Нина Краснова "Анатолий Шамардин - в сонме бессмертных" эссе


Нина Краснова "Анатолий Шамардин - в сонме бессмертных" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

85-й год со дня рождения и 9-й год со дня кончины Анатолия Шамардина

АНАТОЛИЙ ШАМАРДИН -
В СОНМЕ БЕССМЕРТНЫХ

(11.01.1938 – 27.04.2014)

эссе

На снимке: Нина Краснова и Анатолий Шамардин. Фото Юрия Кувалдина.

1.

«Друзей не так уж много», - говорится в одной из песен великого композитора Кирилла Молчанова на стихи Якова Халецкого, которую поет равновеликий Молчанову певец Павел Щербинин, ведущий артист театра Станиславского и Немировича-Данченко, лучший бас-баритон России, и единственный певец, который в наше время поет песни Молчанова, а в этом году выступает по всей Москве еще и со своими сольными концертами, посвященными 100-летию этого подзабытого широкими массами и чиновниками от культуры, а когда-то очень знаменитого композитора, и сохраняет народную память о нем и увековечивает его таким образом. И не только таким. Он еще и хранит архивы композитора, доставшиеся ему от первой жены Кирилла Молчанова, поэтессы Аллы Рустайкис, автора песни «Снегопад, снегопад»… Причем Павел не ограничивается тем, что хранит всё это у себя, в своем личном домашнем архиве, а помещает кое-что и в музеи, и в государственные архивы, чтобы все это не пропало для истории русской культуры. А кое-что – например, фотографии композитора, с автографами, он показывает с большого настенного экрана во время своих концертов, комментируя каждую фотографию. Такой друг, как Павел Щербинин, один стоит не двух, а сотен друзей. Не имей сто рублей… а имей сто друзей? Я бы перефразировала эту пословицу на свой лад: не имей сто друзей, а имей одного, но такого, как Павел Щербинин. Повезло Молчанову и с таким певцом, лучше которого никто не споет песен Молчанова, и повезло ему с таким другом... который стал и нашим с Анатолием Шамардиным другом.

2.

- Нина, вы занимаетесь Шамардиным, как я Молчановым… Популяризируете его, храните его архивы… - сказал мне Павел, человек тонкого практического ума и большого опыта. – Вам надо отнести диски и кассеты Анатолия в Российский Фонд звукозаписи… чтобы они – его голос, его песни - сохранились на веки вечные. В этом Фонде хранятся записи самых первых пластинок фирмы «Мелодия», и самые ранние звукозаписи наших деятелей культуры…
(Там же хранятся и частные фоноколлекции, и голоса Левитана и Ромма, и записи Лемешева, Козловского, Шаляпина… и Кирилла Молчанова, и Павла Щербинина еt cеtеra.)
Павел помог мне связаться с этим Фондом, с его руководством… Я договорилась с начальницей отдела комплектования РГАФД Натальей Худяковой о том, что привезу ей газеты «Слово» со своей статьей о концерте Павла Щербинина в музее Скрябина и свои книги и, конечно… диски и кассеты солиста-вокалиста Утёсовского оркестра 70-х годов, русско-греческого певца и композитора Анатолия Шамардина. И приготовила 7 его дисков:
1. «Золотые россыпи романса» с предисловием Валерия Сафошкина, 2000.
2-4. «Песни народов мира» на греческом, итальянском, немецком, японском языках, золотые шлягеры, 2010 и 1980-2012, и «О любви на разных языках», с предисловием Виктора Балашова, 2013.
5. «Золотая иволга» с песнями на стихи Виктора Бокова Алима Кешокова, Новеллы Матвеевой, Владимира Карпеко, Нины Красновой и с отзывами Людмилы Зыкиной, Виктора Бокова, Ольги Воронец, Виктора Астафьева, 2007.
6-7. «Сон под пятницу» (2 варианта) с песнями на стихи Нины Красновой и с отзывом Владимира Солоухина, 2004 и 2012.
И 2 кассеты:
8. «Время Нежностей» (1996).
9. «Золотые россыпи романса» (2000).
И сложила всё это – вместе с описью содержимого - в крепкую пластмассовую прозрачную коробочку.
И помолилась Богу и сказала Толе, который смотрел на меня со своего фотопортрета на столе ласковым взглядом:
- Толечка, ты теперь отправляешься в Российский Государственный Архив ФоноДокументов, в Лефортовский Дворец, найдешь там свой новый приют и попадешь в Вечность. Твой голос и твои песни не пропадут. Слава Богу! И спасибо нашему другу Павлу Щербинину. И тебе самому. Это ты на своих Небесах позаботился о том, чтобы у нас с тобой появился такой друг, через нашу подругу Любу Щербинину и через Кирилла Молчанова.

3.

Никогда раньше я не бывала в Лефортовском Дворце, на 2-й Бауманской. И никогда и не смогла бы попасть туда, если бы не Павел Щербинин.
И вот я стою у чернопрутьевых железных ворот на территорию Дворца. И меня встречает там высокая длинноволосая, каштанововолосая девушка в курточке солнечного желтого цвета, ведущий специалист отдела комплектования Ирина Тебенихина, и ведет меня через всю талоснежную мартовскую территорию, вдоль старинных желтооштукатуренных построек и старинных деревьев и черно-белых газонов, в нужный нам корпус и, по пути выполняя роль экскурсовода, рассказывает мне о владельце Дворца Лефорте и о других обитателях этого дивного места, маленького самостоятельного царства-государства, очага великой культуры, внутри большой Москвы.
У дверей встречает меня и нас сама начальница отдела комплектования, Наталья Худякова, встречает в прямом смысле слова с распростертыми объятиями, как радушная хозяйка. Мы уже подружились с ней по телефону и теперь чувствуем себя родными. Я иду за ней в кабинет, где собрались ее помощницы.
Они усаживают меня за стол пить чай с пончиками… Я пью чай и чувствую себя в кругу родных людей.
- Архивариусы – самые главные люди на свете. Без них вся культура была бы тленом и прахом. Ничего не сохранялось бы для истории… Ни литература, ни искусство… Ваш труд - самый нужный, самый ценный для культуры…- высказала я им свое мнение, и никто и не спорил со мной.
Я подписала всем свои книги - «Тайну», том 2 (а 1-го у меня уже нет). И подарила экземпляры «Слова» со своей статьей о концерте Павла Щербинина и диски и кассеты Анатолия Шамардина. Наталья, Ирина и главный специалист комплектования Галина Непочатая тут же составили и распечатали на принтере и вручили мне «Акт приема-передачи архивных документов на хранение», от 21 марта, мой экземпляр, а один оставили себе. И представили меня директору Марии Ивановне Смилянской. Мы все сфотографировались на память.    
А сотрудник Петр показал нам экспозицию музея – старые патефоны и пластинки… А потом Наталья провела со мной беседу в студии звукозаписи… Причем не задавала мне никаких вопросов, а просто слушала всё, что я рассказываю ей, как близкой подруге, о своей жизни, о себе, о своих литературных друзьях и о своих учителях, и о журналах, в которых я печатаюсь… и о «Нашей улице»… и об Анатолии Шамардине, не только певце, но и филологе, инязовце и полиглоте, и о его песнях на мои стихи, с рязанским колоритом… и о Павле Щербинине и о его молчановских вечерах, на которых я, как и наша Люба, уже, по его просьбе, выступаю со своими стихами, которые он выбирает для программы сам, на свой вкус…
А главный инженер студии Сергей Пыльцин сделал аудиозапись всего, что я рассказывала. Стихов я почти не читала, прочитала только одно стихотворение «Мне сестра читать Есенина / Запрещала не со зла…» и одну свою частушку про Егора-тракториста. Наталья сказала, что нам с ней надо будет опять встретиться, чтобы я почитала свои стихи.

4.

