Аркадий Арш “Чардаш на босу ногу” рассказ

Аркадий Арш “Чардаш на босу ногу” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Аркадий Михайлович Арш родился 14 января 1933 года в Магнитогорске.,С1939 года семья жила в Рязанской области, после войны - в Магадане. Окончив Киевский политехнический институт, работал в Новосибирске в НИИ и на заводе, служил офицером в Советской армии, около 30 лет трудился на заводах в Пятигорске и городе Жёлтые Воды на Украине.  Первые книги автора - «У синего моря за серыми скалами», дилогия «Зааршовки» и «Когда сходятся звёзды» посвящены Магадану и воспоминаниям о событиях, охватывающих период около 90 лет. В книге «Возвращение в Магадан» с использованием элементов фэнтези рассказывается об истории начала освоения Колымы и рождения города Магадан. Позже автор стал пробовать себя в малой прозе и выпустил книги рассказов «Бывает же такое!», «Станица и другие рассказы», «Неожиданная встреча». Им же написана книга об истории и жизни Пятигорского военного санатория в праздничном издании о Санаторно-курортном комплексе «Северокавказский» Министерства обороны РФ в связи со столетием его основания. Номинант национальных литературных премий «Наследие», «Писатель года» 2021 и 2022, «Георгиевская лента 2021-2025». Награждён несколькими медалями, звездой «Наследие 2022». Член Союза писателей России,

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Аркадий Арш

ЧАРДАШ НА БОСУ НОГУ

рассказ

 

Вика с малолетства любила музыку и проявляла к ней необычные способности. В возрасте чуть более 2 лет, ещё не умея говорить, она абсолютно точно передавала голосом услышанные мелодии песен, распевая их на своём «тарабарском» языке, что-то вроде: «В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречек…», а в 4 года уже уверенно звучали «Подмосковные вечера», все песни с пластинки «Бременские музыканты» и другие. Родителям ничего не оставалось, как отвести её в кружок сольного пения для малышей при музыкальной школе.
Однажды семилетняя Вика, будучи уже опытной исполнительницей песен на детских концертах, проходя с мамой по коридору музыкальной школы, неожиданно остановилась.
- Мама! Что это?!
- Что, доченька?
- Слышишь, какая музыка?
Из соседнего класса раздавалась игра на скрипке. Они аккуратно приоткрыли дверь - со скрипкой стояла девушка и под аккомпанемент рояля играла очень красивую мелодию. Педагог дал девушке доиграть и обратился к невольным слушателям. Он хотел выразить им своё неудовольствие тем, что помешали игре, но, увидев в широко открытых глазах ребёнка восхищение, улыбнулся и спросил:
- Тебе понравилось?
- Да! А что это было?
- Это было «Адажио» Томазо Альбинони, - продолжая улыбаться, ответил педагог и обратился к маме Вики, - Вы уже чем-то занимаетесь?
- Да, она третий год ходит на вокал, у неё, говорят, абсолютный слух.
- О! А скажи-ка нам…  Как её зовут? - обратился он к маме.
-  Виктория.
- А скажи-ка нам, Виктория, в какой тональности мы играли?
- Сыграйте начало.
Девушка подняла скрипку и сыграла. Вика немного подумала и говорит:
- Соль минор?
- Правильно! - восхищённо сказал педагог. - Тебе понравилась скрипка?
- Очень! Я хочу научиться играть «Адажио» Альбинони!
- Ну, что ж. Если твоя мама не против, приходи к нам. Расписание составим так, чтобы ты успевала ходить и на вокал. Я дам ребёнку (обратился к маме Вики) так называемую рабочую скрипочку, пусть она на ней «попиликает» и, если понравится и захочет серьёзно заниматься, надо будет купить ей хороший инструмент. Такая скрипка стоит недёшево, но уж коль играть, то только на такой.
Так всё и началось.
Девочка «пиликала» и «пиликала» целыми днями, добиваясь красивого звучания. Однажды позвонили, в двери появилась сердитая женщина.
- Зина! Я, как вы знаете, живу в соседнем подъезде. Стены моей квартиры рядом с вашей. Мне покоя нет от вашей скрипки! Когда это кончится?!
- Простите. Я это предчувствовала. Мы хотели на стену повесить большой ковёр, но чистота звука при этом заглушалась и терялась. Думаю, эти неприятности скоро закончатся. И я вас уверяю, - с улыбкой продолжила Зинаида, - вы ещё будете благодарить некачественную звукоизоляцию за то, что сможете слушать красивую музыку! ...

