|
|||
|
Ирина Пин ИМПРОВИЗАЦИЯ рассказ
Ирина Пин родилась 12 декабря 1954 года в Москве. Окончила МГПИИЯ им. Мориса Тореза, преподаватель английского языка, кандидат педагогических наук, автор научных публикаций и учебных книг-пособий по произведениям английских и американских авторов. В "Нашей улице" публикуется с №249 (8) август 2020.
Дед Клаус и Санта Мороз Есть в нашем человеке этакое раболепие перед всем иностранным. На что уж Дед Мороз – фигура серьезная, и тот не избежал искушения побыть в шкуре, сорри, модной красной курточке Санта Клауса. Уж так Дед Мороз Санте завидовал: и семь оленей на быстроходных санях везут, и лицо гладкое, моложавое, и никто дедом не называет, и Снегурки приставучей нет. Правда, чего Дед Мороз не любил, дак это виски – сивухой отдают, и чего уж совсем не понимал и не одобрял – это то, что их еще и разбавлять принято.
Импровизация «… Но уже импровизатор чувствовал приближение бога… Он дал знак музыкантам играть… Лицо его страшно побледнело, он затрепетал как в лихорадке; глаза его засверкали чудным огнём; он приподнял рукою черные свои волосы, отёр платком высокое чело, покрытое каплями пота… и вдруг шагнул вперед, сложил крестом руки на грудь… музыка умолкла… Импровизация началась…» Александр Сергеевич Пушкин. «Египетские ночи». Как поймать то особое состояние высокого подъёма и концентрированности, погружения в свою эмоциональность, которое, бывает, существует отдельно от человека, приходит извне на краткое мгновение и туда же улетучивается, где тот очаг возбуждения, тот триггер, тот спусковой механизм, без которого невозможна творческая деятельность? И правы ли те, кто считает, что это дар высшего разума, которое неподвластно простому смертному, и только единицы способны заглянуть в мир запредельного мироздания Зазеркалья. Как забавно порой запускается механизм мысли… Перед тобой тема и ни одной мысли, но вот одна робко постучалась. И начинаешь писать, и как-то сам собой сюжет складывается, уже вроде кто-то диктует – твоё дело знай записывай. И заключительный аккорд, вдруг, как озарение, стучится к тебе в последнюю секунду. Ах, эти сеансы Египетских ночей по вторникам, бывает, что и вы способны разбудить мысль учителя, экономиста, врача, отправить в полёт их сознание, подчинив его единственной цели – вдохновенного творчества по заказу в рецепте творческого ритуала… Зазвонил телефон. Отвечать не хотелось, дел было ещё много, но она всё-таки не дала отбой.
2. Можно не стучать? «Можно не стучать?» – сказала строгая женщина в очках. «Вы мне мешаете!»
3. Дирижёр играет без оркестра А разве бывает как-то по-другому? И нужен ли маэстро весь ансамбль? Нет, музыка звучит и так! Вот струнные вступают: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. А вот и подтянулись духовые: фаготы, флейты, кларнеты разные, валторны, трубы и тромбоны... Литавры вдруг ударили над самым ухом дирижёра, да так, что поморщился он вдруг. А зрители, вернее, пассажиры – те, кто рядом с ним сидели, не поняли, отчего вдруг мужчина вздрогнул и уши вдруг зажал, услышав ноты фальшь... Однажды я ехала в метро, напротив он сидел, наверное, оркестрант, решила я, наблюдая за ним невольно. И вдруг взмахнул рукой он, как будто палочку достал из саквояжа. Все пассажиры замолчали и, кажется, услышали, как музыка звучала – вот, что значит волшебства искусство! Ведь всякий дирижёр играет без оркестра…
4. Боже, мы всё пропустили Когда вдруг на несколько часов садится батарейка твоего мобильника, и ты не можешь его подзарядить, то кажется тебе, что телефон твой разрывается, тебя разыскивают все, кто только может. Ты уверен, что понадобился близким и дальним родственникам, а также добрым друзьям и шапочным знакомым: тебя ищет муж/жена, дети, сотрудники, мама, папа, деверь, золовка, шурин со свояченицей, внучатая племянница, троюродный брат родной сестры свекрови, и ты обязательно всем нужен. Ты не находишь себе места, так и тянет обратиться к первому встречному на улице, чтобы он одолжил мобильник, и чтоб ты мог позвонить тем, кому ты понадобился.