Не успела я пока подготовить серию вечеров, посвященных 85-летию Анатолия Шамардина в этом его юбилейном году, потому что делала альманах, посвященный 90-летию Андрея Вознесенского, по просьбе вдовы поэта Зои Богуславской, и не успела доделать и выпустить 3-й том своей трилогии об Анатолии «Золотой самородок из Хасаута-Греческого». Успела только подборку своих стихов, посвященных ему, напечатать в журнале нашего друга Юрия Кувалдина «Наша улица», «Юбилейный стихотворный венок…», но зато прямо в юбилейном месяце Анатолия - в январе! За что спасибо Юрию Кувалдину! Дорого яичко к Христову Дню!
Получается, что «не так и мало друзей хороших», как говорит наш друг, главный редактор газеты «Слово» Виктор Линник… И вот теперь, как сказала бы моя матушка своим рязанским солотчинским языком, «ох, ох, а за охом Бог»! - Бог услышал мои «оханья» и пришел мне в помощь через Павла Щербинина! Сделал для увековечивания русского Орфея Анатолия Шамардина то, что важнее всяких юбилейных вечеров в его честь: предоставил ему законное место в Лефортовском Дворце, в сонме бессмертных певцов и композиторов России!

25 марта 2023 г.

 

5.
- Теперь, Нина, - сказал мне Павел Щербинин по телефону, - Вам надо сходить в Союз театральных деятелей, в СТД, в библиотеку, отнести туда программки моего концерта в музее Скрябина и газету «Слово» с Вашей статьей об этом концерте: один экземпляр - для папки Кирилла Молчанова, которая там есть, с архивом Молчанова, и которую я время от времени пополняю, а один экземпляр - для моей папки… «Независимую газету» с Вашей статьей я уже отнес туда… Заодно Вы посмотрите материалы этих папок, ознакомитесь с ними… А еще… поговорите с библиотекой об Анатолии Шамардине. И заведите папку Анатолия… для его архива… По моей просьбе, по моей рекомендации… Чтобы Анатолий был в архиве СТД. Этот архив – самый старинный, самый большой и самый главный и самый надежный в нашей стране… Там всё сохранится на века, на веки вечные (как и фонодокументы в Лефортовском Дворце).
- А Толя не был членом СТД…
- Но он – артист, и мой и наш друг. И он должен быть в этой обойме... Свою папку – на свое имя – Вы, Нина,  тоже заведите там.
Павел дал мне телефоны, по которым я созвонилась с кем надо. И 23 марта явилась в библиотеку СТД, в которой множество залов с портретами деятелей культуры на стенах, а вдоль стен - стеллажи и шкафы с архивами, с папками, и ящички с картотеками… О! Вот Святая Святых, где собран весь цвет нашего Искусства, нашей Культуры!!!
Я прошла в конец анфилады и попала в отсек библиотекаря Натальи Лебедевой, весь загруженный газетами, из которых она делает вырезки для разных папок с архивами… Наталья в свое время окончила театроведческий факультет ГИТИСа и работает в библиотеке СТД уже 45 и почти 46 лет. Она с удовольствием приняла от меня мои артефакты - экземпляры «Слова» и программки концерта Павла Щербинина и мою книгу «Тайна» с автографом… И проводила меня в библиографический зал и дала посмотреть две папки – Кирилла Молчанова и Павла Щербинина. И я почти четыре часа сидела за столом и знакомилась с содержимым этих папок. И открывала для себя по статьям и информациям и по интервью в газетах, и по программкам концертов и по буклетам и открыткам жизнь композитора и его главного, а теперь уже и единственного певца… кое-что выписывала себе на листочки, кое-что фотографировала… И до того увлеклась этим, что не хотела вылезать из-за стола. Полностью перенеслась из первой реальности во вторую, параллельную реальность, в мир архивов, в мир не сиюминутности, с его суетой и уличными толпами, который находится за стенами библиотеки, с людьми, которые бегут куда-то и, как сказал бы философ Юрий Кувалдин, «исчезнут с лица земли», а особый мир вечности, который находится в тихих стенах библиотеки, в картонных папках с завязками и живёт своей жизнью… Сколько интересного я узнала и о Кирилле Молчанове, и о Павле Щербинине, сколько всего нового открыла для себя!!!
26 марта 2023 г.

6.
- Наташа… а нельзя ли завести папку Анатолия Шамардина? – обратилась я к Наталье Лебедевой? – Это русско-греческий певец и композитор, солист-вокалист оркестра Леонида Утёсова 70-х годов, мой близкий человек, автор моих песен на мои стихи и на стихи разных поэтов… и наш с Павлом Щербининым друг.
- Павел говорил мне о нем, - кивнула головой с темно-коричневой шевелюрой Наташа. – А я сейчас посмотрю, нет ли у нас его в папке на букву «Ш»…
- Да нет, вряд ли он там у вас есть…
- А мы сейчас посмотрим… - Наталья полезла в шкаф около меня… И достала оттуда толстенную картонную папку с густыми черными буквами на корешке: ШАМ… Прямо как начало фамилии ШАМардин… У меня сердце ёкнуло…
Наталья покопалась в папке и извлекла оттуда тоненькую-тонюсенькую бело-матовую папочку, на обложке которой красивыми печатными черными буквами от руки было начертано:
Ш А М А Р Д И Н,
А н а т о л и й
Ну это ли не чудо?! Такая нечаянная радость, такое счастье!
Я с благоговением взяла эту папочку, как подарок с Небес от самого Анатолия и от Господа Бога, и открыла ее. Там на внутренней стороне была наклеена вырезочка из газеты города Горького «Ленинская смена», за 19 июня 1974 года: фотография молодого, пышноволосого, пестрорубашечного Анатолия и маленькая – в четыре колонки - статейка о нем «Композитор с гитарой», о том, что у Анатолия вышла пластинка в популярнейшем тогда журнале «Кругозор» с предисловием Виктора Бокова и что Анатолий стал первым гостем редакции на встрече «Музыкальная среда» и пел там свои песни на стихи Виктора Бокова…
Откуда взялась в СТД эта газета? Кто принес ее туда? И уж если на то пошло, то почему здесь нет других газет со статьями о нем? Как будто кроме одной этой их вообще нет? Надо мне будет пополнить папку Анатолия нашими с ним архивами. Как когда-то я наприсылала утёсововедам Амчиславским, Борису и Эдуарду, по их просьбе, столько материалов об Анатолии для Одесского музея Утесова и для их домашнего музея, что там теперь всего этого больше, чем обо всех солистах оркестра с 30-х годов.
…И надо же мне было в библиотеке СТД сесть с папками Кирилла Молчанова и Павла Щербинина не где-то такое, а прямо около шкафа, в котором лежала папка Анатолия… Ну не чудо ли и это тоже?
Павел потом сказал мне по телефону, что всё, что произошло со мной в СТД, произошло по воле Бога и по желанию Толи… Павел говорит: «Всё предопределено свыше», - и верит в это. И я верю. Как и наша подруга, экстрасенс Любовь Щербинина, через которую я познакомилась с артистом театра Станиславского и Немировича-Данченко Павлом Щербининым, который за короткое время сыграл такую важную положительную роль в судьбе Анатолия Шамардина и в моей судьбе.
26 – 27 марта 2023 г.

P. S.
…А когда я уже уходила из библиотеки, случилось еще одно чудо! Я столкнулась в фойе нос к носу с писателем-сатириком Александром Хортом, нашим с Анатолием другом, с которым я не виделась несколько лет и через которого когда-то познакомилась с утесововедами Амчиславскими, а они через меня - с Анатолием Шамардиным и включили нас обоих в свою Утёсовскую энциклопедию, как и Александра Хорта.
Н. К.

P. P. S.
А вот и текст статьи об Анатолии Шамардине, газетная вырезка которой находится в архиве Союза театральных деятелей в папке Анатолия Шамардина. 