Время шло. Росла Вика, росло и её мастерство. Школа, училище, консерватория - позади. И вот - Большой зал, сольный концерт. Послушать и посмотреть молодую и успешную скрипачку зрители заполнили целиком партер и балкон. После того, как оркестр отыграл несколько небольших произведений, ведущая объявила:
- А теперь представляю вам молодую исполнительницу на скрипке, победившую ещё в студенческие годы в *** конкурсах, Викторию Ко***кую!
Вика вышла на сцену в красивом платье с открытыми плечами, стянутом на осиной талии блестящим пояском, в туфлях на высоченных каблуках, которые ещё больше подчёркивали её стройную фигуру.
Зазвучали «Аве Мария» Шуберта, «Вокализ» Рахманинова, затем Фибих, Таривердиев… Вика играла, всё более разогревая себя и публику, оркестр исполнением своих произведений давал ей небольшие передышки, и вот - объявили «Чардаш» Монти. Зрители сначала удивились, почему после первых оркестровых аккордов скрипка осталась в опущенной руке, но неожиданно Вика запела. Её глубокий голос, тембром находящийся от высокого сопрано до почти альта, заворожил зрителей, они просто замерли от неожиданности и восторга. Пропев медленную первую часть «Чардаша», Вика вскинула скрипку к плечу, под воздействием быстрого темпа невольно шагнула в сторону, и вдруг… Высокий каблук туфли попал в какую-то трещину в полу, артистка чуть не упала, а туфля со сломанным каблуком отлетела в сторону. Чтобы не упасть, вторую туфлю пришлось сбросить.
Наступило замешательство. Вика своими огромными полными ужаса и слёз глазами посмотрела на дирижёра, а он вдруг спокойно и демонстративно снял свои туфли. Оркестр тут же под дружные аплодисменты зрителей поддержал своего руководителя. Что удивительно, но зрители первого ряда, поддавшись такому почину, тоже скинули свою обувь, за ним - второй, третий… Скоро весь зал, поддерживая скрипачку, аплодировал босиком. Дирижёр взмахнул палочкой, и после аккорда заиграла скрипка. О! Это был не «Чардаш», это была феерия звуков! Смычок в быстрых вариациях легко касался струн, и ноты как бы отскакивали от них.
Закончилась быстрая часть, снова музыка пошла в медленном темпе. Вика играла, она не слышала ни оркестра, ни аплодисментов, не видела зрителей. Ей представилось большое залитое солнцем зелёное поле на фоне высоких жёлтых подсолнухов, а венгры в разноцветных костюмах, расправив плечи и широко раскинув руки, двигались в танце по этому полю. Но, вот, снова они закрутились, завертелись в быстром темпе…  Вика подумала: «Как они успевают? Ведь я так быстро играю!». КАК она играла, словами передать невозможно. Дирижёр почувствовал, что в душе солистки происходит что-то необычное, он не руководил ею, а внимательно следил за игрой, подчиняя ей своей палочкой оркестр, чтобы не помешать творческому порыву солистки.
Последний аккорд, скрипка вскинута вверх и…  Нет, это были не громкие аплодисменты, это были овации, да такие, что, казалось, небо упало на зал! Много зрителей пробралось к сцене, и закидали её всю цветами. Вика стояла и кланялась, кланялась…  А когда из-за кулис ведущая вышла босиком, зал просто взревел от удовольствия!
Они вместе с Викой и дирижёром о чём-то поговорили, после чего Вика подошла к микрофону и сказала:
- Дорогие мои зрители! Спасибо вам большое за приём и поддержку! Концерт окончен, но специально для вас я исполню своё любимое произведение - «Адажио» Альбинони!
И началось такое представление! Вика с оркестром и играла, и после первой части пела - да как пела! Ни с Ларой Фабиан, ни с другими известными исполнителями «Адажио» сравнить было невозможно! Скрипка не играла, она пела и плакала. И вместе с нею, стоя босиком, слушал и плакал весь зал!

 


"Наша улица” №283 (6) июнь 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/