Татьяна Озерова “Сходить в народ за добрым словом" рассказ

Татьяна Озерова “Сходить в народ за добрым словом" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Татьяна Васильевна Озерова родилась 31 декабря 1946 года в Воронеже. С 1965 года проживает во Владимире. Окончила исторический факультет Владимирского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». Автор книг: «Рисунки» (2000), «Дорога к дому» (2004), «Одноклассники», «Простые люди», (2016). Публикуется в  литературно-художественных и краеведческих альманах, газетах  Владимира.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Татьяна Озерова

СХОДИТЬ В НАРОД ЗА ДОБРЫМ СЛОВОМ

рассказ

 

У Ксении Некрасовой есть чудесные строчки: «Хочется от людей добра, хорошего слова, теплых бесед без всяких тонкостей, а попросту, как может баба русская жалеть, сама бывалая в невзгодах…»
Вот и мне захотелось сходить в народ за добрым словом, с наслаждением вспомнить и проговорить наши детские считалки и заклички, послушать разговоры на базаре, на улице, в больнице, в школе и институте, поучаствовать с ребятами из ДХШ в зимнем пленэре.
Хуже нет одиночества в родном доме, такое время приходится пережить каждому человеку и пока есть силы, стараешься скорее выйти к людям на улицу. Все мы помним это неостановимое ничем и никем желание открыть дверь дома и сразу улететь на свободу! Гулять!!!
В родной дворовой компании, на золотом крыльце детства, завороженные волшебными словами устной народной речи, мы не понимали, какими сокровищами владеем. Считалки, заклички, дразнилки, звонкими ручейками разносились по улице, собирая ребят в веселую и дружную компанию. Кто считалок знал больше, тот всегда верховодил, а как же иначе, если в календарном круге одно время года сменяется другим, то вместе с ним меняются детские игры и развлечения. Вспомним с улыбкой, как под летним дождиком, бегая босыми ногами по лужам, в полете детской радости, мы кричали:
- Дождик, дождик пуще! Дам тебе гущи, выйду на крылечко, дам огуречка, дам и хлеба каравай, только пуще поливай! Увидев радугу горланили: -Радуга-дуга не давай дождя, давай солнышка из-под бревнышка!
С нашей ладошки улетала в небо за хлебом Божья коровка , а улитка получала кусок пирога за красивые рога, всего-то на четыре кулачка обманывали дурачка. А кто вспомнит косиножку, серого паучка с длинными ножками? Мальчишки бесстрашно ловили их и показывали малышне, как долго дергается его оторванная ножка, приговаривая: «Коси-коси ножка, покоси немножко!»
Ценились у нас и заумные считалки: Эне, бене, раба, квинтер, финтер, жаба, эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес!
Почти каждому в детстве доставалось прозвище или дразнилка. Нередко они отражали внешний образ и внутреннюю сущность человека, некоторые из них иногда сохранялись на протяжении всей жизни. Клички вырастали из имени, если ты Сергей - то для всех - Серый, если подстрижен под нулевку - то лысый, если не поделился чем-то - ты - жадина-говядина, а если у тебя имя Дуня, то тебе кричат дразнилку:
- Вот из переулочка вышла Дуня-дурочка, дура полубелая, вся от снега белая! Юрке досталось сполна, он был Кукурузой - из-за высокого роста и картавого произношения звука «р».
Кто не помнит своего детского прозвища? Кто не вспыхивал, не заливался краской, когда одноклассники со смехом выкрикивали его исковерканную фамилию? Обида, растерянность, недоумение…Почему оно прилипло к тебе? У подружки Тони фамилия была красивая и гордая - она была Королёва. Но, Господи, сколько за нее ей пришлось страдать! Она была и «Королиха», и «Голый король», что особенно ранило, когда мальчишки кричали в след такие слова.
- Почему? Ну почему я не Иванова, Петрова, в конце концов, не Сидорова!? Почему я Королёва? - жаловалась она своей матери. Та улыбалась в ответ и говорила:
- Подожди немного, будешь для кого-то настоящей королевой !
Издалека в памяти слышится звонкий голос водящей Аньки-Дылды: - На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей! Сейчас детям не нужны считалки, исчезли дворовые игры, все сидят за компьютерами.
Наконец встретились зима с весной - пришла пора менять декорации. Зарядили, застучали дожди по крышам, загудели весенние ветры, испугались и присели высокие и пышные сугробы, нехотя сползли снега с больших елей, почернело и посерело всё вокруг, да и небеса добавили сумрачных красок. Опять жди протаявшей голубой серединки в небе и пробившегося луча солнца. Но скоро, скоро, скоро прилетит март- грачевник, хоть снегом навеет, да солнцем согреет, говорят, что даже курица напьется воды из лужицы. А чего это я заторопилась, засуетилась? Надо еще февраль доживать, каждой его капелькой дорожить, ведь время-то неповторимо.

Один художник рисовал меня робкой девчонкой
С косичкой светлой, фигуркой тонкой.
Другой, как на картине старинной,
Написал меня девушкой в платье длинном,
А третий намалевал меня простою бабой,
С больной душой, с горькой русской правдой.
И жизнь уместилась в три картинки
В каждом возрасте - свои поминки.

Мимо ограды древнего собора пробежали молодые послушницы, в черных платках и рясах. Сестры все равно были современными девчонками: одна из них аппетитно ела мороженое, другая размахивала маленькой вышитой сумкой, вот они собрались в стайку и вдруг чему-то своему громко засмеялись.
Жизнь продолжается.
Улица всегда остается самым притягательным местом. Это наши пожизненные «университеты» познания мира людей, человеческих отношений, характеров и судеб.
А вот ты уже на базаре. В любое время года здесь увидишь, услышишь и надолго запомнишь яркие картинки пролетающей жизни.
Весной - в рыбном отделе - любуюсь продавщицей живого карпа. Она уже загорела и так живописна в белом колпаке и цветастом клеёнчатом фартуке. Всё время весело и громко кричит на своих рыб:
- Ты что, совсем сдурела, так махать хвостом! А рыбы действительно сильно плескались в посудине и поднимали тучи брызг над головами покупателей.
- Вот я тебе задам – первую и продам! Ишь, хулиганка какая! Ты еще мне весы сломай!
Зимой - на открытом рынке - молодой мужик певуче зазывает к себе покупателей:
- Чеснок, медок, хренОвина, медок, чеснок, хренОвина! Рядом бабы продают соленые огурчики, капустку, свеклу и морковь. А вдоль по базару метет метелица, и стоять под снегом не очень уютно, хочется всем побыстрее расстаться с товаром и добраться до теплого дома.
Кругом живые и искусственные ёлки, новогодние разноцветные огоньки гирлянд, в этом месте толпятся мальчишки, смотрят, как искрятся и переливаются лампочки в виде снежинок, они теперь еще и звучат, повторяют одну и ту же короткую мелодию, как когда-то музыкальные шкатулки .
Базар богатый: красивые ряды яблок, с ярко-красными, желтыми и зелеными боками, оранжевый ряд хурмы, мандаринов и апельсинов, конфетный ряд - всех видов сладостей просто не перечислить, про мясо и рыбу не говорю, выбирай, что тебе угодно. Вроде бы "удачный день и вдоволь хлеба", но вот эта необъяснимая грусть опять тревожит душу: маме бы моей пожить в эту пору.
Есть в живописи такой прием, который называют «обманки», когда художник рисует предметы с фотографической точностью, создает его иллюзию, так что хочется потрогать изображение, приняв его за живую реальность.
Бывает в жизни и так, что сам обманываешься в своих ожиданиях, смешно и грустно потом от разочарований.
Молодой энергичный преподаватель читает лекцию по русской поэзии серебряного века, звучат стихи Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой. Техничка, опираясь на швабру, стоит в дверях и слушает лектора. Он еще больше вдохновляясь, читает, казалось- бы для нее:

«Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится...
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...»

Выходя последним из аудитории, он ждет от женщины комплимента в свой адрес. А та говорит ему:
- Ну, что наорался?! Мне ведь убирать аудиторию надо, никак не могла
дождаться конца занятий.

Утром, при выходе из лифта меня встретил сосед с первого этажа:
- Мама у нас умерла…
Поговорила, посочувствовала, поделилась деньгами, в доме вместе прожили более тридцати лет. Пошла в больницу на прививку от ковида.
Узкий коридор уже был полон народа и гудел, как растревоженный улей. Из кабинета вышла медсестра, и объяснила, как мы по списку будем проходить к врачу, некоторых в списке не оказалось и они сразу стали выяснять отношения, она же отправляла их всех в регистратуру. Пришедшим были розданы 3 листа анкеты, которые каждый должен был заполнить: Ф.И.О. год рождения, номер страхового свидетельства, хронические болезни, лекарства, которые они принимают, добровольное согласие на вакцинацию и т д. Все бросились к столу заполнять бумаги, откуда-то даже сразу принесли третий стол, стали искать ручки, старики доставать очки, нервничать, что пока напишут три листа их очередь пройдет. Люди были разного возраста: молодые и пожилые, один уважаемый ветеран, вся грудь в орденских колодках, но это его не спасло, перед ним извинились и сказали, что он в списках не значится. Какая-то женщина кричала, что она из органов, и ее может не быть в списках! Как памятна наша история, кто-то вслух повторил вслед за ней с иронией:
- Из органов видите ли она!!! - и все засмеялись.
Сгорбленный, маленький старичок нервно тряс в руках бумажки и все прорывался к врачу, чтобы ему объяснили, когда ему привозить жену - «колясочницу» на следующую прививку? Наконец его пропустили в кабинет, и врач прокричала ему в ухо, что привозить бабушку надо будет через год. Он глубоко вздохнул, вытер пот со лба и ушел в волнении и печали за свою половинку, без которой ему и не жить.
Одна дама долго доказывала медсестре, что она идет по списку вместо такой-то женщины, которая отказалась от прививки, и все это занимало время и нервировало очередь.
После формальной беседы с врачом тебя направляют в следующий кабинет для вакцинации. Ты в тревоге сидишь в красной зоне, со стороны входа, где принимают больных с температурой. На фоне озабоченной очереди молодые медсестры весело обмениваются какими-то баночками домашней заготовки, их бестактность им не видна, как говорится: не ведают, что творят…
- Уж лучше бы я привился в гипермаркете «Глобус», там без давки и нервов, говорил молодой человек. Я же пришел в свою поликлинику, где все наши данные «забиты» в компьютере, а тут все по-старому!
Слова спешат, путаются, скапливаются большим тяжелым комом и не могут прорваться изнутри наружу. Губы как будто кто-то склеил, во рту сухо, язык прилип к небу и не может шевельнуться, а потом она кричит, стонет и плачет навзрыд:
- Не успела! Ничего не успела сделать, чтобы его спасти!
Слышит ли, видит ли он ее там, на небесах, никто не знает об этом. Правда, во сне он сказал ей, что ему там лучше, и что им он всегда помогает оттуда… и она хочет верить, что это так.
Прошло уже несколько лет с того дня, когда ее сын покинул этот свет. Каждый прожитый день душе больно от невосполнимой утраты, когда она видит молодых, веселых парней, то всегда представляет среди них его живым и здоровым, когда видит чьего-нибудь сына рядом с матерью, сердце сжимает спазм. Она помнит, как он обнимал ее, как бежал к ней на помощь, шуткой поднимал настроение, заботился о ней, был предупредителен в самых незначительных мелочах, звонил, привозил букеты роз в день рождения, возил отдохнуть в лес, на речку в город ее детства.
Он любил приносить ей интересные фильмы, чтобы она обязательно посмотрела какую-нибудь комедию, детективную историю, фантастику.
Он ушел, но подарил ей сад. Не только реальный участок земли с яблонями и цветами, с видом на любимую церковь Покрова на Нерли, но и сад воспоминаний длиною в свою жизнь - 42 года. Как сказал поэт: "И будем ждать, когда моленья пройдут сквозь каменные своды»
Он работал учителем технологии в гимназии. Для мальчишек этот предмет жизненно важен, так как каждому когда-нибудь придется забить гвоздь, отпилить доску, закрепить гайку, просверлить, придумать, сделать что-то своими руками из дерева или металла, и вместе с этим учил их быть настоящими мужчинами.
Однажды она наблюдала за ним, как решил он маленькую педагогическую задачу. На большой перемене в школьном коридоре сильно подрались два мальчика. Он разнял их, слабого отпустил в класс, а сильного попридержал около себя, сказав ему спокойным голосом:
- Постой-ка со мной рядом и подумай. Ни крика, ни нотаций, ни возмущения, ни угроз. Парень стоял около него ошарашенный таким поворотом дела. Он стоял, молчал и, наверное, все передумал и понял, после звонка в свой класс он вошел уже другим…
Для ребят известие о его смерти было шоком. Еще вчера они сидели у него на уроке, а сегодня? Неужели так бывает?
Кто-то вспомнил, как у него порвался ботинок, а учитель помог починить его, кто-то вспомнил, как спрятался в его кабинете от директора школы. Другие вспоминали уроки творчества на свободную тему, когда мастерили из дерева какую-то поделку по своему выбору или, когда весной развешивали в парке свои скворечники и переживали маленькое счастье своей победы.
Вот, что написали о нем его ученики, которые впервые в жизни выражали свое соболезнование: « Мы учились у него три незабываемых года. Думаю, мы бы и пять, и десять, и двадцать лет провели с ним в очень добрых и теплых отношениях».
«Меня зовут Федя, я тот человек, который часто конфликтовал с учителем и вел себя неподобающе на уроках, но он все прощал… Урок труда, был один из тех уроков, на который хотелось ходить».
«На занятии по сельхозтруду нам раздали лопаты и грабли, мне достались грабли. В силу своей глупости вышло так, что я их сломал. Я тогда не понимал и не придавал значения своему поступку. А он, ничего не сказав, починил эти грабли. Именно сейчас я понимаю всю свою вину и неправоту, и чувство должника с каждым днем все больше и больше терзает меня. Надеюсь, что вы поймете меня, так как все наши с ним проблемы, только сближали нас». (Егор)
В любом своем творчестве человек хочет себя выразить. С чего же начать рассказ о зимнем пленэре? С того, что в городе Владимире на Николо-Галейской улице, напротив чудесного храма жил - был художник - Николай Сергеевич Владимиров. Знакомство детей с его жизнью и творчеством началось в одном из классов детской художественной школы. Здесь были развешены работы мастера - городские и сельские пейзажи, натюрморты, а детям было предложено придумать названия к этим картинам.
Придумать названия оказалось очень сложной задачей, и поначалу ничего не получалось. Тогда они потянулись к своей учительнице с вопросом, что делать? А она им сказала:
- Представьте, что меня нет в классе, и не к кому обратиться за помощью. Думайте сами, но одно могу посоветовать, надо найти в каждой работе самое главное, свою «изюминку».
Одна маленькая девочка восприняла этот совет педагога в буквальном смысле слова, и долго искала ту самую изюминку. Затем снова подошла к Аиде Ивановне и доверительно сообщила:
- Я обошла все работы, а изюминки нигде нет!…
А потом вдруг начались поэтические откровения, нужные слова посыпались, как из рога изобилия. Каждый ходил со своим листочком, и по номерам работ (обозначенным заранее учителем) записывал себе, название той или иной картины, одинаковых и невыразительных образов не было.
Чистые глаза и сердечки юных художников рождали такие
строчки: «Солнце в дереве запуталось», «Свет из окна», «Ночная быль», «Деревенский этюд в городском переулке», «У холодной реки», «Смеркается», «Дома у церкви», «Ветреный день», «Смотрю я ночью из окна», «Весна зимой», «Старый дом», «Солнце в зиму заглянуло» и даже … «Пьяный забор»!
Если бы можно было перечислить все эти названия! Вы бы сразу почувствовали, какие картины стоят за ними. А какие рифмы и образы рождаются от этих названий, если только вслушаешься в них, если только их услышишь. А то ведь на вопрос:
- Какие дома стоят у церкви?
Можно просто ответить: – Деревянные! Но ведь от долгого общения с храмом они становятся особенными, они отражают в своих окнах уже и его сущность.
Я не могла устоять от этого соблазна поэтической детской подсказки, совершенно естественно от их названий родился целый цикл стихов «Зимний пленэр».
Ребята приехали на Николо-Галейскую улицу вместе с учительницей и бабушкой одной из учениц на маленьком автобусе. Людмила Дмитриевна Михайлова (вдова художника) тепло встретила ребят, показала им мастерскую, его рабочее место, палитру, окно, из которого он часто писал любимую церковь, улицу и ее обитателей, заснеженные кусты сирени. Дети обошли церковь, полюбовались на заклязьменские дали, сделали карандашные наброски с деревянных домиков, резных наличников, кто-то успел нарисовать и саму церковь, и большие сугробы вокруг нее, и даже потерять свой мобильный телефон, который обнаружила Аида Ивановна. До телефона ли им было в ту пору! Игрушка да и только . А тут… Какие чудесные открытия были у ребят в этот день! И чему же они больше всего порадовались?
Маленькая мастерская художника не могла вместить всех сразу и поэтому первая группа экскурсантов выбежала на улицу с восторженным криком:
- Там русская печка! В ней горят дрова и так тепло! Ребята словно попали в настоящую русскую сказку. Мы разместили детей на чистом полу, устланном домоткаными половичками, и стали читать стихи, написанные к картинам художника.
- Смеркается…День перед вечером кается, что скоро с ним распрощается, что с ночью тот повстречается, там очень темно случается, прощается день и мается… смер-ка-ет-ся !
- Старый дом, усталый дом, спит с задумчивым лицом. Старой бабке не до сна, на крыльце сидит одна. Вспоминает лишь о том, как был молод ее дом!
- Вы видели весну зимой? Ручьи текут опять рекой, вдруг старый сад затрепетал, ах, я цвести не опоздал? Вы слышали весну зимой? Ведь за окном кошачий вой! И льется снежный дождь стеной. Весна - зимой? Весна – зимой!

Деревенский этюд -
В городском переулке!
Тут не улица города,
Здесь - закоулки.
Тут смешные домишки
Над тихой рекой,
Здесь идиллия сна -
Абсолютный покой!
Но, когда здесь светает,
То такое бывает…
Золотистый петух
На плетень прилетает.
И весь двор оживает ….
Из земли прорастают
Лопухи, как деревья.
Я под ними спокойно хожу,
И все новые сказки для деток
Собираю со сказочных веток…
И в березовый короб кладу…

Дети были довольны, что придуманные ими названия картин, вплетаются в стихотворные строчки, дополняют найденный художественный образ, ту самую «изюминку», которую искали они и нашли уже совместными усилиями педагога, поэта и художника. Говорят, что ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствует красоты слова. Вот это-то нужное слово все время ищут поэты, художники и музыканты, ищут простые люди в своем повседневном труде, как верно написал Юрий Кувалдин:«…человеком становятся исключительно благодаря Слову, во взаимодействии с которым открывается путь к собственному творчеству и постижению мира»…
В поисках доброго слова еду в троллейбусе, кругом люди, слышу их тихие голоса, вдруг ко мне с улыбкой подсаживается Женька, когда-то учившийся у меня, перекинулись парой фраз, и, выходя на своей остановке, он нарочно громко кричит: «До свидания, Татьяна Васильевна! Здоровья Вам на долгие годы»!

 

Владимир

 

 

"Наша улица” №282 (5) май 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/