Газета «Ленинская смена», г. Горький. 19 июня 1974 г.
Отныне «Музыкальная среда» будет появляться не только на страницах «Ленинской смены». Так же будут называться постоянные встречи сотрудников редакции газеты с музыкантами: композиторами, исполнителями, музыковедами, просто любителями музыки. А первым нашим гостем был композитор и исполнитель песен Анатолий Шамардин.
КОМПОЗИТОР С ГИТАРОЙ
Еще далеко не все из постоянных читателей успели приобрести пятый номер журнала «Кругозор». На одной из его страниц написаны песни в исполнении Анатолия Шамардина. А представил читателям и слушателям «Кругозора» молодого композитора и исполнителя известный поэт Виктор Боков. И это не случайно: сегодня уже более десяти песен написали они вместе, в том числе и специально для репертуара народной артистки СССР Людмилы Зыкиной.
Свой путь музыканта Анатолий начал, пожалуй, в г. Горьком.* Сюда он приехал из Черкесска учиться в институте. Ещё в детстве А. Шамардин научился играть на гитаре**, а в институте играл в оркестре, пел. Стал одним из победителей конкурса «Ленинской смены» на сочинение лучшей пионерской песни. После институтского курса преподавал немецкий – в Арзамасе, Владимире... Случайно услышал, как поет и играет на гитаре Анатолий, редактор Ленинградского телевидения.*** Последовало приглашение выступить в известной программе «Горизонт», а за ним и приглашение работать в Ленинградской филармонии.
Песни А. Шамардина отличают напевность, мелодичность. В них есть какая-то особая человеческая теплота и искренность. Может быть, поэтому среди авторов стихов песен композитора много поэтов самодеятельных: геолог из Казани, железнодорожник с маленькой станции, журналист… На встрече в редакции А. Шамардин исполнил и несколько своих песен на стихи В. Бокова: «На лесах позолота», «Луговая рань…».
А. Шамардин еще только в начале своего творческого пути. Сказать, как сложится его дальнейшая судьба, наверное, трудно. Заканчивая этот коротенький отчет о первой «Музыкальной среде» в редакции «Ленинской смены», хочется вместе со словами благодарности в адрес А. Шамардина за его выступление привести такое высказывание Виктора Бокова: «Кто же в конце концов Анатолий Шамардин? Преподаватель, певец, композитор, гитарист? Человек он молодой, и время само отберет в нем главное, сейчас ясно одно – он весь в музыке, это его жизнь».
НА ФОТО: Анатолий Шамардин.
Фото Н. МОШКОВА.
_______________
*    Вообще-то свой путь музыканта, певца и композитора Анатолий Шамардин начал не в г Горьком «где ясные зорьки», а в Пятигорске, где учился в пединституте на факультете иностранных языков до того, как после третьего курса перевелся в Горьковский институт иностранных языков и приехал в г. Горький. – Прим. Н. К.
**  Анатолий Шамардин был вундеркиндом, родился на Ставрополье, 11 января 1938 года, провел свое детство на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесии, в русско-греческом селе Хасаут-Греческий, а потом в г. Черкесске, куда переехал со своими родителями, когда окончил 8-й класс. И с самого детства, с 3-4-х лет, пел, обладая абсолютным слухом и на редкость красивым голосом, и играл на разных музыкальных инструментах, не только на гитаре, но и на балалайке, и на мандолине, а потом и на баяне, и на аккордеоне, и на фортепьяно. Научился этому сам, без всякого музыкального училища, которое окончил (экстерном) только в 47 лет, когда уже 15 лет проработал на эстраде, на профессиональной сцене, имея за плечами высшее филологическое образование и не имея специального музыкального, из-за чего не получал от чиновников разрешения на сольные концерты и не мог сделать большую карьеру. – Прим. Н. К.
