смотрят на молчащий телефон и восклицают: «Хоть бы одна живая душа объявилась!» Разговор по душам необходим, но он ничего общего не имеет с пустой болтовнёй, которая лишь раздражает нормального человека, мешает заниматься делом, особенно людей творческих.

 

ПО ПРАЗДНИКАМ

Быть может, там на площадях шумят, но в переулках по праздникам тихо, здесь прелесть летнего дня не нарушают даже птицы, вот где мой праздник - в полной тишине уютных московских переулков, в которых что ни дом, то легенда или архитектурный памятник, а какие сохранились дворы, чудо! Прогулки по безлюдным переулкам старой Москвы есть истинный праздник погружения в мир литературы, живописи, архитектуры, каждый раз находишь что-то раннее не замеченное или новое, неожиданные открытия в них - настоящий праздник!

 

СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Они такие же, как ты, их много, и тебе становится спокойнее при мысли, что все они совершают жизни путь, чтобы когда-нибудь исчезнуть, ты только не забудь родиться заново в своей прекрасной книге, они такие же все люди, как и ты, и станут тобой через века, включившись в твою в тексте жизнь, ты только ежедневно садись и пиши, а им всё кажется, что они идут разными путями, неуверенными или целеустремлёнными, такими, какими ты пройти хотела, но не смогла, вся погружённая в мечты о поисках истины, о счастливых случаях, которые ты почувствовала, и загрузила интеллект свой великими книгами, чтобы самой на том же уровне писать.

 

СЛУХ

Он необычен слух мой, он хранитель всех тех мелодий, что поёт душа, едва услышу песнь в первый раз, так сразу же её запоминаю, иду, пою, с напева на напев перелетаю, постоянно слышу музыку «про себя», она возникает вне зависимости от обстоятельств, помогает справиться с различными эмоциональными состояния, спасает  от невзгод, отключая негативное восприятие жизни со всеми её проблемами, а ритм, мелодия создают настроение на весь день, заряжают меня, как батарейку, энергией. Сколько музыки хранится в памяти, мне неведомо, но, порой, в тишине возникают воспоминания о концертах, которые произвели на меня незабываемые впечатления несколько десятилетий назад, я переношусь в Большой зал Консерватории и вижу юного Плетнёва, слышу его исполнение Первого концерта Чайковского, на заключительном туре и трепещу.

 

СНОРОВКА

В мире много дел, которые делаешь автоматически, не задумываясь, потому что с детства научилась им, хотя бы держать ложку, а ведь этому учили, или произносить правильно слова, которым тоже учили, проще говоря, всё это есть сноровка, приобретённая ловкость в каком-либо деле, связанная с привычкой, опытом, и ведь наблюдать за человеком, который умеет быстро и складно делать любое дело одно удовольствие, я лично глаз не могу оторвать, когда вижу, как летают над клавиатурой уверенные пальцы профессионала, извлекая гармоничные звуки или буквы, а на мониторе появляются слова - завораживающий процесс.

 

СВОЙ СТИЛЬ

К нему приходишь медленно, но верно, день ото дня соединяя душу со словом, как это прекрасно вдруг ощутить, что ты поёшь сама на собственный мотив и исключительно своими словами, при этом достаточно позволить себе роскошь быть естественной, не пытаться показать себя лучше, чем ты есть. Для меня самым ценным качеством автора является внутренняя свобода, стиль рождается в процессе творчества, необходимо писать каждый день и не думать о нём, не стараться и не подражать, что, порой, не так легко.

 

ВПОПЫХАХ

Нужно успеть сделать несколько необходимых дел, чтобы выскочить из дому вовремя, схватилась за одно, потом за другое, забыла это сделать, а про то и не вспомнила - всё впопыхах, а ведь не раз убеждалась в том, что суета до добра не доводит, сколько раз зарекалась не откладывать ничего на утро, делать всё необходимое по мере возникновения, нет, опять устроила сама себе гонку, в результате, спешу к метро, спотыкаюсь, а ведь день предстоит важный, а в голове мысли о том, выключила ли утюг, хотя я его даже не включала. Так происходит всегда со мной, если день начинаю впопыхах!

 

ОСЕНЬ НА НОСУ

Что на носу мы носим свою осень, чудесно вспоминать в середине лета, но лето тоже бывает на носу, правда, весной, так и всё у нас приближающееся оказывается на носу, особенно, бывало, сессии на носу, не успеешь одну сдать, как возникала следующая. Вообще, в пору молодости время летело с невероятной скоростью, так мне казалось, теперь я понимаю, что это я носилась, не замечая ни времени, ни времён года, пытаясь везде успеть и все увидеть, всюду побывать, но даже тогда с нетерпением ждала я свою любимую, живописную, красавицу осень, а она отвечала мне взаимностью, поражая невероятными прекрасными событиями, вот и теперь с надеждой жду ближайшую осень.

 

ЧАСЫ

Простейшее устройство, бег по кругу, а кажется, всегда идём вперёд, поглядывая на расположение стрелок, успеем ли, или опять будет опоздание, или вообще пропустим что-то важное, о чём забудем через несколько дней, при этом Обломов предпочитал проходить свой жизненный путь не вставая, а бессмертным стал благодаря Гончарову, а стрелки всё путь свой продолжают, но только у каждого из нас свои отношения с часами. Я от часов вообще отказалась, не ношу, стала спокойнее, выхожу заранее, не спешу, не нервничаю, стою и жду, если нужно, успевать стала больше, а вот домашние настенные свои часы люблю, с ними у меня - полная гармония.

 

НАИВНОСТЬ

Иногда хочется стать ребёнком, чтобы смотреть на мир как на чудо неведомое, впервые, ничего не зная о нём, поражаясь каждому листочку, маленькому цветочку, размахивать ручками при виде птиц, пытаясь взлететь, наивно верить каждому слову, не ведая ни предательств, ни обманов. Особенно наивность необходима актёрам, да и вообще художникам, чтобы создать что-то совершенно новое, как бы впервые увиденное, непосредственное. Наивность моя, где ты? Куда деваться от недоверия и ожидания очередного обмана, хочется верить в добрые намерения и помощь, но червь недоверия внутри не даёт покоя, только среди своих я позволяю себе наивность, а в остальных ситуациях ожидаю подвоха.

 

В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ

На шумной улице наблюдаю за людьми, и вдруг вижу, что значительное количество среди них двигается без цели, не понимая куда идут и зачем, подбегут к витрине, потом к двери магазина, передумают, возвращаются, взмахивают руками и устремляются в противоположную сторону или на остановку, а то, спускаясь в метро, резко разворачиваются и несутся обратно, пробиваясь сквозь бесконечный человеческий поток, подобная картина вызывает у меня ощущение, что все они играют на детской площадке и никак решить не могут, чем себя занять, бесцельно двигаются в разные стороны, при встрече с ними меня охватывает тревога, но предложить помощь я не решаюсь.

 

ХОРОШЕЕ

Самое хорошее, часто думаю я, заключается в том, чтобы не мешать другим людям жить так, как они хотят, заниматься своим любимым делом, помогать только тогда, когда тебя об этом просят, не давать советов, уважать окружающих, не грузить своими проблемами, не демонстрировать свои обиды, учиться жить настоящим и дарить всем улыбки и комплименты. На хороших мыслях и поступках держится окружающий мир. Хорошие глаза, когда встречаются, душа их светом наполняется!

 

 

 

 

"Наша улица” №273 (8) август 2022

 

 


 

 

 

kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/