Марина Русецкая “Змею обойдёшь, а от молвы не уйдёшь” эссе

Марина Русецкая “Змею обойдёшь,
а от молвы не уйдёшь”
эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Марина Русецкая

ЗМЕЮ ОБОЙДЁШЬ,
А ОТ МОЛВЫ НЕ УЙДЕШЬ

(русская пословица из собрания В.Даля)

эссе

Марина Русецкая - поэт, бард, родилась в Санкт Петербурге в 1947 г. Окончила ЛИИЖТ, ныне ПГУПС Императора Александра 1, факультет "Мосты и тоннели". После замужества переехала в Москву. Стихи пишет с 7 лет, песни с 16 лет. Публиковалась в разных периодических изданиях, выпустила диск своих песен. Сайт в интернете: www.rusetskaya.ru. В "Нашей улице" публикуется с № 275 октябрь 2022.

 

                                                                    «Не судите, да не судимы будете;
                                                                    Ибо каким судом судите, таким
                                                                    будете судимы; и какою мерою
                                                                    мерите, такою и вам будут мерить»

                                                                               Евангелие от Матфея
                                                                               (гл.7, ст. 1-2)

То там, то тут раздавались возмущенные голоса: «Пушкин? Он волочился за женщинами.  Гоголь, господа, странный, весьма странный человек. Он боялся женщин, он был не совсем нормален. Вы понимаете, голубчик, Достоевский был болен. Он страдал такими пороками, как страсть к игре, страсть к женщинам. Эпилепсия – это очень показательная болезнь, очень, поверьте моему слову».  И пишут, пишут статьи,  называя их научными, о том, что: «Все эти гении -  ненормальны».
Постоянно слыша такие разговоры о великих литераторах и поэтах России, невольно становится горько, оттого что люди совершенно не понимают назначения гения, его пути, его страданий, его задач. Они судят о гении, как о себе, об обычном потребительском субъекте, которого, зачастую, ничего  не интересует в понятии душевные искания, и от культурных проблем он вовсе далёк. Хорошо бы только безразличен, но он, непременно должен высказаться и на эти темы. Обозначить свою осведомленность о «предмете».
Лучше всего об этом сказал сам Пушкин: «Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется уничижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он, мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте; подлецы, он и мал, и мерзок – не так, как вы – иначе» (А.С.Пушкин из письма к П.А.Вяземскому. 1825 г.).
Размышляя о том, кто же такой гений, что это за явление такое в нашей жизни, анализируя произведения  великой русской литературы, я пришла к выводу, что гений – это, прежде всего, жертвенность. Человек,  покорный тем испытаниям, которые посылает ему судьба. Человек, отдающий всего себя, всю жизнь свою на изучение жизненных явлений, пропуская эти явления через свою душу, анализируя их, изучая в малейших подробностях и давая нам, людям, в своих произведениях, примеры и возможности спасения, выхода из самых разных жизненных испытаний. Падая, часто на самое дно жизни, гений, отталкиваясь от этого дна, взлетает к небесам, стремясь своей душой, мыслью, талантом, вырваться из сетей,  расставленных повсеместно душе человеческой, и создаёт произведения, которые восхищают последующие поколения. Гений – это воин Христов, принимающий своё предназначение в смирении и пытающийся показать своим творчеством выход из тьмы, выход к свету, к Богу.
Мы восторгаемся учёными, которые прививали себе смертельные болезни – оспу, корь, желтуху, рискуя своей жизнью, пытаясь найти противоядье от этих болезней, чтобы спасти людей, помочь им в будущем излечиться. Мы считаем таких врачей героями, спасителями человечества. Почему же мы так неблагодарны в отношении к гениальным писателям и поэтам, которые, становясь жертвами, именно, жертвами  мирских соблазнов,   пытались найти выход  из самых мучительных ситуаций. Борьба с самим собой, с искушениями мира сего, в которые неизменно попадает человек, и победа над ними.  Пройти через все испытания, описать тот ужас, ту боль, через которую они шли, и выйти к свету, всё преодолев. И здесь, на этом поприще, у нас есть, кроме Библии, кроме слов Христа, кроме посланий Святых отцов, еще произведения классиков, гениев русской литературы, которые всегда направляют нас к свету, преодолевая страданиями своими соблазны этого мира.
Великий импрессионист, французский художник  Эдгар Дега, сказал: «Талант может всё, что хочет, а гений – только то, что может». Это абсолютно точное определение. Гений не может отойти от себя, отказаться от своего предназначения, от своего пути. Он должен всё пройти, всё испытать, предложенное ему судьбой, и победить, и преодолеть, и рассказать о том, как он это преодолевал. Это ли ни подвиг великого человека, который, проходя через все испытания, не теряет своего доброго сердца, любви, веры и надежды. Не озлобляется на жизнь, не ропщет, а принимает всё с ним происходящее в смирении и молитве.
Особенно это подтверждает личность Фёдора Михайловича Достоевского и его жизнь. Попав в ловушку новых революционных идей, которые отвергали Божественные начала, которые провозглашали убийство вполне допустимой мерой для достижения своих целей, он оказался на эшафоте. После отмены казни, пройдя каторгу, он, как истинный  христианин, благодарил Бога за это испытание, потому что понимал, что заслуживает такого наказания, увлекшись идеями, уводящими от божественных истин. И, весь этот опыт, лёг в основу его  произведений. Одно из которых,  важнейшее для России  -  это «Бесы». Анализируя то, что с ним происходило, безмерно страдая,  от происходящего  вокруг, он писал, он говорил, он предостерегал.
Жизнь Достоевского – преодоление.  Нищета, осуждение,
страдание от гибельных страстей, через которые ему необходимо было пройти. Смерть двоих малолетних детей. Он всё это пережил и победил и себя,  и соблазны, и страсти, и страдания. Во всех своих произведениях говорил нам: «Нет жизни без Бога, нет свободы без Бога». Все  призывы к борьбе, к, якобы,  свободе с оружием в руках, во всём этом он видел страшное предзнаменование того, что произойдёт с Россией, если она пойдёт по этому пути. В романе «Бесы» Достоевский предостерегал нас от вступления на этот ложный путь. Но, увы, мы не слышим предостережений. Кстати, во время Советской власти в нашем государстве книг Достоевского достать было невозможно. В школе его не преподавали, а роман «Бесы» был запрещён к публикации. Боялась безбожная власть правды, описанной в этом романе, правды о том, к чему ведёт богоборчество.
«Что в том, что он (человек, М.Р.) повсеместно бунтует против нашей власти, и гордится, что он бунтует? Это гордость ребенка и школьника. Они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю. Но, догадаются, наконец, глупые дети, что хоть они и бунтовщики, но бунтовщики слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие. Обливаясь глупыми слезами своими они сознаются, наконец, что создавший их бунтовщиками, без сомнения, хотел посмеяться над ними, Скажут это они в отчаянье, и, сказанное ими будет богохульством, от которого они станут еще несчастнее, ибо природа человеческая не выносит богохульства и в конце концов, сама же всегда и отомстит за него», ( Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», глава «Великий инквизитор»).
Это ли ни предостережение. Это ли ни желание удержать человека неразумного от страшных ошибок, которые Достоевский предвидел,  многое понял и расплатился за эти откровения собственным страданием.  Но, мы судим гения, рассуждаем смело о том, кто грешен, кто нездоров, кто неправеден. Мы осуждаем, вместо того, чтобы внимательно прочесть, о чём писал гений, и попытаться понять, проанализировать его слова, попытаться избежать таких же ошибок, опираясь на опыт, описанный им.
Служители СЛОВА. Слова, которое воспитывает, направляет, дарит радость, помогает и любит нас. Гении – высшее достижение всего человечества, они нас оберегают, как малых неразумных детей.  А мы   их судим, обсуждаем, осуждаем.  «А судьи – кто?» (А.С.Грибоедов «Горе от ума») Или, как  сказал Христос: «Кинь в неё камень, кто сам без греха». Мы все умеем говорить, многие даже умеют писать, но, взглянуть в глубину, попытаться понять суть этого явления – гений, мы не хотим. Зачем? Проще навесить какой-нибудь ярлык и отправить на полку. Грустно. Вечная история по Андерсену: гадкий утёнок на птичьем дворе. Но, безусловно, есть люди, которые понимают, видят, чувствуют, любят, и, которые не кинут камень и не бросят пустое слово в сторону великих гениев земли русской, а скажут: «Спасибо».
Сегодня почти совсем обесценен человек. Мы  ещё не научились уважать жизнь человека. Мы не уважаем свою жизнь, и того, кто идёт с нами рядом, а, тем более, жизнь гения, которая вся на виду и вся для нас. Обычный человек часто борется с собой, а гений борется с собой, но и описывает свой опыт, чтобы люди, читая эти произведения, могли понять, что всё преодолимо, что с Божьей помощью можно всё пройти и спастись. Гений ставит опыт на своей жизни, своей душе. «Он даром славы не берёт!», как сказал М. Ю. Лермонтов. Вспомним слова Апостола Павла: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». И Достоевский всё время о том же. О силе, о помощи, которой человек может воспользоваться, но, почему-то, отторгает Божественную любовь. Никак не хочет её принять.
Пройдя сквозь все испытания, которые выпали на долю Фёдора Михайловича, сделать  выводы из всего, что пришлось пережить и суметь выйти к свету, к Богу, - это ли не подвиг, это ли не чудо, это ли не сила духа. И любящий Бог, и милующий Бог подарил великому русскому писателю настоящего друга и возлюбленную, Анну Григорьевну Достоевскую. Эта женщина хранила его, оберегала, поддерживала,  принимая и разделяя с ним все его страдания, все  испытания, выпавшие на их долю. Перед смертью, Фёдор Михайлович сказал Анне Григорьевне: «Анечка, я никогда не изменял тебе, даже в мыслях».
Великая тайна – жизнь. Нам не дано понять, что переживает человек, идущий рядом. Но истинный христианин, никогда не осудит, не будет говорить пустых и глупых слов, не будет оценивать чужую жизнь, даже и, не вдумываясь в то, что пришлось пережить этому человеку, тем более гению, великому русскому писателю.
Преклонить голову в благодарности перед подлинным страданием и подлинной победой Человека над самим собой, над своими страстями, бесстрашно и открыто рассказав об этом всем, кто захочет услышать. Человека, который сердцем и душой устремлялся за единственной путеводной звездой, имя которой Христос.

 

                              27 мая 2011 г. Москва

 


"Наша улица” №281 (4) апрель 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/