*** После института иностранных языков Анатолий 10 лет преподавал в разных вузах страны иностранные языки – немецкий и английский - и участвовал в студенческих концертах и руководил студенческой художественной самодеятельностью. Потом 2 года учился в аспирантуре при Ленинградском университете, жил в Ленинграде, где его и услышал редактор Ленинградского телевидения и предложил Анатолию выступить на телевидении, в программе «Горизонт», а еще Анатолия услышал Эдуард Хиль и сказал ему: «Толя, тебе с твоим голосом надо не языки преподавать, а петь на большой сцене», - и посоветовал ему пойти в Ленинградскую филармонию и показаться директору, который как только услышал Анатолия, так и взял его в филармонию и отправил на гастроли по всей стране (вместо певца, который запил и слетел с катушек). А потом Анатолия взял в свой оркестр Леонид Утёсов, несмотря на то, что у Анатолия тогда (в 70-х годах) не было музыкального образования, а в репертуаре не было песен гражданского звучания, а были только песни о любви, которые сам певец и считал гражданскими, потому что они (к примеру, такие, как «Пряха ты моя», пробуждали у людей разных стран любовь к России, к русской культуре, к русской песне, к русским девушкам. Разрешил Утёсов петь певцу-инязовцу-полиглоту и песни на разных языках, что тогда не разрешалось эстрадным артистам: «Пусть Толя поет не только русские, но и иностранные песни. В порядке исключения. Какие же ему еще петь с его нерусским (орлиным греческим) носом», - пошутил маэстро и тем самым защитил своего подопечного от сурового худсовета. Потом Анатолий работал в Росконцерте, в разных филармониях страны. В 90-е годы гастролировал в Европе, в Греции, Германии, и везде с потрясающим успехом! Пел в залах, где до него выступали Пако де Люсия, Пласидо Доминго. Зарубежная пресса называла Анатолия «русским соловьем» и «волшебником из Москвы», ему предлагали остаться за границей, но он не захотел остаться там и вернулся в Россию, и жил и работал в Москве, выступал в разных культурных точках, в основном с благотворительными концертами, и по радио, в основном на радиостанциях «Москва и москвичи», «Авторадио», «Русская служба новостей», а также «Эхо Москвы», «Садко», иногда и по центральному ТВ – по 1-му каналу и по «Культуре». Кроме того участвовал в музыкально-литературных рязанских, тверских, нижегородских, шадринских мероприятиях и в Некрасовских и Солоухинских праздниках. Никаких официальных наград он не получил и не стремился к ним. Главной наградой для себя считал любовь зрителей. – Прим. Н. К.
В последние 14 лет своей жизни солист оркестра Утёсова 70-х годов Анатолий Шамардин был музыкальным символом журнала Юрия Кувалдина «НАША УЛИЦА», выступал на всех вечерах этого журнала – и в ЦДЛ, и в разных библиотеках Москвы, и в художественных галереях на вернисажах художника Александра Трифонова - «На Каширке», «На Солянке», «На Чистых прудах», в галерее «А-З», в Академии художеств…
А когда 27 апреля 2014 года он ушёл в потусторонний мир, то был занесен в Красную Книгу Российской эстрады, наряду с самыми известными и самыми популярными и самыми лучшими певцами, о чем у меня появились такие стихи:
Н. К.    
Нина Краснова

КРАСНАЯ КНИГА РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ

Анатолию Шамардину

Запоздалая новость (но это зато и не сон):
В Красную книгу Российской эстрады,
Обладатель волшебного голоса, ты занесён.
Зрители рады, артисты рады.
В Красную книгу Российской эстрады,
На скрижали Истории ты занесён!

Запоздалая почесть (но это зато и не сон):
В Красную книгу Российской эстрады,
Не дождавшийся лавров прижизненных, ты занесён.
Все за тебя, о, Маэстро, рады.
В Красную книгу Российской эстрады,
На скрижали Бессмертия ты занесён!

28 марта 2023 г.,
Москва

 

 

"Наша улица” №281 (4) апрель 2023

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве