Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".
вернуться
на главную страницу |
Нина Краснова
РАЗРОЗНЕННЫЕ
«ЗАМЕТЫ» СЕРДЦА МОЕГО
октябрь 2022
- ИМИДЖ: РУССКО-ФРАНЦУЗСКАЯ МАДЕМУАЗЕЛЬ.
У себя дома я люблю быть «запечным сверчком», то есть совершенно без всякой косметики и без прически и в самой простой – не нарядной - одежде, в старых тренировках и в какой-нибудь старой, застиранной майке или рубашке, а летом, в жару, даже и почти совсем без одежды… никто меня такую не видит, и, как говорится, слава Богу. Так я чувствую себя свободной не только внутренне, но и внешне… оттого, что мне не надо ни перед кем красоваться и можно с головой уйти, окунуться в любимую для меня литературную работу, в свою писанину… сидеть и «тюкать» (печатать) что-то на компьютере, отрешившись от реальности…
Но когда я иду куда-то по делам, на люди (не в магазин за хлебом, за продуктами, а в какое-нибудь учреждение, например, в МФЦ за перерасчётом квартплаты или в сберкассу за пенсией)… я немножко подвиваю на термобигудях свои волосы, слегка подкрашиваю свои глазки черным карандашом, а свои губки вишневой или розовой помадой и облачаюсь во что-нибудь более нарядное, чем старые тренировки со старой застиранной майкой или рубашкой… например, в модное светлое платьице с брючками и с нашейным шарфиком… И вот на днях села я такая в троллейбус, на высокое сиденье, чтобы проехать всего одну остановку, и еду, радуясь солнечной погоде и своему солнечному настроению и воздушным поцелуям Эола... А солидный мужчина в годах, который сидел напротив меня, посмотрел на меня с явной симпатией и, проникая мне в глаза своими ярко-синими глазами, сказал:
- Вам очень идёт ваш имидж…
Какой имидж? – я не спросила. Но поняла, что, конечно, хороший, и улыбнулась:
- Спасибо.
На следующей остановке я вышла из автобуса и направилась к сбербанку, за пенсией. А мужчина тоже вышел и пошел рядом со мной и сказал мне почему-то на французском языке:
- Парле ву франсе? (Говорите вы по-французски?)
- Жэ парль франсе эн пэ (я говорю по-французски немного), - ответила я на французском языке, удивляясь, почему месье решил, что я знаю французский и со мной надо говорить по-французски.
- Ву зэте трэ бель (вы очень красивая), - продолжал он в том же духе.
- Мерси. Ву зэте осси. (Спасибо. Вы тоже.)
Мне не хотелось знакомиться с ним (как и вообще ни с кем ни из мужчин, ни изженщин) и не хотелось поддерживать нашу беседу. И я улыбнулась ему и сказала:
- Жэ ву суэт бон эмэр (я желаю вам счастья) э гран сюксе (и больших успехов)… - а не большого секса. «Гранд сюксе» на русское ухо звучит как «большой секс». - О рэвуар! (До свидания!) – И таким образом дала понять моему неожиданному кавалеру, что я не намерена продолжать нашу беседу ни на французском, ни на русском языке. Хотя, может быть, он очень хороший и очень интересный человек. И оторвалась от него и пошла быстрыми шагами туда, куда шла, в сберкассу, за пенсией.
А все же я не скажу, что мне было неприятно пять минут побыть в глазах мужчины русско-французской мадемуазелью. Приятно.
29 сентября 2022 г.
2. ГОСПОДИН В ПАРАДНОМ КОСТЮМЕ И С ПАКЕТОМ КАРТОШКИ.
Перед выборами депутатов в Госдуму прихожу я у себя в Перове в магазин «СУПЕР-ЛЕНТА» - «посмотреть кой-какого товару», как сказал бы Пушкин. И вижу лоток с картошкой, а над ней большой лист-ценник: 25 руб. То есть картошка, которая несколько дней назад стоила 60-80 руб. 1 кг, перед выборами стала стоить всего 25. У лотка стоит крупный, объемный мужчина в парадном темно-синем костюме и набирает картошку в прозрачный целлофановый пакет. А сотрудник магазина в униформе стоит рядом с лотком и нахваливает «покупателя», чтобы, как я поняла, тот был хорошего мнения не только о резко подешевевшей картошке, но и о сотрудниках «Супер-ленты»:
- Я вижу, что вы очень хороший человек.
- Да почему вы думаете, что я хороший человек? – вопрошает тот, добродушно и снисходительно усмехаясь: мол, давай хвали, хвали меня… я послушаю, какой я есть…
- А потому что я хороших людей сразу вижу и чувствую. - Вот сколько вам лет? - перепрыгивая с одной темы на другую, интересуется сотрудник, как журналист, который берет у него блиц-интервью с места события, или как милиционер, который допрашивает гражданина на месте происшествия.
- Мне 60, - чистосердечно признается тот. И почему-то не говорит: да чего ты привязался, прицепился ко мне? Отвали от меня куда подальше!
- А мне 58, - докладывает емусотрудник, радуясь за себя, что он на два года моложе господина в парадном косьюме и с пакетом картошки.
- Значит, вам еще расти и расти (до меня)… - заключает тот с юмором, которого «интервьюер» не чувствует.
Тут я со своим пакетом подхожу к лотку, и тоже набираю картошку, и оказываюсь рядом с интервьюируемым.
- А это ваша жена? – оживляясь, спрашивает у него сотрудник и указывает рукой на меня.
Мужчина поворачивается ко мне справа налево, оглядывает меня всю и с глубоким удовлетворением отвечает:
- Я не против… (Чтобы это была моя жена.) – И улыбается мне как мой единомышленник и как соучастник веселой ситуации.
Я тоже улыбаюсь ему, польщённая его высокой оценкой моих внешних женских и человечески данных. И тут вижу у него на лацкане значочек с флажком России, значок депутата…
А, так он не просто покупатель, а депутат! Так вот почему сотрудник «Супер-ленты» увивается около него, желая произвести на него хорошее впечатление!
Депутат в парадном костюме со значком на лацкане берет второй пакет и начинает и в него накладывать картошку и держит наготове и третий пакет… А я со своей картошкой иду дальше, поднимаясь в своих собственных глазах от слов депутата в мой адрес…
29 - 30 сентября 2022 г
- «ДА Я ВООБЩЕ-ТО… НЕ ФОТОГРАФ…»
Без фотоаппарата я, как говорится… никуда не хожу, если не сказать круче, солотчинским языком моей матушки, но не буду говорить круче, чтобы не использовать низкую лексику в тексте на высокую тему.
Раньше у меня не было фотоаппарата, но когда я стала сотрудничать с журналом Юрия Кувалина «Наша улица», Юрий Кувалдин, который мастерски владел не только пером, но и фотоаппаратом, велел мне купить фотоаппарат и фотографировать авторов «Нашей улицы», и в редакции, и на улице, и на мероприятиях журнала, для истории, что я и стала делать, послушавшись шефа и следуя его же примеру. И уже не представляла себе и сейчас не представляю, как я раньше обходилась без фотоаппарата. Сколько упустила всего... Фотографиями хорошо иллюстрировать свои материалы в прессе и в фейсбуке, свои книги, текущую и прошедшую жизнь, сохранять историю в лицах…
Когда мне надо сфотографировать кого-то из своих коллег, собратьев по перу, друзей и родственников, я делаю это сама. А когда надо сфотографировать и себя, одну или с кем-то, это делают они, кто-то из них. Или профессиональные фотографы, которые оказываются там, где ты, а иногда – и просто прохожие на улицах, пассажиры в метро... А иногда и знаменитые медийные лица…
1). На последнем творческом вечере Андрея Вознесенского в Театре Фоменко в 2008 году я оказалась в группе поклонников поэта, которые в антракте дарили ему цветы и провожали его за кулисы, до гримёрки… И я в том числе, которую Андрей, уже очень больной и плохо двигающийся и потерявший свой некогда сильный голос, поцеловал при всех зрителях и при кинокамерах. И вот за кулисами, у дверей гримёрки я включила свой фотоаппарат и подумала: кто бы сфотографировал нас с Андреем Вознесенским? И обернулась к тому, кто шел сзади меня, к одному из поклонников Андрея, и, не вглядываясь в него, попросила:
- Сфотографируйте нас, пожалуйста…
- Да я вообще-то не фотограф… - со смущенной улыбкой сказал поклонник… А им оказался танцор, балерон Большоготеатра, знаменитый на всю страну и на весь мир Владимир Васильев.
- Ой, здравствуйте! – поздоровалась я с ним. И он сфотографировал нас с Андреем Вознесенским, раз и еще раз, и еще раз. И получились великолепные, нестандартные фотографии, которые, между прочим, оказались нашими последними фотографиями с Вознесенским.
А после концерта, уже на фуршете, я сфотографировалась и с самим Владимиром Васильевым и его женой, балериной Екатериной Максимовой, за их столиком… подписав и подарив им свою книгу «Храм Андрея на виртуальном ветру»… Не помню, кого я тогда попросила: «Сфотографируйте нас, пожалуйста», - и кто сфотографировал нас. Наверное, тоже кто-то из очень знаменитых…
2). В 2017 году, на предварительном открытии Культурного Центра имени Андрея Вознесенского, музея поэта на Большой Ордынке, где было очень много народу, я встретилась с главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым и, подарив ему свой альманаха «Эолова арфа» 2013 года, выпущенный Юрием Кувалиным в «Книжном саде» и посвященный Вознесенскому («анДРЕеВО ДРЕВО»), предложила:
- Максим, давайте сфотографируемся с Вами и с альманахом, на фоне декорированной стены.
- А кто нас сфотографирует? – озадачился он.
Да чтобы при таком количестве народа нас некому было сфотографировать?! Я обернулась назад и попросила бородастого и гривастого человека в клетчатой рубахе, который был у меня за спиной:
- Сфотографируйте нас, пожалуйста, - и протянула ему свой цифровой фотоаппарат «Саnon». – Нажмите вот на эту кнопочку…
- Да я вообще-то не фотограф… - замешкался было тот. Но сфотографировал нас.
- Спасибо…
- Это Стас Намен, - с почтением к нему сказал мне потом Максим Замшев…
- Да-а? А я и не узнала его. Я не всех знаменитых узнаю сходу…
3). В издательстве «Вест-Консалтинг», куда я принесла флэшку со своими материалами для нового номера «Эоловой арфы», посвященного 90-летию Андрея Вознесенского, я встретилась и с Евгением Степановым, и с писателем и драматургом Александром Файном, которому уже почти под 90 лет, но который выглядит молодцом. Перекинулась с ними парой ласковых и предложила:
- А давайте я вас сфотогафирую, вдвоем, для истории. Не каждый день можно видеть вас вместе, в таком месте, в таком сочетании. Историю надо делать на ходу.
- Да нет, не надо, - запротестовал было Евгений Степанов. Но потом махнул рукой и сказал, обращаясь ко мне:
- Ну ладно, тащи свой фотоаппарат… - А обращаясь к Файну, сказал: - Всё равно Нина не успокоится, пока не сфотографирует нас. И лучше нам не спорить с ней.
И я сфотографировал их на фоне стены в стиле каземат, около стульев, на которых они сидели. Потом предложила Жене:
- А теперь ты сфотографируй нас…
Женя сфотографировал нас.
- А теперь вы нас с Женей сфотографируйте, - сказала я, обращаясь к Файну.
- Да я вообще-то не фотограф… Не умею это делать… - сконфузился он. Но сфотографировал нас.
- Вон кто нас сфотографировал… Член Совета директоров (группы «Альфа-консорциум»), генеральный директор (нефтетрейдинговой компании АО «Альфа-Эко»)… - прокомментировал Женя поступок Файна, человека, знаменитого не только в нашем узком литературном кругу, но и в больших деловых кругах, который вообще-то не фотограф.
Но и сам Евгений Степанов, поэт, прозаик, главный редактор нескольких газет и журналов, издатель, директор «Вест-Консалтинга» и президент Союза писателей XXI века, тоже вообще-то не фотограф…
И я вообще-то не фотограф… а Принцесса Поэзии «МК» и Королева любовно-эротической Поэзии России…
Да и Кувалдин, этот «и швец, и жнец, и на дуде игрец», который создал не только новую литературу нашего времени, литературу Рецептуализма, но и бесценную фотогалерею представителей литературы и искусства нашего времени, воообще-то тоже не фотограф.
Но, как говорится, а точнее, как не говорится, и боги горшки обжигают.
30 сентября 2022 г
- ЦВЕТЫ МИХАИЛУ ГОРБАЧЕВУ.
Вчера, 3 сентября 2022 года, на Новодевичьем кладбище состоялись похороны первого и последнего Президента СССР Михаила Сергеевича ГОРБАЧЕВА, который умер 30 августа на 92 году жизни в Клинической больнице Москвы. Я не хожу на похороны тех людей, с которыми не была знакома лично. А с Михаилом Сергеевичем я была знакома лично, и он сыграл большую и хорошую роль в моей литературной судьбе.
1.
Во-первых, благодаря ему, то есть Перестройке, я в 1987 году, когда еще не была знакома с ним лично, первый раз в жизни съездила за границу, с группой писателей от Иностранной комиссии Союза писателей СССР, в Польшу, на праздник Варшавская Осень Поэзии, по рекомендации Андрея ДЕМЕНТЬЕВА.
И в результате написала в 1988 – 1989 году дневниковый роман в 1126 страниц на машинке «ДУНЬКА В ЕВРОПЕ». О Польше, о России, об эпохе Перестройки и, разумеется, о Михаиле ГОРБАЧЕВЕ.
Владимир СОЛОУХИН написал для «Советского писателя» положительную рецензию на это мое произведение, подчеркнув, что хотя роман и большой по объему, но «там нет ни одной пустой страницы», это «широкий срез современной действительности». Но «Советский писатель» так и не напечатал мою «Дуньку…». Предложил мне сократить мою эпопею хотя бы наполовину, а я не стала делать этого. А Юрий КУВАЛДИН напечатал почти весь мой роман в журнале «Наша улица», в 12-ти номерах 2000 года, а потом большой отрывок оттуда под названием «ВАРШАВСКАЯ ОСЕНЬ ПОЭЗИИ» - в моей книге «Цветы запоздалые» (М., «Книжный сад», 2003).
ВОТ ОТРЫВОК ИЗ МОЕГО РОМАНА «ДУНЬКА В ЕВРОПЕ» (1989 г.)
с упоминанием о Михаиле Горбачеве:
***
«На пресс-конференции в Союзе писателей Варшавы польские писатели и журналисты задали (молдавскому поэту из нашей группы) Григори Виеру такой вопрос:
- Ощущаете ли вы какие-то результаты перестройки в вашей стране на самом себе, на своей жизни?
Я на этой конференции не была, потому что выступала в школе имени короля Ягеллы. Но если бы мне задали такой вопрос, что я ответила бы?
- Я могу считать каким-то результатом перестройки в нашей стране, результатом, который я ощущаю сама на себе, то, что меня, молодую рязанскую поэтессу – послали за границу, в Польшу (на праздник Варшавская Осень Поэзии). Раньше никто не посылал меня за границу. Туда ездили в основном маститые поэты, а если молодые – то успевшие попасть в центр внимания критики, правления Союза писателей или Иностранной комиссии Союза писателей СССР, в основном нашумевшие поэты, и в основном московские, а не провинциальные.
Румынские писатели Люциан Аврамеску и Ион Хореа (участники Варшавской Осени Поэзии) сказали:
- Молодец Горбачев, что прислал нам сюда Нину Краснову! – Будто сам товарищ Горбачев посадил меня в международный поезд, вагон, и отправил в Польшу. – Вот теперь мы чувствуем перестройку в Советском Союзе!
За весь праздник это был самый лучший комплимент мне как гражданинке своей страны СССР и России! Хотя все хорошие слова обо мне остались в подтексте комплимента. Стоило ехать в Польшу, чтобы услышать такой комплимент, такие слова в свой адрес! А значит и в адрес моего народа, который я представляю, в адрес Рязани и России».
2.
Во-вторых. На одном из вечеров Евгения Евтушенко в Политехническом музее выступал Михаил Горбачев. И там я в конце вечера подарила Михаилу Сергеевичу свою книгу стихов, частушек и поэм «Четыре стены». И через какое-то время, 2 марта 2010 года, прямо в день своего рождения, он позвонил мне домой и очень сильно похвалил меня за мою книгу. И очень душевно поговорил со мной. Я поздравила его с днем рождения. И пригласила его на свой юбилейный вечер, который должен был состояться 22 марта 2010 года в Большом зале ЦДЛ. Михаил Сергеевич сказал, что, к сожалению, не сможет прийти туда, потому что уезжает в Японию. Но он прислал туда своих товарищей. И на этом вечере Кирилл КОВАЛЬДЖИ прочитал со сцены телефонограмму Михаила Горбачева.
Михаил ГОРБАЧЕВ о Нине КРАСНОВОЙ:
ТЕЛЕФОНОГРАММА
перед юбилейным вечером
Нины Красновой в Большом зале ЦДЛ 22 марта 2010 года
Дорогая Нина!
Я потрясен вашими стихами! Я никогда ничего подобного
ни у кого не читал, не видел. В них столько любви, столько
откровения, а в частушках - столько задора и юмора.
Мне нравится, что у Вас нет никакой зауми. Я не люблю
заумь. У Вас во всём чувствуется добрая душа и горячий
пульс.
Я восхищен Вашими книгами, которые Вы мне подарили
(«В небесной сфере», «Цветы запоздалые», «Залёточка», а до этого -
«Четыре стены»). Вы - молодец! Будем жить!..
Михаил ГОРБАЧЁВ,
первый и последний Президент СССР
22 марта 2010 г.
3.
В интервью с Альфредом Кохом, которое было напечатано в журнале «Медведь» 27 октября 2011 года, Михаил Сергеевич говорил о моих книгах - «Четыре стены», которую я подарила ему, и о других: «Стихи я начал читать. Так мне понравилось! Так они не затасканы, не замызганы, не отутюжены, не отглажены… …Мне очень понравилось. Я не критик, я просто душевно люблю стихи. И мне очень понравилось... Тут же она прислала мне еще… три книжки. И одна из них называется «Залёточка». «Залёточка» – это все ее частушки… так свежо, по-народному написаны! Там мат на мате… И там (похвальные) отзывы: Евтушенко, Вознесенский, все наши мэтры, так сказать…»
В таком серьезном интервью на очень серьезные темы Михаил Сергеевич вспомнил про мои книги, про мои стихи и частушки… и сказал о них свои добрые слова.
4.
А 13 ноября 2012 года в магазине «Москва» состоялась презентация книги Михаила ГОРБАЧЕВА «НАЕДИНЕ С СОБОЙ». И я была на этой презентации (о которой мне заранее сказал мой близкий друг, певец и композитор Анатолий ШАМАРДИН) и познакомилась с Михаилом Сергеевичем лично, и он так обрадовался мне! И подписал мне свою книгу: «Дорогой Нине Красновой до новой встречи!» И сфотографировался со мной, а я с ним.
______________
В общем, есть мне что вспомнить о Михаиле Горбачеве как об очень добром, очень теплом и очень живом человеке, который к тому же обладает большим чувством юмора! И есть мне чем гордиться! Сам первый и последний Президент СССР оценил мое творчество по высшему классу!
И я не могла не пойти на Новодевичье кладбище, чтобы проститься с этим великим человеком и сказать ему спасибо. И принесла ему две красных гвоздики и положила их на высокую гору цветов от народа, под которыми и могилу было не видать.
4 сентября 2022 г.
"Наша улица” №275 (10) октябрь
2022
|
|