Валерий Стрельцов "Божья дудочка" к 65-летию Сергея Таратуты

Валерий Стрельцов "Божья дудочка" к 65-летию Сергея Таратуты
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Валерий Стрельцов

БОЖЬЯ ДУДОЧКА

к 65-летию Сергея Таратуты

эссе


 

«В том, что Бог однажды наградил,
Повелев любить родные нивы,
И писать стихи, не тратя сил
На фантастику и детективы.»
С. Таратута. «В чём мне в этой жизни повезло»

Встреча с Поэтом

          3 октября 2022 года исполняется 65 лет известному советскому и русскому поэту Сергею Таратуте; на белом свете он появился одновременно с запуском в космос первого советского спутника: в одну и ту же ночь они подали свои голоса. Один возвестил о начале космической эры, другой - о новой странице русской поэзии со своими интонациями и ясным современным языком, способным не только ярко и образно представить явленный мир, но и открыть вдумчивому читателю космические дали мира духовного.
3 октября это также день рождения великого крестьянского поэта Сергея Есенина, главного соловья на поэтических просторах России. Это не простое совпадение: не надо забывать о звёздах и о печатях, которые они при рождении ставят на судьбы людей. Есенин за несколько дней до смерти в «Англетере» в беседе с соседкой по номеру назвал себя «Божьей дудкой»… «Божья дудка» - образ поэта от Бога. Правда, он не смог сберечь свой дар и сохранить этот статус.
Сергей Таратута представляет советское и российское поэтическое искусство 44 года: как поэт он заявил о себе в одну из майских ночей 1978 года. В начале мая в России обычно начинают петь соловьи… В это время под соловьиное пение Таратута родился как поэт. За четыре десятилетия удивительный талант не иссяк, а пополнился новыми темами и гранями и его лирические трели на разные лады мы слышим до сих пор во все времена года. Его наследие на сегодняшний день составляет восемь томиков и томов лирических произведений, и ещё не вечер: вдохновение не покидает поэта...

          Нашему знакомству и удивительному общению под аккомпанемент поэзии около пяти лет. Могу признаться: для меня полученные из сборников его стихов и из уст поэта уроки поэзии стали украшением моей жизни и дали обширный животрепещущий материал для литературоведческой работы, за что я бесконечно благодарен их автору, с которым мы провели многие и многие часы, беседуя о тайнах поэзии, и перебирая связанные с ней обстоятельства жизни его семьи и самого поэта. Таратута оказался открытым, необычайно честным и искренним собеседником. Забегая вперёд, отмечу, что эти редкие качества присущи и его стихам. Такие черты вкупе с феноменальной памятью были главным украшением наших живительных бесед. Это было глубочайшее погружение в жизнь и творчество поэта. За это время я как бы прожил вторую жизнь, наполненную поэзией, творчеством и событиями той и этой жизни. И общение продолжается до сих пор, каждое новое стихотворение делает его всё содержательнее. Теперь я по праву могу считать себя самым информированным таратутоведом.
Плодами совместной работы, начавшейся после предыдущего 60-летнего юбилея, стали сборники, очерки, статьи и эссе. «Поэт Сергей Таратута», «Играющий поэт», «Эстетика Сергея Таратуты», «Анатомия поэзии Сергея Таратуты», «Игра в бисер с Сергеем Таратутой» - это названия сборников и отдельных очерков, статей и эссе, посвященных творчеству поэта. Все они опубликованы на литературных порталах Российского союза писателей Проза.ру, Стихи.ру и, надеюсь, войдут в будущую монографию о Сергее Львовиче Таратуте, которая в своё время обязательно выйдет в серии Жизнь Замечательных Людей. На сегодня с этими работами познакомились десятки тысяч любителей поэзии, которыми можно было бы заполнить Большую спортивную арену в Лужниках...
В этих литературоведческих работах, написанных с духовно-научных позиций, открываются истоки его поэзии, раскрываются различные сторонам его удачливой жизни, многочисленные грани таланта и своеобразие его музы, представлен его лирический герой, показана глубина и неисчерпаемость художественного мира поэта. Исследования лирики Таратуты вдохновлены Иосифом Бродским, его известными высказываниями о поэзии как о нашей видовой цели и уникальном инструменте познания… Он называл стихи лекарством от чужой и собственной пошлости. Мне удалось убедиться, что нобелевский лауреат был прав.

В коротком юбилейном эссе, без излишнего славословия, рассматриваются наиболее яркие черты личности поэта Удачи, родившегося под знаком Весов, главные черты его лирики и особенности поэтического языка поэта от Бога, особенности, открывающие путь к пониманию его лучших творений, а также помогающие читателю выработать правильный критический взгляд на поэтическое искусство, взгляд, который позволит ориентироваться и плавать в океане классической и современной поэзии.