5. Песочные часы стали спешить Жил-был когда-то часовых дел мастер с говорящей фамилией Минута, который обожал свою работу. И больше всего он любил, когда часы портились. Тогда наступало его время: люди выстраивались в большую очередь, к тому же без протекции он не принимал – некоторые и по месяцу ждали, чтоб часы отремонтировать. В первую очередь он чинил механические, за электронные почти не брался – неинтересно было разбирать эти бездушные организмы, а вот старинную механику уважал.
6. Не хватает одного персика На самом деле никто не пересчитывал персики, просто видно было, что их становилось все меньше и меньше на подносе, да и кому в голову придёт их пересчитывать, если этих персиков на единственном персиковом дереве в саду этим летом было видимо-невидимо. Да и прошлым тоже, да и вообще, сколько она себя помнила, это чудесное творение природы всегда плодоносило. «И почему так?» – подумала она вяло, – за некоторыми растениями ухаживаешь-ухаживаешь – все без толку, а за этим никакого пригляда, а радует необыкновенно. Вон их сколько сегодня нападало с дерева – любо-дорого посмотреть, и всё-таки персиков на подносе явно стало меньше: мысль её всё время двигалась в одном направлении – понять, куда исчезают плоды. На кого можно было подумать, если она одна на своей даче южного города. Она притворилась, что уходит со двора, а сама зашла на террасу, хлопнув дверью, и продолжала внимательно следить за происходящим. Минуту-две всё было спокойно, как вдруг… нет, не может быть, она не поверила своим глазам, с ветки персикового дерева сполз змей, ну точный искуситель (она вспомнила когда-то прочитанную Библию) и стал катать один из персиков, надкусывая его, и перекатывая плод ближе к краю стола, на котором стоял поднос, бах и персик скатился в траву и змей-искуситель за ним... Старушка всхрапнула и открыла глаза, ну и привидится же такое? Перекрестившись, она всё-таки пересчитала персики – их была чёртова дюжина…
7. Бросивший и брошенный «А как вы думаете, что лучше быть бросившим или брошенным?» – задал я вопрос лектору на лекции по семейной психологии, куда мы записались с моей третьей женой, когда почувствовали первые признаки охлаждения друг к другу. Женщина-лектор посмотрела на меня внимательно и ответила вопросом на вопрос: «А вы как думаете?» Я совсем по-детски, хотел сказать, что я первый спросил, но, улыбнувшись, ответил: «Я предпочитаю бросать!»
