Нина Краснова "Избранные стихи у всех и каждого свои" эссе


Нина Краснова "Избранные стихи у всех и каждого свои" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

ИЗБРАННЫЕ СТИХИ
У ВСЕХ И КАЖДОГО СВОИ

эссе

 

Писатель Юрий Кувалдин, главный редактор журнала «Наша улица», когда-то сказал мне, видя, что я дарю всем направо и налево свои книги, выпускаемые в наше рыночное время с таким трудом, да еще малыми тиражами, да еще и за свой счет, которого у меня, у свободной художницы, альтруистки и литературного волонтёра, и нет: «Нина, никогда не дари свои книги кому попало, тем, кому они, может быть, не нужны, и кто даже читать их не будет». И с тех пор я не дарю свои книги кому попало. И мне всегда интересно, какие мои стихи оказались ближе всего кому-то из тех, кому я дарю свои книги. Потому что кому-то близки одни стихи, а кому-то другие… 
Например, самому Юрию Кувалдину наряду со всеми моими стихами, которые он печатал в моих книгах «Цветы запоздалые», «В небесной сфере», «Имя»,  «Избранное» и в журнале «Наша улица», нравились вот эти: «Я студентка! Я живу в столице!..» и «Не подрезай, Рязань, моих ветвей». И он просил меня читать их на вечерах «Нашей улицы». А на вечере в библиотеке им. Сент-Экзюпери он попросил меня прочитать еще и моё давнее стихотворение, которое я написала в 19 лет: «Я сделаюсь послушной, и ты меня веди», на которое солист Утесовского оркестра 70-х годов, музыкальный символ «Нашей улицы», певец и композитор Анатолий Шамардин, автор 20 песен на мои стихи, таких, как «Сон под пятницу», «Селезень и уточка», «Затворница», «Россиянка» («Я не пью и не курю»), до этого не обращал внимания, а после этого написал песню:

Я СДЕЛАЮСЬ ПОСЛУШНОЙ
             Музыка Анатолия Шамардина,    
             слова Нины Красновой

Я сделаюсь послушной,
И ты меня веди,
Но только не загадывай,
Что будет впереди:

Что будет птичье пенье,
А не метели вой,
Что будет красно солнышко
У нас над головой,

Что будет под ногами
Сплошной цветистый луг…
Не надо, не загадывай
Свои желанья… вслух.

А артист Театра на Таганке Валерий Золотухин, автор предисловий к моим книгам
«Залёточка» и «Избранное», пел на моих вечерах мои частушки «В Монголии, в
Монголии / Кругом цветут магнолии», «Пообщался Паша с Машей», «Мужики
перепились, / Принялись резвиться, /В вытрезвитель приплелись, / Чтобы
протрезвиться», и читал стихи, посвященные Виктору Астафьеву «Жил в Овсянке
мужик…» и посвященные Римме Казаковой «Ты приехала в Москву из
Хабаровска», и лирические стихи «Ты ушел», и экзерсисы «Ходит п линиям в ГУМе
Лёва, / Ищет сборники Гумилёва»… А одно стихотворение «Пётр и Феврония»,
которое я написала по его просьбе, он читал в шестнадцати городах России, везде,
где открывались памятники двум русским святым Петру и Февронии:

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ
                   Музыка Алексея Карелина,
                   слова Нины Красновой

Петру и Февронии песню споемте хвалебную
За праздничным общим столом из напитков и яств.
Феврония-дева своею закваскою хлебною
Петра исцелила от струпьев проказы и язв.

Премудрая дева, с корнями рязанскими травница,
Лечила Петра и своею любовью притом.
В избушке лесной находилась Февронии здравница.
Потом обвенчались Феврония с князем Петром.

И, благословлённые в церкви святыми иконами,
Хоть кое-кому из бояр не придясь ко двору,
Они – по преданию – жили святыми законами
И Господу Богу служили, а значит – добру.

И их имена на скрижалях истории вырезал
Господь, проведя по линейке железный резец,
И тем отношение к этим героям и выразил,
Явившим для нас христианской любви образец.

За пологом времени многими не различимые,
Святые супруги в посконных рубахах до пят,
Во веки веков неразлучные, не разлучимые,
В двухспальной гробнице смиренно покоятся, спят.

Над ними летают не чёрные стаи воронии,
А светлые ангелы с блеском небесным в очах.
Поклонимся двум чудотворцам – Петру и Февронии,
Прославим земную любовь и семейный очаг!

2009 г., Москва

Композитор Алексей Карелин сочинил песню на эти стихи, которую Елена Дога (сопрано) пела в ЦДЛе на вечере памяти Анатолия Шамардина. А питерский композитор Константин Дюбенко, выпускник Ленинградской консерватории по классу композиции, автор музыки к спектаклям разных театров, участник джазовых фестивалей в нашей стране и за рубежом, сочинил цикл романсов на мои стихи из книги «Четыре стены» для голоса и фортепиано, а до этого - хоральный цикл на стихи из книги «Такие красные цветы», который исполняют певицы симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Например, вот эти песни и романсы:

Я ВИДАЛА ВО СНЕ КОРОВУ
              Музыка Константина Дюбенко
              слова Нины Красновой

Я видала во сне корову –
Это к рёву.

Я с утра была весела,
Тушью чёрной глаза навела,

Мать отправила в гости и тётку,
Села ждать у окна залётку.

На дорогу в ухабах смотря то и дело,
На часы на ручные смотря то и дело,
Целый день у окна просидела,
Дура дурою просидела.

Зря залётку свово прождала.
Ну и рёву же я дала!

И дала же я нынче рёву!
Знать, не зря видала во сне корову.

17 марта 1982 г., Спас-Клепики

УЛИЦА – ГУЛИЦА
             Музыка Константина Дюбенко
             слова Нины Красновой

Что такое означает слово «улица»?
Это место для гулянья – это «гулица».
Публика на ней всегда бывает разная,
Деловая, отдыхающая, праздная.
А порою в этом месте для гулянья
Публика бывает хулиганья.

Улица, улица!
У, рожи! У, лица!

Как с тобой вдвоём гуляли мы по улице,
Всё гуляли, всё гуляли мы по гулице,
Вдоль домов с чужими тайнами, секретами,
С жизнями, от посторонних глаз сокрытыми,
Вдоль рядов торговых, длинных, вдоль палаток,
Не боясь ни каблуков стесать, ни пяток.

Мы с тобой (забыть такое я смогу ли?),
Словно голуби гуляли, гули-гули.

 



ЧЁРНОЕ ПЛАТЬЕ
              Музыка Константина Дюбенко
              слова Нины Красновой

Свой не бабий, не женский, а девичий стан
Облачаю в закрытое чёрное платье,
Добровольно вступаю в монашеский сан,
Ставлю свечку Христу и целую распятье.

Мне не надо мирских удовольствий, мерси,
Жить отныне без них — принимаю решенье,
Буду траур носить по умершей Руси,
Буду Бога молить о её воскрешенье.

1990 г., Рязань

И вот в феврале 2023 года я, по приглашению Любови Щербининой, моей подруги и сестры по перу, побывала в Еврейском центре, в Марьиной роще, на концерте Павла Щербинина, великолепного певца, бас-баритона, артиста театра Станиславского и Немеровича-Данченко, а потом на концертах певца в музее Скрябина и в Есенинском центре. И на первом же концерте подарила ему вместо цветов, которых у меня с собой не было, 2-й том своего двухтомника «Тайна», с автографом. И певец не только не отложил в сторону и не забросил эту мою книгу куда подальше, а прямо после концерта у себя дома ознакомился с ней и сообщил мне, что с удовольствием читает ее вместе со своей мамой, которая плачет над моими стихами о моей маме… И что ему среди тех стихов, которые он успел прочитать, понравилось, например, вот это, «Предмет любви»:

ПРЕДМЕТ ЛЮБВИ

Я тебя в своих фантазиях рисую, 
Ты меня в своих фантазиях рисуешь.
Я тебя одна интересую,                                                                                                               
Ты меня один интересуешь,

Мой герой, вполне реальный, а не мнимый,
Нет, не ирреальный ты герой,
Мой предмет любви, никем незаменимый,
Ты любовь не путаешь с игрой.
(Ты любовь не путаешь ни с блядством, ни с игрой.)

Ты меня в своих фантазиях рисуешь,
Я тебя в своих фантазиях рисую.
Ты меня один интересуешь,
Я тебя одна интересую.

28 ноября 2012 г., Москва

А на втором концерте -  в музее Скрябина - я подарила Павлу Щербинину для его библиотеки первый том «Тайны». И певец ознакомился и с этой «Тайной» и предложил мне выступить с ним и со своими стихами в Есенинском центре:
- Мне хотелось бы, чтобы вы прочитали свои, отобранные мной для этого, стихи,  которые совпадают с программой концерта, соответствуют ей, вписываются в неё, -      сказал Павел благородным, интеллигентным тоном…
- Какие же? Мне это очень интересно.
- Первое - «Земные блага». Оно созвучно поэзии Есенина… «комнатка с окошками на Русь»… «тропа до леса и до луга»… «открытка от милого друга»… «письмо от матушки»...
Павел прочитал мне мои «Земные блага» по телефону… Причем прочитал это стихотворение с такими же интонациями, с которыми и я всегда читаю его, хотя он ни разу не слышал этого… То есть он чувствует моё стихотворение и его внутреннюю мелодию точно так же, как и я, что меня очень удивило и восхитило.

ЗЕМНЫЕ БЛАГА

Вот они, мои земные блага:
Комнатка с окошками на Русь,
Стол, перо да чистая бумага,
Над которой вволю наревусь,

Да тропа до леса и до луга,
Где гулять привычно мне одной,
Да открытка от милОго друга,
Да письмо от матушки родной.

Вот они, мои земные блага.
Только с ними жизнь и хороша.
Рядом с ними все иные блага
Для меня не стоят ни гроша.

1982 г., Солотча, турбаза

- А еще мне хотелось бы, чтобы вы прочитали «Прощание у Борисовского пруда», -  сказал Павел, заинтриговывая меня своим замыслом.
- Да?  Я никогда не читала это стихотворение на публике и не ожидала, что оно окажется в числе отобранных вами...
- Оно будет вторым в вашем цикле.

ПРОЩАНИЕ У БОРИСОВСКОГО ПРУДА  

Я смотрела с прибрежной площадки, слегка опершись на перила,
Ощущая себя не невестой твоей, а весёлой вдовой,
Как над прýдом Борисовским белая чайка летала, парила,
Самолётиком белым бумажным над светлой, зелёной водой.

Я ботинками вляпалась в грязь, в жидковатую чёрную кашу.
Грязь прилипла кусками к подошвам моим, к каблукам.
Мне хотелось в пруду утопить отношений законченность нашу,
И хотелось в небесную сферу взлететь высоко, к облакам.

Жизнь чему-то полезному с детства и с юности нас научала,
И не плакать, а петь для поднятия тонуса песню, ля-ля.
Мне хотелось весёлую песню запеть, не с конца, а с начала,
В жизни всё – и уже без тебя – начиная по-новой, с нуля.

13 января 2010 г., Москва

Предложил мне Павел Щербинин прочитать и стихотворение «Разлад» - без рифм и без стихотворного размера, которое своей формой подчеркивает разлад в отношениях между лирической героиней и лирическим героем. Павел сказал, что оно очень глубокое, как и два предыдущих, и что оно произвело на него колоссальное впечатление, и прочитал мне весь этот верлибр вслух. Кстати сказать,  это мое студенческое стихотворение, которое я написала в 23 года на Украине, в Днепродзержинске. Оно посвящено моему студенческому мужу, русскоязычному украинцу, с которым я по окончании института разошлась. Но разошлась я с ним не потому, что он украинец, а по другим причинам.

РАЗЛАД

Привыкаю быть без тебя.
Привыкаю
минуту…
час…
и целый день…
Уже не прислушиваюсь
к шагам и шорохам
на лестничной площадке.
Слушаю магнитофонные записи,
следующие одна за другой,
обрывающиеся,
наплывающие одна на другую,
как мои мысли.
Сижу в обрамлении четырёх стен,
точно в коробке,
которая закрыта не крышкой, а потолком.

Привыкаю быть без тебя.
Привыкаю
день…
вечер…
и целые сутки…
Уже не посматриваю на часы.
Смотрю на недопитый чай,
который кажется мне
принявшим форму не стакана (объёмного цилиндра),
а плоского квадрата.
Смотрю на неподвижный уличный фонарь,
будто бы нарисованный на стекле
с помощью циркуля,
кисточек
и гуаши.
Кутаюсь в тонкий платок,
нагретый теплом моего тела.

Так я, пожалуй, привыкну быть без тебя
неделю,
месяц
и целый год.
А потом
привыкну обходиться без тебя всегда.

- А чтобы не было всё слишком грустно в вашем выступлении, вы под конец прочитаете, Нина, светлое стихотворение с надеждой на что-то хорошее, «Царицынский пруд с островом русалок», - предложил мне Павел Щербинин, выстраивая мою программу из отобранных им стихотворений, как настоящий режиссёр. – Это всё – высокая поэзия, - добавил он, радуя мою душу, потому что доброе слово и кошке приятно. 

ЦАРИЦЫНСКИЙ ПРУД
С ОСТРОВОМ РУСАЛОК

Очищен от грязи старинный Царицынский пруд, водоем,
Собою в себе отражающий нечто большое и вечное.
...На остров Русалок давай заберёмся с тобою вдвоем,
В себе ощущая друг к другу движение сильное встречное.

Мы оба любуемся (с берега в плиточках) видом одним:
Водою и островом (в центре) с деревьями (с чистыми),
с ивами.
...Я буду на острове этом русалкою, ты – водяным.
Мы будем на острове этом такими (наверно) счастливыми.

27 июля 2007 г.,
Москва

– «Мы будем на острове этом такими (наверно) счастливыми. Наречие «наверно» дает надежду на это, - прокомментировал Павел Щербинин (кстати сказать, он не только певец и артист театра, но и член Союза журналистов, человек не только поющий, играющий и читающий, но и пишущий, то есть профессионал широкого профиля). - Значит, Нина, вы будете читать свои стихи в таком порядке:
1. «Земные блага».
2. «Прощание у Борисовского пруда».
3. «Разлад».
4. «Царицынский пруд».

В таком порядке я и читала их в Есенинском центре, на улице Клязьминской,
в концерте Павла Щербинина, где и Любовь Щербинина читала свои стихи,
отобранные Павлом. И где я теперь подарила ему выпущенную 12 лет назад Юрием
Кувалдиным книгу своих эссе о поэтах Серебряного века «В небесной сфере», чтобы
Павел Щербинин знал, что я не только стихи пишу. И он уже отреагировал на нее
самым лучшим образом, и сказал, что читает ее, работает с ней, и что он нашел там
еще одно – «гениальное» - мое стихотворение в добавок к уже отобранным, которые
я читала в Есенинском центре и теперь буду читать на очередном вечере Павла.  
Так что прав Юрий Кувалдин, когда говорит, что дарить свои книги надо только
тем, кому они нужны.

27 февраля 2023 г.,
Москва

 

 

"Наша улица” №280 (3) март 2023

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве