Исидор Коган “Исторические истории”

Исидор Коган “Исторические истории”
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Исидор Зиновьевич Коган родился 20 июля 1936 года в Ленинграде. Окончил историко-филологический факультет Латвийского государственного университета в 1960 году. Публиковался в журналах «Литературный европеец» /Франкфурт на Майне/, «Даугава» /Рига/. В 2013 году в издательстве «JUMI» вышел двухтомник иронической поэзии «Терпи, Эвтерпа». В 2018 году в Риге издана книга сатирической прозы «Бедная проза, или войлок Шейлока». В "нашей улице" публикуется с №267 (2) февраль 2022..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Исидор Коган

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ

 

1. Однажды Ленин, гуляя с Горьким по Капри, столкнул писателя в пропасть.
Когда он об этом узнал, то пробормотал:
- А я подумал, что это - Арцибашев! - А потом добавил: - Это что? Возраст?

2. Однажды Ленин, проснувшись, увидел рядом с собой в постели Инессу Арманд и сказал:
- Надюша! Убери руку! Жарко! - Когда Арманд в слезах одевалась, он спросил: - Это что? Возраст?

3. Однажды Ленин, чувствуя недостаток общей культуры, попросил, невзирая на занятость, организовать ему приватную экскурсию в Музей им. Пушкина.
Удалось выкроить с полчаса почти ночью. Электричество не работало: молодая республика экономила на всём, кроме лозунгов РОСТА.
Картины Венецианова, Шишкина и передвижников вождь удовлетворённо ощупал: эстетически свои! А в зале скульптуры он сильно ударился о бронзовый бюст Толстого. Первое движение было: переплавить! А потом, потирая лоб, Ильич сказал:
- Какой матёрый человечище!

4. Мало кто знает, что Максим Горький был большим собирателем японских фигурок, бухарских ковров и, вообще, антиквариата. Было это в начале 20-х годов. Однажды Горький попал в салон поэтов – анархистов, и во время завываний Сарры Лохвелянц неотступно смотрел на роскошный гобелен 18 века.
- Ну, как Вам, Алексей Максимыч? - спросил Николай Гумилёв.
- Очень занятно, - ответил писатель. - Приглашайте почаще!
Через неделю в кабинет Горького четверо грузчиков, отдуваясь, внесли гобелен. Вы, может, спросите:
- А где Сарра?
Отвечаю:
- Там же, где Гумилёв.

2014

 

Альтернативные истории о жажде славы и подлинном величье

1. Наполеон
Завоевав не полсвета, а целый - Н. заскучал. На помощь пришёл опыт восточных владык: Н. завёл гарем, состоящий из 4 тысяч полонянок. с одинаковым именем - Поля. И когда его ищут и спрашивают:
- А где его Землешарство Наполеон? - получают стандартный ответ:
- На Поле он!
Вот оно, истинное величье!

2. Лев Толстой
Подойдя вплотную к 126 тому себя, Л. Т. задумался. Затем оделся и вышел из дома. Через некоторое время в Ставрополье объявился пастух, внешне удивительно похожий на Т. В его стаде коровы имеют клички «Анна Каренина» и «Катюша Маслова», быки - «Отец Сергий», «Стива Облонский». Вот только с юным телёнком вышло недоразумение: пастух хотел его назвать «Не могу молчать», а теленочек поправил его:
- Не могу мычать! -

3. Изя Кукушкин
Немолодой и незаслуженный магаданский поэт И. К. возжаждал славы.
Его всегда раздражало мещанское звучание фамилии. Решение пришло неожиданно быстро: Пушкин. Читателей, по ошибке приобретших книги Изи Пушкина, просим вернуть их по адресу: Магадан-4, сопка ударников Гулага, кв. 9.

4. Герострат
Грек Герострат, в принципе, не претендовал на мировую славу. Этот идеалист решил избавить человечество от ига пола. Он торжественно позволил себя оскопить. Согласно разработанной вавилонскими жрецами процедуре, его тестикулы были помещены между мельничными жерновами. Испытав невыносимую боль, Геро-Кастр надеялся, что люди последуют его примеру и мировая проблема №1 (пол) будет решена. А очередную проблему (национализм) решит царь Соломон.
Фигуру Геро-Кастра в белом одеянии видели в гаремах, борделях, домах полового плюрализма, отелях. И везде его ожидало страшное разочарование: мир не изменился. А последний удар ему нанёс Соломон, заявив: - иудеи - нация, остальные - прах, что моментально вызвало проблему № 3: антисемитизм.
«Этот мир недостоин моей жертвы» - решил Геро-Кастр и при помощи 16 миллионов буйволов нагнул ось Земли. С людей слетели парики и высокие меховые шапки, небоскрёбы пали, смерчи и циклоны опустошили планету. С лица её исчезли города и государства. По необъяснимому капризу нетронутой осталась Иудея.
Слава Герострата - мстителя за поруганную наивность - осталась в памяти людей. Греки поставили его медную фигуру на острове Родос: огромный человек, бережно поддерживающий свою обманутую плоть.
Впоследствии громадные шары были перелиты в колокола.
И, если, дорогой читатель, ты слышишь их звон, то знай: они звонят не только в память Геростата, они звонят и по тебе.

5. Царь Ашока
Полулегендарный властитель Индии Ашока, достигнув тридцатилетия, неожиданно для миллионов поданных удалился от власти. - Что такое слава? - размышлял он, лежа под бабановым деревом. - Слава - дым. - Но дым - то должен быть приятным, чтобы его хотелось обонять. И Ашока попросил, чтобы селенья бедняков, производивших нехорошие запахи, сжигали, а в костер бросали для сущего благовония ветки эвкалипта. Теперь ничего не мешало Ашоке медитировать.

6. Франц К.
Франц К., будущий всемирно известный писатель, а пока банковский клерк, был человеком нервным, впечатлительным и меланхоличным.
Связано ли это с биологическими факторами, или с чем-то другим, неважно. Важно было то, что всю свою не очень долгую жизнь, Франц боялся своего мясного, бородатого и нетерпимого отца. Боялся, любил и ненавидел.
Страх не избиения, страх громового голоса, идущего сверху, горящих глаз парализовывал его. Отец был недоволен худобой и болезненностью Франца, его мечтательностью, нежеланием стать раввином, или зубным врачом.
Франц, пусть тщедушный и колеблющийся, обладал всё же духовной смелостью; он хотел писать, вопреки всему. Ночами он лихорадочно писал, а затем относил рукописи своему другу- адвокату Максу Броду, который пристраивал новеллы и романы под различными псевдонимами, задавая работу будущим исследователям. Наиболее часто было использовано имя «Израель Блох». Но дело не в этом.
Проблемой стали женщины: Франц не прошёл «венскую школу секса» им. З. Фрейда, хотя жил с ним в одно и то же время.
Стоило кельнерше, ставящей кружку пива или чашку кофе, слегка улыбнуться посетителю, как в воспалённой голове Франца выстраивались далеко идущие линии. Но реальность, увы, была намного короче.
Немногие женщины, чьи имена сохранила история литературы, любили его лишь за почерк, почерк вышколенного педантичного чиновника банка, каких было много в Базеле, Женеве, Вене. Лишь одна - Мелина М. оценила его талант, но некоторые историки считают, что и она притворялась, рассчитывая на долю (?) от продажи книг. Бедный Франц!
Стоит ли говорить, что его близкий друг и душеприказчик Макс Брод не только нарушил клятву, данную Францу, что все рукописи, дневники и письма последнего будут сожжены после его смерти, но и присвоил его неосуществлённый замысел: историческое обоснование пользы антисемитизма в Галиции и Буковине?
Ныне, когда шизофренические фантазмы Франца принято считать гениальными прозрениями будущего, включая тотальность террора, бюрократическую анонимность зла и т. п. хочется вспомнить знаменитое «Письмо к отцу». Там взрослый сын, обливаясь слезами, вопрошает судьбу в лице властного и неумолимого Отца: «Папа! Что мне надо сделать, чтобы завоевать твою не любовь, а хотя бы милость? Тебе не нравился мой образ жизни, мыслей, мои тексты. Ты, может быть, знаешь: я становлюсь знаменитым. Можешь ли ты что либо изменить в своём отношении ко мне? Зачем мне слава, наступившая и будущая, когда я не ощущаю твоего одобрения?».
Непросто да и не нужно комментировать эти слова. Да, иногда страдания отдельной личности, переплавленные в горниле творчества, могут незаслуженно обогатить многих.
Не сравнивая и не навязывая, хочу напомнть историю знаменитого Урода Климента из Кремоны, жившего в 14 веке. Это существо, плод чудовищной смеси сифилиса, проституции и зло - генетики, не имело рук, ног, заднепроходного отверстия, части перистальтики. Это был некий телесный клубок, откуда издавались утробные звуки, а иногда из многочисленных клоак выталкивалась слизь.
Монстра обслуживала целая команда толкователей испражнений и выделений: видения и сновидения Климента не посещали., но каждый его хрип, чавк, хруст всесторонне анализировался. Естественно, всех интересовало, что ощущает сам Климент, о чем думает, что переживает.
И вот как ответил на это настоятель монастыря отец Силенций: - Клемент не знает, что такое счастье, но он счастлив! Климент не знает, что такое наш бренный мир, но способен дать миру советы. Климент не знает, что такое телесная любовь, но с благодарностью примет от трех невинных дев и восьми испытанных женщин дары земной любви.
История не донесла до нас подробности пребывания Урода Климента в Кремоне, кроме того, что было рассказано тебе, милый читатель.
Можешь ли ты допустить, что Франц К. был более счастлив, чем Климент, или наоборот: ведь урод не аппелировал к своему отцу, которого не знал, равно как не ведал наших эталонов, критериев мер, весов, успеха и социальной значимости. И, в случае Франца - где же справедливость?

2014

 

 

"Наша улица” №277 (12) декбрь 2022

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/