Татьяна Озерова “Погляди мне вслед из окна" рассказ

Татьяна Озерова “Погляди мне вслед из окна" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Татьяна Васильевна Озерова родилась 31 декабря 1946 года в Воронеже. С 1965 года проживает во Владимире. Окончила исторический факультет Владимирского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». Автор книг: «Рисунки» (2000), «Дорога к дому» (2004), «Одноклассники», «Простые люди», (2016). Публикуется в  литературно-художественных и краеведческих альманах, газетах  Владимира.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Татьяна Озерова

ПОГЛЯДИ МНЕ ВСЛЕД ИЗ ОКНА

рассказ

 

Саша, спортивный, симпатичный мужчина, лет пятидесяти, жил один на окраине города в старом, деревянном, двухэтажном доме, где занимал одну из квартир. Раньше он работал на заводе, имел семью, но завод прекратил свое существование, а семья распалась.
Хозяину магазина, расположенного поблизости от их дома, понадобилась парковка для машин, и он предложил расселить жильцов и выкупить землю. На полученные деньги Сашка мог купить только половину дома в дерене. Он подыскал себе подходящий вариант недалеко от города и был даже рад, что вдобавок получил землю, сарай и баню.
Деревня, как и большинство русских деревень, располагалась по берегу речки, к которой изломанной линией спускались бани. Переехав в новое место, он словно снова вернулся в детство. Зеленые дали, птичьи голоса и запахи земли, будили в нем воспоминания, особенно волновала его ночная мгла, которая до сих пор жива в сельской местности. Саня все время размышлял и сравнивал жизнь в старой и современной деревне, сравнивал людей, их поступки и поведение. Раньше колхоз объединял жителей в один коллектив, где были все равны, а теперь деревня была разношерстной, кто жил в городе и приезжал с внуками только на лето, кто проживал в ней постоянно и вел свое личное хозяйство. Время неизменным сохранило только пруд в центре улицы да маленькую речку Челкушку, которую все называли чекушкой.
В детстве Сашка очень любил рисовать, брал альбом и карандаши и хотел перенести на бумагу то, что видел вокруг. Особенно любил рисовать природу, рыжее солнце с длинными лучами, голубую речку и синие облака. Белые облака на белом листе рисовать было невозможно, а синие - рисуй, какие захочешь, можно и черную тучу нарисовать и фиолетовую с красным краем от захода солнца.
Синее небо постоянно тянуло его взгляд, заставляло думать и размышлять об этом огромном и до конца непонятном мире. Еще Сашка любил зеленый цвет и все его оттенки, жаль, что в коробке было только шесть карандашей, но он научился накладывать на зеленый цвет - желтый или синий, от этого трава получалась теплой и солнечной или холодной, как тень. Мальчишка просил мать купить ему краски, он закрывал глаза и представлял свои не нарисованные картины. Сашка много читал и придумывал продолжения приключений любимых героев, знал наизусть стихи и народные песни, длинные и заунывные, которые иногда пели бабка и мать, он словно пропадал в этой музыке, и хотелось самому тонким мальчишеским голосом выпевать высокую ноту человеческой тоски и печали.  
Анна Ивановна работала в колхозе на ферме с утра до ночи, а бабка Маня держала дом и следила за внуками, которые рано познали сельский труд, так что косить, копать, сажать, растить, поливать умели и понимали толк в каждом деле.
Анна всегда любовалась своим старшеньким, своим первенцем, когда Санька шел по деревне среди других ребят, она сразу выделяла его походку, гордую осанку и выгоревший за лето под солнцем белый вихор непослушных волос.
Бывало, когда он выходил из дома, мама кричала ему что-то вдогонку, чтобы он был осторожней и поберег себя, открывала окошко и долго смотрела ему вслед, крестила, шепча какую-то молитву, мысленно посылала ему ангела-хранителя. Санька стеснялся и ворчал за это на мать, но ничего с этим поделать не мог.
Отец научил Саню держать в руках пилу, топор и молоток, руки сами повторяли все его ухватки и сноровистые движения, Сашка с удивлением сам себя ловил на каком-то памятном отцовском жесте, как ему надо было по окончанию работы обязательно лихо завертеть или крутануть молоток на полу.
- Настоящий мужик растет, - говорили о нем соседи. Саня готов был каждому помочь, отзывался на любую просьбу или без просьб и уговоров, видя, что в нем нуждаются, сам приходил на помощь - это в его характере осталось на всю жизнь.
Да и живя в городе, он не боялся никакой работы, делал все с умом, не торопясь, стараясь понять и освоить секреты мастерства. После него не надо было ничего переделывать, звать другого мастера, все работало исправно и радовало заказчика. Саня мог справиться с любым делом по электричеству, строительству, ремонту машин.
Однажды, когда он продал свою старую машину, покупатель на другой день позвонил ему в дверь и, как говорится, вырос на пороге.
- В чем дело, что случилось? - с тревогой спросил его Сашка.
- Спасибо тебе, друг, большое за машину! Как же мне повезло, классно ты сохранил своего Жигуля! Сразу человека видно по его делу, вот я и пришел сказать тебе еще раз спа-си-бо!
Иногда он получал глубокие зарубки на память, но плохое и злое долго не держалось в его душе и он продолжал верить в хорошее.
В юности Сашка влюбился в первый раз, увидев на танцах веселую девчонку в легком, светлом платьице. Он все время думал о ней, хотел узнать, где она живет, искал повод, как с ней познакомиться. Наконец, когда все вопросы были им решены, он нарвал для нее большой букет сирени, и, стесняясь, с улыбкой вручил ей свой душистый подарок. Саня никак не мог представить, что он услышит в ответ:
- А я тебе за букет не дам!
Он не был готов к такому разговору про любовь и долго еще обходил стороной свою красавицу.
Попав снова в мир деревни, Сашка быстро познакомился с соседями и начал потихоньку обживаться в своем доме. Надо было перекрыть крышу, провести воду и отопление, перестелить пол и еще сделать много разных дел по хозяйству, поставить забор, засадить огород, подправить сарай и баню, вывезти остатки бренных пожитков старых хозяев.
Местные обитатели, и не только « человеки», но и всякая живность от кошек до собак сразу почувствовали его добрый нрав. Они собирались напротив крыльца, рассаживались по рангу и ждали его появления, вдруг сегодня им перепадет что-нибудь вкусненькое. Среди них особенно выделялась ничейная, красивая дворняжка, похожая на овчарку, до сих пор живущая без имени. Она как-то сама выбрала Сашку, признала его за хозяина, усаживалась на нижнюю ступеньку крыльца и, навострив уши, делала вид, что сторожит его дом.
Поскольку Саня всегда возился с железом, то и собаку назвал попросту - Гайкой. Она с удовольствием приняла свое звонкое имя и откликалась на него с радостью громким лаем. Со всех ног, вернее лап, бежала на зов, клала голову на его колени и почти по-человечески ласково и преданно смотрела ему в глаза, а потом, смущаясь, опускала взгляд. Он купил ей красивый ошейник, сделал в ветлечебнице прививку, построил для нее будку-домик, посадил на цепь, но не уберег ее от многочисленных кавалеров. В первую же весну она принесла ему семерых трогательных кутят. Все они были разной масти, кто гладко-черной, кто рыжей с темной подпалиной, кто белой и пушистой. Щенки таращили на него глаза и просили есть. Забот у Саши прибавилось: надо было кормить целое семейство, он варил им кашу, поил молоком. Гайку пришлось стерилизовать, а подросших щенков постепенно раздавать друзьям и знакомым. Соньку, светлую сучку, долго никто не выбирал, он уже думал, что она останется у него жить с матерью, но, наконец, и для нее нашелся хозяин. Пока щенки подрастали, деревенские мальчишки постоянно ходили к нему во двор поиграть с ними, да заодно и похулиганить, не осознавая, что доставляют ему тем самым много огорчений. То утащат без спросу инструменты и за ненадобностью выбросят их в траву, то украдут мобильник из машины, и со всем этим приходилось долго разбираться, говорить с родителями и убеждать пацанов, что с соседями так себя не ведут.