 

Жизнь-подарок с талантом в придачу

Стихи С. Таратута начал писать в 21 год, когда он заканчивал театральное училище (сейчас институт) им. Бориса Щукина. Он был настолько уверен в их художественной ценности, что первую подборку стихов отнёс в редакцию «Нового мира» самого толстого и читаемого тогда журнала… Там его молодой задор и стихи оценили и рекомендовали в Литературный институт на семинары поэта-фронтовика Евгения Михайловича Винокурова, который и стал его первым литературным наставником. Учиться по своему обыкновению он не хотел, но ему нравилась престижность этого учебного заведения. Закончить институт по всей форме он не мог, т. к. в то время запрещалось иметь два гуманитарных образования. Таратута тогда уже печатался и мэтр скоро понял, что студент законченный поэт и делать ему на семинарах нечего... 
Потом его талант разглядела и поддержала Маргарита Алигер. Его публикации в журналах «Юность», «Новый мир», «Москва», «Октябрь», «Огонек», газетах «Известия», «Литературная Россия», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Московский комсомолец».
Стихи Таратуты обладали какой-то особой простотой, скрытыми смыслами и магией, их сравнивали с притчами. Георгий Георгиевич Меликянц, аксакал газеты «Известия», руководивший в то время отделом литературы и искусства, сам обладавший многочисленными талантами, с особой теплотой относился к молодому поэту и говорил: «Сергей, твои стихи невозможно не печатать»… Так начиналось его восхождение на Парнас.

          Говорят, что поэзия дело кровавое… Судьбы многих русских поэтов это подтверждают. Однако есть и счастливые исключения. В числе этих счастливчиков Сергей Львович Таратута, поэт, бурно стартовавший в советское время, и переживший вместе с нашим народом все страдания, выпавшие на долю русского народа после Перестройки и развала СССР. Многих сломали, лишили жизненных ориентиров и разуверили эти трагические события, однако Таратута вышел из этой мутной воды сухим и чистым с новыми книгами стихов… И спасла его - редчайший случай - преданность многострадальной Родине, чувство времени, способность говорить с читателем необычайно выразительным, ясным всем доступным поэтическим языком и поддержка ценителей его редкого таланта. В лихие 90-е, когда всё смешалось в российском доме, он был на пике востребованности, многие деятели и дельцы этих лет с шальными деньгами хотели воздать должное его таланту, приглашая в круизы, поездки, семинары-совещания и даже на полукриминальные мероприятия: везде находились ценители и поклонники его таланта. Он не отказывался и с олимпийским спокойствием принимал такое буйное внимание и почести.
Естественная притягательность личности и творений Таратуты очевидна. Феномен души поэта ещё долго будет волновать исследователей и поклонников; я с доверием относился к её откровениям и всегда призывал к этому читателей. Его лирика это не красивые слова и складная речь, это голос его души. Только доверие и пристальное внимание могут привести к пониманию первоистоков его творчества, глубины и величины его таланта. Перед цитированием хочу заметить: стихи Таратуты как живые организмы настолько целостны и органичны, что их невозможно препарировать отрывками, поэтому практически всегда в своих работах, чтобы не нарушить живой ткани поэтического текста, привожу их целиком:

Опять душа, как поле под парами,
Чтоб как-то раз проклюнулся стишок…
Мои стихи, я не расстанусь с вами,
Еще не время пить на посошок.

Мои стихи, спасибо вам
За то, что мне пропасть не дали,
Что я, благодаря словам,
Неспешно улетаю в дали!

И не прожить закату без рассвета,
И против оверкиля есть балласт,
Иссохнуть сердцу и душе не даст
Больная совесть русского поэта!

         
Спасли его не только стихи, не обошлось здесь и без фортуны в лице многочисленных меценатов, постоянно появлявшихся на его пути в постсоветское время и помогавших с изданием стихов. В 1992 и 1994 годах благодаря финансовой и организационной помощи Марины Парусниковой и её компании увидели свет два первых сборника стихов С. Таратуты: «Марина. Стихотворения» и «Стихотворения».
В начале 2000-х благодаря инициативе и помощи друга поэта Михаила Кроликова в издательстве «Архитектура и строительство России» (издатель А.М. Сидорин) вышли три самых объёмистых и значимых тома произведений Сергея. В 2003 году - «В чем мне в этой жизни повезло. Избранное», в 2006 году - двухтомник «Летайте чаще над собой» (1том) и «Ах, эти белые вороны» (2 том). Книги были в жестких обложках, двухтомник - в красивом подарочном футляре, имели красочные суперобложки, прекрасно оформлены с большим количеством фотографий, бумага высшего качества, общий объём книг - 1100 страниц, около 1000 стихов - мечта поэта! Для финансирования этого масштабного проекта М. Кроликов привлёк большую группу спонсоров-строителей, членов ассоциации выпускников МИСИ им. В.В. Куйбышева.
Выход книг сопровождался громкими презентациями в самых престижных залах столицы, в Культурно-деловом центре правительства Москвы «Усадьба Центр», Доме Литераторов, Доме Кино и Доме Актеров, залы были переполнены: поэт купался в славе, папа был счастлив, видя триумф сына. М.В. Кроликову, почётному строителю России, этому необычному, щедрому, добродушному, самоотверженному, тонко чувствующему человеку, много лет бывшему рядом, он посвятил знаковое стихотворение «Белые вороны». Сам Таратута тоже был такой вороной:

Михаилу Кроликову

Ах, эти белые вороны…
Быть ими просто и непросто:
Ни перспектив, ни обороны
И в десять лет, и в девяносто.

Они белей на сером фоне
Даже заснеженного быта,
И, как звезда на небосклоне,
Их цель конечная размыта.

Им не дано собраться в стаю:
И не хотят, и их немного.
Страницы-крылья их листая,
Ты ощущаешь близость Бога!

Главной же опорой на всём жизненном пути Сергея был отец Лев Соломонович, широко образованный человек, заслуженный юрист РФ, благодаря любви и заботам которого сын прошел испытания советской школой и встал на крыло (мама поэта, актриса ЦТСА умерла, когда мальчику было 4 года). Уверен, без его любви и каждодневного участия талант сына не состоялся и не пробил себе дорогу. «Заменивший мать и всё на свете» папа был для него не только кормильцем, но богом, пророком и наставником одновременно, любил он его (и сейчас любит) всеми фибрами своей души. Его слова, советы, оценки, мысли Сергей до сих пор повторяет как молитвы. Мама как «туманная легенда» тоже постоянно присутствовала в его жизни: став поэтом, он постоянно чувствовал с ней связь и сделал всё, чтобы воскресить её имя в кругу театральной общественности.
Хотя Серёжа и рос полусиротой, но такого стечения счастливых жизненных обстоятельств, помогавших проявиться его дарованию, не возможно обнаружить ни у одного русского поэта. Образовываться в советской школе мальчик упорно не хотел, однако окружение отца, московская культурная среда и необычайно цепкая память - здесь он всё хватал на лету и впитывал как губка - наполнили его всеми необходимыми для творческой жизни словарным запасом и знаниями. Это отмечал в одной из своих работ о Таратуте ценитель его таланта известный московский писатель Ю.А. Кувалдин.
Чистоту звучания поэтического голоса Таратуты и лексическое богатство его поэтической речи (он практически не использует глагольных рифм) определила необычайная тонкость восприятия окружавшей его в детстве русской природы и атмосфера любви и заботы, в которой мальчик рос и развивался; его душа и обострённые чувства стали созвучны гармониям духовного мира, мира первопричин, где находятся прототипы (идеи) всего сущего на земле и где звучат первослова доступные только гениальным поэтам. Герхард Гауптман, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе (1912 год) так говорил об этой связи поэтического языка с высшими мирами: «Писать стихи - это значит заставлять звучать за словом первослово».


До двадцати лет, до нисхождения поэтического дара Серёжа мыкался по жизни - «во мне никто не видел прока» - он не хотел учиться в школе, не умел ходить в строю, его исключали из пионеров и школы, с трудом закончил театральное училище. Но во всех трудных, казалось бы безвыходных положениях, ему всегда помогал счастливый случай. Ангелы-хранители в такие моменты всегда приходили ему на помощь. И ему ценой трудно переносимых страданий, и благодаря папиной поддержке удалось сохранить свою душу для своего призвания. Все мы очень сильно опутаны различного рода социальными отношениями и связями, которые деформируют и подавляют нашу индивидуальность. У Таратуты, кроме боготворимого папы, других начальников не было, он шел-гулял по жизни сам по себе как киплинговская кошка. Материальная сторона жизни никогда особенно не заботила его, но всё что было необходимо и даже с излишком ему по щучьему велению «приносили на блюдечке с золотой каёмочкой». Отец сам советский человек дал ему правильные представления о ценностях того времени:

Я не имею кораблей
И самолётов, и заводов.
Имею в месяц сто рублей,
Не получаю переводов.

И не похожа на дворец
Совсем не броская квартира.
В ней я живу. И мой отец.
Он, как и я, сторонник мира.

Мы видим небо из окна.
Видны дома, поля, дорога.
И речка Раменка видна.
Для нас двоих довольно много.

По вечерам хорош закат,
Когда пожар на небосклоне.
И так ли будет уж богат
Миллионер на нашем фоне.

1986 г.

          В этой отцовской квартире после всех жизненных перипетий они и сейчас с женой живут, правда вид из окна с тех пор сильно изменился…. Жена поэта - Ольга Ефимовна Давыдова, в прошлом она балетмейстер, а сейчас - хранитель домашнего очага, секретарь и повитуха его стихов, а также активный и незаменимый участник всех издательских компаний. Совместная жизнь с поэтом очень непростая, но она, к счастью, справляется… В Антологии работ о Таратуте ей посвящено эссе «Женское начало».

Бессребреником поэт не был - своими стихами заработал себе на безбедную жизнь - однако излишним имуществом себя никогда не обременял, ни дачи, ни машины у него никогда не было, но всегда производил на окружающих впечатление благополучного человека; сознательно и бессознательно отвергал всё, что могло замутить дарованный ему живой родник поэтической речи, что могло бы помешать ему стать божьей дудочкой.      Так его можно назвать, потому что он не сочиняет свои стихи, обычно они приходят к нему откуда-то свыше, иногда целиком, иногда частями, сразу в готовом виде, и он редко, когда их правит. И его самого бесполезно выспрашивать о смысле появившихся таким образом стихов. Его близкие, папины знакомые и друзья неоднократно отмечали, что он сам не знает, о чём пишет. Свои стихи он не комментирует и даже утверждает, что к поэзии равнодушен. Поэтов с таким специфическим талантом придётся долго искать в русской литературе. Сам он говорит о какой-то неведомой силе, заставляющей его писать стихи:

Веришь в творчество, словно в Бога…
С каждым годом чётче всё, что было,
Выпуклей детали и штрихи.
И опять неведомая сила
Заставляет вдруг писать стихи.
И опять в ночи белеют лица,
Сколько их: десяток или два?
И опять былое превратится
в запятые, точки и слова.

            В этом коротком стихе для людей, обладающих грезящим сознанием и мистическим чувством, «неведомые силы» открывают одну из тайн жизни человека в текущем воплощении, тайну жизни в двух потоках бытия: первый поток направляется родовыми связями, а второй - сущностным ядром нашей индивидуальности, которое переходит из воплощения в воплощение. У Сергея в его стихах четко просматриваются оба этих потока. Таким образом Небеса используют его талант для просвещения людей стремящихся к познанию сущего во всех его проявлениях… И голос неведомых сил есть главная особенность его лирики. И это далеко не единственное сообщение, полученное им из Космоса, сигналы оттуда поступают постоянно, правда случайным непредвиденным образом:

Добро и зло любого ранга
Всегда находятся в борьбе.
И по закону бумеранга
Всё возвращается к тебе.
Ни краха нет, ни хэппи энда
И не грозит тебе цейтнот:
И Мать, туманная легенда
Глядит с неведомых высот.

          Здесь Небожители, используя поэтический канал Таратуты, пытаются рассказать землянам о двух борющихся за наши души группах духовных сил, обитающих на Небесах, и двух космических законах: Законе кармы и законе повторяющихся жизней, законе перевоплощения… Это конечно не систематизированные знания, которые можно найти в других источниках, это намёки, с которыми думающий читатель должен работать самостоятельно. Читая стихи Таратуты можно многое узнать как о самом поэте, так и загадочных внеземных связях его души… Однако, чтобы воспринимать такого рода информацию и использования её в познании, читатель должен быть подготовлен к такому уровню поэзии и иметь склонность к творчеству…
Здесь говорю о связи Таратуты с небесами, а, похоже, это было широко известно и не только в окружении его отца Льва Соломоновича. Многие восхищавшиеся его поэзией, послушав его стихи говорили: Сергей, ты - божий человек… Иногда его ещё и блаженным величали.И эти признания очень близки к истине и подтверждают то, что он рассказывает о себе в своих стихах...

 

 

«В чём мне в этой жизни повезло»...

          Это название самого толстого (480 стр.) сборника избранных стихов С. Таратуты. Стихотворение с таким вопросом безусловно стоит того, чтобы стать заглавным такой мощной подборки стихов. Через это творение мне открылась правдивость его лирики и именно правдивостью определяется ясность его поэтической речи. Казалось невозможным писать правдиво, ясно и без прикрас о своей жизни, о себе, и нитях, связывающих с Небом, о мистических покровителях и повелителях и о такой расплывчатой ускользающей материи как человеческие чувства, однако кто-то подсказывает поэту такие слова и обороты для такой невозможной выразительности стиха.
Трудно, очень трудно в это поверить, но это правда: кто-то Сверху ему безусловно эти слова подсказывает и в этом главная особенность его словотворчества. Только поверив в этот мистический факт можно понять и правильно оценить в личностном и творческом плане такое явление как Сергей Таратута, понять, какие удивительные вещи окружающего нас бескрайнего мира можно разглядеть через призму его таланта. Нужно только поверить, потому что в его стихах «правда и только правда и ничего, кроме правды»...

          Безусловно Небеса постоянно покровительствовали поэту на протяжении всей его жизни всеми доступными способами. Мамино небесное покровительство Сергей постоянно ощущал в своей судьбе. Около пятидесяти человек так или иначе различными способами каждый в своё время на протяжении всей жизни помогали сохранить ему жизнь и талант. Сергей помнит их всех поимённо. Ангелы-хранители обычно действуют через других людей и этих фактов достаточно для того, чтобы говорить о божественном покровительстве поэту. Имена самых первых Сергей перечислил в стихотворении «В моей судьбе»:

Евгений, Анатолий, Михаил,
Марина, Александр. И просто Миша…
Без них бы я, наверно, так не жил,
Другой была б моя земная ниша.
Однажды каждый бросил парашют,
В меня поверив, прямо мне на плечи.
И пусть они подольше поживут,
А умершим - мои стихи как свечи.
И до сих пор я сам среди живых,
И до сих пор везти не перестало,
И до сих пор я думаю о них,
В моей судьбе так сделавших немало!

            Первый в этом списке Е. Симонов, далее А. Эфрос, М. Милич, М. Парусникова, дядя Саша, замыкает шестёрку М. Кроликов. Указал всех без титулов, званий и подробностей, чтобы не взвешивать и не оценивать их вклады в судьбу героя эссе... Рассказ о них - это отдельная большая история...

          Любовь к своим близким и необычайно сильное родовое чувство стали источником нового направления в его творчестве: родительская лирика, стихи, посвященные родителям, близким и предкам занимают заметное место в его поэзии, из них можно было бы составить отдельный сборник. Не привожу эти шедевры здесь, потому что не раз цитировал их в своих работах. Что удивительно, это бессознательное чувство родовых корней и глубинной памяти проникает в самые начала рода и в трудные минуты жизни его дальние неведомые предки приходят ему на помощь:

Когда решается судьба,
Волненьем сушит рот,
Мне сразу видится изба,
Где начался мой род.

Мой пра-пра-прадед крепостной
В сенях косу берёт.
Она заточена весной,
Пришёл её черёд…

Согласитесь: придумать-сочинить такое видение невозможно, очевидно, это видение из океанических глубин подсознания и этих предков надо было увидеть духовным зрением. Для существ Небесного мира, где сейчас обитает его мама, папа и многочисленные предки, поэт свой человек. Поддержка духовного мира, легко ощущаемая в его мистической лирике, придает его творчеству необычайно тонкую духовную окраску-ауру, довольно редкую в сегодняшнее бездуховное время. И именно эта мерцающая аура в сочетании с ясным языком и делает такой непостижимо притягательной лирику Сергея Таратуты. Именно об этом магическом свойстве его стихов говорил известинец Георгий Меликянц.

Удача с детских лет постоянно сопутствовала Таратуте, но его талант не пробился бы через асфальт российской действительности того времени, если бы не его глубочайшая связь с русской землёй и русской природой, которую он обрёл в местах, наполнивших чернозёмной силой многие русские таланты. Чернозёмная полоса России - отсюда вышло несколько десятков талантливых русских писателей во главе с И. Тургеневым, Л. Толстым, И. Буниным и другими. В современной географии Центрально-чернозёмный экономический район охватывает пять южных областей РФ. С ними граничит и Тульская область, где в селе Ступино Ефремовского района и родилась талантливая мама поэта Людмила Михайловна Фетисова. В этом же селе на Красивой Мече с бабушкой проводил лето и Серёжа:

Середина двадцатого века,
А всё было как будто вчера…
Очень жаркое лето и в реку
Каждый день мы вбегали с утра.

Привыкали к нам рыбы и раки,
Даже пчелы на мокром песке.
Редких гроз не пугали атаки,
И не ведали мы о тоске.

Каждый был и здоров и беспечен,
Что за возраст - одиннадцать лет…
Из реки вылезали под вечер,
Как всегда позабыв про обед!

          Из этого стиха и всего сказанного ранее мы можем понять, чего лишаются современные дети, вырастающие в мегаполисах, с гаджетами в хилых ручонках… Наш поэт до сих пор не водит автомобиль и равнодушен к компьютерам.
Стихи-воспоминания с переживаниями тех времён благодаря его феноменальной исключительно емкой и детальной памяти до сих пор появляются, греют, а иногда и мучают душу поэта. Лирических стихов, навеянных этими местами и этим временем в томиках и томах его стихов (на сегодня их восемь) попадаются постоянно. В стихотворении «В чём мне в этой жизни повезло», посвященного Михаилу Кроликову, есть знаковое, абсолютно искреннее и правдивое признание:

В чём мне в этой жизни повезло?
Ну, во-первых, в том, что жив поныне.
Что нашел семейное тепло
В непростых жене и сыне.
В том, что помню прошлое по дням,
Что, пусть редко, но бываю весел.
Что мой путь пока без ям и прям,
И что даль никто не занавесил.
Что меня не гонит «за бугор»
Переменчивый российский ветер.
Что отец со мною до сих пор,
Заменивший мать и всё на свете,
В том, что Бог однажды наградил,
Повелев любить родные нивы,
И писать стихи, не тратя сил
На фантастику и детективы.
В том, что дар поныне не угас,
Ну а если гаснет, то не резко.
Что не бриллиант, но и не страз -
Нет во мне искусственного блеска.

           

          В этом признании о везении всё правда и Бог в стихах Сергея это не фигура речи, а Покровитель и Повелитель. В стихах о русской природе поражает чистота и глубина восприятия мальчиком - по Божьему велению - мельчайших явлений окружавшей его природы. Однако глубина и острота чувств это один из самых верных признаков литературного таланта, этим отличались практически все талантливые поэты и писатели. Именно такая обострённость чувств становилась основой их таланта и делала их частью окружавшего их минерального, растительного и животного мира. В своих работах о его поэзии приводил много стихов, подтверждающих этот факт. Такое слияние позволяет поэтам проникать в сущность окружающих их вещей и говорить от их имени о самых сокровенных природных явлениях.

