Эсфирь Коблер “Геракл - герой” рассказ

Эсфирь Коблер “Геракл - герой” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

ЭСФИРЬ КОБЛЕР

«Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала».
Кьеркегор Сьёрен

Эсфирь Коблер - прозаик, эссеист. Окончила филфаке МГУ. Член Московского союза профессиональных литераторов. Живет в Москве. Эсфирь Коблер автор книги эссе «Истоки европеизма», книг прозы: «Плоть времени», «Путь к дому Отца Моего», («Странники среди звёзд»), «Время в пространстве Африки», «Исторический орнамент», «Чичиков.ру», «Размышления по поводу», «От рассвета до заката», «Пушкинские мотивы», «Приключения на Подкаменной Тунгуске». Книги «Дыхание Вечного Пути». Автор и руководитель интернет-проекта «Россия - далее везде». Печаталась в журналах «Истина и жизнь», «Вектор творчества», «Литературные незнакомцы», «Мост», «Стороны света» (США), «Край городов», «Рефлект» (США), «Арго», альманахах «Лира», «Диалог», «Комментарии», «Меценат и мир», сетевых журналах «Топос», «Вечерний Гондольер», «Точка зрения».

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Эсфирь Коблер

ГЕРАКЛ - ГЕРОЙ

рассказ

ра

Человек есть существо космическое гораздо в большей степени, чем мы это себе представляем. Эмбрион, от зачатия до «выхода в свет» проходит все стадии развития живого на земле - от соединения на молекулярно -генетическом уровне двух особей и создания новой, через стадию «рыб и обезьян», до полноценного человеческого существа, помещенного в первобытный океан, который его возделывает и отпускает только тогда, когда существо - человек - может справиться с агрессивной средой воздуха, вполне враждебной нам, но дающей жизнь.
Есть такая наука - этология, которая доказывает, что наше поведение - от желания покачаться на качелях, до желания достичь высшей власти и сама форма этой весьма разнообразной власти, - все заложено в нас теми животными инстинктами, теми животными стадиями, которые мы прошли за миллионы лет развития.
С этой точки зрения мифы о Геракле - это мифы о становлении человечества, его трагической борьбе с «животным в себе» и рывок к тому Космосу, который задумал и создал Человека через долгий - долгий путь развития. Рекомендую обратиться к книге Виталия Дольника «Непослушное дитя биосферы», в которой с юмором, но очень серьезно рассказано о том, что мы, люди, фактически выбившийся из естественного ряда развития род биологических существ, но, в тоже время, несем на себе бремя всего генетического прошлого, присущего развитию естественной среды обитания.
От всего живого на земле нас отличает то, что мы не боимся огня, а наоборот - приручили его, что мы постоянно ходим прямо, что мы передаем информацию не только генетически на уровне инстинктов, но и вербально; то есть, когда возникла речь, мы попытались послать инстинкты ко всем чертям. Но тем трагичнее наша зависимость от них. И в этом смысле Геракл - самый человечный человек, мифы о нем есть мифы обо всем человечестве, борьбе с первобытными инстинктами и утверждения человека в себе. Недаром подобные мифы существуют во всех ранних культурах, но в древней Греции они, эти мифы, наиболее поэтичны и значительны.
Что угрожало небольшим обезьянкам, нашими дальним-дальним предками примерно два миллиона лет назад, прыгающим с ветки на ветку и питающимся фруктами и листьями. Ничего, кроме змей и птиц. А с кем первым борется Геракл? Да - со змеем, и птицами со стальными перьями. Человечество в виде Геракла побеждает своих изначальных врагов, которые могли бы уничтожить этих самых обезьян и прекратить развитие вида, превращение его в человечество. Геракл с младенчества герой, воплощающий в себе все человечество.
Во всем виновата Гера. Но кто ж такая Гера, как не олицетворение враждебных сил природы? Жена всемогущего Зевса и богиня неба. Небо и земля - между ними зажат человек. Физически, но не духовно. Духовно он уже в первобытном виде вырывается в космическую даль. Меня поразило удивительное открытие, сделанное одной женщиной-астрономом из Франции, по совместительству любителем археологии. Изучая знаменитые наскальные рисунки в пещерах южной Франции, она однажды задержалась там на ночь. И при свете фонаря начала рассматривать рисунки первобытных людей. Завороженная, она не могла оторвать глаз. Теперь в ночи, на фоне ночного неба, которое висело над входом в пещеру, она поняла, что это вовсе не изображение животных, нарисованные первобытными людьми перед охотой, как думали всегда, а изображение созвездий, в таком расположении, в каком они были сотни тысяч лет назад. Получается, что человечество познает небо раньше, чем самого себя.
Вернемся к Гераклу и вспомним, что вскормила Геракла своим молоком Гея-Земля. То есть имеются в природе силы враждебные человеку и силы, помогающие человеку. Честная борьба и правильный выбор помогают человеку очеловечиться. А неправильный выбор есть безумие и за ним следует наказание. Все воплощено в мифах о Геракле. Статья в энциклопедии гласит:
«…Мифический Геракл сделался олицетворением чисто человеческой нравственности, человеком, который силою воли, силою работы над своим нравственным совершенствованием, борьбою против всего дурного и во внешнем мире и в собственной душе, становится достойным неба. В древнейших мифах о Геракле, тяжкие подвиги его были бедственною участью, которой подвергла его, олицетворяющего собою силу солнца, враждебная ему Гера, богиня нижней, туманной области атмосферы; но впоследствии трудный путь жизни является путем, который избрал он себе по собственной, свободной воле».
Приревновав Зевса, великая Гера, его жена, делает все, чтобы уничтожить Геракла еще в младенчестве. Но боги хитры и изворотливы. По просьбе Зевса Афина хитростью заставляет Геру покормить Геракла грудью, но та, почувствовав боль, отрывает его с силой от груди. Брызнувшее молоко превращается в Млечный путь, а Геракл обретает бессмертие, правда бессмертие постигает его вне земной жизни, после смерти. Таков замысел богов. При жизни он - человек. После смерти - бог. Место его обитания - не только Олимп, но и небо. Связь человека с космосом просто пронизывает мифы о Геракле.
Далее ревнивая Гера подослала двух змей убить ребенка. Младенец-Геракл задушил их. Для нашего пра-пра-пра-пра… предка тот, кто справился со змеем, тот герой непререкаемый. И так в мифах всех народов. А тот, кто как в Библии, не справился с соблазном и силой змеи, меняет судьбу всего человечества.
После змей врагом первоначальной особи прачеловека были птицы, наверное, остатки архаичных пернатых, с которыми прачеловечество пересекалось. Не стоит говорить о миллионах лет разницы. Возраст существования того или иного архаичного ареала увеличивается по мере новых открытий, так же как и возраст существования прачеловека, следуя современным находкам и открытиям в палеонтологии, весьма удлиняется.
В одном мифе о подвигах Геракла говорится о том, что стимфалийские птицы жили в лесистой глубокой долине у озера, близ аркадского города Стимфала. Это была огромная стая страшных хищных птиц, величиной с журавлей; у них были медные крылья, когти и клювы, и могли они бросать свои перья точно стрелы. Геракл сумел победить их. На мой взгляд, это доказательство глубокой архаичности происходившей борьбы человека с враждебной природой, оформившейся в миф об одном герое много тысяч лет спустя. Чтобы не быть голословной, приведу рассказ о последних находках на территории Израиля.
«Пещера "Кесем" находится на глубине 10 метров под землей, ее площадь - порядка 300 кв. м. Вот уже 15 лет группа специалистов Тель-авивского университета под руководством профессора Дана Гофера, профессора Рана Баркаи и доктора Рахель Шриги, ведут в ней раскопки. В прошлом здесь уже находили артефакты, свидетельствующие о том, что люди освоили ее с незапамятных времен, но последняя находка является поистине сенсационной.
Несколько дней потребовалось израильским ученым, чтобы установить возраст зубов и тот факт, что они, безусловно, принадлежали человеку, но… человеку неизвестного вида. Напомним, что до сих пор считалось, что вид "гомо сапиенс" ("homo sapiens" - человек разумный) появился в Африке 200 тысяч лет назад. До него на земле жили только неандертальцы, которые потом какое-то время сосуществовали с нашим видом, но затем исчезли. Известно также, что неандертальцы и "гомо сапиенс" иногда вступали друг с другом в браки, которые приносили потомство, и потому в нашем геноме в незначительной степени присутствуют гены неандертальцев. Точно известно, что это ген, отвечающий за иммунитет.
Но находка в пещере "Кесем" свидетельствует о том, что 400 тысяч лет назад на территории современного Израиля жил некий иной вид первобытных людей. Название ему еще не придумано, но ясно, что эти люди были прямыми предками как неандертальцев, так и "гомо сапиенс".
Анализ зубов показал, что древнейшие обитатели пещеры "Кесем" были, в основном, вегетарианцами, а если и ели мясо, то крайне редко. По мнению ученых, на территории Эрец-Исраэль того периода для человека существовало такое изобилие разнообразной растительной пищи, что ему попросту не нужно было тратить время и силы на охоту. Но затем что-то изменилось, люди вынуждены были покинуть эти места и перейти в менее благоприятные зоны проживания, где им невольно пришлось начать охотиться и заняться земледелием, причем переход от вегетарианства к мясоедению существенно сократил продолжительность их жизни. В частности, освоение огня привело к тому, что в их пещерах постоянно стоял столб дыма, что приводило к тяжелым легочным заболеваниям».

Может быть, в устной форме общие мифы уже тогда складывались для ареала от Египта до Месопотамии.
В греческой интерпретации важнее всего то, что Геракл в первую очередь человек, со всеми слабостями и страданием. В 14 лет он случайно, ещё не зная свою силу, убивает учителя музыки Лина, брата Орфея. Очистившись и оправдавшись в суде, он все же вынужден удалиться пасти стада в области Киферон. Там он возмужал, там убил грозного киферонского льва, сняв с него шкуру, стал носить ее как защиту и как знак отличия. Победа надо львом, тигром, ягуаром - в мифах всех народов - главная победа над последующим во временной шкале врагом человека, когда он спустился с дерева на землю.
Геракл - герой, обласканный и любимый. Он освободил Фивы от ужасной дани. За это царь Фив отдал ему в жены свою красавицу дочь Мегару. Трое детей родилось от этого брака. Можно предположить, что длилось это простое счастье лет десять, так как от Мегары у него было трое сыновей, а до женитьбы он совершил перечисленные подвиги.
Он был счастлив. Жил простой человеческой жизнью. Можно привести стихи Пушкина с его солнечным, эллинистическим восприятием жизни.

Пора, мой друг, пора!
Покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый день уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить...
Глядь, и как раз умрем…

То есть жизнь течет, меняется, но, желательно, жить стабильно. Это и есть простое человеческое счастье, несмотря на то что мы смертны.
«На свете счастья нет, но есть покой и воля»…
Но Герой не может жить спокойно. Если не он сам, то высшие силы заставят его действовать. Он воплощает и радость и беды человечества. Он - Герой - он должен перенести и преодолеть страдание.
А что может быть страшнее безумия? «Не дай мне бог сойти с ума…». Опять Пушкин.
Безумие - страшная трагедия, и оно настигает Геракла. В мифах во всем виновата Гера. Назовите это судьбой, местью богов за силу и героизм, за близость к божественному началу. В припадке безумия Геракл убивает своих детей и детей брата. Как с этим жить? Как искупить вину и притупить страдание?
Дельфийский оракул возвещает волю богов: 12 подвигов должен совершить Геракл на службе Эврисфея, ничтожного и трусливого царя Микен, только тогда он очистится от греха убийства. Униженное величие - это тоже образ страдания и покаяния. Величие на службе ничтожества. Шекспировская тема. Но Геракл смиренно сносит свою долю. Чем более он страдает, тем более он искупает страшный грех.
Первый подвиг на службе Эврисфея - убийство немейского льва. Тот жил в окрестностях города Немея, был огромен, ужасен, опустошал все вокруг, нападал на людей. Он превосходил по размерам и силе всех львов, когда-либо встреченных человеком. Смею предположить, что в этом мифе отразился страх первобытного человека перед саблезубым львом или тигром, с которыми люди воевали за пещеры. Известно, что первобытное человечество пересеклось с остатками этих реликтовых животных. И вот нашелся тот, который освободил человечество от подсознательного страха, владевшего людьми сотни тысяч лет. Герой - это тот, кто освобождает не только себя, но и всех людей.
Все подвиги Геракла, так или иначе должны приносить пользу людям. Эврисфей же думает только о том, чтобы унизить Геракла, но сам того не желая, посылает его на подвиги, которые люди прославляют не одно тысячелетие, ведь он избавляет их от ужасных бед, или помогает выжить, или продлить род.
Казалось бы, почему относится к подвигам такое неприятное дело, как чистка скотного двора царя Авгия? Но представьте, что значили для скотовода те роскошные породы быков, которые подробно перечисляются в мифах о Геракле? Это жизнь, богатство, благополучие целого города-государства, целой области - Элиды. Умом и хитростью сумел Геракл исполнить столь трудное задание, надеясь на оплату - десятую часть стада.
Авгий обманул Геракла, не отдал ему в оплату то, что обещал, и жестоко за это поплатился. Через несколько лет, уже освободившись от службы столь же унизительной, сколь и значимой, Геракл вторгся во владения Авгия, победил его и взял все, что принадлежало бесчестному царю.
Для первобытного сознания такое поведение было естественным, оно восстанавливало справедливость, и, в то же время, доказывало превосходство Геракла над окружающими. Доминантный самец в группе должен быть недосягаем. Он не только сам силен и прекрасен, но и его потомство - лучшая часть народа, его костяк. Оттого так важен, как его называют в шутку, тринадцатый подвиг Геракла: «фиванский миф о Геракле говорил, что он, когда был еще молод, в одну ночь насладился любовью пятидесяти дочерей Теспия, Геликонских нимф, и они родили ему пятьдесят сыновей». (Мифологический словарь).
В поздние времена этот миф вызывал насмешки, но в первобытном сознании - оставить такое потомство героя - настоящий подвиг. Продолжение рода, племени, народа, человечества зависело от того чьи гены будут доминировать в потомках. Оттого так важно, что великие герои, цари, мыслители имеют большое потомство. Первобытная интуиция подсказывала форму поведения. По мере исторического развития на первый план вышли понятия нравственности и мужества или их противоположности. Можно отвлечься и посмотреть, какие мотивы преобладают в поздние времена.
Во-первых, исчезает мотив борьбы с первобытными животными. Вместо конкретных страхов перед природой появляются некие чудища, символизирующие ту или иную опасность.
Далее мы встречаем антитезы не человек и боги, как в первобытных мифах, а герой и ничтожество, порочность и добродетель. И со времен античности до ХХ века эти антитезы являлись основными характеристиками, как реальных людей, так и литературных героев. Мифы о Геракле тем и хороши, что в них можно вычленить самые ранние слои первобытного сознания. Его дружба и вражда с кентаврами, так поэтично рассказанная, это правда или олицетворение чего-то нам неведомого?
Среди мифов о Геракле есть несколько выдающихся, расшифровав которые мы сможем определить, что сделало человека человеком. Миф о борьбе со смертью, борьба с богом Танатом; миф о приобретении огня - освобождение Прометея; миф о садах Гесперид и золотых яблоках.
Поговорим сначала о даровании огня.
Титан Прометей, проникнувшись состраданием к людям - слабым, беззащитным, зависящим от капризов природы и воли богов, украл частицу божественного огня и отдал его людям. Он научил людей ремеслам, земледелию, охоте. Он сделал их гордыми и независимыми, во всяком случае, почитая богов, теперь они все же могли надеяться на свои силы.
За проявленную доброту и сострадание, боясь утратить власть, Зевс приковал Прометея к скале, пронзил его сердце копьем и каждый день огромный орел прилетал к Прометею и клевал его печень.
Оставим пока титанов и богов в покое. Присмотримся и к первобытному человеку и к современному. Удивительное существо наш первобытный предок. Он выпрямился, вырос в длину и взглянул на огонь без страха. С огнем он мог иметь дело в двух случаях - извержение вулкана, что происходило довольно часто, - и молния во время грозы, поджигающая деревья. Могло быть и третье - солнце, сжигающее высохшую траву. На протяжении сотен тысяч лет явления эти происходили попеременно, в зависимости от периода потепления или похолодания. Все живое в едином порыве бежало от огня и пожара, чем бы он ни был вызван. Вместе со всеми животными и прачеловек. Но, будучи собирателем, после окончания бедствия он находил и собирал пропеченные фрукты, злаки и туши животных. И первобытный человек взглянул на огонь по-другому. Он стал смотреть на него, наблюдать, не отводя взгляда. Никто в животном мире не может смотреть на огонь.
Только кошка иногда, рядом с человеком, прищурив глаза, недолго смотрит на огонь. Она очеловечена рядом с человеком. Но без хозяина она никогда не будет смотреть на огонь, хотя и греется возле него. Что изменилось в зрении человека, а значит и в его мозгу, если он смог не только смотреть на огонь, но и по-хозяйски использовать его? Рассматривает ли современная физиология связь умения человека смотреть на огонь и изменения, произошедшие в мозгу первобытного человека. Приручение огня, конечно, изменило жизнь человечества. Это констатировалось с момента начала цивилизации. Слишком резко изменилась судьба человечества с момента овладения огнем. Огонь - это пища, огонь - это свет, огонь - это ремесла, огонь - это независимость от природы. Но что произошло с мозгом человека, когда он научился смотреть на огонь?
Вернемся к мифологии. Обратим внимание на то, что многие боги, титаны, полубоги сочувствовали Прометею, но никто не смел и думать, чтобы освободить его, избавить от мук и несправедливого наказания. Все боялись гнева Зевса. Не испугался только человек, - Геракл. Сострадание Прометею было столь велико, что он, не раздумывая, убивает орла, посланного Зевсом, вытаскивает копье из груди титана и разбивает его цепи. Сам поступок вызвал в мировой культуре такой отзыв, что мы не будем рассуждать на эту тему. Об этом написаны тома поэм, пьес и рассказов. Важно другое. Своим поступком Геракл приравнял человека к богам и титанам, а в нравственном плане превзошел их. Человек утверждается как существо нравственное и умеющее сострадать.
Далее. Борьба со смертью. Человек смертен. Эта непреложная истина была понятна, судя по торжественности захоронений, еще до превращения животного в человека разумного. Это первое и явное страдание прачеловека, когда он начинает осознавать самого себя. Жизнь самого Геракла - непрерывная борьба со смертельной опасностью. Смерть он выбирает сам. Когда физические мучения становятся невыносимыми, он велит сыновьям сложить погребальный костер и бросается в него. И только после смерти он возносится на небо и обретает обещанное бессмертие. Но жизнь-то он прожил как обычный человек и человек этот посмел бороться с богом смерти Танатом, которого боялись сами боги. Он, потрясённый благородсьвом Адмета и его жены Алкестиды, возвращает из царства мертвых жену своего друга Адмета, Алкестиду, которая пожертвовала собой, отдала Танату свою жизнь, вместо жизни мужа.
Победа над смертью. Есть ли по сей день в мыслях всего человечества больший подвиг, чем освободить человека от неизбежности смерти? Христианство дает надежду нравственной победы человечества над смертью. Мифы о Геракле говорят о возможной физической победе над неизбежным концом бытия. Нам кажется, что победа, одержанная Гераклом, является до сих пор символом усилий человечества победить смерть.
Считается, что «самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа Геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было, прежде всего, узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз сном». (Н.А.Кун. «Мифы древней Греции»).
Никто не знает дорогу туда. Всю Европу и всю Азию прошел Геракл. Забрался далеко на север, дошел до самого края света.
Миф этот похож на древнюю сказку: пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что. К тому же задача осложнялась тем, что яблоки принадлежали Гере, личному врагу Геракла. Уже в античные времена поход этот считали бессмысленным. У Диона Хрисостома Диоген якобы говорит о Геракле: «…золотые же яблоки, которые он добыл и принес с собой - яблоки Гесперид, - он действительно отдал Эврисфею, - самому Гераклу они были ни на что не нужны; от золотых яблок ведь никакого проку нет, да и самим Гесперидам они не нужны были». Парадоксалисту Диогену подобные подвиги казались бессмысленными, прихотью ничтожного Эврисфея, но нам стоит посмотреть на этот подвиг другими глазами, как и любое - пойди туда, сам не знаю куда…
Надо учитывать древность мифов, подтекст, который спрятан, как ни странно, за поэтичностью изложения. Всегда, во все времена, еще только осваивая землю, человечество стремилось познать, узнать «край света». Иногда это было вынужденное движение, когда первобытный человек перебирался из Африки в Азию и Европу, благодаря изменению климата, перенаселению, или, наоборот, почти полному уничтожению будущего человечества, а в более поздние времена - сознательные поиски края Эйкумены, а теперь - познание глубин космоса.
Собственно стремление к познанию конечного, - или бесконечного, - мира, и есть движение человечества вперед в интеллектуальном плане, хотя, казалось бы, это всего лишь продвижение по плоскости земли. На самом деле это есть неосознанное стремление к познанию, то есть к саморазвитию. Человеку, а потом и человечеству становится тесно сначала в одном ареале обитания, потом во множестве ареалов, соприкосновений племен и народов, потом - на плоскости Земли, жажда превратить её в обитаемый шар, и, наконец, выход в космос. Это не только расширение ареала обитания, это еще и психофизическое развитие человека. Начало этому движению прокладывали герои древности, а среди них и Геракл. Золотое яблоко, иногда молодильное яблоко, волшебное зеркальце - это нечто конкретное, добытое трудами, преодолением препятствий, награда, требующая дальнейшего действия. Знак нам, потомкам, что вечное движение и есть жизнь человечества.
Можно смело сказать, что мифы о Геракле охватывают весь путь становления и развития человечества - от человека первобытного к человеку современному. Сумеем ли мы, дети техногенной цивилизации, сделать следующий шаг или погибнем от собственной руки? Боги знают. А знаем ли мы?

 

 

"Наша улица” №275 (10) октябрь 2022

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в
интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/