За лето и осень каких только приключений и историй они вместе с Гайкой не пережили, но со всеми успешно справились. Однажды Гайка отравилась крысиным ядом, разбросанным кем-то в деревне. Сашке пришлось возить ее к ветеринару. На вопрос врача о кличке собаки он, смущаясь, назвал ее - Гая - Гаечка. Ей понадобилось делать многочисленные уколы и ставить капельницы. Ездить в машине она очень не любила и страдала, так как поездку сразу связывала с больницей. Он успокаивал ее и ругал, в ответ она виновато смотрела и грустно отворачивалась, выслушивая его упреки, но всем своим видом выражала ему свою признательность и любовь.
И когда все тревоги, и переживания за жизнь Гайки были уже позади, она вдруг пропала, исчезла, как будто провалилась сквозь землю. В поисках ее он обошел все дворы, спрашивал у детей и взрослых, не видели ли они его собаку. Никто ничего не видел и не знал.
- Ну, куда она могла деться?- спрашивал его сосед.
- Осталось только предположить, что она села в автобус и уехала в город. - с горькой иронией отвечал Саня.
- Куда? - переспрашивали его Сергей
- А куда, не сказала - отвечал он с печальной усмешкой.
Собака пропала, но удивительно, что вернулся домой кот, который жил у старых хозяев, исхудавший в репейных колючках, громко мяукнул, словно здороваясь с Саней, привычно занял свое место на кухне у теплой батареи и деловито стал приводить себя в порядок. Саша был этому несказанно рад, так как Кузя слыл здесь прекрасным охотником на крыс и мышей.
Люди в деревне перед природой, пожаром, бедой все равны и хочешь, не хочешь, а проблемы эти во все времена приходится решать сообща. Касалось ли это упавшего на дорогу старого дерева, которое нужно было срочно распилить и освободить проезд для машин, или, когда заезжие гастролеры обворовали старого больного деда, то вся деревня, видя его беду, скинулась и даже купила ему новый кошелек. От такого подарка дед заплакал и спрятал деньги в подпол.
Как-то, забежав в магазин, Саня увидел, как его сосед Федор, любивший пригубить что-нибудь крепенькое, с усердием чинит ручку входной двери.
 - Совсем разболталась, - объяснил свое вмешательство Федор.
- Подрабатываешь? - с улыбкой спросил его Сашка.
- Буду я у своих брать! - пробурчал Федька, даром сработаю, надоело за нее дергать по десять раз.
А то еще одна напасть приключилась: бобер подгрыз большое дерево, макушка которого при падении могла порвать провода высоковольтной линии, тогда вся деревня осталась бы без света. Опять мужики за пилу взялись, все с умом сделали и аварию предупредили.
- Все-таки жива у нас в народе взаимовыручка, помощь и сострадание, - с радостью думал про себя Сашка.
Творческая душа его не могла просто сидеть без дела. Когда-то в армии, он научился играть на гитаре, а теперь занялся реставрацией музыкальных инструментов. За последние годы восемь прекрасных гитар насчитывалось в его коллекции. Он допоздна засиживался со своим соседом Серегой, который как-то зайдя к нему в гости, и узнав, чем он занимается, сходу попросил отремонтировать и его гитару. С тех пор у них была общая волнующая тема для задушевных бесед, они обсуждали звучание металлических и нейлоновых струн, качество отечественных и зарубежных инструментов, краски и лаки, которые будут необходимы для реставрации, и, конечно, известных певцов и музыкантов.
Серега часто просил Саню спеть его любимую песню об отце, слушал ее со слезами, обхватив голову руками и раскачиваясь в такт мелодии, в тот миг они хорошо понимали друг друга.

«Отец мой сдает, и пришедшая старость
Уже начинает справлять торжество.
От силы былой так немного осталось,
Я с грустью смотрю на отца своего.

Когда он идет по знакомой дороге
И я выхожу, чтобы встретить его,
То сердце сжимается с поздней тревоги
Я с грустью смотрю на отца своего…»

Песен Сашка знал много и по настроению с глубоким чувством пел Булата Окуджаву, Юрия Визбора и даже самого Александра Вертинского. Он и сам пробовал теперь писать стихи и посвящал их одной прекрасной даме с надеждой, что когда-нибудь она, как и его мать, провожая его в путь-дорогу, с любовью поглядит ему вслед из окна его деревенского дома.

 

Владимир

 

 

"Наша улица” №281 (4) апрель 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/