8. Специалист по пряткам и находкам, или Игра нашего детства Сейчас игры уже не те… А в моём детстве как же мы играли всем двором в казаков-разбойников, в штандер, в ножички, в вышибалы, ручеек, путаницу и, конечно, в прятки! Ах, какие же были эти прятки: какая эйфория, адреналин, драйв с сердцебиением и предвкушением. Сердце, казалось, так и выпрыгнет из твоей груди, когда ты сидишь в своём укромном месте, а во́да рядом-рядом, и надо сделать так, чтобы он как раз и не услышал биение твоего сердца. А предвкушение в том, что вот сейчас водящий уйдёт в противоположную от тебя сторону, и ты сможешь выбежать, и добежать первым до условленного места, где надо постучать по нему и скороговоркой сказать «Пала-выра, выручи меня»», и если ты сделаешь это первым, то выручишь всех-всех, кто уже был найден, и бедный во́да будеть мотать свой срок опять. Ах, каким же я была спецом по игре в прятки…
9. Передержка Я завожу пружины с утра до вечера, хотя в этом месте, где я обитаю, нет разделения на день и ночь, утро и вечер. Есть просто Время, Время в понимании Вечности, а я просто выполняю свою работу: вставляю пружину и поворачиваю её, ну как все остальные проворачивают заводной ключ хода на задней панели механического будильника. У меня нет модных наворотов, нет подмастерьев, кому бы я мог перепоручить свою работу, я просто завожу, завожу, завожу… Я иногда устаю, иногда задумываюсь о другом: моя работа машинальна и монотонна. Иногда я прокручиваю пружину долго-долго, но иногда пальцы соскальзывают, и завод получается очень коротким. Вся штука в том, что нужно прокрутить пружину механизма за один раз, не меняя положения пальцев. Каким-то везунчикам достаётся очень много, кому-то меньше, а некоторым – всего-то полоборота. А на земле, куда потом отправляются заведённые, это равняется у кого-то веку, у кого-то так, серединка-наполовинку, а кому-то... Но, оплакивая ушедших, их родственники не осознают, что повезло как раз покинувшим этот (или тот) мир, потому что здесь (или там) была только передержка…
10. «Все кроме меня», или Как она провалилась на экзамене «Все кроме меня» или «Все, кроме меня». Нужна или не нужна запятая? Она задумалась, потому что от этого зависело раскрытие темы.
11. Легкая тень спортзала Каждый день я начинаю новую жизнь: с правильным питанием, с соблюдением диеты, скидыванием несколько лишних килограммов. В мыслях, глядя в окно на противоположный берег реки, на силуэт спорткомплекса напротив с большим спортзалом и бассейном.
12. Занавеска всё-таки шевелится Его переход в другое состояние был очень болезненным: как будто плоть разлагалась на составные части на молекулярном уровне. Мысли были ни о чем и обо всем сразу. Но это не были мысли человека, разумного существа, а как будто более высокий разум видел, осознавал, чувствовал всё сразу на подсознательном уровне.
13. Без сахара «Шуга фри», – сказала она по-английски.
14. Нам на следующей «Нам на следующей!» – тихо сказал мужчина в очках своей спутнице.
15. Не забудьте полить фикусы У меня есть фикус. Один фикус на всю квартиру, но зато какой. Не просто фикус, а фикус Бенджамина.
16. Мы не сразу узнали друг друга Ему было, наверное, лет 35, а, может, и все 40 – этому вожатому, невысокому мужчине с красивой чёрной бородкой эспаньолкой – больше о его внешности ничего не помню, не помню, как его звали, он мне казался уже старым, а кто не кажется, если тебе 18 лет? Ещё у него был красивый голос, бархатный, низкий, обволакивающий, он играл на гитаре и пел… Он был отец-одиночка, у него был сын, совсем маленький, непонятно было, как мальчика вообще взяли в пионерский лагерь – он оказался в моём отряде, эта кроха 5-6 лет от роду.
17. Стирка во время дождя Когда идёт дождь: уныло-меланхоличный, однообразно-затяжной, монотонно-заунывный, меланхолично-тоскливый, безотрадно-унылый, минорно-элегический, меланхолическо-вечный, то кажется, что он должен быть везде, чудится, что он никогда не закончится. И он не подходит к концу: он начался осенью, продолжался зимой, барабанил по стеклу весной и плавно перетёк в лето… Окна нашей мансарды мыть бесполезно: они под наклоном, и их всё время омывает дождь. Вот и сейчас стучит по стеклу... Дождь может служить отговоркой, когда не хочешь куда-то идти или с кем-то встречаться: «Извини… Дождь…» Дождь даёт возможность сконцентрироваться на своём состоянии, заняться рефлексией, выстроить ассоциации в ряд или переделать домашние дела, которые накопились за четыре времени года, когда ты прислушивался к дождю. Дождь… ты выручаешь и сейчас, когда отвлекаешься от сюрреализма происходящего и думаешь, что пора постирать серый ажур облаков за окном…
18. Разницы не существует В хиромантию она въехала давно и страстно. Она вгрызалась в теорию, свирепо и рьяно, посвящая каждый день этому занятию, по крайней мере, часа три-четыре минимум и удивляя потом своими объяснениями на практике своих знакомых. Она знала все основные и второстепенные линии, могла, закрыв глаза на ощупь определить все холмы на ладони, выучила пальцевые узоры и флексорные линии, анализировала их длину и ширину, цвет, точку их исхода и положение линий в конце, а также наличие различных ответвлений и знаков. По внешнему виду руки, не глядя в лицо человека, она сразу понимала, что за психотип находится перед ней. Прямая, длинная и ясная линия, берущая начало с розетты и заканчивающаяся под бугром Сатурна предсказывала экстраверту одно, интроверту же сулила другое. Её кумиром был хиромант-ирландец Хиро, который предсказал Николаю II и его семье гибель, Оскару Уайльду его печальную судьбу, королю Георгу IV смерть единственной дочери, Григорию Распутину – мученическую смерть. Его книга «Язык руки» была у нее настольной. Только себе она так и не сумела предсказать судьбу – она умерла вскоре после того, как нагадала себе долгую и счастливую жизнь. Разницы не существует, говорите вы, кому предсказывать фортуну? Разница есть – если это касается своей судьбы…
19. Сдаём по десять карт «Чтобы получить зачёт, сдаём по 10 карт!» – грозно сказал наш географ с говорящей фамилией Топонимов.
20. Книга на пляже О, эти июльские жаркие дни на южном побережье. Уж и надоело солнце и загар, как у мулатки, но делать нечего – терпи, раз уж приехала из довольно прохладного лета средней полосы. Сколько времени потеряно даром на этих пляжах, сколько полезного можно было сделать за четыре недели отпуска, но нет – одна и та же морока. Всё, надоело! С завтрашнего дня начинаю новую жизнь – тем более, так много нового и интересного – запишусь на экскурсию, пойду в дендрарий, поныряю с аквалангом (неприкаянный горе-аквалангист тщетно пытался привлечь клиентуру), надо-надо занять себя чем-то – ещё две недели впереди. Она перевернулась со спины на живот, спустив лямки купальника, как что-то острое вдруг врезалось ей в бедро. Книга, откуда, кто же здесь сейчас лежал с ней рядом? Она пыталась вспомнить, но тщетно… Молодая женщина бросила взгляд на обложку – какое-то смутное чувство дежа вю шевельнулось в мозгу, да когда-то она слышала про эту книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»… Но книга на английском, что ж – повод подтянуть забытый язык, тем более, так интересно. Оставшиеся дни отпуска она читала на пляже Джона Грэя. В день отъезда, прибежав на прощание кинуть монетку в море, она встретила его – Мужчину с Марса! Он улыбался: «Вы Венера? Мне сказали, вы нашли мою книгу…» Венера Платонова улыбнулась в ответ… Книгу они дочитывали вместе в городе средней полосы…
21. Ковёр в жизни человека На даче с советских времён висел ковёр, его повесили во время повального дефицита, уже не новым, вытертым по углам. Выбросить рука не поднималась, а перевезти в дачную ссылку было принято у того поколения наших прародителей. Ковёр был страшный, темный, впитавший запахи своего времени, и хотя повешен был для уюта, никакой атмосферы домашнего очага он не создавал. Время шло, а ковёр продолжал висеть, пугая потомков тех прежних хозяев дачного домика. И рука не поднималась его выбросить, память диктовала те воспоминания о ковре, когда он лежал на полу в московской квартире. Его «достали» с трудом, по блату, переплатив какую-то сумму сверху. И вот теперь он стал ненужным, вызывая раздражение. Однажды ковёр не выдержал и прошептал женщине, нечаянно прислонившейся к нему: «Раз я тебе стал противен, пора со мной расстаться, и совесть пусть тебя не мучает… Я хорош был в своё время для тех людей, которых уже нет…» На следующее утро ковёр был снят и перепрятан сложенным в чулан. Для кого?
"Наша улица” №278 (1) январь 2023
|
|
|
kuvaldin-yuriy@mail.ru | Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
||
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/ |