Марина Русецкая “Белинский - Гоголю" статья

Марина Русецкая “Белинский - Гоголю" статья
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Марина Русецкая

БЕЛИНСКИЙ - ГОГОЛЮ

статья

Марина Русецкая - поэт, бард, родилась в Санкт Петербурге в 1947 г. Окончила ЛИИЖТ, ныне ПГУПС Императора Александра 1, факультет "Мосты и тоннели". После замужества переехала в Москву. Стихи пишет с 7 лет, песни с 16 лет. Публиковалась в разных периодических изданиях, выпустила диск своих песен. Сайт в интернете: www.rusetskaya.ru. В "Нашей улице" публикуется с № 275 октябрь 2022.

Знаменитое письмо В.Г. Белинского, по поводу публикации очень важного, на мой взгляд, произведения Н.В. Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями», вызвало немало споров и до нашего времени. Перечитывая это письмо, я постоянно удивлялась смелости Белинского - так резко и почти грубо писать великому писателю свои размышления по поводу его произведения.
Во-первых, сразу нужно отметить тот факт, что эти два автора, как сказал искусствовед А.А.Золотов, являют собой: «несовпадение масштабов личности». Это важное замечание. Мысли и переживания Белинского и Гоголя находятся на совершенно разном физическом и метафизическом уровне.
Белинский очень «обиделся» на Гоголя. Всё творчество великого писателя было направлено на критику русских характеров, на высмеивание и утрирование отрицательных черт в персонажах его произведений. Белинский любил Гоголя, ему импонировало именно это, потому что и сам он, критик по своей природе, выделял в людях и в жизни вокруг отрицательные черты, и в основном, писал критические статьи.
 И, вдруг: Гоголь стал писать о Боге, о любви, о том, какой путь он видит для русского народа. Книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», наполнена любовью к человеку, к Богу, выстраданная прозрением писателя, основанным на глубоких переживаниях и глубоком анализе человеческих судеб в России. Гоголь утверждает в этой своей работе, что нужно идти к Храму, единственно правильному пути для нашего человека, ко Христу. Белинский же, неся в себе более дух разрушения, а не примирения, на мой взгляд, дух неверия, что было очень востребовано в то время, был возмущен таким поворотом в духовном преображении любимого писателя.
Белинский пишет Герцену в 1845 году: «в словах Бог и религия вижу тьму, цепи и кнут». Вполне атеистическое высказывание. Ф. И. Достоевский писал о Белинском так: «…но, как социалисту, ему, прежде всего, следовало низложить христианство, он знал, что революция непременно должна начинаться с атеизма… Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально».
Письмо Белинского полно горячим протестом против того, к чему пришёл Гоголь. Гоголь был человеком православным, глубоко верующим, именно к таким мыслям, которые он изложил в своем труде, он пришел после длительных размышлений о судьбах России. Белинский этого принять не мог. К тому же люди неверующие часто наполнены духом противоречия.
Сначала Гоголь ответил Белинскому, но, потом оставил эти старания. Он понял, что Белинскому ничего нельзя доказать и объяснить, не поймет. Человеку неверующему невозможно объяснить, как чист и светел Христос, насколько значимы его слова, и насколько спасительна его жертва.
Более того, постичь, что вера – это единственное, что может избавить человека от мук и страданий, помочь ему пройти жизненный путь наиболее достойно, очень трудно. Нужно постоянно трудится духовно, пытаться понять себя, прийти к тому, о чем говорил Христос, понять, что заповеди даны человеку для его же спасения. Оказывается – нужен духовный труд, чтобы понять и принять простые вещи: не убий, не укради, почитай отца и мать. Не делай другим того, чего не хотел бы для себя. Казалось бы, очень просто, следи за своими поступками, мыслями, выбирай путь добра, потому что заповеди – это добро, данное человеку во спасение.
По-видимому, очень сложно принять эту главную истину, если до сих пор находятся люди, которые не верят в Бога и совершают противоправные поступки. Белинский же, встав на путь критики гения, показал всю свою несостоятельность на этом поприще. Н.В. Гоголь всю свою жизнь критиковал некоторые черты русского человека, но он делал это на несравненно более высоком уровне. В.Г. Белинский в этом письме высказался грубо, кое в чём, бестактно, а, в общем, беспомощно.
Все произведения Гоголя наполнены любовью к человеку. Подмечая отрицательные черты своих персонажей, он одаривал читателя смехом добрым, не вызывая агрессии. А письмо Белинского к Гоголю наполнено раздражением и агрессией. Те примеры, которые приводит Белинский в своём письме, имеют место в жизни, но они слишком незначительны рядом с размышлениями Н. В. Гоголя. У нас и сегодня встречаются люди, которые совершенно лишены уважения к Храму, люди, не имеющие любви в своём сердце. Есть такая фраза, услышанная мною от священника Андрея Ткачева: «Правда, без любви – это ложь». В данном письме В.Г. Белинского, его нападки на Н.В. Гоголя выглядят слабо и неубедительно.
«Несовпадение масштабов личности», как верно, как точно сказано. Гоголь, после первого своего ответа Белинскому перестал ему писать, потому что понял бессмысленность этой полемики.
Слова Христа из Евангелия: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас, возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим, ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» ( Ев. Мф. 11. 28-30), - Н.В. Гоголь
принял сердцем, и решил написать о том, в чём он видит единственный путь человека на земле - христианскую любовь. Именно эту мысль он хотел передать людям в своем произведении: «Выбранные места из переписки с друзьями».

                                                                                        
Москва. 2018 г.

 


"Наша улица” №284 (7) июль 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/