          Таратута певец не только природы. Тематический диапазон работ Таратуты чрезвычайно широк и охватывает не только физический мир, включая современного человека со всеми его интересами, влечениями и стремлениями, но и затрагивает метафизический план нашей жизни. Предмет своей поэзии он сам определил в одном из своих программных стихотворений:

Моей поэзии предмет:
Деревня, город, поле, море,
Бег облаков, коней и лет,
Сверчок поющий в коридоре.
Моей поэзии предмет:
Собака, кошка, мышь и ёжик,
Свет от ночной Москвы и свет
От лунных на реке дорожек.
Моей поэзии предмет:
Листва и снег песок и глина,
И самолёта белый след,
Сарай и горная долина.
Моей поэзии предмет:
Рассвет, когда вокруг ни звука…
И над природой ряд «побед»,
И нашей жизни боль и скука.
И не предмета просто нет
на тропах и дорогах века.
Моей поэзии предмет:
Всё от росы до человека.

          Формат юбилейного эссе не позволяет дать хотя бы крупными мазками картину его поэтических тем и пристрастий, но без этого любовного признания его портрет был бы далёк от объективности:

Я тех люблю
Я тех люблю, кто небо видит в лужах,
Кто видит незаметное сперва,
Кому великой радостью послужат
Ромашки на зеленых склонах рва.

Я тех люблю, кто от народной песни,
Своих стесняясь слез, заплачет вдруг,
Кто не уходит от недоброй вести,
Небезразличный ко всему вокруг.

Я тех люблю, кто трудится до пота,
О сделанном повсюду не трубя.
И кто готов однажды за кого-то
Не пожалеть и самого себя.

 

О сокровенном в стихах Таратуты

О тематическом разнообразии стихов С. Таратуты уже говорилось. Особое место в его стихотворном наследии занимает мистическая лирика, где он выходит за границы физических представлений о мире и указывает нам за его бескрайние горизонты Вселенной. Это не о чём-то заумном и непонятном, это о главном… Искусство и поэзия не есть художественное описание реальности, они должны устремлять человека в духовные выси. Только тогда художники слова выполняют свою задачи и поэзия становятся нашей «видовой целью». Таких стихов у Таратуты достаточно много, и это даёт основание считать его талантливым художником слова.
На мой взгляд, эта часть его поэзии дает думающему читателю возможность стать сотворцом, заключенных в них образов и подтекстов. Такого рода стихи с метафизическими настроениями особенно волнуют и привлекают, потому что они заставляют думать и выходят за рамки только чувственного восприятия поэзии. Такие стихи особенно требовательны к читателю и мне хотелось выделить их, потому что они очень развивают наши творческие и познавательные способности. Здесь не место об этом распространяться, но отмечу, что работа с такими стихами может быть важной составляющей эстетического воспитания и одним из путей одушевления и одухотворения человека. Подробно с этой особенностью поэзии Таратуты можно познакомиться в статье «Играющий поэт».

          Поэт часто поднимает взор к небу, даже напрямую обращается к Всевышнему, чтобы понять происходящее на земле, и это стремление говорит о вере, как органичной части его поэзии, сильном религиозном чувстве, живущем в душе поэта. Есть много стихов, подтверждающих это:

Жизнь

Я смотрю на небо - где ты, где ты,
Хоть на миг, Всевышний, покажись.
Посмотри, Всевышний, на всё это,
Что зовётся острым словом «жизнь».
...

          В этом разделе для иллюстрации мистической глубины его творений хочу обратить внимание на нескольких недавно написанных стихотворений, взволновавших меня и других читателей, на мои страницы на огонёк его поэзии. Стихи выбраны по признаку какого-то непонятного волнения, охватывающего при их чтении. Это верный признак того, что в них скрывается что-то важное. Надеюсь, вместе со мной вы проникнитесь их лаконичной глубиной и духом мистики: в каждом из них неявно присутствуют Небеса и Бог. Эти стихи своего рода духовные импульсы, которые, как удар тока встряхивают читателя, отрывают нас от каждодневных забот и дел, заставляют нас задуматься о жизни и её смысле, и таких стихов у поэта очень много и именно они определяют духовный подтекст его лирики, делают её притягательной для думающего человека.

Это время явно не твоё,
Но живёшь и никуда не деться.
И событий грустных остриё
Протыкает душу, мозг и сердце.

Электрон, молекула и атом -
Ты не в силах что-то изменить…
И связующая с небом нить
На глазах становится канатом!

08.07.2022

 

Дни

Он жизнь построить не сумел,
Была тропа непроходима...
А время дней вело отстрел
И, как назло, ни разу мимо.
И возвышаются они
Курганом или терриконом.
Ни дальних близких, ни родни,
Лишь на стене одна икона!

16.07.2022

 

Окно

Из этого сколько ты видел окна
Машин и прохожих, далёких и близких.
Вся жизнь из него даже ночью видна.
Квартира. Россия. И место прописки.

Смотрел из него ты сквозь солнечный свет,
Сквозь ливень и снег, закрывающий дали.
Отец твой крестил тебя часто во след,
И после мы долго друг другу махали…

 

            При кажущейся простоте эти три стихотворения Мастера короткого ясного стиха - за что его хвалили М.С. Горбачёв, поэт Андрей Дементьев - несут в себе три образа-символа огромной глубины и смысла. Существует много вариантов их трактовки от простых до очень сложных. Каждый человек живёт в своем мире и имеет своё мировоззрение, которое и определяет восприятие им искусства и поэзии, если они вообще его интересуют. Всё зависит от уровня подготовки читателя, его склонностей и творческого потенциала. Толкование стихов, проникновение в скрытые в них смыслы сродни сочинительству. Для этого нужен талантливый читатель. Не в похвалу себе замечу - только сейчас это в полной мере осознал - в последние году этим только и занимаюсь, целиком погрузившись в поэзию.
Для трактовки произведения талантливому читателю придётся сочинить свою «сказку» с простым или сложным сюжетом и в зависимости от его творческих способностей он может стать более или менее достойным соавтором анализируемого произведения. Марина Цветаева допускала такую возможность соавторства для читателей с творческими задатками. Вдумчивый проникновенный читатель-зритель - мечта любого талантливого художника.           Литературоведы и искусствоведы профессионально занимаются такой работой, творческой интерпретацией произведений искусства: есть примеры исключительно талантливых и глубоких взглядов на шедевры мирового и отечественного искусства. Могу здесь назвать советского и российского историка культуры Паолу Волкову, автора серии работ «Мост над бездной», советского и шведского музыковеда Михаила Казиника, сейчас на телевидении такое с прозой и поэзией в своей авторской программе «Игра в бисер» делает Игорь Волгин. Игре со смыслами творений Таратуты посвящены и несколько моих работ, размещенных в Интернете.

          Символ нити, связывающей нас с Небом, которая утолщается и крепнет при тяжелых жизненных обстоятельствах и с возрастом человека. Хотя эта скрепа духовная каждый из нас чувствует почти физически. Как говорят в народе, каждый всё понимает в меру своей испорченности. К сожалению, это так. Такую связь можно отвергать, можно толковать её как постоянное присутствие Бога в нашей жизни, можно понимать её как связь с умершими предками, которых на небесах по мере нашей жизни становится всё больше, но на самом деле этот символ огромного мистического содержания. Нить, связующая нас с Небом, имеет очень большое количество ипостасей: наш характер и наша судьба определяется жизнью в прошлом воплощении, давно умершие предки живут в нас характерными родовыми чертами, каждое наше чувство и мысль есть отражение прообразов духовного мира.
Все эти связи рассматриваются духовной наукой. У Доктора Штайнера многие работы посвящены раскрытию их причин и смысла. Таратута не знаком с этими работами, но намекает нам об их существовании. Следуя за этим символом вы можете открыть для себя Вселенную: всё зависит от вашей жажды знаний и стремления к познанию. И толчком, импульсом к этому может послужить одно единственное стихотворение.

          Образ-символ дней нашей жизни. В духовных мирах времени не существует. Однако для человека с его микросуществованием на Земле время это плётка, заставляющая его действовать, жить и чувствовать, выполнять вложенные в него биологические программы, как у бабочки однодневки. Роковое «тик-так» постоянно слышится в стихах поэта. Честолюбие, жажда признания, желание закрепить своё присутствие, оставить свой след в Вечности неотъемлемые черты талантов и гениев: именно поэтому время их постоянно подстёгивает, беспокоит и тонизирует. Много ли я успел сделать - это постоянный вопрос, который мне задаёт в наших беседах-интервью Сергей.
В выбранном стихотворении дни, которые косят близких поэта и укладываются в курганы и терриконы, а здесь день - маленькая жизнь, но в конце всё равно тот же тревожный вопрос - сколько их ещё осталось:

День

День прошел, как жизнь в миниатюре.
Было все: и радость, и печаль.
И в его уверенном аллюре
Как всегда просматривалась даль.

Там жара, но дождь дорогу сбрызнет,
Пыль свернется в шарики на ней...
Сколько их еще коротких жизней,
Сколько их еще бескрайних дней?!

2021 год

          Однако годы, дни, часы, минуты, секунды это только атрибуты планеты Земля и солнечной системы, Космосу, откуда на поэта смотрит «Мать, туманная легенда» они безразличны: там нет ни краха, ни хэппи энда, ни цейтнота, всех этих человеческих страстей-придумок. Малейший поворот нашей планеты и частица нашей жизни отлетает в прошлое, в небытие, а оборот Земли «отстреливает» день и ночь в придачу. И это неуёмное вращение-кружение отнимает у нас родных и близких и в какой-то момент закружит и унесёт Поэта. Отсюда эта тревога, отсюда такие стихи, отсюда мысли бесполезных и плодотворных днях, о курганах-могильниках и терриконах с отработанной породой. Дни уходят в Никуда, в чем был их смысл? Кто может ответить на этот самый трудный в жизни любого человека вопрос? Это обращение уже к Вездесущему, канал общения с которым - икона - висит в комнатке поэта…

          Теперь о негасимом свете московских окон и не только московских… Несмотря на детские деревенские годы по образу жизни поэт неисправимый горожанин, москвич. Окно в третьем стихотворении подборки то самое в отцовской квартире, где он провёл столько счастливых лет со своим гениальным отцом. Именно это окно и вид из него описан в стихотворении «Я не имею кораблей». Только тогда с папой они видели из него деревушки, слышали пение петухов, лай собак и кваканье лягушек, а сейчас - через 35 лет - деревни исчезли, а голоса деревенской жизни замолкли, их сменил шум машин… На месте этих деревянных домиков огромные жилые комплексы для очень богатых клиентов.
Между двумя этими окнами почти полжизни Таратуты. Теперь он видит из него не только место прописки и остатки окружающих деревень, а Россию и всю свою жизнь. С развитием таланта окно стало порталом в окружающий мир и приобрело магические свойства. Поэт умудрился силой своего таланта сделать из этого окна легенду. Снова часть экстерьера жилого дома, правда очень важная для душевного комфорта его обитателей, под магическим пером стихотворца становится символом стремления человека вырваться из кокона жилища, желания проникнуть во внешний мир и постигнуть его тайны. На этом стремлении построена вся материальная и духовная культура. Всё, что мы видим вокруг это результат такого стремления и вызванной им деятельности.

          Три стихотворения, три духовных импульса, три маленьких пьесы, побуждающих человека к познанию сущего и открытиям. Такова сила поэзии, и такова сила стихов Сергея Таратуты, такова сила искусства, позволяющего нам вырваться из плена обыденшины и задуматься о своей видовой цели и что-то изменить в себе для её достижения. Человек оправдывает своё предназначение, если занимаясь самопознанием ставит перед собой грандиозные, кажущиеся невыполнимыми задачи и медленно воплощение за воплощением стремится к их достижению.
Этот путь конечно не для сухарей-интеллектуалов, чтобы на этот путь встать нужно научиться у поэтов «летать над собой» - это тоже самое о чём говорил Доктор Штайне, утверждая, что искусство и поэзия способны на мгновения поднимать волшебный занавес между явленным (физическим) и духовным миром. Таратута как выпускник театрального училища и поэт умеет работать с этим волшебным атрибутом (занавесом) в своём поэтическом театре, превращая свои поэтические миниатюры в маленькие спектакли. Как это может происходить я показал на трёх его стихотворениях. Об этих полётах во сне и наяву у него есть прекрасный стих:

Татьяне Трембовельской

Летайте чаще над собой,
Пока душа в союзе с телом.
И жизнь тогда на свете белом
Не будет пасмурной такой.
Наверх из илистого быта,
Не глядя в стороны и в низ,
Туда, где солнца диск завис,
Где вдохновение, как приз,
Где ночью дует лунный бриз,
И в детство трасса не закрыта!
Летайте чаще над собой,
Хотя, конечно, это трудно.
Не поплывёт по суше судно,
Простор покинув голубой.

 

 

Кадр для будущего фильма и «Марина»

          В заключение эссе для того, чтобы образно показать насколько проникновенен талант Сергея Таратуты, какова его природа и как органично его душа связана с окружающими стихиями, приведу поразившее меня стихотворение с необычайно талантливым описанием одного из событий его детской деревенской жизни, которое показывает с каким уникальным существом мы имеем дело, и чьим произведениями сейчас наслаждаемся:

Меня расстреливает ливень,
Себя распял я на траве.
Вода бежит по голове,
И в мире нет меня счастливей.
Мне больше ничего не надо,
И мне всего-то десять лет
И не пугает неба цвет,
Блеск молний, неба канонада.
Вздыхает бурая корова
в трёх мокрых метрах от меня.
Мне кажется, что мы родня,
С утра лишившаяся крова.
Не прикоснуться, не потрогать
Те ливнем смытые года…
Но вновь и вновь глядишь туда,
Где в дождь вонзаются два рога!

Это счастливое время в Ступино в одном из своих стихов Сергей назвал потерянным раем, в который он всю жизнь хотел вернуться, но увы…

 

          Люди, не равнодушные к поэзии, обычно обладают образным мышлением; попробуйте представить себе эту картину с мальчиком, распявшим себя на траве и вы поймёте, какой необычный человек перед вами; и после этого вам не понадобятся никакие литературоведы, чтобы понять, что это будущий гений, и всегда снимать шляпу перед Поэтами. Меня это стихотворение и эта картина потрясли, ввергли в состояние катарсиса… и заставили еще более внимательно вчитываться в его произведения и вглядываться в их автора.

Уверен, что если когда-нибудь будет снят фильм о Сергее Таратуте, он начнётся именно с этих кадров: счастливого мальчика, распявшего себя на зелёной траве хлещут струи летнего ливня, а рядом с ним стоит мокрая и счастливая корова…
В этом фильме обязательно будет исполнен всем известный шлягер «Марина», написанный на слова Сергея Таратуты. Песня, впервые прозвучавшая в исполнении Филиппа Киркорова в 1993 году, до сих пор частенько звучит на телевидении. Видеоклип с молодым зажигательным Филиппом и красивыми девушками до сих пор прекрасно смотрится-слушается и привлекает внимание любителей легкой, красивой, заводной эстрадной песни...

 

"Наша улица” №275 (10) октябрь 2022

 

 

 
 

 

 

kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/