Марина Русецкая “Русский характер” очерк

Марина Русецкая “Русский характер” очерк
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Марина Русецкая

РУССКИЙ ХАРАКТЕР

эссе

Марина Русецкая - поэт, бард, родилась в Санкт Петербурге в 1947 г. Окончила ЛИИЖТ, ныне ПГУПС Императора Александра 1, факультет "Мосты и тоннели". После замужества переехала в Москву. Стихи пишет с 7 лет, песни с 16 лет. Публиковалась в разных периодических изданиях, выпустила диск своих песен. Сайт в интернете: www.rusetskaya.ru. В "Нашей улице" публикуется с № 275 октябрь 2022.

 

Русский характер - загадка, над которой размышляли многие умы, и, которая, не поддается законченному и лаконичному определению. Сразу хочется обратить внимание на то, что характер русского человека формировался на огромных пространствах, свободных от бесконечных застроек и скопления людей. В России не было перенаселения, наоборот, бескрайняя, безграничная природа, простор земли, в основном и создавал свободный, не ограниченный ничем склад, нрав русского человека. Русская поговорка гласит: «Пойду, куда глаза глядят», а глаза глядели в необозримую даль. Простор, пространство, раздолье. Когда глаза русского человека смотрят на эту бесконечность, она в душе его отзывается такой же бесконечностью, бескрайностью, беспредельностью.
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», Митя Карамазов в разговоре с братом Алешей говорит: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Это заключение он делает, прежде всего, осознавая свой собственный истинно русский характер. Не только широк, а бескраен. Отсюда и разные возможности проявления этого характера. С одной стороны бесконечное терпение, а с другой бесконечное буйство, до одури, до безумия.
Потому что нет предела ни в том, ни в другом состоянии, потому что, вообще, нет предела, потому что его нигде нет, «не видать».
В России леса прозрачны, реки извилисты и спокойны, ландшафты мирные. Луга, поля, долины. Среднерусская равнина. Все призывает к мирному и спокойному созерцанию. И среди всего этого благолепия вырастают необыкновенно прекрасные церкви, деревни с невысокими деревянными домами. В душе русского человека поселяется с самого рождения мир, покой, который ему дарит окружающая его картина. Даль поднебесная. Времена года четко разделены, переход от одного времени года к другому правильно обозначен и спокоен. Достаточно времени душе насладиться каждым временем года. Гармония и покой в природе, и в душе русского человека.
Отсюда и терпение. Если на русского человека начинают давить, он подвинется. Потому что у него внутреннее ощущение свободного пространства. «Коли тесно, так подвинься». «Кому тесно, а нам будет место». И, действительно, место есть, много свободного пространства, поэтому можно подвинуться, отойти.
Такое отношение к действительности, полностью сочетается со словами православных святых отцов русской церкви: «Отойди от зла», «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что он грешит, будучи самоосуждён». (Ап. Павел, Посл. к Титу, 3, 10, 11). Не отвечай злом на зло. Отойди. И русский человек отходит, спокойно, терпеливо, не вступая в лишние словопрения, в пустые объяснения, ненужные требования, часто бессмысленные, ни к чему не приводящие. И терпит русский человек и унижения, и оскорбления, и нищету, и неправду, всегда находя возможность отойти и не впускать в себя злобу, месть и ненависть. Это терпение и незлобивость совпадает с христианскими напутствиями, с христианским учением. Слова Христа: «Не мстите за себя милые, Мне отмщение и Я воздам», ложатся на сердце русского человека, как бальзам на душу, и совершенно совпадают с его жизненной позицией, с его природным устроением. «Он его бранит, а Бог его хранит». Сколько уверенности в том, что Бог простит. Чтобы так сказать, нужно иметь сильную надежду. «Одно проси: Господи прости».
А окружающий мир часто доводит этого человека до крайности, словно испытывая его возможности, его мирный характер, его спокойствие, его терпимость. Но, русский человек бескраен, именно это и вызывает в окружающих, часто непонимающих существо его характера, раздражение и даже зависть. Вероятно, от этого и возникает желание у некоторых людей переделать русского человека, выровнять по какому-то лекалу, часто взятому из иноземных примеров. Только, можно ли природу заковать, вряд ли. Пока что, история показывает, что это невозможно.
«Бог терпел, да и нам велел». «Подумаешь, горе; а раздумаешь Божья воля». «Терпя, горе скажется». «Журавлиная походка не нашей стати». «Покорись беде, и беда покорится». «Не ищи мудрости, ищи кротости». «Смиренных Господь духом спасает». Все русские поговорки, наиболее полно представленные в собрании Владимира Даля, точно и всесторонне рассказывают о русском народе. Именно в этих поговорках и пословицах русский человек выражал себя, свою суть, истинные черты своего характера.
Но, есть и поговорки с другим смыслом: «Смирен, смирен, а палец в рот не клади», «Влез по пояс, лезь и по уши», «Не помрешь, так не похоронят», «Отвага мед пьет, и кандалы трет», «Удалой долго не думает», «Наши в поле не робеют», «По чужую голову идти - свою нести», «В драку идти - волос не жалеть». И русский бунт известен не только своей отвагой, но и лихой бездумностью, отчаянной беспредельностью. Те ужасы, на которые был способен русский народ, поражают своей бессмысленной жестокостью. Нет предела, нет остановки, нет преграды. Ширь бескрайняя. Как пошел, так и идет. И защищая свою землю, русский человек не жалеет сил. Идёт напролом не жалея ни себя, ни жизни своей.
Читая русские пословицы, невольно думаешь, что, воистину, что-то ведает этот русский человек, что-то знает такое, что многим закрыто. «Нет такого человека, чтобы век без греха прожил», «Жить - Богу служить», «Беден бес, что у него Бога нет», «Что грешно, то и смешно», «Живем, поколе Господь грехам нашим терпит», «Не нашим умом, а Божьим судом». И странным образом в русском человеке сочетается это отчаянье, эта смелость, смиренность и надежда на спасение Божие.
Может быть, именно такое качество, как смирение, помогали русскому человеку претерпевать все трудности и напасти, все искушения и испытания. И, на мой взгляд, одной из важнейших черт русского характера - является доброта. В одной деревне, в которой мне пришлось жить некоторое время, я наблюдала за одним забавным человеком, местным балагуром, вруном и ёрником. Шутки его нередко вызывали не только смех, но и отвращение, потому что наполнялись и богохульством, и откровенной скабрезностью. Все это, нужно сказать, проявлялось в нем только в моменты сильного опьянения. Однажды утром, я шла в лес по ягоды, и встретила на дороге этого человека, который возвращался с покоса. Поздоровавшись со мной, он опустил косу на землю, оперся на нее и стал рассказывать о том, какую картину утром он увидел, когда пришел на покос. Чувствовалось, что его переполняют эмоции, что ему необходимо выговориться. Он рассказал о восходе солнца, о том, что трава стала розовой от первых лучей, и розовые капли росы, еще не успевшей высохнуть, маленькими розовыми жемчужинами сверкали в траве. Его глаза сияли восторгом, любовью, и наполнились слезами. В них отражалась вся та красота, которую он видел, с которой он только что столкнулся. Вот она - любовь до слез. Его переполняли самые прекрасные чувства, которые может испытывать человек на этой земле.
Я порадовалась вместе с ним, полностью разделяя и понимая его восторг. Потом, распрощавшись, я шла по дороге в удивлении от того, какую метаморфозу, какую перемену в этом пересмешнике мне пришлось увидеть. Я никак не могла даже представить себе, что этот человек, вызывавший во мне сильное неприятие, способен на такие нежные, восторженные чувства, что он способен воспринимать окружающую его красоту так художественно, почти поэтически. Я шла, озадаченная несоответствием, казалось бы, невозможностью совмещения в одном человеке, столь разнообразных, взаимоисключающих проявлений.
Однажды, одна деревенская женщина, уже немолодая, которая много и трудно работала в своем хозяйстве и, в свое время, в колхозе, когда мы вышли с ней в поле, стала читать мне наизусть стихи Пушкина, которые она помнила еще со школьной скамьи. Лицо ее в это время осветилось поэтическим восторгом и радостью оттого, что она может произнести эти прекрасные строчки.
Ан, нет. Это и есть та самая загадка души русской. Возможность сочетания самых противоположных качеств в одном человеке. Возможность принять в себя и заключить в себе все, объять необъятное, которое, как известно, невозможно объять. Такие качества, как бесшабашная храбрость, бесконечная доброта, сдержанность и хозяйственность, с другой стороны - лень и беспечность, а также терпение и скромность - сколько всевозможных граней можно найти в одном, в русском характере. Во всем дойти до крайности. И рушить церкви и совсем отказаться от Бога. А в то же время, бесстрашно и достойно умереть за веру, за Бога, отстаивая те же самые церкви от разрушения теми людьми, которые поддались антихристианскому бунту. Как известно, в советское время, целые деревни уничтожали, с детьми и женщинами, и здоровыми мужиками только за то, что они отстаивали веру Христову.
А сколько раз мы видели такую ситуацию, когда человек вас оскорбит, а через минуту начинает просить прощения, почувствовав, что задел вас за живое. Будет просить прощения до исступления, до слёз, пока не услышит от вас искреннего прощения.
Поэтому трудно сделать, какое-либо, определенное заключение о русском характере. И жестокость, доходящая до абсурда. Может быть, по глупости? «Дурак не глядит и на кулак»; «Дураку и Бог простит»; «На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено». «Все на свете творится благостию Божию да глупостью человеческою». Да и не в уме дело. Невозможность остановиться, нет тормозов, нет меры, нет преграды. Словно в русском человеке нет предела не только в горизонтальном направлении, но и в вертикальном тоже. Он может подняться до самых высоких высот и опуститься до самых адских низин. «Душа нараспашку». Эта поговорка предполагает многое в характере. С одной стороны, нараспашку - как войдет, так и выйдет, не задержится; а с другой стороны безмерное принятие и душевная открытость. Поди разберись. Как говорится: «Одному всей премудрости не пройти».
Впрочем, одно очевидно, даже бросается в глаза - это крайность. Максимализм во всем. Если уж философическим складом ума одержим, то, как Обломов, а мечтой, то, как Башмачкин. А уж, если любит русский человек, то страстно, как Митя Карамазов. Наши классики хорошо изучили русского человека, во всяких проявлениях его характера, а, если кроток и смирен сердцем, то, кто ж смиреннее, незлобивее князя Мышкина. Можно сказать с определенностью: русский человек, человек живой, мучающийся, страдающий, всегда ищущий правды и справедливости. Русский человек, может быть, слишком серьезен. Но он неравнодушен. Пожалуй, это самое главное в характере русского человека - неравнодушие и максимализм. Если кланяться - так до земли, если любить - так «до берёзки», если родину защищать - так до последней капли крови. Нет остановки, нет «золотой середины».
Но есть в русском народе золотой фонд. Это православные святые. Это люди смиренные, спокойные, в крайности не впадающие. Их можно отличить всегда по открытой доброте, радушию и доброжелательности. Эти люди находятся не только в монастырях и скитах, но и среди нас, в миру. Они спокойны, потому что Бога любят больше себя и больше всех земных благ. В них все приоритеты расставлены правильно, души их чисты и красивы. Встретишь такого человека, если повезёт, конечно, и не можешь наслушаться его речей и насмотреться на его духовный свет и внутреннюю силу.
И терпимость к другим вероисповеданиям всегда в русском была. «Аман и пардон уважай», «Люблю молодца и в татарине». Но, чаще всего, поговорки опираются на веру христианскую, и ее правила. «Чего сам не любишь, того и другому не чини» («Возлюби ближнего, как себя»). «Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет» («Видит соломинку в чужом глазу, а в своем бревна не видит»). «Волк по утробе вор, а человек по зависти» («Не завидуй»). «На немилостивых - ад стоит» («Суд без милости, не оказавшему милости»). «Церковь не в бревнах, а в ребрах» («Храм Божий - вы»); «Одно нынче, лучше двух завтра» («Хватит заботы и на сегодняшний день»). «Не хлебом жив - молитвою» («Не хлебом единым жив человек, а словом Божьим из уст исходящим»).
Вот, говорят, что русские люди неграмотные были, а почти всю библейскую мудрость в поговорках да пословицах пересказали. Это сердечная грамотность, откуда же взялась в русском народе. И все эти поговорки говорят о том, что народ русский не только грамотен, но и мудр. «Деньги смогут много, а правда - все». «Менять веру, менять и совесть», «Бога бояться - ума набираться» («Начало мудрости страх Господень»). Невозможно составить какое-либо простое определение русскому характеру, или утверждать с полной определенностью, что ты его понял, этот характер. Невольно пришло на ум высказывание Ю. М. Лотмана о понимании, о самом этом понятии, которое я прочла в его книге «Беседы о русской культуре»: «Слово «понимание» коварно. Невольно навязывается представление, что это однократный, исчерпывающий акт. Понимание представляется, как окончательное и безусловное знание. В действительности это путь в бесконечность. Честность заключается в том, чтобы указать степень и направление приближения. Понимание можно представить себе, как сеть истолкований и переводов разной степени приближенности. Именно их многочисленность и взаимная контрастность определяют уровень понимания».
Не могу не согласиться с таким осмыслением «понимания». Поэтому главное, что я понимаю под русским характером, это сочетание несочетаемого, соединение несоединимого. «Мир, что огород, в нем все растет». Парадокс такого характера изумляет, привлекает и вызывает желание сделать попытку объяснения и разгадки этой тайны. Я часто думала о том, что тайной считают рождение человека, тайной считают смерть человека, но, как мне кажется, жизнь человека - это ничуть не меньшая загадка и тайна. Человек по природе своей загадочен, не даром говорят на Руси: «Чужая душа - потемки».
А если представить себе русского человека без социально-политической пыли, просто за его любимым делом. Или среди книг, или в огороде, в саду, в поле, занятым и увлеченным чем-то, что он любит, то перед нами предстанет чистый добрый светлый ребёнок, наивный, доверчивый, увлечённый созидательным делом. Чистая цельная душа.
И, все же, я склоняюсь к тому, что доброты в нем больше, потому что родила земля русская святых людей, которые молятся за нее, составляя Святую небесную Русь? всегда стоящую на защите Руси земной.
«Аще бы не Бог, кто бы нам помог»?

 

                    Июль, 2009 г. Москва

 


"Наша улица” №279 (2) февраль 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/