Нина Краснова "Опечатки" эссе


Нина Краснова "Опечатки" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

ОПЕЧАТКИ

эссе

 

Когда я после окончания средней школы работала литсотрудником в газете «Ленинский путь» Рязанского района, главный редактор этой газеты Виктор Михайлович Четвериков рассказывал мне, какие опечатки там бывали. Иногда такие серьезные, что не дай Бог.
Например, в сталинское время появилась на первой полосе информация про колхоз имени Сталина, а в слове «имени» Сталина вместо первой гласной буквы «и» была написана согласная буква «с», и получилось что? – Колхоз «смени Сталина», грубейшая ошибка политического характера, из-за которой главного редактора исключили из партии и посадили в тюрьму, а его сотрудников, секретаря, корректора и подчитчицу, уволили с работы, а саму газету едва не закрыли. 

А мой давний друг Виктор Алексеевич Линник, журналист-международник, главный редактор газеты «Слово», где время от времени выходят мои материалы, рассказал мне, какие бывали и бывают опечатки вообще в истории прессы.
- Например, в 19 веке, в центральной газете, в статье о короновании Николая II вместо фразы «На императора Николая II была возложена корона» было написано: «На императора Николая II была возложена корова». А в следующем номере появилась такая вот работа над ошибками: «На императора Николая II была возложена не корова, а ворона».
Ха-ха-ха!
- И как отнёсся к этому Николай II?
- Николай II, которого у нас называют «кровавым», отнёсся к этому великодушно. Никого не казнил, не посадил в тюрьму и не уволил с работы.
А один раз в одной нашей газете вышел номер с Саввой Ямщиковым на обложке… Савва Ямщиков – известная личность, патриот, борец за Россию… И в его фамилии оказалась пропущена буква «м». И вот на обложке – во всю полосу – фотография героя номера, а под ней, крупными буквами, имя и фамилия: САВВА ЯЩИКОВ.  
- И как прореагировал на это Савва Ямщиков?
- Он прореагировал на это с юмором, посмеялся и сказал: «Ну что ж, всё бывает в газетах, и опечатки бывают».

- Виктор Алексеевич, - обратилась я к Виктору Алексеевичу Линнику, чтобы продолжить интересную тему, - а знаете, что говорил Юрий Кувалдин какому-нибудь читателю «Нашей улицы», из тех, кто находил в журнале какую-нибудь опечатку и говорил Кувалдину: «А я нашел в Вашем журнале одну опечатку»? – Кувалдин говорил ему в ответ: «А мы специально делаем и оставляем в журнале несколько опечаток, чтобы знать: читаете вы нас или нет?»
- Гениальный ответ! – воскликнул Виктор Линник! – Надо и мне применять  его в своей практике.

29 апреля 2023 г.

 

«…НЕГРОЗИМО ГОВОРИМ…»

С первого по восьмой класс я училась в Рязанской школе-интернате № 1 на улице Гоголя. Порядок в школе-интернате был почти как в армии. В 7 часов   подъем, под звуки пионерского горна, зарядка на улице, а в 9 часов, опять под звуки горна, отбой.
На завтрак, на обед и на ужин мы всегда ходили строем, под маршевые советские песни «Шел отряд по берегу», «По долинам и по взгорьям» и «В путь», о чем я когда-то написала такое стихотворение:

Интернатские мы были
И всегда не как-нибудь,
Строем мы в столовую ходили,
Хором пели песню «В путь».

Хорошо, наверно, пели.
Помню, нам всегда вослед
Так умильно взрослые смотрели.
Было нам по восемь лет.

Песня к солнышку взлетала,
Мы любили песню «В путь».
Ну а первой песню запевала
Я всегда, не кто-нибудь!

И была в этой песне одна такая строка – «Не грозим, а говорим…»:

Пусть враги запомнят это.
Не грозим, а говорим:
Мы прошли, прошли с тобой по свету.
Если надо, повторим –
Солдаты, в путь,
в путь,
в путь…

Строка «Не грозим, а говорим» на мой слух звучала так: «Негрозимо говорим…». То есть глагол «не грозим», сливаясь с союзом «а»,  превращался на мой слух в наречие «негрозимо», в такой неологизм, который мне до сих пор нравится: говорим «негрозимо», - то есть никому не грозя, никому ничем не угрожая, но говорим твердо, давая врагам понять, что им с нами лучше не связываться, а не то они не обрадуются этому и получат от нас свое по заслугам.

29 апреля 2023 г.   

 

«ВЬЁТСЯ АЛАЯ ЛЕНТА И ГРИВА…»

На одном из Некрасовских праздников в Карабихе, в 2013 году, Анатолий Шамардин, аккомпанируя сам себе на гитаре, пел с большой уличной сцены известную песню неизвестного автора на стихи Николая Некрасова «Что так жадно глядишь на дорогу», или «Тройка». Так красиво и так душевно он пел ее… что Владимир Костров, сидевший на сцене среди участников праздника, вышел к микрофону, встал рядом с Анатолием и стал подпевать ему…

На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных, как ночь…

И публика, сидевшая на скамейках перед сценой, стала подпевать экспромтному дуэту Шамардина и Кострова. И потом долго и горячо аплодировала им вместе со всеми участниками праздника…

…Есть в этой народной песне одна строка, которая слышится мне не так, как она пишется. Пишется она так: «Вьётся алая лента игриво…». А слышится она мне на моё ухо так: «Вьётся алая лента и грива…». То есть здесь в сочетании слов «лента игриво» присутствует то, что в словаре литературоведческих терминов называется авторской глухотой, - классический пример авторской глухоты поэта, которую за двести лет никто не услышал кроме меня, но от которой великий русский поэт Некрасов не становится менее великим, тем более, что примеры авторской глухоты можно найти и в стихах других великих поэтов, в том числе и у «солнца русской поэзии» - у Пушкина с его «львами» в стихотворении со строками «Слыхали ль вы?», «Видали ль вы?», «Вздохнули ль вы?»… о чем я уже писала в «Нашей улице».  

30 апреля 2023 г.         
МИСТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ
К 9-летию со дня ухода певца и композитора
Анатолия Шамардина в мир иной
(11.01.1938  - 27.04.2014)

 

  1. ФУЖЕР С ВИНОМ

И ЗНАК ОТ АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА
(в день похорон Анатолия и поминок по нему 30 апреля 2014 года)

После похорон Анатолия Шамардина на Новосходненском кладбище в городском округе Химки 30 апреля 2014 года и после поминок по Толе в его эконом-квартирке на Новой Сходне, на улице Овражной, в узком кругу близких, среди которых было двое греков - журналист Никос Сидиропулос и художник Михаил Багларидис, был адвокат Шамиль Хазиев со своей женой Леной, был инженер-механик Юрий Подлесный, был и сын певца, музыкант и компьютерных дел мастер Олег Шамардин, ну и я, организатор похорон и поминок, которая раньше никогда не занималась организаторством такого рода... после всего этого, уже ночью, когда я осталась в стенах Толи одна и помыла посуду и приубрала кухню, я присела на кухне около окна, около фотопортрета Толи на нем, и налила себе фужер кагора из нетронутой бутылки и помолилась и сказала Толе свои слова любви и горя и поднесла фужер с вином к своим губам и собиралась выпить... как вдруг... этот ФУЖЕР ВЫПРЫГНУЛ ИЗ МОИХ РУК, из моей правой руки, в которой я держала его, ПОДПРЫГНУЛ ВЫСОКО  ВВЕРХ, сантиметров на двадцать!!!... и опустился опять мне в руку, причем из него не выплеснулось ни одной капли вина… и я опять собиралась выпить этот кагор и заглянула в фужер… и с ужасом увидела в нем, в красном вине, появившиеся там черные продолговатые пятна сгустков, черные ошметки… которых там до этого не было… Что это такое?!! – с холодным мистическим ужасом подумала я. И поняла, что это мне – ЗНАК ОТ ТОЛИ!!! И предостережение Толи: «Нинетта, не пей это вино, оно пагубно для тебя… и вообще не пей… не заливай свое горе вином… не думай, что я умер… я не умер… и никуда не ушел от тебя… я всегда буду с тобой, как твой Ангел Хранитель… И сейчас я с тобой… здесь… это я вырвал фужер из твоих рук, чтобы ты не выпила его и чтобы не заливала свое горе вином…»

30 апреля 2014 г.     
 

  1. НЕБЕСНЫЙ ЗОНТ ОТ АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА

(на Новосходненском кладбище)

С 30 апреля 2014 года, со дня похорон Анатолия Шамардина, я уже 9 лет, каждый месяц, езжу к нему на могилу, на Новосходненское кладбище, в любую погоду, даже во время урагана ездила. И всегда передаю Толе приветы от его друзей и рассказываю ему новости, связанные с ним. И молюсь о нем в церковке Преподобного Сергия Радонежского… Езжу я к Толе чаще всего одна, но иногда и с кем-нибудь из наших близких. И всегда получаю от Толи какие-нибудь ЗНАКИ: то в виде танцующих бабочек над его памятником из украинского гранита «габро», то в виде пчелочек на цветах, то в виде поющей птички на дереве, то в виде собаки или кошки, которая появляется на участке… 
А один раз, когда мы с инязовской однокашницей и подругой юности Толи Тамарой Королевой поехали к нему и попали под сильный ливень, а зонтов у нас с собой не было, и мы шли и думали, что же нам делать без зонтов… и пришли к нему, как две мокрые курицы… и сели на мокрую лавку… вдруг НАД НАМИ СЛОВНО РАСКРЫЛСЯ БОЛЬШОЙ ЗОНТ, наподобие пляжного тента, не большой, а огромный, размером с весь участок Толи. И мы с Тамарой сидели под этим «зонтом». Вокруг нас на кладбище и на всем пространстве Новой Сходни шел сильный ливень, а над нами никакого ливня не было, над нами не капало, и на нас с ней не пролилось ни одной капли…
- Это Толя раскрыл над нами свой незримый небесный зонт, чтобы мы не промокли до нитки и до костей! – решили мы с Тамарой. И до сих пор вспоминаем тот мистический случай… И не находим этому случаю никакого объяснения, кроме одного: Толя таким образом подал нам свой ЗНАК и дал нам понять: я рад, что вы пришли ко мне, Нинетта и Тамара… я с вами…
А когда мы с Тамарой посидели на лавочке и пообщались с Толей своими душами и пошли с кладбища к остановке автобуса, ливень внезапно прекратился, и на небе воссияло солнышко и заиграло своими золотыми лучами…
- Это Толя позаботился об этом, позаботился о нас! – сказали «мы с Тамарой», с которой к Толе «ходим парой».

30 апреля 2023 г.

 

 

"Наша улица” №282 (5) май 2023

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве