Марина Русецкая “Ангел" эссе

Марина Русецкая “Ангел" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Марина Русецкая

АНГЕЛ

эссе

Марина Русецкая - поэт, бард, родилась в Санкт Петербурге в 1947 г. Окончила ЛИИЖТ, ныне ПГУПС Императора Александра 1, факультет "Мосты и тоннели". После замужества переехала в Москву. Стихи пишет с 7 лет, песни с 16 лет. Публиковалась в разных периодических изданиях, выпустила диск своих песен. Сайт в интернете: www.rusetskaya.ru. В "Нашей улице" публикуется с № 275 октябрь 2022.

Однажды, по электронной почте, я получила письмо, в котором корреспондент спрашивал, что нужно делать поэтессе, которая пишет хорошие лирические стихи. Еще он писал: «Если Вы не возражаете, я пришлю их Вам. Я ответила: «Пришлите мне самое ваше любимое стихотворение, то, которое Вам больше нравится».
На следующий день я получила по электронной почте три стихотворения. Первое называлось «Ангел». Я внимательно его прочла и решила ответить честно и прямо, что я думаю об этом произведении. Я привожу здесь этот опус без согласия автора, к сожалению, мне не сказали фамилию, как я поняла из письма, этой девушки, или девочки. Стихотворение звучало так, (привожу в авторской орфографии):

                                          АНГЕЛ

Стояла ночь, и все тихонько спали
А я сидела молча у окна
И вот тот свет и ангел входит в спальню
Протягивается ко мне его рука
Он прошептал пойдем со мной в долину
Где нет ни слез, ни горя, ни тоски
И потянул меня с собой в свою трясину.
Беря меня в свои тиски.
Но знала я что нет такого места
Не существует его просто на яву
Ведь это сон сделанный мной из теста.
А если он, то значит я живу.
Вдруг обернулся он и отпустил меня
Сказал что любит. И тут проснулась я.

        Я ответила следующее: во-первых, в стихотворении должен существовать внутренний ритм, дающий стихотворению основу и опору. Этот ритм может быть разным. Он может быть выстроен по классическим ритмам – ямбу, хорею, амфибрахию, гекзаметру и т.д. Если за основу стихотворения не берется классический размер, то можно взять, создать свой собственный ритм, но он должен быть точным и выверенным. Стихотворение, на мой взгляд, должно быть сколочено, сбито крепко и основательно.
Второе: смысл. Должен быть четкий, продуманный смысл. В этом произведении я вижу много смыслов, но они размыты, и не переданы читателю. Например: Ангел обычно спасает, он не может тянуть человека в трясину. В трясину может тянуть леший или кто-то из нечистой силы.  Все перемешано и не выделена главная мысль стихотворения.
Третье: правописание, «наяву» пишется слитно. Прямая речь выделяется, обычно кавычками, и т.д. Еще я написала о том, что над стихотворением нужно работать. Первая, записанная мысль, основа, должна быть доработана, доведена до совершенства, насколько это возможно. Я вспомнила, как писала свое стихотворение «Подснежник». Я над ним билась целый месяц, исписала толстую, общую тетрадь. У меня получилось три законченных варианта, но это все было не то, чего я хотела. Я чувствовала, что должно быть лучше. Я работала до тех пор, пока не получилось так, как мне было нужно. Я помнила слова Бориса Пастернака: «Нужно отказываться от хорошего, во имя лучшего».
Я долго извинялась перед автором, старалась объяснить, что я понимаю, как можно ранить молодую поэтическую душу критикой, но необходимо, чтобы кто-то сказал правду, иначе человек пойдет по легкому, ложному пути и потеряет свое самое главное, свое слово. «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна, 1.1). Если относится к слову с трепетом и уважением, то работать с ним будет  радостно, и нетрудно.
Я просила не обижаться на меня, потому что я помню, как в четырнадцать лет сама начала писать роман. Я попросила маму послушать первую главу. Мы с ней сели друг против друга, и я начала читать свое произведение. Я волновалась. Первые строчки звучали так: «Из кареты, подъехавшей к замку, вышел сэр. На нем был черный цилиндр и белые перчатки». Мама меня перебила и спросила: «Скажи, дочь, а что на сэре, кроме цилиндра и перчаток, больше ничего не было надето?» Я зарыдала и бросилась бежать. Мне стало очень обидно.
Конечно, я не понимала тогда, что плачу оттого, что еще несовершенна в прозе, и не могу писать роман, не знаю, как это делается. Я не понимала, что обиделась не на маму, а на самое себя.
Романов я больше не писала, но к прозе, все же,  пришла  после 30 лет.
Работа над своим собственным потоком сознания необходима, если поэт хочет достичь чего-то серьезного в этой области.  Конечно, бывает так, что стихотворение приходит в голову совершенно законченным, но такое случается редко. Нужна работа над  словом. Из алмаза необходимо сделать бриллиант, но это сложно, и требует большого напряжения всех своих душевных сил. Нужно думать, нужно читать, много читать. Искать среди классиков своих единомышленников. Необходимо развивать себя и, конечно, нужно читать Библию. Для поэта эта книга необходима. Она расширяет сознание, дарит мудрость, воспитывает душу,  выстраивает  нравственную сферу, ведет человека к красоте, к Богу. Бог создал человека по образу своему и подобию, он наделил его даром творчества, одарил его умением создавать. Бог одарил его тем, чем занимался сам. Свое творчество Бог направил на сотворение мира. Глядя на природу, на бесконечное разнообразие, и красоту вокруг нас, можно сказать, что Бог создал мир прекрасным. Земля - удивительная планета, и только люди, безответственные, бездумные,  могут все это великолепие погубить.
Ответа я не получила, не знаю, обиделась ли на меня эта поэтесса, или  восприняла критику правильно, а, возможно, мои слова ей не передали.  Но я, долго думала над ее наброском стихотворения. В конце концов, я написала свой вариант, исходя из ее основы, опираясь на собственный ритм, собственный смысл, в своей индивидуальной манере. Может быть, она вырастет, и, когда нибудь, прочтет эти заметки. Свое произведение она сразу узнает. А мой вариант ее «Ангела» получился таким:

Темнела ночь,
Глубокий сон храня.
Вдруг, свет наполнил комнату мою
И Ангел тихо мне сказал: «Люблю»
И бережно взял за руку меня.
Он вверх тянул
Из всех возможных сил
А я внизу,
В трясине,  как в тисках
Кричу: «Мне больно».
Ангел  отпустил
Он отпустил меня
И скрылся в небесах.

Зачем нам снятся сны, что в этих снах?
Очнулась я под утро, вся в слезах.

 


"Наша улица” №283 (6) июнь 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/