Нина Краснова "«Любовью за любовь»" (беседа Ныны Красновой с Павлом Щербининым о Тихоне Хренникове)


Нина Краснова "«Любовью за любовь»" (беседа Ныны Красновой с Павлом Щербининым о Тихоне Хренникове)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".



 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

«ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ»

К 110-летию со дня рождения композитора Тихона Хренникова (10.06.2013 – 14.08.2007)

(беседа Нины Красновой с певцом Павлом Щербининым о композиторе Тихоне Хренникове)

эссе

Тихон Хренников.

 

Любовью за любовь вознагражу я,
                                                   И станет сердце дикое ручным.
Вильям Шекспир                                                                             в переводе Павла Антокольского

И хочется считать и в это верить свято,
                                    Что никого не знала я до Вас.
Нина Краснова

Н. К: - Павел Петрович, сегодня у нас с Вами речь пойдет о великом русском композиторе Тихоне Хренникове, народном артисте СССР и России… сочинения которого Вы поете. С чего началась Ваша любовь к нему?  Когда Вы впервые открыли для себя его творчество?
П. Щ.: - В 1983 году, когда мне было 11 лет, на экраны кинотеатров вышел музыкальный художественный фильм «Любовью за любовь». Посмотрев его, я был просто очарован красотой музыки Тихона Николаевича. В фильме звучала вокальная и балетная музыка композитора, «Сонет № 40». И я помню до сих пор, что лично для меня это было гармонически что-то заподнебесное. А ходил я на этот фильм в кинотеатр более 10-ти раз, точно, и когда я слушал сонет Хренникова, у меня учащался пульс, и я чувствовал мурашки по коже. Вот до такой высокой степени он магически действовал на меня, и действует до сих пор. И я знаю, что это будет со мной до конца.
Н. К: - То есть вы с малых лет открыли для себя музыку Хренникова и прониклись любовью к ней…
П. Щ.: - Да. И я помню ощущение счастья, именно счастья, когда я, всегда как на крыльях, «летел» по линиям ГУМа, в отдел продажи грампластинок. И однажды спросил у продавщицы, которая разговаривала с каким-то мужчиной о чем-то личном, есть ли у них в продаже пластинка балета Хренникова «Любовью за любовь». Посмотрев на меня, продавщица утвердительно произнесла: «Да...», - и вытащила из-под прилавка двойной виниловый альбом (диск-гигант) балета «Любовью за любовь» красоты неописуемой: и художественное оформление, и фото солистов балета Большого театра. Я попросил поставить эту пластинку на проигыватель. И, когда раздалась увертюра балета, я молниеносно побежал к кассе. А вслед услышал, как эта продавщица сказала своему знакомому: «Вот видишь, мальчик какой хороший? Балет Хренникова слушает!»
А в фильме «Любовью за любовь» произвело впечатление на меня еще и исполнение Альгисом Арлаускасом одной из главных ролей. Альгис, на мой взгляд, это Клавдио, сошедший со страниц рукописи Шекспира…
Н. К: - И смотрите, Павел Петрович, как потом складывалась ваша судьба, как всё в ней притягивалось по законам галактики, вселенной, по законам космоэнергетики.  Через много лет вы, молодой тогда артист театра Станиславского и Немировича-Данченко, участвовали в IV Московском фестивале искусств «Вдохновение» и «за высокое исполнительское мастерство, творческую индивидуальность, многоплановость репертуара» и «за успешные выступления в концертах» получили ГРАН-ПРИ и звание лауреата и дипломы с подписями Хренникова, который был председателем жюри этого фестиваля!

Павел Щербинин.


П. Щ.: - Это было такое счастье для меня!
Н. К: - А потом вы познакомились с героем фильма «Любовью за любовь» Альгисом Арлаускасом…»
П. Щ.: - Да. И у нас с ним до сих пор дружеские отношения, творческий союз, несмотря на то, что я живу в России, а он в Испании.
Н. К: - А как давно вы поете Хренникова?
П. Щ.: - Я пою его уже в течение многих лет... в том числе и «Сонет № 40» («Но я в одном тебя лишь упрекну: / Пренебрегла любовью ты моею»), он есть в ютубе... В 2019 году я записал этот сонет в очередном своем CD-альбоме.
Н. К: - Вы работаете в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко уже 32 года… там идут классические оперы Мусоргского, Римского-Корсакова, некоторые с вашим участием…
П. Щ.: - В моем театре исполнялись и оперы Хренникова «В бурю», «Фрол Скобеев», «Безродный зять», «Золотой теленок». В Большой театр невозможно было попасть на его великий балет «Любовью за любовь». Сила музыки Тихона Хренникова понятна и близка всем любителям прекрасного. Он внес неоценимый вклад в развитие нашей культуры.  Он композитор большого диапазона, писал оперы, балеты, симфонии, концерты, инструментальные сочинения, камерную музыку, малые вокальные формы,  песни и романсы, так любимые людьми, и  музыку для театра и кино…
Н. К: - Он автор музыки для 30 кинофильмов…
П. Щ.: - Да. И разве можно представить себе кино без гения Тихона Хренникова, без его кинокартин «Верные друзья», «Шесть часов вечера после войны», «Свинарка и пастух», «Гусарская баллада», «Любовью за любовь»?
Н. К: - Вы лично знаете и учеников Хренникова…
П. Щ.: - Я общался и общаюсь с учениками и ведущими солистами оперы, знавшими Тихона Хренникова и работающими с ним. Такие большие певцы, солисты нашего театра, как Анатолий Лошак, Александра Фатькина, Валентина Щербинина. Я работал на концертной эстраде с первой ученицей Тихона Хренникова, композитором, профессором Московской консерватории Татьяной Чудовой…
Н. К: - Тихон Хренников – композитор-мелодист, как и Кирилл Молчанов, песни которого Вы поете…
П. Щ.: - Да. И мне очень близка позиция Тихона Николаевича, который говорил, что русская душа и сердце русского человека так устроены, что реагируют и любят прежде всего мелодическую основу произведений. Обязана быть мелодия. Он всегда говорил в своих интервью, что основа - в мелодии, а не в наборе каких-то звуков какофонического плана.
Н. К: - В свое время, в 1933 году,  Хренников окончил музыкальный техникум имени Гнесиных, занимался там по двум специальностям, в классе фортепиано и в классе композиции. Потом в 1936 году окончил Московскую консерваторию. А в 1948 году по личному распоряжению Иосифа Сталина был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР. И пробыл на этом посту до 1991 года, то есть целых 43 года. И очень много сделал для наших композиторов, и очень многим помог в жизни и творчестве, заступался за некоторых из них, которые подвергались репрессиям.  Он кстати сказать, лауреат Ленинской премии и трех Сталинских премий, и двух Государственных. И Герой социалистического труда.
П. Щ.: - Он был не только великим композитором, но и великим музыкально-общественным деятелем, педагогом, профессором. И был мудр, сохранив Союз композиторов. Он был дипломатичен и терпим даже по отношению к тем коллегам (формалистам), музыку которых не воспринимал. Я запомнил его фразу на всю жизнь - что такими «композиторами» написаны «горы никому не нужной музыки». Даже где-то он назвал их всех «сектой своеобразной гармонической» (то есть дисгармонической).
Я очень люблю искусство Тихона Хренникова и так благодарен небесам за то, что я - репертуарный певец Хренникова и Молчанова. Хренников и Молчанов - это два моих крыла на счастье! И ведь обратите внимание, Нина Петровна, какие это красивые люди, сколько в них духовности… они - гордость Великой русской музыки… У меня такая «тяжелая артиллерия», что очень многие концертные залы открывают мне свои двери, когда я говорю, кого я буду петь.
Н. К: - С августа 2022 года Вы выступали и продолжаете выступать в Москве и Подмосковье с благотворительными концертами, посвященными 100-летию со дня рождения Кирилла Молчанова. А теперь, я знаю, Вы собираетесь выступить в Ельце с концертами, посвященными Тихону Хренникову, на родине Хренникова, где, кстати сказать, недавно был открыт памятник ему.
П. Щ.: - Да. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Тихона Николаевича (1913 – 2007).  И в Ельце недавно был открыт памятник этому великому композитору. Я еще весной получил приглашение от администрации города спеть в августе два своих сольных концерта в Ельце. И - Бог даст - всё свершится! Именно в этом юбилейном году я должен попасть туда, посетить в первую очередь дом-музей Тихона Николаевича. Композитор был на открытии своего дома-музея и подарил ему очень много материалов из своего архива для выставок, для экспозиций. И, по своему завещанию, был похоронен в своем родном городе, причем прямо в саду своего дома. Я с нетерпением жду этой поездки в Елец, в этот русский город, который дал нам такого композитора, шагнувшего в мир Искусства далеко за пределы своей малой родины, благодаря своему музыкальному дару от Бога. 
Н. К: - Вы настоящий, преданный поклонник Тихона Хренникова. И вы знакомы с его родными.

Грамоты Павлу Щербинину, подписанные Тихоном Хренниковым.


П. Щ.: - Да, я знаком с писателем Андреем Кокоревым и с правнуком Тихона Николаевича, его тезкой Тихоном Хренниковыи, композитором, преподавателем Московской консерватории. Бываю и в квартире Тихона Николаевича в Плотниковом переулке.
Андрей Кокорев подарил мне несколько нотных изданий из архива Тихона Николаевича. Я обладатель редких изданий виниловых пластинок, всего, что неразрывно связано с изучением и популяризацией сочинений великого композитора.
Н. К: - У Вас  уникальный архив. И Вы умеете не только хранить его, но и работать с ним.   
П. Щ.: - Я очень люблю работать с архивом. У меня есть и редкие издания виниловых пластинок Тихона Николаевича, и книги о нем, и его CD-альбомы, и нотный том выпуска 1977 года - романсы на стихи Пушкина «Зимняя дорога», «Не пой, красавица, при мне», «Я здесь, Инезилья» и на стихи Есенина «Березка».
Мои студенты все до единого изучают и исполняют музыку Тихона Хренникова в обязательном порядке.
Н. К: - А какие произведения Тихона Хренникова Вы исполняете в своих концертах как концертный певец?
П. Щ.: - Ну, во-первых, мой Хренников - это в первую очередь музыка оперетты «Много шума из ничего» и балета моего любимого «Любовью за любовь». Конечно же, в моем исполнении всегда звучит на концертах - «Серенада Борахио»,  «Серенада Клавдио»,  «Адажио», «Ночь листвою чуть колышет», «Как соловей о розе»,  «Сонет № 40», популярные песни «Что так сердце, что так сердце растревожено», и редко исполняемое сочинение «Двух жизней нет», и  шлягер на все времена «Московские окна», и «Застолье» на слова Бернса…
Н. К: - Тихон Хренников работал с разными поэтами… написал с ними много песен, романсов…
П. Щ.: - Он много работал с Павлом Антокольским - это переводы, тексты для комедии «Много шума из ничего», к пьесе «Дон Кихот»… Сотрудничал и с В Гусевым - это и песни на его стихи к кинофильму «Свинарка и пастух» («И в какой стороне я не буду, / По какой не пройду я траве, / Друга я никогда не забуду, / Если с ним подружился в Москве»).
Рядом с Тихоном Хренниковым стоят имена поэтов А. Барто, А. Гладкова, С. Маршака, В. Тихонова, М. Матусовского, Е. Долматовского – Вашего, Нина Петровна, учителя, и имена П. Яковлева, Я. Халецкого, поэтов, которые, кстати, работали и с Кириллом Молчановым.
Н. К: - Вы мечтаете выпустить CD-альбом с сочинениями Тихона Хренникова.
П. Щ.: - Да, я мечтаю выпустить такой новый CD-альбом «Избранные сонеты, романсы, песни Тихона Хренникова». Туда войдут многие вокальные сочинения, о которых я сказал и о которых не сказал. И я хотел бы туда добавить «Колыбельную Светланы», которую записала одна из ведущих солисток оперы театра Станиславского и Немировича-Данченко Александра Фатькина. Она - в десятке лучших мировых исполнительниц этого великого сочинения Тихона Николаевича.
Н. К: - Павел Петрович, что Вы пожелаете молодым артистам-вокалистам, которые только начинают свой творческий путь?
П. Щ.: - Я очень хотел бы, чтобы они пели в первую очередь своих русских великих композиторов. Если эти молодые артисты считают себя русскими,  конечно, и таковыми являются.
Осенью 2023 года я открою, Бог даст, 33-й сезон своей работы в театре и на концертной эстраде. Так вот, я обращаюсь именно к молодым вокалистам. Много стран я объездил с гастролями и могу с убежденностью сказать, что на Западе поют в первую очередь своих соотечественников. Так должно быть и у нас. Уважайте, пропагандируйте Великое творческое наследие,  оставленное нам Великими Русскими композиторами, старайтесь идти своей дорогой и петь Русский репертуар.
Тихон Хренников - имя на века, и оно неразделимо с Российским искусством.

Беседовала по телефону
Нина КРАСНОВА
22 июня 2023 г.

 

 

 

"Наша улица” №284 (7) июль 2023

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве